Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКИЙ МУСОР, ЗАСОРЯЮЩИЙ НАШУ РЕЧЬ'

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МУСОР, ЗАСОРЯЮЩИЙ НАШУ РЕЧЬ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

669
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / мат / матерщинник / русский язык / сквернословие / чистота речи. / vocabulary / Mat / swearing / Russian language / profanity / purity of speech.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколов Валерий Данилович

Проведён анализ используемой некоторыми личностями речи, наполненной неприличными выражениями, непристойными словами, матерной бранью. Показано, почему они используются в повседневной жизни, без особых причин, особенно у молодого поколения жителей нашей страны; откуда «корни» «грязных» слов, выражений, и к чему это может привести. Сделаны ссылки на нормативно-правовую базу, законодательно препятствующие использованию в общественной среде ненормативной лексики. Даны некоторые рекомендации по «борьбе» с негативным явлением, находящим всё большее применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL GARBAGE THAT CLOGS OUR SPEECH

The analysis of the speech used by some individuals, filled with obscene expressions, obscene words, obscenities. It shows why they are used in everyday life, for no particular reason, especially among the younger generation of our country's residents; where the "roots" of "dirty" words, expressions, and what it can lead to. References are made to the legal framework that legally prevents the use of profanity in the public environment. Some recommendations are given for "fighting" the negative phenomenon, which is increasingly being used.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКИЙ МУСОР, ЗАСОРЯЮЩИЙ НАШУ РЕЧЬ»

УДК 37

Соколов Валерий Данилович Sokolov Valery Danilovich

канд. воен. наук, профессор доцент Военной академии материально-технического обеспечения,

г. Санкт-Петербург Cand. military science, Professor, associate Professor

Military logistics academies, Saint Petersburg

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МУСОР, ЗАСОРЯЮЩИЙ НАШУ РЕЧЬ LEXICAL GARBAGE THAT CLOGS OUR SPEECH

Аннотация. Проведён анализ используемой некоторыми личностями речи, наполненной неприличными выражениями, непристойными словами, матерной бранью. Показано, почему они используются в повседневной жизни, без особых причин, особенно у молодого поколения жителей нашей страны; откуда «корни» «грязных» слов, выражений, и к чему это может привести. Сделаны ссылки на нормативно-правовую базу, законодательно препятствующие использованию в общественной среде ненормативной лексики. Даны некоторые рекомендации по «борьбе» с негативным явлением, находящим всё большее применение.

Annotation. The analysis of the speech used by some individuals, filled with obscene expressions, obscene words, obscenities. It shows why they are used in everyday life, for no particular reason, especially among the younger generation of our country's residents; where the "roots" of "dirty" words, expressions, and what it can lead to. References are made to the legal framework that legally prevents the use of profanity in the public environment. Some recommendations are given for "fighting" the negative phenomenon, which is increasingly being used.

Ключевые слова, лексика, мат, матерщинник, русский язык, сквернословие, чистота

речи.

Keywords, vocabulary, Mat, swearing, Russian language, profanity, purity of speech.

...учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, НЕ СРАМОСЛОВЕЦ, [1]

Считается, что русский язык отличается от многих языков человечества своей красотой, мелодичностью и разнообразием. Эксперты называют наш язык великим и могучим. Русский язык - это язык общения. Мы используем его ежедневно. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в учебных заведениях, в том числе и военных, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации [2]. Статья же 68 Конституции нашей страны [3] отмечает: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык». Даже, несмотря на засилье в нём большого числа иностранных слов, слов-паразитов или сленга, что многие

называют большой проблемой на сегодняшний день (о чём мы писали в сборнике статьей международной научно-практической конференции [4]), русский язык не становится из-за этого качественно хуже.

Кстати о Конституции. В предложениях к изменению Основного закона страны имелось и это: «Изменить статью 68 (о языке и культуре): 4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством» [5]. Как известно, 1 июля 2020 г. российский народ эти изменения принял. Общая культура личности наиболее отчётливо проявляется в его речи. Значит культура, чистота речи должна быть под контролем и охраной государства.

Однако в современных условиях (может быть и поэтому внесены поправки в Конституцию) одной из серьёзных проблем нашего сообщества считается проблема культуры речи. Давно уже не секрет, что в современных условиях наша речь претерпела значительные изменения. В наше время всё чаще в речи взрослых людей, а самое неприятное и у подростков, в том числе и военных (начальников, подчинённых, от рядовых до генералов), стали «проскальзывать», там, где надо и не надо, так называемые слова-паразиты, а ещё хуже ненормативная лексика - лексический мусор (считающаяся, как средство поднятия дисциплины, улучшения боеготовности и пр.).

Речь, загрязнённая мусором, у многих людей старшего поколения (да, и не только) побуждает раздражение, поскольку употребление «скверных» слов вызывает брезгливость и отвращение, а это, в свою очередь, отражается на коммуникации. При этом нарушается или вообще не возникает взаиморасположенность общающихся, страдает содержание разговора.

Знания грамматики у некоторого слоя молодёжи снижаются, и на смену этому приходит их субкультура - сленг. Бурный рост массовых коммуникаций способствует проникновению в лексикон новых и новых слов, отражающих перемены, происходящие в нашем обществе за последние десятилетия. Они находят своё отражение в СМИ и, естественно, находят выход в жаргоне, словоблудии, который представляет собой вызов культурной речи.

Чем сленг привлекает подростков? Считается, что эта потребность подростка и потребность в непечатной лексике объясняется возрастной психологией [6]. Юноше, девушке подросткам хочется казаться взрослыми, в отсутствии социального контроля, а у военной молодёжи (в нашем случае у курсантов) от контроля взрослых командиров (начальников).

Тяжёлое, грязное слово (слова, выражения) можно встретить везде. Они завоёвывают всё новые территории, на которые ещё недавно вход был закрыт. Матерятся - в транспорте, в общественных местах, в казарме, на плацу, в аудитории; о ужас!!! - на детской площадке дети младших классов; матерятся студенты, школьники (обоих полов), курсанты, слушатели, о ужас!!! - научно-педагогический состав. Сквернословие стало сегодня почти нормой жизни. Ими пользуются даже в семьях, подчас в разговоре родителей и детей (при этом «культурные» родители считают, что идёт процесс воспитания???) [7].

Есть некоторые «деятели», которые утверждают, что сквернословие является частью менталитета российских людей. Больше всего непонятно

(неприятно), но даже люди таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий, как писатели, артистическая среда, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. Ругательства, «непечатное слово» встречаются на полосах современных независимых газет, в текстах произведений, считающих себя художественными (может от слова - худо) (например, «Это я - Эдичка» Э. Лимонова), и с телевизора, с подмостков театра. В торговле представлены словари, содержащие не только жаргоны, сленги, но матными словами.

Корни мата древние и уходят от наследия языческих времён. Он являлся языком общения с демонами [7, 8]. В древние времена матерщина использовалась в обрядах и ритуалах как магическое заклинание. Специалисты отмечают, что всплеск распространения матерных слов произошёл в период революционных времён. Когда революции меняют качественный культурный слой нации. Чтобы завоевать народ, привлечь его на свою сторону, нужно было показать трудящимся массам «недворянское происхождение» лидеров, что они как все, и разговаривать могут на их языке. Это значит, кто «кроет» матом правителей, то тот «свой» [7].

Чаще всего, люди матюкаются из-за того, что они «влипли» в стрессовую ситуацию (может так её восприняли). Только в стрессовом состоянии у человека снижается уровень интеллекта (затрудняется логическое мышление). При этом человек психологически более уязвим, и поэтому у него автоматически запускаются психологические защиты.

Непечатная лексика в стрессе, на эмоциях, и является защитой психики. Она срабатывает как вспомогательный, взбадривающий механизм, где, как кажется человеку, без крепкого слова никак не обойтись - при боевых действиях, например. Опыт воинского контингента в Афганистане показывает, что на военнослужащих воздействовали различные психологические факторы, влияющие на их стрессовое состояние: постоянная угроза смерти, высокое физическое и психическое напряжение, постоянное присутствие психотравмирующих ситуаций (наиболее сильные из них были связаны с гибелью друзей), нередко - длительное отсутствие достаточного количества пищи, воды, а так же дефицит позитивных эмоциональных переживаний и др. Все эти факторы являлись главными причинами хронической апатии (апато-агрессивного синдрома) и различных проявлений «феномена поиска ощущений», приобретающих, в ряде случаев, уродливые формы. Они реализовывались в виде неуставных взаимоотношений, употребления спиртных напитков и наркотиков, не говоря уже об использовании матерных слов. Во время присутствия наших войск в этой восточной стране у военнослужащих появился даже специфический сленг, правда, видимо, их нельзя относить к матерщине (табл. 1) [9].

Таблица 1. Наиболее популярные сленговые слова «афганского»

контингента

Солдатский сленг Эквивалент на русском языке

Балдырь Солдатский магазин, кафе

Бакшишь Подарок или что-то, дающееся начальством

Бача, бачёнок Мальчик, ребёнок, молодой солдат

Буру Соответствует «пошёл ты...», нельзя

Вшивник Спальный мешок, иногда нижнее бельё

Дух, душок Душман, бандит

Духтарки, ханумки Девки, девахи, «тётки», «бабы»

Маймут Обезьяна, может быть обращение к молодому солдату

Сарбоз Солдат

Чукча Любой солдат, плохо владеющий русским языком

Человек может выражаться «оригинально» (см. табл. 1), непотребно выражаться на себя, на других людей, на природные явления и прочее, показывая при этом свое эмоциональное, часто отрицательное, отношение к ним. В этом случае происходит выплеск негативной энергии, которая не задерживается в психике, а, значит, не вредит человеку. В итоге, выходит, что нецензурно ругаться, выплёскивать негатив матом порой и полезно?! В приведённом выше случае о войне, может быть и допустимы использования непотребных слов. Так, это же исключение, да, ещё какое исключение!!!

Есть грубоватые люди, которые ругаются матом, а некоторые разговаривают на нём. Разница в том, что, если человек употребляет такие слова только в стрессовых ситуациях - он просто подчёркивает личную эмоционально-психологическую слабость. А когда постоянно, даже без стресса пользуется похабным языком - это может говорить не только о человеческом бескультурье, неуважении к другим людям, но и может быть признаком психической или невротической болезни.

Учёные выявили болезненное состояние так называемую копролалию (лат. coprolalia; от др.-греч. копро^ «кал, грязь» + ХаХга «речь» - болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода). Копролалия указывает на снижение функциональных возможностей личности, неспособность контролировать свою агрессивность и эмоции. В этом случае человек неосознанно ругается матом - у него неумышленная тяга к этому [8].

Так как часто (особенно военачальники различных степеней) матерятся с целью оскорбления, унижения (постановки на место), в момент вспыльчивости стресса и т. д., когда закрыт нормальный лексикон, то и используют мат, потому что им кажется, будто собеседнику должно быть стыдно. Заблуждение тут в том, что, унижая и оскорбляя другого, сквернословец на уровне подсознания верит, что он возвышает себя. Несмотря на болезненное состояние, человек ответственен за употребление матерных слов перед правосудием. На то существуют статьи, определённые законами государства (табл. 2) [10, 11].

III Международная научно-практическая конференция Таблица 2. Перечень статей, определяющих ответственность за мат

Документ и его статья Федеральный закон Редакция

Статья 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. (ред. от 24.04.2020 г.) .нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток

Статья 130 Уголовного кодекса РФ № 420-ФЗ от 07.12.2011 г. Утратила силу. Статья перенесена в Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 5.61

Статья 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. (ред. от 24.04.2020 г.) Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей

Анализ содержания табл. 2 свидетельствует о том, что при неконтролируемом использовании ненормативной лексики можно предстать перед правосудием, и ответить за свои деяния.

Каковы же пути сознательного регулирования и охраны литературного языка в наши дни? Во-первых, на государственном уровне ещё в 2005 г. принят Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (с изменениями 2014 г.), где статья 1 п. 6 определяет: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани),...» [12]. Надо соблюдать законы, вот и всё!!! Во-вторых, надо читать и анализировать художественной литературы, лучше классику, которая показывает пример «цензурного», в лучшем смысле этого слова, употребления языка. В-третьих, надо стараться не общаться с людьми, употребляющими сквернословия, иметь желание, а иногда и мужество указывать ему: «фильтруй свои слова». Сквернословщики должны понимать, что некоторые окружающие их осуждают. И, наконец, на уровне образовательных учреждений нужно поставить заслон нецензурным словам в общении, в том числе и между обучающимися.

В качестве заключения отмечаем, что русский язык - среда обитания российского народа и каждого человека, в том числе военного. Мы преподаватели пользуемся речевой продукцией, наработанной нашими

предками, изменяемой нашими современниками. Всем известен термин «экология», как науки о взаимодействии человека с природой. Неблагополучное состояние экологической среды может подорвать (и, видимо, подрывает) здоровье наше и всех людей. Неблагополучное же состояние коммуникативной среды вызывает духовную деградацию отдельного человека и всего общества. Защита языка может быть эффективной только при условии личной заинтересованности каждого носителя языка, в первую очередь преподавательского состава. Надо каждому из нас анализировать свою речь, не использовать в своей речи похабщину, сленг; следить за тем, что ты говоришь и уметь противостоять негативной среде.

Библиографический список:

1. Устав львовской братской школы (1586 г.) [Электронный ресурс] URL: http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part30-52.php (дата обращения: 23.05.2020).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. Российская газета, № 237 от 25 декабря 1993 г.

4. Соколов В.Д. Слова, засоряющие образовательную деятельность [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека. - [М]: ООО Научная электронная библиотека, 2000 - 2020. URL: http://elibrary.ru/, ограниченный. Сборник трудов международной научно-практической конференции: Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. С. 25-30.

5. Полный список поправок в Конституцию 2020 [Электронный ресурс] URL: https://fozo.info/239-polnyj-spisok-popravok-v-konstituciju-2020.html (дата обращения: 23.05.2020).

6. Петровская Л.Ю. Проблема культуры речи в современном обществе [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 23.05.2020).

7. Актуальные проблемы русского языка и культуры речи. Ненормативная лексика - все аргументы против [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-russkogo-yazyka-i-kultury-rechi-nenormativnaya-leksika-vse-argumenty-protiv (дата обращения: 23.05.2020).

8. Ненормативная лексика. Причины употребления и способы борьбы [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.org/publikatsii/russkiy-yazyk/nenormativnaya-leksika (дата обращения: 23.06.2020).

9. Решетников, М.М. Психология войны: От локальной до ядерной. Прогнозирование состояния, поведения деятельности людей [Электронный ресурс] URL: https://www.labirint.ru/books/658353/ (дата обращения: 20.08.2019).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ 89dad705d1b 3aebf9c5d68e74ccdef3d0596a569/ (дата обращения: 23.05.2020).

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 23.05.2020).

12. О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 20 мая 2005 года [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/22277adf3d159e8c071d 2a73161373398e4b13b3/ (дата обращения: 23.05.2020).

УДК: 372.881.111.1

Гневышева Анна Вячеславовна Gnevysheva Anna Vyacheslavovna Торгованова Ольга Николаевна Torgovanova Olga Nikolaevna Шабанова Анна Евгеньевна Shabanova Anna Evgenievna Тверской государственный технический университет, Тверь

Tver State Technical University, Tver

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: СОВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ TEACHING FOREIGN LANGUAGES: TIPS FOR TEACHERS

Аннотация. В данной статье даются рекомендации для преподавателей, которые могут помочь при обучении иностранному языку. Первая группа советов включает в себя физиологические моменты: беречь голос, пить больше воды, говорить тихо и своим природным голосом. Вторая группа советов относится к методической деятельности. Здесь предлагаются упражнения и идеи для проведения занятий.

Abstract. This article provides recommendations for teachers that can help teaching a foreign language. The first group of tips includes physiological points such as taking care of your voice, drinking more water, speaking softly and with your natural voice. The second group of tips refers to methodological activities. Some exercises and ideas are offered.

Ключевые слова: иностранный язык, упражнения, обучение, рекомендация, преподаватель.

Keywords: foreign language, exercises, training, recommendation, teacher.

Говорят, что когда работаешь с детьми, чувствуешь невероятную отдачу: дети рисуют тебе открытки, приходят обнять на перемене и рассказывают родителям, что ты их любимая учительница. Но бывают дни, когда все идет не так: никто не слушается, домашнее задание не сделано, и в себя приходишь только после 30-минутной ванны вечером.

Как преподавателю иностранных языков выжить и не выгореть на работе. Вот несколько советов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.