DOI https://doi .org/10.46845/2541 -8254-2021 -1(28)-3 -3 УДК 008:39
ПРОБЛЕМА НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
М.Н. Арсланова, студентка, e-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»
В.А. Шахов, д-р культурологии, доц., e-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»
В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с использованием нецензурных слов в повседневной жизни. Приводятся результаты некоторых медицинских исследований и наблюдений по данному вопросу. Делаются выводы о возможных причинах возникновения данной проблемы и методах ее решения.
Ключевые слова: ненормативная лексика, язык, духовность, история, воспитание
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, к сожалению, очень частым явлением стало употребление в речи нецензурных слов. Такие выражения являются обыденностью не только для людей низкого социального уровня, но и для довольно образованного круга лиц, а также детей и подростков.
Так как использование ненормативной лексики стало нормой для многих людей и с каждым годом приобретает все более острый характер, складывается ощущение, что это вирус, не поддающийся лечению. Например, возьмем социальные сети, где представлено огромное количество видеороликов с ругающимися матом детьми и малышами, но при этом родители этих детей, которые снимают на видео, находят это забавным и даже не пытаются объяснить, почему не стоит произносить эти выражения [1].
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования является проблема распространения ненормативной лексики в социокультурной сфере.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целями исследования являются: описание возникновения и влияния ненормативной лексики в жизни людей и рассмотрение влияния различных аспектов (традиции, воспитание, духовность) на формирование правильного понимания рассматриваемой проблемы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед тем, как проанализировать имеющиеся тематические материалы, необходимо рассмотреть историю возникновения ненормативной лексики на Руси.
Согласно одной из многочисленных версий, сквернословие на нашей земле появилось со времени нашествия монголо-татар. Тем не менее, некоторые историки считают эти данные ошибочными [5].
Например, если провести анализ русских летописных источников, существовавших до монголо-татарского нашествия, можно увидеть, что сквернословие уже было распространено давно, согласно надписям на берестяных грамотах, найденных в Новгороде и Старой Руссе в XII веке [3].
Кроме того, есть версия, исходя из которой, сквернословие является частью языческих обрядов.
Матерная брань использовалась в заклинаниях с целью отпугивания нечистой силы, или, наоборот, призвания ее на помощь. Поэтому иногда нецензурную лексику называют инфернальной лексикой или, иными словами, «адской» [4].
С приходом христианства, как обряды, так и обозначавшие их «термины», остались лишь на страницах былин и на устах человека [2].
Далее предлагается рассмотреть конкретные исследования, проводимые по данному вопросу.
Наука с помощью неоднократных исследований пришла к выводу о негативном воздействии бранных слов на физическое и эмоциональное состояние человека.
К примеру, японский исследователь Масару Эмото, изучая свойства воды под воздействием окружающей среды, решил провести эксперимент. Он произносил над водой в пробирках слова с добрым умыслом, например, «спасибо», «люблю», «ангел», «душа» и т.д. После чего фотографировал замороженную воду и на удивление, кристаллы получались красивыми, с изящным узором. То же самое он делал, только уже произнося слова в негативном ключе, в результате кристаллы не имели определенной формы, были тусклыми и несимметричными [8].
Несмотря на то, что данный эксперимент был опровергнут [9], так как влияние на воду оказывали все же не конкретные слова, а импульсы голоса с той или иной интонацией, негативное воздействие ненормативной лексики на организм всё же присутствует [7], так как человек состоит в среднем на 70-80% из воды [10].
Далее стоит вспомнить о группе ученых во главе с доктором биологических наук И.Б. Белявским, согласно этим исследованиям у людей, для которых сквернословие норма жизни, гораздо быстрее наступают процессы старения и возникают различные болезни. Также ими было установлено, что ненормативная лексика приводит к гормональному дисбалансу и мутации генов. Эксперименты ученых показали, что бранное слово приводит к мутации генов подобно радиационному облучению [7].
Генетик П.П. Гаряев создал аппарат, преобразующий слова в электромагнитные колебания, и выяснил, что молекулы ДНК получают световую информацию, то есть даже в момент чтения бранного слова его смысл доходит по электромагнитным каналам до генетического аппарата, при этом добрые слова позитивно влияют на внутреннее состояние организма. В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. Вследствие эксперимента лишь в 49 случаях из 100, семена всходили, а семена, которые поливали водой, заговорённой молитвами, прорастали уже в 96 случаях [6].
Академик Д. С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, где провёл филологический анализ воровской речи, и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т. е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Этим объясняется факт, что человек больше сквернословит в состоянии алкогольного опьянения: чем ближе человек в своем развитии к животному - тем ближе ему «песий язык». Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, так как можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову [11].
В связи с этим, актуально привести строки из рассказа нашего писателя Никифорова-Волгина «Канун Пасхи», где в одном из эпизодов мать произносит сыну такие слова: «Не произноси, сынок, черных слов! Никогда! От этих слов темным станешь, как эфиоп, и ангел твой, что за тобой ходит, навсегда покинет тебя».
Вот во времена правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича на бранные слова был наложен строгий запрет. Люди, ругающиеся матом, подвергались публичной порке [Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в статье анализ показывает, что сквернословие достаточно негативно сказывается на психоэмоциональном и телесном здоровье человека и соответственно, возникает справедливый вопрос: «Как побороть эту проблему?».
Уже очень давно многие государства ведут борьбу по данной проблеме. Был введен Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой и отмечается он 3 февраля, кроме того, создаются специальные союзы и комитеты, которые проводят акции по борьбе с ненормативной лексикой.
Что же касается борьбы со сквернословием на законодательном уровне, то в нашей стране употребление ненормативной лексики является нарушением общественного порядка, оскорблением личности и может повлечь за собой ряд соответствующих санкций в виде штрафа или административного ареста.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что чистота речи начинается с нас самих. Чтобы не допустить распространение сквернословия, необходимо развивать социокультурную сферу, а именно: литературу, искусство, СМИ, социальные сети и т.д. Кроме того, нужно обращать внимание на то, что говорят дети и пытаться еще с детства прививать красивую речь.
Русский язык является одним из самых красивых, выразительных и богатейших языков планеты. Мы должны гордиться нашим языком и стремиться очистить собственную речь и язык в целом от сквернословия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лекция «О вреде сквернословия»: [Электронный ресурс].- URL: https://infourok.ru/lekciya na temu skvernoslovie-575574.htm (дата обращения: 20.03.2019).
2. Алтайский психолог: мат портит не только речь, но и в целомпсихику человека.9.06.2009 г.: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.amic.ru/news/106133/ (дата обращения: 19.03.2019).
3. Нецензурная брань, ее пагубная сущность. - Москва, Благо, 2000. - 32 с.
4. Желвис, В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / В.И. Желвис. - Москва: Ладомир, 2001. - 330 с.
5. МИРТЕСЕН «Факты о монголо-татарах. Летописи» : [Электронный ресурса-URL: https://historicaldis.ru/blog/43295222273/FAKTYI-O-MONGOLO-TATARAH-LETOPISI (дата обращения 20.03.2021).
6. Гаряев П.П. - Волновой генетический код/ Институт проблем управления Российской Академии Наук: [Электронный ресурс].- URL: https://катушки-мишина. рф/wp-content/themes/biolis/assets/doc/Volnovoj geneticheskij kod.pdf(дата обращения 20.03.2021)
7. LiveJournal «Влияние мата на здоровье человека» »: [Электронный ресурс].- URL: https://svetorusie.livejournal.com/77351.html (дата обращения 20.03.2021).
8. Macapy Эмото - Послания воды. Тайные коды кристаллов льда. М.: ООО Издательский дом «София», 2005. - 96 с, ил. - С. 1-10.
9. Лайфхакер «Есть ли у воды память? Разбираемся, как возник популярный миф и почему наука его опровергает»: [Электронный ресурс].- URL: https://lifehacker.ru/pamyat-vody/ (дата обращения 20.03.2021)
10. Медицинское сетевое издание Medical Insider «Каково содержание воды в организме человека?»: [Электронный ресурс].- URL: https://yandex.ru/turbo/medicalinsider.ru/s/news/kakovo-soderzhanie-vody-v-organizme-cheloveka/ (дата обращения 20.03.2021)
11. 3. Лихачёв, Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи / Д. С. Лихачёв // Язык и мышление. - М., 1935. - Т. 3-4. - С. 47-100.
THE PROBLEM OF PROFANITY IN THE SOCIO-CULTURAL SPHERE
M.N. Arslanova, student, e-mail: [email protected] Kaliningrad State Technical University
V.A. Shakhov, Doctor of Cultural Studies, Associate Professor e-mail: [email protected] Kaliningrad State Technical University
The article deals with the critical problem of using obscene words in everyday life. The results of some medical studies and observations on this issue are presented. Conclusions are drawn about the possible causes of this problem and methods of its solution.
Keywords: profanity, language, spirituality, history, education