Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В «МОСКОВСКОЙ ЛИРИКЕ» АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО'

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В «МОСКОВСКОЙ ЛИРИКЕ» АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / МОСКВА / ХРОНОТОП / ТОПОНИМ / БИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронова Т.А., Вязовская В.В.

В данной статье рассматриваются лингвистические средства, с помощью которых в поэтическом произведении формируется художественное время и пространство как некое единство. Материалом для исследования стали стихотворные произведения Арсения Тарковского, которые можно отнести к так называемому «московскому тексту». Среди лексических средств, формирующих «московский хронотоп», особое место занимают топонимы, указывающие на конкретный временной период, который хронологически может несколько отставать от времени создания самого стихотворного текста. Некоторые из московских топонимов имеют четкую связь с подробностями биографии поэта. В целом же «московский хронотоп» у Тарковского не перегружен упоминанием местных реалий и формируется с помощью немногочисленных, но важных деталей. Особое место в исследовании отведено изображению не только исторического, но и сезонного времени, сопряженного с пространственными реалиями. Последнее напрямую ведет исследователя к пониманию психологии автора и его субъективного отношения к изображаемым реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL MEANINGS REPRESENTING TIME AND SPACE IN ARSENY TARKOVSKY’S “MOSCOW LYRICS”

The present article sites lexical meanings used to form artistic time and space as a unity existing in the poetic text. The research is based on Arseny Tarkovsky’s poems which can be referred to so called “Moscow text”. Among lexical meanings forming “Moscow chronotop” special role is given to toponyms pointing to a certain historical period which can fall behind the time when the poem was written. Some of Moscow toponyms are tightly connected with the poet’s biography. On the whole Tarkovsky’s “Moscow chronotop” is not overloaded by local information being formed by just a few significant details. Special attention in the research is paid to the representation of both historical and seasonal time linked with the portrayal of space, which directly leads to the understanding of the author’s psychology and his personal attitude to the objects of description.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В «МОСКОВСКОЙ ЛИРИКЕ» АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО»

УДК 811

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.77.66.014

Воронежский государственный технический университет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Воронова Т.А. Россия, г. Воронеж, тел. +7(910)347-38-37 e-mail: invisible2editor@gmail.com

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor Voronova T.A. Russia, Voronezh, tel. +7(910)347-38-37 e-mail:

invisible2editor@gmail.com

Воронежский государственный университет Voronezh State University

кандидат филологических наук, доцент кафед- The chair of Russian as a foreign language

ры русского языка как иностранного Вязовская PhD, associate professor

В.В. Vyazovskaya V.V.

Россия, г. Воронеж, Russia, Voronezh,

тел. +7(920)428-09-02 тел. +7(920)428-09-02

e-mail: v. vyazovskaya@gmail. com e-mail: v.vyazovskaya@gmail. com

Т.А. Воронова, В.В. Вязовская

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В «МОСКОВСКОЙ ЛИРИКЕ» АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО

В данной статье рассматриваются лингвистические средства, с помощью которых в поэтическом произведении формируется художественное время и пространство как некое единство. Материалом для исследования стали стихотворные произведения Арсения Тарковского, которые можно отнести к так называемому «московскому тексту». Среди лексических средств, формирующих «московский хронотоп», особое место занимают топонимы, указывающие на конкретный временной период, который хронологически может несколько отставать от времени создания самого стихотворного текста. Некоторые из московских топонимов имеют четкую связь с подробностями биографии поэта. В целом же «московский хронотоп» у Тарковского не перегружен упоминанием местных реалий и формируется с помощью немногочисленных, но важных деталей. Особое место в исследовании отведено изображению не только исторического, но и сезонного времени, сопряженного с пространственными реалиями. Последнее напрямую ведет исследователя к пониманию психологии автора и его субъективного отношения к изображаемым реалиям.

Ключевые слова: Арсений Тарковский, время, пространство, Москва, хронотоп, топоним, биография.

T.A. Voronova, V.V. Vyazovskaya

LEXICAL MEANINGS REPRESENTING TIME AND SPACE IN ARSENY TARKOVSKY'S "MOSCOW LYRICS"

The present article sites lexical meanings used to form artistic time and space as a unity existing in the poetic text. The research is based on Arseny Tarkovsky's poems which can be referred to so called "Moscow text". Among lexical meanings forming "Moscow chronotop" special role is given to toponyms pointing to a certain historical period which can fall behind the time when the poem was written. Some of Moscow toponyms are tightly connected with the poet's biography. On the whole Tarkovsky's "Moscow chronotop" is not overloaded by local information being formed by just a few significant details. Special attention in the research is paid to the representation of both historical and seasonal time linked with the portrayal of space, which directly leads to the understanding of the author's psychology and his personal attitude to the objects of description.

© Воронова Т.А., Вязовская В.В., 2022

Актуальные вопросы современной филологии и журналистики № 1(44) 2022

Kew words: Arseny Tarkovsky, time, space, Moscow, chronotop, toponym, biography.

Термин «хронотоп», трактуемый как «закономерная связь пространственно-временных координат» [1, c. 347], введенный А.А. Ухтомским и получивший распространение благодаря трудам М.М. Бахтина, чаще всего употребляется в исследованиях по литературоведению и более применим к прозе, чем к поэзии, однако исследователя поэтического текста в равной мере могут привлечь лингвистические средства, с помощью которых формируется хронотоп как пространственно-временное единство, изображаемое в произведении. Материалом для настоящего исследования послужили поэтические произведения А.А. Тарковского, которые можно условно назвать «московской лирикой».

Биография Арсения Тарковского, названного некоторыми исследователями «последним поэтом Серебряного века», типична для многих его современников: уроженец южной провинции, будущий поэт прибыл в Москву, когда ему не исполнилось и двадцати, но вся его последующая жизнь (то есть шестьдесят с лишним лет) была связана именно с этим городом.

Тем не менее, число стихотворных произведений Арсения Тарковского, которые можно рассматривать в контексте «московского (шире - подмосковного) хронотопа», относительно невелико - чуть более десяти (включая поэму «Слепой»). Следует оговорить, что из данного списка нами исключены те тексты, в которых упоминание подмосковных топонимов служит лишь фоном для описания событий (например, Двадцатая веста в поэме «Чудо со щеглом») или эмоций лирического героя (название стихотворения «Игна-тьевский лес»). Кроме того, в данном исследовании нами не рассматриваются, несмотря на присутствие в них топонима «Москва», стихотворения «Четыре дня мне ехать до Москвы...» и «Петровские казни». В первом из данных произведений упоминание Москвы служит всего лишь «пунктом» в маршруте лирического героя и не связано с сюжетом стихотворения, который географически привязан к Орловщине. Во втором случае - стихотворение написано по мотивам картины И.З. Сурикова «Утро стрелецкой казни», и его содержание представляется нам в определенной мере вторичным.

Помимо топонимов «Москва» и «Подмосковье», «московский хронотоп» в поэзии Тарковского представлен такими урбанонимами, как: Первая Мещанская (улица), Серпуховская (Большая Серпуховская улица), Страстная (площадь), Петровско-Разумовское, Каменный мост (Большой Каменный мост через Москву-реку). Первые два названия напрямую связаны с биографией автора: Первая Мещанская улица - не что иное, как «первый московский адрес поэта» [2, с. 66], где в 1925 году проживала семья его старшей сестры -Л.А. Балиновой; Большая Серпуховская улица указывает на тот район Москвы, в котором расположен 1-й Щипковский переулок, где семья Тарковских жила со второй половины 1930-х годов.

Московская топонимика, представленная у Тарковского, привязана к достаточно конкретному временному периоду: чаще всего это Москва середины двадцатых - начала тридцатых и затем середины - конца пятидесятых годов. К косвенным временным указателям можно также отнести такие детали, как упоминание метро или «магазина под часами», расположенного на углу Большой Серпуховской [3, с. 113]; но в целом «московский хронотоп» у Тарковского отнюдь не перегружен упоминанием местных реалий. Обозначение же конкретного десятилетия - «сороковые» - встречается у поэта лишь единожды, а именно в стихотворении «Чем пахнет снег», причем этот период изображается в ретроспективном плане и встраивается в лирический сюжет только в финале довольно объемного стихотворного текста.

Временной отрезок, который «кодируется» автором с помощью определенного топонима, также не всегда совпадает со временем написания самого текста. Так, Первая Мещанская улица, вынесенная в заглавие верлибра «Град на Первой Мещанской» (1935 г.), присутствовала на карте Москвы только до 1957 года, после чего стала частью теперешнего Проспекта Мира. Начальная строка стихотворения «Бьют часы на башне.» [4, с. 41] уже вносит конкретику в изображаемую картину: башня с часами - это, несомненно, знаменитая Сухарева башня, снесенная в 1934 году (то есть за год до создания данного текста) - одна из архитектурных достопримечательностей того уголка Москвы и, что не менее важно, того времени, которые запечатлены автором в упомянутом тексте. Аналогичным образом, в поэме «Слепой», созданной в том же 1935 году, упоминается Страстная площадь, которая еще в 1931 году была переименована в Пушкинскую: «Он миновал гвоздикой населенный / Цветочный домик посреди Страстной» [5, c. 351]. Следовательно, в тексте поэмы «закреплен» чуть более ранний период (судя по описанию переполненного трамвая, это может быть конец 1920-х годов).

Топоним «Петровско-Разумовское» («Над черно-сизой ямою.», 1958 г.) интересен как своего рода символ перехода «окраинного локуса» в городской - процесс, начавшийся в 1950-е годы: «Прощай, житье московское, / Где ты любить училась, / Петровско-Разумовское, / Прощайте, ваша милость!» [4, c. 182]. В

1954 г. Петровско-Разумовское из московской окраины («мещанское житьишко за заставой» [4, с. 182]) превратилось в «район массовой жилой застройки» [6], что и стало главной темой данного стихотворного текста, к которому тематически примыкает и другое стихотворение 1958 года - «Дом напротив» («Ломали старый деревянный дом...» [4, с. 178]).

Говоря о «московском хронотопе» в поэзии А.А. Тарковского, важно отметить не только историческое, но и сезонное время, в которое «встроен» изображаемый локус. В большинстве «московских» текстов («Ранняя весна», «Первая гроза», «Град на Первой Мещанской», небольшой цикл «Кузнечики», поэма «Слепой») - это весна или лето, то есть не только время возрождения или расцвета природы, но и время тепла: «Девчонки-писанки с короткими носами / Как на экваторе, толкутся по часами» [4, с. 180]; «Тикают ходики, ветер горячий / В полдень снует челноком по Москве» [4, с. 259]. Данная особенность является в определенной мере знаковой для лирики Тарковского и сигнализирует об ощущении «обжитости» изображаемого им пространства. Эта черта его творчества не раз подчеркивалась исследователями: «Лирический герой Тарковского - человек лета, живущий трепетным предчувствием угроз зимы. <...> «Дихотомия» Жизнь - Смерть переводится в план Лето - Зима» [2, с. 10, 28], [7].

Важно также отметить и то, что изображение зимнего времени действительно связано у Тарковского с мотивом разрушения, уничтожения; данное утверждение справедливо и в отношении московской темы в его лирике. Так, разрушение привычного уклада и облика московских окраин («Над черно-сизой ямою. ») отображено поэтом именно на фоне зимнего времени года: «Над черно-сизой ямою / И рыхлым снегом в яме / Заплакала душа моя / Прощальными слезами. <.> Истцы, купцы, повытчки, / И что в вас было б толку, / Когда не снег на ситчике, / Накинутом на челку» [4, с. 181-182]. Аналогичным образом, мотив зимы сопряжен у автора с изображением событий военного времени («Чем пахнет снег»), когда в хронотоп вводится историческое измерение: «Бензином пахнет снег у всех, / В любом краю, но в Подмосковье / Особенно, и пахнет кровью. / Остался этот запах с тех / Времен, когда сороковые / По снегу в гору свой доспех / Тащили годы чуть живые» [4, с. 138]. Однако подобная сопряженность исторического, событийного и «циклического», природного времени - едва ли не единственный пример в московской лирике Тарковского.

Таким образом, выбор лексического материала для выстраивания «московского хронотопа» в поэтических произведениях Арсения Тарковского опирается, с одной стороны, на конкретно-исторический контекст, с другой - на субъективное отношение автора к Москве, которое тесно связано как с подробностями его биографии, так и с особенностями психологии, мировоззрения и т.д.

Библиографический список

1. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб: Питер, 2002. 448 с.

2. Филимонов В.П. Арсений Тарковский. Человек уходящего лета. М.: Молодая гвардия, 2015. 420 с.

3. Воронова Т.А. Словарь лирики Арсения Тарковского. Часть II (К - Ощущенье). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. 288 с.

4. Тарковский А.А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1991.

5. Тарковский А.А. Белый день. М.: ЭКСМО-Пресс - Яуза, 1998. 384 с.

6. Петровско-Разумовское (Москва). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения - 12.03.2021).

7. Спектор В. Арсений Тарковский: «Гений в поэзии закрывает эпоху» // Клаузура. 31.03.2020. URL: https://klauzura.ru/2020/03/arsenij-tarkovskij-genij-v-poezii-zakryvaet-epohu/ (дата обращения - 12.04.2021).

References

1. Ukhtomsky А.А. The dominant. St.-Petersburg, 2002. 448 p.

2. Philimonov V.P. Arseny Tarkovsky. The person of leaving summer. Moscow, 2015. 420 p.

3. Voronova T.A. Vocabulary of Arseny Tarkovsky's verse. Part 2. Voronezh State University, 2007. 288 p.

4. Tarkovsky A.A. Completed works in 3 vol. Vol. 1. Moscow, 1991.

5. Tarkovsky A.A. In broad daylight. Moscow, 1998. 384 p.

6. Petrovsko-Razumovskoe (Moscow). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (date of application - 12.03.2021).

7. Spektor V. Arseny Tarkovsky: "Poetic genius closes the epoch" // Klauzura. 31.03.2020. URL: https://klauzura.ru/2020/03/arsenij-tarkovskij-genij-v-poezii-zakryvaet-epohu/ (date of application - 12.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.