Научная статья на тему 'Лексические новообразования российского политического дискурса'

Лексические новообразования российского политического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛОГИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЛЕКСИКА / ПРАГМАТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / NEOLOGISM / POLITICAL DISCOURSE / LEXIS / PRAGMATICS / MASS MEDIA TOOLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подсохин Федор Евгеньевич

Появление неологизмов и коннотаций обусловлено не только потребностью в номинации нового явления окружающей действительности, но и непрерывным развитием языка, его стремлением к объятию ранее не существовавших или не актуальных экспрессивно-эмоциональных нюансов. В статье рассматриваются зафиксированные в современном российском политическом дискурсе языковые новообразования, появившиеся на фоне украинских событий, анализируются их семантика и этимология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL NEOLOGISMS OF THE RUSSIAN POLITICAL DISCOURSE

The appearance of neologisms and connotations is caused not only by the need for the nomination of a new phenomenon, but also by the continuous development of the language, its desire to cover previously not existing or not actual expressive and emotional nuances. The article deals with neologisms recorded in the contemporary Russian political discourse, which appeared against the backdrop of the Ukrainian events and analyzes their semantics and etymology.

Текст научной работы на тему «Лексические новообразования российского политического дискурса»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

LEXICAL NEOLOGISMS

OF THE RUSSIAN POLITICAL DISCOURSE

Ф.Е. Подсохин F.E. Podsokhin

Неологизм, политический дискурс, лексика, прагматика, средства массовой информации. Появление неологизмов и коннотаций обусловлено не только потребностью в номинации нового явления окружающей действительности, но и непрерывным развитием языка, его стремлением к объятию ранее не существовавших или не актуальных экспрессивно-эмоциональных нюансов. В статье рассматриваются зафиксированные в современном российском политическом дискурсе языковые новообразования, появившиеся на фоне украинских событий, анализируются их семантика и этимология.

Neologism, political discourse, lexis, pragmatics, mass media tools.

The appearance of neologisms and connotations is caused not only by the need for the nomination of a new phenomenon, but also by the continuous development of the language, its desire to cover previously not existing or not actual expressive and emotional nuances. The article deals with neologisms recorded in the contemporary Russian political discourse, which appeared against the backdrop of the Ukrainian events and analyzes their semantics and etymology.

Неоспорим тот факт, что в каждом языке изначально заложен потенциал для его совершенствования и обогащения, а наиболее подвижным и гибким с точки зрения способности к эволюциям является лексический уровень. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч. Появление слов вызывается не только потребностью в номинации нового явления окружающей действительности, но и непрерывным развитием языка, его стремлением к объятию ранее не существовавших или не бывших актуальными экспрессивно-эмоциональных нюансов. С другой стороны, актуализация автором подобных нюансов может свидетельствовать не столько о стремлении к лексическому обогащению текста, сколько о попытке воздействовать на суждения читателя (см., например [Бизюков, 2010]).

Значительные объемы информации, подаваемые российскими СМИ в связи с событиями на Украине, не могли не повлечь за собой изменений в прагматике языка. Допустимо рассмо-

треть зафиксированные в современном российском политическом дискурсе лексические новообразования, появившиеся на фоне украинских событий, рассмотрим их семантику и этимологию.

Широкое употребление в российских СМИ приобрело слово «укроп». Под понятием «укроп», видимо, подразумеваются граждане Украины, поддерживающие т.н. «курс ев-роинтеграции», новую власть и антироссийскую риторику. Сами же украинцы объясняют, что укроп - это сокращение от словосочетания «украинский патриот». В более широком смысле укроп - житель Украины, своеобразное сокращение от слова украинец.

«И вот снаряд попадает в башню укропско-го танка, а танк стоит в линию еще с пятью» [Глу-шик, 2015].

«Уже спустя 20 минут после гибели автобуса на фальшивых «сайтах-вонючках» с адресами novoross появились сообщения якобы от ополченцев: «только что накрыли укроповский блок под Волновахой!» [Стешин, 2015].

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

[243]

S

д

н

U

W М

# НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Словом «колорады» с недавних пор в СМИ начали именовать пророссийски настроенных украинцев. Стоит отметить, что зародился неологизм на Украине, когда накануне празднований Дня Победы несогласные с новой властью и проводимой ею политикой украинцы стали носить георгиевские ленты в знак протеста, которые желто-оранжевым цветом похожи на окрас колорадского жука. Тем не менее слово «колорады» успешно интегрировалось в активе лексикона россиян, а словосочетание «колорадская ленточка» видится вполне даже устойчивым.

«По его словам, причиной увольнения стали "непатриотизм и непонимание того, что на Украине гибнут люди от рук других людей, для которых колорадская ленточка - любимый цвет и сигнал для сбора стаи"» [МК..., 2015].

Словом «ватник» в русскоязычном масс-медиа также называют всех пророссийски настроенных украинцев и противников евромай-дана. Происхождение значения слова, скорее всего, связано с некогда популярным предметом одежды (во времена СССР).

«На первомайский "ватниковский" митинг пришли участники немногочисленных шествий из разных концов города, но львиная доля собравшихся - люди, приехавшие в центр общественным транспортом.» [Бурков, 2015].

Украинское понятие «нацюнальна свiдомiсть» (т.е. «национальная сознательность») породило такие неологизмы, как «сви-домый», «свидомит», «свидомитский». «Эта национальная сознательность, по сути, означает только соответствие некоему представлению о настоящем украинце: говорит только на украинском, ненавидит русских (извечных врагов и оккупантов), свято чтит национальные праздники, верит в тысячелетнюю историю Украины и ее принадлежность к светлой европейской семье народов» [Панков, 2015].

«Достаточно неосторожного слова, чтобы получить ярлык "сепаратиста" и оказаться в руках свидомых отморозков» [Васильев, 2014].

Понятие «диванные войска» и его многочисленные производные (диванный эксперт,

диванный советник, «диванная сотня» и т.д.) распространились весной 2014 года на фоне нарастания конфликта на Украине и обсуждений его в Интернете. Диванный (эксперт) - наименование активных пользователей сети Интернет, выдающих советы и рекомендации властям, политическим деятелям и объединениям, исходя из своего (как правило, крайне обывательского) понимания сути проблемы и фактически ничего не предпринимающих для осуществления собственного же плана. Таким образом, это в буквальном смысле сидящие на диване (принципиальное отличие от иных понятий, например - зевака) комментаторы; как правило, анонимные; с важным видом выдающие советы по государственному устройству и международным отношениям.

Констатируя продолжающуюся медиатизацию большинства сфер современной человеческой жизни, необходимо отметить прекрасные перспективы прочного закрепления данного оборота в русской речи и языке.

«Но украинское общество заклеймило его [украинского капитана-десантника] «предателем». А он не нашел в себе мужества пойти против "диванного" большинства» [Коц, 2014].

«Что ж, диванные войска могут вами гордиться, Марк Семенович, но табличками броне-пробиваемости, скажу по секрету, расчеты "со-рокапяток" в 1941 году не воевали.» [Заинч-кивский, 2016].

«Как известно, один из фронтов войны в Но-вороссии проходит в социальных сетях. И не все "диванные аналитики" и эксперты пишут в Интернет из плюшевых окопов» [Стешин, 2014, с. 6].

«Правый сектор» - неформальное объединение активистов украинских националистических (т.н. «национально ориентированных») радикальных организаций с явным террористическим уклоном, образованное в ходе протест-ных акций в Киеве (2013-2014). На данный момент позиционирует себя как самостоятельная общественно-политическая сила. Сокращенное наименование правосеки (т.е. активисты «правого сектора») - одно из самых одиозных понятий в русскоязычных СМИ.

«Порошенко практически обречен. Военной победы над Новороссией ему не видать, как ушей без зеркала, а без этой победы его растерзают. О, желающие выстроятся в очередь! От выживших правосеков, разъяренных "зрадою генерал '!в", до окончательно сбрендивших май-даунов» [Корнилов, 2016].

В научном сообществе не утихают дискуссии о долгосрочности подобных явлений. Возможно выделить два принципиальных вектора в оценке представленных выше неологизмов: 1) актуальность новообразований находится в прямой зависимости от актуальности дискурса, т.е. по мере урегулирования конфликта на Украине частотность употребления подобных фраз будет снижаться, и в итоге они будут вытеснены из речи другими, соответствующими более актуальной тематике; 2) с течением времени некоторые новообразования могут закрепиться в качестве нормы, остальные перейдут в условный лексический пассив.

Необходимо отметить, что многочисленные примеры, иллюстрирующие подобное тематическое словотворчество и его тиражируемые результаты, представленные в научной литературе, как правило, обращаются к дискурсивному опыту прежних лет. Сегодня, в век компьютерных технологий и повсеместного распространения сети Интернет в совокупности с различными технологиями и устройствами абсолютно любые текстовые материалы быстро фиксируются и становятся доступными всему миру. Следовательно, при поисковом запросе о событиях, так или иначе связанных с происходящим на Украине, описываемая лексика будет автоматически актуализироваться, что делает практически невозможным ее забвение. Таким образом, изучаемые объекты могут и не зафиксироваться официально в качестве языковой нормы, но будут постоянно присутствовать в русской речи, т.е. в узусе.

Библиографический список

1. Бизюков Н.В. Публицистический дискурс как система языковой манипуляции // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 159-163.

2. Бурков И. // CityNews. Новости Луганска и Луганской области. URL: http://www.citynews. net.ua/news/33493-krasnaya-vata-luganskiy-pervomay-proshel-pod-dulami-avtomatov-i-kriki-rossiya.html

3. Васильев М. 800 изнасилований в Мариуполе. URL: http://pda.eg.ru/index.php?view= xhtml&cases= online&pa=202&aid=3057925

4. Глушик E. Фантасмагория войны // Завтра. 2015. № 7 (1108). URL: www.zavtra.ru/ content/view/ fantasmagoriya-vojnyi

5. Заинчкивский В. Как Солонин пролетариат просвещал // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/104162

6. Корнилов В. Принципиальные правосеки / ИА «Новостной фронт» [Электронный ресурс]. URL: http://news-front.info/2016/11/22

7. Коц А. Офицерская честь по-украински // Комсомольская правда. URL: http://www.alt. kp.ru/daily/26325.3/3205897/

8. МК = Б.А. Учителей из Харькова могут уволить за фото с портретом Путина и георгиевскую ленточку URL: http://www. mk.ru/politics/2015/ 04/01/kharkovskikh-uchiteley-mogut-uvolit-za-foto-s-putinym-i-koloradskuyu-lentochku.html Панков Д. Общество не в состоянии договориться // Взгляд: интернет-газета. URL: http://www.vz.ru/club/2015/3/11/733592. Стешин Д. Автобус на тот свет «Донецк -Волноваха». URL: http://www.kp.ru/ daily/26327/3211682

11. Стешин Д. Взрывное перемирие в Донбассе. // Комсомольская правда. 2014. № 118. С. 6-7.

9.

10

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<с п

W

с

[245]

S

Д

н и

М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.