УДК 378.02:372.8(471.67)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ И РАБОТА НАД НЕЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
® 2008 Магомед-Касумов Г.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена лексической синонимии и работе над нею на уроках русского языка. Практический материал, приведенный в ней, может быть успешно использован не только для развития устной и письменной речи учащихся, но и расширения их лингвистического кругозора.
The article is devoted to lexical synonyms and work on them during Russian lessons. The provided in it practical material can be successfully used not only for development of schoolchildren's spoken and written speech, but also for expansion of heir linguisticl outlook.
Ключевые слова: синоним, абсолютные синонимы, семантические синонимы, стилистические синонимы, позиционные синонимы, контекстуальные синонимы, синонимический ряд.
Keywords: synonym, absolute synonyms, semantic synonyms, stylistic synonyms, positional synonyms, contextual synonyms, synonymous row.
Синонимы - эффективное средство пополнения словаря учащихся. Слово «синоним» в переводе с греческого означает «одноименный». В определении синонимов следует различать две стороны: 1) момент тождества или близость значения (обозначают одно и то же); 2) момент различия - смысловые оттенки (обозначают одно и то же, но по-разному) [9. С. 94].
Синонимы - слова одной и той же части речи, у которых лексические значения совпадают полностью или в большей своей части. Они возникают в русском языке путем словообразования (космонавт и звездолетчик, выживание и выживаемость), за счет развития у слов новых значений (ведущий и головной в сочетании со словами институт, завод или предприятие), в результате усвоения иноязычных слов (всеобщий и глобальный).
В художественной литературе нередко встречаются и так называемые контекстуальные синонимы - слова, сближающиеся своими значениями в
условиях контекста. Например, слово пришпорить вступает в синонимические отношения со словами ускорить, подхлестнуть в следующем тексте:
Сколько раз пытался я ускорить Время, что несло меня вперед. Подхлестнуть, вспугнуть его,
пришпорить, Чтобы слышать, как оно идет.
(С. Маршак) Нередко в синонимические отношения могут вступать и слова разных частей речи, например: приехал недавно и приехал на днях, проснулся рано и проснулся на заре, работал усердно и работал засучив рукава.
В русском языке различают синонимы абсолютные (или полные), семантические (или идеографические) и стилистические [3. С. 49].
Абсолютные синонимы - это слова, которые полностью совпадают по лексическому значению и употреблению, например: дорога - путь, войско - армия, крепость - твердыня, языкознание - лингвистика, орфография - правописание, назывное - номинативное,
вратарь - голкипер, заглавие - заголовок, убогость - убожество, козявка -букашка, бегемот - гиппопотам, вздор - чушь, пропасть - тьма, бросать - кидать, сторожить - стеречь, спешить -торопиться, крохотный - крошечный, высокомерный - надменный, громадный - огромный, безголовый - безмозглый, всюду - везде, впопыхах -второпях.
Обычно слова-синонимы обозначают одно и то же понятие, но отличаются семантическими или стилистическими оттенками значений, например: игра - забава, бойкий - резвый, нести - тащить, скупой - жадный, глаза - очи, лицо - морда, украсть - стащить, убегать - удирать, спать - дрыхнуть и др.
Очень важно уметь различать близкие по значению, но различные по звучанию слова. Возьмем для разбора следующие примеры:
1. На школьной площадке ребята устроили игру в баскетбол. - Марат от скуки привязал собаке тряпку на хвост, но забава эта ему скоро надоела.
В словах игра - забава есть сходство по значению - «занятие для развлечения». Различие в том, что в игре есть организованность, некий общественный элемент, увлекающий и сплачивающий детей, а забава -это случайное, неорганизованное занятие, которое длится обычно недолго [6].
2. Бойкий официант живо обслужил всех клиентов,- Резвый ребенок постоянно крутился около матери и мешал ей работать.
При сопоставлении слов бойкий и резвый прежде всего бросается в глаза их сходство: они указывают на живость, подвижность характера как официанта, так и ребенка. Но следует отметить и различие в оттенках значения: в слове бойкий мыслится некоторая деловитость, а от слова резвый отдается детским легкомыслием и беспечностью.
Синонимы выполняют в речи функции замещения, уточнения. Функция взаимного замещения помогает избежать неоправданного повторения одних и тех же слов как в отдельных предложениях, так и небольших связанных текстах, например: 1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река
(М.Г.). 2. На дворе хмурый, ненастный день. Небо покрыто серыми тучами. И чем пасмурнее становился небосвод, тем печальнее делалось на сердце.
Функция уточнения синонимов позволяет говорящему более четко выражать свою мысль, передавая ее оттенки, например: Это было больше радости, это было ликование (К. Фе-дин); После этого разговора он почувствовал себя униженным, раздавленным, уничтоженным и не мог уснуть всю ночь; Написать письмо меня попросил, нет - приказал, более того - заставил мой начальник. Это примеры восходящей градации.
Выбор писателем того или другого синонима объясняется особенностями его индивидуального стиля.
В словосочетаниях типа сложилась ситуация, поднялся ветер, разразилась война, завязалась беседа, вспыхнуло восстание, возник вопрос и т.д. все глаголы имеют одно и то же значение «начаться», однако они не могут заменять друг друга. Так, например, можно сказать разразилась или началась война, но нельзя сказать «началась ситуация или начался вопрос». Такие слова называют позиционными синонимами [8. С. 23]. Ими могут быть не только глаголы, но и существительные (стадо коров, табун лошадей, стая волков, отара овец, косяк рыб, свора собак) и прилагательные (жгучий брюнет, категорический отказ, кромешная тьма, крупный выигрыш, веский довод, яростное сопротивление).
Часто синонимы, уточняя, выполняют и стилистическую функцию. Так, слово «швырять» в синонимическом ряду «бросать - кидать - швырять» относится к разговорному стилю и в то же время содержит дополнительную смысловую информацию: бросать или кидать резко в состоянии раздражения. Из синонимического ряда «смотреть - глядеть - взирать - глазеть - пялиться» со значением «направлять, устремлять взгляд на кого-либо, что-либо или куда-либо» нейтральными являются смотреть - глядеть, взирать (устар.) имеет книжный характер и подчеркивает как бы длительность взгляда, но глазеть (прост.) - пялиться (прост, неодобр.) отличаются от других слов данного синонимического ряда грубоватостью, означая соответственно
«смотреть из праздного любопытства» и «смотреть напряженно, не отрываясь, таращиться».
О том, что стилистическое различие сопровождается семантическим, свидетельствуют следующие слова «Чело - это не часть черепа, а «вместилище мысли», очи - это не орган зрения, а «зеркало души», уста - это не орган приема пищи..., а «источник речей премудрых» [7. С. 92].
Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенных общим значением. Так, например, синонимы мокрый, влажный, сырой имеют общее значение «пропитанный влагой», а синонимы метель, пурга, буран объединены общим значением «снежная буря». Однако следует иметь в виду, что в синонимах важно уловить не столько сходство в их значениях, сколько то, чем они отличаются друг от друга. Например, синонимы метель, пурга, буран различаются оттенками значения: метель - снежная буря, пурга - снежная буря обычно на севере, буран - снежная буря в степи. Общее значение слов в этом синонимическом ряду передается стержневым словом «метель». В словаре синонимов стержневое слово, или доминанта, стоит первым в синонимическом ряду [1]. Так, в синонимических рядах приказ, распоряжение, директива; большой, огромный, гигантский; бояться, опасаться, пугаться доминантами соответственно являются слова приказ, большой, бояться.
Если в синонимическом ряду имеется многозначное слово, то оно может входить и в состав других синонимических рядов, например: тихий, спокойный, безмятежный (сон), тихий, смирный, кроткий (человек), тихий, негромкий, слабый (голос), тихая, медленная, осторожная (езда) [9. С. 96].
В словосочетании свежий хлеб к прилагательному можно подобрать синоним «мягкий», но в сочетании мягкий свет его нельзя объяснить словом «свежий». Для выявления оттенков, которыми различаются эти синонимы, к словосочетаниям с ними следует подбирать их ближайшие антонимы: свежий хлеб - черствый, мягкий свет - резкий, свежий ветер -теплый и т.д.
Смысловые отношения синонимов основаны на сходстве и различии
оттенков значений. При общности ряда признаков оттенки значений синонимов в одних случаях становятся несущественными, в других - весьма заметными. В зависимости от этого слова могут заменять друг друга или такая замена невозможна при наличии существенных различий, например, смелый мальчик - храбрый мальчик, но в сочетании смелый поступок слово «смелый» нельзя заменить словом «храбрый»; долгий (или длинный) путь, но высокий (или длинный) человек; рассказ любопытный, то есть интересный, занимательный, но человек любопытный, любознательный.
Таким образом, чтобы правильно выбрать слово из синонимического ряда, следует рассматривать каждый синоним в сочетании с другими словами. Например, в сочетаниях трудный экзамен - тяжелый экзамен, трудное положение - тяжелое положение слова «трудный» и «тяжелый» являются синонимами, а в сочетаниях трудный ребенок - тяжелый ребенок они имеют уже разные значения («доставляющий много хлопот», «имеющий большой вес») [6].
Работу над синонимами нельзя ограничивать объяснением их значений и показом употребления в определенном тексте. Необходимо создавать на уроках русского языка такие речевые ситуации, которые позволят учащимся использовать данные слова в своей устной и письменной речи.
Стилистическая функция характерна для синонимов, употребляющихся в разных стилях речи (книжном, разговорном и др.). Обычно такие синонимы имеют различную эмоционально-экспрессивную окраску, например: глупый - безмозглый (разг.); смотреть - глазеть (прост.) -взирать (книжн.); лошадь - кляча (разг.); лгать - врать (разг.) - брехать (прост.); хныкать (разг.) - плакать -рыдать; просить - умолять - заклинать (книжн.), позвонить - звякнуть (прост.), обижаться - дуться (разг.).
При работе над синонимами в школе полезно сопоставление синонимического ряда русского языка с аналогичным ему синонимическим рядом родного языка, которое поможет учащимся глубже осмыслить место каждого русского синонима и отобрать наиболее подходящее для
определенной речевой ситуации слово. В лексико-семантических системах русского и дагестанских языков обнаруживаются значительные расхождения, проявляющиеся и на уровне семантических структур эквивалентных слов-синонимов [4].
Нерусские учащиеся порой неоправданно сужают рамки русского синонимического ряда. Это выражается в выборе ими уже известного слова, как правило, общего для русского и родного языков. Так, из синонимического ряда активный, деятельный, энергичный, инициативный учащиеся прежде всего отбирают знакомое им слово активный, а из ряда аккуратный, чистоплотный, опрятный предпочтение отдают слову аккуратный. В меньшей мере активизируются синонимы, свойственные только русскому языку. Подобное сужение синонимического ряда наблюдается и по отношению к родному языку, что лишает учащихся возможности в полной мере использовать ресурсы контактирующих языков.
Для предупреждения ошибочного употребления синонимов следует их сгруппировать в списках разных классов и сопоставить их с эквивалентными словами родного языка учащихся, выявить сходства и различия и учесть их в процессе работы над интерферирующей лексикой. Опираясь на известное из предыдущего класса значение одного из слов синонимического ряда, учащиеся лучше усвоят и другие слова. Они научатся различать нарастание или убывание признака в синонимических рядах слов. С этой целью полезно так организовать работу с синонимами, чтобы активизировать лексические значения компонентов синонимического ряда. Усвоение синонимов обеспечивается системой лексико-семантических упражнений, построенных в основном на материале связных текстов, так как вне контекста смысловые и стилистические различия синонимов трудно выявить:
1. Подобрать синонимы к выделенным словам.
Сердитый сосед, древний род, деятельный человек, ложная этимология, логическое ударение, большая буква, искусный мастер, дорогая вещь, верный друг, оловянные глаза, каменное лицо, рассеянный ученик.
2. Выделить близкие по значению слова.
Матрос, активный, моряк, злой, энергичный, мореплаватель, свирепый, безжалостный, лютый, бессердечный, жестокий, деятельный.
3. Подобрать к данным словам «равнобуквенные синонимы».
Свидетельство, великолепный, бор, совещание, имитация, селение, заступ, пламя, мощь, тьма, аналогия, крепкий, строгий, усмешка.
4. Определить, чем отличаются синонимы.
Влажный, сырой, мокрый; охранять, беречь, стеречь; блестеть, сверкать, сиять; родина, отечество, отчизна; хвалить, одобрять, восхвалять.
5. В данных предложениях к слову белый и словосочетаниям с ним подобрать синонимы, если это возможно.
1. Кругом лежали белые поля. 2. Голова отца стала белой. 3. Сегодня на ней белое платье. 4. Мама вчера купила белый хлеб. 5. Когда ему сообщили об этом, лицо его стало белым.
6. Заменить выделенные слова близкими по значению.
Время бежит, слезы бегут, снег идет, слабый звук, новый журнал, плохая успеваемость, плотный завтрак, страшная картина.
7. Заменить выделенные слова синонимами.
1. Тамила отвечала на экзамене прекрасно. 2. Вчера отец весь день работал на даче. 3. Жалко, что мне не удалось участвовать в соревновании по футболу. 4. Напрасно я поехал учиться в город. 5. Неожиданно нагрянули гости, которых мы не ждали. 6. По ясному небу плыли белые облака.
8. Исправить текст, заменяя повторяющиеся однокоренные слова подходящими по смыслу синонимами.
Рустам и Тамила пошли по дороге к лесу. Войдя в лес, они пошли лесной тропинкой. Шли они не спеша. Наконец они пришли к ручью, перешли через него и пошли дальше. Они шли молча и думали о своей бабушке Фатуме, которая испекла им лимонный торт и с нетерпением ждала их.
9. Заменить выделенные слова близкими по значению.
Время бежит, слезы бегут, снег идет, новый журнал, плохая успеваемость, плотный завтрак, страшная картина, глухой выстрел.
10. Найти позиционные синонимы и определить их общее значение.
1. Телефон звонит, ручей журчит, грязь хлюпает, копыта цокают, листва шелестит, камыш шуршит.
2. Стадо свиней, табун оленей, косяк рыбы, стая журавлей, рой пчел, отара овец, свора собак.
3. Грубая ошибка, суровое наказание, коренное изменение, глубокое уважение, упорное сопротивление, тяжелая болезнь, богатый опыт.
11. Подобрать к следующим существительным позиционные глаголы-синонимы.
Картофель (копают), лук, редиску (выдергивают), хлеб (убирают), ягоды (собирают), капусту (срезают), рожь, ячмень (жнут, косят), вишню, черешню (обрывают), траву (косят), сено (косят, гребут), цветы (рвут).
12. Расставить правильно случайно перепутанные позиционные синонимы.
1. Дождь улегся, огонь пропал, ветер погас, война догорела, мода окончилась, заря прошла, интерес прекратился.
2. Жгучая тьма, решительный выигрыш, веский отказ, крупный брюнет, кромешное доказательство, глубокий гнев, яростное уважение.
13. Сгруппировать приведенные ниже слова по типу стилевой окраски (книжные, нейтральные, разговорные).
Знамя - стяг, холодный - студеный, хлопать - рукоплескать, мальчик - парнишка, хороший - славный, говорить - болтать, бегать - носиться, беспорядок - неразбериха, пища - еда - питание, наизусть - назубок.
14. Заменить выделенные слова синонимами.
1. Наконец мы добрались до аула. 2. Вдали показались огни. 3. Ребята вместе с учителем отправились на экскурсию в горы. 4. Последние машины исчезли за поворотом. 5. Отдыхать они уселись на высоком холме, заросшем густой травой. 6. На горизонте появились люди. 7. Гроза уже прошла.
15. Объяснить оттенки значений выделенных синонимов.
1. Передовик не тот, кто один вперед идет, а тот, кто сам шагает и другим помогает. 2. Скупой глядит - как бы другому не дать, а жадный глядит - как бы у другого отнять. 3. Клевета и ложь - не одно и то же: ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом. 4. Цирковое представление длилось около двух часов. - Зрелище было потрясающее.
16. Найти в следующих группах предложений синонимы и определить, какими оттенками значений они отличаются друг от друга.
I. 1. Она улыбнулась ему, и радость осветила его лицо. 2. Из лавок высовываются сонные физиономии. (Чехов) 3. Детский лик царевича был ясен. (Пушкин)
II. 1. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. (Грибоедов) 2. Глухое недовольство нарастало и с каждым днем все больше грозило вырваться наружу. (Н. Ник.) 3. Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. (Пушкин)
III. 1. И вот над полем грозной сечи ночная пала тень. (Лермонтов) 2. Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. (Пушкин) 3. Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои. (Фатьян.) 4. Вам не видать таких сражений. (Лермонтов)
17. Вместо точек вставить подходящие по смыслу слова.
1. Отряд шел на ... товарищам. Предложение встретило ... со стороны ребят. Бойцы просили прислать ... (подкрепление, помощь, поддержка).
2. В лесу поднялся ... ветер. Дети спрятались под ... дубом и спали ... сном (могучий, крепкий, сильный).
3. В благоустройстве улиц и дворов большую помощь оказали ... города. Жизнь ... ночлежки проходила в постоянной нужде. ... дома устроили во дворе спортивную площадку (обитатели, жильцы, жители).
4.. Можно ... музыку, как ... шум ветра, гудение проводов или крик птицы, но чтобы ... ее, надо обладать многим. Если вы научились не только ... музыку, но и ... ее, музыка становится вашим богатством (слушать, слышать).
18. Заменить выделенные слова синонимами, передающими мысль более ярко и выразительно.
1. Охотник убил хищного зверя точным выстрелом. 2. Дети заблудились и оказались в очень густом лесу. 3. Во время игры на площадке дети волновались и много спорили. 4. Строители вырыли туннель в горах. 5. По сторонам дороги росли высокие деревья. 6. Очень помогли нам в работе полезные замечания мастера. 7. За ночь уровень воды в реке резко увеличился. 8. Месяца три отец заменял уехавшего в командировку директора завода. 9. Огромная глыба отделилась от скалы и упала в воду.
19. Найти слова и выражения, которые используются, чтобы не повторять названия животных и растений.
1. Эдельвейс приносит счастье -так говорят в Карпатах. Редкий цветок встречается в горах за обрывистыми скалами и стремительными водопадами. Не каждый может дотянуться до серебристого красавца.
2. У медведицы в зоопарке родились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.
20. Подобрать к прилагательным синонимы без не.
Неистощимые ресурсы, нерушимый союз, непоколебимая вера, неустранимый боец, неистовая радость, несравненный талант, неиссякаемые запа-сы, неисчислимые резервы.
21. В следующих предложениях из слов, помещенных в скобках, выбрать наиболее подходящие по смыслу
1. Раздались (громкие, призывные) звуки труб, (неистовые, дикие) крики воинов, (тяжкий, грозный) топот коней. 2. Мцыри произносит (священную, сокровенную, заветную) клятву, он обещает (найти, обрести, отыскать) отчизну, дом, друзей, родных. З.Татьяна никогда ни с кем не говорила и (трепетать, бояться, пугаться,) при одном имени барыни. 4. Я знал, что барыня была очень строга и взыскательна, что бабы и девки (трепетать, бояться, пугаться) ее как огня. 5. Этот (дефект, недостаток) в детали можно (увидеть, определить, заметить) невооруженным глазом.
22. Подобрать подходящие слова и проверить, соответствуют ли они
тем, которые использованы у писателей.
1. Владимир встал и пошел искать дороги домой, но еще долго (бродил, блуждал) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома. (Пушкин) 2. Горные (верхушки, вершины) спят во тьме ночной. (Лермонтов) 3. Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала, кидала) их в воду. (А. Н. Толстой) 4. Она (опустила, наклонила) голову и слегка покраснела. (Поутру, утром) я (встретил, застал) княжну у колодца. (Лермонтов)
23. Вставить вместо точек подходящие по смыслу слова.
1. Разведка поскакала по ... следу. 2. ... болезни дедушки причиняли нам много хлопот. 3. В суде установили, что предъявленные подсудимым документы ... .4. Русский революционер, работавший в подполье, несколько лет жил под ... фамилией. 5. Среди настоящих счетов оказалось несколько ....
24. Найти синонимы выделенного глагола в предложениях.
1. Горы защищают долину от ветра. 2. Он выступал осторожно, но решительно, ограждая себя от возможных нападок. (Буб.) 3. Русский народ встал насмерть, обороняя свободу, жизнь и великое будущее отечества нашего. (А. Н. Толстой) 4. Чтоб концы своих владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. (Пушкин) 5. Сын утверждал, что человек создан для радости и что в том-то и счастье нашей эпохи, что человека оберегают от горя. (Чаковский) 6. Он умел ясно выражать свои мысли, отстаивать свои взгляды. (Баб.)
25. Найти синонимы, выписать их и распределить по группам: нейтральные и книжные.
1. Я нашел в нем подлинного друга. - Я ощутила радость от сознания, что я опять не одна, что я обрела новых друзей. 2. Совершенно изнуренный болезнью, я еле-еле брел по комнате. - Грудь мою точит неизлечимый недуг. 3. Яков Иваныч хвалил Ваську за смелость. - Мария Дмитриевна начала превозносить ее талант. 4. Директор на первых же порах по приезде посетил школу. - Это случилось перед прибытием моим в Белогорскую крепость.
Работа над синонимами, как и над другими лексическими понятиями, пробуждает у учащихся интерес к русскому слову, позволяет им глубже ус-
воить лексическое значение слова, обогащает их словарный запас и развивает речь.
Примечания
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка,- 5-е изд. / Под ред. Л. А. Чешко. - М.: Русский язык, 1986. 2. Иваницкая Г.М. О построении упражнений с лексическими синонимами // Русский язык в национальной школе. - №4. - 1976. 3. Калинин A.B. Лексика русского языка. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1978. 4. Магомед-Касумов Г.М. Обучение русской лексике учащихся-дагестанцев // Русский язык в дагестанской школе. - №1. - 2000. 5. Методика русского языка в дагестанской национальной школе / Под ред. Г. И. Магомедова. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2004. 6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ф. Толковый словарь русского языка. - 4-изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. 7. Реформатский A.A. Введение в языковедение. - М.: Просвещение, 1967. 8. Современный русский язык: Сб. упражнений / М. С. Бунина, И. А. Василенко, И. А. Кудрявцева, М. В. Панов / - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1982. 9. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. 10. Чижова Т.И. Использование словаря синонимов на уроках русского языка // Русский язык в школе. - №4. - 1978.
Статья поступила в редакцию 20 .10.08 г.