Научная статья на тему 'Лексическая единица «Человек» в программах полити- ческих партий и выступлениях В. В. Путина'

Лексическая единица «Человек» в программах полити- ческих партий и выступлениях В. В. Путина Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лексическая единица «Человек» в программах полити- ческих партий и выступлениях В. В. Путина»

М. В. Гаврилова

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА «ЧЕЛОВЕК» В ПРОГРАММАХ

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ВЫСТУПЛЕНИЯХ В. В. ПУТИНА

Целью данной статьи является сопоставление толкования понятия «человек» в программных выступлениях действующего Президента РФ (инаугурационная речь и послание Федеральному собранию) и в программах политических партий России различных идеологических направлений, в частности коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ)1, политической партии «Родина»2, либерально-демократической партии России (ЛДПР)3, Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» — «Единая Россия»4, российской демократической партии «Яблоко»5. Нам представляется важным выяснить особенности концептуализации понятия, поскольку человек всегда провозглашался целью и ценностью политической деятельности. Ср.: «все во имя человека, все для блага человека» (Программа КПСС), «смыслом нашей политики является <...> благо каждого человека, его интерес» (Б. Н. Ельцин, инаугурационная речь, 1991), «конечной целью государственной политики является человек» («Яблоко»).

Рассмотрим развитие лексического значения слова человек в русском языке. Известно, что «исконное значение слова передает старая этимология: два корня, чьло и векъ, соединились в одно слово — древнее славянское слово, которого нет в других языках, близких к славянским. Первый из корней — тот же самый, что и в слове целъ <...> старое значение слова векъ — "сила, мощь", следовательно, "возраст человека". <...> В полном составе морфем старое слово человек обозначает "тот, кто имеет полную силу", т.е. взрослый, муж, важный для жизни рода коллектива» (Колесов, 2000, с. 153).

© М.В. Гаврилова, 2005

1 Программа КПРФ утверждена на IV съезде КПРФ 20.04.1997.

2 Программные документы партии: Программа партии «Родина» принята съездом 08.09.2002, изменения и дополнения внесены III внеочередным съездом 15.02.2004; Заявление съезда партии «Родина» принято съездом политической партии «Родина» 06.07.2004; Манифест «За Родину, за справедливость» принят съездом политической партии «Родина» 06.07.2004.

3 Программа ЛДПР принята на XIII съезде ЛДПР 13.12.2001.

4 Программные документы партии: предвыборная Программа Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» — «Единая Россия» (утверждена 20.09.2003 на III съезде Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» — «Единая Россия»), Программа Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» — «Единая Россия» (утверждена в окончательной редакции 29.04.2003 на II Съезде Партии), Манифест Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» — «Единая Россия» (принят 23.04.2003 на II съезде партии).

5 Программные документы: демократический Манифест-программа Российской Демократической партии «Яблоко»; Основы государственной политики на 2003-2005 гг. М., 2003.

153

В конце XIX в. основными семантическими характеристиками лексемы человек являлись разум, воля, речь, а также отличие от животных. Ср.: человек — каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью (ТСЖВРЯ, т. 4, с. 1301).

Однако в ХХ в. влияние марксизма-ленинизма, в рамках которого «отличительной особенностью человека являлась способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир» (СЭС, с. 1477), способствовало изменению лексического значения слова человек, которое теперь толковалось как «живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» (МАС, т. 4, с. 659). Отметим, что данное значение зафиксировано в словарях и в начале XXI в. (СТСРЯ, с. 920). Однако в новейшем политическом дискурсе в связи с изменением государственного устройства и социальных отношений наблюдаются семантические сдвиги в лексическом значении слова человек.

Наши наблюдения показали, что понятие «человек» присутствует во всех анализируемых программных документах партий и программных выступлениях главы государства (табл.1). При этом некоторые политические силы («Родина», «Яблоко», «Единая Россия», В. В. Путин) признают, что человек является главным ресурсом развития в условиях новой экономики (экономики знаний), о чем свидетельствует опыт развитых стран. Напомним, что ресурс — слово иностранного происхождения (от франц. ressource — вспомогательное средство) — означает: 1) устар. средство, к которому можно обратиться в затруднительных обстоятельствах, выход, возможность; 2) мн. ч. имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются при необходимости; 3) тех. возможная продолжительность эксплуатации машины, указываемая в ее техническом паспорте (МАС, т. 3, с. 710). Хотя современные толковые словари уже не фиксируют значение слова с пометой устар. и сохраняются лишь второе (для формы мн. ч.) и третье (тех.) значения (СТСРЯ, с. 701), в программах политических партий используется ресурс, но не в значении «средство, к которому можно обратиться в затруднительных обстоятельствах, выход, возможность». На наш взгляд, в политическом дискурсе наблюдается влияние другого источника, английского языка, в котором ресурс — это то (товары, редкие материалы, богатство и т.п.), что человек, страна имеют и могут использовать (УССАЯ, с. 544). При этом актуализируется значение «средство», исчезает значение «затруднительное положение». Таким образом, в политическом дискурсе появляются и используются новые оттенки значения слова ресурс из нового источника заимствования.

Проследим изменение толкования слова человек в течение столетия: высшее из земных созданий (конец XIX в.)—высший из живых организмов (ХХ в.)—стратегический ресурс (начало XXI в.). Мы наблюдаем постепенное исчезновение признака «одушевленность» в том, как мы воспринимаем человека, который наряду с полезными ископаемыми превращается в ресурс, средство, объект действия.

Рассмотрим смысловые особенности способов обозначения человека в программах политических партий и программных выступлениях Президента РФ В. В. Путина.

Партия «Родина» употребляет словосочетание человеческий капитал. Известно, что капитал — слово иностранного происхождения (от лат. оарИаИв — главный). В советском политическом дискурсе это слово принадлежало лексикону «чужого», эксплуататору, капиталистическому миру. Ср.: капитал — стоимость, приносящая при капитализме ее владельцу прибавочную стоимость, получаемую им путем эксплуатации наемных рабочих (МАС, т. 2, с. 29).

Таблица 1. Использование понятия «человек» политическими акторами

КПРФ «Решающее значение приобретут вложения общества в развитие человека - в его воспитание и образование, в науку и культуру, в социальную сферу.»

«Родина» «В решении стоящих перед страной проблем ключевую роль будет играть человеческий фактор. Пока в России практически не используется наше важнейшее конкурентное преимущество в глобальной экономике — человеческий капитал.»

«Яблоко» «Главным фактором развития в постиндустриальном мире становится человеческий капитал»; «главным стратегическим ресурсом нашей страны является интеллектуальный, человеческий потенциал, а не природные богатства.»

«Единая Россия» «Важнейший ресурс национального успеха России — человек. Люди, из которых слагается Россия, которыми и для которых она жива. Люди, воспринимаемые не как безликий материал, а как свободные мыслящие личности, наделенные неотъемлемым достоинством.»

В.В.Путин «Главный конкурентный капитал, главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы, создающего новую страну. Для раскрытия такого потенциала мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, необходимо улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад. Уже в ближайшем будущем мы можем столкнуться с нехваткой рабочей силы, повышением социальной нагрузки на молодое поколение работающих (ПФС, 2004).»

В конце ХХ в. наблюдается актуализация слова, которое теряет пейоративную окраску, означая денежные средства, ценные бумаги, недвижимость и т. п. как средство извлечения прибыли, получения дохода (ТСРЯХХ, с. 84). В программе партии «Родина» осуществляется процесс семантического преобразования, когда переносное значение становится основным. Ср.: «3. перен.; обычно с определением. То, что представляет

собой большую ценность, важное достояние» (МАС, т. 2, с. 29). Обратим внимание на то, что словосочетание заключено в кавычки. Можно предположить, что кавычки выполняют одновременно две функции. С одной стороны, кавычки употребляются для текстуального приведения чужой речи (поскольку основная социальная база партии — «граждане, чувствующие себя обманутыми нечестной властью и униженными хищным бизнесом за годы так называемых «реформ»). С другой стороны, кавычки — это маркер нового для политического дискурса словосочетания, используемого в несобственном, условном значении, т.е. так называемый человеческий капитал.

Отметим, что в Программе партии «Родина» словосочетание человеческий капитал нередко используется в сочетании с отглагольным существительным формирование: «формирование и эффективное использование "человеческого капитала" в интересах будущего страны», «формирование самого важного ресурса — "человеческого капитала"», «формирование среднего класса» и др. Напомним, что лексическое значение слова формировать — это составлять, организовывать. Фреймовое представление процесса формирования предполагает, что существует активный деятель, который сознательно воздействует, в данном случае придает форму объекту. Добавим, что «человеческий капитал», в частности молодежь, должен обладать такими характеристиками, как структура и качество: «сутью государственной молодежной политики в рамках такого Закона должна стать политика формирования "человеческого капитала" требуемой структуры и качества, а также его оптимального использования в стратегических интересах страны». Употребление причастия требуемый от глагола требовать затрудняет понимание того, какова должна быть структура и качество «человеческого капитала» и кто устанавливает нормы их соответствия определенным кем? критериям. Обращает на себя внимание выбор отглагольного существительного использование, которое в Программе партии «Родина» расширяет сочетаемостные возможности, употребляясь с понятием, собирательно обозначающим людей: «оптимальное использование ограниченных экономических ресурсов, прежде всего "человеческого капитала"». Отметим, что, как правило, использовать сочетается с неодушевленными существительными. Иными словами, человек рассматривается как объект приложения усилий некого деятеля, которого установить не представляется возможным, так как используется номинализация (отглагольное существительное), позволяющая выводить из синтаксической структуры предложения субъект действия. Кроме того, «человеческий капитал» можно подготавливать и воспроизводить: «эффективное российское государство невозможно без особого, приоритетного внимания к решению острых вопросов системы образования, культурно-духовного развития как базовых условий подготовки и воспроизводства этого важнейшего для будущего страны ресурса». Таким образом, рассматривая человека как ресурс (т. е. средство) и капитал (т. е. большая ценность), Программа партии «Родина» описывает все этапы возможных цикличных действий с «материалом»: подготовка —формирование — оптимальное использование —воспроизводство (человеческого капитала).

Для КПРФ существенным является смысловое разграничение «человек» и «трудовые ресурсы». Иными словами, не человек, а его труд является ресурсом (т.е. средством) развития экономики. При этом акцентируется внимание на осмыслении слова как экономического термина, поскольку трудовые ресурсы стоят в контекстуальном синонимическом ряду с «материальными, производственными, потребительскими, природными ресурсами».

Говоря о человеке, коммунисты обращают особое внимание на развитие человека как личности («главным условием производства станет всестороннее развитие личности») и его отношение к труду («заметно возрастет значение творческих мотивов и стимулов к труду. Из средства к существованию, из вынужденной необходимости он будет постепенно превращаться в свободное творческое самовыражение личности, обретать самостоятельную ценность как естественный способ существования человека, как процесс реализации и совершенствования его созидательных способностей»). Отметим, что в этом проявляются интертекстуальные связи программ КПСС и КПРФ, которые наблюдаются и на лексическом уровне («всестороннее развитие личности», «ликвидация эксплуатации человека человеком», «единство патриотических и интернациональных начал», «коммунизм как историческое будущее человечества» и др.). Напомним, что в советском политическом дискурсе человек, советский человек, был основной целью и вместе с тем предпосылкой строительства коммунизма. Программа КПСС, принятая в 1956 г., ставила воспитательную задачу — сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, свободного от пороков и пережитков старого общества. Новый советский человек должен быть внутренне богатым, морально устойчивым, физически совершенным. В начале XXI в. наблюдается семантическое переосмысление концепта «человек». Если в советском политическом дискурсе человек рассматривается как строитель коммунизма, борец за коммунизм, то в 2000-х годах человек для многих политических сил является экономическим ресурсом. Различается и стилистическая тональность текстов, в которых употребляется существительное человек. В советском политическом дискурсе словосочетания новый человек, советский человек имели патетическое звучание и использовались в текстах, принадлежащих преимущественно высокому стилю (ТСЯС, с. 658). В новейшем политическом дискурсе слово употребляется в стилистически нейтральных контекстах.

Партия «Яблоко», используя словосочетание человеческий капитал, понимает его как интеллектуальный, о чем свидетельствует контактная позиция прилагательных, являющихся контекстуальными синонимами: «главным стратегическим ресурсом нашей страны является интеллектуальный, человеческий потенциал, а не природные богатства». В. В. Путин осмысляет человека, прежде всего, как «главный конкурентный капитал», т. е. то, что является важным достоянием в конкурентной борьбе. При этом граждане (именно это обозначение выбирает Президент РФ) — не ресурс, а «главный источник развития страны», т. е. в переносном значении «то, что дает начало чему-либо», «служит основой для чего-либо» (МАС, т. 1, с. 691).

Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что в современном русском политическом дискурсе утратилось существовавшее в советском дискурсе единообразие в номинации (советский человек). Различные политические силы по-разному толкуют лексему: человек, трудовые ресурсы, личность (КПРФ), человеческий ресурс, человеческий капитал («Родина», «Яблоко»), конкурентоспособный капитал (В. В. Путин). Именно в словесных оттенках обозначения и проявляется система представлений политических партий и главы государства. Стремление уточнить объем слова человек проявляется в создании новых сочетательных связей: конкурентоспособный человек, человеческий ресурс, человеческий капитал.

Все политические силы признают, что в XXI в. Россия должна стать высокоразвитой страной. Для достижения конкурентоспособности России на мировом рынке нужен конкурентоспособный человек. Партии КПРФ, «Родина», «Яблоко» считают приоритетным вложение средств в развитие культуры и образования, науки. «Единая Россия» говорит о создании нормальной жизни, об уважительном отношении к человеку. Президент рассматривает человека в контексте социальной политики: «Социальная политика — это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры». ЛДПР выступает с патерналистских позиций, заявляя о своей роли защитника униженных и слабых людей: «спасти русский народ»; «ЛДПР уже много сделала для того, чтобы защитить интересы и отдельных граждан, и России в целом»; «ЛДПР обещала защитить русских людей в "ближнем зарубежье" и повсюду. И защитила их. Она подняла голос в защиту русских людей в Прибалтике, Средней Азии, Казахстане и других регионах бывшего Советского Союза, требовала от российского правительства принять соответствующие меры против тех стран, которые проводят политику геноцида в отношении русских». Как мы видим, политика ЛДПР направлена именно на защиту, а не на развитие человека. Таким образом, политические силы России предлагают различные идеологически обоснованные пути развития человеческой личности: развитие культуры, образования и науки, развитие социальной сферы, защита людей.

Отметим, что партии «Единая Россия» и «Яблоко» выделяют в качестве важного свойства человека его достоинство (однокоренное с достойный): «центральная, стратегическая задача партии — утверждение достоинства каждого человека, продолжающего своей личной судьбой исторические судьбы России» («Единая Россия»); «человеческое достоинство и уважение к личности и семье должны утвердиться в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя в России»; «демократия жизненно необходима России, потому что она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека» («Яблоко»). Лексема достоинство определяется как: 1) положительное качество;

2) сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе;

3) (употр. в род. и твор. п.) стоимость, ценность; 4) устар. чин, титул, звание (МАС, т. 1, с. 438).

Как отмечается в словаре, «потеря или сохранение достоинства зависит прежде всего от самого субъекта, а не от других людей» (НОССРЯ, вып. 3, с. 95), поэтому не вполне правильным является формулировка в качестве задачи постороннего субъекта (партии) утверждение достоинства каждого человека. «Свойство, описываемое словом достоинство, предполагает осознание субъектом своей ценности в качестве человеческой личности или в качестве члена некоторой социальной или национальной общности. Это свойство представляется как ценность, к обладанию которой должен стремиться каждый человек, и предполагает существование некоторых представлений о том, как субъект должен себя вести, чтобы не утратить ее» (Там же). Иными словами, политическая партия не может по определению утверждать достоинство каждого человека, потому что это достоинство — личное свойство каждого человека. «Посторонний субъект может лишь формировать, развивать, пробуждать, воспитывать достоинство, т.к. достоинство, особенно в контексте чувство, сочетается с данными глаголами, указывающими на целенаправленное формирование и развитие данного свойства в человеке. Объектом этих действий являются, как правило, дети» (Там же, с. 98). Таким образом, в программе партии «Единая Россия» стратегическая задача сформулирована с нарушением логических и сочетаемостных связей русского языка.

Обратим внимание, что достоинство часто описывает поведенческие характеристики человека, а не его внутренние качества, так как «сознание своей ценности, описываемое словом достоинство, часто проявляется внешне, в том, что субъект держится прямо, независимо и говорит неспешно, спокойно, убежденно» (Там же, с. 95).

В программе партии «Яблоко» актуализируется значение «сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности, уважение к себе». На наш взгляд, именно в этом значении достоинство семантически дополняет идею гражданского общества, для которого свойственна активная позиция субъекта, поскольку «достоинство предполагает готовность субъекта защищать свою личность, желание не попадать в унизительное положение» (Там же).

Наши наблюдения показали, что, по сравнению с программами политических партий, в программных выступлениях действующего Президента РФ тема развития культуры и образования не выделена в отдельную семантическую макропропозицию, не рассматривается как приоритетное направление государственной политики. Преимущественно политики включают эту тему в более широкий контекст повествования о человеке, при этом декларируют свои ценностные позиции и понимание перспектив развития страны (табл. 2). Приведем несколько примеров. Партия «Яблоко» выступает за «последовательную государственную политику в области культуры и культурное возрождение российской провинции». Партия «Родина» считает, что «культура и интеллектуальный потенциал — основа успешного будущего России». Партия «Единая Россия» утверждает, что Россия — это «страна великой культуры и науки». ЛДПР рассматривает «национальное и духовное возрождение русского народа, всех россиян» в качестве одного из «национальных интересов страны».

'аблица 2. Будущее России в программах политических партий

«Яблоко» «Сохранение, возрождение и развитие отечественной культуры — один из самых долгосрочных видов инвестирования в человеческий капитал, важнейшее условие национальной консолидации, возвращение России не только формального, но и заслуженного статуса великой державы.»

«Родина» «Эффективное российское государство невозможно без особого, приоритетного внимания к решению острых вопросов системы образования, культурно-духовного развития как базовых условий подготовки и воспроизводства этого важнейшего для будущего страны ресурса.»

«Единая Россия» «Мы видим Россию одним из ведущих центров мировой науки и культуры. Сила народов России — в высочайшей духовности, нравственной чистоте и достоинстве, умении уважать друг друга. Эту силу мы хотим сберечь и приумножить, соединив с последними достижениями всей мировой цивилизации. Наши приоритеты: рост духовного потенциала общества и каждого человека, развитие национальных культур и сохранение самобытности народов и исторических регионов; создание государственной системы поиска, отбора и поддержки талантов; наращивание научного и технологического потенциала страны, целенаправленная государственная поддержка фундаментальной науки.»

Действующий Президент РФ сужает объем лексического значения слова культура, понимая под культурой, прежде всего, историю: «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, — я, во всяком случае, в этом убежден, — начало нового духовного подъема» (ПФС, 2000).

Отметим, что толкование слова человек включает в себя описание внутренних качеств человека. Ср.: в начале ХХ в. «.человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью» (ТСЖВРЯ, т. 4, с. 1301), и в начале XXI в.: «1.|| с опр. лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу и т. п.» (СТСРЯ, с. 920). Кроме того, определение качеств, характерных как для человека, так и для представителей народов, населяющих страну, является важной идеологической задачей, формулирующей ответы на вопросы «кто мы?», «какие мы?».

Важную роль в политическом дискурсе играет номинация, в данном случае наименования людей1: «массы» (КПРФ), «русские люди», «русский народ», «народы России»

1 Мы приводим номинации, которые используются только в текстовых фрагментах, описывающих свойства национального характера.

(ЛДПР), «народ» («Родина»), «народы России» («Единая Россия»), «российский народ» (В. В. Путин). Действующий Президент РФ и партия «Родина» выделяют в качестве основного (и/или востребованного политической задачей подъема экономики) признак «предприимчивый»: «Россия — это страна, вовсе не обреченная на кризисы и прозябание. Что российский народ — талантливый, инициативный и предприимчивый. Что он умеет работать и достоин лучшей жизни. Что он способен ее добиться, конечно, если ему в этом не мешать. Хотя бы не мешать. Лучше, если мы будем помогать» (ПФС, 2003); «труд и предпринимательская энергия народа» («Родина»). ЛДПР актуализирует признак «униженный властью и бедностью». Русские люди нуждаются в защите со стороны партии, которая будет заботиться о народе. Показательно, что Программа ЛДПР заканчивается следующим призывом: «Граждане России, если вы поддержите ЛДПР и приведете ее к власти, то мы вернем нашей Родине достоинство, а вам спокойную и обеспеченную жизнь!» КПРФ и партия «Единая Россия» выделяют такие признаки, как нравственность и духовность (табл. 3).

Президент страны «убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели — не только материальные. Не менее важные — духовные и нравственные цели» (ПФС, 2000), однако не уточняет, каковы эти цели. Учитывая, что грамматические категории могут быть идеологически детерминированы, отметим, что в анализируемых нами политических текстах существительные, обозначающие человека, редко стоят в позиции субъекта предложения, т.е. активного деятеля.

аблица 3. Особенности России в программах политических партий

КПРФ «Сложное переплетение геополитических, национальных и экономических обстоятельств сделало Россию носителем культурной и нравственной традиции, основополагающими ценностями которой являются общинность, коллективизм, патриотизм, теснейшая взаимосвязь личности, общества и государства, стремление к воплощению высших идеалов истины, добра и справедливости, равноправие и равноценность всех граждан независимо от национальных, религиозных и других различий. Соборность, народность и духовность явились важной предпосылкой восприятия массами идеи социализма.»

«Единая Россия» «Сила народов России — в высочайшей духовности, нравственной чистоте и достоинстве, умении уважать друг друга. Эту силу мы хотим сберечь и приумножить, соединив с последними достижениями всей мировой цивилизации.»

И В. В. Путин, и политические партии ставят своей целью повышение благосостояния людей и достойную жизнь для всех граждан (табл. 4). При всем единообразии формулирования цели деятельности партии лингвистический анализ позволяет установить различия в идеологических взглядах политических партий. Обращают на себя внимание обозначения, встречающиеся в программах партий: уровень жизни - жизненный уровень - достойная жизнь -благосостояние -качество жизни («повышение уровня жизни народа» (КПРФ); «жизненный уровень людей — главный критерий и цель развития», «соз-

дание условий для достойной человека жизни» («Родина»); «добиться высокого уровня и современного качества жизни для всех граждан» (ЛДПР); «рост благосостояния российских граждан» («Яблоко»); «партия рассматривает себя как опору Президента России, проводника его политики, направленной на то, чтобы обеспечить благосостояние российских граждан и вернуть нашей стране ведущее положение в мире» («Единая Россия»); «высокий уровень жизни в стране, жизни — безопасной, свободной и комфортной <. . .> значимый рост благосостояния граждан» (ПФС, 2004)).

Таблица 4. Декларируемые цели политических акторов

КПРФ «Изменить экономический курс, осуществить экстренные меры государственного регулирования в целях прекращения спада производства, борьбы с инфляцией, повышения уровня жизни народа», и др.

«Родина» «Жизненный уровень людей - главный критерий и цель развития»; «создание условий для достойной человека жизни - это показатель жизнеспособности, национальной конкурентоспособности и потенциала всего народа России» и др.

ЛДПР «наша цель - богатая и культурная страна, обеспечение каждому гражданину России достойной жизни»; «Цель социальной политики ЛДПР - обеспечить всем трудящимся, каждому гражданину России достаточное материальное благосостояние и цивилизованный образ жизни. При этом задача не только в том, чтобы добиться высокого уровня и современного качества жизни для всех граждан, но и устранить огромное социальное расслоение, сложившееся в нашем обществе.»

«Единая Россия» «Мы не знаем иной, более великой цели, чем обеспечение процветания нашей страны и достойной жизни ее граждан. Этому посвящены наши помыслы и действия. Во имя этого мы готовы созидать, бороться и побеждать.»

«Яблоко» «Рост благосостояния российских граждан.»

В.В. Путин «Наши цели абсолютно ясны. Это высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это укрепление позиций России в мире, а главное, повторю, значимый рост благосостояния граждан» (ПФС, 2004).

Рассмотрим значения представленных в синонимическом ряду слов и словосочетаний. Начнем с описания лексического значения слова уровень, которое представлено в толковом словаре как «характерная степень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития» (МАС, т. 3, с. 512). Отметим, что сочетание уровень жизни было устойчивым выражением, частотным в советском политическом дискурсе. Ср.: «уровень жизни в СССР неуклонно повышается». Экономическое понятие «уровень жизни» включает, в основном, показатели материального потребления. Иными словами, используя сочетание уровень жизни, политики, прежде всего, актуализируют значимость количественных параметров материальных благ в жизни человека.

Следующее встречающееся в программах партий при формулировке цели деятельности слово — благосостояние. Напомним, что забота о благосостоянии народа (народном благосостоянии) объявлялась целью деятельности КПСС и построения социализма: «на всех этапах построения социалистического общества развитие экономики СССР осуществлялось в интересах роста народного благосостояния»1. Однако благосостояние подразумевало не только обеспеченность необходимыми материальными, но и духовными благами. Отметим, что в русском дискурсе начала XXI в. слово благосостояние преимущественно используется в сочетании со словом граждане: «рост благосостояния российских граждан» («Яблоко»), «значимый рост благосостояния граждан» (ПФС, 2004). Таким образом, идеологическая преемственность дискурса КПСС и дискурса политических партий начала XXI в. осуществляется на лексическом уровне посредством использования определенных слов и выражений.

В последнее десятилетие мы наблюдаем использование в политическом дискурсе конкурирующих сочетаний уровень жизни и качество жизни. Отметим, что выражение качество жизни — это экономический термин, который обозначает совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ. Качество жизни предполагает: чистую окружающую среду; личную и национальную безопасность; политические и экономические свободы; другие условия человеческого благополучия, которые трудно поддаются количественному измерению2. Иными словами, качество жизни акцентирует не только уровень материального потребления (уровень жизни), но и степень развития нематериальной сферы, окружающей человека.

Следующее словосочетание, употребляющееся при формулировке целей и задач современных политических партий, — достойная жизнь. Однако достойный, достоинство происходят от глагола достоять, т. е. человек должен сам достигнуть определенного места службы, которое во многом определяет жизненный уровень. Наше исследование позволило установить, что данное выражение является связующим элементом лексического уровня русского политического дискурса начала XXI в., поскольку словосочетание было произнесено Б. Н. Ельциным во время первой в истории России инаугурации президента: «достойная жизнь не даруется свыше», «они (народы России. - М.Г.) достойны лучшей жизни». Наши наблюдения показывают, что в программах политических партий словосочетание достойная жизнь употребляется в сочетании с глаголом обеспечить и отглагольным существительным обеспечение: «мы не знаем иной, более великой цели, чем обеспечение процветания нашей страны и достойной жизни ее граждан» («Единая Россия»); «наша цель — богатая и культурная страна, обеспече-

1 «Цель социализма состоит в обеспечении ...полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд. Т. 6. С. 232). Примеры приводятся из Большой Советской Энциклопедии.

2 Значение слова приводится по электронному словарю экономической и финансовой лексики: глоссарий. ру.

ние каждому гражданину России достойной жизни» (ЛДПР); «обеспечение достойной гражданина России жизни», «обеспечение достойной жизни всех граждан российских регионов», «обеспечение достойной человека жизни», «обеспечение достойной жизни всех граждан Российской Федерации» («Родина»). Отметим, что семантика глагола обеспечить и существительного обеспечение связана преимущественно с материальной сферой и с количественными показателями. В подтверждение приведем словарную статью глагола обеспечить: «1. предоставить достаточные материальные средства к жизни. 2. кем-чем. снабдить кем, чем в достаточном количестве. 3. создать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо. 4. устар. оградить, защитить, предохранить» (МАС, т. 2, с. 529). А также представим толкование существительного обеспечение: «1. действие по знач. гл. обеспечить (перех.) 2. деньги, материальные средства, предоставляемые кому-либо с целью обеспечения его существования. 3. то, что обеспечивает сохранность, исполнение и т.п. чего-либо, служит ручательством, гарантией чего-либо» (Там же, с. 528). Кроме того, лексическое значение глагола обеспечить актуализирует семантику ответственности и гарантии, о чем свидетельствует синонимический ряд, в который входит глагол (обеспечивать, обезопасить, гарантировать, страховать) и существительное (обеспечение, залог, гарантия, порука, ручательство, заклад, защита, ответственность, заложник, ипотека, задаток). Добавим, что семантика глагола обеспечить включает в себя некий объект (= ресурс), который дают или предоставляют некому индивиду или сообществу1. Иными словами, в сочетании «обеспечение каждому гражданину России достойной жизни» наблюдается отчуждение понятия «жизнь» от человека. Таким образом, используя глагол обеспечить, партии актуализируют семантику материальных потребностей человека, а также берут на себя ответственность, гарантируют, что жизнь людей улучшится после прихода партии к власти.

В современном русском политическом дискурсе понятие «человек» эксплицируется в словосочетаниях «трудовые ресурсы», «личность», «человеческий капитал», «человеческий ресурс», «конкурентный капитал» и др. В советском политическом дискурсе лексическое значение слова последовательно разворачивалось в смысловой цепочке «советский человек — человек труда — личность — коммунистическое общество». В начале XXI в. существительное человек вытесняется словосочетаниями человеческий капитал, человеческий ресурс и др. Человек рассматривается преимущественно как средство и капитал в сфере экономики. Возникает новая семантическая связь «человек — человеческий капитал — конкурентоспособность страны». В русском политическом дискурсе происходят семантические преобразования. Например, человек труда превратился в человеческий капитал, человеческий ресурс, а формирование человеческого капитала пришло на смену воспитанию нового человека.

1 Ср.: «обеспечивать — обеспечить» кого? чем? или в чем?; кому? что? 1. устранить попечение, заботу, опасение, дав что-либо верное; снабжать всем нужным, оградить от убытков, недостатка, нужды, от грозящей кому-то опасности (ТСЖВРЯ, т. 3, с. 1491).

164

Для успешного развития страны в XXI в. важно определить, что такое человек в новой России, какими нравственными характеристиками должен обладать представитель той или иной социальной группы, как человек должен относиться к человеку. Для этой цели можно использовать преобразующую силу метафоры. Данный прием использовался в советском политическом дискурсе. Метафорическое обозначение советского человека как строителя коммунизма обладало большим воздействующим потенциалом, поскольку строительная метафора предполагает высокую активность субъекта действия, а в идентификации человека обозначена цель его деятельности.

В начале XXI в. цель деятельности политических партий выражается при помощи синонимического ряда: уровень жизни — жизненный уровень — достойная жизнь — благосостояние — качество жизни. При этом наблюдается расширение предметного значения цели: от материальных потребностей (уровень жизни) через обеспечение материальными и духовными благами (благосостояние) к степени развития среды жизни человека (качество жизни).

Литература

Колесов В.В. Древняя Русь: Наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Третий выпуск. М., 2003.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004.

Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1982.

Советский энциклопедический словарь. М., 1983.

Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2001.

Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

Толковый словарь языка совдепии. СПб., 1998.

Учебный словарь современного английского языка. М., 1984.

Список принятых сокращений

- Словарь русского языка.

- Новый объяснительный словарь синонимов русского языка.

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

- Современный Толковый Словарь Русского Языка.

- Советский энциклопедический словарь.

- Толковый словарь живого великорусского языка.

- Толковый словарь языка совдепии.

- Учебный словарь современного английского языка.

МАС НОССРЯ ПФС СТСРЯ СЭС ТСЖВРЯ ТСЯС УССАЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.