Научная статья на тему 'Концепт «Справедливость» в новейшем русском политическом дискурсе'

Концепт «Справедливость» в новейшем русском политическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
753
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Справедливость» в новейшем русском политическом дискурсе»

Гаврилова М.В.

Санкт-Петербург КОНЦЕПТ «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» В НОВЕЙШЕМ РУССКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Основная лингвистическая проблема русского политического дискурса начала XXI века, по нашему мнению, заключается в различном семантическом наполнении слов, выражающих ценности русского социума и основные политические термины, в различной трактовке слов с ценностными значениями политическими лидерами и политическими партиями. В качестве примера рассмотрим смысловое наполнение одного из концептов русской ментальности, являющегося также ценностной категорией русского общества, - справедливость. С этой целью мы сравним толкование концепта в программных выступлениях действующего президента России (инаугурационные речи и послания Федеральному собранию) и программных документах основных политических партий России, в частности, коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), либерально-демократической партии России (ЛДПР), политической партии «Родина», Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» - «Единая Россия», российской демократической партии «Яблоко». Программные документы выбраны нами в качестве материала исследования, поскольку программа политической партии представляет собой идеологический документ, определяющий принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а

также методы реализации целей и решения задач.

Наши наблюдения показали, что одним из обязательных элементов тематической структуры программ российских политических партий является провозглашение ценностей. Партии стремятся объединить людей на основе классических политических ценностей: свобода, демократия, справедливость, равенство и т.п. При этом каждая партия позиционирует себя как носительница истинных, реальных, настоящих ценностей, употребляя в программе прилагательные с семой ‘подлинность’ (см. таблица 1).

Таблица 1

КПРФ «обеспечение подлинного народовластия в Российской Федерации»: «это (социализм - М.Г.) общество подлинной демократии»: «КПРФ выступает за действительную реализацию прав и свобод человека, провозглашенных нормами международного права»: «КПРФ будет всячески содействовать осознанию рабочим классом его подлинных интересов»: «борьба за истинный социализм не прекращалась никогда»: «в целях обеспечения подлинного народовластия в Российской Федерации».

«Родина» «основа реального самоопределения и самоорганизации российского общества»: «восстановление на деле подлинного народовластия»: «развитие реальной демократии»: «реальные способы обеспечения и поддержки достаточного уровня своего благосостояния и защиты»: «реальное воплощение в жизнь провозглашенных ранее целей», «обеспечение подлинной демократии в Российской Федерации»

«Единая Россия» «мы положили начало подлинной демократии»: «люди смогут выбирать своих представителей в органы самоуправления, требовать реальной защиты своих интересов»: «реальные полномочия»

ЛДПР «ЛДПР - партия истинных патриотов», «достижение подлинной свободы», «ЛДПР добивалась проведения подлинной патриотической национальной политики в международных делах»

«обеспечение подлинной политической стабильности»; «подлинная демократия»; «они (гражданские инициативы - М.Г.) позволяют создать не формальную демократию, когда после выборов от избирателя уже ничего не зависит, а истинную, основанную на гражданском участии»

Анализируя программные документы, мы пришли к выводу, что концепт «справедливость» играет важную роль в тематической организации политического дискурса. Вероятно, это обусловлено значимостью концепта в системе представлений различных общественных групп, поскольку «справедливость - основной принцип нравственности, лежит в основе комфортных представлений соответствующей (суб) культуры, критерий комфортного состояния. Справедливость - идеал гармоничного мира. Он включает модель распределения в обществе различного вида благ, личностный статус, престиж, место, занимаемое в социальной группе, в обществе и т.д. Справедливость несет в себе определенный вектор конструктивной напряженности» [Ахиезер 1991: 376].

Справедливость занимает существенное место в системе универсальных человеческих ценностей, потому что «в современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей» [КФЭ 1994: 435].

В русской ментальности «справедливость» тесно связана с «правдой» как категорией этической. Прилагательное справедливый стоит в одном синонимическом ряду с такими словами как правый, правдивый, праведный, искренний, верный [Колесов 2004, The Russian mentality 1995]. «Желание справедливости -это то чувство, которое в большой степени определяет способ восприятия окружающего мира русским человеком. Идея справедливости происходит от христианского учения о правде. Божественный закон находится на более высоком уровне, чем справедливость человека, основанная на человеческих взаимоотношениях - несовершенных и неполных. Этим объясняется предубеждение русских людей по отношению к юридическим учреждениям, несовершенство которых по определению детерминировано человеческим измерением. Величайший авторитет

для русского - праведный человек. «Суровый, но справедливый» - так измеряется авторитет начальника в армии, на государственной службе, в церкви и т.п. [The Russian mentality 1995: 103]. Правда - справедливость как категория этическая, связанная с моралью и нравственностью, имеет отношение к экономике. Как отмечает А.С. Ахиезер, «экономика как всеобщее опирается на нравственное основание, на нравственный идеал. Каждый акт экономической деятельности всегда преодолевает дуальную оппозицию: справедливо - несправедливо. Каждый акт осмысляется через представление о справедливой цене, несправедливости эксплуатации и т.д. Экономика внутренне разделена по нравственному принципу, т.е. на нравственно оправданную, легальную и несправедливую, неправедную экономику, например, связанную с наемным трудом частными лицами, с производством для нелегальной продажи и т.д. Между ними может быть конфликт, разрешаемый с помощью закона, судов и т.д., но они могут одновременно и взаимопроникаться друг другом» [Ахиезер 1991: 448-449].

Вместе с тем справедливость является центральной ценностной категорией, под которой мы понимаем «когнитивный конструкт, определяющий поведение человека и его восприятие действительности, формирующий оценки происходящих событий и распределяющий наше окружение на друзей и врагов. Ценности и их иерархии образуют концептуальную основу политического языка» [Баранов 1990а: 42].

В программах различных политических партий справедливость является ценностным ориентиром деятельности партии (см. таблицу 2).

Таблица 2

КПРФ народовластие, справедливость, равенство, патриотизм

ЛДПР «Если вы против происшедшей в нашей стране "криминальной революции", если вы хотите жить в обществе процветания, культуры, социальной справедливости, правопорядка и патриотизма, вам нужно поддерживать ЛДПР».

Манифест «За Родину и справедливость», справедли-

I вость и патриотизм

ч о Р

л «нас, членов Всероссийской партии «Единство и Отече-® | ство», объединяют общие ценности: Свобода, Закон, ч ^ Справедливость и Согласие»

Е« оР

«Наши ценности - свобода и справедливость»

о л б

К

Проследим изменение лексического значения слова справедливость в русском языке. В к. XIX - н. XX вв. слово означало состояние и свойство по прилагательному справедливый, т.е. правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Таким образом, ведущими семами являлись ‘правда’ и ’правосудие’ (ТСЖВЯ, т.4). В ХХ веке справедливость в основном значении толковалось как беспристрастность действия и соответствие истине, а также соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т.п. морально-этическим, правовым и т.п. нормам (МАС, т.4: 231). В начале XXI века лексическое значение слова справедливость не претерпело значительных изменений (СТСРЯ: 785). В программах политических партий актуализируется неосновное значение ‘соответствие человеческих отношений, законов, порядков нормам и требованиям’. При этом слово распространяется прилагательным социальный, и словосочетание социальная справедливость является устойчивым выражением в новейшем русском политическом дискурсе.

В политическом дискурсе справедливости соответствует ситуация распределения материальных и нематериальных ресурсов: «вместе мы решим главную патриотическую задачу -вернём богатства страны народу и восстановим социальную справедливость» («Родина»), «справедливое распределение материальных благ» («Единая Россия») и др. Тем самым, «в семантической структуре Справедливости выделяются следующие переменные: 1) субъект распределения, 2) адресат распределения, 3) распределяемый ресурс, 4) параметр распределе-

ния» [Баранов 1990б: 47]. Важно отметить, что «семантическая структура категории Справедливости поддерживает целый комплекс представлений о существовании внешнего врага (враг всей ситуации справедливого распределения), и внутреннего врага (стремление персонифицировать любые сложности на пути социального, политического и экономического развития нашего общества). Типологические характеристики «внутренних врагов» оказываются связаны с субъективной и адресной позициями фрейма Справедливости - врагов ищут именно там» [Баранов 1990б: 52]. Наши наблюдения показали, что наиболее семантически разработана и эксплицитно представлена категория «свой - чужой» в программах партий КПРФ и ЛДПР. Например, в программе КПРФ многочисленны дуальные оппозиции: «правящий режим - народно-патриотические силы, силы социального и национального освобождения»; «власть мафиозно-

компрадорской буржуазии - власть трудящихся, патриотических сил»; «углубляются противоречия между трудом и капиталом, между горсткой новых толстосумов и огромным большинством народа»; «в оценке современной ситуации КПРФ исходит из убеждения, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло хХ столетие, не завершен»; «истинные партийцы - перерожденцы»; «пролетарские и мелкобуржуазные тенденции в КПСС»; «мировой капитал - Россия»; «режим национальной измены -люди труда»; «формируемый правящим режимом класс "стратегических собственников". Его основа - банковско-спекулятивный капитал, экономически тесно связанный с Западом. Такой же компрадорский характер носит и экспортносырьевой капитал. ... На другом полюсе - огромная масса людей труда, задавленных обнищанием, угрозой безработицы, страхом неуверенности в завтрашнем дне» и др. Семантика противопоставления создается с помощью идеологем советского политического дискурса, используются идеологические наслоения в значении слова, получающего в политическом дискурсе яркую оценочную окраску. В программе ЛДПР преобладает префиксальный способ образования семантической оппозиции при помощи префиксов анти-, псевдо-, лже- («наиболее откровенные антироссийские министры», «прозападные псевдодемократы», «лжереформаторы и лжедемократы», «антинациональные компрадорские силы» и др.), а также используется семантика негативной оценочности, содержащаяся в слове

(«националистические элиты», «засилье злобных, враждебных внутренних и внешних сил» и др.).

Как показывают исследования А.Н. Баранова, в политическом дискурсе перестройки были «отчетливо противопоставлены два ценностных полюса: на одном из которых находятся категории Справедливости и Равенства, а на другом - концепт Свободы. Категории Справедливости и Равенства, имеющие глубокие корни в русской культурной традиции (ср., например, концептуальный мир русской общины), одновременно являются органичной частью системы ценностных представлений «общества развитого социализма» и предшествующего ему (в том числе и революционного) периода. В современном политическом языке Равенство и Справедливость часто выступают в форме социальной справедливости, органично совмещающей в себе принцип уравнительного распределения с идеей равенства людей» [Баранов 1990б: 43]. Отметим, что подобная дискурсивная ситуация характерна и для политического дискурса начала XXI века. Партии «Яблоко» и «Единая Россия» связывают концепты «справедливость» и «свобода», располагая их в синонимическом ряду своих политических ценностей. Однако содержательной центром концепта «справедливость» в программах этих партий является равенство возможностей граждан России. В программах партий ЛДПР, «Родина», КПРФ «справедливость» соположена в синонимическом ряду с «патриотизмом». Кроме того, как и в прежние десятилетия «справедливость» и «равенство» выступает в качестве «социальной справедливости».

Показательно, что существительное справедливость не употребляется в программных выступлениях президента страны. Однако В.В. Путин использует прилагательное справедливый: «Сегодня наш стратегический приоритет - это рациональное, справедливое обложение природных ресурсов» (ПФС 2001). Наши наблюдения показали, что В.В. Путин преимущественно связывает прилагательное справедливый с семантической категорией «международные отношения» в совместных заявлениях с зарубежными лидерами, в выступлениях перед зарубежной аудиторией: «И мы выступаем здесь как партнеры и единомышленники, вносим свой вклад в строительство справедливого миропорядка»; «главная задача - достижение в регионе прочного, справедливого мира»; «мирное и справедливое урегулирование локальных конфликтов»; «очевидно, что за каждым таким решением должна стоять не общеполити-

ческая риторика, не просто слова о так называемой "справедливой" политике... урок "школы ООН"состоит в том, что другой альтернативы, как сообща строить более безопасный, справедливый и благополучный мир, у человечества нет». Справедливость является контекстуальным синонимом демократии: «с несколькими инициативами, направленными на то, чтобы сделать мир более безопасным, более справедливым, более демократическим».

У «Единой России» справедливость наряду с порядком, законностью и развитием выступает в качестве признаков цивилизованности, к которым и должна стремиться Россия и ее граждане. В программных документах партии справедливость связана как с распределением материальных благ, что было характерно для советского мышления («справедливое распределение материальных благ»), так и с «уверенностью в том, что судьба каждого человека не безразлична обществу в целом».

КПРФ, провозглашая ценности советского периода, справедливость связывает с основными правами гражданина СССР («справедливость, предполагающая гарантированное право на труд и его вознаграждение по конечным результатам, на доступное всем бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь, благоустроенное жилье, отдых и социальное обеспечение»).

Партия «Яблоко» справедливость связывает со свободой, ведущей содержательной характеристикой концепта является равенство возможностей («свобода - такая же абсолютная ценность, как и человеческая жизнь... свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости.справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен»; «справедливость, подразумевающая, что выигрыш одних социальных групп или граждан не должен достигаться за счет потерь других»).

Партия «Родина» рассматривает «социальную справедливость как основное условие любых реформ, напрямую затрагивающих интересы наименее защищенных слоев населения» и декларирует в качестве основной задачи «восстановление исторической социальной справедливости», которая связана с возвращением богатства народу («вместе мы решим главную патриотическую задачу - вернём богатства страны народу и вос-

становим социальную справедливость») и борьбой с олигархической системой под руководством партии («начать восстановление социальной справедливости можно лишь путём создания партии ответственной политической оппозиции. Массовой профессиональной партии как инструмента борьбы с олигархией, как способа взять власть и ею достойно распорядиться в интересах всего общества).

Для ЛДПР главным в концепте справедливости является создание равных условий, при которых человек может честным путем (а не трудом - как у КПРФ) добиваться благосостояния («ЛДПР является сторонницей общества социальной справедливости, она отвергает не только коммунизм, но и дикий капитализм. Партия выступает за создание равных условий для реализации каждым гражданином своих способностей. В обществе социальной справедливости должно поощряться стремление людей честным путем добиваться высокого уровня благосостояния. В России не должно быть голодных, бездомных и безработных»).

Иными словами, в русском политическом дискурсе начала XXI века «справедливость» сближается преимущественно с «равенством», понимаемым партиями левого крыла (КПРФ, «Родина») прежде всего как уравнительное распределение материальных благ, однако наряду с этим пониманием в программах других партий (ЛДПР, «Яблоко», «Единая Россия») в концепте «справедливость» актуализируется значение ‘равенство возможностей’ для граждан страны. Мы наблюдаем борьбу между двумя векторами справедливости, между уравнительностью и соревновательностью, а также стремление изменить соотношение между ними, поскольку уравнительность оказывается в противоречии с политикой экономического прорыва, удвоения ВВП, конкурентноспособности России. Следует отметить, что в истории России «периодически возникает попытка усилить соревновательную справедливость, чтобы вызвать к жизни потоки социальной энергии. Однако господство уравнительной справедливости сохранилось, хотя и выявило своё творческое бесплодие и социальное бессилие» [Ахиезер 1991: 376].

Подводя итоги, можно отметить, что в русском политическом дискурсе начала XXI века «справедливость» продолжает сохранять национальную специфику концепта (справедливость -правда - нравственность), а также восприятие, сложившееся в советский период нашей истории (справедливость - равенство

материальных благ). Однако через значение ‘равенство возможностей’ возможна перспектива семантического продвижения к пониманию «справедливости» как «свободы», что характерно для современных обществ, в которых «справедливость понимается как высшая степень совместимости многообразных интересов. Основной критерий справедливости - максимум свободы для возможно большего числа индивидов» [Категории политической науки 2002: 103]. Следует помнить, что «выбор возможных альтернатив решения проблемы при ориентации на справедливость существенно сужается как для отдельного индивидуума, так и для всего общества в целом. В рамках ценности Свободы общественный организм способен более гибко реагировать на вызовы действительности» [Баранов 1990б: 43].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т., т.3. - М., 1991.

2. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход). Автореф. дис...д-р.филол. наук. - М.,1990а.

3. Баранов А.Н. Что нас убеждает? (речевое воздействие и общественное сознание). - М., 1990б.

4. Категории политической науки. - М., 2002.

5. Колесов В.В. Концептуальная адаптация внешних терминов // Язык и ментальность. Текст и концепт. Вып.1. - СПб., 2004.

6. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994

7. Словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1982.

8. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 2004.

9. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,

1994.

10. The Russian Mentality. Dictionary / Ed by A.Lazari. Katowice.

1995.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1. МАС - Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1982.

2. КФЭ - Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

3. ПФС - послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию

4. СТСРЯ - Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 2004.

5. ТСЖВЯ - Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

ИСТОЧНИКИ ПРИМЕРОВ

1. Программа КПРФ утверждена на !Усъезде КПРФ 20.04.1997.

2. Программа ЛДПР принята на X!!! съезде ЛДПР 13.12.2001.

3. Программные документы партии: Программа партии «Родина» принята съездом 08.09.2002, изменения и дополнения внесены Третьим Внеочередным Съездом 15.02.2004 г.; Заявление съезда партии «Родина» принято съездом Политической партии «РОДИНА» 06.07.2004 г.; Манифест «За Родину, за справедливость» принят съездом Политической партии «РОДИНА» 06.07.2004 г.

4. Программные документы партии: предвыборная программа Всероссийской политической Партии «Единство и Отечество» - «Единая Россия» (утверждена 20.09.2003 на !!! Съезде Всероссийской политической Партии «Единство и Отечество» -«Единая Россия»), Программа Всероссийской политической Партии «Единство и Отечество» - «Единая Россия» (утверждена в окончательной редакции 29.04.2003 на !! Съезде Партии), Манифест Всероссийской политической Партии «Единство и Отечество» - «Единая Россия» (принят 23.04.2003 на !! Съезде Партии).

5. Программные документы: демократический манифест -

программа Российской Демократической Партии «Яблоко», Основы государственной политики на 2003 - 2005 гг. М., ЭПИ центр, 2003. © Гаврилова М.В., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.