Политическая модернизация и формирование элиты госуправления в России
Л.Н. Тимофеева
Сенеке принадлежит выражение: «Для корабля, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Это означает, что вопрос о формировании элит для государственного управления должен ставиться не абстрактно, а конкретно в связи с планами политической модернизации страны, т. е. общим представлением о том, как должна меняться страна в глобализирующемся пространстве. В зависимости от выбранной модели будет изменяться и механизм рекрутинга элиты для государственного управления. Этот общий проект будущего страны или желаемый образ России должен создаваться партийно-политической элитой, разделяться профессиональными бюрократами и быть понятным всему обществу.
Для примера можно привести опыт одной из успешных стран Юго-Восточной Азии — Японии, которая обеспечивает рекрутинг кадров на государственную службу в связи с четко сформулированной национальной идеей: «Япония — Страна восходящего солнца». Эта идеологема означает гармонию с силами природы и нацеленность на постоянное развитие. Для современной японской политики стабильная экономика является лишь условием для построения общества, основанного на принципе «гармонии» (в функционировании государственных и общественных институтов, во взаимоотношениях человека и природы, взаимоотношениях в семье). В соответствии с главной идеологемой, современная Япония в политической области движется в сторону большей децентрализации и демократизации, в частности формирования двухпартийной системы в отличие от фактически существовавшей однопартийно сти (многопартийной системы с одной доминирующей партией), в экономической области — в направлении большей международной интеграции и, следовательно, большей либерализации внутреннего рынка для зарубежных товаров.
В тесной связи с этим осуществляется и реформа административно-государственного управления, направленная на обеспечение баланса в отношениях между государственными и общественными структурами.
Совершенствование механизма рекрутинга элиты в государственное управление осуществляется там за счет: централизованной системы набора на госслужбу через кадровое агентство; меритократического принципа кадровой политики, т. е. набора «лучших», которые в состоянии обеспечить прогресс для Страны восходящего солнца; экзаменационной системы поступления на государственную службу из числа лучших выпускников центральных высших учебных заведений; высокой заработной платы японских чиновников, сопостави-
мой с аналогичными показателями в частном секторе (Япония занимает первое место в мире по уровню заработка должностных лиц в госаппарате).
Отвечая на новые вызовы, которые стоят перед страной — старение населения, индивидуализация системы общественных ценностей и менталитета, информатизация японского общества, его ускоренная интеграция в международную среду, — изменяются как механизм рекрутинга элиты на госслужбу, так и ее «идеология».
Во-первых, рекрутинг элитарной части общества (выпускников лучших вузов страны) на госслужбу осуществляется в фарватере новой социальной тенденции, распространяющейся в общественном мнении Японии — теории «контекстуализма» (М. Ясусукэ, К. Сюмпэй, С. Сэйдзабуро), утверждающей главное в современной жизни — «контекст отношений», или связь между самовыражением личности и функционированием общества как единым организмом. Слишком индивидуализированная личность обедняет себя. Истинная же реализация личности возможна только через «контекст», в результате которого она станет неповторимой, но все же частью общественного организма. Такой подход широко пропагандируется в СМИ, литературе и искусстве. Неслучайно современные социологические выкладки показывают, что среди главных мотивов поступления японцев на госслужбу являются мотивы общественного интереса и служения обществу1 (табл. 1).
Таблица 1
Мотивация японских государственных служащих
Варианты ответов Кол-во ответов, в%
1. Мне интересно заниматься государственными делами 68,4
2. Хочу работать на благо общества 57,5
3. Главная цель — изучение различных вопросов в рамках выполнения обязанностей на госслужбе 42,6
4. Мой характер и способности соответствуют требованиям госслужбы 31,8
5. Привлекает стабильная жизнь госслужащих 17,1
6. У госслужащих больше свободного времени, чем в частном секторе 13,1
7. У меня нет другого постоянного места работы 9,3
8. Здесь есть шансы сделать карьеру 7,2
9.Мой научный руководитель (знакомый и т. д.) посоветовал поступить на госслужбу 6,7
10. Могу работать в родном городе 1,5
11. Здесь хорошие условия работы 0,8
Ежегодно весной (в Японии административно-финансовый год начинается с 1 апреля) премьер-министр и министры правительства напутствуют молодых государственных служащих на саморефлексию, развитие, эффективность и рациональность. В 2003 г. премьер-министр Дз. Коидзуми сформулировал для них
1 См.: Илышев А.В. Японская государственная служба. М.: Изд-во РАГС, 2010. C. 73.
такой кодекс поведения: «Уважайте себя и свое личное чувство правоты. Преодолевайте устаревшие бюрократические подходы и узковедомственные интересы. Именно они в большинстве случаев приводят к ущемлению государственных интересов. Каждый из вас должен быть движущей силой, вносящей новое дыхание в административное управление страной. Умный человек меняет свою точку зрения, глупый — никогда. Иными словами, ваши профессиональные умения и мораль должны формироваться день за днем по мере того, как вы будете усваивать различные новые явления»2.
Во-вторых, сама госслужба носит сегодня ярко выраженный социальный характер, выполняя следующие функции: информационные, консультативные, регулирующие, проектно-нормативные и реформообразующие.
Конечно, идея солидарности, коллективности, проповедуемая сегодня в японском обществе и в среде чиновников, была бы понятна и россиянам, постепенно утрачивающим ее в новых поколениях. К сожалению, в современной России нет четкого понимания того, куда идет общество, как и нет ведущей идео-логемы. Когда-то императорская Россия убеждала российское общество жить, работать, сражаться «За Веру, Царя и Отечество»; советская Россия призывала: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в строительстве нового невиданного ранее социалистического общества. Сегодня призыв к изменениям, к политической модернизации не сопровождается четким представлением об образе будущего. Нам еще предстоит создать его в политическом дискурсе элит, партий, гражданских объединений. Для этого сегодня нужны постоянно действующие дискурсивные площадки с широким освещением характера, содержания и итогов обсуждений в средствах массовой информации. Мне уже пришлось участвовать в нескольких таких дискуссиях в Москве, Петрозаводске, Новосибирске. Проблема заключается в том, что никто не собирает и не обобщает эти предложения. В этом случае импульсы социальной энергии могут пропасть втуне. Необходимо создать такую общественно-государственную структуру — возможно, при Администрации Президента РФ, — которая занялась бы этой кропотливой, но крайне необходимой работой.
Между тем если прислушаться к высказываниям нашей политической элиты и обратить внимание на программные документы ведущих политических партий, то можно обнаружить некоторые ценности, которые могли бы лечь в основу идеологемы «Перестройки №2», как нередко называют объявленную модернизацию в прессе и Интернете.
Сразу следует отметить, при некоторых отличиях, схожесть позиций президента Д.А. Медведева и председателя правительства В.В. Путина относительно заявленных ценностей.
В своем первом Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев так расставил свои ценностные приоритеты: Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Свобода — личная, индивидуальная, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. Свобода и независимость Российского государства. Жизнь чело-
2 Там же. С. 72.
века, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. Семейные традиции — любовь и верность. Забота о младших и старших. Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
Здесь заметно сочетание консервативных, либеральных, социал-демократических ценностей. Этакий идеологический постмодернизм — отсутствие одного метанарратива, зато наличие ценностей на все вкусы.
На исходе своего второго президентского срока в феврале 2008 г. В.В. Путин выступил с речью на заседании Госсовета в Кремле, в которой отметил основные приоритеты в развитии России, призвав сформировать «общество равных возможностей» без бедности и гарантирующее равную безопасность каждого человека. Для обеспечения лучшей жизни Путин призвал сократить дифференциацию доходов граждан, подчеркнув, что уменьшение разрыва в доходах граждан не должно привести к исчезновению стимулов для профессиональной и творческой самореализации. Он отметил, что средний класс к 2020 г. должен составлять 60%, а может быть, и 70% населения.
Вслед за своим лидером в программном заявлении ведущая ныне партия «Единая Россия» записала, что она провозглашает главную цель стратегии обновления — создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания — т. е. создание общества равных возможностей. Но что еще более удивительно, так это то, что в программах других политических партий — «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР, «Яблока» — идея равенства и социальной справедливости так или иначе прописана в виде главных ценностей. Идея эта не новая. Просто 20 лет жизни в условиях жесточайшей критики коммунистической уравнительности и одновременно не совсем удачного «постсоциалистического строительства капитализма» заставили политическую элиту в несколько смягченном варианте выбрать понятную и принимаемую россиянами идею. Правда, она уже использовалась полвека назад западными государствами, соревнующимися в свое время с первым в мире социалистическим государством в стремлении построить «капитализм с человеческим лицом».
Политическая партия «Справедливая Россия» в качестве своей главной цели формулирует: актуальный, демократический и эффективный социализм или новый социализм. Программа партии основана на базовых ценностях справедливости, свободы и солидарности. Справедливость понимается партией как равные для всех политические права и свободы, как распределение благ в соответствии с трудовым вкладом и способностями человека, как право на достойную жизнь. «Справедливость — это равенство возможностей, а не получаемых благ».
Коммунистическая партия Российской Федерации в качестве стратегической цели партии записывает: построение в России обновленного социализма, социализма XXI в. «Реставрация капитализма неизбежно породила эксплуатацию человека человеком, привела к глубокому расколу общества. В Россию вернулось антагонистическое противоречие между наемным трудом и капиталом... КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации челове-
ка человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда».
В программе Российской демократической политической партии «Яблоко» заявлено, что ее главный принцип — государство для человека, а не человек для государства. «Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен».
Несмотря на заявления ЛДПР о том, что она препятствует как возрождению коммунистической идеи, считая ее утопией, так и становлению олигархического правления в государстве, рассматривая его как антинародное, тем не менее для этой партии достижение блага каждого возможно исключительно через достижение общего блага, которое, в свою очередь, достигается путем приоритета государственного интереса. «Цель партии — создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей». По сути это социалистическая позиция, а не либеральная.
Таким образом, фактически пять ведущих партий страны провозглашают — при некоторой разнице подходов и оговорок — либерально-консервативные, социал-демократические и социалистические ценности (табл. 2).
Таблица 2
Тренд «равенства» в позициях партийно-политической элиты России
«Единая Россия» «Справедливая Россия» КПРФ ЛДПР «Яблоко»
Общество равных возможностей при сохранении всех рыночных механизмов Наша цель — новый социализм. Программа основана на базовых ценностях Справедливости, Свободы, Солидарности. «Справедливость — это равенство возможностей, а не получаемых благ» Стратегическая цель партии — построение в России обновленного социализма, социализма XXI века. КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда Программная цель ЛДПР — обеспечить уровень социальной защищенности граждан не ниже, чем при социализме. ЛДПР выступает за всемерное упрочение исконных российских традиций общественной солидарности и взаимопомощи, сохранение духа общественной справедливости. Цель партии — создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей Наша цель — свободная, богатая и сильная Россия. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен
Почему происходит некоторое «полевение» самосознания политической элиты? Безусловно, среди условий, влияющих на паттерны современных партий, есть и экономические: большие социально-экономические различия между гражданами; культурные (исторический код массового поведения, связанный с коллективными усилиями общины); недовольство политикой экономического блока Правительства вообще и в условиях кризиса в частности.
Вряд ли партийно-политический диалог о желаемом образе будущего для России закончится молниеносным и безоговорочном консенсусом. Слишком много стоит частностей за либеральным, социалистическим, консервативным пониманием социальной справедливости и равенства. Но начать такой дискурс между партиями необходимо.
Возможно, после того как определится общий проект будущего России, станет ясно, и какой механизм рекрутинга элиты для государственного управления нужен стране. Недостатки современного рекрутинга нам известны: отсутствие четкой системы подготовки и переподготовки государственных служащих, формальный отбор на госслужбу, личная преданность как главный критерий отбора «лучших», низкая мотивированность на служение общему делу и т. д. Обескураживает расплывчатость критериев эффективности работы федеральной, региональной и муниципальной властей. Все они скорее характеризуют патерналистское государство и такую же модель рекрутинга элиты. Впрочем, недавно Кремль внес некоторые уточнения к критериям, которым должны соответствовать (при переназначении) претенденты на губернаторский пост. При принятии кадрового решения глава государства теперь будет учитывать возраст руководителя, его рейтинг (доверие населения) и уровень благополучия региона3. А это уже похоже на социальное государство и социально ориентированный рекрутинг. Впрочем, поживем — увидим.
3 Билевская Э. Четыре правила для губернаторов // Независимая газета. 2010. 12 марта.