Научная статья на тему 'Политическая модернизация и формирование элиты госуправления в России'

Политическая модернизация и формирование элиты госуправления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛИТЫ / МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ / РЕКРУТИНГ / FORMATION OF ELITES / MODERNIZATION MODEL / RECRUITING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Л. Н.

Автор считает, что механизм рекрутинга элиты определяется выбранной моделью модернизации страны. Этот проект будущего страны должен создаваться партийно-политической элитой, разделяться профессиональными бюрократами и быть понятным всему обществу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political modernization and formation of state elites in Russia

According to the author, the mechanism of elitesrecruitment is determined by the model of the countrys modernization. This project of the countrys future should be created by the partypolitical elite and supported by professional bureaucrats and be clear to the whole society

Текст научной работы на тему «Политическая модернизация и формирование элиты госуправления в России»

Политическая модернизация и формирование элиты госуправления в России

Л.Н. Тимофеева

Сенеке принадлежит выражение: «Для корабля, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». Это означает, что вопрос о формировании элит для государственного управления должен ставиться не абстрактно, а конкретно в связи с планами политической модернизации страны, т. е. общим представлением о том, как должна меняться страна в глобализирующемся пространстве. В зависимости от выбранной модели будет изменяться и механизм рекрутинга элиты для государственного управления. Этот общий проект будущего страны или желаемый образ России должен создаваться партийно-политической элитой, разделяться профессиональными бюрократами и быть понятным всему обществу.

Для примера можно привести опыт одной из успешных стран Юго-Восточной Азии — Японии, которая обеспечивает рекрутинг кадров на государственную службу в связи с четко сформулированной национальной идеей: «Япония — Страна восходящего солнца». Эта идеологема означает гармонию с силами природы и нацеленность на постоянное развитие. Для современной японской политики стабильная экономика является лишь условием для построения общества, основанного на принципе «гармонии» (в функционировании государственных и общественных институтов, во взаимоотношениях человека и природы, взаимоотношениях в семье). В соответствии с главной идеологемой, современная Япония в политической области движется в сторону большей децентрализации и демократизации, в частности формирования двухпартийной системы в отличие от фактически существовавшей однопартийно сти (многопартийной системы с одной доминирующей партией), в экономической области — в направлении большей международной интеграции и, следовательно, большей либерализации внутреннего рынка для зарубежных товаров.

В тесной связи с этим осуществляется и реформа административно-государственного управления, направленная на обеспечение баланса в отношениях между государственными и общественными структурами.

Совершенствование механизма рекрутинга элиты в государственное управление осуществляется там за счет: централизованной системы набора на госслужбу через кадровое агентство; меритократического принципа кадровой политики, т. е. набора «лучших», которые в состоянии обеспечить прогресс для Страны восходящего солнца; экзаменационной системы поступления на государственную службу из числа лучших выпускников центральных высших учебных заведений; высокой заработной платы японских чиновников, сопостави-

мой с аналогичными показателями в частном секторе (Япония занимает первое место в мире по уровню заработка должностных лиц в госаппарате).

Отвечая на новые вызовы, которые стоят перед страной — старение населения, индивидуализация системы общественных ценностей и менталитета, информатизация японского общества, его ускоренная интеграция в международную среду, — изменяются как механизм рекрутинга элиты на госслужбу, так и ее «идеология».

Во-первых, рекрутинг элитарной части общества (выпускников лучших вузов страны) на госслужбу осуществляется в фарватере новой социальной тенденции, распространяющейся в общественном мнении Японии — теории «контекстуализма» (М. Ясусукэ, К. Сюмпэй, С. Сэйдзабуро), утверждающей главное в современной жизни — «контекст отношений», или связь между самовыражением личности и функционированием общества как единым организмом. Слишком индивидуализированная личность обедняет себя. Истинная же реализация личности возможна только через «контекст», в результате которого она станет неповторимой, но все же частью общественного организма. Такой подход широко пропагандируется в СМИ, литературе и искусстве. Неслучайно современные социологические выкладки показывают, что среди главных мотивов поступления японцев на госслужбу являются мотивы общественного интереса и служения обществу1 (табл. 1).

Таблица 1

Мотивация японских государственных служащих

Варианты ответов Кол-во ответов, в%

1. Мне интересно заниматься государственными делами 68,4

2. Хочу работать на благо общества 57,5

3. Главная цель — изучение различных вопросов в рамках выполнения обязанностей на госслужбе 42,6

4. Мой характер и способности соответствуют требованиям госслужбы 31,8

5. Привлекает стабильная жизнь госслужащих 17,1

6. У госслужащих больше свободного времени, чем в частном секторе 13,1

7. У меня нет другого постоянного места работы 9,3

8. Здесь есть шансы сделать карьеру 7,2

9.Мой научный руководитель (знакомый и т. д.) посоветовал поступить на госслужбу 6,7

10. Могу работать в родном городе 1,5

11. Здесь хорошие условия работы 0,8

Ежегодно весной (в Японии административно-финансовый год начинается с 1 апреля) премьер-министр и министры правительства напутствуют молодых государственных служащих на саморефлексию, развитие, эффективность и рациональность. В 2003 г. премьер-министр Дз. Коидзуми сформулировал для них

1 См.: Илышев А.В. Японская государственная служба. М.: Изд-во РАГС, 2010. C. 73.

такой кодекс поведения: «Уважайте себя и свое личное чувство правоты. Преодолевайте устаревшие бюрократические подходы и узковедомственные интересы. Именно они в большинстве случаев приводят к ущемлению государственных интересов. Каждый из вас должен быть движущей силой, вносящей новое дыхание в административное управление страной. Умный человек меняет свою точку зрения, глупый — никогда. Иными словами, ваши профессиональные умения и мораль должны формироваться день за днем по мере того, как вы будете усваивать различные новые явления»2.

Во-вторых, сама госслужба носит сегодня ярко выраженный социальный характер, выполняя следующие функции: информационные, консультативные, регулирующие, проектно-нормативные и реформообразующие.

Конечно, идея солидарности, коллективности, проповедуемая сегодня в японском обществе и в среде чиновников, была бы понятна и россиянам, постепенно утрачивающим ее в новых поколениях. К сожалению, в современной России нет четкого понимания того, куда идет общество, как и нет ведущей идео-логемы. Когда-то императорская Россия убеждала российское общество жить, работать, сражаться «За Веру, Царя и Отечество»; советская Россия призывала: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в строительстве нового невиданного ранее социалистического общества. Сегодня призыв к изменениям, к политической модернизации не сопровождается четким представлением об образе будущего. Нам еще предстоит создать его в политическом дискурсе элит, партий, гражданских объединений. Для этого сегодня нужны постоянно действующие дискурсивные площадки с широким освещением характера, содержания и итогов обсуждений в средствах массовой информации. Мне уже пришлось участвовать в нескольких таких дискуссиях в Москве, Петрозаводске, Новосибирске. Проблема заключается в том, что никто не собирает и не обобщает эти предложения. В этом случае импульсы социальной энергии могут пропасть втуне. Необходимо создать такую общественно-государственную структуру — возможно, при Администрации Президента РФ, — которая занялась бы этой кропотливой, но крайне необходимой работой.

Между тем если прислушаться к высказываниям нашей политической элиты и обратить внимание на программные документы ведущих политических партий, то можно обнаружить некоторые ценности, которые могли бы лечь в основу идеологемы «Перестройки №2», как нередко называют объявленную модернизацию в прессе и Интернете.

Сразу следует отметить, при некоторых отличиях, схожесть позиций президента Д.А. Медведева и председателя правительства В.В. Путина относительно заявленных ценностей.

В своем первом Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев так расставил свои ценностные приоритеты: Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Свобода — личная, индивидуальная, свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. Свобода и независимость Российского государства. Жизнь чело-

2 Там же. С. 72.

века, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. Семейные традиции — любовь и верность. Забота о младших и старших. Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Здесь заметно сочетание консервативных, либеральных, социал-демократических ценностей. Этакий идеологический постмодернизм — отсутствие одного метанарратива, зато наличие ценностей на все вкусы.

На исходе своего второго президентского срока в феврале 2008 г. В.В. Путин выступил с речью на заседании Госсовета в Кремле, в которой отметил основные приоритеты в развитии России, призвав сформировать «общество равных возможностей» без бедности и гарантирующее равную безопасность каждого человека. Для обеспечения лучшей жизни Путин призвал сократить дифференциацию доходов граждан, подчеркнув, что уменьшение разрыва в доходах граждан не должно привести к исчезновению стимулов для профессиональной и творческой самореализации. Он отметил, что средний класс к 2020 г. должен составлять 60%, а может быть, и 70% населения.

Вслед за своим лидером в программном заявлении ведущая ныне партия «Единая Россия» записала, что она провозглашает главную цель стратегии обновления — создание условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и места проживания — т. е. создание общества равных возможностей. Но что еще более удивительно, так это то, что в программах других политических партий — «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР, «Яблока» — идея равенства и социальной справедливости так или иначе прописана в виде главных ценностей. Идея эта не новая. Просто 20 лет жизни в условиях жесточайшей критики коммунистической уравнительности и одновременно не совсем удачного «постсоциалистического строительства капитализма» заставили политическую элиту в несколько смягченном варианте выбрать понятную и принимаемую россиянами идею. Правда, она уже использовалась полвека назад западными государствами, соревнующимися в свое время с первым в мире социалистическим государством в стремлении построить «капитализм с человеческим лицом».

Политическая партия «Справедливая Россия» в качестве своей главной цели формулирует: актуальный, демократический и эффективный социализм или новый социализм. Программа партии основана на базовых ценностях справедливости, свободы и солидарности. Справедливость понимается партией как равные для всех политические права и свободы, как распределение благ в соответствии с трудовым вкладом и способностями человека, как право на достойную жизнь. «Справедливость — это равенство возможностей, а не получаемых благ».

Коммунистическая партия Российской Федерации в качестве стратегической цели партии записывает: построение в России обновленного социализма, социализма XXI в. «Реставрация капитализма неизбежно породила эксплуатацию человека человеком, привела к глубокому расколу общества. В Россию вернулось антагонистическое противоречие между наемным трудом и капиталом... КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации челове-

ка человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда».

В программе Российской демократической политической партии «Яблоко» заявлено, что ее главный принцип — государство для человека, а не человек для государства. «Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен».

Несмотря на заявления ЛДПР о том, что она препятствует как возрождению коммунистической идеи, считая ее утопией, так и становлению олигархического правления в государстве, рассматривая его как антинародное, тем не менее для этой партии достижение блага каждого возможно исключительно через достижение общего блага, которое, в свою очередь, достигается путем приоритета государственного интереса. «Цель партии — создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей». По сути это социалистическая позиция, а не либеральная.

Таким образом, фактически пять ведущих партий страны провозглашают — при некоторой разнице подходов и оговорок — либерально-консервативные, социал-демократические и социалистические ценности (табл. 2).

Таблица 2

Тренд «равенства» в позициях партийно-политической элиты России

«Единая Россия» «Справедливая Россия» КПРФ ЛДПР «Яблоко»

Общество равных возможностей при сохранении всех рыночных механизмов Наша цель — новый социализм. Программа основана на базовых ценностях Справедливости, Свободы, Солидарности. «Справедливость — это равенство возможностей, а не получаемых благ» Стратегическая цель партии — построение в России обновленного социализма, социализма XXI века. КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда Программная цель ЛДПР — обеспечить уровень социальной защищенности граждан не ниже, чем при социализме. ЛДПР выступает за всемерное упрочение исконных российских традиций общественной солидарности и взаимопомощи, сохранение духа общественной справедливости. Цель партии — создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей Наша цель — свободная, богатая и сильная Россия. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен

Почему происходит некоторое «полевение» самосознания политической элиты? Безусловно, среди условий, влияющих на паттерны современных партий, есть и экономические: большие социально-экономические различия между гражданами; культурные (исторический код массового поведения, связанный с коллективными усилиями общины); недовольство политикой экономического блока Правительства вообще и в условиях кризиса в частности.

Вряд ли партийно-политический диалог о желаемом образе будущего для России закончится молниеносным и безоговорочном консенсусом. Слишком много стоит частностей за либеральным, социалистическим, консервативным пониманием социальной справедливости и равенства. Но начать такой дискурс между партиями необходимо.

Возможно, после того как определится общий проект будущего России, станет ясно, и какой механизм рекрутинга элиты для государственного управления нужен стране. Недостатки современного рекрутинга нам известны: отсутствие четкой системы подготовки и переподготовки государственных служащих, формальный отбор на госслужбу, личная преданность как главный критерий отбора «лучших», низкая мотивированность на служение общему делу и т. д. Обескураживает расплывчатость критериев эффективности работы федеральной, региональной и муниципальной властей. Все они скорее характеризуют патерналистское государство и такую же модель рекрутинга элиты. Впрочем, недавно Кремль внес некоторые уточнения к критериям, которым должны соответствовать (при переназначении) претенденты на губернаторский пост. При принятии кадрового решения глава государства теперь будет учитывать возраст руководителя, его рейтинг (доверие населения) и уровень благополучия региона3. А это уже похоже на социальное государство и социально ориентированный рекрутинг. Впрочем, поживем — увидим.

3 Билевская Э. Четыре правила для губернаторов // Независимая газета. 2010. 12 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.