Научная статья на тему 'ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ'

ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИАГНОСТИКА / ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ВЗАИМОКОРРЕЛЯЦИИ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Максим Николаевич, Соболев Валерий Иванович

На основании анализа результатов психологического тестирования сделан вывод, что исследуемый контингент студентов (девушки гуманитарных специальностей) в условиях относительной социальной изоляции характеризуется высоким уровнем легитимизированной агрессии (ЛА-44), особенно в сфере «Политика». Установлено, что относительная социальная изоляция сопровождается изменением структуры психологической защиты за счет активного вовлечения в обеспечение психического гомеостаза 4-х адаптивных механизмов («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление» и «Юмор»). Показано, что наибольшее число выявленных связей между отдельными показателями уровня легитимизированной агрессии и адаптивными механизмами психологической защиты характерно для сферы «Политика» (4 из 5 возможных), а наименьшее - для сферы «СМИ» (1 из 5 возможных). Делается заключение, что некоторые формы легитимизированной агрессии, по всей вероятности, функционально относятся к механизмам психологической защиты, являясь, собственно, одним из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Максим Николаевич, Соболев Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMIZED AGGRESSION AS A MECHANISM FOR PSYCHOLOGICAL PROTECTION IN THE CONTEXT OF RELATIVE SOCIAL EXCLUSION OF HUMANITARIAN STUDENTS

It is shown that under the conditions of relative social isolation a high level of legitimized aggression is formed among humanities students; there is also a change in the structure of psychological defense due to 4 adaptive mechanisms («Sublimation», «Altruism», «Suppression» and «Humor»). It was established that between the individual indicators of the level of aggression legitimized and adaptive defense mechanisms exist pronounced correlations. It is concluded that some form of legitimized aggression functionally related to the mechanisms of psychological defense.

Текст научной работы на тему «ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ»

8. Bracco, C., Melchio, R., Migliore, E., Marrale, C., & Fenoglio, L. (2021). Loneliness that destroys and upsets: A lesson from and beyond COVID-19 // European Journal of Internal Medicine. 2021. 88. 125. https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1016/j.ejim.2021.03.003

9. Cacioppo JT, Cacioppo S. Social Relationships and Health: The Toxic Effects of Perceived Social Isolation. // Soc Personal Psychol Compass. 2014 Feb 1;8(2):58-72. doi: 10.1111/spc3.12087. PMID: 24839458; PMCID: PMC4021390.

10. Luchetti, M., Lee, J. H., Aschwanden, D., Sesker, A., Strickhouser, J. E., Terracciano, A., & Sutin, A. R. The trajectory of loneliness in response to COVID-19. // The American psychologist. 2020. 75(7). 897-908. https://doi.org/10.1037/amp000069

11. Murphy, P. & Kupshik, G. Loneliness, stress and wellbeing: A helper's guide. New York: Tavistock/Routledge. 1992.

12. Murthy, V. Work and the loneliness epidemic: reducing isolation at work is good business. Harvard Business Review. Retrieved from https://hbr.org/cover-story/2017/09/work-and-the-loneliness-epidemic

13. Norbury, R. Loneliness in the time of COVID. Chronobiology International: The Journal of Biological & Medical Rhythm Research. 2021. 38(6). 817-819. https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1080/07420528.2021.1895201

14. Peplau L.A., Perlman D. Perspective on loneliness. // In L. A. Peplau & D. Perlman (Eds.), Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. - 1982. - New York: John Wiley and Sons. - pp. 1-18.

15. Perlman, D., & Peplau, L. A. (1981). Toward a Social Psychology of Loneliness. In R. Gilmour, & S. Duck (Eds.), Personal Relationships: 3. Relationships in Disorder (pp. 31-56). London: Academic Press.

16. Sutin, A. R., Luchetti, M., & Terracciano, A. Has loneliness increased during COVID-19? Comment on "Loneliness: A signature mental health concern in the era of COVID-19." // Psychiatry Research. 2020. 291. N.PAG. https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1016/j.psychres.2020.113295

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЛЕГИТИМИЗИРОВАННАЯ АГРЕССИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Аннотация. На основании анализа результатов психологического тестирования сделан вывод, что исследуемый контингент студентов (девушки гуманитарных специальностей) в условиях относительной социальной изоляции характеризуется высоким уровнем легитимизированной агрессии (ЛА-44), особенно в сфере «Политика». Установлено, что относительная социальная изоляция сопровождается изменением структуры психологической защиты за счет активного вовлечения в обеспечение психического гомеостаза 4-х адаптивных механизмов («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление» и «Юмор»). Показано, что наибольшее число выявленных связей между отдельными показателями уровня легитимизированной агрессии и адаптивными механизмами психологической защиты характерно для сферы «Политика» (4 из 5 возможных), а наименьшее - для сферы «СМИ» (1 из 5 возможных). Делается заключение, что некоторые формы легитимизированной агрессии, по всей вероятности, функционально относятся к механизмам психологической защиты, являясь, собственно, одним из них.

Ключевые слова: психодиагностика, легитимизированная агрессия, психологическая защита, взаимокорреляции, студенты, социальная изоляция.

Annotation. It is shown that under the conditions of relative social isolation a high level of legitimized aggression is formed among humanities students; there is also a change in the structure of psychological defense due to 4 adaptive mechanisms («Sublimation», «Altruism», «Suppression» and «Humor»). It was established that between the individual indicators of the level of aggression legitimized and adaptive defense mechanisms exist pronounced correlations. It is concluded that some form of legitimized aggression functionally related to the mechanisms of psychological defense.

Keywords: psychodiagnostics, legitimized aggression, psychological defense, correlations, students, social isolation.

Введение. Важнейшей составляющей системы психического гомеостаза является комплекс механизмов психологической защиты (МПЗ), смягчающих (минимизирующих), а в ряде случаев и полностью нивелирующих негативные последствия воздействия на психику и сознание индивидуума стресс-факторов внешней и внутренней среды [2, 3, 6, 15, 16]. В настоящее время обозначены основные механизмы защиты, различающиеся по многочисленным параметрам и обладающие разной эффективностью [2, 9, 11, 15]. Активное использование субъектом многих МПЗ, как правило, носит неосознанный характер, а, следовательно, и слабо контролируется, что создает угрозу постепенного формирования ряда патопсихологических нарушений. В то же время не исключается осознанное использование некоторых МПЗ, например, механизма «Рационализация».

Список механизмов психологической защиты неуклонно расширяется вместе с ростом числа психологических исследований, что вызвано, с одной стороны, сложностью самой проблемы психологической защиты как элемента психики, а, с другой - отсутствием строгой и общепризнанной системы их классификации и научно-обоснованных методик их измерения. Вместе с тем, основываясь на работах известных психологов [2, 3, 8, 11, 16, 17, 18], предложены принципы классификации, основанные на выделении четырех групп механизмов психологической защиты: Психотические, Инфантильные, Невротические и Адаптивные [9]. Каждая из этих групп включает несколько МПЗ, характеризующих отдельные стороны психической сферы индивида. Наиболее эффективными и щадящими являются адаптивные МПЗ, относящихся к группе так называемых зрелых механизмов психологической защиты. Изучение принципов и особенностей их использования индивидами в условиях воздействия стресс-факторов представляет как теоретический, так и практический интерес. С учетом сказанного, первой задачей нашей работы явилось проведение оценки степени вовлечения адаптивных МПЗ системой психического гомеостаза в условиях относительной социальной изоляции.

Вторая задача настоящего исследования связана с выяснением уровня агрессии как реакции на действие стресса в условиях измененной социальной среды. Следует отметить, что оценка уровня агрессии индивида в условиях действия того или иного стресс-фактора служила предметом многочисленных исследований [1, 4, 5, 7, 10, 12, 13]. Детальный анализ этой проблемы требует отдельного обсуждения, однако несомненно, что нарастание уровня агрессивности при стрессе является общей закономерностью реакции индивида. Однако, несмотря на актуальность проблемы воздействия стресса на психическое состояние человека, остается без должного изучения вопрос о том, в какой мере агрессия и какие ее формы могут рассматриваться в качестве механизмов психологической защиты ? В известных монографиях [2, 8, 11] агрессия не внесена в базовый перечень механизмов защиты, хотя в некоторых опросниках [9] упоминается о так называемой пассивной агрессии, как инфантильном механизме защиты. Ответ на поставленный вопрос, как и любой другой, касающийся психической сферы личности, представляется непростым, хотя и можно предполагать, что агрессия в какой-либо ее форме может вовлекаться в процесс психологической защиты. Одним из прямых доказательств участия агрессии в психологической защите мог бы послужить факт установления корреляционной связи между степенью использования базовых МПЗ, например, в условиях стресса, и уровнем проявления агрессии. Попытке выявления такой связи посвящена вторая экспериментальная задача нашего исследования.

Целью работы было выявление у студентов гуманитарного ВУЗа в условиях относительной социальной изоляции (пандемия COVID-19) характера связи между степенью использования респондентами адаптивных механизмов психологической защиты и уровнем легитимизированной агрессии (ЛА-44).

Изложение основного материала статьи. Исследования были проведены в ноябре 2020 года с участием практически здоровых 14 студентов-гуманитариев (девушек), обучающихся в Институте педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" в г. Ялте. Средний возраст студентов исследованного контингента составил 20 (SD=0,52) лет.

С учетом задач, поставленных в работе, в ходе проведения исследований использовали два теста. Первый из них представлен широко известным опросником С.Н. Ениколопова [4] для оценки уровня легитимизированной агрессии (ЛА-44), включающим в себя 5 шкал в следующих сферах: «Политика», «Личный опыт», «Воспитание», «Спорт», «СМИ»; предусмотрена также «Интегральная шкала», отражающая общую склонность респондента к легитимизированной агрессии. Второй тест представлен опросником, применяемым при оценке степени использования индивидуумом тех или иных механизмов психологической защиты. В качестве такого теста нами была использована современная методика, предложенная группой Казанских психологов [9]. Поскольку в данной методике предполагается исследование 4-х групп механизмов психологической защиты, нами, с учетом поставленных в работе задач, использовалась только группа тестов, предназначенная для выявления степени активности так называемых адаптивных механизмов психологической защиты, обозначаемых как «Сублимация», «Альтруизм», «Подавление», «Предвосхищение» и «Юмор».

Процедура тестирования проводилась в первой половине дня в условиях on line с использованием ресурса каталога психологических тестов (https://psytests.org/test.html#l12), представленных в разделе «Методики исследования психических состояний, агрессивности, тревожности» (https://psytests.org/aggression/la44.html) и в разделе "копинг" (https://psytests.org/coping/mipz.html).

Статистический анализ полученных данных проводился с помощью стандартных пакетов анализа SPSS (Statistics 17.0) и Windows Excel (2010). Вычисляли показатели итоговой статистики (средние арифметические величины и параметры вариабельности); с помощью корреляционной матрицы исследовались коэффициенты корреляции между отдельными числовыми показателями в разных шкалах и их статистическая значимость. Для повышения репрезентативности корреляционного анализа использовали z-преобразование Фишера, а при интерпретации результатов учитывали лишь те корреляционные связи, которые с учетом z-преобразования Фишера имели значение коэффициента корреляции Пирсона более 0,6 при уровни значимости p<0,05 и числе степеней свободы 12 (k = n - 2 = 14 - 2 =12). Такая процедура повышала степень надежности выводов о наличии статистически значимых корреляционных связей.

Результаты исследований и обсуждение. На первом этапе анализа результатов была проведена оценка степени выраженности различных показателей легитимизированной агрессии в каждой из использованных шкал (Табл. 1). При этом обращалось внимание на два аспекта: а) число баллов, набранных респондентами по каждому показателю и б) характер интерпретации результатов тестирования в соответствии с количеством баллов (низкий, средний и высокий уровень выраженности). В последнем случае использовались рекомендации авторов опросников.

Таблица 1

Результаты тестирования студентов-гуманитариев (M±m)

Название теста Среднее значение и стандартная ошибка для группы (баллы) Интерпретация показателя для всей группы респондентов

Опросник уровня легитимизированной агрессии (ЛА-44) Политика 73,8±2,1 Высокий уровень выраженности

Личный опыт 29,5±1,4 Средний уровень выраженности

Воспитание 29,1±1,3 Средний уровень выраженности с тенденцией к высокому

Спорт 18,6±1,0 Средний уровень выраженности

СМИ 18,2±0,9 Низкий уровень выраженности

Интегральная шкала 101,9±3,9 Высокий уровень выраженности

Сублимация 34,4±1,2 Высокий уровень использования

Альтруизм 34,1±1,5 Высокий уровень использования

Адаптивные механизмы психологической защиты Подавление 33,8±1,7 Высокий уровень использования

Предвосхищение 27,3±2,1 Средний уровень использования

Юмор 36,8±1,8 Высокий уровень использования

Среднее значение и стандартная ошибка по группе адаптивных механизмов 33,3±1,9 Высокий уровень использования

Обращают на себя внимание следующие основные моменты. Во-первых, как видно из табл. 1, при тестировании степени выраженности легитимизированной агрессии наименьший ее уровень проявлялся в сфере «СМИ» (например, отрицание утверждения, что «бой без правил - самый зрелищный вид спорта»), а наибольший - в сфере «Политика» (например, согласие с тезисом, что «уважение мирового сообщества можно добиться только путем усиления военного потенциала страны» или «высшей мерой наказания должна быть смертная казнь»). Несмотря на тот факт, что в других сферах уровень легитимизированной агрессии был средним («Личный опыт», «Воспитание» и «Спорт») или низким (СМИ), итоговые результаты по данным «Интегральной шкалы» агрессии свидетельствуют о высокой степени ее выраженности. Последнее связано с тем обстоятельством, что в указанных сферах количество набранных баллов было ближе к крайней правой границе диапазона.

Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют, что исследуемый контингент студентов (девушки гуманитарных специальностей) в условиях относительной социальной изоляции характеризуется высоким уровнем легитимизированной агрессии, особенно в сфере «Политика». Этот факт можно интерпретировать как свидетельство достаточно высокой политической активности респондентов с элементами радикализма и сдержанным интересом к таким сферам деятельности как «СМИ» и «Спорт».

Во-вторых, известно, что в условиях относительной социальной изоляции, выступающей как стресс-фактор [10, 12, 13, 14], психический гомеостаз может быть сохранен [2, 6, 8, 18] за счет активного использования механизмов психологической защиты (МПЗ). По нашим данным, в качестве такого рода механизмов защиты выступает группа так называемых адаптивных механизмов. Такая группа МПЗ, в отличие от других (психотических, инфантильных и невротических), относится к зрелым МПЗ [2, 9], поскольку характерна для эмоционально здоровых индивидов, вырабатывается в процессе приобретения субъектом индивидуального опыта и служит в качестве эффективного средства оптимизации успеха в социуме и межличностных отношениях Так, по данным табл. 1, следует, что степень использования механизмов психологической защиты «Сублимация», «Альтруизм», «Подавление» и «Юмор» у исследованной группы испытуемых характеризовалась высоким уровнем, а МПЗ «Предвосхищение» - средним. Такой вывод следует после сравнения эмпирических данных, полученных нами, с референсными значениями (т.е нормой), приведенными авторами методики [9]. Соответственно, среднее значение для всей группы показателей МПЗ также было выше референсной зоны.

Таким образом, относительная социальная изоляция сопровождалась изменением структуры психологической защиты за счет активного вовлечения в обеспечение психического гомеостаза группы адаптивных механизмов («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление» и «Юмор»).

В-третьих, как уже указывалось, важной задачей настоящей работы явилось выявление возможных связей между выраженностью адаптивных механизмов психологической защиты и уровнем разнообразных форм легитимизированной агрессии. С этой целью строилась корреляционная матрица и проводился последующий ее анализ на предмет выявления статистически значимых корреляционных связей. Для повышения репрезентативности анализа применили z-преобразование коэффициентов корреляции Пирсона. Собственно корреляционная матрица представлена в таблице 2.

Представляет интерес анализ числа корреляционных связей (Табл. 2), установившихся между отдельными показателями в тестах «Механизмы психологической защиты» (МПЗ) и «Легитимизированная агрессия» (ЛА-44). Из представленных данных следует, что наибольшее число связей уровня легитимизированной агрессии с адаптивными механизмами психологической защиты выявлено в сфере «Политика» (4 из 5 возможных), а наименьшее в сфере «СМИ» (1 из 5 возможных). В целом, судя по сводному показателю «Интегральная шкала» легитимизированной агрессии, между показателями ЛА-44 и МПЗ существует тесная положительная связь: чем более интенсивно респондентами используются МПЗ, тем более выражена у них склонность к проявлению легитимизированной агрессии. Полученный факт позволяет предполагать, что некоторые формы легитимизированной агрессии в тесте ЛА-44, по всей вероятности, функционально относятся к механизмам психологической защиты, другими словами, и являются наряду с МПЗ «Сублимация», «Альтруизм», «Подавление», «Предвосхищение» и «Юмор» собственно еще одним из ее механизмов.

Таблица 2

Корреляционная матрица (коэффициенты корреляции Пирсона)

Механизмы психологической защиты (МПЗ) Показатели легитимизированной агрессии (ЛА-44)

Показатель Сублимация Альтруизм Подавление Предвосхищение Юмор Политика Личный опыт Воспитание Спорт СМИ

Альтруизм 0,51 -

Подавление 0,49 0,50 -

Предвосхищение 0,72* 0,73* 0,46 -

Юмор 0,60* 0,77* 0,31 0,72* -

Политика 0,78* 0,60* 0,37 0,80* 0,68* -

Личный опыт 0,30 0,67* 0,05 0,70* 0,70* 0,43 -

Воспитание 0,58 0,64* 0,11 0,76* 0,72* 0,65* 0,57 -

Спорт 0,65* 0,46 0,13 0,78* 0,42 0,78* 0,60* 0,61* -

СМИ 0,33 0,35 0,14 0,26 0,60* 0,63* 0,10 0,31 0,04 -

Интегральная шкала 0,61* 0,64* 0,21 0,71* 0,63* 0,69* 0,76* 0,63* 0,77* 0,39

Примечание: * - коэффициенты корреляции Пирсона статистически значимые (г > 0,6; р<0,05) выделены жирным курсивом

Анализ характера зависимости между отдельными показателями в группе адаптивных механизмов психологической защиты показал, что существует достаточно большое число сформировавшихся корреляционных связей. Наибольшее число связей в сравнении с другими МПЗ выявлено для механизмов защиты «Предвосхищение» и «Юмор» (по 3 связи), а для МПЗ «Подавление» такие связи вовсе не установлены. Такое распределение числа корреляционных связей свидетельствует о тесном взаимодействии в реакции на относительную социальную изоляцию МПЗ «Предвосхищение» и «Юмор», с одной стороны, и, наоборот, слабое взаимодействие с другими МПЗ механизма «Подавление».

Вторым тестом, использованным в наших исследованиях, был тест на выраженность легитимизированной агрессии. Как показали результаты корреляционного анализа, внутри данного теста между исследованными показателями существует достаточно большое число корреляционных связей, а наиболее информативным, в этом понимании, является параметр «Интегральная шкала» (4 связи). Шкала «СМИ», как видно из табл. 2, с другими показателями данного опросника практически не связана. На формирование многочисленных корреляционных связей между состоянием нервно-психического статуса, типом мышления, стилями деятельности, рядом психофизиологических показателей и агрессивностью в условиях социальной изоляции студентов указывается в ряде публикаций, выполненных в лаборатории М.Н. Попова [10, 12, 13, 14].

Таким образом, полученные результаты можно интерпретировать как доказательство того, что легитимизированная агрессия может активно использоваться в поддержании психического гомеостазиса в качестве эффективного механизма психологической защиты. С учетом того, что формы легитимизированной агрессии «мягкие» и социально приемлемы, полученные результаты можно рассматривать как позитивную особенность стресс-реакции студентов-гуманитариев исследуемой группы на относительную социальную изоляцию.

Выводы. Результаты тестирования свидетельствуют, что исследуемый контингент студентов (девушки гуманитарных специальностей) в условиях относительной социальной изоляции характеризуется высоким уровнем легитимизированной агрессии, особенно в сфере «Политика». Этот факт можно интерпретировать как свидетельство достаточно высокой

политической активности респондентов с элементами радикализма и сдержанным интересом к таким сферам деятельности как «СМИ» и «Спорт».

Установлено, что относительная социальная изоляция сопровождается изменением структуры психологической защиты за счет активного вовлечения в обеспечение психического гомеостаза 4-х адаптивных механизмов («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление» и «Юмор»).

Показано, что наибольшее число выявленных связей между отдельными показателями уровня легитимизированной агрессии и адаптивными механизмами психологической защиты характерно для сферы «Политика» (4 из 5 возможных), а наименьшее - для сферы «СМИ» (1 из 5 возможных).

Делается заключение, что некоторые формы легитимизированной агрессии в тесте ЛА-44, по всей вероятности, функционально относятся к механизмам психологической защиты, другими словами, являются наряду с другими МПЗ («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление», «Предвосхищение» и «Юмор») собственно еще одним из ее механизмов.

Литература:

1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

2. Грановская Р.М. Психологическая защита / Грановская Р.М. - СПб.: Речь, 2010. - 476 с.

3. Грановская Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.

4. Ениколопов С.Н. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологическая наука и образование. - 2008. - Том 13, № 1. - С. 90-98.

5. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 494 с.

6. Киршбаум Э.И. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. - 175 с.

7. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. - Вып. 2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.

8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

9. Пилюгина Е.Р., Сулейманов Р.Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. - 2020. - Том 13, № 2. - С. 194-209. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130213

10. Попов М.Н. Взаимосвязь между типом мышления, стилями деятельности и уровнем агрессивности у студентов гуманитарного вуза в условиях относительной «социальной изоляции» / М.Н. Попов, В.И. Соболев // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 69. - Ч.2. - С. 210-214. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=44555141

11. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

12. Соболев В.И. Характеристика корреляционных связей между различными показателями нервно-психического статуса у студентов в период «коронавирусной самоизоляции» / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 67. - Ч. 2. - С. 315-318. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43150621

13. Соболев В.И. Оценка уровня агрессивности у студентов в условиях «коронавирусной самоизоляции» / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 69. - Ч. 1. - С. 356-360.

14. Соболев В.И. Оценка взаимосвязи между психофизиологическими и индивидуальными показателями теста Т.А. Немчина у студентов-первокурсников / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 344-348. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42395677

15. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 143 с.

16. Freud A. The ego and the mechanisms of defense / A. Freud. - Karnac Books, 1992. - 208 p.

17. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms: A 30-year follow-up of 30 men selected for psychological health / G.E. Vaillant // Archives of general psychiatry. - 1971. - Vol. 24, № 2. - P. 107-118. https://doi.org/10.1001 /archpsyc.1971.01750080011003

18. Vaillant G.E. Ego mechanisms of defense: a guide for clinicians' and researchers / G.E. Vaillant // American Psychiatric Pub, 1992. - 306 p.

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук, доцент Савенкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел) студент Ильина Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Статья посвящена изучению мотивационной готовности к обучению в вузе студентов первого курса. Нами получены данные о структуре и содержании мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности первокурсников, а также выявлены статистически значимые различия указанных групп мотивов у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению, мотивационная готовность, мотивы выбора профессии, учебные мотивы.

Annotation. The article is devoted to the study of the motivational readiness of first-year students to study at a university. We have obtained data on the structure and content of the motives for choosing a profession and the motives for the educational activity of first-year students, and also revealed statistically significant differences in these groups of motives among students studying in different areas of training.

Keywords: psychological readiness to learn, motivational readiness motivational readiness, motives for choosing a profession, educational motives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.