УДК 342.5
Легитимация власти как фактор ее стабильности
Фалькина Татьяна Юрьевна,
доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
В статье анализируются проблемы легитимации государственной власти; отражены факторы, влияющие на специфичность процессов формирования поддержки власти населением страны, особое внимание уделяется структуре механизма признания власти.
Ключевые слова: легитимация власти; правовая пропаганда; критерии легитимности; эффективность процесса легитимации власти; механизм летимации государственной власти; каналы легитимации государственной власти; политическая социализация.
The legitimation of power as a factor in its stability
Fal'kina Tatyana Yurievna,
Associate professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences, Associate professor
The article analyses the problem of the legitimation of state power; reflected the factors influencing the specificity of the processes of formation of the government's support of population of the country, special attention is paid to the structure of the mechanism of recognition of power.
Key words: the legitimation of power; legal propaganda; the criteria of legitimacy; effectiveness and legitimation of power; the mechanism of latimeria state authority; channels of legitimation of state power; political socialization.
Условием качественного функционирования государственной власти как важнейшего структурного элемента государственного механизма является такой фактор, как поддержание властных решений населением данной территории.
Государство, каким бы прочным оно ни казалось с первого взгляда, рано или поздно обречено на нестабильность, если большинство граждан не признают легитимность существующей власти и не высказывают готовность подчиняться ее законам1.
Как отмечал Гегель, «законодательство вообще и его особые определения следует рассматривать не изолированно и абстрактно, а как зависимый элемент одной тотальности в связи со всеми остальными определениями, составляющими характер нации и эпохи; в этой связи они обретают свое истинное значение, а тем самым и свое оправдание»2.
Проблемы легитимации государственной власти волнуют многих ученых3. По мнению М. Фуко, легитим-
1 См.: Примова Э. Н. К вопросу о легитимности власти // Власть. 2013. № 8 . С. 112.
2 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 62.
3 См.: Грищенко Г. А. Механизм легитимации государственной
власти в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012; Яковлев А. Н. Легитимация политической
ность власти определяется ее образом действия, воздействующим на других не прямо и непосредственно (как это предполагает субъект-объектная схема легитимации), но через их действия. Другими словами, легитимность господства принадлежит «не столько к порядку столкновения двух противников или к обязательствам одного по отношению к другому, сколько к порядку управления»4.
власти в постсоветской России: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2011; Уфимцев А. В. Особенности легитимации политической власти в современной России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008; Аврутина Л. Г. Легитимация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты: дис. ... канд. полит. наук. М., 2001; Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционная легитимность государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С. 3-8; Беседин А. А. Значение правовой идеологии в решении задачи легитимации государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 8-11; Грищенко Г. А. Институт посланий Президента РФ в механизме легитимации государственной власти // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 32-41; Мамычев А. Ю., Стародубцев С. С. Режимы легитимации органов государственной власти // Философия права. 2013. № 2. С. 67-70. 4 Фуко М. Субъект и власть // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч. 3. С. 180-181.
Процесс легитимации государственной власти подвержен влиянию различного рода факторов, в частности возникновению новых условий и тенденций политического развития российского общества, трансформации политического режима. Все это влияет на процессы легитимации государственной власти и характер взаимоотношений с обществом.
Теория и практика государственного строительства подчеркивает необходимость разрешения всевозможного рода проблем. Речь в первую очередь идет о формировании сильной государственной власти и обновленной государственности.
По словам Президента Российской Федерации, именно поддержка российского народа является основой национальной безопасности, «в том, что люди сердцем чувствуют: мы действуем в наших общих интересах»1.
Исследование процесса легитимации должно быть направлено на выявление факторов, способствующих становлению и развитию демократической социально-правовой государственности, определяющих процесс ее формирования и развития, что имеет первостепенное значение для строительства правового государства в Российской Федерации. «Экономика, - точно подметил исследователь проблемы легитимности В. И. Кравченко, - как фундаментальная основа власти определяет материальные условия и предпосылки достижения поставленных властью целей, указывает на реальные границы возможных политических решений»2.
На специфичность процессов формирования легитимности власти могут влиять такие факторы, как:
а) интегративный фактор - опирается на идейную основу, способную сгруппировать разнообразные социальные общности и образования;
б) фактор соответствия - ориентированный на формирование у общества мнения о законности и безупречности существующего государственного механизма и властвующей элиты на основе совпадения ее деятельности представлениям граждан;
в) стабильность - направлена на создание устойчивой, организационно сильной и воспроизводящейся естественным образом системы государственной власти, характеризующейся преемственностью политического курса;
г) эффективность - должна достигаться в полной мере, поскольку права, свободы, интересы граждан на данной территории должны удовлетворяться в полной мере на основе реализации социально-политического государственного курса;
д) фактор персональной поддержки - здесь решающую роль должны сыграть элементы и институты, направленные на популяризацию личности государственного лидера;
е) фактор поддержки населением власти - способствующий как аккумуляции поддержки населения про-
1 Онлайн-трансляция пресс-конференции Владимира Путина // Российская газета. 2015. 24 янв.
2 Кравченко В. И. Легитимность власти - фактор социально-экономического развития общества // Неэкономический Postscr¡ptum. 2004. № 2. С. 141-158.
водимой политики государства в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, экономической, политической), так и ограничению властных полномочий.
В настоящее время преобладает концепция, согласно которой основой легитимности должно стать убеждение в правомерности государственного устройства3. При этом наличие убеждения может подтверждаться на основе свободного выражения гражданами своей воли.
Под механизмом легитимации государственной власти нами понимается комплексная система обеспечения власти политических публичных государственных органов, элементами которой являются субъекты, объекты, методы, условия, средства и принципы. Все это способствует осуществлению процесса признания и узаконения государственной власти4.
Именно при помощи механизма легитимации государственной власти происходит процесс воспризвод-ства определенных моделей, обеспечивающих функционирование и эволюцию политической и правовой системы в целом.
Механизм легитимации может функционировать на основе таких основополагающих принципов и начал, как: законность, доступность, равенство, целостность, участие граждан, гласность, обеспечение права на защиту, невмешательство в свободную экономику.
Факторы, лежащие в основе определения эффективности процесса легитимации власти и уровня легитимности власти: поддержка народными массами таких институционных основ, как избирательная система в целом и выборы в частности, институты местного самоуправления; участие населения страны и отдельных регионов в оценивании эффективности деятельности отдельных структур, обладающих властными полномочиями; оценка эффективности государственной власти в виде индекса доверия граждан; непосредственное участие населения в функционировании отдельных государственных институтов; всеохватывающее признание возможности добиваться реализации своих прав и законных интересов через осуществление легальных процедур; степень персонификации власти в массовом сознании; критерии и показатели доверительности граждан к властным структурам на уровне региональной и местной власти; присутствие элементов перевода потребностей населения и его оценки в отношении властных структур. Вышеуказанные факторы влияют на определенную «емкость» легитимности власти, которую, согласно идее С. Липсета5, власть может накапливать в успешные годы и тратить в кризисные периоды.
3 См.: Плотникова О. А. Легитимизация власти на этапе становления и укрепления династии русских князей: моногр. М., 2008. С. 21 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ¡prbookshop.ru.
4 См.: Реутов Е. В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики. Белгород, 2007. С. 65.
5 См.: Липсет С. М. Размышления о легитимности // Апология. 2005. № 5. С. 95-103.
Способы легитимации государственной власти:
1) право представляет собой одно из эффективнейших средств легитимации власти. Именно право может повлиять на характер и уровень эффективности власти в государстве и институционально помогает складыванию доверия к ней;
2) политика социального маневрирования через развитие системы социализации личности, сферы воспитания, культурных факторов, образовательной сферы;
3) использование технических средств управления массовым поведением;
4) использование аргументов популизма, которые направлены на обеспечение популярности среди населения путем обещаний, лозунгов;
5) пропаганда как средство легитимации выполняет две важные функции:
а) политической социализации, т. е. такого влияния на общество, которое основано на совокупности социальных и политических норм, определяющих поведение субъектов в сфере политики в пределах правовых границ;
6) внешняя легитимация государственной власти, т. е. создание представления на международной арене
0 том, что государство выполняет свои властные функции и поэтому заслуживает поддержки международного сообщества.
Правовая пропаганда как способ легитимации государственной власти, связанная с деятельностью государственной власти, осуществляется в том числе и через средства массовой информации и имеет широкую правовую основу1.
1 Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru; Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ga rant. ru; Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru; Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, инфор-
Методологию анализа эффективности государственной власти целесообразно выстраивать в зависимости от следующих принципов: комплексности оценивания политических и социально-экономических параметров развития общества, внеидеологичности, суверенности, сочетания в оценке текущих и стратегических властных решений. Главная основа - это учет легитимности власти, ее отдельных институтов во всех звеньях функционирования2.
Каналы легитимации представляют собой такие способы, которые позволяют каким-либо образом выражать власть или критиковать ее действия. Каналы легитимации государственной власти позволяют субъектам находить и устанавливать конкретные действия, как соответствующие, так и не отвечающие данным критериям3. Это могут быть институты избирательной системы (например, выборы), элементы непосредственного волеизъявления народа (референдумы), опросы социологов.
Легитимация по своей природе носит символический характер. Так, Т. Лукман и П. Бергер отмечали, что она представляет собой смысловую объективацию «второго порядка» - объективацию в смысле сигнифи-кации, т. е. означивания неких событий, явлений, процессов4.
Критерии легитимности государственной власти выглядят следующим образом. Первый критерий -применение властью насилия. Он зависит от уровня развития политической культуры общества и развития политического сознания. Второй критерий - отражает уровень соответствия властных структур тем или иным нормам, как общеобязательным, так и не общеобязательным. При этом необходимо помнить, что нормы достаточно разнообразны и имеют противоречивый характер. Они зачастую устанавливаются государством и не всегда при этом поддерживаются обществом. Третий критерий - уровень электоральной активности населения государства.
матизации и защите информации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru; Федеральный закон от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
2 См.: Мишин К. Ю. Основные трактовки политологического смысла понятия «эффективность власти» в контексте ее легитимности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. № 3. Т. 15. С. 15.
3 См.: Прудников А. С., Иванченко Ю. А. Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти // Юридическая техника. 2013. № 7-1. С. 301.
4 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 301.
В долгосрочной перспективе основным драйвером роста легитимности российской власти является устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни и материального благосостояния населения1.
Таким образом, только реформы, направленные на преображение всех сторон государственной власти, могут в полной мере поддерживать и восстанавливать ее легитимность. Лишь в этом случае государственная власть и принимаемые ею ответственные решения могут отвечать ожиданиям отдельной личности и общества в целом.
Список литературы
1. Аврутина Л. Г. Легитимация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты: дис. ... канд. полит. наук / Л. Г. Аврутина. - М., 2001.
2. Баранов П. П. Конституционная легитимность государственной власти в России / П. П. Баранов, А. И. Овчинников // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 7. - С. 3-8.
3. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лук-ман. - М.: Медиум, 1995.
4. Беседин А. А. Значение правовой идеологии в решении задачи легитимации государственной власти / А. А. Беседин // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 3. - С. 8-11.
5. Гегель Г. В. Ф. Философия права / В. Г. Гегель. - М., 1990.
6. Грищенко Г. А. Институт посланий Президента РФ в механизме легитимации государственной власти / Г. А. Грищенко // Российский юридический журнал. -2011. - № 6. - С. 32-41.
7. Грищенко Г. А. Механизм легитимации государственной власти в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Г. А. Грищенко. - М., 2012.
8. Кравченко В. И. Легитимность власти - фактор социально-экономического развития общества / В. И. Кравченко // Неэкономический Postscriptum. - 2004. -№ 2. - С. 141-158.
9. Липсет С. М. Размышления о легитимности / С. М. Липсет // Апология. - 2005. - № 5. - С. 95-103.
10. Мамычев А. Ю. Режимы легитимации органов государственной власти / А. Ю. Мамычев, С. С. Стародубцев // Философия права. - 2013. - № 2. - С. 67-70.
11. Мишин К. Ю. Основные трактовки политологического смысла понятия «эффективность власти» в контексте ее легитимности / К. Ю. Мишин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - № 3. - Т. 15.
12. Плотникова О. А. Легитимизация власти на этапе становления и укрепления династии русских князей: моногр. / О. А. Плотникова. - М.: Московский гуманитарный университет, 2008. - С. 21 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. iprbookshop.ru.
13. Подобный В. В. Экономический базис легитимности политической власти в современной России:
1 Подобный В. В. Экономический базис легитимности политической власти в современной России: состояние и проблемы упрочения // Власть. 2015. № 1. С. 51.
состояние и проблемы упрочения / В. В. Подобный // Власть. - 2015. - № 1.
14. Примова Э. Н. К вопросу о легитимности власти / Э. Н. Примова // Власть. - 2013. - № 8.
15. Прудников А. С. Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти / А. С. Прудников, Ю. А. Иванченко // Юридическая техника. -2013. - № 7-1.
16. Реутов Е. В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики / Е. В. Реутов. - Белгород: Белгородский государственный университет, 2007.
17. Уфимцев А. В. Особенности легитимации политической власти в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Уфимцев. - М., 2008.
18. Фуко М. Субъект и власть / М. Фуко // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. - М., 2006. - Ч. 3.
19. Яковлев А. Н. Легитимация политической власти в постсоветской России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Яковлев. - М., 2011.