Научная статья на тему 'К вопросу о концепте легитимации государственной власти'

К вопросу о концепте легитимации государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1403
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ЛЕГИТИМАЦИИ / SOURCES OF LEGITIMATION OF STATE POWER / LEGITIMACY / LEGALIZATION / MECHANISM OF LEGITIMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фалькина Татьяна Юрьевна

В статье анализируются проблемы оценки качественного функционирования государственной власти, определяются источники (ресурсы) легитимации власти в государстве, соотносятся такие категории, как легитимация и легализация государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the concept of legitimation of state power

The article analyzes the problem of evaluating the quality of government functioning, determines the sources (resources) the legitimation of power in the state, related categories such as legitimization and legalization of state power.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепте легитимации государственной власти»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА

УДК 342

К вопросу о концепте легитимации государственной власти

Фалькина Татьяна Юрьевна,

доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: [email protected]

В статье анализируются проблемы оценки качественного функционирования государственной власти, определяются источники (ресурсы) легитимации власти в государстве, соотносятся такие категории, как легитимация и легализация государственной власти.

Ключевые слова: источники легитимации государственной власти; легитимность; легализация; механизм легитимации.

To the question about the concept of legitimation of state power

Fal'kina Tatyana Yurievna,

Associate professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences

The article analyzes the problem of evaluating the quality of government functioning, determines the sources (resources) the legitimation of power in the state, related categories such as legitimization and legalization of state power.

Key words: sources of legitimation of state power; legitimacy; legalization; mechanism of legitimation.

Условием качественного функционирования государственной власти является такой фактор, как поддержание властных решений населением данной территории. Теория и практика государственного строительства подчеркивает необходимость разрешения всевозможного рода проблем в указанной сфере. Речь, в первую очередь, идет о формировании сильной государственной власти и обновленной государственности. По словам Президента Российской Федерации, именно поддержка российского народа является основой национальной безопасности: «...Люди сердцем чувствуют: мы действуем в наших общих интересах» [2].

Исполнительная власть в государстве только тогда будет эффективной во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной -когда граждане данного государства дадут ей поддержку, основанную на авторитете данной властной

„.поищем себе князя,

чтобы владел нами и судил по праву.

Сказание о призвании варягов [1]

структуры. При этом функционирование такой власти будет осуществляться беспрепятственно.

Проблемы формирования концепта легитимации государственной власти волнуют ученых [3-6; 7, с. 3-8; 8, с. 8-11; 9, с. 32-41; 10, с. 67-70]. Процесс легитимации государственной власти подвержен влиянию различного рода факторов, в частности, возникновению новых условий и тенденций политического развития российского общества, трансформации политического режима. Все это влияет на процессы легитимации государственной власти и характер взаимоотношений с обществом.

Основой легитимации служит легитимность государственной власти как комплексная нравственно-политическая характеристика государственной власти, в которой сочетаются моральные и политические аспекты.

С одной стороны, легитимность может подчеркивать авторитет власти, доверие к ней, ее признание. С другой стороны, легитимность включает в себя и преданность власти, а также способность и желание субъектов, которые ей подчиняются, следовать за ней и выполнять ее требования.

Основаниями (источниками) легитимности служат общество, государство, внешнеполитические структуры и другие факторы.

Одна разновидность легитимности может отличаться от другой в зависимости от происхождения или способа установления (по наследству, на основе традиций либо при анархическом правлении, либо путем всеобщих выборов в рамках демократического правления). Кроме этого, легитимность можно рассматривать как такое состояние властеотношений, которое позволяет населению данного государства признавать власть на добровольных началах и осознанно следовать ее указаниям.

Согласие народа и его поддержка являются основой легитимности власти. Принуждение, которое основано на физическом или психическом воздействии, не является правовым. Только власть, которая обладает нелегитимным характером, может опираться на такие проявления насилия.

Зачастую легитимность проявляется как результат противоборства политической и идеологической сфер за лидерство определенных сил в политике. Руководящая роль в обществе власти обеспечивается признанием социумом ее социальной значимости - это и есть легитимность публичной власти.

Ученые пытаются раскрыть проблему легитимности власти на основе анализа объективной действительности начиная с 1Х-Х вв. [11, с. 21]. Так, отмечается, что в исторической ретроспективе одним из начальных типов легитимности была власть, основанная на праве наследования престола. Данная легитимность подчеркивала нормы традиционного общественного уклада.

Кроме того, «ядро легитимности» формируется на рубеже VI—VI11 вв., когда в качестве формы, предшествующей легитимности, выступает авторитет старших мужчин, который при разложении эгалитарного общества проходит стадию институализации [12, с. 48].

Исследователи подчеркивают, что легитимность власти, по их мнению, связана с признанием права носителей власти создавать правовые предписания в отношении других индивидов данного общества. При этом легитимность не подразумевает, что все граждане поддерживают данную власть. Существуют инакомыслящие — оппозиция, но при этом основная часть общества все равно выполняет все законодательные акты.

Государственное принуждение не может стать основой для признания власти легитимной, поскольку власть не может долгое время опираться только на насилие. Большинство населения должно поддерживать политические решения власти.

Население страны должно быть уверено в том, что должностные лица занимают свои места благодаря своим личным качествам и профессионализму. Данное положение является предпосылкой добровольного согласия. Там, где легитимность власти не бесспорна, во-

царяется беззаконие и опасность революционных потрясений [13, с. 113—114].

Важно понимать, что в современной России отношения человека и государства определены следующим образом: не человек создан для государства, а государство для человека [14, с. 53].

Категории «легитимность» и «легальность» можно рассматривать как сходные, но не тождественные понятия. Легитимность отражает оценочный, этический и политический характер. Легальность основывается, прежде всего, на юридических аспектах и этически нейтральна.

По мнению И. С. Штода, любая власть, хоть и не поддерживаемая населением страны, как правило, имеет легальный характер. Являясь в итоге нелегитимной, она может издавать законы по своему усмотрению и при помощи них осуществлять организованное насилие. В государстве может при этом функционировать власть, которая не является юридически оформленной и не поддерживается народом [15, с. 229].

Исторический анализ показывает, что содержанием легитимации власти всегда является процесс непрерывного соотнесения интересов разных социально-политических сил. Результат такой легитимации выражается в том, что политическая власть должна санкционировать свои действия при помощи их институализации и закрепления их в нормативных актах и законах.

Признание власти легитимной возможно в рамках осуществления сложного социального процесса — легитимации государственной власти.

Структурные элементы легитимации включают в себя субъекты, объекты, средства, методы, условия, принципы, процедуры.

Взаимосвязь и взаимодействие между собой данных элементов, выполняющих каждый свою функцию, способствует функционированию всей системы государственной власти.

В современных условиях одной из важнейших задач в деятельности органов внутренних дел является обеспечение безопасности отдельных граждан и общества в целом, защита от всех видов и форм преступных посягательств [16, с. 63].

Легитимация власти в государстве представляет собой такую деятельность, которая основывается на справедливости, высшей степени законности и правопорядка. Посредством легитимации власть приобретает свойство легитимности, отражающее оправданность, правильность и другие характеристики государственной власти. Как правило, ее деятельность должна соответствовать определенным психическим установкам и ожиданиям общественных элементов [15, с. 229].

В связи с этим можно выделить две основные группы источников (ресурсов) легитимации государственной власти: с одной стороны, это тот потенциал отдельного индивида или группы людей, который основан на физической природе субъектов, их интеллектуальной составляющей, психологических и нравственных особенностях; с другой стороны, это финансовые, организационные и информационные ресурсы.

Таким образом, легитимация государственной власти представляет собой особого рода деятельность, через которую власть в государстве становится легитимной. Данный процесс основан на таких принципах, как целесообразность, законность, правильность, оправданность и другие. Главное, речь идет о соответствии конкретной государственной власти тем требованиям, которые предъявляются к ней обществом [17, с. 41].

Концепт легитимации, который характеризует динамический аспект легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения властью легитимного статуса посредством определенных практик, направленных на агентов, располагающих ресурсами легитимации, на ценности, являющиеся основаниями легитимации, и на институты, посредством которых легитимация осуществляется [18, с. 229].

Следует вести речь о ряде форм легитимации государственной власти. Так, к правовым формам легитимации государственной власти можно отнести следующие: 1) развитие правовой основы функционирования институтов гражданского общества, самоуправление; 2) минимизация функций, возрастание организационного потенциала и сокращение контрольно-ревизионной деятельности; 3) оптимизация правовой основы, законодательства; 4) законодательные ограничения действия государственного аппарата; 5) развитие гражданско-правовых отношений, гражданского права, очищение его от административно-правовых и полицейских вкраплений; 6) обеспечение социальной справедливости; 7) независимость (негосударственность) правосудия; 8) антикоррупционная практика возвращения к правомочиям (полномочиям); 9) компетенция как основа практики комплектования кадров и оценка государственной деятельности.

При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что формирование определенной модели легитимации возможно на основе конфигурации отдельных элементов. Именно данную модель и использует в дальнейшем власть для укрепления собственного властного положения.

Так, говоря о легитимации власти, мы подразумеваем следующие возможные конфигурации: естественная, идеологическая, технократическая, конфрон-тационная, харизматическая, рациональная модели. Взаимное согласие между государственной властью и гражданским обществом свидетельствует о естественной модели легитимации. Когда речь идет о создании и поддержании идейно-ценностного баланса, то мы говорим об идеологической модели.

Технократическая модель предполагает, что стабильный характер и эффективность политического режима будут свидетельствовать о легитимности властных структур. При этом подразумевается, что личность играет значительную роль.

Конфронтационная модель говорит о таком взаимодействии власти и общества, в котором основой является сила отдельных структурных подразделений.

Современные технологии также накладывают отпечаток на процессы легитимации власти. В частности, речь идет о том, что на сегодняшний момент то поколение, которое именуют «сетевым», требует объективной

информации о происходящих в стране и мире событиях и поэтому очень негативно относится к разного рода усилиям власти по улучшению положения в сфере ее легитимации. Как правило, приложение излишних усилий со стороны власти вызывает более сильное противодействие «блогеров».

Харизматическая модель всегда была характерна для России. Именно на вере в «царя-батюшку» была выстроена вертикаль власти долгие годы. Такая особенность проистекает из менталитета русского народа. И на современном этапе широкие слои российского населения верят в лидерские качества главы государства.

Сейчас харизматическая модель встречается достаточно редко; однако распространение в большей мере она получила в странах тоталитарного социализма, основываясь на своеобразной идеологии (Мао ЦзеДун, Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.)

Собственная оценка действий властных структур населением на той или иной территории возможна в рамках рациональной легитимации, когда общество поддерживает или отвергает государственную власть.

Так, данные ВЦИОМ в октябре 2014 г. показывают, что, по наблюдениям респондентов, Президент России сегодня больше делает для страны и народа в целом (59 %), вызывает больше симпатии (54 %) и доверия (50 %) и стал ближе к простому населению (50 %) [19].

Основой рационального подхода в оценке деятельности государства служит, прежде всего, практическая деятельность органов государственной власти, а не лозунги и обещания и даже не имидж какого-либо должностного лица, в т. ч. главы государства.

Реализуясь через вышеуказанные формы, легитимация власти подвержена ряду факторов, которые оказывают очень существенное влияние на специфичность ее процессов.

Среди факторов можно выделить следующие: инте-гративный фактор, который опирается на идейную основу, способную сгруппировать разнообразные социальные общности и образования; фактор соответствия, который направлен на формирование у общества мнения о законности и безупречности существующего государственного механизма и властвующей элиты на основе совпадения ее деятельности представлениям граждан; стабильность, направленная на создание устойчивой, организационно сильной и воспроизводящейся естественным образом системы государственной власти, характеризующейся преемственностью политического курса; эффективность, которая должна достигаться в полной мере, поскольку права, свободы, интересы граждан на данной территории должны удовлетворяться на основе реализации социально-политического государственного курса; фактор персональной поддержки. Здесь решающую роль должны сыграть элементы и институты, направленные на популяризацию личности государственного лидера; фактор поддержки населением власти, способствующий как аккумуляции поддержки населения проводимой политике государства в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, экономической, политической), так и ограничению властных полномочий.

В настоящее время преобладает концепция, согласно которой основой легитимности должно стать убеждение в правомерности государственного устройства [11]. При этом наличие убеждения может подтверждаться на основе свободного выражения гражданами своей воли.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно прийти к выводу, что легитимация государственной власти имеет определенные формы реализации. Кроме того, данный процесс подвержен воздействию ряда факторов, посредством которых власть приобретает свойство легитимности. При этом именно легитимация власти способствует выявлению факторов, способствующих становлению и развитию демократической социально-правовой государственности, определяющих процесс ее формирования и развития, что имеет первостепенное значение для строительства правового государства в Российской Федерации.

Список литературы

1. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. - 2-е изд. - М., 2001. - Стб. 23.

2. Онлайн-трансляция пресс-конференции Владимира Путина // Российская газета. - 2015. - 24 янв. -URL: http://www. rg.ru.

3. Грищенко Г. А. Механизм легитимации государственной власти в современной России: автореф. дис____канд. юрид. наук / Г. А. Грищенко. - М., 2012.

4. Яковлев А. Н. Легитимация политической власти в постсоветской России: автореф. дис. ...канд. юрид. наук / А. Н. Яковлев. - М., 2011.

5. Уфимцев А. В. Особенности легитимации политической власти в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Уфимцев. - М., 2008.

6. Аврутина Л. Г. Легитимация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты: дис. ... канд. полит. наук / Л. Г. Аврутина. - М., 2001.

7. Баранов П. П. Конституционная легитимность государственной власти в России / П. П. Баранов, А. И. Овчинников // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 7.

8. Беседин А. А. Значение правовой идеологии в решении задачи легитимации государственной власти / А. А. Беседин // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 3.

9. Грищенко Г. А. Институт посланий Президента РФ в механизме легитимации государственной власти / Г. А. Грищенко // Российский юридический журнал. -2011. - № 6.

10. Мамычев А. Ю. Режимы легитимации органов государственной власти / А. Ю. Мамычев, С. С. Стародубцев // Философия права. - 2013. - № 2.

11. Плотникова О. А. Легитимизация власти на этапе становления и укрепления династии русских князей: моногр. / О. А. Плотникова. - М., 2008; - URL: http:// www.iprbookshop.ru.

12. Артемова О. Ю. Первобытный эгалитаризм и ранние формы социальной дифференциации / О. Ю. Артемова // Ранние формы социальной стратификации. - М., 1993.

13. Шаран П. Сравнительная политология / П. Ша-ран. - М., 1992. - Ч. 1.

14. Евсеев А. В. К вопросу о приоритетах криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальными органами МВД России на районном уровне / А. В. Евсеев // Вестник ВИПК МВД России. - 2015. - № 1 (33).

15. Штода И. С. Легализация и легитимация государственной власти / И. С. Штода // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 1.

16. Суханов И. И. Проблемы законодательного регулирования участия представителей общественности в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий / И. И. Суханов // Вестник ВИПК МВД России. - 2015. - № 1 (33).

17. Насыров Р. Р. Легитимация государственной власти в федеративной России / Р. Р. Насыров // Вестник Башкирского института социальных технологий. -2013. - № 2 (18).

18. Прудников А. С. Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти / А. С. Прудников, Ю. А. Иванченко // Юридическая техника. -2013. - № 7-1.

19. ВЦИОМ - URL: // http://wciom.ru/in.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.