Научная статья на тему 'Легитимация функционирования транзитно-пересыльных пунктов как мест временной изоляции осужденных к лишению свободы'

Легитимация функционирования транзитно-пересыльных пунктов как мест временной изоляции осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усеев Р. З.

Статья посвящена проблемам правового регулирования деятельности транзитно-пересыльных пунктов в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легитимация функционирования транзитно-пересыльных пунктов как мест временной изоляции осужденных к лишению свободы»

1 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008.

2 См.: Далее по тексту УИС РФ.

3См.: Ведомости Верховного совета РСФСР. 1963. № 26. Ст. 248.

4 См.: Титаренко А.П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказаний в колониях-поселениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 27.

5См.: Клюев JI.B. Правовые основы функционирования исправительно-трудовых колоний-поселений: Лекция. М., 1986. С. 3.

6См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008. Ст. 128.

7См.: Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.П. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 724.

8См.: Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид. лит., 1972. С. 7.

9 См.: Костюк М.Ф. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 150.

10См.: Ишигеев B.C. Пенитенциарные преступления: характеристика, предупреждение, ответственность: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Красноярск: Сиб. юрид. ин-т МВД РФ, 2004. С. 24.

11 Там же.

12 См.: Костюк М.Ф. Указ. соч. С. 20.

13 См.: Ирисханов А.З. Совершенствование уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по противодействию пенитенциарной преступности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 13.

14 См., например: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 585; Предупреждение пенитенциарной преступности: Методическое пособие / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.: НИИ ФСИН России, 2007. С. 7.

15 См.: Заборовский В.А. Криминологическая характеристика и предупреждение пенитенциарной преступности: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 15.

16См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2008. Ст. 129.

ЛЕГИТИМАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНЗИТНО-ПЕРЕСЫЛЬНЫХ ПУНКТОВ КАК МЕСТ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

О 2010 Р.З. Усеев

кандидат юридических наук Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена проблемам правового регулирования деятельности транзитно-пересыльных пунктов в уголовно-исполнительной системе.

Уголовное наказание в виде лишения свободы в России по своему содержанию представляет собой сложный комплексный непрерывный процесс, который реализуется с момента вступления в законную силу приговора суда и до момента освобождения осужденного из исправительного учреждения.

Безусловно, основной формой изоляции осужденных к лишению свободы является их содержание в ИУ. Однако, на наш взгляд, при реализации лишения свободы существуют еще две формы изоляции осужденных вспомогательного значения - это содержание их в транзитнопересыльных пунктах (ТПП) и конвоирование. В настоящей статье рассматриваются проблемы, относящиеся к первой из названных форм изоляции осужденных вспомогательного значения.

Исторически сложилось так, что транзитно-пересыльные пункты функционируют по сегодняшний день на базе учреждений уголовно-исполнительной системы и в своем подавляющем большинстве действуют в составе следственных изоляторов и ИУ. Но ни законов, ни подзаконных нормативных правовых актов, которые четко регламентировали бы деятельность ТИП, пока не имеется1. Поэтому нам представляется необходимым обозначить лексический смысл термина «транзитно-пересыльный пункт».

Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и НЮ. Швецовой под словом «транзит» (применительно к людям) понимается перевозка пассажиров из одного пункта в другой через промежуточные пункты; «пункт» - в соответствии с темой нашей статьи - это место, предназначенное для чего-нибудь; учреждение или отдел учреждения с узко определенным кругом функций. Мы полагаем, что его можно определить и как «место, в точности означенное». Таким образом, в самом простом понимании ТПП - это означенное место (учреждение), предназначенное для отправления (переправления) кого- или чего-либо.

Специфика содержания осужденных в ТПП отличается прежде всего тем, что осужденные содержатся здесь в «ожидании конвойной службы» незначительное время, которое в исключительных случаях может превышать 15 суток2.

До 1917 г. роль таких учреждений в России выполняли тюрьмы или так называемые пересыльные тюрьмы, а с 1964 г. в СССР - следственные изоляторы. Эволюция этой функции за длительный период не претерпела коренных изменений, поскольку СИЗО и тюрьмы, как правило, размещались в губернских, республиканских, областных, краевых или крупных районных центрах и дислоцировались на перепутье движения этапных партий и служб конвоя. Вследствие этого наличие ТПП при СИЗО и тюрьмах вполне отвечало тогдашним условиям пересылки, приема и сдачи осужденных.

Сегодня для временного размещения транзитно-пересыльных осужденных на территории СИЗО используются транзитные корпуса. По своему внутреннему строению ТПП -типичное для СИЗО сооружение с такими же камерами, как и для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Перемещаемые в них осужденные до прибытия конвоя содержатся в камерах, но пребывание в ТПП данной категории лиц нормами УИК РФ не урегулировано как процесс отбывания ими наказания в виде лишения свободы. Нормами права в большинстве случаев не регламентируется и пребывание осужденных в транзитных корпусах СИЗО. Их содержание более ориентировано на сложившуюся годами и десятилетиями практику. Для администрации СИЗО этот контингент не основной, а «переходящий» и временный, так как подлежит подготовке к отправке в другие учреждения. Вот и получается, что на практике эти осужденные в ТПП изначально лишены надлежащих условий содержания и не наделены правами, которыми они должны обладать в ИУ (гл. 13 УИК РФ).

В проблеме содержания в транзитных корпусах пересыльных осужденных, как в фокусе, концентрируются сложности реализации принципа дифференциации при их размещении. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает необходимость раздельного содержания осужденных в зависимости от их категории (ст.ст. 74, 80 УИК РФ). Исходя из установленных требований в транзитных корпусах СИЗО осужденные должны были бы содержаться в условиях, соответствующих тому виду режима, который им определил суд. Это означало бы, что все категории осужденных, следующие, например, в исправительную колонию строгого режима, надлежит содержать вместе. Однако, учитывая требования принципа дифференциации исполнения наказания, осужденных необходимо содержать по категориям в разных камерах, «чтобы в максимально возможных пределах исключить разлагающее влияние наиболее отрицательной части осужденных на других лиц.. ,»3.

Реализация этого принципа важна при перемещении осужденных из одного учреждения УИС в другое в период содержания их в транзитном корпусе, особенно в начальной стадии отбывания лишения свободы, то есть при их содержании в СИЗО в положении осужденных, ожидающих вступления приговора суда в законную силу либо отправления к месту отбывания наказания.

Следственные изоляторы - это учреждения закрытого типа и наиболее строгое место изоляции, соответствующее тюремному режиму, но не являющееся таковым. Принцип временного содержания транзитно-пересыльных осужденных в камерной системе СИЗО противоречит нормативному требованию содержания осужденных в ИУ в обычных жилых помещениях. Кроме того, отрядная система содержания лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, дает им возможность самостоятельного передвижения в пределах локального участка; они также наделены определенными правами в соответствии с положениями гл. 13 УИК РФ.

Требуют разрешения и вопросы материально-бытовых и медико-санитарных условий содержания осужденных в камерах транзитных корпусов, поскольку более половины всех СИЗО страны размещено в зданиях, построенных в XVII - XVIII вв4. В ходе проведенного опроса 60,1% его участников отметили неудовлетворительные бытовые и санитарные условия содержания в камерах ТПП мест изоляции таких осужденных. Эти помещения практически не отличаются от камер, в которых содержатся подследственные.

К основным недостаткам указанных помещений ведомственные периодические издания и официальные письма ФСИН России последних лет относят:

- отсутствие в большинстве камер принудительной вентиляции, вследствие чего в них сохраняется повышенная влажность;

- стены большинства камер и коридоров режимных корпусов поражены грибком, а штукатурка с них отслаивается;

- камеры многих ТПП оштукатурены под «шубу»;

- не везде камеры оборудованы деревянными полами и имеют улучшенные бытовые условия для содержания в них осужденных женщин с детьми и несовершеннолетних;

- недостаточно внимания уделяется установке современных унитазов в санузлах;

- камеры плохо освещаются;

- в изолированных помещениях отмечается антисанитарный уровень концентрации осужденных.

На необходимость вывода ТПП с территории СИЗО неоднократно указывало руководство ФСИН России5, поскольку ныне для следственных изоляторов это непрофильное направление служебной деятельности. Функционирование ТПП на базе СИЗО ведет к переполнению этого вида учреждений УИС. Не исключено, что эти отрицательные моменты сказываются и на деятельности сотрудников ТПП, которые не всегда имеют возможность осуществлять возложенные на них обязанности в нормальных организационных и правовых условиях.

В то же время надо сказать, что в последние годы принят ряд позитивных мер по вопросам деятельности СИЗО и ТПП. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540 уже третий год реализуется Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)», в соответствии с которой впервые для мест содержания под стражей выделено 58 млрд рублей6. Их целевое использование позволит улучшить условия содержания осужденных в следственных изоляторах и транзитно-пересыльных пунктах.

Тем не менее анализ временного содержания осужденных в ТПП, функционирующих в структуре СИЗО, дает основания для вывода о целесообразности прекращения исполнения наказания в виде лишения свободы в этих учреждениях. Исследования последних лет показали, что в целом СИЗО не приспособлены к выполнению указанной функции.

В соответствии со ст. 74 УИК РФ в этих учреждениях содержатся осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также лица, осужденные на срок не свыше шести месяцев и находящиеся в следственных изоляторах с их согласия. К ним добавляется и контингент транзитно-пересыльных осужденных. Между тем в СИЗО невозможно реализовать режим исправительных колоний. Размещение осужденных здесь камерное. Двери камер постоянно закрыты, перемещение осужденных ограничено, для большинства из них вывод на свежий воздух осуществляется в форме специальных прогулок. В этих специфических условиях изоляции они лишены длительных свиданий, установленной в ИК процедуры приобретения товаров и предметов первой необходимости, обучения в школе и т.д.

Мы полагаем, что это противоречит духу Конституции РФ. Следовательно, в перспективе было бы правильным освободить все СИЗО от исполнения этого вида уголовного наказания7.

Нецелесообразность функционирования ТПП на базе СИЗО делает актуальным обсуждение вопроса об окончательном их выводе из следственных изоляторов либо переводе в ИУ. Такой опыт имеется, например, в ГУФСИН России по Красноярскому краю, где ТПП было выведено с территории СИЗО № 1 в промышленную зону одной из исправительных колоний. Всего же за последние годы в исправительных колониях страны было создано 42 участка для содержания транзитно-пересыльных осужденных почти на 4 тыс. мест8. Такие мероприятия, безусловно, помогут улучшению работы СИЗО, однако реалии, связанные с функционированием ТПП на базе ИУ, остаются все еще неизменными.

В существующих условиях отсутствие концептуальных теоретических подходов к оценке обсуждаемой проблемы, а также четкого вектора мер в уголовно-исполнительной поли-

9

тике государства, ориентированного на дальнейшую легитимацию организационных и право-

вых вопросов перемещения осужденных к лишению свободы, будут долгое время осложнять оптимизацию правового положения осужденных, находящихся в ТПП и на территории ИУ.

Особое значение для функционирования ТПП имеют исправительные учреждения, которые дислоцированы на значительном удалении от СИЗО. Это, как правило, ИУ с особыми условиями хозяйственной деятельности (ОУХД), где обязательно должен быть предусмотрен один транзитно-пересыльный пункт. Например, значительная удаленность (более 200 км) от центров субъектов РФ, специфика производственной деятельности - как правило, лесозаготовка и лесопереработка - обусловили необходимость организации ТПП на базе лесных исправительных учреждений.

Поскольку длительное время не формировалась специальная ведомственная нормативная база, определяющая правовую основу деятельности ТПП в ИУ с ОУХД, практика регулирования последней (надо сказать, не лучшим образом!) определялась локальными нормативными актами. Ими по сию пору и охватывается весь комплекс вопросов, связанных с содержанием осужденных в ТПП. Так, на основании локальных положений о транзитно-пересыльных пунктах строится работа ТПП в ФБУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, ФБУ ОИК-11 и ОИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ФБУ ОИК-1 и ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области. Эти ТПП также являются структурными подразделениями исправительных колоний. Их работой руководит начальник (заместитель начальника ИК), который непосредственно подчиняется начальнику колонии. Как организационные структуры они не наделены правами юридического лица, их финансирование осуществляется за счет средств исправительных учреждений.

Но так как статус транзитно-пересыльного пункта как функциональной структуры УИС не получил надлежащего закрепления в нормативных правовых актах, мы не имеем и четкого определения его сущности. Нет этого определения и в Перечне видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему10. Однако в ряде нормативных документов подзаконного характера, касающихся вопросов денежного содержания сотрудников УИС, указывается, что такие подразделения в пенитенциарной системе имеются11.

На основе проделанного анализа, по нашему мнению, необходимо осуществить в ближайшей перспективе ряд назревших мер по правовой и организационной легитимации имеющихся ТПП:

во-первых, внести должные изменения и дополнения в действующее уголовноисполнительное законодательство;

во-вторых, вывести ТПП из прямого подчинения базовым учреждениям; в-третьих, определить им соответствующий их потребностям штат персонала; в-четвертых, придать таким пунктам статус юридического лица; в-пятых, обеспечить их бюджетное финансирование;

в-шестых, вновь созданное самостоятельное подразделение именовать федеральным бюджетным учреждением (ФБУ).

Исследование проблемы изоляции осужденных в ТПП приводит нас к убеждению, что в долгосрочной перспективе все они должны быть окончательно выведены с территорий СИЗО и ИУ, поскольку до настоящего момента обеспечиваемая ими изоляция осужденных не получила в нормативных документах четкой идентификации с содержанием основной деятельности обоих названных пенитенциарных учреждений. Не случайно функционирование ТПП на протяжении десятилетий без должной правовой базы, как нам кажется, нельзя признать в целом эффективным. Негативную роль в этом отношении сыграло и то, что данное место лишения свободы не включено в УИС как юридическое лицо и не может считаться объектом уголовно-исполнительной политики. Между тем в объективном плане транзитно-пересыльные пункты представляют собой необходимое функциональное звено механизма исполнения лишения свободы (изоляции осужденных) в структуре УИС и дислокации исправительных учреждений в России. С учетом этого и следует продолжать поиск путей совершенствования их служебной деятельности.

1 О правовой регламентации деятельности транзитно-пересыльных пунктов в УИС: Письмо ФСИН России от 28.02.2008 г. № 10/13-194.

2 В ходе проведенного нами опроса в 9 регионах России данный факт подтвердили 13,7% осужденных.

3 Стручков H.A. Курс исправительно-трудового права: проблемы особенной части. М., 1985. С. 21.

4 Бадальянц Ю.С. Права человека: Курс лекций. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. С. 384.

5 См., например, Телюх В.Г. О результатах деятельности СИЗО и тюрем за 2006 - 2007 гг. и 5 месяцев 2008 г. // Сборник материалов IV Всероссийского совещания начальников СИЗО и тюрем УИС (22 - 24 мая 2008 г.). М., Р-на/Д., 2008. С. 20; На первом плане - задачи организации оперативно-служебной деятельности // Преступление и наказание. 2006. № 11. С. 2 - 5.

6 Собрание законодательства РФ. 2006. № 39. Ст. 4075.

7 См. также: Нечаева Е.В. Организационно-правовые аспекты исполнения наказания в отношении осужденных, содержащихся в следственных изоляторах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара: СамГУ, 2007. С. 4, 21; Петров В.В. Исполнение (отбывание) лишения свободы в следственном изоляторе: история и современность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 1999. С. 8, 9.

8 Семенюк В.И. О сотрудниках надо помнить! // Преступление и наказание. 2008. № 5. С. 16.

9 Легитимация [от лат. legitimus - законный] - признание или подтверждение законности какого-нибудь права, полномочия.

10 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 6. Ст. 769.

11 См., например, «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 г. № 43 // СЗ РФ. 2003. № 4. Ст. 339.

РЕЖИМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2010 В.Н. Шабалов

адъюнкт

Самарский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена рассмотрению режима как важного элемента процесса исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Режим представлен как одно из средств исправления осужденных, как регулирующий элемент карательного воздействия на осужденных. На основе рассмотренных категорий приведены доводы в пользу толкования режима как правопорядка в исправительном учреждении.

В теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве понятие режима исполнения и отбывания лишения свободы получило подробное толкование в силу важности его функционального значения. Порядок исполнения и отбывания наказания (режим) выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Он одновременно создает условия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). В Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10) подчеркивается, что «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление»1. Поэтому режим является неотъемлемой составной частью содержания исполнения и отбывания наказания и элементом процедуры исправления осужденного. Именно процесс отбывания наказания и его результаты подвергаются оценке для принятия решений о содержании исправительного воздействия либо применении правовых мер, стимулирующих позитивное отбывание наказания осужденным.

Понятие режима исполнения наказания изначально вошло в законодательство вместе с понятием «лишение свободы»2. Кроме реализации кары правила режима охватывают весь образ жизни осужденных в исправительном учреждении как в нерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности, охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые находятся под контролем администрации ИУ.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных учреждений, он включает в себя соответствующие требования по обеспечению правопорядка в них, соблюдению как осужденными, так и администрацией своих обязанностей и реализации прав. Его нормы обращены также к иным лицам, посещающим эти учреждения (пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.