Научная статья на тему 'Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы'

Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДНОСТЬ / HYBRIDITY / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / МУЛЬТИРЕЖИМНОСТЬ / MULTIRESONANT / КОМПЛЕКСНОСТЬ / COMPLEXITY / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CORRECTION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усеев Р.З.

В статье рассмотрены проблемы и перспективы, а также представлена классификация гибридных (мультирежимных или комплексных) исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hybridity of places of deprivation of liberty in the view of security of the criminal-executive system

In the article the author considers problems and perspectives of places of deprivation of liberty in the view of security of the criminal-executive system are studied. Also, the classification of hybrid (Multiresonantand complex correction institutions are presented.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы»

Р. З. УСЕЕВ доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе

ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы

R. Z. USEEV

Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы

The hybridity of places of deprivation of liberty in the view of security of the criminal-executive system

#

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и перспективы, а также представлена классификация гибридных (мультирежимных или комплексных) исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: гибридность, места лишения свободы, обеспечение безопасности, мультирежимность, комплексность, исправительное учреждение.

Abstract. In the article the author considers problems and perspectives of places of deprivation of liberty in the view of security of the criminal-executive system are studied. Also, the classification of hybrid (Multiresonantand complex correction institutions are presented.

Key words: hybridity, places of deprivation of liberty, security, multiresonant, complexity, correction institution.

#

В последние годы в научной и практической сфере деятельности уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) широко обсуждается вопрос о системности мест лишения свободы в структуре ФСИН России.

В литературе она именуется мультирежим-ностью, гибридностью либо комплексностью. Не вдаваясь в этимологию и лексическое значение этих категорий, мы отметим, что еще в 2008 году В. А. Уткин фактически определил их и добавил к этому, что «будущие места лишения свободы в России в большинстве своем воплотят в себе черты тюрьмы и колонии, превратившись в учреждения "гибридного" типа» [1]. То есть внутри одного исправительного учреждения могут быть созданы и эффективно работать несколько изолирован-

ных участков с разными видами учреждений, режимов и правовых статусов осужденных. По мнению автора, в основе гибридности мест лишения свободы в аспекте обеспечения безопасности УИС лежит несколько компонентов, в том числе:

- режим как установленный порядок исполнения наказания в виде лишения свободы (содержание под стражей), а также сопутствующий ему различный объем правоограни-чений;

- архитектура (форма) мест содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых (отрядно-лагерная - общежития, жилые комнаты и помещения или камерно-тюремная -камеры);

- фортификация - система преград (барьеров) в форме рубежей (границ), в пределах

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 30

которых содержатся разные категории осужденных, подозреваемых и обвиняемых [2].

В условиях гибридности рубежами фортификации будут являться ограждения изолированных участков либо ограждения, разделяющие разные виды исправительных учреждений (ИУ) под одним охраняемым периметром. Итак, гибридность мест лишения свободы УИС можно классифицировать на две большие группы.

К первой группе может быть отнесена межвидовая гибридность мест отбывания наказаний и содержания под стражей УИС (рис. 1).

Размещение при ИУ изолированных участков, функционирующих как исправительный центр.

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

наказания в практическую плоскость. Рассматриваемые изолированные участки будут созданы (создаются) по подобию действующих в настоящее время участков при исправительных колониях (ИК), функционирующих как колонии-поселения. На рис. 2 показана еще одна форма межвидовой гибридности мест отбывания наказаний.

Исправительный ] центр

Рис. 1. Размещение при исправительном учреждении изолированного участка (исправительный центр)

Такой формат гибридности еще раз доказывает универсальность мест лишения свободы, которые становятся своеобразным центром исполнения (отбывания) иных наказаний, их своеобразным стартапом1. Представленный вид гибридности в целом является новым, поскольку наказание в виде принудительных работ было введено с 1 января 2017 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 431-ФЭ «О внесении изменений в ст. 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В некоторых территориальных органах ФСИН России проводятся организационные мероприятия по реализации данного вида

Рис. 2. Совместное размещение нескольких самостоятельных исправительных учреждений

под одним охраняемым периметром, ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение

Форма гибридности ИУ на рис. 3 - в числе тех исправительных учреждений, уже имеющих в российской пенитенциарной системе исторические корни. Становление и развитие следственных изоляторов (СИЗО) в стране (30-80 годы прошлого века) показывает, что расширение производственной базы, постоянная смена организационных структур (лагерей, пунктов, отделений, колоний) и изменение видов режима учреждений вело к тому, что под одним охраняемым периметром мест лишения свободы появлялись изолированные участки, отделения, помещения, больницы. Некоторые из них в итоге «перерождались» в самостоятельные учреждения. Такое явление во многом является продолжением предыдущей схемы гибридности.

1 От англ. «стартующий», начальная площадка.

Рис. 3. Совместное размещение нескольких самостоятельных исправительных учреждений, лечебного исправительного учреждения (ЛИУ) и следственного изолятора под одним охраняемым периметром

Причем, как показывает практика, опыт гибридности в данных местах лишения свободы получал свое развитие не только в советские годы, но и в период перестройки и даже в последние десятилетия. Например, на базе ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю под одним охраняемым периметром функционируют уже четыре (!) самостоятельных учреждения: ИК-5 (строгий режим), ИК-34 (особый режим), ЛИУ-35 (туберкулезная больница) и СИЗО-6.

Вот еще три примера межвидового размещения на охраняемой территории изолированных участков, функционирующих как ИУ с иными видами режима, в том числе тюрьмы (рис. 4). Эта форма с начала 2000 годов в исправительных учреждениях является самой распространенной.

полнена положением, по которому в ИК стало возможным создавать изолированные участки, функционирующие как тюрьма.

Колония-поселение

Колония-поселение

Рис. 4. Схемы размещения под одним охраняемым периметром исправительных учреждений с иными видами режима

С 2001 года на территории исправительных колоний вводятся изолированные участки с различными видами режима. А с 2003 года при воспитательных колониях (ВК) были образованы изолированные участки, функционирующие как ИК общего режима. Спустя десятилетие (лето 2013 года) ч. 2 ст. 74 УИК РФ была до-

Рис. 5. Размещение при исправительном учреждении вне охраняемого периметра участков, функционирующих как колонии-поселения

На рис. 5 представлен вид гибридности мест лишения свободы, как правило, направленный на обеспечение деятельности базовых учреждений, особенно лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, и в то же время является своеобразным элементом прогрессивной системы отбывания наказания. Поскольку положительно характеризующийся осужденный по ст. 78 УИК РФ может быть переведен для отбывания наказания не в колонию-поселение, в том числе другого региона, а в участок колонии-поселения при базовом учреждении. Анализ географии ИУ страны показывает, что данная форма гибридности в настоящее время приобретает в территориальных органах ФСИН России массовый характер.

Можно предположить, что ФСИН России в последнее десятилетие для своей же безопасности и с учетом ухудшения социально-криминологических характеристик лиц, содержащихся в ИУ, выработала обособленную позицию. Она выражается в переводе осужденных, пользу-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

32

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ющихся правом передвижения без конвоя, на участки колоний-поселений при базовых ИК. Об этом свидетельствует официальная статистика ФСИН России: за девять лет (с 2007 по 2015 годы) только в ИК строгого режима число осужденных (2 101 человек), пользующихся правом передвижения без конвоя, сократилось до одного осужденного [3].

Ко второй группе гибридности мест лишения свободы можно отнести внутривидовую гибридность, к которой относятся объекты одного исправительного учреждения (рис. 6).

Рис. 6. Гибридность объектов исправительных учреждений, обеспечивающих процесс изоляции лиц для территориального органа ФСИН России: ПФРСИ - помещения, функционирующие в режиме СИЗО; ЕПКТ - единое помещение камерного типа; ТПП - транзитно-пересыльный пункт

Представленная форма гибридности определяет основные функции обеспечения процесса изоляции осужденных, подозреваемых и обвиняемых. В этом случае ИУ либо СИЗО начинают выполнять также функции, которые выходят за рамки характерных для них задач. Пребывание же данных лиц в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО (ПФРСИ), единых помещениях камерного типа (ЕПКТ), транзитно-пересыльных пунктах (ТПП) традиционно воплощается в жизнь в условиях тюремно-камерной формы их содержания. Практика показывает, что если учреждение располагает дополнительными камерными площадями, помимо стандартных штрафных изоляторов (ШИЗО) и помещений камерного типа в ИК, то, очевидно, это место лишения свободы будет нести (несет) на своей базе дополнительную нагрузку по содержанию осужденных, подозреваемых и обвиняемых на дочерних объектах: в ПФРСИ, ЕПКТ или ТПП.

Гибридность условий отбывания наказания в ИУ (на примере исправительных и воспитательных колоний) представлена на рис. 7.

Эффект внутривидовой гибридности (мультирежимности) прослеживается не только на уровне видов ИУ и действующих объектов обеспечения (ПФРСИ, ЕПКТ и др.). По сути, сами условия отбывания наказания в ИУ (льготные, облегченные, обычные, строгие и др.) и есть различные мини-режимы. Дело в том, что каждое условие отбывания наказания характеризуется своим установленным порядком, а также объемом правоограничений. По аналогии с видами ИУ возможно оценить условия отбывания наказания. Так, льготные условия в ВК и облегченные условия в ИК общего режима (при условии, что осужденные проживают и работают за пределами своих

Рис. 7. Гибридные условия отбывания наказания в исправительном учреждении на примере исправительных и воспитательных колоний, кроме колоний-поселений

учреждений) есть своеобразный аналог условий отбывания наказаний осужденных в колонии-поселении. В то же время содержание осужденных в штрафном изоляторе (дисциплинарном изоляторе - ДИЗО) соответствует условиям тюрьмы.

Вместе с тем перспективы развития мульти-режимности мест лишения свободы в настоящее время имеют определенные проблемы.

1. Становится очевидным, что развитие системы гибридных учреждений, особенно изолированных участков, может повлечь за собой финансовые и материальные затраты, внесение дополнений и изменений в действующее законодательство, а также решение широкого круга кадровых вопросов.

2. При осложнении оперативной обстановки в гибридном исправительном учреждении в массовые беспорядки или групповые неповиновения могут быть вовлечены все категории осужденных этого учреждения, в том числе осужденные изолированных участков. Такая ситуация возникла в июне 2015 года, когда 66 осужденных участка колонии-поселения при ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан (город Мелеуз) поддержали противоправные действия осужденных (строгий режим) и забаррикадировались в жилых помещениях отряда участка колонии-поселения.

Однако на уровне самостоятельных видов ИУ, находящихся под одним охраняемым периметром, также возможны подобные негативные процессы. Так, в мае-июне 2015 года произошедшие в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Башкортостан (город Салават, строгий режим) массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных перекинулись на смежное (находящееся в одном периметре с колонией) лечебное исправительное учреждение № 19 для содержания осужденных, больных открытой формой туберкулеза.

3. Наличие при учреждениях изолированных участков либо смежных учреждений может порождать неформальные контакты между разными категориями осужденных (общение, выкрики, передачу вещей и предметов и др.).

4. Работник такого учреждения должен обладать широкими знаниями, умениями и навыками деятельности. Особенно это касается того персонала, который осуществляет свои

полномочия как в камерно-тюремных условиях (например, участок ПФРСИ, тюрьмы в ИК и др.), так и в отрядно-лагерных условиях (участки ИК иных режимов и др.). Особо необходимы данные качества руководящему составу многофункционального исправительного учреждения.

5. В отдельных случаях может усложниться идентификация осужденных разных режимов и вызвать тем самым их недовольство. Так, осужденные разных ИУ в ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю (под одним периметром объединения расположено четыре самостоятельных учреждения), нашивают отличительные знаки (полоски из материала разных цветов). Это, по мнению отдельных осужденных указанного объединения, противоречит законодательству РФ, унижает человеческое достоинство и приносит нравственные страдания [4].

Каковы же перспективы гибридности ИУ? Думается, что в условиях сокращения или даже некоторого увеличения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых тенденция роста количества гибридных учреждений продолжится. Для лиц, содержащихся в ИУ будут сохраняться социально полезные связи. Им не придется отбывать наказание в другом ИУ иного населенного пункта или даже региона. Одновременно такая гибридность ИУ выгодна с позиции материально-технического и коммунально-бытового обслуживания учреждения. Однако, по мнению автора, возникает важнейший вопрос: готова ли в ближайшие годы и в перспективе отрядно-лагерная система содержания обеспечить гибридность (мульти-режимность) учреждения? В том виде, в котором это происходит в настоящее время, видимо, сможет. Вместе с тем на волне сокращений мест лишения свободы возможно увеличение гибридности объектов в том или ином учреждении. Думается, что здесь необходима новая концепция ИУ, которой пока нет.

Очевидно, что вопросы гибридности в перспективе будут рассматриваться в условиях своеобразной конкуренции отрядно-лагер-ной и тюремно-камерной систем содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

После внесения изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [5] вопрос о «тюрьмизации» ИУ снят с повестки дня уго-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

34

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ловно-исполнительной политики. Видимо, пока у «тюрьмы» нет возможности не только «войти в лагерь», но и заменить его. Скорее наоборот. Отрядная система в организационно-управленческом аспекте расширяется и укрупняется, поскольку получает развитие эксперимент в ряде ИУ территориальных органов ФСИН России по внедрению модели центров исправления осужденных. Такие центры создаются из двух или трех отрядов осужденных, которые, как правило, размещаются в одном жилом здании или изолированном участке [6]. Но не стоит забывать, что Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года сохранила такой аспект, согласно которому размещение осужденных и одновременное их присутствие в многоместных общежитиях делает невозможным пресечение нежелательных контактов между ними. В свою очередь, действующие в настоящее время принципы раздельного содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему. Мы считаем, что вводимые нынче центры исправления осужденных (хотя бы и в экспериментальном порядке) должны учесть положения отмененных теоретических моделей колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением, разработанных ФСИН России в 2011 году. В них основным местом размещения осужденных являлась комната на шесть человек, а не общежитие [7].

Таким образом, за последние 15 лет пенитенциарные учреждения в нашей стране сделали значительный шаг в сторону развития системы гибридных исправительных учреждений. Представляется, что гибридность

должна лечь в основу нового комплексного типа ИУ и его безопасности в целом. Для этого типология тюрьмы должна стать определяющей. Но это уже совсем другой вопрос, который в настоящее время находится в авторской проработке. ^

1. Уткин В. А. «Тюремный» вектор в уголовно-исполнительной системе // Отечественные записки. 2008. № 2 (41). С. 149-156.

2. Усеев Р. З. Понятие, формы и рубежи пенитенциарной фортификации // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 38-41.

3. Отчет ФСИН России (форма 8-УИС) о количестве исправительных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, больниц, численности, составе и движении осужденных, содержащихся в них за 2007. М.: ФСИН России, 2008. С. 1. То же. 2015. М.: ФСИН России, 2016. С. 1.

4. Решение по делу Дудинского районного суда Красноярского края № 2-601/2011~М-559/2011 // Росправосудие. URL: https://rospravosudie.com/ court- dudinskij -raj onnyj - sud-krasnoyarskij -kraj-s/act-407292311/ (дата обращения: 20.02.2017).

5. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877-р // СЗ РФ. 2015. № 40. Ст. 5581.

6. О проведении эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения: распор. ФСИН России от 30.04.2015 года № 63-р. // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://www.fsin.su/Original_doc/ model_ispravitelnogo_centra.doc. (дата обращения: 20.02.2017).

7. Модель колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением // Информационное письмо ФСИН России от 26.05.2011 № 5-9796-05т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.