Научная статья на тему 'Легальные электронные библиотеки - источники качественной информации в Интернете'

Легальные электронные библиотеки - источники качественной информации в Интернете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
972
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC LIBRARIES / QUALITY OF INFORMATION / EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубец Виктор Васильевич

Дано сравнение традиционных и новых методов поиска информации в компьютерных сетях. В результате обоснована необходимость учета категории качества информации в процессе информационного поиска учащимися всех форм обучения. Даны определения «информационного мусора» и качества информации. Учет качества информации необходим для интеллектуализации информационного поиска и, в конечном счете, повышения эффективности процесса поиска. Одними из главных источников качественной информации в Интернете являются легальные электронные библиотеки. Рассмотрены признаки сетевых источников, содержащих качественную информацию, позволяющие студентам научиться отличать легальные электронные библиотеки от «пиратских». Рассмотрены некоторые электронные библиотеки. В качестве рекомендаций для преподавателей предложены задания для студентов по методике интеллектуального поиска информации в электронных образовательных ресурсах с целью формирования компетенций, заложенных в современных образовательных стандартах. Сделан вывод, что теме поиска качественной информации в Интернете должно уделяться значительно больше внимания, чем сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ELECTRONIC LIBRARIES - SOURCES OF QUALITY INFORMATION ON THE INTERNET

We compare traditional and new methods of information search in computer networks. As the result we prove the necessity of considering the quality of information category in the process of information search by students of all forms of education. We give the definitions of “junk information” and information quality. It is necessary to take into account the information quality for intellectualization of information search and eventually for efficacy improvement of information search. One of the main sources of quality information on the Internet is legal electronic libraries. We consider the characteristics of network sources, which contain quality information and allow students to differ legal electronic libraries from unauthorized. As the example we consider several electronic libraries. We recommend to lecturers several tasks, which can be useful for students while learning methods of intellectual information search in electronic educational resources, these tasks are aimed to form competencies of modern educational standards. We conclude it is necessary to pay far more attention to the issue of quality information search on the Internet, than we do today.

Текст научной работы на тему «Легальные электронные библиотеки - источники качественной информации в Интернете»

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-75-81 УДК 004.738.52+316.776.23

ЛЕГАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ - ИСТОЧНИКИ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Виктор Васильевич ЗУБЕЦ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Аннотация. Дано сравнение традиционных и новых методов поиска информации в компьютерных сетях. В результате обоснована необходимость учета категории качества информации в процессе информационного поиска учащимися всех форм обучения. Даны определения «информационного мусора» и качества информации. Учет качества информации необходим для интеллектуализации информационного поиска и, в конечном счете, повышения эффективности процесса поиска. Одними из главных источников качественной информации в Интернете являются легальные электронные библиотеки. Рассмотрены признаки сетевых источников, содержащих качественную информацию, позволяющие студентам научиться отличать легальные электронные библиотеки от «пиратских». Рассмотрены некоторые электронные библиотеки. В качестве рекомендаций для преподавателей предложены задания для студентов по методике интеллектуального поиска информации в электронных образовательных ресурсах с целью формирования компетенций, заложенных в современных образовательных стандартах. Сделан вывод, что теме поиска качественной информации в Интернете должно уделяться значительно больше внимания, чем сейчас.

Ключевые слова: электронные библиотеки; качество информации; образовательные ресурсы

В последние десятилетия в связи с бурным развитием сетевых технологий принципиально изменились методы информационного поиска. К сожалению, это не решило многих проблем, а вот новые проблемы появились. Рассмотрим, что было, что стало и как должно быть в сфере информационного поиска.

Традиционные методы информационного поиска (до появления Интернета) заключались в следующем. Потребитель информации обрабатывал вторичные источники информации с целью поиска нужных ему первичных документов: каталоги, библиографические указатели, реферативные журналы, книжные летописи и т. д. Принципиальным недостатком этого метода является то, что в силу ограниченных возможностей конкретного человека потребитель информации может охватить очень небольшую область информационного пространства, потенциально полезного для него. Это сильно снижает эффективность поиска, риск пропуска важной информации очень высок. Однако у традиционного метода есть и положительная сторона - интеллектуальность. Поиск проводится неформально, потребитель тщательно продумывает, какую именно информационную область необходимо исследовать, делает

запросы на источники после внимательного изучения вторичных документов, что повышает их пертинентность (соответствие информационной потребности). Каждому запросу соответствует один документ. Получив научную статью, потребитель изучает не только ее, но и ссылки на другие статьи. Интеллектуальный подход позволяет частично компенсировать ограниченность области информационного поиска.

Современные методы поиска можно описать так. Потребитель информации делает запрос в информационно-поисковой системе (ИПС), и мощные компьютеры с гигантской скоростью просматривают большую информационную область, решая, казалось бы, такими образом ту проблему, которая была в традиционном поиске. Почему казалось бы? Да потому, что на один запрос пользователя ИПС выдает миллионы источников, возвращая, таким образом, нас обратно к той же самой проблеме - нельзя объять необъятное. Что здесь не так?

Одним из важнейших пороков такой системы является игнорирование категории качества информации. Это ярко проявляется в проклятиях, которые нередко произносятся в отношении Интернета, характеристике его как «информационной помойки». На самом

© Зубец В.В., 2018

75

деле Интернет всего лишь мощный инструмент, а проблемы скорее в неумении потребителей информации грамотно пользоваться им. Проблема в том, что потребители не отличают качественную информацию от некачественной.

Так какую информацию можно считать качественной? Этим вопросом занимались многие исследователи [1-5]. Но поскольку понятие информации многогранно, то и категория качества информации тоже зависит от многих факторов. Поэтому, прежде чем рассуждать дальше, необходимо максимально конкретизировать предмет обсуждения. Мы будем рассматривать в качестве потребителя информации учащегося любого образовательного учреждения, который сталкивается с проблемой поиска качественной информации в процессе обучения. Это очень широкий круг потребителей - школьники, студенты, магистранты, аспиранты и т. д. И даже если человек официально нигде не учится, ему часто приходится наводить справки о разных предметах, что тоже является актом образования или самообразования.

Итак, обучающийся (далее для краткости студент) приступает к поиску информации, например, для написания реферата. Куда он идет? Конечно же, в Интернет. А Интернет -это «мусорная информационная свалка», в которой, однако, имеются некоторые перлы -вкрапления качественной информации. Как их найти? Пойдем от противного, отсечем информационный мусор и оставим то, что нам нужно. Определим информационный мусор как информацию, не прошедшую экспертизу на достоверность. Уточним:

- информация из нерецензируемого источника - информационный мусор;

- информация, взятая из источника, не являющегося легальной библиотекой - информационный мусор.

Определим качественную информацию как достоверную и пертинентную.

Поясним. Студент ищет информацию, качество которой оценить не может вследствие своей некомпетентности в изучаемой области знания. На этот случай давно создан институт рецензирования. Эксперты в своих областях изучают различные источники и дают на них рецензии, то есть оценивают их качество с точки зрения научного подхода

(достоверность, актуальность и т. д.). Так вот читать нужно только такие издания.

Теперь второе утверждение. Легальная библиотека - это библиотека, которая соблюдает законодательство об интеллектуальной собственности и авторском праве. Пользование «пиратской» библиотекой не только ущербно с моральной точки зрения, но и чревато получением информации, неаутентичной подлиннику. Не раз бывали случаи, когда студенты представляли документы, добытые в Интернете и совсем не соответствующие оригиналам. Поэтому пользоваться нужно только легальными электронными библиотеками. Следует уточнить, что речь идет об электронных библиотеках, которые нередко называются по-другому: электронно-библиотечные системы (ЭБС), полнотекстовые базы данных (ПБД) и т. д. Суть одна - это хранилища электронных документов в Сети.

Так что же такое рецензируемые источники? Это, прежде всего, научная и учебная литература. Поскольку мы говорим об учащихся, рассмотрим учебную литературу. У каждого нормального учебника или учебного пособия обязательно есть рецензенты - авторитетные ученые и преподаватели, которые изучили соответствующее произведение и оценили его педагогическую значимость. Данные об этих экспертах помещаются на обороте титула издания. Пользуясь возможностями Интернета, можно получить достаточно ценной информации не только об авторе, но и о рецензентах: ученые степени, ученые звания, награды, премии, места работы, основные публикации, индексы цитирования и т. д. Все эти параметры позволяют оценить качество учебной информации, представленной в соответствующем издании.

Важной составляющей качества учебного издания является рекомендация. Это вторая, а по важности, пожалуй, первая, экспертиза издания. Например, на титульном листе можно прочитать: «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений» [6]. Уровень рекомендации может быть разный - от вузовского до федерального. Логично считать, что чем выше уровень рекомендации, тем выше и качество издания. Отсюда совет для студентов:

1. Из ряда учебников выбирайте те, которые обладают наиболее высоким уровнем рекомендации.

2. Даже если в издании нет ни рецензентов, ни рекомендаций, но это печатное издание, то оно проходит определенную экспертизу в издательстве на соответствие законодательству. Результатом такой экспертизы являются наличие выходных данных, соответствующих ГОСТу1, и наличие международного индекса ISBN (без индекса издание является рукописным).

Таким образом, с учебными изданиями все более-менее понятно. Сложнее дело с легальными библиотеками.

На вопрос: «Чем легальные библиотеки отличаются от «пиратских»?» студенты часто отвечают: «Они платные». К сожалению, в этом есть большая доля правды.

То, что хорошие легальные библиотеки являются платными, студенты знают, но подавляющее большинство не знает следующего.

Студенты имеют свободный (бесплатный) доступ к легальным электронным образовательным и научным библиотекам.

Бесплатный доступ к платной библиотеке - парадокс? Нет никакого парадокса. В Интернете существуют легальные электронные библиотеки, работающие по модели открытого доступа [7]. Кроме того, университеты во всем мире, и в России тоже, заключают договора с качественными легальными библиотеками и открывают эти библиотеки студентам. Студенты часто ничего об этом не знают. Мы постоянно спрашиваем студентов на своих занятиях о легальных электронных библиотеках и не получаем внятного ответа. Между тем рядом с аудиторией, в которой происходят занятия, висит плакат с информацией о такой библиотеке. Никто его не видит. И даже сообщение о том, что можно бесплатно пользоваться богатыми фондами легальной библиотеки, не вызывает энтузиазма у студентов: «Так это же только с университетских компьютеров!» И опять незнание. Достаточно получить в университете пароль и, пожалуйста, заходите в библиотеку откуда угодно. Нет, не заходят. Почему? Несмотря на то, что молодые люди очень любят рассуждать о своей «креативности», боль-

1 ГОСТ Р 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. М.: Стандартинформ, 2006.

шинство из них очень консервативны. Приведем пример.

Студентам дается задание сделать презентацию на одну из предложенных тем, но с одним условием - информация должна быть взята из рецензируемого учебника по информатике из легальной библиотеки. Несмотря на это условие, очень многие студенты идут по накатанной дорожке - «спрашивают у Гугла» и выдают информационный мусор. Им кажется очень трудным искать материал, перелистывая учебник за учебником, они уже расслаблены поисковиками. И лишь немногие студенты соображают, что выполнить задание довольно просто - достаточно открыть любой учебник по информатике и найти в нем предложенную тему. Вот здесь и нужен преподаватель для того, чтобы сломать сложившийся стереотип.

Теперь конкретный пример. Рассмотрим возможности федеральной электронной библиотеки «Университетская библиотека онлайн»2 для студентов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (ТГУ). Для студентов и преподавателей обеспечен свободный доступ к тысячам учебников по разным дисциплинам. Например, учебников по информационным технологиям - 1400 наименований (данные на апрель 2018 г.). Кроме раздела «Учебники» в библиотеке имеются и другие.

- Обучающие мультимедиа.

- Энциклопедии.

- Электронные курсы и тесты.

- Аудиокниги.

- Издательские коллекции.

- Периодика.

- Книжные коллекции.

- Студенческая наука.

Следует, правда, отметить, что не все возможности этих разделов доступны. Степень доступа определяется договором между вузом и библиотекой. Но и то, что доступно, можно эффективно использовать в учебном процессе. Например, разработка тех же презентаций и написание рефератов с условием демонстрации источников, из которых взяты цитаты. Такое несложное изменение в традиционных заданиях сразу добавляет освоение очень важных навыков пользования элек-

2 Университетская библиотека онлайн: электронно-библиотечная система: сайт. URL: https://biblio-club.ru (дата обращения: 30.05.2018).

тронной библиотекой и грамотного цитирования источников.

А какие еще электронные библиотеки доступны студентам Тамбовского университета? Их перечень представлен на сайте библиотеки Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина3:

- «Университетская библиотека онлайн»;

- «Консультант студента»;

- «ЮРАЙТ»;

- «Национальная электронная библиотека»;

- Электронный читальный зал публичной библиотеки им. Б.Н. Ельцина;

- Научная электронная библиотека elibrary.ru;

- Polpred.com Обзор СМИ.

Кроме того, для тех, кто занимается наукой, чрезвычайно полезны следующие зарубежные полнотекстовые базы данных (БД), доступ к которым открыт с университетских компьютеров:

- БД ScienceDirect издательства Elsevier;

- Ресурсы издательства Springer;

- БД Nano международного научного издательства Springer Nature;

- Архив научных журналов Chemical Science Royal Society (в рамках ресурсов открытого доступа).

Рассмотрим еще одну электронную библиотеку - Научную электронную библиотеку (НЭБ)4.

Основу фондов составляют научные журналы, охватывающие все отрасли знания. Имеются полные тексты более 26 млн научных статей и публикаций, а число читателей превысило 2 млн. Кроме журналов имеются книги, диссертации, отчеты, патенты и др. Доступ к фондам свободный после регистрации.

Особенностью НЭБ является то, что в нее встроен Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), который позволяет оценить научную значимость конкретного журнала, статьи и автора. Есть оценки и по международным наукометрическим критериям.

3 Фундаментальная библиотека Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: сайт. URL: http://biblio.tsutmb.ru (дата обращения: 30.05.2018).

4 Научная электронная библиотека: сайт. URL:

https://elibrary.ru/ (дата обращения: 30.05.2018).

Это позволяет потребителю оценить качество найденной информации.

Работа с фондами НЭБ должна быть обязательной для магистрантов. Примером задания может быть написание обзорной работы на заданную тему исключительно по научным статьям из журналов, размещенных в библиотеке. Причем полезно установить некоторые параметры: статей не менее 10 за последние 3 года. А еще замечательно будет, если магистрант оценит научный авторитет авторов цитируемых статей по наукометрическим показателям, присутствующим в аппарате библиотеки. Или такое задание: «Составьте рейтинг ученых в Вашей научной области на основе показателей публикационной активности».

Выполнение приведенных выше заданий позволяет формировать следующие компетенции, взятые из государственных образовательных стандартов для высшего образования5.

Общекультурная компетенция: работа с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).

Общепрофессиональные компетенции:

- способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-2);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Профессиональные компетенции:

- способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям (ПК-1);

- способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-5);

- способность использовать цифровые архивы и базы данных (ПК-26).

5 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: сайт. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 30.05.2018).

Таким образом, в распоряжении студентов и преподавателей регионального вуза не так уж и мало возможностей использования электронных библиотек. Проблема здесь скорее в нежелании «напрягаться» и осваивать качественные информационные ресурсы, значительно проще продолжать «гуглить».

Важно не только порекомендовать студентам конкретную библиотеку, но и научить их самостоятельно отличать легальные от «пиратских». Какие признаки легальных библиотек можно выделить?

Чем принципиально отличается легальная библиотека от «пиратской»? Тем, что при формировании своих фондов она строго соблюдает законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности и авторского права.

Рассмотрим признаки легальных библиотек.

Обязательными признаками являются следующие.

Легальность. Это значит, что библиотека комплектуется законно, то есть по договорам с авторами, и на сайте должен быть раздел «Для авторов», где описана процедура заключения таких договоров. Ряд крупнейших федеральных библиотек комплектуется согласно закону «Об обязательном экземпляре»6.

Наличие контактной группы. На сайте библиотеки должны быть контакты: имена сотрудников, их телефоны, электронные адреса. Без этого легальность нельзя реализовать (с кем заключать авторские договора?).

Мотивация. Полезно прочитать на сайте историю создания библиотеки. Например, НЭБ создавалась в результате государственного проекта, целью которого было аккумулировать научные публикации российских и зарубежных ученых. Цель же коммерческих библиотек - получение прибыли, качество информации здесь вторично.

Высший уровень домена. Низкий уровень домена - низкий авторитет сайта.

Дополнительными признаками являются следующие.

Мнение эксперта. Например, библиотеку студенту рекомендует преподаватель.

Рекомендация официального органа. Например, ссылка на библиотеку находится

6 Об обязательном экземпляре документов: федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

на федеральном образовательном портале «Российское образование»7.

Актуальность. На сайте библиотеки должна быть дата обновления, для того чтобы отличить его от «спящих» сайтов.

Пример. Вернемся к электронной библиотеке «Университетская библиотека online» и рассмотрим признаки ее легальности.

Легальность. В разделе «Авторам» читаем: «Размещение Ваших изданий в ЭБС предполагает заключение авторского договора с издательством «Директ-Медиа» с получением соответствующего вознаграждения. Публикация книги бесплатна.

Размещение книг на портале сопровождается заключением лицензионных договоров с обладателями прав о предоставлении неисключительного права на использование авторских произведений и осуществляется в строгом соответствии с ч. 4 Гражданского кодекса РФ».

Здесь же присутствует информация о контактах: «Для получения дополнительной информации обращайтесь к Барабанщиковой Юлии: [email protected]».

Мотивация. В разделе «Об электронной-библиотечной системе» описаны история, партнеры, общественная деятельность проекта. Отсюда можно узнать, что это проект издательской группы компаний, а основная форма использования ЭБС - абонентская годовая подписка организации, в частности, университетов России.

Электронный адрес библиотеки https://bib-lioclub.ru/ соответствует домену высшего уровня.

Рекомендации экспертов и официального органа. Библиотеку студентам рекомендуют преподаватели университета (эксперты) и администрация университета через рекламные плакаты библиотеки в помещениях вуза.

Актуальность. На сайте библиотеки имеется раздел «Новости», в котором отображаются последние события, связанные с библиотекой, с указанием даты.

Таким образом, вся эта информация об электронной библиотеке свидетельствует о ее легальности и, соответственно, о том, что она содержит качественные издания. Такими же легальными библиотеками являются те,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 30.05.2018).

что представлены на сайте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Поиск легальной электронной библиотеки с последующим доказательством ее легальности может быть отличным заданием для студентов.

Конечно, легальные электронные библиотеки не являются единственным источником качественной информации, существуют и другие. Но, говоря об образовании, следует начать с них, и будет прекрасно, если студенты научатся пользоваться хотя бы этим чрезвычайно ценным информационным ресурсом.

Список литературы

1. Левитин Д. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды / пер. с англ. О. Терентьевой; науч. ред. Н. Шихова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

2. Громов Ю.Ю., Тютюнник В.М. Материалы к разработке теории информации. 1. Меры количества и качества информации // Фунда-

ментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 347-355.

3. Демин И.С. Поиск научной и учебной информации в сети Интернет // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 9 (65). С. 446-450.

4. Попова Н.Г., Биричева Е.В. Целеориентиро-ванный подход к оценке качества научных публикаций читателем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4 (146). С. 148-168.

5. Болбаков Р.Г., Цветков В.Я. Оценка качества образовательных порталов // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 3. С. 22-28.

6. Информатика: учебник. 3-е перераб. изд. / под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2001. 768 с.

7. Цветкова В.А., Родионов И.И., Гилярев-ский Р. С. Новые вызовы перед информационными и библиотечными структурами // Информация и инновации. 2017. № 1-2. С. 5-14.

Поступила в редакцию 29.06.2018 г. Отрецензирована 28.07.2018 г. Принята в печать 03.09.2018 г.

Информация об авторе

Зубец Виктор Васильевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Зубец В.В. Легальные электронные библиотеки - источники качественной информации в Интернете // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 75-81. Б01 10.20310/18100201-2018-23-176-75-81.

DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-75-81

LEGAL ELECTRONIC LIBRARIES - SOURCES OF QUALITY INFORMATION ON THE INTERNET

Viktor Vasilevich ZUBETS

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. We compare traditional and new methods of information search in computer networks. As the result we prove the necessity of considering the quality of information category in the process of information search by students of all forms of education. We give the definitions of "junk information" and information quality. It is necessary to take into account the information quality for intellectualization of information search and eventually for efficacy improvement of information search. One of the main sources of quality information on the Internet is legal electronic

libraries. We consider the characteristics of network sources, which contain quality information and allow students to differ legal electronic libraries from unauthorized. As the example we consider several electronic libraries. We recommend to lecturers several tasks, which can be useful for students while learning methods of intellectual information search in electronic educational resources, these tasks are aimed to form competencies of modern educational standards. We conclude it is necessary to pay far more attention to the issue of quality information search on the Internet, than we do today.

Keywords: electronic libraries; quality of information; educational resources

References

1. Levitin D. Putevoditel'po lzhi. Kriticheskoe myshlenie v epokhu postpravdy [A Field Guide to Lies. Critical Thinking in the Information Age]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2018, 272 p. (In Russian).

2. Gromov Y.Y., Tyutyunnik V.M. Materialy k razrabotke teorii informatsii. 1. Mery kolichestva i kachestva informatsii [Materials for the development of information theory. 1. Measures of quality and quantity of information]. Fundamen-tal'nyye issledovaniya - Fundamental Research, 2011, no. 8-2, pp. 347-355. (In Russian).

3. Demin I.S. Poisk nauchnoy i uchebnoy informatsii v seti Internet [Searching the Internet for scientific and educational information]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 9 (65), pp. 446-450. (In Russian).

4. Popova N.G., Biricheva E.V. Tseleoriyentirovannyy podkhod k otsenke kachestva nauchnykh publikatsiy chitatelem [Purpose oriented approach to the reader's assessment of the quality of research papers]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny - The Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2018, no. 4 (146), pp. 148-168. (In Russian).

5. Bolbakov R.G., Tsvetkov V.Y. Otsenka kachestva obrazovatel'nykh portalov [Assessment of the quality of educational portals]. Otkrytoye obrazovaniye - Open Education, 2017, vol. 21, no. 3, pp. 22-28. (In Russian).

6. Makarova N.V. (ed.). Informatika. 3-e pererab. izd. [Informatics]. 3rd Revised Ed. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 768 p. (In Russian).

7. Tsvetkova V.A., Rodionov I.I., Gilyarevskiy R.S. Novyye vyzovy pered informatsionnymi i bibliotechnymi strukturami [New challenges faced by the information and library structures]. Informatsiya i innovatsii - Information and Innovations, 2017, no. 1-2, pp. 5-14. (In Russian).

Received 29 June 2018 Reviewed 28 July 2018 Accepted for press 3 September 2018

Information about the author

Zubets Viktor Vasilevich, Candidate of Technics, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Zubets V.V. Legal'nyye elektronnyye biblioteki - istochniki kachestvennoy informatsii v Internete [Legal electronic libraries - sources of quality information on the Internet]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 75-81. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-17675-81. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.