Itinson Kristina Sergeevna, Chirkova Vera Michailovna THE ANALYSIS OF INFORMATION RESOURCES ..
pedagogical sciences
УДК 37.013
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0035
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
© 2019
Итинсон Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, администратор вычислительной сети Центра информатизации Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью данной статьи является изучение информационных ресурсов сети Интернет, используемых в обучении студентов медицинских вузов. Авторы статьи дают краткую характеристику электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении русских и иностранных студентов в медицинском вузе. Методы: описательный метод, заключающийся в классификации информационных ресурсов сети Интернет и электронных образовательных ресурсов, которыми студенты пользуются для самостоятельного поиска и обработки учебной информации с целью создания своей базы знаний и развития необходимого понимания и опыта применения этой информации. Предметом исследования явились электронные ресурсы, которые могли бы удовлетворить информационную потребность студентов-медиков как будущих специалистов в области медицины. Учащиеся медицинских вузов имеют свободный доступ к широкому кругу научных ресурсов, включая онлайн-журналы, библиотечные базы данных, порталы издательств, образовательных учреждений, научных и профессиональных организаций. Несмотря на большой объем информации, доступный для использования, многие студенты-медики склонны полагаться на ограниченное количество ресурсов, которые они выбирают, опираясь не на качество и надежность предоставленных данных, а на удобство и целесообразность использования. Результаты: проведя опрос среди иностранных студентов-медиков, авторы выявили наиболее часто посещаемые электронные ресурсы и случаи обращения к ним. Научная новизна: предпринято комплексное исследование профессиональных потребностей учащихся медицинских вузов в использовании современных информационных ресурсов сети Интернет и электронных образовательных ресурсов. Практическая значимость состоит в описании и классификации данных ресурсов для полноценного комплектования фондов медицинских электронных библиотек.
Ключевые слова: медицинские информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, электронные библиотечные системы, медицинская библиотека, медицинское издание, медицинский журнал, медицинская статья, медицинский видеопортал.
THE ANALYSIS OF INFORMATION RESOURCES IN THE INTERNET USED FOR TEACHING STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITY
© 2019
Itinson Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, administrator of computer networks in Centre of Informatization Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of Russian language and speech culture Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of this article is studying of information resources in Internet used fpr teaching students in medical universities. Authors of article give short characteristic of electronic educational resources used in teaching Russians and foreign students in medical university. Methods: the descriptive method, including the classification of information resources of the Internet and electronic educational resources which students use for independent search and processing of educational information for the purpose of creation of the knowledge base and development of necessary understanding and experience of this information. The object of research are electronic resources which could satisfy an information need of medical students as future specialists in the field of medicine. Students of medical universities have free access to a wide range of scientific resources, including online logs, library databases, portals of publishing houses, educational institutions, scientific and professional organizations. Despite the large volume of information, many medical students used to rely on a limited number of resources which they select, relying not on quality and reliability, but on its convenience and expediency. Results: having conducted survey among foreign medical students, authors revealed the most often visited electronic resources and cases of the address to them. Scientific novelty: the complex research of students needs in medical universities for using of modern information resources of the Internet and electronic educational resources. The practical importance considers the description and classification of resource data for full completing of funds of medical digital libraries.
Keywords: medical information resources, electronic educational resources, electronic library systems, medical library, medical edition, medical magazine, medical article, medical video portal.
В настоящее время электронное обучение стало одной из самых динамичных тенденций в образовании и представляет собой многообещающую альтернативу традиционному обучению. У студентов медицинского вуза имеется доступ к широкому спектру электронных ресурсов, которые они могут использовать для самостоятельного обучения дисциплинам. Большое количество медицинских и образовательных изданий публикуют на своих сайтах и порталах статьи, учебные пособия, книги и другую литературу, используемую в качестве учебной [1].
Однако студенты, не имея достаточного времени для обработки большого объема информации, не соответствующей учебному плану дисциплин, не могут в полной мере воспользоваться ею для учебных целей.
Более того, преподаватели медицинских вузов столкнулись с проблемой ненадежности подобных электронных ресурсов сети Интернет, в то время как университетские библиотеки обеспечивают доступ к надежной онлайн литературе по клинических дисциплинам [2-5]. Но практика показывает, что таких ресурсов недостаточно. Электронные ресурсы сети Интернет, которые рекомендуют преподаватели медицинских вузов для самостоятельного обучения студентов, предложены в таблице 1.
Полнотекстовые электронные ресурсы учебных изданий, журналов, монографий можно найти в современных электронных библиотечных системах. Например, «Консультант студента», «Консультант врача», «Медицинская библиотека «MEDLIB.RU», которые
педагогические науки
Итинсон Кристина Сергеевна, Чиркова Вера Михайловна АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...
предлагают учебную литературу по многим медицинским дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Таблица 1 - Информационные ресурсы сети Интернет, используемые в обучении студентов-медиков
Научные электронные и печатные журналы играют важную роль с точки зрения обучения студентов-медиков и врачей. Чтение медицинских журналов гарантирует, что студенты будут в курсе последних новостей, прорывов в области медицины [6-10].
Приведем примеры современных журналов для студентов и врачей: «Вестник Российской академии медицинских наук», «Вестник Российской военно-медицинской академии», «Вопросы современной педиатрии», «Российский медицинский журнал», «Вестник современной клинической медицины», «Медицинский вестник», «Лечащий врач», «Лечение и профилактика», «Профилактическая медицина» и другие.
Если студент-медик владеет английским языком, то он может читать зарубежные журналы: «The New England Journal of medicine» (https://www.nejm.org/), «Annals of Internal Medicine» (https://annals.org), «The Journal of the American Medical Association» (https://jama-network.com/journals/jama), «Journal of Pain and Relief» (https://www.omicsonline.org/pain-relief.php), «The British Medical Journal» (https://www.bmj.com).
Электронные версии многих медицинских журналов студенты могут найти на сайте Научной электронной библиотеки (https://elibrary.ru). Все журналы, которые относятся к перечню ВАК Минобрнауки России (vak. ed.gov.ru) также являются достоверными. Также научные статьи по актуальным проблемам в различных областях медицины и психологии публикуются на Русском медицинском сервере (http://www.rusmedserv.com/).
Медицинский видеопортал MED-EDU.ru (http://www.
med-edu.ru) предоставляет студентам-медикам и врачам доступ к обучающим видео, лекциям выдающихся преподавателей и врачей, видеозаписям конференций, хирургических операций, а также видео о заболеваниях, их профилактике и лечении, о диетах при различных заболеваниях [11].
Медицинский сервер Medlinks.ru (http://www. medlinks.ru/) содержит медицинскую библиотеку, форумы для врачей и студентов, новости медицинских исследований. Медицинская библиотека Medlinks.ru предлагает к чтению большое количество русских и зарубежных журналов и издательств, учебных пособий, новости об университетах, НИИ, обществах врачей, фирмах производителей медикаментов и медицинского оборудования.
На портале МедУнивер (http://www.meduniver.com) можно найти научные статьи по акушерству, анатомии, гинекологии, гистологии, дерматологии, кардиологии, неврологии, микробиологии, неотложной хирургии, физиологии, а также по профилактике заболеваний и по вопросам оказания скорой медицинской помощи. В библиотеке сайта можно читать онлайн или скачать электронные книги как отечественных, так и зарубежных авторов.
Еще одним популярным ресурсом среди студентов-медиков является Медлайн (http://www.medline-catalog. ru/index.html), на сайте которого найдется материал по различным медицинским дисциплинам [12-15]. Статьи сгруппированы по следующим разделам: гинекология, урология, неврология, терапия, онкология, офтальмология, хирургия, гастроэнтерология и др.
Иностранные студенты, получающие высшее медицинское образование в России, очень часто обращаются к электронным ресурсам при подготовке к занятиям. Особенно это касается студентов из азиатских стран (Малайзии, Китая, Тайланда), в которых технических прогресс более развит и используется еще на начальной ступени обучения. В Курском государственном медицинском университете было проведено анкетирование среди иностранных студентов-медиков, обучающихся на английском языке, на тему использования интернет ресурсов, в котором они назвали наиболее часто посещаемые ими ресурсы сети Интернет при подготовке к занятиям по дисциплинам медицинского профиля. Были опрошены 350 студентов 2-6 курсов международного факультета.
Наиболее часто встречающиеся в ответах студентов-иностранцев электронные ресурсы представлены в таблице 2.
Анкетирование также показало, что наиболее часто используемыми устройствами являются ноутбуки (50%) и телефоны (42%), за которыми следуют планшеты (7%) и настольные компьютеры (0,5%). Один из вопросов состоял в том, чтобы студенты оценили помощь, которую они получают, обращаясь к Интернет ресурсам. Интересен тот факт, что почти для четверти опрошенных, а именно (24%) ресурсы сети Интернет являются единственными информативными ресурсами, которые они используют при подготовке к профильным занятиям; для большинства студентов Интернет ресурсы служат необходимой поддержкой в решении учебных задач (57%); и небольшое количество учащихся (19%) обращаются к данным ресурсам по совету преподавателя при выполнении задания по предмету [16-20].
Таким образом, информационные ресурсы сети Интернет, используемые в обучении студентов медицинского вуза, развиваются интенсивно и представляют собой динамичный массив, отличающийся по содержанию и назначению.
Среди сетевых медицинских ресурсов необходимо отметить порталы издательств, образовательных учреждений, научных и профессиональных организаций, электронные библиотечные системы и библиотеки.
Название электронного ресурса Ссылка на электронный ресурс Характеристика
Консультант студента http://www.stud-medlib.ru/ Электронные библиотечные системы, которые предлагают популярные издания (книги, журналы), учебники и учебные пособия для студентов и преподавателей медицинских вузов, а также практикующих врачей.
Консультант врача http://www. rosmedlib.ru/
Медицинская библиотека «MEDLIB.RU» https://medlib.ru/
Вестник Российской академии медицинских наук Вестник Российской военно-медицинской академии Медицинский вестник Лечащий врач Лечение и профилактика https://vest- nikramn.spr-jour- nal.ru https://www. vmeda.org/ vestnikpage https://medvestnik. ru/ https://www. lvrach.ru/ https://www.lech-prof.ru/ Профессиональные медицинские издания публикуют научные исследования во всех областях медицины, научные статьи для студентов, врачей (терапевтов, хирургов, педиатров, узких специалистов), руководителей медицинских учреждений и преподавателей вузов.
Медицинский видеопортал MED-EDU.ru http://www.med-edu.ru Портал предоставляет доступ к обучающим видео, видеолекциям по различным медицинским специальностям.
Medlinks.ru http://www. medlinks.ru/ Медицинская библиотека Medlinks.ru предлагает к чтению большое количество русских и зарубежных журналов и издательств, учебных пособий, новости об университетах, обществах врачей, фирмах производителей медикаментов и медицинского оборудования.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)
145
Itinson Kristina Sergeevna, Chirkova Vera Michailovna THE ANALYSIS OF INFORMATION RESOURCES ..
pedagogical sciences
Таблица 2- Информационные ресурсы сети Интернет,
гический университет. — 2012. — С. 338-339.
6. Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов: учеб.-метод. Пособие. СПб. : Профессия, 2008. 464 с.
7. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе//Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 398-401.
8. Дмитриева Д.Д. Теоретические аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов-медиков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 5-2. — С. 318-320.
9. Парфенова А.С. Информационные образовательные ресурсы в обучении студентов вуза // Российский государственный профессионально-педагогический университет. — 2010. — С. 90-91.
10. Рампане И. Электронные ресурсы библиотеки — основа единого информационного пространства университета // Vilniaus Universiteto leidykla — 2005. — С. 321-325.
11. Снегирева Л.В., Рубцова Е.В. Электронные дидактические разработки как инструмент повышения эффективности учебного процесса в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 11. — С. 101-104.
12. Алзамаева А.З. Современные инновационные технологии в сфере образования // Российский государственный профессионально-педагогический университет. — 2014. — С. 199-200.
13. Буханцева Н.В. Управление электронными ресурсами в образовательной среде вуза // Вести Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. — 2009. — № 1 (14). — С. 98-104.
14. Шевко Н.Р., Турутина Е.Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана . — 2014. — С. 324-328.
15. Мануйлова С.О. Использование электронных ресурсов в научно-исследовательских проектах вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — С. 66-71.
16. Готская И.Б., Жуков В.М. Электронные образовательные ресурсы для новой школы // Universum: Вестник Герценовскогоуниверситета. — 2010. — С. 76-79.
17. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. М.: Агенство «Социальный проект», 2007.
18. Гаевская Е.Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2013. — С. 203-209.
19. Девдариани Н.В., Васенкова Л.Е. Русский язык как иностранный: информационно-коммуникационные технологии в процессе преподавания. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. 2017. С. 192-195.
20. Скляр Е.С. Интерактивные методы на занятиях по культуре речи в медицинском вузе. Сборник материалов VМеждународной научно-методической конференции. Образование. Инновации. Качество 2012. С. 166-168.
Статья поступила в редакцию 13.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019
используемые иностранными студентами-медиками
Название электронного ресурса Ссылка на электронный ресурс Характеристика
MedicalStudent http://www.medi-calstudent.ru/ Веб-сайт предоставляет студентам множество бесплатных медицинских учебников с полезными ссылками, которые хорошо оснащены соответствующей информацией в области медицины.
MedicalMatrix https://www.ncbi. nlm.nih.gov Как и MedicalStudent предлагает платные и бесплатные ссылки на онлайн-учебники, учебные пособия и медицинские журналы. Отличие состоит в том, что MedicalMatrix более узкопрофильный, поскольку он предлагает конкретные ссылки для различных медицинских специальностей.
FreeBookCenter http://www. freebookcentre.net/ Специальный веб-сайт не только предоставляет бесплатные электронные книги для студентов-медиков, но также включает в себя книги по информатике, сетевым технологиям и веб-технологиям.
Student Book World https://www. worldbookonline. com/ Сайт сравнивает цены на доступные книги, чтобы пользователи могли принять решение, прежде чем покупать книгу. Каталог содержит большое количество книг по различным медицинским направлениям.
Книжная полка NCBI https://www.ncbi. nlm.nih.gov/ Национальный центр биотехнологической информации был разработан как источник информации о молекулярной биологии. Их библиотека включает книги по биомедицине и общей медицине.
Руководства Merck https://www. msdmanuals.com/ Руководства Merck представляют собой серию медицинских книг, которые могут быть использованы врачами для диагностики и лечения расстройств и заболеваний. Преимущество этих книг в том, что они доступны бесплатно онлайн
Использование таких электронных ресурсов в обучении студентов-медиков повышает качество подготовки студентов, способствует формированию навыков самоконтроля и самостоятельного овладения знаниями и ориентирует на практическое применение знаний в будущей профессиональной деятельности.
ШИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кадырова Э.А. Медицинские информационные ресурсы сети Интернет //Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2017. — № 4 (30). — С. 79-86.
2. Романова Ю.С. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе // Российский государственный профессионально-педагогический университет. — 2012. — С. 381-383.
3. Шарабайко О.Г. Интерактивные электронные образовательные ресурсы в информатизации современного образования: теоретический аспект //Белорусский государственный педагогический университет. — 2015. — №3. — С. 22-26.
4. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий // ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ. КАЧЕСТВО : материалы VМеждународной научно-методической конференции. — 2012. — С. 44-47.
5. Агранович Б.Л. Интеллектуальные электронные образовательные ресурсы // Российский государственный профессионально-педаго-