Легализация эвтаназии в России: адаптация Нидерландской системы Legalization of euthanasia in Russia: adaptation of the Netherlands system
БобровскийА.А.
Студент 4 курса, Ф-т юридический,
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»,
РФ, г. Краснодар e-mail:[email protected]
Bobrovskiy A.
4rd year student, faculty of law,
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin,
Russia, Krasnodar e-mail:[email protected]
Аннотация.
В данной статье исследуется институт эвтаназии. Рассмотрены основные виды эвтаназии, их некоторые особенности, исследована законодательная база эвтаназии в Нидерландах - стране, которая одна из первых легализовала этот институт, а так же кратко описана схема проведения эвтаназии в данной стране. Приведены основные позиции ученых по поводу официального введения «права насмерть» в нашей стране, дан комментарий автора к каждой из них. На основании голландской системы эвтаназии, были предложены некоторые решения, которые будут способствовать наиболее лучшей адаптации этого института под российские условия, а также минимизируют вероятность нарушений прав человека.
Annotation.
This article is devoted to institute of euthanasia. The main tipes of euthanasia and its some forms are considered. The law on an euthanizing in the Netherlands is studied and the scheme of execution of euthanasia in Holland has been briefly described. Positions of some scientists about legalization of euthanasia in Russia are investigated and given to each of them the some comments of author. The author offered of the Russian model of an euthanizing, based on the legislation on an euthanizing in the Netherlands.
Ключевые слова: право на смерть, легализация, врач, пациент, больной, жизнь, неизлечимая форма болезни, мука, инъекция, лёгкая смерть (эвтаназия).
Key words: right to death, legalization, a doctor, a patient, a sick, a life, incurable form of illness, flour, injection, euthanasia.
Как известно, одним из важнейших личных прав человека является его право на жизнь. Конституция РФ, отражая данное право, исходит, прежде всего, из недопустимости произвольного лишения жизни человека. Однако, право на жизнь, являясь естественным правом человека, всё же имеет ограничения, что позволяет сделать вывод об его относительном характере. В соответствии с ч.2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, соответственно и право на жизнь связано с фактом рождения.
В настоящее время в России, да и во всём мире периодически ведутся дискуссии по поводу так называемого «права человека на смерть», которое связывают с легализацией эвтаназии. Напомню, что в нашей стране данный институт запрещён, в частности в Федеральном законе от 21.11.2011 N° 323-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» имеется статья с соответствующим названием, а действия лица, способствовавшего осуществлению эвтаназии, квалифицируются как убийство.
Что же такое эвтаназия? Данный термин был впервые введён Ф. Бэконом, который определил его как долг врача облегчить мучения больного, страдающего неизлечимой формой болезни, путём применения таких мер, которые бы способствования его более лёгкой смерти [2;c.269]. По сути, мысли Бэкона лежат в неизменном виде в основе современного толкования эвтаназии. Так, Философский энциклопедический словарь определяет эвтаназию как «помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук» [7]. В медицинских словарях можно встретить такое толкование: «эвтаназия -намеренное умерщвление неизлечимо больного человека с целью облегчения его страданий»[1]. Примечательно также следующее определение: эйтаназия (эвтаназия) - это безболезненное умерщвление неизлечимо больного,
получившего тяжёлое увечье с целью прекращения его мук и страданий [5]. Что касается правового толкования эвтаназии, оно дано в ст. 45 ФЗ № 323, в соответствии с которой под эвтаназией понимается «ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
В науке выделяют два типа эвтаназии: добровольная и принудительная (компульсивная). При добровольной эвтаназии больной сам принимает решение об ускорении ухода из жизни, в свою очередь врач лишь содействует умерщвлению. При принудительной эвтаназии такое решение принимается врачом либо родственниками пациента, не способного выразить свою волю.
В свою очередь и добровольная и компульсивная эвтаназии дополнительно подразделяются на активную и пассивную формы осуществления. Активная эвтаназия реализуется путём назначения врачом необходимых лекарственных средств в целях прекращения страданий неизлечимого больного; при этом врач либо сам вводит смертельную инъекцию и тем самым умерщвляет пациента, либо же предоставляет больному препарат, состоящий из снотворного и яда, рассчитанных в летальной дозе, для того чтобы он сам ввёл его себе. Активную компульсивную форму эвтаназии следует четко отличать от убийства из милосердия - то есть когда врач «при отсутствии просьбы безнадежно больного, видя его мучительные страдания, которые обязательно в скором времени приведут к смерти, и будучи не в силах их устранить, совершает деяние, в результате которого наступает смертельный исход» [3]. Что касается пассивной формы эвтаназии, она в отличие от активной, выражена не в применении средств, искусственно ускоряющих наступление смерти, а в остановке всех процедур лечения, а так же от попыток сохранить больному жизнь (однако это вовсе не обязательно означает и отмену применения средств снижающих боль и мучения). Соответственно, при пассивной эвтаназии пациент умирает «свой смертью», то есть естественным путем.
Следует повториться, что эвтаназия в России запрещена уголовным законом во всех её формах и видах. Хотя, нечто похожее на применение пассивной формы эвтаназии можно всё же встретить и в нашей стране. Так, например, на практике бывают ситуации, когда неизлечимо больных по их согласию и согласию родственников переводят со стационарного лечения в больнице на домашнее, назначая им препараты, снижающие мучения. Также можно слышать о случаях, когда тяжелобольных, которые на протяжении длительного времени находятся в коме и их состояние никак не изменяется в лучшую сторону, по решению родственников отключают от аппаратов жизнеобеспечения. Конечно, официально применение данных мер широко не афишируется по описанным ранее причинам, но в тоже время это не является и тайной.
Как известно, у института эвтаназии есть как сторонники, так и противники во всём мире. Одним из часто встречающихся в российской науке и СМИ тезисов "против" является теологическая догма о том, что самоубийство является грехом, а значит эвтаназия, являющаяся его разновидностью, недопустима . Сторонники данной точки зрения опираются на мысли видных христианских деятелей и философов - Мартина Лютера, Фомы Аквинского, Григория Паламы и других. Так, не редко в научных трудах можно увидеть в различных интерпретациях тезис М. Лютера о том, что человеческий род изначально грешен, страдания, ниспосылаемые на людей, это испытание их веры, а смерть - это Божий дар [6]. Против легализации эвтаназии активно выступает в настоящее время Русская православная церковь: по словам пресс-секретаря Московской патриархии, священника Владимира Вигилянского: «Христианское сознание не приемлет участия вторых лиц в смерти человека, какими бы причинами она ни прикрывалась. Никто, кроме Бога, не может решать, сколько жить человеку на этой земле. Церковь будет выступать против этого греховного закона» [4;с.7].
Как контр аргумент теологическому подходу, можно указать, что эвтаназия уже легализована в некоторых христианских государствах - Голландии, Бельгии, Швейцарии и др., а так же в нескольких штатах США. К тому же, противясь введению «права на смерть», опираться исключительно на религиозные каноны в реалиях современного общества вряд ли можно назвать актуальным для нашего времени решением. Легализация эвтаназии - это прежде всего лишь путь борьбы с латентностью в этой сфере, и только от того, что данный институт, если его, конечно, хорошо проработать, войдёт в рамки правового поля, на наш взгляд, вряд ли произойдёт резкое падение нравственности и порождение тотальных нарушений прав верующих. А если ответить в более радикальном ключе, то в нормах, содержащихся в действующей Конституции, Россия провозгласила себя светским государством, в котором гарантируется свобода совести и вероисповедания, а так же то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [8]. К тому же, сразу вовсе не обязательно легализовывать и принудительную эвтаназию, к которой Россия, на наш взгляд, не готова, достаточно лишь ввести добровольную, ведь в ней, в независимости от её формы, решение вопроса "идти" или "не идти" целиком и полностью ложится именно на пациента. Соответственно, если по каким-либо причинам эвтаназия противоречит соображениям больного, он будет в праве и не прибегать к ней.
Вторым аргументом против легализации является возможность злоупотребления "правом на смерть" больного со стороны врачей и иных лиц, в том числе возможность "рождения" криминального бизнеса в этой сфере, прикрытие эвтаназией реальных преступлений и грубых врачебных ошибок. Вот это уже можно назвать веским аргументом. Действительно, полностью «застраховаться» от подобных случаев не возможно. Но, на наш взгляд, и из этой ситуации можно будет найти оптимальный выход. Если разработать закон, который подетально будет регулировать процедуру эвтаназии от ее «нулевого» этапа и до непосредственного исполнения, то удастся если не побороть в корне, то по крайней мере свести все нарушения к минимуму.
В вопросе легализации «права на смерть» безусловно будет полезен опыт страны - родоначальницы современной эвтаназии - Нидерландов. В этом государстве действует специальный закон, принятый 12 апреля
2001 г. - Wet toetsing levensbeëindiging op verzoek en hulp bij zelfdoding, который регламентирует обязательные моменты подготовки к процедуре эвтаназии. В данной стране проведение эвтаназии возможно в отношении только граждан, достигших возраста 12 лет (правда, если ребёнок в возрасте от 12 до 16 лет решение о проведении процедуры принимают только его родители либо опекуны). Если кратко представить схему проведения эвтаназии в Нидерландах, она будет выглядеть следующим образом:
1) пациент (либо действующие от его имени заинтересованные лица) получает от врача информацию о текущем и прогнозируемом состоянии здоровья;
2) информируется врач о желании провести процедуру эвтаназии;
3) врач удостоверяется, что пациент принял решение добровольно, а также то, что диагноз болезни пациента не представляет возможным дальнейшее улучшение состояния; проводит консультации как минимум с одним другим врачом; письменно извещает пациента и органы власти о соблюдении необходимых требований, готовит необходимые документы;
4) подается запрос на получение разрешения на эвтаназию от комиссии по этике. Комиссией исследуется доклад врача, при необходимости врача могут попросить дополнить данный им доклад. Далее в течении 6 недель со дня получения доклада комиссия его исследует и принимает решение, о котором уведомляется прокурор, а также общее и региональное министерства здравоохранения;
4.1) отрицательный ответ комиссии по этике может быть пересмотрен прокурором и комиссией от министерства здравоохранения, благополучия и спорта.
5) В случае получения положительного заключения больному либо выдают смертельную инъекцию, и он использует ее самостоятельно, либо же процедура проводится в медицинском учреждении.
По сути, сложившаяся в Нидерландах модель является практически идеальной. Но для того, чтобы можно было применить нечто подобнее российских условиях (особенно если вводить активную эвтаназию), это необходимо, что называется, «утяжелить», отказавшись от чрезмерного либерализма в данной сфере. А сделать это можно, изменив голландскую систему так:
1. Решение неизлечимо больного должно быть облечено в нотариально удостоверенную форму. Задействование в данном случае нотариусов позволит уже на «нулевом» этапе снизить возможные факты нарушения свободы воли обратившихся за эвтаназией лиц.
2. Проведение активной эвтаназии должно быть возможным только в отношении граждан РФ и лиц, постоянно проживающих на ее территории, обладающих полной дееспособностью и достигших 18 - летнего возраста. Данный критерий, во-первых, не позволит появиться на территории нашей страны такого явления, как суицидальный (эвтаназийный) туризм из других государств, а во-вторых, так же повысит, на наш взгляд, вероятность полной осознанности и независимости в принятии решения.
3. Доклад лечащего врача о допустимости применения в отношении больного эвтаназии должен быть удостоверен подписью главного врача лечебного учреждения. Таким образом, повысится ответственность как отдельно взятого доктора, так и клиники в целом, минимизируются врачебные злоупотребления.
4. Как альтернатива голландским комиссиям по этике, в России потребуется также создать региональные комитеты по делам эвтаназии, которые будут рассматривать запросы на проведение процедуры. Их состав, на наш взгляд, должен состоять из: представителя Министерства здравоохранения субъекта, прокурора, регионального уполномоченного по правам человека, высококвалифицированных действующих медицинских работников, а также ученных в области медицины. Вынесенное ими решение должно быть окончательным. Данный круг лиц, состоящий из специалистов в области права и медицины, позволит вынести решение, верное с медицинской точки зрения, а также наиболее полно отвечающее законным правам и интересам больного, практически абсолютно искоренив все нарушения.
5. Непосредственно «исполняться» активная форма эвтаназии должна только в государственных медицинских учреждениях. Сами инъекции должны предоставляться в учреждение исключительно для проведения конкретной процедуры и только после получения положительного ответа из комитета по делам эвтаназии. Эта мера, на наш взгляд, предотвратит нелегальный оборот данных веществ.
Конечно же, нельзя сказать, что легализовав эвтаназию, даже учтя опыт зарубежных стран и разработав на его основе свои национальные стандарты, удастся избежать нарушения прав человека и иные негативные ситуации. И кто-то справедливо отметит, что декриминализовав данную область, наша страна может столкнуться с рядом новых проблем. Вероятно это так. Однако возможность человека свободно, по своему усмотрению осуществлять свою жизнедеятельность, не посягая при этом на права других лиц, разве не является ценностью демократического государства? Почему же тогда человек не может обладать и правом на достойную смерть? Спорить об эвтаназии, отмечая её вред, противоречия устоям общества, находясь при этом, как говорится, «в полном здравии», можно весьма долго. Однако таким же отрицательным будет ответ, когда бесконечные боли станут вовсе не чужими и посторонними, а своими, когда начнут отмирать и отказывать органы, а мучения превратятся в обыденную реальность; когда на глазах в страданиях умирает родной человек, и вы не можете ему ничем помочь, кроме как, утрачивая последнюю веру, продолжать тешить иллюзиями на чудо?
Список используемой литературы:
1. Большой толковый медицинский словарь. 2001[Электронный ресурс] http://www.medslv.ru/
2. Бэкон Ф. Соч. в 2 Т., т.2. М., 1978, С.269
3. Вавилкина Т.В. К вопросу об эвтаназии в законодательстве зарубежных стран // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2014 № 4 (8) // Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru/
4. Героева А., Коробов П. Законотворчество не на жизнь, а на смерть/ В Совете федерации готовится законопроект об эвтаназии //Коммерсантъ от 17.04.2007, № 4 , С. 7 // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/759418
5. Животные в доме: Энциклопедия / Ред. коллегия: В. Г. Гребцова, М. Г. Таршис, Г. И. Фоменко. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 304 с.: ил. // Режим доступа: http://www.rubricon.com/aih 1.asp
6. Лютер М. Избр. соч. / пер. с нем.: в 10 т. М., 1928. Т. 7. 590 с.
7. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др. - М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.; 25см. - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)// Режим доступа: http://www.rubricon.com/fes 1.asp
8. Конституция РФ (с уч. поправок, внес. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.