Научная статья на тему 'Legal regulation of the investment activity in the Republic of Belarus`'

Legal regulation of the investment activity in the Republic of Belarus` Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / СВОБОД-НЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ (ХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО / ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДО-ГОВОРОВ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИ-ОННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / COMMERCIAL (BUSINESS) LAW / REPUBLIC OF BELARUS / FREE TRADE ZONES / THE LAW OF INTERNATIONAL TREATY / FOREIGN INVESTMENTS / THE INVESTMENTS CODE OF THE REPUBLIC OF BELARUS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Legal regulation of the investment activity in the Republic of Belarus`»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03) ,ТРУДОВОЕ ПРАВО

3.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Курбанов Рашад Афатович, д.ю.н., профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский государственный торгово-экономический университет. E-mail: belrusneftegaz@mail.ru.

Ключевые слова: Республика Беларусь; свободные экономические зоны; предпринимательское (хозяйственное) право; право международных договоров; иностранные инвестиции; Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь

LEGAL REGULATION OF THE INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS'

Kurbanov Rashad Afatovich, Dr of Law, professor. Position: chair head. Place of employment: Russian state university of trade and economics. E-mail: belrusneftegaz@mail.ru Keywords: Republic of Belarus; free trade zones; commercial (business) law; the law of international treaty; foreign investments; The Investments Code of the Republic of Belarus.

Выгодное географическое расположение, благоприятные природно-климатические условия, политическая стабильность, относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал и емкий внутренний рынок являются основными конкурентными преимуществами Республики Беларусь как потенциального реципиента иностранного капитала.

Немаловажно, что те же самые конкурентные преимущества имеет и Российская Федерация, при этом Беларусь в отличие от России, не обладает сколько-нибудь экономически значимыми запасами нефти и газа. Это делает наше исследование полезным, принимая во внимание то, что одной из основных задач инвестиционной политики России является диверсификация структуры экономики.

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования. Задача привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь не была бы выполнима без соответствующей правовой базы.

Важнейшим нормативным актом, регулирующим отношения в сфере иностранных инвестиций является Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII1. Необходимо обратить внимание на ст.8 Конституции РБ.

Во-первых, Беларусь признает приоритет лишь общепризнанных принципов международного права2.

1 Опубликована в газете "Звязда" от 27 ноября 1996 г

2 В отличие от ч.4 ст. 15 Конституции РФ, также посвященной со-

отношению национального и международного права и устанавли-

Во-вторых, ст.8 Конституции РБ прямо запрещает заключение международных договоров, противоречащих ей3. Ст.11 закрепила принцип национального режима для иностранных граждан и апатридов - они пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь за изъятиями установленными Конституцией, законами и международными договорами.

Ст.13 Конституции РБ провозгласила равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, и гарантировала равные условия для развития всех форм собственности.

Недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства. В отношении земель сельскохозяйственного назначения, Конституция РБ почему-то специально указывает на нахождение их в государственной собственности. Законом могут быть определены и другие объекты, находящиеся только в собственности государства, либо в отношении которых установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное

вающей приоритет международных договоров над федеральными законами, текст белорусской Конституции не содержит упоминания о правовом статусе международных договоров в иерархии источников права Беларуси. Приоритет международных договоров усматривается из текста лишь при ознакомлении со ст. 116, посвященной компетенции Конституционного Суда РБ, который уполномочен давать заключения в том числе « .. о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, Конституции и международноправовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь». Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.Василевич в докладе «Право СНГ и национальное законодательство говорит о приоритете международных договоров перед белорусскими законами» ссылаясь именно на положения ст.8 и 116 Конституции РБ. (опубликовано в сети Интернет по адресу: http://sudsna.ora/download files/ publication/konf/konf11.pdf). По мнению ряда белорусских юристов (А.И.Зыбайло) право Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии со статьей 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» признавать утратившими силу международные договорные обязательства Республики Беларусь в силу их несоответствия Конституции вступает в противоречие с одним из общепризнанных принципов международного права — pacta sunt servanda, приоритет которых провозглашен Конституцией Республики Беларусь (ст. 8). Согласно статье 42 Венской конвенции 1969 г., действительность согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основе применения Конвенции. Односторонний отказ влечет за собой международную ответственность. То обстоятельство, что подобный отказ совершен на основании решения Конституционного Суда, не меняет дела, поскольку акты Суда являются актами национального права. Разрешение данного конфликта А.И.Зыбайло видит, прежде всего, в том, что соответствие международных договоров Конституции должно определяться до окончательного выражения согласия на их обязательность для государства. Конституционность подлежащих принятию договоров выясняется на стадии подготовки соответствующего акта, выражающего согласие на обязательность для государства соответствующего договора. (Зыбайло, А. И. Судебный контроль за соответствием конституционного и международного права / А. И. Зыбайло // Вестн. Конституц. суда Респ. Беларусь. — 1999. — № 1. — С. 59—64.)

3 Российская Конституция не содержит такого правила и приоритет Конституции РФ над международными договорами был выведен доктриной и судебной практикой путем толкования.

право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Гарантируя каждому право собственности, ст. 44 Конституции РБ обусловливает возможность принудительного отчуждения имущества по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Та же статья закрепляет и ограничение осуществления права собственности. Последнее не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом

4

интересы других лиц .

Следующим в списке нормативных актов, регулирующих инвестиционные отношения следует назвать Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З5.

Гражданским законодательством6 Республики Беларусь регулируются правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Далеко не последнюю роль в регулировании хозяйственной деятельности играет иерархия нормативных правовых актов. Белорусский ГК (п.1 ст.3) и Закон №361-З «О нормативных актах Республики Беларусь» 10 января 2000 г.7 установил следующие уровни регулирования гражданско-правовых отношений:

4 С одной стороны, Конституция РБ сильнее, нежели Конституция РФ, защищает интересы «неопределенного круга лиц противостоящих обладателю титула» - Российская Конституция ограничила в ч.2 ст. 36 лишь свободу владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами.

Кроме того, Конституция РФ установила лишь два публичноправовых ограничителя свободы собственника - условие ненане-сения ущерба окружающей среде, а также права и законные интересы иных лиц. Напомним, что ст.44 Конституции РБ включила в перечень таких ограничителей также и непротиворечие общественной пользе и безопасности и ненанесение вреда историкокультурным ценностям.

5 Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспубл^ Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст. 101 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648( последняя редакция от 28 декабря 2009 г. № 96-З)

6 Гражданское законодательство Республики Беларусь существенно отличается от российского по своему составу, поскольку включает в себя согласно п.1 ст.3 ГК РБ: законодательные акты (Конституцию РБ, Гражданский Кодекс РБ и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента РБ); распоряжения Президента РБ;постановления Правительства РБ, изданные в соответствии с законодательными актами; акты Конституционного Суда РБ, Верховного Суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ и Национального банка РБ, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами; акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента РБ и постановлениями Правительства РБ.

Таким образом, если российское гражданское законодательство составляет Гражданский Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, то в ГК РФ понятие «гражданское законодательство» существенно шире.

7 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583(последняя редакция: Закон Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З)

1) Законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский Кодекс РБ , Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента РБ8);

2) постановления Правительства РБ, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь;

3)распоряжения Президента РБ;

4) акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления.

Нельзя не обратить внимания на то, что ГК РБ в ст.6 включает международные договоры (регулирующие соответствующие отношения) в систему гражданского законодательства Республики Беларусь.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, использованием и охраной иных ресурсов недр регулируются Кодексом Республики Беларусь «О недрах» от 14 июля 2008 г9. № 406-З10. Подтвердив в ст. 5 исключительную собственность государства на недра, данный акт запретил их отчуждение.В то же время, извлеченные из недр полезные ископаемые являются собственностью недропользователя при условии законной их добычи, законодательными актами или концессионным договором. Участки недр предоставляются на основании горного (геологического) отвода11.

8 При этом в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с настоящим Кодексом или другим законом настоящий Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. (п.2 ст. 3 ГК РБ)

Специфика законодательства РБ о юридических лицах состоит в том, что к таковым относятся в том числе объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы) (п.3 ст.44 ГКРБ), чего нет в российском гражданском законодательстве. Кроме того, в ст. 511 Гк РБ специально оговаривается правовой статус представительства иностранной организации - обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. ГК РБ устанавливает разрешительный порядок открытия представительства иностранной организации (п.2 ст. 511 ГК РБ), закрепляет возможность устанавливать ограничения на деятельность такого представительства и обязывает представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую (п.3 той же статьи).

Что же касается законодательства о сделках, то следует отметить следующие особенности белорусского гражданского законодательства по сравнению с российским законодательством^) п.2 ст. 161 ГК РБ разрешает использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон сделки; 2) однозначно закрытый перечень вещных прав (п.1 ст. 217 ГК РБ);3) наличие национализации в числе юридических оснований прекращения права собст-венности.(236 и 245 ГК РБ); 4) специфика правил определения личного закона иностранного инвестора.Согласно п.1 ст.1103 ГК РБ, при наличии у физического лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой это физическое лицо наиболее тесно связано.

9 Вступил в силу с 01.01.2009 г.

10 Последняя редакция : Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1661)

11 Горноотводный акт, как правоустанавливающий документ был закреплен Кодексом РСФСР «О недрах» от 09.07.1976 и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1975

Особенность данного Закона в том, что предоставление горных отводов для добычи стратегических полезных ископаемых, полезных ископаемых ограниченного распространения и для использования геотермальных ресурсов недр, прекращение (равно как и приостановление), ограничение права пользования недрами и установление ставок платежей за пользование недрами относится к полномочиям Президента Республики Беларусь. Им же определяются участки недр, подлежащие эксплуатации на условиях концессии (п.1. ст. 9 Кодекса РБ «О недрах».) Остальные месторождения предоставляются в пользование местными исполнительными и распорядительными органами в области использования и охраны недр ( п.2.3. ст. 13 Кодекса РБ «О недрах»). Порядок предоставления участков недр закреплен в гл.6 Кодекса.

Общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь ее стимулирование и государственная поддержка, защита прав инвестора на территории Республики Беларусь определяется положениями Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 3712.(Далее по тексту -ИКРБ) Республика Беларусь — единственное государство СНГ, принявшее Инвестиционный кодекс.

Специфика данного акта состоит в том, что он регулирует не только условия инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, но и направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств (ст.6 данного Кодекса).

Согласно его положениям, под инвесторами понимаются лица (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов):

1) осуществляющие деятельность по созданию юридического лица;

2) приобретающие:

а) долю в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

б) недвижимое имущество;

в) ценные бумаги;

г) права на объекты интеллектуальной собственности;

д) концессии;

е) оборудование и иные основные средства.

Инвестиционный Кодекс установил в главах 6-7 особенности предоставления гарантий Правительства РБ по исполнению обязательств заемщика (инвестора) по кредитам для реализации инвестиционных проектов.

Глава 10 Инвестиционного Кодекса предусматривает возможность заключения инвестиционного договора между Республикой Беларусь и инвестором (ст. 44 ИК РБ). Кодексом определены существенные условия такого договора; возможность отказа от юрисдикционного иммунитета в отношении споров вытекающих из такого договора; порядок заключения инвестиционного договора; гарантия стабильности условий инвестиционного договора, предполагающая изменение условий инвестиционного договора исключительно на основе

12 (посл. изменения Закон Республики Беларусь от 9 ноября

2009 г. № 55-З Национальный реестр правовых актов Республики

Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1607

взаимного согласия (если иное не предусмотрено самим договором) .

Глава 11 Инвестиционного Кодекса посвящена договору концессии13, основным отличием которого от инвестиционного договора является исключительность передаваемого права14.

13 Заслуживает определенного внимания юридический критерий классификации концессий по белорусскому законодательству -форма встречного предоставления, получаемого концессионером, которая сочетает в себе переход права собственности на произведенную продукцию и уплату концессионером денежных средств.

Полный концессионный договор предполагает уплату концессионером налогов и иных обязательных платежей при сохранении за концессионером права собственности на произведенную продукцию. Концессионный договор о разделе продукции предполагает полное или частичное освобождение концессионера от уплаты налогов и других обязательных платежей при том, что произведенная продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в размерах и в порядке, предусмотренных договором. (ст. 54-55 ИК РБ). Надо отметить, что положения Инвестиционного Кодекса РБ содержат в отношении концессионного договора о разделе продукции указание на связанность освобождения концессионера от обязательных платежей в связи с переходом права собственности на часть произведенной продукции к Республике Беларусь, однако данный обмен не обязательно может быть эквивалентным. Проще говоря, заключив концессионный договор о разделе продукции (который, напомним, может и изменяться в течении срока своего действия), стороны могут варьировать платежи в зависимости от изменяющейся экономической конъюнктуры.

Отдельным видом концессионных договоров является согласно ст. 56 ИК РБ концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ), в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.

Разница между концессионным договором об оказании услуг и концессионным договором о выполнении работ состоит в том, что в первом случае вознаграждение концессионеру выплачивается вне зависимости от достигнутого результата, а во втором - лишь при условии достижения концессионером результата, предусмотренного в концессионном договоре.

В определенном смысле это сближает концессионный договор по ст. 56 ИК РБ с договорами подряда и оказания возмездных услуг (ст. 656-722 и 733-737 ГК РБ). Однако, напомним, что концессионные договоры заключаемые в соответствии со ст. 56 ИК РБ имеют своим предметом «деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства», или инвестиционная деятельность в отношении имущества являющегося исключительной собственностью государства (ст. 49 и 51 ИК РБ), в то время как предмет договоров подряда (оказания возмездных услуг) - деятельность, которая может осуществляться любыми субъектами гражданского права.

Объектом концессий может быть право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь; недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь .

Концессионерами могут быть юридические лица, за исключением тех юридических лиц, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет более 25%. Концессионер определяется посредством проведения конкурсов или аукционов. Заключение концессионных договоров без проведения конкурса или аукциона допускается лишь в случаях поступления единственной заявки, либо по решению Президента Республики Беларусь, когда в целях государственной безопасности или интересов обороны Республики Беларусь требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с определенным инвестором.

14 Налетов К.И., говоря о принципиальном различии коммерческой концессии (франчайзинга) и концессии с публично-правовым элементом, отмечает, что «при всей очевидности различия этих

Указом Президента РБ № 413 от 6 августа 2009 г. вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности — инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором.

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 213-З "О свободных экономических зонах"15 определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь. Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо - рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст. 1 Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах"). Резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или предприниматель.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь" устанавливает для всех СЭЗ единый специальный правовой режим (таможенный, налоговый) деятельности на длительный период, а также ответственность субъектов хозяйствования за нарушение условий работы в данных зонах. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 657 «Об утверждении положений о свободных экономических зонах и внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (признании отдельных из них либо их положений утратившими силу) по вопросам деятельности свободных экономических зон» утверждены новые Положения для 6 свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

Кроме того, определяется, что специальный правовой режим распространяется только на продукцию собственного производства резидентов СЭЗ при условии реализации ее на экспорт, а также на импортозамещающие товары по перечню, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала резидентами СЭЗ не ограничивается. На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законода-

двух типов правоотношений, нельзя не отметить одного, имманентно присущего им обоим признака - исключительность передаваемых прав, выражающаяся в объективной невозможности для иных лиц иметь и осуществлять их, хотя и по разным основаниям.» (К.И.Налетов «Еще раз о правовой природе концессионного соглашения» //Право и Политика № 3 2005) Именно исключительность является на взгляд К.И.Налетова, единственным звеном, связующим все концессионные правоотношения, возникающие в таких различных сферах, как использование объектов интеллектуальной собственности, в сфере недропользования или же в сфере использования объектов "публичной службы" - жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и т.д

15 Ведамасц Нацыянальнага сходу Рэспубл^ Беларусь, 1999 г., № 1, ст. 2 посл. редакция Закон Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З 74

тельством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

Порядок регистрации резидентов СЭЗ устанавливается Положением о СЭЗ (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 года. ).

В начале 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте»16. Этим актом, (ст.4) определен примерный перечень составных частей трубопровода, при этом конкретизация возложена на проектную документацию конкретных трубопроводов. Данным актом допускается возможность частной собственности на магистральные газопроводы (ст.7). К отношениям в сфере трубопроводного транспорта, субсидиарно (т.е. в силу умолчания республиканских законов) применяются положения ст.ст. 510-518 ГК РБ. Кроме того, в силу прямого указания ст. 36 Закона РБ «О магистральном трубопроводном транспорте» гражданским законодательством определяются основания освобождения собственника и (или) оператора магистрального трубопровода от ответственности за причинение вреда.

В сфере эксплуатации магистральных трубопроводов, Республика Беларусь является участником Соглашения «О проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам» 17, участники которого пришли к соглашению принимать меры по обеспечению свободного транзита нефти и нефтепродуктов при их трубопроводной транспортировке через территории своих государств с условием об отказе от отбора газа для нужд государства-транзитера. Установлен принцип виновной ответственности и возмещения виновником аварии потерь нефти и нефтепродуктов, происшедших в результате аварий, а также затрат на ликвидацию этих потерь (ст.6 Соглашения). Стороны данного соглашения отказались от одностороннего порядка принятия решений, ухудшающих условия транзита и в случае возникновения спора обязуются не прерывать и не сокращать поставки до его разрешения. При этом Стороны данного соглашения освобождают себя от ответственности за действия хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты трубопроводного транспорта. На основе договоров между хозяйствующими субъектами сторон производятся расчеты за транзит нефти и за транспортировку нефтепродуктов. Конвенция не является сугубо региональным документом, поскольку открыта для подписания его всеми государствами.

"Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита природного газа"18 закрепило практически аналогичные условия транзита природного газа через территории государств-участников.

В отличие от России, Республика Беларусь является участником Вашингтонской Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и граж-

16 Последние изменения внесены Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648)

17 Заключено в г. Москве 12.04.1996Россия не участвует (Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2007 N 1507-р)

(Заключено в г. Москве 03.11.1995)Россия не участвует (Распоряжение Правительства РФ от 01.02.2008 N 97-р)

данами других государств от 18 марта 1965 года. На ее основе был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС/ ICSID), рассматривающий споры инвесторов и государства.

Кроме того, Беларусь является участником Европейской энергетической хартии 1994 г.

Список литературы:

1. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (г. Ашгабад, 24 декабря 1993 г.)

2. Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г. г. Москва);

3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (Опубликована в газете "Звязда" от 27 ноября 1996 г.);

4. Гражданский Кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-3 (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101) (опубликован - 5 марта 1999 г.)

5. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №62, 2/780;

6. Кодекс Республики Беларусь «О недрах» от 14 июля 2008 г. № 406-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, - 2008. - № 184. - 2/1503.

7. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №9, 2/836).

8. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных актах Республики Беларусь»

9. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 213-З "О свободных экономических зонах» (Ведамасц Нацыянальнага сходу Рэспубл^ Беларусь,

1999 г., № 1, ст. 2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Г.А.Василевич «Право СНГ и национальное законодательство» (опубликовано в сети Интернет по адресу: http://sudsna.ora/download files/publication/konf/).

11. А. И. Зыбайло, Судебный контроль за соответствием конституционного и международного права // Вестн. Конституц. суда Респ. Беларусь. — 1999. — № 1. — С. 59—64.)

Рецензия

на статью Курбанова Р.А. Тема: «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»

Представленная на рецензию статья представляет собой исследование правовых аспектов инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Сразу следует отметить, что автору удалось избежать многих недостатков ставших в последнее время характерными для исследований сравнительноправового характера. Так, анализ законодательства дается в соответствии с принятой в белорусском законодательстве иерархией нормативных правовых актов. Автором учтены не только специальные положения нормативных актов, касающиеся инвестиционной деятельности, но и положения общего характера (Конституции Республики Беларусь 1994 года, Гражданского Кодекса Республики Беларусь 1998 г., Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах»

2000 г.) Это позволит читателям лучше ориентироваться в белорусском законодательстве.Все норма-

тивные акты даны автором данной статьи в последней редакции, что существенно повышает возможность практического применения данной в статье информации. Ввиду укрепления двусторонних экономических связей, актуальность приобретает вопрос о применении российскими судами, третейскими судами и арбитражами права Республики Беларусь и в соответствии с положениями п.2 ст.1187; 1191; п.2 ст.1192 ГК РФ, право Республики Беларусь должно применяться так, как применяется у себя на родине, но не только в соответствии с доктриной и практикой применения, но, прежде всего именно в соответствии с остальными нормативными правовыми актами.

Автором не напрасно обращается внимание на трактовку понятия «гражданское законодательство» в п.1 ст.3 ГК РБ и понятий «законодательные акты» и «законодательство» в ст.1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» 2000 г. - они весьма существенно отличаются от понятия «законодательство» в ГК РФ. В последние годы, содержание данного понятия приобрело весьма существенное значение - в частности Международный Коммерческий Арбитражный Суд при ТПП РФ отказывается применять Венскую Конвенцию «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г., если в контракте купли-продажи, сторонами в качестве применимого права определено законодательство того или иного государства. В случае с применением законодательства Республики Беларусь, такая аргументация уже не будет правомерной, поскольку в соответствии со ст.6 ГК РБ, международные договоры входят в систему гражданского законодательства Беларуси.

Заслуживает внимания и ратификация Республикой Беларусь Вашингтонской Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года. Это означает, что в случае возникновения спора между инвестором (физическим или юридическим лицом) и Республикой Беларусь, Трибунал МЦУИС (созданный в соответствии с данной Конвенцией) будет компетентен, рассматривать данный спор вне зависимости от личного закона инвестора. А в случае умолчания сторон такого инвестиционного договора о праве, применимом к данному договору - будет применяться право Беларуси.

Данная статья может быть опубликована в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Д.ю.н., профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ Керимов А.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.