УДК 619: [616.5-002.1:636.8]
ЛЕЧЕНИЕ АЛЛЕРГИЧЕСКОГО
ДЕРМАТИТА КОШЕК С ПРИМЕНЕНИЕМ АПОКВЕЛА
Куевда Е. Н., кандидат ветеринарных наук, доцент;
Лукьянова Г. А., доктор ветеринарных наук, профессор; Куевда Н. Н., кандидат ветеринарных наук, доцен;
Шукалович Л. В., заведующий кли-нико-биохимической лаборатории, Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского».
В статье представленырезулъ-таты лечения аллергического дерма-титаразличной этиологии у кошек. Установлено, что наиболее часто у кошек отмечают паразитарный дер-матит,реже - кормовой. У больных животных выражены зуд, алопеции, расчесы. При исследованиях крови устанавливают признаки анемии, лейкоцитоз и эозинофилию. Применение в схеме комплексного лечения Аполквела позволяет сократить сроки лечения заболевания в среднем на 2-3 дня.
Ключевые слова: аллергический дерматит, лейкограмма, исследования крови, Апоквел, преднизолон.
TREATMENT ALLERGIC DERMATITIS CATS WITH APOQUELY
Kuevda E. N., Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor; Lukianova G. A., Doctor of Veterinary Science;
Kuevda N. N., Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor; Shukalovich L. V., Head ofthe clinical and biochemical laboratory, Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University».
The article presents the results of treatment ofallergic dermatitis ofvarious etiologies in cats. It was found that most often cats have parasitic dermatitis, less often - feed. In sick animals, itching, alopecia, and scratching are expressed. When blood tests establish signs of anemia, leukocytosis and eosinophilia. The use of Apoquel in the scheme of complex treatment allows reducing the duration of treatment of the disease by an average of 2-3 days.
Keywords: allergic dermatitis, leukogram, blood tests, Apoquel, prednisone.
Введение. У кошек очень часто развивается аллергическая реакция кожи на эктопаразиты, несколько реже - на различные компоненты корма. Паразитарный аллергический дерматит чаще всего связан с возникновением гиперчувствительности на различные компоненты слюны блох, клещей и др. Такая реакция часто возникает в 50-60% случаев аллергического дерматита невыясненной (неподтвержденной) этиологии. На долю кормовой аллергии прихо-
176
дится около 10-20% случаев. Кожная аллергия является причиной возникновения сильного зуда, расчесов у собак в 15-20% случаев, а вместе с атопией еще в 20% [1, 2], у кошек данные очень противоречивы. Проявление паразитарной и кормовой аллергии возможно у животных с раннего возраста и до конца жизни [3]. Распространенность, тяжесть и проявление аллергического процесса у животного в значительной степени определяются выраженностью нарушений реактивности иммунной системы организма. Кормовая аллергия (кормовая гиперчувствительность) является иммунологическим ответом на один или несколько источников диетического белка [3, 4]. Специфика кормовой аллергии состоит в том, что у одних животных она может проявляться уже через несколько часов после приема нежелательного корма, другим же понадобится несколько дней или даже недель до возникновения первых симптомов аллергической реакции [5-7]. Особенно тяжело для диагностики и лечения течение аллергического дерматита, вызванное сочетанным воздействием на организм животного нескольких причин.
Наиболее опасным симптомом болезни считается зуд, вызывающий беспокойство, появление расчесов, их инфицирование и возникновение пиодермы различной тяжести. Для коррекции этой проблемы часто назначают преднизо-лон, который способен вызвать серьезные побочные эффекты, особенно при длительном применении. Однако глюкокортикоиды часто необходимы при со-четанном течении аллергии с ЙОГА. Поэтому поиск новых противозудневых средств в данном направлении несомненно является актуальной проблемой. По данным Ortalda С. (с соавт.) применение Апоквела при дерматитах невыясненной этиологии имело определенный терапевтический эффект. Препарат при этом назначали в дозировках, принятых для собак, длительность - до исчезновения основных клинических признаков [8]. По данным Ferrer L. (с соавт.) фармакокинетика Апоквела у кошек практически не отличается от собак и препарат может использоваться перорально [9]. Целью нашей работы было изучить эффективность Апоквела при комплексном лечении аллергического дерматита у кошек.
Материал и методы исследований. Экспериментальные исследования выполняли в частной ветеринарной клинике г. Симферополя, исследования биологических субстратов - в клинико-биохимической лаборатории кафедры незаразной патологии и патологии.
Объектом исследования были две группы кошек разных пород (по 6 голов в каждой), отобранные во время амбулаторного приема. Лечение первой (контрольной) группы животных проводили по апробированной схеме. Больным кошкам назначали диетическое кормление (исключение подозрительного корма, замену его лечебным - гипоаллергенным). Кошек обязательно обрабатывали от эктопаразитов, в качестве противозудневой терапии назначали Преднизо-лон (по 0,5 мг/кг массы тела внутрь в течение 3-5 дней, затем - с постепенным уменьшением дозы).
177
При лечении кошек второй (подопытной) группы назначали диету, после обработки от эктопаразитов для снижения зуда применяли Апоквел в дозе 0,5 мг/кг внутрь один раз в сутки 7 дней.
Материалом исследования были мазки-отпечатки кожи, образцы крови животных. Общий анализ крови выполняли на автоматическом анализаторе Abaxis VetScan НМ-5, видовой состав лейкоцитов и отсутствие гемопаразитов определяли в мазке, окрашенном Diff-Quick.
Из инструкции к препарату известно, что «.. .Апоквел (Apoquel) в качестве действующего вещества содержит оклацитиниба малеат. Он относится к группе селективных ингибиторов янус-киназы (JAK), в терапевтической дозе угнетает функции прововоспалительных, противоаллергических и пруритогенных (зудогенных) цитокинов, зависимых от ферментативной активности янус-киназы JAK1 или JAK3, целенаправленное воздействие на которые позволяет ингибировать ключевые механизмы возникновения зуда, ассоциированного с аллергией, и способствует устранению симптомов местного воспаления; на цитокины, участвующие в кроветворении и зависимые от JAK2, существенного влияние не оказывает. В то же время, при длительном применении в более высоких дозах препарат способен вызывать угнетение лимфоидной ткани, ингибировать активацию Т-клеток посредством подавления сигнала на уровне рецепторов интерлейкинов IL-2. При передозировке лекарственного препарата у животного могут наблюдаться следующие симптомы: угнетенное состояние, рвота, диарея, локальные алопеции, утолщение кожной складки, образование струпьев и корочек, межпальцевые кисты, отек конечностей. Специфические антидоты отсутствуют, животному применяют симптоматическое лечение. При совместном применении Апоквела с противомикробными, противовоспалительными и противопаразитарными препаратами фармакологического взаимодействия не выявлено. Не следует применять Апоквел совместно с иммуно-депрессантами и противосудорожными препаратами».
Результаты и обсуждение. Для изучения распространенности болезни, ее этиологии мы провели анализ амбулаторного приема за 2019 г, результаты которого представлены ниже. При этом установили, что 65% случаев дерматита вызвано паразитами (53% - блохи и 12% - клещи), аллергический (кормовой) дерматит встречается в 15%, атопический - 5%, дерматиты иной (невыясненной) этиологии - 15% случаев.
При проведении клинического обследования кошек предварительный диагноз устанавливали по характерным признакам: кошка начинает сильно чесаться, причем, зуд может пропадать и снова возникать, вне зависимости от времени года. Зуд сопровождается гиперемией, отечностью, болью, что зависит от степени поражения. При очаговой форме на осмотре у животных блохи часто не наблюдаются. При генерализованной (с выраженными поражениями и облысением) паразиты и следы их обитания хорошо заметны.
У кошек на грудине, спине, животе, бедрах, корня хвоста выявляют эрите-
178
Рисунок 1. Алопеции у кошки при аллергии
мы, алопеции, зуд. Эластичность кожи снижается, возникает ее инфильтрация с характерным отрубевидным шелушением, характерны алопеция, реже - изменения цвета кожи. На коже со стороны тыльных поверхностей суставов иногда обнаруживают трещины (при длительном, хроническом течении).
При исследованиях крови результаты у животных обеих групп имели сходную динамику без выраженных межгрупповых различий как в начале эксперимента, так и по его окончанию (табл. 1).
Таблица 1. Результаты исследования крови больных кошек, (М±ш, п=6)
Группа Эритроциты, Т/л К <-* Лейкоциты, Г/л Лейкоциты, в процентах
Эози-нофи-лы Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты
ПЯ СЯ
Начало эксперимента
к 5,03± 1,14 93,8± 5,37 17,3± 0,85 12,83± 1,05 3,75± 1,08 64,7± 1,99 17,0± 1,83 1,83± 0,83
по 5,09± 1,17 90,1± 5,09 18,6± 0,50 16,33± 1,76 3,83± 1,01 61,7± 1,71 17,2± 2,82 1,00± 0,37
Окончание эксперимента
к 5,82± 0,64 112,9± 3,72 13,3± 1,59* 7,17± 1,14** 3,83± 0,47 64,1± 2,13 23,2± 1,78* 1,83± 0,60
по 5,61± 0,41 106,9± 7,12 9,2± 0,69*** 6,33± 0,95** 3,42± 0,32 69,2± 2,39 21,8± 2,44* 1,33± 0,49
Примечания: 1)*- р<0,05, ** - р<0,01, *** - р<0,001 относительно первоначальных данных; 2) р< - относительно контрольной группы.
179
По данным таблицы 1 видно, что в начале лечения в крови больных кошек обеих групп отмечались характерные изменения. Показатели гемопоэза (эритроциты и гемоглобин) незначительно были снижены, что свидетельствовало о развитии анемии. Количество лейкоцитов в среднем превышали максимальный порог и составляли 17,3-18,6 Г/л. При анализе лейкограммы больных кошек в начале лечения устанавливали значительную эозинофилию - 12,8-16,3%, что в 1,4-2 раза превышало норму. Остальные виды лейкоцитов существенно не изменялись.
После выздоровления животных наиболее значимо изменялось содержание лейкоцитов и эозинофилов, причем в обеих группах по-разному (относительно первоначальных исследований). Так, в контрольной группе количество лейкоцитов уменьшилось на 23,2% (в 1,4 раза) относительно начала лечения и составляло 13,3±1,59 Г/л (р<0,05). Аналогичные изменения отмечены и по содержанию эозинофилов - их количество снизилось почти в 1,8 раза и составляло 7,7±1,14% (р<0,01). В подопытной группе лейкоциты уменьшились почти вдвое (в 1,9 раза), а эозинофилы - в 2,6 раза (р<0,05 и р<0,001 соответственно). Показатели гемопоэза возрастали в обеих группах, но без выраженных различий (вероятно вследствие повышенной вариативности в начале эксперимента), что несомненно свидетельствует о положительном эффекте лечения.
Сроки и эффективность лечения представлена в таблице 2.
Таблица 2. Продолжительность и эффективность лечения
Группа кошек Продолжительность лечения, дней Эффективность лечения
контрольная 8 дней 10 дней 5 кошек - выздоровели полностью Одна кошка - неполное выздоровление
подопытная 6 дней 7 дней 5 кошек - выздоровели полностью Одна кошка - неполное выздоровление
По данным таблицы 2 видно, что эффективность лечения животных препаратами по обеим схемам одинакова. Однако применение в схеме лечения Апоквела более эффективнее, о чем свидетельствуют сроки переболевания (6-7 дней по сравнению с 8-10 днями при использовании в схеме лечения пред-низолона).
Выводы. 1. Применение Апоквела в схеме лечения дерматита у кошек способствует сокращению срока лечения в среднем на 2-3 дня.
2. Использование Апоквела позволяет достичь более выраженного снижения лейкоцитов у подопытных кошек в - в 1,9 раза по сравнению с контрольными -в1,4 раза.
180
Список использованных источников:
1. Патерсон С. Кожные болезни собак. - М.: Аквариум, 2006. - 176 с.
2. Кондрахин И.П. Эндокринные, аллергические и аутоиммунные болезни животных. - М.: КолосС, 2007. - 252 с.
3. Reedy L.M. Allergic Scin Diseases of Dog and Cats // L.M. Reedy, W.H.Jr Miller, T. Willemse. -Philadelphia: W.B. Saunders Co, 1997. - P. 202-225.
4. Harvey R.G. Food allergy and dietary intolerance in dog: a report of 25 cases // Journal of Small Animal Practice. - 1993. - Vol. 34.-P. 175-179.
5. Nagata M. Efficacy of commercial hypoallergenic diets in canine allergic dermatitis // Japanese Journal of Veterinary Dermatology. - 1999. - Vol.5-P. 25-29.
6. Wilkerson M.J. The immunopathogenesis of flea allergy dermatitis in dogs, an experimental study / M.J. Wilkerson, M. Bagladi-Swenson, D.W. Wheeler and other // Veterinary Immunology and immunopatology. -2004,-Vol.99.-P. 179-192.
7. Hillier A. Definitively diagnosing atopic dermatitis in dog // Vet.Med. -2002. - March. - P. 198-209.
8. Ortalda C. Oclacitinib in feline nonflea-, nonfood-induced hypersensitivity dermatitis: results of a small prospective pilot study of client-owned cats / C.Ortalda, C.Noli, S.Colombo, S.Borio // Vet. Dermatology. -2015.-'Vol. 26.-P.235-240.
9. Ferrer L. Apharmacokinetic study of oclacitinib maleate in six cats / L.Ferrer, I.Carrasco, C.Cristofol, A.Puigdemont // Vet. Dermatology. - 2019. - Vol. 31(1).
References:
1. Paterson S. Skin diseases of dogs. - Yeah.: Aquarium, 2006. - 176 p.
2. Kondrakhin I. P. Endocrine, allergic and autoimmune diseases of animals. - M.: Koloss, 2007. - 252 p.
3. Reedy L.M. Allergic scintillation diseases of dogs and cats // L.M. Reedy, W.H.J.Miller, T. Willemse. - Philadelphia: W.B. Saunders Co, 1997. - P. 202-225.
4. Harvey R.G. Food allergy and food intolerance in dogs: a report on 25 cases // Journal of Small Animal Practice. - 1993,-Vol. 34. - P. 175-179.
5. Nagata M. effectiveness of commercial hypoallergenic diets for allergic dermatoses of dogs / / Japanese Journal of Veterinary Dermatology. -1999,-Vol.5.-P. 25-29.
6. Wilkerson M.J. The immunopathogenesis of flea allergic dermatitis in dogs: an experimental study / M.J.Wilkerson, M. Bagladi-Swanson, D.W. Wheeler, et al. // Veterinary Immunology and Immunopathology. -2004.-Vol.99.-P. 179-192.
7. Hillier A. Definitively diagnosing atopic dermatitis in dog // Vet.Med. -2002. - March. - P. 198-209.
8. Ortalda C. Oclacitinib in feline nonflea-, nonfood-induced hypersensitivity dermatitis: results of a small prospective pilot study of client-owned cats / C.Ortalda, C.Noli, S.Colombo, S.Borio // Vet. Dermatology. -2015,-Vol. 26.-P.235-240.
9. Ferrer L. A pharmacokinetic study of oclacitinib maleate in six cats / L.Ferrer, I.Carrasco, C.Cristofol, A.Puigdemont // Vet. Dermatology. -2019. - Vol. 31(1).
181
Сведения об авторах:
Куевда Екатерина Николаевна -кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры терапии и паразитологии факультета ветеринарной медицины Академии биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», e-mail: [email protected], 295492, п. Аграрное, Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского».
Лукьянова Галина Александровна - доктор ветеринарных наук, профессор, заведующий кафедры терапии и паразитологии факультета ветеринарной медицины Академии биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», e-mail: [email protected], 295492, п. Аграрное, Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского».
Куевда Николай Николаевич -кандидат ветеринарных наук, доцент, доцент кафедры терапии и паразитологии факультета ветеринарной медицины Академии биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», e-mail: [email protected], 295492, п. Аграрное, Академия биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского».
Шукалович Лариса Васильевна -заведующий клинико-биохимической лаборатории кафедры терапии и паразитологии факультета ветеринарной медицины Академии биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадско-го295492, п. Аграрное, Академия био-
Information about the authors:
Kuevda Ekaterina Nikolaevna -Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor of the Department of Therapy and Parasitology of the Faculty of Veterinary Medicine of the Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», e-mail: terapy-catu@yandex. ru, Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University» 295492, Republic of Crimea, Simferopol, Agrarnoe.
Lukianova Galina Alexandrovna -Doctor of Veterinary Sciences, Professor, Head of the Department of Therapy and Parasitology of the Faculty of Veterinary Medicine of the Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», e-mail: [email protected], Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University» 295492, Republic of Crimea, Simferopol, Agrarnoe.
Kuevda Nikolay Nikolayevich -Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor of the Department of Therapy and Parasitology of the Faculty of Veterinary Medicine of the Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», e-mail: terapy-abip@mail. ru, Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University» 295492, Republic of Crimea, Simferopol, Agrarnoe.
Shukalovich Larisa Vasiljaevna -Head of the Clinical and Biochemical Laboratory of the Department of Therapy and Parasitology of the Faculty of Veterinary Medicine of the Academy of
182
ресурсов и природопользования ФГА-ОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского».
Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V I. Vernadsky Crimean Federal University», Academy of Life and Environmental Sciences FSAEI HE «V. I. Vernadsky Crimean Federal University» 295492, Republic of Crimea, Simferopol, Agrarnoe.
183