УДК 615.825
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE FOR DISEASES OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM
Шлемова Анна Алексеевна
студент
Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Shlemova Anna Alekseevna
student
Institute of russian language and lexicology Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Лукьянова Людмила Михайловна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of the physical culture Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности применения лечебной физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы человека, определяются причины возникновения данных заболеваний, виды сердечно-сосудистых заболеваний, а также раскрывается ряд медицинских аспектов этих заболеваний с целью определения комплекса методов физических упражнений для реабилитации и под -держки здоровья больных. Авторами статьи представлено исследование по выявлению влияния лечебной физической культуры на лиц, занимающихся физкультурой с сердечнососудистыми заболевания, а также анализ данных, полученных в ходе исследования. В статье собраны статистические данные о предпочтительных видах физической нагрузки среди лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, отраженные в сводной таблице и круговой диаграмме. Данная статья несет исследовательский характер в рам -ках темы лечебной физической культуры.
Abstract. This article examines the features of the use of medical physical culture in diseases of the human cardiovascular system, determines the causes of these diseases, types of cardiovascular diseases, and also reveals a number of medical aspects of these diseases in order to determine a set of methods of physical exercises for the rehabilitation and support of the health of patients. The authors of the article presented a study to identify the effect of physical therapy on persons engaged in physical education with cardiovascular diseases, as well as an
analysis of the data obtained during the study. The article contains statistics on the preferred types of physical activity among people with cardiovascular diseases, reflected in the pivot table and pie chart. This article is of a research nature within the framework of the theme of medical physical culture.
Ключевые слова: здоровье; спорт и медицина; лечебная физическая культура; заболевания.
Keywords: health; sports and medicine; therapeutic physical culture; diseases.
В последние годы значительно увеличился процент людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это обусловлено совершенно различными факторами:
- рост уровня стрессоров в повседневной жизни человека;
- генетическая предрасположенность;
- малоподвижный образ жизни.
Все эти факторы повлияли на увеличение статистики подобных заболеваний. В связи с этим встает вопрос о лечении и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Наиболее эффективным лечением в первичной борьбе против заболеваний сердца оказалось вовсе не медикаментозное, а комплексное физиологическое, в состав которого входит ряд специальных разработанных упражнений.
Однако, для начала следует дать дефиницию понятию «лечебная физическая культура». Лечебной физической культурой (или же «ЛФК») называют совокупность методов и вариаций лечения, профилактики, а также медицинской реабилитации, которая базируется на применении физических упражнений, специально предназначенных для определенного заболевания. Обычно используется в сочетании с дру -гими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами [1].
Важно отметить и то, что все возможные методики определяются исключительно врачом-кардиологом или физиотерапевтом исходя из индивидуальных особенностей и показаний пациента, а также симптоматики его заболевания [2].
Общими целями проведения лечебной физической культуры являются:
- предотвращение сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов без четко выраженных симптомов болезни или у пациентов с факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
- улучшение и поддержка здоровья пациентов, которые страдают тяжелой формой заболевания;
- восстановление двигательных навыков пациентов и помощь в адаптации к физическим нагрузкам [3].
Лечебная физическая культура, как и обычная физкультура, применяет принципы полного воздействия, оздоровительной направленности. Однако, она имеет и характерное отличие от обычной или адаптационной физической культуры. Оно заключается в ориентированности на конкретные показатели систем организма. Следовательно, подходы к занятиям физическими нагрузками будут различаться [4].
Сердечно-сосудистые заболевания - общее название целого комплекса заболе-
ваний сердца и кровяных сосудов. В зависимости от вида заболевания может меняться метод лечебной физической культуры, а также ее задачи и интенсивность применения.
Таким образом, можно выделить несколько видов сердечно-сосудистых заболеваний (за основу взята характеристика Н. И. Шлыка).
К первому виду заболеваний сердечно-сосудистой системы можно отнести атеросклероз (склероз сосудов). Это заболевание, при котором в стенках сосудов откладываются жироподобные вещества, а затем происходит разрастание соединительной ткани, после откладываются соли кальция. Основной причиной возникновения данного заболевания является неправильно питание и малоподвижный образ жизни.
При этом виде заболеваний основными задачами лечебной физкультуры становятся:
1) восстановление корректного обмена веществ;
2) улучшение регуляции нервной и эндокринной систем;
3) повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в целом.
Обычно врачом назначаются следующие комплексы упражнений:
- длительные прогулки на свежем воздухе;
- гимнастика;
- плавание;
- легкий бег;
- ходьба на лыжах;
- скандинавская ходьба;
- спортивные игры.
Отдельную пользу представляют упражнения, выполняющиеся в аэробном режиме (тогда потребность задействованных мышц в кислороде удовлетворяется) [5].
Следующим видом заболеваний является ишемическая болезнь сердца. Так обозначается целая группа заболеваний, связанных с недостаточным снабжением кровью (ишемия) сердечной мышцы. Причиной данного заболевание обычно является следствие ранее перенесенного атеросклероза коронарных артерий.
Перед лечебной физической культурой при ишемической болезни сердца обычно ставятся следующие задачи:
1) регулирование координированной деятельности кровообращения;
2) развитие возможностей сердечно-сосудистой системы человека;
3) улучшение психоэмоционального состояния пациента;
4) повышение работоспособности и развитие толерантности к физическим нагрузкам.
Формами лечебной физкультуры выступают:
- гимнастика;
- ходьба;
- физические упражнения в воде;
- плавание;
- прогулки на свежем воздухе [5].
Еще одним видом сердечно-сосудистых является ревматизм. Это системное инфекционно-аллергическое заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердце. Основной причиной заболевания является респираторная инфекция и ослабленные иммунитет.
Задачи лечебной физической культуры:
- повышение общего тонуса организма;
- активация внесердечных факторов кровообращения;
- развитие толерантности к физическим нагрузкам.
Формы лечебных методов должны быть строго дозированными: утренняя гимнастика, дозированные пешеходные прогулки мерным шагом только до 3 км, а также малоподвижные игры.
Необходимо понимать, что назначение любой формы и метода лечебных упражнений зависит от многих факторов. К примеру, при оценке реакции больного на физическую нагрузку, особенно при расширении режима, оцениваются частота сердечных сокращений, частота дыхательныхдвижений, артериальное давление в ответ на занятия лечебной гимнастики, проводятся электрокардиография, телеэлектрокардиография во время занятий лечебной гимнастикой, а также пробы с дозированной физической нагрузкой [5]. Это очень важно для правильного лечения. Ошибка в расчете физических нагрузок может привести к осложнениям у пациента.
Перечисленные виды являются только незначительной частью от всех сердечно-сосудистых заболеваний. Однако, на примере данных болезней можно убедиться в том, что лечебная физическая культура применяется к различным видам и формам заболеваний, а также имеет большое разнообразие методов и упражнений для их лечения и профилактики.
В рамках исследования был проведен опрос респондентов, с целью выявления влияния лечебной физической культуры на лиц, занимающихся физкультурой с сердечно-сосудистыми заболевания.
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградский областной врачебно-физкультурный диспансер» методом анкетирования.
В анкете было представлено 20 вопросов, которые охватывали все медико-физиологические аспекты, необходимые для проведения данного исследования, а также вопросы с вариантами ответов для выявления конкретных предпочтений респондентов в области лечебной физкультуры.
Анкетирование проводилось в два основных этапа:
1. До занятий лечебной физической культурой.
2. После 6 месяцев занятий лечебной физической культурой.
Анализ полученных результатов от респондентов позволил составить статистическую таблицу данных (см. Таблица 1). В таблице представлены только усредненные значения показателей от общего числа опрошенных.
Таблица 1
Статистика изменений физических параметров лиц с сердечно-сосудистыми
заболеваниями (ССЗ)
Физические параметры/Этап опроса До занятий ЛФК После 6 месяцев занятий ЛФК
АД (в состоянии покоя) Систолическое: 140-159 Диастолическое:89-109 Систолическое: 130-139 Диастолическое: 76-89
ЧСС (в состоянии покоя) 88-102 уд/мин 77-90 уд/мин
Общее самочувствие Упадок сил, головные боли, ощущение тяжести в грудной клетке Нормированное общее состояние без проявлений болевой симптоматики
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что комплексное занятие лечебной физической культурой на протяжении 6 месяцев помогло респондентам улучшить свои физические показатели, а также нормализовали их общее самочувствие. То есть, систематическая тренировка физическими упражнениями ведет к повышению функционального состояния сердечно-сосудистой системы здорового человека и нормализует различного рода отклонения функций аппарата кровообращения при патологии.
Однако следует отметить, что при определенном течении сердечно-сосудистой болезни или ее осложнении лечение физическими упражнениями могут быть противопоказаны [6]. Например, противопоказаниями для лечебной физической культуры могут послужить такие осложнения, как: острая сердечная недостаточность (частота сердечных сокращений в состоянии покоя выше 105 уд/мин), мерцательная аритмия, аневризма аорты, рецидивирующее течение инфаркта миокарда, а также отрицательная динамика показателей электрокардиографии. Для выявления противопоказаний перед курсом лечебной физической культуры следует пройти диагностической обследование у врача-кардиолога.
Физические упражнения в лечебной физкультуре можно разделить условно на три основные группы:
1) гимнастические;
2) спортивно-прикладные;
3) игровые упражнения.
Первая группа (гимнастические упражнения) состоит из определенных движений, которые оказывают благотворное воздействие на развитие мышц, а также гибкость суставов. К ним относят физические и дыхательные упражнения, которые и стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы. Существует множество видов и методов физической нагрузки, которые включают в себя такие упражнения.
В ходе исследовательского опроса были получены данные о предпочтительных видах физической нагрузки среди респондентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Результаты опроса представлены в процентном соотношении в виде диаграммы (Рис. 1).
Виды ЛФК
Ходьба ■ Плавание ■ Гимнастика ■ Велосипед ■ Бег
Рис. 1. Предпочтения видов лечебной физической культуры у лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство респондентов в качестве основного вида физической нагрузки из представленных в опросе выбирали ходьбу (51 % от общего числа опрошенных). Плавание в качестве лечебной физической культуры выбрали 23 % опрошенных, что позволяет говорить о том, что оно тоже достаточно предпочтительно для лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Бег же оказался самым нежеланным видом физической нагрузки (всего 7 % от общего числа опрошенных).
Важно сказать, что максимального эффекта лечебная физическая культура может достичь только при условии правильно подобранного вида и метода для пациента с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Проведенное исследование помогает определить наиболее популярный и предпочтительный вид лечебной физкультуры среди людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В заключение стоит отметить, что специализированные лечебные упражнения действительны необходимы для комплексного лечения и восстановления пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Зачастую только благодаря лечебной физической культуре люди способны взять контроль над болезнью или выйти в стадию ремиссии. Именно поэтому так важно уделять внимание области спортивно-оздоровительной деятельности и самой лечебной физической культуре.
Литература
1. Потапова К. Е., Ярмиш Е.С., Кузнецова И. Б. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы [Электронный ресурс] // Педагогические инновации : от теории к практике. Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». URL: https:/interactive-plus.ru/ru/article/529511/discussion_platform (дата обращения: 27.11.2021).
2. Минкин Р. Б. Болезни сердечно-сосудистой системы. СПб. : Акация. 2014. 273 с.
3. Пономаренко Г. Н., Антипенко П. В., Абусева Г. Р. Физическая и реабилитацион-ная медицина. Национальное руководство. Москва : ГЭОТАР-Медиа. 2020. 688 с.
4. Котова О. В., Зацепин В. И. Ресоциализация лиц с двигательными нарушениями средствами адаптивной физической культуры и спорта : монография. Курск : Деловая полиграфия. 2015. 166 с.
5. Епифанов В. А. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Лечебная физкультура и спортивная медицина // Русский медицинский журнал. 2010. № 5. С. 59-66.
6. Гилев Г. А., Бабинина Т. А. Лечебная физкультура в системе реабилитации студентов специальной медицинской группы // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 2. Вып. 3 (4). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. 280 с.
References
1. Potapova K. E., Yarmish E. S., Kuznetsova I. B. Lechebnaya fizkul'tura pri zabolevaniyakh serdechno-sosudistoy sistemy [Physical therapy for diseases of the cardiovascular system]. Pedagogicheskie innovatsii : ot teorii k praktike. Cheboksary, Tsentr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus» - Pedagogical innovations: from theory to practice. Cheboksary, Center for Scientific Cooperation «Interactive Plus». Available at: https: /interactive-plus.ru/ru/article/529511/discussion_platform (accessed: 11.27.2021).
2. Minkin R. B. Bolezni serdechno-sosudistoy sistemy [Diseases of the cardiovascular system]. St. Petersburg, Acacia Publ., 2014. 273 p.
3. Ponomarenko G. N., Antipenko P. V., Abuseva G. R. Fizicheskaya i reabilitatsionnaya meditsina. Natsional'noe rukovodstvo [Physical and rehabilitation medicine. National leadership]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2020, 688 p.
4. Kotova O. V., Zatsepin V. I. Resotsializatsiya lits s dvigatel'nymi narusheniyami sredstvami adaptivnoy fizicheskoy kul'tury i sporta [Resocialization of persons with motor impairments by means of adaptive physical culture and sports]. Kursk, Business printing Publ., 2015, 166 p.
5. Epifanov V. A. Lechebnaya fizkul'tura pri zabolevaniyakh serdechno-sosudistoy sistemy. Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya meditsina [Physiotherapy for diseases of the cardiovascular system. Physiotherapy and sports medicine]. Russkiy meditsinskiy zhurnal - Russian medical journal, 2010, no. 5, pp. 59-66.
6. Gilev G. A., Babinina T. A. Lechebnaya fizkul'tura v sisteme reabilitatsii studentov spetsial'noy meditsinskoy gruppy [Physiotherapy in the system of rehabilitation of students of a special medical group]. Pedagogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika. Materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 30 okt. 2015 g.). V 2 t. T. 2. Vyp. 3 (4) [Pedagogical experience: theory, methodology, practice. International scientific and practical conference (Cheboksary, October 30, 2015). In 2 vol. Vol. 2. Issue 3 (4)]. Cheboksary, Center for Scientific Cooperation «Interactive Plus» Publ., 2015, pp. 259-260. (In Russia).