Научная статья на тему 'Leaders' social typology'

Leaders' social typology Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROPERTIES (SIGNS) OF SOCIAL LEADER / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / СВОЙСТВА (ПРИЗНАКИ) СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРА / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРА / МАЛАЯ ГРУППА / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА / SOCIAL LEADER / FUNCTIONS OF SOCIAL LEADER / SMALL GROUP / TYPES OF SOCIAL LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Kiselyov A. A.

The problem of determining social typology of leaders who manifest themselves in society. Their signs and functions as of social leader are singled out. The presence in the small group of two basic types of social leadership (leadership in business and emotional field) that can be personified in the same individual but more often disperse among different group members is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Leaders' social typology»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 1/14

Киселев Андрей Анатольевич

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

i_kissa@mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРОВ

В статье обсуждается проблема определения социальной типологии лидеров, проявляющих себя в обществе. Выделяются признаки и функции социального лидера. Обосновывается наличие в малой группе двух основных видов социального лидерства (лидерство в деловой и в эмоциональной сфере), которые могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше распределяются между разными членами группы.

Ключевые слова: социальный лидер, свойства (признаки) социального лидера, функции социального лидера, малая группа, виды социального лидерства.

Проблемы исследования лидерства в наши дни особенно актуальна переменами в жизни общества - модернизацией образования, армии, экономики и др., что ведет к изменению требований, предъявляемых к лидеру любого уровня, в любой сфере. Сегодня требуются лидеры, готовые по современному взглянуть на наши проблемы, повести за собой других на их решение.

Изучение социального лидерства непосредственно доступно прежде всего на уровне так называемой малой группы, в которой каждый ее член непосредственно общается и взаимодействует со всеми остальными ее членами и в которой лидерские качества проявляются естественным образом.

Малая группа, по существу, это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малая группа - это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь «контакты» есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи, которые опосредованы совместной деятельностью.

Главный признак малой группы — это непосредственное общение, взаимодействие ее членов между собой.

Члены группы относительно регулярно и продолжительно контактируют на минимальной дистанции, без посредников, при этом обладают общей целью или целями, реализация которых

позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности, для чего участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, разделяют общие нормы и правила. Члены группы расценивают преимущества от объединения, испытывают чувство солидарности друг с другом, обладают ясным и индивидуализированным представлением друг о друге, связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями и представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Количественные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы - определяются качественными признаками малой группы.

В отношении нижней границы размеров малой группы среди специалистов существуют две позиции: одни исследователи указывают на диаду, а другие - триаду.

Диада предполагает возникновение более интимных, доверительных (особых) отношений, в диаде фиксируется самая простейшая, генетически первичная форма общения - чисто эмоциональный контакт.

Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию - наблюдателя, и это добавляет новый

368

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Киселев А.А., 2010

момент к возникшей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций (рис. 1).

Что же касается верхнего количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее объема, то если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Верхний предел определяется не только функциональной заданностью, но и прежде всего -качественными характеристиками самой группы, отличающими ее от «толпы» или иного подобного состояния. То есть - для каждой группы с характерным для нее социально-психологическим многообразием характеристик существуют как минимальные, так и максимальные количественные пределы.

По мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа из 5-9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп и, соответственно, усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

Один из подходов в изучении социальных групп, получивший широкую известность за рубежом, связан с именем Б. Такмена (Тисктап, 1965). Предложенная им двухмерная или двухфакторная модель явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп.

Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности - деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии.

Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:

- стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

- стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

- стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

- стадию «принятия решений» - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Так-мен) к основным этапам относятся:

- стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

- стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

- стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

- стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

Нам видится, что сфера межличностной активности характерна наличием эмоциональной составляющей процесса общения, а сфера деловой активности - практической составляющей данного процесса.

Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

369

Лидерство/руководство

Сильное

Слабое

Средняя производительность Высокая пронзводнтельност

Низкая Низкая

производительность производительность

Низкая

Высокая

Сплочённость

группы

Рис. 2.

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера:

- организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

- выработка и поддержание групповых норм;

- внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

- принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

- установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства:

- лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство»);

- лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы.

В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы:

- лидеров, ориентированных на решение групповых задач;

- лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе;

- универсальных лидеров.

Группа с высокой сплоченностью и положительным, сильным лидерством будет иметь наивысшую возможную производительность. Группа с высокой сплоченностью, но слабым лидерством будет иметь самую низкую производительность, что наглядно представлено на рисунке 2.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что лидерство присутствует в различных сферах межличностного общения и име-

Таблица

Факторы, повышающие и понижающие групповую сплоченность

Факторы, повышающие сплоченность группы Факторы, понижающие сплоченность группы

Соглашение относительно целей Отсутствие согласия относительно целей

Частота взаимодействия Большая численность группы

Личная привлекательность Неприятный опыт взаимодействия между членами группы

Межгрупповая конкуренция Внутригрупповая конкуренция

Благоприятные оценки Доминирование одного или нескольких членов

370

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

ет различную степень выраженности по силе своего проявления. Это непосредственно влияет на групповую активность, на эффективность групповой деятельности и, закономерно, на результат данной деятельности. Под деятельностью здесь понимается любая групповая активность во имя

достижения групповых целей средствами и методами, принимаемыми данным коллективом, -это может быть как непосредственно производственная, так и интеллектуальная, эмоциональная, духовная или иная деятельность.

Савченко Евгений Олегович

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

nb03@mail.ru

ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США И ЕЕ ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР

Статья посвящена проблемам теоретического осмысления такого понятия, как «империя», определению его актуальности в рамках современного политического процесса, а также вопросам применения данного термина к внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов Америки.

Ключевые слова: Соединенные Шпаты Америки, внешняя политика.

В международных отношениях проблема имперской политики по-прежнему актуальна (А. Мотыль [39]), несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. Различные государства (Римская, Византийская, Испанская, Британская, Российская, Османская, Австро-Венгерская империи и др.) [5, с. 298303] расширяли зону своих интересов, стремились к экспансии и контролю над ресурсами, захватывая страны и колонии. Империи сменяли друг друга в претензиях на мировое господство, оказывали существенное влияние на формирование системы международных отношений, мировой культуры, экономики, политической сферы и т.д.

В настоящее время данный политический курс проводится таким государством, как Соединенные Штаты Америки, что позволяет рассматривать его в качестве империи (Бацевич Э. [18], Фер-гюссон Н. [28-31], Ливен Д. [36], Тодд Э. [47], Хардт М. и Негри А. [33] и др. [12; 13; 19; 20-22; 26; 32; 34; 37; 38; 42; 48-52]).

История показывает, что сущностной характеристикой империи выступает экспансия, т.е. завоевание других стран для доступа и эксплуатации их ресурсов. Экспансия является обязательным условием генезиса империи [3; 6; 7, с. 3446]. Другие авторы [1, с. 35-40; 15, с. 15; 61] также придерживаются позиции, что экспансия представляет собой системный признак этого понятия. Изучение работ экспертов [1; 3; 5-7; 11; 14; 24; 25] по данной проблематике позволяет сде-

лать вывод, что именно экспансия способствует формированию таких черт империи, как:

- рост неоднородности (культурной, конфессиональной, этнической и др.) с выделением доминирующего (необязательно в численном отношении) народа или этнической группы;

- возникновение отношений типа «центр-периферия» [3; 61].

В ходе исторического процесса высокие издержки централизации и управления присоединенными в ходе экспансии территориями способствовали отходу от колониализма и пересмотру методов управления [5, с. 300; 6; 7, с. 34-46]. Территориальная экспансия уступала место другим ее видам, что обусловлено значительными потерями при завоевании стран, убыточностью и низкой эффективностью не только с экономической, но и с политической точки зрения. То есть использование военной силы могло не оправдывать всех преимуществ, получаемых в результате захвата страны или территории. Таким образом, происходит переход к методам непрямого контроля: в политическом отношении государство сохраняет независимость, а иностранные структуры преобладают в других сферах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При рассмотрении США становится очевидно, что они обладают указанными выше чертами. У президента страны сконцентрирован значительный объем властных полномочий [9, с. 372381; 17, с. 272-274; 27; 35; 41], а на протяжении истории происходило не только увеличение территории страны, но и экспансия за ее пределы [4,

© Савченко Е.О., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

371

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.