Научная статья на тему 'Сущность и природа лидерства'

Сущность и природа лидерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2813
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА / ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА / ВЛИЯНИЕ / ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартенс Ольга Константиновна

В статье даётся характеристика лидерства как социально-коммуникативного образования, представляющего собой процесс взаимоотношения влияния социально зрелой части социальной общности и других её членов, а также личности-лидера и её последователей. Рассмотрены природа и сущность лидерства, развитие лидерства как социально-коммуникативного образования. Сделан вывод, что лидерство обусловливает регулирование отношений в общностях людей для обеспечения целостности и функциональности этих общностей и ориентировано на достижение общезначимых для них целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides characteristics of leadership as a social and communicative entity, a process of interaction between the influential mature part of social community and its members and the personality of the leader and its followers. The author considers the nature and essence of leadership, development of leadership as a social and communicative entity. It is concluded that leadership determines the regulation of relationships in a community to ensure its integrity, functionality and focuses on achieving socially valid purposes.

Текст научной работы на тему «Сущность и природа лидерства»

УДК 124.23

DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-76-84

сущность и природа лидерства

Мартене ОК.

Международный союз немецкой культуры

119048, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 5, Российская Федерация

Аннотация. В статье даётся характеристика лидерства как социально-коммуникативного образования, представляющего собой процесс взаимоотношения влияния социально зрелой части социальной общности и других её членов, а также личности-лидера и её последователей. Рассмотрены природа и сущность лидерства, развитие лидерства как социально-коммуникативного образования. Сделан вывод, что лидерство обусловливает регулирование отношений в общностях людей для обеспечения целостности и функциональности этих общностей и ориентировано на достижение общезначимых для них целей.

Ключевые слова: лидер, лидерство, социальная общность, сущность лидерства, природа лидерства, влияние, философия управления.

essence AND NATURE of LEADERsmp

O. Martens

International Union of German Culture

5, Malaya Pirogovskaya st., Moscow, 119048, Russian Federation

Abstract. The article provides characteristics of leadership as a social and communicative entity, a process of interaction between the influential mature part of social community and its members and the personality of the leader and its followers. The author considers the nature and essence of leadership, development of leadership as a social and communicative entity. It is concluded that leadership determines the regulation of relationships in a community to ensure its integrity, functionality and focuses on achieving socially valid purposes.

Key words: leader, leadership, social community, the essence of leadership, the nature of leadership, influence, philosophy of management.

Одной из важных проблем в современной философии управления является проблема осмысления природы и сущности лидерства, выявления причин и источников возникновения этого социального феномена, его роли в жизни и деятельности социальных групп, организаций и общества в целом.

В философском словаре понятие "лидерство" раскрывается как один из механизмов организации групповой деятельности, когда личность или часть той или иной социальной группы играет роль лидера, иначе говоря, объединяет и направляет деятельность всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает её действия [7, с. 313]. В конкретной социальной общности лидерство проявляет себя

© Мартенс О.К., 2018.

во влиянии одних членов общности на других, во взаимоотношениях лидера и его последователей. В основе таких взаимоотношений лежит доверие последователей к лидеру, что делает его ценным для общества [2, с. 199]. Влияние, оказываемое лидером, ориентировано на достижение конкретной социальной общностью целей, разделяемых её большинством или только активной частью общности.

Развитие философии управления как составляющей социальной философии определяет необходимость выделения и всестороннего рассмотрения существенных признаков такого социального феномена, как лидерство. Однако нам с сожалением приходится констатировать тот факт, что в многочисленных исследованиях данного феномена его сущностные признаки не были определены и сформулированы.

Это объясняется рядом причин. Во-первых, во многих исследованиях феномена лидерства недостаточно точно трактуются смысл и содержание категории "сущность". Придерживаясь материалистической трактовки содержания данной философской категории, необходимо подчеркнуть, что сущность отражает такие свойства и черты объекта или явления, которые выражают его качественность, определённость, изъятие которых превращает их в совсем другие объекты и явления. Это ориентирует нас на выявление природы противоречий, которые реально и обусловливают как природу, так и сущность феномена лидерства.

Во-вторых, в большинстве исследований, которые посвящены изучению сущности лидерства, имеет место формулирование признаков, которые

лидерство должно включать. И если такое допустимо в идеалистических конструкциях, т. к. в них всё сущее есть результат развития "абсолютной идеи", то для исследований, базирующихся на материалистической основе, такой подход не приводит к корректным выводам.

В-третьих, отсутствие внимания к выделению признаков, которые характеризуют сущность лидерства, обусловливается тем, что ряд его исследователей в своих работах демонстрируют субъективное отношение к исследуемому феномену, что обусловлено как субъективной позицией, так и влиянием предметных областей тех наук, представителями которых они являются.

Смысл следующего нашего положения заключается в том, что реальную природу и сущность лидерства можно выявить только тогда, когда оно рассматривается в процессе бытия тех или иных социальных общностей, бытия человека, которое проявляется в различных формах его активности. Поэтому при рассмотрении сущностных признаков лидерства мы исходили из постулата, что лидерство является социальным феноменом, который возникает на основе осознания людьми определённого вида противоречий и позволяет им разрешить эти противоречия в направлении достижения заданной и осознаваемой ими цели. Более того, поскольку любые противоречия являются как причиной, так и источником развития, лидерство должно отражать в себе и закономерности этого развития. Пронизывая бытие человека и социальных общностей, ориентируя их на достижение поставленных целей, лидерство всегда будет

приобретать определённые содержание и форму, отражая в них меру познанной закономерности организации и развития социальных общностей.

Таким образом, развитие социальных общностей в рамках разрешаемых противоречий будет детерминировать и развитие лидерства. Поскольку человек - это творец феномена лидерства и одновременно его объект [1], и с развитием самого человека, сфер его жизнедеятельности, объективных условий и субъективных факторов функционирования этих сфер будут изменяться содержание и формы лидерства.

Так как социальные общности выделяются из неживой и живой природы, в относительной самостоятельности бытия социальных общностей заключается и главное противоречие, которое отражается в природе и сущности лидерства. Для того чтобы раскрыть суть противоречия относительной самостоятельности бытия социальных общностей, подробнее рассмотрим содержание этой относительной самостоятельности.

Прежде всего относительная самостоятельность бытия социальных общностей состоит в том, что они представляют собой совокупность субъектов, наделённых сознанием, которые организуют совместные связи и взаимодействия на основе ими самими устанавливаемых норм, правил, желаний и определённого контроля за их соблюдением. Далее, относительная самостоятельность бытия названных субъектов состоит в том, что в их бытии могут проявлять себя только закономерности, ибо строгого соблюдения причинно-следственных связей, которые присутствуют в законах, обеспечить невозможно - в обществе живут

люди, наделённые чувствами, эмоциями. Относительная самостоятельность бытия социальных общностей и общества заключается и в том, что человек, ориентированный на создание благ, удовлетворяющих его потребности, создаёт и творит среду обитания, со-циоприроду, находящуюся в противоречии с реальной живой и неживой природой. Для сохранения самих себя и обеспечения своего будущего люди обязаны создавать механизмы рациональной регуляции своего бытия. Одновременно с этим всё больше и больше отчуждаясь от реальной природы, люди в реальности осознают всё большую зависимость от неё [3, с. 124, 125].

Для выявления природы и сущности лидерства в рамках философского осмысления используется сочетание ситуативно-деятельностного подхода и идеи "универсального эволюционизма" [4; 5], в соответствии с которыми все эволюционные процессы в природе и социоприроде подчиняются общим фундаментальным закономерностям. Рассмотрение лидерства необходимо осуществлять в контексте становления и развития социального, где социальные общности, общество, общественные отношения во всех их проявлениях и другие компоненты со-циоприроды - это искусственные создания, системообразующим фактором которых выступает труд.

Выделяются и рассматриваются условия возникновения, функционирования и развития социального, обнаружения тех необходимых и достаточных признаков-факторов, которые данное образование создают, формируют со всеми его специфическими особенностями, от которых зависит реальное исследование природы

и сущности лидерства. Более того, для описания законов развития и закона организации социального потребуется использовать сложившееся в науке понимание типов научной рациональности.

Напомним, что социальное - это объект особого рода. Оно является реальным, но в определённой степени искусственным исторически и территориально органическим целым, обладающим внутренне дифференцированной и функционирующей природой, но с присущей ему совокупностью объективных законов и закономерностей своего бытия. Социальное обладает потенциалом саморегуляции и саморазвития ввиду того, что его элементы - это активно действующие люди. Однако эффективно этот потенциал может реализо-вываться только в рамках достаточно адекватного "перевода" познанных закономерностей сохранения и развития социального в разряд регулятивов жизнедеятельности людей и социальных общностей. Другими словами, социальное - это форма и способ различных видов и типов бытия людей в относительно устойчивом сообществе себе подобных, которые развивается и воспроизводится в рамках рационально осмысленного взаимодействия и взаимовлияния этих же людей.

В перечисленном выше проявляет себя лидерство, поскольку социальное как продукт развития искусственной природы, создаваемой человеком, его трудом для достижения запланированных целей, обязано быть соответствующим образом организованным. Из истории известно, что для создания, функционирования и развития любых сообществ людей использова-

лись определённые регулятивы. Они по факту своего возникновения, в отличие от естественной природы, формировались человеком. Вместе с тем они не могли и не могут не отражать объективной природы существования общества, т. к. в эволюционном развитии общества заключена объективная природа всего нашего мира.

Однако здесь возникают вопросы. Во-первых, можем ли мы точно ответить на вопрос, когда и насколько полно в зарождающемся обществе начинают проявляться изначально ему присущие закономерные связи? Во-вторых, насколько полно социализирующийся представитель рода человеческого способен эти закономерные связи выявить и отразить в знаниях и правилах своего бытия? И, наконец, в каких типах рациональности и формах общественного сознания он готов и способен их отразить, закрепить и эффективно использовать?

С появлением знаний, с формированием тех или иных цивилизаций в обществе создаются механизмы регулирования взаимодействий людей. Они предопределяют не только поле проявления активности людей, но и запреты, выход за пределы которых предполагает привлечение конкретного человека к ответственности. Сформулированные людьми механизмы развивались, совершенствовались. Какие-то из них отмирали. Но входе этих процессов утверждалось, совершенствовалось и развивалось лидерство, которое являлось формой выражения познанных закономерностей существования, организации и развития социального.

Однако для того чтобы возникло лидерство, должна проявиться кон-

K4J

кретная личность-лидер, которая сформировала бы конкретные правила, приёмы, формы влияния активных, социально зрелых личностей на других. Таким образом, развитие социальных общностей порождает личность-лидера, и личность-лидер сразу же начинает влиять на процесс развития социальных общностей. В этом проявляется диалектическая обусловленность взаимовлияния лидерства на социальные общности. Нельзя при этом не учитывать того факта, что развитие социальных общностей в значительной степени детерминировано производственной деятельностью человека, совокупностью складывающейся в обществе системы экономических отношений.

Таким образом, с позиций избранного нами подхода к исследованию лидерства мы приходим к выводу, что его сущность составляют взаимоотношения влияния социально зрелой части социальной общности и других её членов, а также личности-лидера и её последователей, которые обусловливают границы допустимого в поведении и деятельности всех субъектов в социальной общности, регулируют их взаимные притязания, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия, но в рамках разрешения противоречий существования социальной общности как относительно самостоятельной части природы, в рамках меры.

Что касается природы лидерства, оно является социально-коммуникативным образованием, которое порождается противоречием относительно самостоятельного развития общностей людей, но такого, которое соотносимо с природой объективных законов реаль-

ного мира. Поскольку лидерство - это социально-коммуникативное образование, оно включает в себя и социально-психологические, и управленческие, и духовные, и экономические, и политические компоненты.

Выделив сущностные и природные черты лидерства, можно дать следующее определение этому феномену. Лидерство - это социально-коммуникативное образование, представляющее собой процесс взаимоотношения влияния социально зрелой части социальной общности и других её членов, а также личности-лидера и её последователей, который обусловливает регулирование отношений в общностях людей для обеспечения целостности и функциональности этих общностей и ориентирован на достижения общезначимых для них целей.

В генезисе лидерство как социально-коммуникативный феномен, способ регулирования отношений между людьми в социальных общностях с развитием материального и духовного производства, с появлением государства изменяло своё содержание, приобретая новые виды и формы. Ведь люди на протяжении долгого времени ситуативно, через пробы и ошибки "перекладывали" на правила и приёмы взаимовлияния логику объективного закона относительно самостоятельного развития социального, предлагая самим себе содержательно-рациональную логику организации своего бытия. Всё это свидетельствует о том, что лидерство:

- не статичная структура социально-коммуникативного влияния одних людей на других, одной личности-лидера на других, а конкретно-социальный способ организации отношений

в социальных общностях, соответствующий объективному закону развития социального, где компоненты знаний-правил представляют собой суть временной зафиксированной деятельности мышления и практического действия;

- содержательно отражает процессуальный характер бытия различных социальных общностей;

- представляет собой взаимоотношение влияния без использования принуждения, основанное на харизме лидера, выделенного из социально-зрелой группы социальной общности;

- является совокупностью социально-коммуникативных и социально-психологических средств обеспечения организованности социальных общностей, их будущности.

Функционально лидерство обеспечивает гармонию связей между устремлениями социальной общности, её потенциалом и способами, формами её организации. Именно поэтому лидерство служило и служит способом установления соответствия между характером организации социальных общностей и их функциональностью в контексте достижения ими общих целей. В целом же при определении лидерства через социально-коммуникативное образование мы нисколько не противоречим тому факту, что, кроме лидерства, объективный закон организации социальных общностей, соответствующий закону их развития, воплощается в действительность и другими средствами и способами, реализуется через формы общественного сознания и проявления активности людей.

Нельзя исключать и такого аспекта лидерства, как полиаспектность языкового и смыслового его содержания.

Оно представляет в определённой степени проявление различных видов и форм влияния. Иначе говоря, влияние в лидерстве - это «выразительное и говорящее бытие». Вследствие этого раскрытие и описание его сущности в определённом смысле неисчерпаемо по своему значению.

Лидерство можно классифицировать по разным основаниям-критериям, которые составляют основные элементы его содержания. Например, по направленности влияния на организацию социальных общностей лидерство можно подразделить на:

- соответствующее закономерностям организации социальных общностей, которые являются адекватным отражением законов их развития;

- примерно соответствующее закономерностям организации социальных общностей, которые являются адекватным отражением законов их развития;

- не соответствующее закономерностям организации социальных общностей, которые являются адекватным отражением законов их развития.

По видам социальных общностей, которых в любом современном обществе значительное количество, лидерство можно классифицировать как лидерство в групповых общностях и лидерство в массовых общностях.

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что социальные общности отличаются разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм. К примеру, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных движений. По продолжительности существования - от длящихся минуты и часы до

живущих столетиями и тысячелетиями этносов, народностей, наций. По плотности связи между индивидами -от тесно сплочённых коллективов и организаций до весьма расплывчатых аморфных образований.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе. В качестве таких оснований можно выделить:

- характер общественного производства - производственный коллектив, социально-профессиональная группа и т. д.;

- этническую принадлежность - этносы, нации, народности;

- естественные социально-демографические факторы - женские и мужские, возрастные и т. п.;

- культурные особенности;

- политические ориентации и др.

По характеру организации взаимоотношения влияния лидерство можно подразделить на:

- деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В основе такого лидерства лежат высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет и т. п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства;

- эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряжённость, создаёт атмосферу психологического комфорта в коллективе;

- ситуативное лидерство. По своей

природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с опредёленной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой всю группу лишь в определённой ситуации.

По типу лидеров можно выделить следующие виды лидерства:

- лидер-организатор - выполняет функцию групповой интеграции;

- лидер-инициатор - главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи;

- лидер-генератор эмоционального настроя - доминирует в формировании настроения группы;

- лидер-эрудит - отличается обширностью знаний;

- лидер-эталон - является центром эмоционального притяжения, соответствует роли "звезды", служит образцом, идеалом;

- лидер-мастер, умелец-специалист в каком-то виде деятельности [6, с. 45-47].

Помимо названных в науке и практике нередко используются и другие классификации лидеров в зависимости от их восприятия группой и психологических качеств лидера [6, с. 125].

Таким образом, нами выявлено, что практически во всех исследованиях лидерство рассматривается как процесс реализации лидером влияния на жизнь и деятельность социальных общностей, от групповых до массовых. Природа лидерства заключена в том, что оно является социально-коммуникативным образованием, которое порождается противоречием относительно самостоятельного развития общностей людей, общества, но таким, которое соотносимо с природой объективных законов реального мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакурадзе А.Б. Социально-философский анализ ценностных основ лидерства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2007. № 2. С. 14-26.

2. Бакурадзе А.Б. Философско-аксиологический подход к управлению социальной организацией: монография. М.: ИИУ МГОУ 2015. 224 с.

3. Михалкин Н.В., Михалкин С.В. История и философия науки и техники: учеб. пособие для аспирантов. М.: ИИУ МГОУ, 2012. 328 с.

4. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М.: Малое государственное внедренческое предприятие комплексного обеспечения компьютеризированных систем, 1995. 376 с.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / пер с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

6. Спивак В.А. Лидерство: учеб. для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 301 с.

7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 836 с.

REFERENCES

1. Bakuradze A.B. [Socio-Philosophical Analysis of Valuable Bases of Leadership]. In: Vestnik

Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2007, no. 2, pp. 14-26.

2. Bakuradze A.B. Filosofsko-aksiologicheskii podkhod k upravleniyu sotsial'noi organizatsiei

[Philosophical and Axiological Approach to the Management of Social Organization]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., 2015. 224 p.

3. Mikhalkin N.V., Mikhalkin S.V. Istoriya i filosofiya nauki i tekhniki [History and Philosophy

of Science and Technology]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., 2012. 328 p.

4. Moiseyev N.N. Sovremennyi ratsionalizm [Modern Rationalism]. Moscow, MGVP KOKS

Publ., 1995. 376 p.

5. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa: novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order out of

Chaos: a New Dialogue between Man and Nature]. Moscow, Progress Publ., 1986. 432 p.

6. Spivak V.A. Liderstvo [Leadership]. Moscow, Yurait Publ., 2016. 301 p.

7. Il'ichev L.F. et ol. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Diction-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ary]. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1983. 836 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мартене Ольга Константиновна - первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры, вице-президент Федералистского союза европейских национальностей; e-mail: olga@martens.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga K. Martens - First Deputy Chairman of the International Union of German Culture, Vice-President of the Federalist Union of European Nationalities; e-mail: olga@martens.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Мартене О.К. Сущность и природа лидерства // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 1. С. 76-84

DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-76-84

FOR CITATION

Martens O.K. Essence and Nature of Leadership. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2018, no. 1, рр. 76-84 DOI: 10.18384/2310-7227-2018-1-76-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.