Научная статья на тему 'ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ'

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАКБ / АТР / инвестиционное сотрудничество / интеграция / Мексика / Бразилия / Аргентина / Венесуэла / Latin America and the Caribbean / Asia-Pacific / investment cooperation / integration / Mexico / Brazil / Argentina / Venezuela

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумовский Дмитрий Вячеславович

В статье представлены основные направления и схемы политического и экономического взаимодействия стран АТР и ЛАКБ. Особое внимание уделяется проблемам инвестиционного сотрудничества, торговли и формированию разных типов регионализма. В работе рассматриваются также отдельные страны ЛАКБ в процессе торгово-экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the main directions and patterns of the political and economic interaction between the nations of AsiaPacific and Latin America and the Caribbean. Special attention is paid to the issues of the investment cooperation, trade and the shaping of different kinds of regionalism. The article also reviews the process of the commercial and economic integration of some Latin American and Caribbean nations.

Текст научной работы на тему «ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ»

Д.В. Разумовский

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. В статье представлены основные направления и схемы политического и экономического взаимодействия стран АТР и ЛАКБ. Особое внимание уделяется проблемам инвестиционного сотрудничества, торговли и формированию разных типов регионализма. В работе рассматриваются также отдельные страны ЛАКБ в процессе торгово-экономической интеграции.

Abstract. This article presents the main directions and patterns of the political and economic interaction between the nations of Asia-Pacific and Latin America and the Caribbean. Special attention is paid to the issues of the investment cooperation, trade and the shaping of different kinds of regionalism. The article also reviews the process of the commercial and economic integration of some Latin American and Caribbean nations.

Ключевые слова: ЛАКБ, АТР, инвестиционное сотрудничество, интеграция, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла.

Keywords: Latin America and the Caribbean, Asia-Pacific, investment cooperation, integration, Mexico, Brazil, Argentina, Venezuela.

В начале XXI в. динамичное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставило научное и экспертное сообщество говорить о нем как о драйвере будущего роста всей мировой экономики. Латинская Америка и Карибский бассейн (ЛАКБ), которые сами частично относятся к АТР, также демонстрировали в этот период наращивание своего веса и влияния в мире. Накопление экономических потенциалов по разные стороны Тихого океана неминуемо толкает два региона к поиску новых направлений и

схем политического и экономического сотрудничества. Рост показателей экономического взаимодействия между ЛАКБ и Тихоокеанской Азией1, по сути, является примером развития отношений в так называемом формате «Юг - Юг».

Анализ отношений между двумя развивающимися регионами невозможен без рассмотрения роли крупнейшей экономики АТР - США. С одной стороны, латиноамериканские и азиатские страны заинтересованы в снижении своей зависимости от крупнейшей мировой державы за счет диверсификации своей внешнеэкономической политики, а также в повышении эффективности своей внешней торговли за счет выхода на новые быстрорастущие рынки АТР. С другой стороны, США продолжают оставаться наиболее влиятельным политическим и экономическим игроком не только в АТР, но и в мире, поэтому в выстраивании своего участия в региональных торговых и интеграционных схемах страны ЛАКБ в большой степени продолжают ориентироваться на схемы, предлагаемые Соединенными Штатами.

Переориентация торговли на АТР

Латинская Америка всегда гибко реагировала на смену мировых эпицентров развития. Если в середине XX в. во внешней торговле региона росла доля США, а в 80-х и 90-х годах XX в. -ЕС, то теперь есть основания полагать, что в ближайшее десятилетие на ключевую позицию основных торговых партнеров стран Латинской Америки выдвинутся страны Тихоокеанской Азии, прежде всего Китай. Возрастание значения этих государств как торговых партнеров ЛАКБ согласуется с тенденцией роста доли стран АТР в мировой торговле в целом.

Темпы роста торговли со странами Тихоокеанской Азии более чем в три раза опережали темпы прироста общих объемов внешней торговли стран ЛАКБ в период с 2006 по 2012 г. Доля указанных стран в структуре латиноамериканского экспорта выросла с 8,5% в 2000 г. до 16,5% в 2012 г., что сравнимо с долей

1 Здесь и далее понятие «Тихоокеанская Азия» включает в себя следующие государства: Австралия, Камбоджа, Китай, Гонконг, Макао, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Филиппины, Россия, Сингапур, Вьетнам, Таиланд, Бруней и все государства Полинезии, Меланезии и Микронезии.

такого традиционного партнера, как ЕС (12,2% в 2012 г.)1. Меняется и структура двусторонних торговых отношений со странами Тихоокеанской Азии. Прежде крупнейший торговый и инвестиционный партнер в регионе - Япония - уступила первенство Китаю, доля которого в общей структуре экспорта ЛАКБ в 2012 г. достигла 8,6% (доля Японии - 2,5%). Китай стал важнейшим после США рынком сбыта для латиноамериканских товаров, ожидается, что при текущих темпах роста экспорт в эту страну к 2014-2015 гг. превысит объем экспорта в ЕС. В течение 2000-х годов для ряда стран региона Китай стал по важности первым (Бразилия, Чили, Перу) или вторым (Колумбия) экспортным рынком.

Значение экспорта в страны Тихоокеанской Азии для стран ЛАКБ сильно варьируется, при этом какие-либо географические закономерности в показателях этой «привязки» не просматриваются (см. табл. 1). Традиционно страны Тихоокеанской Азии являются важнейшим рынком сбыта (прежде всего, медного концентрата и меди) для Чили (более 40% общего объема экспорта в 2012 г.). Более четверти своего экспорта направляют в регион Бразилия и Перу (28,9 и 27,9% в 2012 г. соответственно). Другие страны ЛАКБ, особенно те, что имеют выход к Тихому океану, пока не в полной мере воспользовались возможностями роста торговли с регионом по другую сторону океана. В Эквадоре, Колумбии, Мексике, странах Центральной Америки доля региона в общем объеме экспорта не превышает 10%. Однако, несмотря на подобные показатели, большинство этих стран активно ищут новые возможности для интенсификации экономического сотрудничества со странами АТР, прекрасно осознавая ту роль, которую будет играть Тихоокеанская Азия в будущем мировой экономики.

Мировой финансово-экономический кризис почти не сказался на экспортных поставках стран ЛАКБ в Тихоокеанскую Азию. Крупнейшие азиатские потребители латиноамериканских товаров (прежде всего, Китай) сохранили высокие темпы экономического роста и не сократили объемы импорта. Переориентация части экспорта на растущие азиатские рынки позволила латиноамериканским экономикам нивелировать негативные эффекты от снижения спроса со стороны развитых стран, в результате экономический спад в большинстве стран ЛАКБ был неглубоким.

Таблица 1

Объем экспорта стран ЛАКБ в страны АТР и его доля в общем объеме экспорта

Млн долл. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г.

ЛАКБ Объем 20 104 19 709 50 440 127 546 159 187

Доля 9,3% 5,7% 8,9% 14,8% 16,5%

Аргентина Объем 2040 2 224 6362 11 970 14 060

Доля 9,7% 8,4% 15,9% 17,6% 17,4%

Боливия Объем 7,9 18,6 242,5 1120,3 1253,4

Доля 0,7% 1,3% 8,7% 16,1% 10,6%

Бразилия Объем 8 062 6 334 19 491 54 717 70 065

Доля 17,3% 11,5% 16,4% 27,7% 28,9%

Чили Объем 4839 4638 13 309 31 693 34 372

Доля 30,4% 25,5% 31,7% 44,7% 43,9%

Колумбия Объем 596 409 860 3615 5478

Доля 5,8% 3,1% 4,1% 9,1% 9,1%

Эквадор Объем 514 646 415 1567 2036

Доля 11,8% 13,4% 4,2% 9,0% 8,5%

Мексика Объем 1938 2548 4033 9613 14 209

Доля 2,4% 1,5% 1,9% 3,2% 3,8%

Перу Объем 1151 1166 2942 8733 12 812

Доля 21,2% 17,0% 17,2% 24,8% 27,9%

Венесуэла* Объем 384 443 583 761 н. д.

Доля 2,0% 1,4% 1,1% 1,1% н. д.

* Без учета поставок нефти

Источник: (29).

Следует заметить, что еще более бурному росту торговли латиноамериканских стран со странами Тихоокеанской Азии препятствует ее несбалансированность. Несмотря на рост экспорта в страны Тихоокеанской Азии, большинство стран ЛАКБ сохраняют отрицательное сальдо торгового баланса с азиатскими партнерами из-за опережающих темпов роста импорта. В целом по ЛАКБ доля импорта из стран региона в общем объеме импорта достигла 26,2% в 2012 г., при этом разрыв в темпах роста экспорта и импорта нарастает. В 2012 г. дефицит торговли в целом по ЛАКБ составил почти 100 млрд долл.1 Наиболее острой проблема дефицита является для Мексики (89 млрд долл. в 2012 г.), а относительно общих объемов торговли - для стран Центральной Америки, Парагвая и Уругвая. Среди крупнейших

экономик ЛАКБ стабильный профицит торговли характерен лишь для Чили, а в последние годы - для Бразилии и Перу.

В отличие от экспорта, показатели значения импорта из стран Тихоокеанской Азии более ровно распределены между латиноамериканскими государствами (см. табл. 2). Наибольшая доля импорта из региона характерна для Панамы (53% в 2011 г.), Парагвая (36,2% в 2012 г.), Перу и Бразилии, наименьшая - для стран Центральной Америки и Карибского бассейна. Стремительный рост импорта из стран Тихоокеанской Азии обусловлен, главным образом, торговой экспансией на латиноамериканские рынки Китая, ставшего вторым после США экспортером в ЛАКБ (15,1% общего объема импорта ЛАКБ в 2012 г.) и обогнавшего даже ЕС (14,2%). Рост значимости торговых связей «Китай - ЛАКБ» происходил симметрично для обеих сторон: рост экспорта из Китая в страны региона по своим темпам в 2 раза превышал темпы роста китайского экспорта в целом.

Таблица 2

Объем импорта стран ЛАКБ из стран АТР и его доля в общем объеме импорта

Млн долл. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г.

ЛАКБ Объем 25 440 40 977 95 538 222 304 255 551

Доля 11,3% 11,4% 19,2% 26,8% 26,1%

Аргентина Объем 2337 3532 3728 12 200 16 131

Доля 11,6% 14,0% 13,0% 21,5% 23,5%

Боливия Объем 215 197 318 1 098 1 746

Доля 15,4% 10,7% 13,6% 19,6% 21,1%

Бразилия Объем 6981 8257 15 626 51 727 63 140

Доля 13,0% 14,8% 21,2% 28,7% 28,3%

Чили Объем 2523 2706 6575 18 495 21 399

Доля 16,9% 16,3% 20,0% 31,1% 26,9%

Колумбия Объем 1834 1418 3471 8724 14 213

Доля 13,2% 12,1% 16,4% 21,4% 24,5%

Эквадор Объем 523 334 1623 3863 5199

Доля 12,5% 9,7% 16,9% 18,8% 20,6%

Мексика Объем 6786 17 865 49 295 88 825 103 585

Доля 9,4% 10,0% 22,2% 29,5% 27,9%

Перу Объем 1209 1204 2273 8666 12 545

Доля 15,9% 16,2% 18,2% 28,9% 29,7%

Венесуэла Объем 781 1401 2278 5096 н. д.

Доля 7,2% 9,6% 10,4% 15,8% н. д.

Источник: (29).

В целом по странам Тихоокеанской Азии значение ЛАКБ как торгового партнера пока остается невысоким. В среднем по региону на ЛАКБ приходится не более 5% общего экспорта, при этом большая часть регионального экспорта приходится на три страны: Китай (5,6% общего экспорта в среднем за 20092011 гг.), Япония (5,1%) и Республика Корея (6,3%). Для остальных стран региона этот показатель не превышает 2-3%\

Качество и параметры взаимной торговли стран Тихоокеанской Азии и ЛАКБ во многом определяются ее отраслевой структурой. Экспортные потоки из ЛАКБ в регион характеризуются слабой дивер-сифицированностью и концентрированностью на узкой (2-3 товарные позиции) группе товаров. В целом по ЛАКБ за 2010-2011 гг. более 65% экспорта составили поставки сырьевых продуктов (преимущественно черные и цветные металлы, нефть, соевые бобы), на продукты первичной переработки приходится почти 25%. Продукция обрабатывающей промышленности занимает менее 10% структуры экспорта, при этом 2/3 этого объема - это низкотехнологичная и среднетехноло-гичная продукция (13, с. 36). Высокая доля высокотехнологичной продукции в экспорте характерна лишь для Мексики, Коста-Рики и Сальвадора. Подобные поставки осуществляются в рамках производственных цепочек американских и азиатских ТНК, использующих эти латиноамериканские страны как экспортные платформы. Экспорт стран Тихоокеанской Азии в ЛАКБ отличается большей диверсифи-цированностью, более 85% его структуры - это продукция обрабатывающей промышленности, чуть менее половины этого объема составляют высокотехнологичные товары (13, с. 36).

Большинство правительств латиноамериканских стран не удовлетворены текущим уровнем торгового сотрудничества со странами Тихоокеанской Азии. Их политика направлена на улучшение условий доступа собственных товаров на азиатские рынки, а также на развитие необходимой инфраструктуры (транспортной, торговой), так как ее текущие мощности не способны обеспечить растущий объем взаимных поставок.

Инвестиционное сотрудничество

Темпы развития инвестиционного сотрудничества между двумя регионами отстают от динамично растущих темпов торговых связей, что не удовлетворяет латиноамериканские правитель-

ства. ЛАКБ уступает Тихоокеанской Азии по показателям привлечения ПИИ: 14% от мирового объема входящих ПИИ в 2011 г. у ЛАКБ против 28% у стран Тихоокеанской Азии. Однако необходимо учитывать различия в масштабе экономик: показатели доли ПИИ в ВВП у обоих регионов примерно равны 3% (30).

Данные об объеме ПИИ из стран Тихоокеанской Азии в страны ЛАКБ сильно разнятся в зависимости от источника. Сложности с учетом показателей инвестиционной активности во многом связаны с тем, что в ЛАКБ расположено несколько офшорных зон (Британские Виргинские острова, Каймановы острова и др.), в которые направляется существенная часть инвестиций стран Тихоокеанской Азии, прежде всего Китая и Японии1. По оценкам Экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну (CEPAL), объем взаимных ПИИ остается небольшим, доля инвестиций из стран Тихоокеанской Азии в общем объеме ПИИ в среднем за период 2006-2010 гг. не превышала 3% (12, с. 37). Исходя из данных CEPAL, инвестиции Китая в регион в 2011 г. не превысили 2 млрд долл., Японии -14 млрд долл. По данным же китайских статистических источников, в 2011 г. инвестиции в ЛАКБ выросли до 12 млрд долл., что соответствует примерно 7% от общего объема ПИИ в регион (23). Основными получателями китайских инвестиций являются Бразилия, Аргентина и Перу. С точки зрения отраслевой структуры приоритетами китайских инвесторов являются добывающая промышленность, энергетика и инфраструктура, хотя в последние годы реализуются (или анонсированы) проекты по созданию автопроизводств (в Мексике и Аргентине) или сборке электроники (в Венесуэле).

Особую известность получили инициативы Китая выступить инвестором ряда масштабных инфраструктурных проектов на территории ЛАКБ. Китай заинтересован в наращивании торговли со странами Атлантики, что сдерживается пропускными способностями Панамского канала. В результате КНР озвучила планы реализации двух мегапроектов: создания альтернативы Панамского канала за счет создания нового канала в Никарагуа и строительства 220-километровой железнодорожной магистрали в Колумбии, которая соединила бы порты на Тихом океане и в Карибском море (так называемый «Сухой канал»). В июле 2013 г.

1 Важно также отметить, что ряд стран ЛАКБ (Венесуэла, Перу) в статистических данных ведут учет ПИИ не по стране их происхождения.

было объявлено о намерении начать проектирование и строительство канала на территории Никарагуа (7). Общий объем инвестиций оценивается в 40 млрд долл.

Важной формой финансового сотрудничества Китая и латиноамериканских стран стало предоставление кредитов китайскими институтами развития. За период с 2005 по 2012 г. общий объем займов составил 85 млрд долл., более половины этого объема пришлось на Венесуэлу (44,5 млрд долл.) (27). Также крупными получателями стали: Бразилия (12,1 млрд долл.), Аргентина (11,8 млрд долл.) и Эквадор (9,3 млрд долл.). Займы предоставляются в основном для реализации проектов в сфере инфраструктуры (44,9% общего объема кредитов) и энергетики (23%). География деятельности китайских банков развития не совпадает со страновой структурой распределения инвестиций, что может свидетельствовать о том, что кредитование выступает формой поддержки латиноамериканских государств-партнеров, для которых затруднено получение займов от международных финансовых организаций. Условием предоставления кредитов китайских банков являются обязательства по привлечению китайских подрядчиков или закупке оборудования. Латиноамериканские страны больше склонны принимать обязательства китайской стороны, нежели учитывать требования по экономической политике, связанные с получением кредитов международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк).

Япония традиционно была крупнейшим азиатским инвестором в ЛАКБ, лишь в последние годы по этому показателю с ней сравнялся Китай. Начиная с 2009 г. объем японских инвестиций в регион резко вырос, главным образом, за счет вложений в строительство автосборочных предприятий в Мексике и Бразилии. По данным CEPAL, в 2012 г. объем японских инвестиций в регион составил 7 млрд долл., инвестиции были сконцентрированы в трех странах: Мексике (1,7 млрд долл. в 2012 г.), Бразилии (1,2 млрд долл.) и Чили (1,8 млрд долл.) (13, с. 53). Японские статистические источники оценивают объем инвестиций в 2012 г. в 10,4 млрд долл. (20).

Важной тенденцией последнего десятилетия стала активизация финансового и инвестиционного сотрудничества двух регионов через региональные институты развития, прежде всего, через Межамериканский банк развития (МАБР). Распространение получила практика создания специализированных трастовых фондов под управлением МАБР. Так, в 2009 г. Китай учредил два фонда (по развитию государственных институтов и эквити-фонд под-

держки малого и среднего бизнеса) общим объемом 150 млн долл. Было объявлено о планах увеличения объема его ресурсов до 1 млрд долл. Южная Корея также учредила два фонда общим объемом 100 млн долл. на поддержку инноваций, а также малого и среднего бизнеса. Крупнейшим трастовым фондом под управлением МАБР является Специальный фонд Японии, созданный в 1988 г. Фонд финансирует как проекты по техническому развитию, так и проекты по борьбе с бедностью, а также оказывает консультативную помощь. С 2001 г. фонд профинансировал 138 проектов на 45 млн долл.

Формы интеграции стран ЛАКБ в АТР

Латиноамериканские страны видят значительный потенциал в дальнейшем развитии политического и экономического сотрудничества с Тихоокеанской Азией. Как было отмечено выше, текущий характер отношений не устраивает большинство стран ЛАКБ. Несмотря на активный рост абсолютных показателей торговли, «качественная» структура регионального экспорта остается преимущественно сырьевой, т. е. с низкой добавленной стоимостью, и не дает желаемого прироста уровня благосостояния.

Помимо инфраструктурных ограничений торговли, сдерживающим фактором является и неразвитость договорной базы сотрудничества. Обе стороны часто прибегают к инструментам тарифных и нетарифных ограничений взаимной торговли. Латиноамериканские государства не могут эффективно конкурировать на рынках АТР с развивающимися азиатскими странами (прежде всего, со странами АСЕАН), имеющими развитую систему торговых соглашений. Рост торговли между двумя регионами в 2000-х годах подтолкнул стороны к началу переговоров о заключении двусторонних и многосторонних торговых соглашений. По состоянию на конец 2013 г. между регионами действует 19 соглашений о свободной торговле, три соглашения подписаны, но не вступили в силу (см. табл. 3). Ведутся переговоры о заключении восьми новых двусторонних соглашений, трех соглашений в формате «страна + блок».

Таблица 3

Двусторонние торговые соглашения (или соглашения в формате «страна + блок») между странами АТР и ЛАКБ

Соглашение Тип Статус Год вступления в силу / год начала переговоров

Республика Корея - Чили ЗСТ в силе 2004

Китайская Республика (Тайвань) -Панама ЗСТ в силе 2004

Япония - Мексика ЗСТ в силе 2005

Китай - Чили ЗСТ в силе 2006

Сингапур - Панама ЗСТ в силе 2006

Китайская Республика (Тайвань) -Гватемала ЗСТ в силе 2006

Япония - Чили ЗСТ в силе 2007

Китайская Республика (Тайвань) -Сальвадор - Гондурас ЗСТ в силе 2008

Китайская Республика (Тайвань) -Никарагуа ЗСТ в силе 2008

Австралия - Чили ЗСТ в силе 2009

Сингапур - Перу ЗСТ в силе 2009

Китай - Перу ЗСТ в силе 2010

Республика Корея - Перу ЗСТ в силе 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай - Коста-Рика ЗСТ в силе 2011

Таиланд - Перу ЗСТ в силе 2011

Япония - Перу ЗСТ в силе 2012

Малайзия - Чили ЗСТ в силе 2012

Сингапур - Коста-Рика ЗСТ в силе 2013

Чили - Вьетнам ЗСТ в силе 2012

Гонконг - Чили ЗСТ подписано 2012

Китайская Республика (Тайвань) -Парагвай ЗСТ подписано 2004

Республика Корея - Колумбия ЗСТ подписано 2013

Сингапур - Мексика ЗСТ переговоры 2000

Республика Корея - Мексика ЗСТ переговоры 2006

Китайская Республика (Тайвань) -Доминиканская Республика ЗСТ переговоры 2006

Таиланд - Чили ЗСТ переговоры 2011

Республика Корея - Меркосур ЗПТ переговоры 2004

Таиланд - Меркосур ЗСТ переговоры 2006

Австралия - Мексика ЗСТ переговоры 2006

Австралия - Колумбия ЗСТ переговоры 2009

Республика Корея - САРТА-ЭИ ЗСТ переговоры 2010

Индонезия - Чили ЗСТ переговоры 2009

Япония - Колумбия ЗСТ переговоры 2011

ЗСТ - соглашение о свободной торговле.

ЗПТ - соглашение о преференциальной торговле.

Источник: (9).

Наиболее активными в заключении двусторонних торговых соглашений были страны бассейна Тихого океана: Чили, Перу, Колумбия, Мексика, Панама, Коста-Рика. Помимо особенностей географического положения, эти страны объединяет приверженность принципам открытого регионализма и стремление избегать закрытых, преференциальных схем интеграции. Показательно, что значение торговли с Тихоокеанской Азией для этих стран различно. Так, только Чили имеет стабильный профицит торговли с регионом, для остальных же государств заключение торговых соглашений с партнерами по другую сторону океана есть попытка нарастить экспорт, сбалансировать структуру торговли и снизить дефицит.

Большинство двусторонних соглашений между странами ЛАКБ и Тихоокеанской Азии относятся к так называемому типу «ВТО+», т.е. включают в себя регулирование вопросов торговли услугами, государственных закупок, взаимных инвестиций, интеллектуальной собственности, конкурентной политики и др. Однако возможности латиноамериканских стран для эффективного отстаивания своих интересов в переговорах с партнерами по другую сторону океана (прежде всего, с крупнейшими странами, такими как Япония, Китай, Австралия) ограничены их небольшим геополитическим весом и влиянием. Именно стремлением усилить свои переговорные позиции объясняется желание ряда латиноамериканских стран перевести формат взаимодействия с двустороннего на многосторонний.

Первой попыткой сформировать системный инструмент межрегионального взаимодействия стало создание в 2001 г. Форума сотрудничества стран Восточной Азии и Латинской Америки (Foro de Cooperación America Latina - Asia del Este, FOCALE), объединившего 33 страны по обе стороны океана1. Данная организация является площадкой для диалога правительственных структур по широкому кругу вопросов (экономика, политика, наука, культура, образование) и не ставит своей целью превращение в полноценное интеграционное объединение.

1 Членами FOCALE являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Эквадор, Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Китай, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Новая Зеландия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Республика Корея, Япония.

Придать стимул развитию сотрудничества призвано было вступление трех латиноамериканских стран в АТЭС1. Мексика, Перу и Чили эффективно использовали возможности участия в данном региональном форуме для налаживания двусторонних торгово-экономических отношений с азиатскими партнерами. Однако пробуксовка основных торговых инициатив АТЭС (так называемых Богорских целей) заставляет страны-участницы искать иные конфигурации и формы торговой интеграции.

Латиноамериканские страны, осознав необходимость объединения усилий, предложили новые инициативы по повышению эффективности своего взаимодействия со странами АТР по другую сторону океана. В январе 2007 г. по рекомендации CEPAL была создана новая организация - Латиноамериканская тихоокеанская дуга (Arco del Pacífico, APL), включающая 11 государств региона2. APL изначально задумывалась не как полноценный интеграционный блок, а как площадка для диалога по следующим направлениям: либерализация внутреннего товарообмена и инвестиций (при этом конкретные цели создания ЗСТ, таможенного союза или общего рынка не назывались), а также расширение и углубление сотрудничества с азиатскими странами Тихоокеанского бассейна. Особый акцент на «азиатский фактор» не был выражен в ассоциированном участии представителей этого региона в работе APL или подписании каких-то совместных соглашений, однако в декларациях организации говорилось, что впечатляющий экономический рост, стабильность и наличие капиталов в странах Азии заслуживают дополнительного внимания и изучения и что необходимо принимать меры по привлечению азиатских инвестиций в регион. В связи с этим странами-участницами даже велась работа по повышению своей инвестиционной привлекательности, и при участии МАБР был создан специализированный инвестиционный интернет-портал «Portal de inversiones».

Однако скромные результаты работы APL заставили в конце 2010 г. действующего на тот момент президента Перу А. Гарсию предложить более амбициозный и мощный инструмент тихоокеанской интеграции. Перу, Колумбия, Чили, а чуть позже и Мексика сформировали новый торговый блок, получивший рабочее название

1 В ЛАКБ членами АТЭС являются Мексика (с 1993 г.), Чили (с 1994 г.) и Перу (с 1998 г.).

2 Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама и Перу.

Тихоокеанский альянс, целью которого является формирование зоны свободной торговли и общего рынка. В мае 2013 г. в объединение вступила Коста-Рика, о своем желании в ближайшее время присоединиться заявила Панама. Статус стран-наблюдателей, помимо ряда латиноамериканских и европейских стран, получили также Китай, Япония, Республика Корея, Австралия и Испания.

Стратегия развития нового блока имеет много общего с тем курсом, которого придерживаются восточноазиатские интеграционные союзы: основной акцент сделан на гармонизацию правил торгового (включая торговлю услугами) и инвестиционного регулирования, создание механизмов содействия торговле и инвестициям, финансовое сотрудничество. Особое внимание уделено созданию общих правил происхождения товаров, что, как показывает опыт Восточной и Юго-Восточной Азии, является одним из ключевых факторов формирования региональных цепочек стоимости. Данные меры, по мнению идеологов объединения, будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности, росту конкурентоспособности экономик, упрощению торговых процедур. Отличие же от традиционных латиноамериканских субрегиональных блоков заключается в избегании создания преференциальных торговых схем, именно поэтому в целях блока не значится создание таможенного союза.

Как и в рамках региональных объединений ЛАКБ, стратегию интеграции Тихоокеанского альянса можно назвать комплексной. Безусловно, основной акцент делается именно на торговые формы сотрудничества, что является ответом на сложности с либерализацией торговли в рамках прежних объединений, однако происходит сближение и в сферах инвестиционного сотрудничества. Так, для интенсификации инвестиционного сотрудничества в 2010 г. произошло объединение фондовых бирж Перу, Чили и Колумбии в так называемый Латиноамериканский интегрированный рынок (Mercado Integrado Latinoamericano), что является шагом к формированию общего фондового рынка. В 2014 г. предполагается присоединение к данному биржевому союзу Мексики. На VII Саммите Тихоокеанского альянса в мае 2013 г. было принято также решение учредить Фонд сотрудничества (объемом 1 млн дол.), Фонд развития туризма, создать единое визовое пространство; запущены программы студенческих обменов (21).

В настоящее время Тихоокеанский альянс находится в стадии становления, однако уже достигнут прогресс в процессе гармонизации торговых правил и либерализации внутризональной торговли.

Выбранный Тихоокеанским альянсом формат торговой либерализации и гармонизации правил согласуется с параметрами интеграции, выбранной в рамках восточноазиатских объединений. Стратегия пяти (впоследствии - шести) латиноамериканских стран нацелена на наиболее эффективное и своевременное встраивание в процессы формирования транстихоокеанской зоны свободной торговли, которые будут проходить в формате «от регионализма к мультилатера-лизму». И здесь страны Тихоокеанского альянса получат преимущество перед другими латиноамериканскими странами и союзами, которым потребуется дополнительное время на гармонизацию своих торговых правил и процедур. То, что идеологически новый блок более соответствует именно азиатской трактовке принципа «открытого регионализма», вызывает сомнения о совместимости объединения с возможной будущей торговой интеграцией в масштабах всей Южной Америки.

Тихоокеанский альянс, несмотря на его ориентированность на внешний стратегический вектор, является внутрирегиональным блоком, перспективы дальнейшей интеграции которого с азиатскими странами или объединениями пока не ясны. Наиболее обещающим и масштабным проектом интеграции в АТР стало Транстихоокеанское стратегическое соглашение о партнерстве (TransPacific strategic economic partnership agreement, TPSEP). Созданное в 2005 г., изначально объединение было соглашением о свободной торговле между четырьмя странами (Чили, Сингапур, Новая Зеландия и Бруней). Однако колоссальный импульс развитию блок получил после присоединения США к переговорам об участии в нем в 2008 г. За этим последовало присоединение к переговорам еще семи государств АТР (Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Канада, Япония), а в 2010 г. создаваемый блок получил новое название - Транстихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership, ТРР).

США воспринимает новое объединение как инструмент реализации своей внешнеэкономической стратегии в ЛАКБ и АТР. В рамках ТРР предусмотрена глубокая либерализация, затрагивающая вопросы торговли, инвестиций, конкурентной политики, трудового права, природоохранной политики. Участники переговоров воспринимают ТРР не как обычную зону свободной торговли, а как соглашение нового типа с самым либеральным и продвинутым торговым и инвестиционным режимом в АТР, созданным по стандартам «ВТО+».

Ключевой вопрос дальнейшего развития ТРР - возможность присоединения к переговорам Китая. Пока и лидер блока - США -не спешит принимать Китай, прежде всего - по политическим мотивам. Китаю было предложено вступить в блок, но на продвигаемых США, заранее неприемлемых жестких условиях. Сам же Китай делает ставку на развитие «закрытых» форм регионализма в Восточной Азии, и на данный момент нет понимания, как будут сочетаться эти два противоположных подхода.

В переговорах о создании ТРР участвуют три страны, входящие в Тихоокеанский альянс (Перу, Мексика, Чили), присоединение к процессу Колумбии пока осложнено формальными причинами (Колумбия не является членом АТЭС). Однако стоит ожидать, что после завершения переговоров США предложат Колумбии присоединиться. Таким образом, можно предположить, что Тихоокеанский альянс «вольется» в Транстихоокеанское партнерство, в котором существуют более жесткие правила либерализации, но которое при этом даст странам-участницам возможность лучше координировать свои торговые переговоры со странами АТР, ведущиеся сейчас в двустороннем формате. Вероятнее всего, за Тихоокеанским альянсом останутся проведение неторговой интеграции (туризм, продвижение экспорта и др.), а также задачи создания общего рынка.

Латиноамериканский и восточноазиатский регионализм: Концептуальные предпосылки перспективы формирования Тихоокеанского мегарегиона

Сотрудничество ЛАКБ и Тихоокеанской Азии не ограничивалось только «физическим» взаимодействием в виде обменов товарами или капиталами. Рассматривая развитие интеграционных процессов в ЛАКБ в период с 80-х и 90-х годов XX в., невозможно не учитывать то идейное влияние, которое оказали азиатские концептуальные и теоретические наработки в области экономической интеграции и регионализма.

Латиноамериканский регионализм, начавший свое развитие практически одновременно с европейской интеграцией в 5060-х годов XX в., представлял собой синтез европейских рыночных моделей и теорий зависимости. Однако подобная модель регионализма, основанная на идее импортзамещающей индустриализации в рамках общерегионального, закрытого от внешнего мира объединения, привела к глубокому кризису интеграции в 80-х годах XX в.

Интеграционное строительство в Азии началось несколько позже (в конце 60-х годов XX в.), при этом страны региона изначально отказалась от европейской логики последовательной смены этапов интеграции, предпочитая наращивать сотрудничество постепенно и осторожно. Позже подобный нефорсированный путь интеграции без жесткой формализации и институционализации процессов объединения так и стали называть «путь АСЕАН».

Развитие регионализма в Азии являлось примером так называемой «market driven» интеграции или «интеграции снизу». Рост объемов внутрирегиональной торговли происходил без их формализации в виде множества интеграционных институтов и без выстраивания высоких внешних протекционистских барьеров. Осознание позитивных эффектов открытой торговой политики в 80-х и 90-х годах XX в. стало концептуальной основой нового регионального объединения, которое ассоциируется с идеями «открытого регионализма». Идеология Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) построена на желании усилить и гармонизовать процессы открытой торговой либерализации, не создавая при этом преференциальные механизмы, как это принято в «классических» европейских и латиноамериканских интеграционных блоках.

Среди экономистов и политологов не существует консенсуса относительно единого определения понятия «открытый регионализм». Наиболее признанным является предложенный в 1997 г. американским экономистом Ф. Бергстеном подход, включающий пять ключевых элементов: свободное членство, безусловный (безвозмездный) режим наибольшего благоприятствования, условный (возмездный) режим наибольшего благоприятствования, глобальная либерализация, содействие торговле (10). Исходя из предложенных определений, становится ясно, что основной акцент делается на согласованной, недискриминационной внутренней и внешней либерализации строго в соответствии с правилами и требованиями ГАТТ / ВТО (1, с. 35).

Концепция «открытого регионализма», безусловно, содержала в себе немало прорывных идей, ее вклад в процесс роста открытости азиатских экономик нельзя недооценивать. При сохраняющихся ограничениях значительно выросли объемы внутрирегиональной торговли, были существенно снижены тарифные и нетарифные ограничения в торговле (средний внешнеторговый тариф в АТЭС снизился с 10,8% в 1996 г. до 6,6% в 2008 г.) (8). Новым было и то, что основной целью межгосударственного ре-

гионального сотрудничества должны были стать рост конкурентоспособности стран региона в открытой глобальной торговле и усиление индивидуальных переговорных позиций стран-членов в рамках переговоров с третьими странами.

В ЛАКБ «потерянное десятилетие», приведшее, в том числе, к системному кризису интеграции, потребовало кардинальной смены самого концептуального подхода. На развитие нового подхода -неоструктурализма - огромное влияние оказали азиатские концептуальные наработки. Новой задачей интеграции было объявлено не расширение региональных рынков для импортзамещения, а рост глобальной конкурентоспособности, что требовало большей открытости и отказа от протекционизма. Наиболее обобщенно суть эволюции латиноамериканских взглядов сформулировала российский исследователь А. Лавут, указывающая, что новый этап интеграции был больше ориентирован на мировой рынок, в отличие от прежнего «закрытого» регионализма, ориентированного «вовнутрь» (2). В работах латиноамериканских экономистов в 90-х годов XX в. все чаще встречались понятия и подходы, унаследованные из опыта развития азиатских объединений: многостороння либерализация, содействие торговле, системная конкурентоспособность, региональные цепочки стоимости и др.

Латиноамериканская интерпретация понятия «открытый регионализм» отличалась от классического определения. В работах СЕРЛЬ, на постулаты которой продолжали влиять парадигмы десаррольизма и структурализма, понятие «открытый регионализм» рассматривалось как примирение прежних преференциальных схем региональной интеграции и процессов многосторонней торговой либерализации в рамках ВТО. Но латиноамериканские экономисты попытались взять лучшие, сильные стороны из преференциальной и многосторонней либерализации и соединить их, несмотря на то что такая комбинация представлялась внутренне противоречивой. Так, в Меркосур, Андском сообществе, Карибском сообществе (КАРИКОМ) в соответствии с «духом» открытого регионализма были приняты программы значительного снижения тарифных ограничений в торговле с третьими странами, общий уровень региональных таможенных тарифов снизился с 40% в 1980 г. до 10% в начале 2000-х годов (2, с. 11). Однако, несмотря на общее снижение тарифных ограничений, эти группировки сохранили прежний сильно выраженный преференциальный, региональный характер (10), что сохраняет более высокие,

чем в Азии, эффекты отклонения торговли1. Поэтому среди экономистов отсутствует единство в оценке соответствия деятельности новых латиноамериканских блоков общепринятым принципам «открытого регионализма».

В 2000-х годах на позицию латиноамериканских экономистов продолжают оказывать сильное влияние опыт и концептуальная основа азиатской интеграции. Центральное место в работах по интеграции занимает проблематика соотношения традиционных, региональных преференциальных форм интеграции и более гибких односторонних / многосторонних схем торговой либерализации, принятых в Азии.

Особое внимание латиноамериканских научных и экспертных кругов привлекала тематика инвестиционной либерализации и повышения региональной конкурентоспособности. Опыт Азиатского региона продемонстрировал, какие механизмы и инструменты наиболее эффективны для данных направлений, и латиноамериканские экономисты начали активно использовать эти наработки. Наиболее перспективным является изучение опыта выстраивания в Тихоокеанской Азии региональных производственных цепочек. Возникновение подобных производственных систем выступало формой «интеграции снизу», главными драйверами которой были японские, корейские, а позже и тайваньские ТНК. Реализуя принцип «стаи летящих гусей», начиная с 60-х годов XX в. эти страны поэтапно выносили трудоемкие или ресурсоемкие производства сперва в «азиатские тигры» (в 60-х годах XX в.), а начиная с 80-х годов -в страны АСЕАН и КНР. Так создавались региональные производственные цепочки, что было вызвано переходом от доминировавших прежде жестких, фордистских принципов производства к более гибким постфордистским.

Разработка тематики производственных цепочек в работах латиноамериканских экономистов совпала с развитием эмпирических исследований, посвященных взаимодействию местных фирм с ТНК в рамках глобальных цепочек стоимости (на примере стран Азии, НАФТА, Меркосур). Терминология данного подхода стала универсальной и активно используется не только в

1 Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

научных трудах, но и в официальных стратегических документах латиноамериканских группировок.

Из успешного опыта азиатских группировок были позаимствованы подходы к формированию промышленной и региональной политики в рамках интеграционных объединений. На основе анализа комплексных программ АСЕАН по формированию зон экономического роста были сформулированы конкретные предложения по дополнению латиноамериканских интеграционных стратегий элементами «горизонтальной политики». Суть этих предложений состоит в поддержке «интеграции снизу» и формировании трансграничных пространств, где сочетались бы процессы кластеризации и выстраивания региональных производственных цепочек.

Отдельные страны ЛАКБ в процессе торгово-экономической интеграции

Несмотря на бурный рост взаимной торговли и инвестиций, укрепляющуюся многостороннюю и двустороннюю договорную базу сотрудничества между странами ЛАКБ и Восточной Азии, развитием перспективных интеграционных проектов, прежде всего - американского Транстихоокеанского партнерства, говорить о формировании мегарегиона АТР и о полной включенности в него стран ЛАКБ пока рано. Страны ЛАКБ недостаточно экономически интегрированы как друг с другом, так и со странами Восточной Азии и АСЕАН. Основой растущего торгового и инвестиционного обмена стран ЛАКБ с партнерами по другую сторону Тихого океана пока выступают двусторонние связи отдельных латиноамериканских экономик с Азией. В связи с этим необходимо остановиться на роли отдельных стран ЛАКБ в торгово-экономической интеграции Латинской Америки с Азией.

Мексика в АТР

Географическая структура мексиканской торговли характеризуется сильной зависимостью от экспорта в США, хотя с начала 2000-х годов отмечается снижение этой зависимости (доля экспорта в США составила 88,2% в 2000 г. и 78,7% в 2011 г.)1. Привязанность к американской экономике, сильно затормозившейся в период последнего мирового кризиса, отразилась и на темпах эко-

номического роста в Мексике (1,1% в среднем за период 20082011 гг. (31), которые были значительно ниже, чем у соседей по региону (Перу, Чили, Бразилия), сумевших переориентировать часть торговых потоков на более динамичные экономики АТР. Мексика - первая латиноамериканская страна в АТЭС (вступила в 1993 г.) - почти за два десятилетия своего членства не смогла в полной мере воспользоваться возможностями многостороннего диалога в рамках объединений АТР, предпочитая развивать отношения со странами региона на двусторонней основе.

Президент Энрике Пенья Ньето после своего избрания в 2012 г. объявил интенсификацию торговых связей со странами АТР и ЛАКБ одним из важнейших приоритетов мексиканской внешнеторговой политики. Подобное стремление к более тесному сотрудничеству с динамичным регионом является идейным продолжением принятой еще в президентство В. Фокса внешнеполитической «Доктрины Кастаньеда», ознаменовавшей отказ Мексики от политики изоляционизма и переход к большей открытости. Рост экспортных поставок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии происходит с начала 2000-х годов (доля азиатских стран АТЭС, а также Австралии и Новой Зеландии в общем объеме Мексиканского экспорта выросла с 1,6% в 2000 г. до 3,7% в 2012 г.1); за этот период Китай стал третьим экспортным рынком Мексики после США и Канады. Темпами, опережающими экспорт, растет и импорт из стран АТР; на импорт из азиатских стран АТР приходится уже более четверти мексиканского импорта. Китай, Япония и Республика Корея стали крупнейшими экспортерами в Мексику после США. Однако «качество» этих торговых связей, прежде всего с Китаем, не устраивает мексиканское руководство. Мексика сохраняет большой дефицит торговли с азиатскими странами (дефицит торговли с Китаем составил 46 млрд долл. в 2011 г.), экспорт мексиканских компаний постоянно подвергается ограничениям в рамках антидемпинговых процедур, существенная часть торговли остается в тени (контрабанда). Не улучшают ситуацию и давняя конкуренция Китая и Мексики на рынках США. Противоречия проявились, в частности, в том, что Мексика долгое время препятствовала вступлению Китая в ВТО. К тому же, в отличие от Японии, которая является одним из давних и крупнейших инвесторов в мексиканскую экономику (2-е место после США), китайские компании не спешат в нее активно вкладываться.

Отражением нового вектора мексиканской торговой политики стали визиты президента Пенья Ньето в Японию и Китай. Помимо желания исправить ошибки в отношениях, допущенные в предшествующие годы, новое руководство Мексики обсуждало вопросы интенсификации и повышения прозрачности торговли и инвестиционного сотрудничества. В своей статье, вышедшей в газете «South China Morning Post» накануне визита в Китай, Пенья Ньето обозначает четыре основных направления сближения с этой страной и регионом в целом: торговля, инвестиции, туризм и культура (19).

В сфере торговли Мексика стремится сократить огромный дефицит торговли с Китаем, китайская сторона декларирует готовность сделать структуру взаимной торговли более сбалансированной и даже высказывает желание заключить с Мексикой соглашение о свободной торговле (22). Китай также согласился открыть для некоторых мексиканских товаров (свинины, текилы) часть своих рынков.

Активизация притока инвестиций необходима Мексике на фоне снижения объема ПИИ с 2007 г. (14), в то же время мексиканское руководство позиционирует свою страну как «идеальную экспортную платформу для выхода на рынок США». Надежды мексиканского руководства связаны с сокращающимся разрывом в уровнях оплаты труда в Мексике и Китае, что в будущем придаст новый стимул для инвестирования в мексиканские экспортные платформы. В ходе взаимных визитов велись переговоры о китайских инвестициях в создание автосборочных предприятий на севере Мексики в экспортно-производственной зоне макиладорас; обсуждается также возможность допуска (в рамках планируемой национальной реформы энергетического сектора) китайских нефтяных компаний к освоению мексиканских запасов газа и нефти. В июне 2013 г. достигнута предварительная договоренность о поставках мексиканских нефти и газа в Китай, причем Китай инвестирует в строительство необходимой транспортной инфраструктуры на территории штатов Веракрус и Оахака.

Упоминание туризма в качестве одного из ключевых направлений обусловлено тем, что Мексика намерена включиться в конкурентную борьбу за растущий поток китайских туристов, который, по прогнозам китайских властей, за следующие пять лет суммарно превысит 400 млн поездок (31). Культурное сотрудничество будет проходить в формате образовательных и культурных обменов.

Мексика продолжает наращивать экономическое сотрудничество с Японией. Помимо вступления в силу в рамках двустороннего соглашения о свободной торговле дополнительных протоколов, расширяющих доступ мексиканских товаров на японские рынки, происходит и рост инвестиций японских компаний (прежде всего, автомобилестроительных) в создание и расширение сборочных мощностей. Так, после спада объема японских инвестиций в период кризиса, с 2010 г. отмечается их значительный рост (до 3,5 млрд долл. в 2012 г.) (24), что можно объяснить как расширением экспортных возможностей Мексики (выравнивание уровней оплаты труда с Китаем), так и действием подписанного в 2005 г. Соглашения об экономическом партнерстве. Японские инвестиции в силу направленности преимущественно в высокотехнологичные сектора являются важнейшим после США поставщиком технологий. Так, с 2012 г. обсуждается возможность размещения в Мексике предприятий аэрокосмического сектора, что сделает эту страну одним из технологических лидеров региона (наряду с Бразилией).

Бразилия в АТР

Значимость сотрудничества с Тихоокеанской Азией для Бразилии определяется возможностью эффективного партнерства для реализации национальных геополитических приоритетов. К ним можно отнести: становление многополярного мира, повышение эффективности многостороннего диалога в рамках международных организаций и форумов (ООН, БРИКС), региональное лидерство. Сотрудничество с крупнейшими восточноазиатскими державами (Китаем, Японией) по широкому кругу вопросов повышает вес Бразилии в мире и дает возможности реализации указанных приоритетов.

Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось динамичным развитием экономического сотрудничества Бразилии и Тихоокеанской Азии. Бразилия не имеет выхода к Тихому океану и не состоит в региональных организациях АТР (АТЭС, Транстихоокеанское партнерство и др.), однако масштаб ее экономики определяет ее статус крупнейшего с точки зрения торгового и инвестиционного сотрудничества партнера стран Тихоокеанской Азии в регионе. На страны Тихоокеанской Азии приходится более трети бразильского

экспорта (39% в 2012 г.) и 43% импорта1. Несмотря на объемы и динамику торгового сотрудничества, Бразилия проводит достаточно осторожную политику по заключению двусторонних (или многосторонних, в рамках Меркосур) торговых соглашений со странами Тихоокеанской Азии. В настоящее время Бразилия (Меркосур) не имеет действующих соглашений о преференциальной или свободной торговле со странами АТР. Начиная с 2000 г. ведутся переговоры о заключении соглашения о свободной торговле между Мерко-сур и Республикой Корея, однако переговоры до сих пор не завершены. В аналогичном статусе с 2006 г. находятся переговоры о заключении соглашения о свободной торговле между Меркосур и Таиландом.

Осторожность Бразилии в политике торговых соглашений свидетельствует о ее приверженности консервативным подходам к либерализации международной торговли. Бразилия отстаивает право развивающихся стран вводить протекционистские торговые ограничения и выступает против продвигаемых развитыми странами догматичных подходов к торговой либерализации. Подобный подход к вопросам либерализации мировой торговли близок Китаю. Символично, что на выборах главы ВТО в мае 2013 г. Китай активно поддерживал победившего кандидата от Бразилии Роберту Азе-веду, в то время как Япония, являющаяся сторонником более либерального подхода к свободной торговле, голосовала против.

Наращивание объемов торговли между Бразилией и странами Тихоокеанской Азии упирается в инфраструктурные ограничения, усилия Бразилии направлены на улучшение доступа к Тихому океану. В рамках Инициативы по развитию южноамериканской региональной интеграции в области инфраструктуры (1Ж8Л) предполагается строительство нескольких транспортных коридоров, которые улучшат доступ Бразилии к перуанским и чилийским портам на Тихом океане (Амазонская ось и ось Перу - Бразилия -Боливия). Развитие сотрудничества со странами АТР, таким образом, становится и элементом территориальной политики Бразилии, так как улучшение доступа к азиатским рынкам за счет развития транспортных коридоров даст дополнительный стимул к развитию прилегающих к ним районов (прежде всего, Северного и Центрально-Западного районов).

Ключевыми партнерами Бразилии в Тихоокеанской Азии являются Китай, Япония и Республика Корея, на которые прихо-

дится более половины объема экспорта в данный регион. Если Япония и Республика Корея традиционно являлись важнейшими экономическими партнерами Бразилии не только в Тихоокеанской Азии, но и в мире, то усиление роли Китая началось в 2000-х годах. В результате за короткий срок, уже в 2009 г., Китай стал крупнейшим торговым и экономическим партнером Бразилии, развитие отношений с которым является необходимым условием дальнейшего бразильского экономического роста. В 2012 г. объем бразильского экспорта в Китай достиг рекордного показателя - 41 млрд долл. (17% от общего объема экспорта Бразилии), почти вдвое превысив показатель прежде крупнейшего партнера -США. Как и в целом по ЛАКБ, экспорт Бразилии в Китай характеризуется концентрацией на узкой группе сырьевых товаров: на железную руду и соевые бобы в 2012 г. пришлось 66% общего объема экспорта в эту страну. В то же время импорт из Китая диверсифицирован, Бразилия ввозит широкую номенклатуру машиностроительной продукции.

Развитие стратегического партнерства между Бразилией и Китаем началось еще в начале 90-х годов XX в. Бразилия видит Китай в роли своего сильного партнера в отстаивании интересов всего развивающегося мира. При поддержке Бразилии Китай получил статус наблюдателя в Организации американских государств (ОАГ), стал членом Межамериканского банка развития (МАБР). Страны выступают в альянсе при обсуждении проблематики реформирования мировой финансовой системы в рамках 020, их позиции совпадают по вопросам расширения пула резервных мировых валют и отказа от доллара в торговых расчетах. Эффективным инструментом «синхронизации» позиций Бразилии и Китая стали саммиты БРИКС, сотрудничеству в рамках данного форума стороны придают большое значение. Демонстрацией близости подходов двух стран стало подписание в рамках V Саммита БРИКС в южноафриканском Дурбане в марте 2013 г. соглашений о торговле в своих собственных валютах на сумму до 30 млрд долл. в год, что вывело существенную часть двусторонней торговли из долларовой зоны. Позициям Китая и Бразилии свойственны и расхождения, прежде всего в вопросах реформирования Совета Безопасности ООН1 и распространения ядерного оружия.

1 Китай в 2005 г. выступил против проекта реформы Совета Безопасности ООН, предложенного четырьмя странами: Японией, Германией, Бразилией и Индией.

С точки зрения экономического сотрудничества китайская и бразильская экономики во многом взаимодополняемы. Бразилия характеризуется традиционно низким уровнем накопления капитала, что ограничивает возможности инвестиций в модернизацию хозяйства и инфраструктуру. Китай же заинтересован во вложении своих свободных капиталов в бразильскую экономику для освоения ресурсного потенциала этой страны и улучшения доступа на ее рынки. Бразилия стабильно наращивает поставки основных экспортных продуктов в Китай (железорудного сырья и соевых бобов), что позволяет ей сохранять профицит торговли. Однако между двумя странами происходит конкуренция за доступ к международным и внутреннему бразильскому рынкам, прежде всего, с продукцией машиностроения. Быстрый рост импорта китайской продукции обрабатывающей промышленности заставил бразильских экономистов всерьез говорить об угрозе деиндустриализации страны. Усиливается конкуренция бразильских и китайских товаров на рынках развивающихся стран как в ЛАКБ, так и в Африке.

Активность китайских компаний позволила КНР стать одним из крупнейших инвесторов в бразильскую экономику. В 2012 г. китайский бизнес вложил в экономику Бразилии 15 млрд долл. (15), при этом сфера вложений вышла за рамки традиционных сырьевых отраслей. Крупные инвестиционные проекты реализуются в таких отраслях, как автосборка, производство электроники, АПК, производство продуктов питания, строительство инфраструктуры. В развитие последней правительство Бразилии рассчитывает привлечь новые масштабные инвестиции Китая (25). О стратегическом характере бразильско-китайского инвестиционного сотрудничества свидетельствует участие китайских нефтяных компаний СКРС и СКООК в консорциуме, получившем в октябре 2013 г. право на разработку крупнейшего нефтяного шельфового месторождения «Либра» (3).

Однако экспансия китайского капитала вызывает и опасения бразильского руководства. После того как китайские компании проявили интерес к покупке сельскохозяйственных земель в Бразилии для производства масличных культур (прежде всего, сои), правительство Бразилии ввело специальные ограничения на приобретения сельхозугодий иностранными компаниями (не более 5 тыс. га на одну иностранную фирму) (11).

Бразилия имеет традиционно тесные отношения с Японией, их история насчитывает более 100 лет. Позитивный вклад в развитие политического и экономического сотрудничества внесло то,

что в Бразилии проживает крупнейшая в мире японская диаспора численностью более 1,5 млн человек (6, с. 35). В настоящее время Бразилия и Япония сотрудничают по широкому кругу политических и экономических вопросов, так как позиции стран совпадают по многим международным вопросам. Так, схожи взгляды стран на вопросы реформирования Совета Безопасности ООН. Бразилия и Япония, входящие в так называемую «группу четырех», не скрывают своих намерений стать постоянными членами Совета Безопасности.

Япония традиционно являлась одним из важнейших торговых партнеров Бразилии. В последние годы вес Японии в структуре бразильской торговли снизился, в 2012 г. на страну пришлось 3,3% объема экспорта (5-е место в списке партнеров) и 3,5% объема импорта (7-е место), при этом Бразилия имеет положительное сальдо торгового баланса . Благоприятные условия для развития бразильско-японских торговых отношений определяются дополняемостью двух экономик и отсутствием жесткой конкуренции на внутренних и международных рынках. Недовольство Японии вызывает лишь периодическое принятие бразильской стороной ограничений на импорт машиностроительной продукции (прежде всего, автомобилей), однако негативные эффекты от этих мер компенсируются инвестициями японских компаний в создание соответствующих производств на территории Бразилии.

Две страны имеют давнюю историю инвестиционного сотрудничества, по показателю объема накопленных ПИИ в Бразилию Япония лидирует среди всех стран Азии. Японские компании контролируют существенную часть акционерного капитала ряда бразильских металлургических предприятий («Usimibas», «Com-panhia Siderúrgica de Tubarao», «Nippon Amazon Aluminium», месторождение железной руды «Каражас» и др.). Для обеспечения совместных предприятий инфраструктурой Японский банк международного сотрудничества (ЯБМС) и Банк Японии предоставляют кредиты бразильским компаниям-партнерам. Помимо развития инфраструктуры, займы японских финансовых институтов направляются на реализацию энергетических проектов, где также участвует японский бизнес (освоение нефтяных месторождений в бассейне Кампос).

Аргентина в АТР

В силу своего географического положения и исторических связей Аргентина традиционно была ориентирована на торговые и инвестиционные отношения со странами Европы и ЛАКБ. Объем товарооборота Аргентины со странами Тихоокеанской Азии с 2000 г. вырос более чем в 5 раз - до 30,2 млрд долл. в 2012 г.1 Китай занимает 2-3-е место среди стран - торговых партнеров Аргентины (6,2% общего объема экспорта в 2012 г.). Значение других азиатских экономик во внешней торговле Аргентины небольшое. Товарная структура аргентинского экспорта в Китай характеризуется концентрацией на узкой группе сельскохозяйственных товаров. Так, на соевые бобы и соевое масло приходится 73% всего объема экспорта.

Стратегический характер отношения двух стран получили после визита в 2004 г. в Аргентину председателя КНР Ху Цзинь-тао. За активизацией отношений на политическом уровне последовало развитие экономических связей, как торговых, так и инвестиционных. В целом отношения двух стран можно охарактеризовать как партнерские, отсутствуют противоречия в подходах к основным мировым проблемам. Китай поддержал аргентинскую сторону в споре с Великобританией о принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов, что было с благодарностью расценено в Буэнос-Айресе. Единственным фактором, осложняющим развитие двусторонних связей, является частое принятие Аргентиной антидемпинговых мер против ряда китайских промышленных товаров.

С момента начала активизации двусторонних политических связей в середине 2000-х годов динамично развивается инвестиционное сотрудничество. По состоянию на 2013 г. китайский капитал работает в широком спектре отраслей аргентинской промышленности: в добыче нефти и газа, АПК, производстве электроники, транспортных средств и др. Китайские компании входят в тройку крупнейших зарубежных собственников сельскохозяйственных земель в Аргентине (крупными владельцами являются также компании из США и Саудовской Аравии). Для сохранения контроля над использованием земель в 2011 г. Аргентина, как и Бразилия, была вынуждена ввести ограничения на покупку земель иностранными компаниями (не более 1000 га на одну компанию).

Традиционно внимание китайских компаний привлекают сырьевые активы, прежде всего в сфере энергетики. Китайская нефтяная компания CNOOC за 1 млрд долл. приобрела долю во второй по размеру нефтяной компании Аргентины - «Pan American Energy» (16). Крупнейшая китайская нефтяная компания -SINOPEC - приобретает нефтяные активы американских и европейских компаний в Аргентине, общий объем сделок уже превысил 2 млрд долл. Аргентина видит в Китае нового стратегического партнера в нефтяной сфере после скандального выхода испанской компании «Repsol» из капитала совместного предприятия YPF-Repsol в 2012 г.

Как и в других крупных странах ЛАКБ, китайские финансовые институты кредитуют инфраструктурные проекты на территории Аргентины. В 2012 г. Банк развития Китая одобрил выделение льготного кредита объемом 2 млрд долл. на реконструкцию железнодорожной сети, принадлежащей аргентинской компании «Belgrano Cargas S.A.». Интерес китайской стороны к сделке обусловлен тем, что по железнодорожным линям компании осуществляется транспортировка соевых бобов и продуктов их переработки из северных провинций Аргентины для дальнейшего экспорта в Китай. Аргентина обязалась также закупить у Китая новый локомотивный парк на сумму более 1 млрд долл.

Обсуждается участие китайских банков в других инфраструктурных проектах, наиболее крупные из которых - это строительство внутригородских железнодорожных линий (в том числе метро) в Кордове и Буэнос-Айресе. Объем займов предварительно оценивается в 10 млрд долл. Планируется привлечение китайских партнеров в качестве инвесторов в рамках концессионного проекта строительства скоростной железнодорожной магистрали Буэнос-Айрес - Росарио.

Китай интересуют также инвестиции в финансовый сектор Аргентины. В 2011 г. Торгово-промышленный банк Китая приобрел контроль в Standard-Bank Argentina, стоимость сделки оценивается в 600 млн долл. (17). Аргентинское руководство видит в подобных инвестициях возможность стабилизации ситуации в национальном банковском секторе, осложнившейся из-за ухудшения положения в контролирующих его большую часть крупнейших европейских банках.

Венесуэла в АТР

Внешнюю политику Венесуэлы после прихода к власти Уго Чавеса в 1999 г. отличал активный поиск новых партнеров как в ЛАКБ, так и за ее пределами. При выборе союзников правительство страны руководствовалось целями построения многополярного мира и снижения зависимости развивающихся экономик от стран «коллективного Запада», прежде всего США. Благодаря усилиям венесуэльского руководства были выстроены стратегические партнерские отношения с Россией, Ираном, Белоруссией, а позже и с Китаем. Помимо этого, предпринимались шаги по развитию двусторонних контактов с Вьетнамом, Малайзией и Японией.

Венесуэла, которая характеризуется сильной торговой зависимостью от США, видит в сотрудничестве со странами Тихоокеанской Азии возможности по диверсификации географии своего экспорта. За последнее десятилетие стране удалось существенно изменить географию нефтяных поставок. Так, по данным ОПЕК, в

2012 г. крупнейшими внерегиональными импортерами венесуэльской нефти стали страны Тихоокеанской Азии, на них приходится 32% всего объема экспорта нефти (26, с. 47). Важнейшим потребителем венесуэльской нефти в регионе стал Китай; по оценкам министра экономики и нефти Венесуэлы Рафаэля Рамиреса, объем поставок нефти в эту страну в 2012 г. составил 626 тыс. барр./день, стоимость годовых поставок достигла 5 млрд долл. (18). В ходе двусторонних переговоров озвучивались амбициозные планы довести к 2015 г. объем поставок в Китай до 1 млн барр./день. В то же время объем нефтяного экспорта в США, ранее крупнейшего потребителя, стабильно снижается с 2004 г. В 2012 г. он сократился до 960 тыс. барр./день, что является самым низким показателем за период с 1990 г.

О важности развития отношений с Китаем говорит тот факт, что прежний президент Венесуэлы Уго Чавес чаще других лидеров латиноамериканских стран совершал визиты в КНР. Продолжил эту тенденцию и новый президент - Николас Мадуро, совершивший визит в Китай вскоре после своего избрания в сентябре

2013 г. Помимо встреч на высшем уровне, страны создали широкий набор инструментов сотрудничества. На регулярной основе проводится китайско-венесуэльская торгово-промышленная выставка. В 2007 г. Каракас и Пекин учредили Совместный венесуэльско-китайский инвестиционный фонд в размере 6 млрд долл. (2 млрд долл. предоставила венесуэльская сторона). Уже в 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

было принято решение довести объем фонда до 12 млрд долл. (5, с. 40). За счет средств фонда были профинансированы 165 проектов в области инфраструктуры, развития производства, сельского хозяйства и жилищного строительства.

Венесуэла и Китай выступают как союзники по ряду вопросов международных отношений. Венесуэльское руководство разделяет позицию Китая и России в отношении Сирии, выступая против поддержки странами Запада сирийских боевиков оппозиции. Уго Чавес в ходе своих визитов в Китай неоднократно заявлял о своей приверженности принципу «одного Китая» и невмешательстве в тибетскую проблему. Венесуэла поддерживает позицию Китая о направлениях реформирования мировой финансовой системы, в том числе по вопросу создания международной резервной валюты, которая в перспективе могла бы заменить доллар.

В обмен на политическую лояльность и готовность наращивать поставки нефти китайская сторона проявляет щедрость в вопросах инвестиционного и финансового сотрудничества. Начиная с 2007 г. Китай стал крупнейшим кредитором Венесуэлы, общий объем кредитов в 2012 г. превысил 44 млрд долл. Часть из этих займов предусматривает погашение за счет поставок нефти по льготной цене. Также в качестве ответа за предоставленные кредиты Венесуэла допустила китайские нефтяные компании к разработке нефтяных месторождений пояса Ориноко. Компании <^торес» и СЫРС в рамках СП с венесуэльской компанией PDVSA осуществляют разведку и бурение на нефтяных блоках Хунин и Карабобо. Совокупные инвестиции могут достичь 16 млрд долл., объем добычи к 2016 г. - 400 тыс. барр./день.

Венесуэла также заинтересована в реализации инвестиционных проектов на территории Китая. В 2012 г. была достигнута договоренность о строительстве Венесуэлой трех НПЗ в Китае общей мощностью 800 тыс. барр./день. В том же году началось строительство первого из трех НПЗ в провинции Гуандун, общий объем инвестиций оценивается в 8,3 млрд долл. Будущие НПЗ будут находиться в совместной собственности Венесуэлы и КНР. Загрузка заводов будет обеспечена за счет сырья, добываемого на месторождениях пояса Ориноко.

Особое место в двусторонних отношениях Венесуэлы и Китая занимает военно-техническое сотрудничество. Китай стал вторым после России поставщиком вооружений в эту страну. В 2012 г. было подписано несколько соглашений, среди которых выделяются контракты с китайской промышленной компанией

«Коппсо» на покупку танков, машин-амфибий, гаубиц, систем связи общей стоимостью 500 млн долл. Государственная корпорация Венесуэльская акционерная военно-промышленная компания (СЛУ1М) договорилась о строительстве производственного центра радиосвязи в г. Маракае, стоимость проекта оценивается в 172 млн долл. В рамках более ранних контрактов Венесуэла получила от Китая восемь военно-транспортных самолетов 8Иаапх1 У-8 С, планируется и дальнейшее расширение поставок авиатехники за счет тренировочных и легких штурмовых самолетов Hongdu К-8 W Кагакогиш для венесуэльских ВВС (4).

Безусловно, Китай среди стран Тихоокеанской Азии представляет для Венесуэлы наибольший интерес с точки зрения политического и экономического сотрудничества. Однако руководство страны прилагает усилия для развития отношений с другими странами региона. Важными инвестиционными партнерами Венесуэлы остаются Япония и Республика Корея, которые в рамках соглашений, подписанных в 2012 г., инвестируют более 13,9 млрд долл. в различные проекты на территории страны. В 2011 г. Япония предоставила кредит объемом 1,5 млрд долл. на развитие совместных нефтяных проектов (28). Возврат кредита предполагается за счет льготных поставок нефти объемом 3 млн барр. Японско-венесуэльское партнерство необходимо обеим странам, так как Япония заинтересована в наращивании стабильных поставок энергоносителей для развития топливной генерации после частичного закрытия атомных станций. Среди других стран Тихоокеанской Азии активно сотрудничают с Венесуэлой Вьетнам, Малайзия и Сингапур. Вьетнам ведет разработку нефтяных блоков в бассейне Ориноко, ранее также разработку вела малазийская компания РЕТКОКА8. Основу сотрудничества с Сингапуром составляет техническое обслуживание на сингапурских верфях восьми танкеров государственной венесуэльской нефтяной компании РОУвЛ.

* * *

Таким образом, рост показателей экономического взаимодействия между странами ЛАКБ и Тихоокеанской Азии есть проявление стратегического курса двух регионов на выстраивание долгосрочных, стратегических отношений. Менее чем за десятилетие Тихоокеанская Азия превратилась из малозначимого торгового партнера в один из крупнейших рынков сбыта латиноамериканских товаров. Именно рост спроса со стороны Китая на сырьевые

товары позволил многим странам ЛАКБ относительно безболезненно пережить кризисные явления в мировой экономике. Однако наращивание сырьевого экспорта воспринимается многими латиноамериканскими исследователями как угроза повторения модели «центр - периферия». Беспокойства добавляет и рост торгового дефицита из-за опережающего экспорт наращивания импорта дешевых китайских товаров. Даже в такой крупной и индустриально развитой экономике, как Бразилия, все громче звучат голоса тех, кто опасается деиндустриализации страны и превращения ее в «сырьевую колонию Китая».

Более оптимистичными перспективы взаимодействия двух регионов выглядят с точки зрения развития инвестиционного сотрудничества. Если в прошлом десятилетии основные инвестиции китайских компаний направлялись в сырьевой сектор, то в последние годы отраслевая структура вложений сильно усложнилась. Китайский капитал активно вкладывается в проекты в обрабатывающей промышленности, объекты инфраструктуры, высокотехнологичные производства. Китайские банки стали крупнейшими кредиторами стран ЛАКБ, превысив даже показатели главного регионального института развития - МАБР. Схемы сотрудничества Китая со странами ЛАКБ схожи с теми, что реализуются в других регионах мира (Африка, Азия). В обмен на масштабные инвестиции и льготные кредиты китайские компании получают доступ к крупным контрактам или стратегическим сырьевым активам.

Тихоокеанская Азия является не только важным экономическим, но и геополитическим партнером ЛАКБ. Создание политических альянсов по широкому кругу вопросов с крупнейшими азиатскими государствами (Китай, Япония) стало важным элементом внешнеполитической стратегии латиноамериканских стран. Китай выступает ключевым союзником Бразилии, Аргентины и Мексики в рамках международных организаций и форумов (БРИКС, 020, ОНН) по отстаиванию интересов развивающихся стран и строительству многополярного мира.

Для Китая ЛАКБ стала плацдармом для эффективной конкуренции с США. Реализация стратегических инфраструктурных мегапроектов (Никарагуанский канал) и поддержка антиамериканских режимов (Венесуэла, Никарагуа, Эквадор) могут восприниматься как демонстрация китайских амбиций оспорить геополитические интересы США не только в ЛАКБ, но и в АТР. США не намерены уступать Китаю инициативу по формированию схем сотрудничества в АТР. Возникновение нового глобального блока в

регионе (Транстихоокеанское партнерство) и готовность подключиться к латиноамериканским интеграционным инициативам (Тихоокеанский альянс) демонстрируют стремление Соединенных Штатов сохранять свое лидерство и отыграть у Китая позиции в тихоокеанской «шахматной партии».

Список литературы

1. Костюнина Г. АТЭС: Институциональная структура, направления деятельности и достижения // Российский внешнеэкономический вестник / Всероссийская академия внешней торговли. - М., 2012. - № 10. - С. 33-46.

2. Лавут А. Поиски латиноамериканской модели // Латинская Америка / РАН. Институт Латинской Америки. - М., 2011. - № 2. - C. 4-21.

3. Миклашевская А. Власти Бразилии разлили нефть на пятерых // Коммерсантъ. Издательский дом. - 2013. - 22 октября. - Режим доступа: http://kommersant. ru/doc/2325763?isSearch=True (Дата обращения - 02.03.2014.)

4. Русакова Т. Китай вооружает армию Венесуэлы // Армейский Вестник. -2013. - 2 февраля - Режим доступа: http://army-news.ru/2013/02/kitaj-vooruzhaet-armiyu-venesuely/ (Дата обращения - 02.03.2014.)

5. Семенов В. В преддверии президентских выборов // Латинская Америка / РАН. Институт Латинской Америки. - М., 2012. - № 6. - С. 4-13.

6. Цирулев Р. Япония - Бразилия: Второе столетие тесных контактов // Латинская Америка / РАН. Институт Латинской Америки. - М., 2011. - № 7. - С. 35-44.

7. A man, a plan - and little else // The Economist. - 2013. - 5 October. - Mode of access: http://www.economist.com/news/americas/21587218-yet-again-nicaraguans-are-letting-their-longing-trans-oceanic-canal-get-better (Дата обращения - 02.03.2014.)

8. APEC policy support unit (PSU) // APEC. - 2010. - Mode of access: http:// www.apec.org/About-Us/Policy-Support-Unit/PSU-Products-Publications.aspx (Дата обращения - 02.03.2014.)

9. Asia regional integration center // Asian development bank. - Mode of access: http://aric.adb.org/ (Дата обращения - 02.03.2014.)

10. Bergsten F. Open regionalism // The world economy. - Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 1997. - Vol. 20, N 5. - P. 545-565.

11. Brazil limits land sales to foreigners // Latin American Herald Tribune. - 2010. -24 August. - Mode of access: http://www.laht.com/article.asp?CategoryId= 14090&ArticleId=364278 (Дата обращения - 02.03.2014.)

12. CEPAL. Foreign direct investment in Latin America and the Caribbean 2012: Briefing paper. - Santiago de Chile, 2012. - 140 p. - Mode of access: http:// www.cepal.org/publicaciones/xml/4/49844/ForeignDirectInvestmentBriefPaper 2012.pdf (Дата обращения - 02.03.2014.)

13. CEPAL. Strengthening biregional cooperation between Latin America and Asia-Pacific: The role of FEALAC. - Santiago de Chile, 2013. - 74 p. - Mode of access: http://www.cepal.org/publicaciones/xml/8/50188/Strengtheningbiregional FEALAC.pdf (Дата обращения - 02.03.2014.)

14. CEPAL. La inversión extranjera directa en América Latina y el Caribe: Documento informativo. - Santiago de Chile, 2012. - 154 p.

15. China investment in Brazil more diversified // China Daily. - 2013. - 14 May. -Mode of access: http://usa.chinadaily.com.cn/business/2013-05/14/content_ 16498645.htm (Дата обращения - 02.03.2014.)

16. China - Argentina ties booming // China.org.cn. - 2013. - 8 May. - Mode of access: http://www.china.org.cn/world/2013-05/08/content_28769852.htm (Дата обращения - 02.03.2014.)

17. China's ICBC to take over Standard Bank Argentina // Reuters. - 2011. -5 August. - Mode of access: http://www.reuters.com/article/2011/08/05/us-icbc-idUSTRE7742FR20110805 (Дата обращения - 02.03.2014.)

18. China signs 12 deals with Venezuela // China Daily. - 2013. - 23 September. -Mode of access: http://europe.chinadaily.com.cn/world/2013-09/23/content_ 16985764.htm (Дата обращения - 02.03.2014.)

19. Forging friendship between China and Mexico // South China Morning Post. -2013. - 5 April. - Mode of access: http://www.scmp.com/comment/insight-opinion/article/1207066/forging-friendship-between-china-and-mexico (Дата обращения - 02.03.2014.)

20. Japanese trade and investment statistics // Japan external trade organization (JETRO). - Mode of access: http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (Дата обращения - 02.03.2014.)

21. La Alianza del Pacífico. - Mode of access: http://alianzapacifico.net (Дата обращения - 02.03.2014.)

22. MercoPress: South Atlantic news agency. - Mode of access: http://en.mercopress. com (Дата обращения - 02.03.2014.)

23. Ministry of Commerce People's Republic of China. - Mode of access: http://english.mofcom.gov.cn/ (Дата обращения - 02.03.2014.)

24. Office of Mexico-Japan economic parnership agreement. - Mode of access: http://www.mexicotradeandinvestment.com (Дата обращения - 02.03.2014.)

25. Onis J. de. Drift and decline in Brazil's economy // World Affairs. - 2013. -27 August. - Mode of access: http://www.worldaffairsjournal.org/blog/juan-de-onis/drift-and-decline-brazils-economy (Дата обращения - 02.03.2014.)

26. OPEC. Annual statistical bulletin 2013. - Vienna, 2013. - 105 p. - Mode of access: http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/ publications/ASB2013.pdf (Дата обращения - 02.03.2014.)

27. The Inter-American dialogue: China - Latin America finance database. - Mode of access: http://www.thedialogue.org/chinaandlatinamerica (Дата обращения - 02.03.2014.)

28. UPDATE 2-Venezuela oil sector gets $1.5 bln loan from Japan // Reuters. -2011. - 28 June. - Mode of access: http://www.reuters.com/article/2011/06/28/ venezuela-japan-oil-idUSN1E75R19420110628 (Дата обращения - 02.03.2014.)

29. United Nations commodity trade statistics database. - Mode of access: http://comtrade.un.org/db/ (Дата обращения - 02.03.2014.)

30. The World Bank: Data. - Mode of access: http://data.worldbank.org/ (Дата обращения - 02.03.2014.)

31. Xi Jinping heralds new «golden era» for Latin America // South China Morning Post. -2013. - 7 June. - Mode of access: http://www.scmp.com/news/china/article/1255128/ xi-jinping-heralds-new-golden-era-latin-america (Дата обращения - 02.03.2014.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.