ТРИБУНА МОЛОДЫМ
УДК 343
С.А. Черняков
латентность мошенничеств, СОВЕРШАЕМЫХ с использованием банковских гарантий
В статье автором на основе анализа статистических сведений, полученных в ходе исследования, произведен расчет состояния и уровня латентности мошенничеств, совершаемых в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями. Описаны существенные факторы, определяющие латентность данного вида преступлений. Сделан вывод о мерах, необходимых для ее снижения.
Ключевые слова: государственный заказ, торги, банковская гарантия, мошенничество, латентность.
Как следует из содержания главы 23.6 ГК РФ, банковская гарантия - это письменное обязательство кредитной организации выплатить предусмотренную денежную сумму в случае неисполнения каких-либо обязательств, надлежащее исполнение которых гарантировалось кредитной организацией, выдавшей гарантию.
На сегодня банковские гарантии являются одним из наиболее востребованных продуктов на рынке финансовых услуг. Большой спрос на банковские гарантии, их высокая стоимость, простота изготовления и использования фиктивных и необеспеченных банковских гарантий способствовали возникновению криминальных проявлений, поэтому в настоящее время рынок банковских гарантий в значительной степени криминализирован. Мошенничества с использованием банковских гарантий в этой сфере далеко не редкость. По мнению замруководителя ФАС России Екатерины Соловьевой, около 80% банковских гарантий, подаваемых участниками торгов по госконтрактам, являются поддельными [1].
Однако в выборочно исследованных нами сорока шести регионах РФ по фактам использования поддельных банковских гарантий в 2011 г. было возбуждено 6 уголовных дел, в 2012-14, в 2013-67, в 2014-84 (Архив кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России. Текущий архив за 2014/15 г.г. Номенклатурное дело №312. Вх. №№ 140 от 27.10.14, 157, 158 от 11.11.14, 160 от 12.11.14, 168, 170 от 17.11.14, 175 от 19.11.14, 184 от 25.11.14, 194 от 3.12.14.2). Принимая во внимание, что в
среднем в РФ в год заключается около 3 млн контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2], а также утверждение Е. Соловьевой, можно сделать вывод о том, что количество возбужденных уголовных дел данной категории в значительной степени не соответствует реальной картине и свидетельствует о предельно высоком уровне латентности данного вида преступлений.
Для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд коммерческих федеральным законодательством (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Российская газета от 12 апреля 2013 г. № 803; Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета от 22 июля 2011 г. № 159.5) регламентируется проведение торгов, которое предусматривает обеспечение исполнения обязательств. Мошенничества с использованием банковских гарантий совершаются в ходе обеспечения исполнения обязательств в рамках проведения торгов и исполнения контрактов.
В интересах нашего исследования были изучены сведения, содержащиеся на государственном портале закупок официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [3], что позволило получить сведения об объеме государственного и муниципального заказа Российской Федерации в денежном выражении за последние четыре года, а
Черняков Сергей Анатольевич, адъюнкт Академии управления МВД России e-mail: [email protected] © Черняков С.А., 2016 Статья получена: 09.11.2015
97
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
Таблица № 1
Сведения об объеме государственного и муниципального заказа Российской Федерации и объеме проведенных торгов на нужды коммерческих организаций в рублях
Год Заключено контрактов на сумму в млн руб. Заключено контрактов на сумму в млн руб.
По Федеральному закону №44-ФЗ (94-ФЗ) По Федеральному закону №223-ФЗ
2011 1 986 324 5 216 464,6 88 016 1 362 563,1
2012 2 896 974 6 113 951 91 053 1 634 653,2
2013 3 760 290 5 903 952,3 696 450 13 929 056,6
2014 2 766 151 5 501 557,1 1 068 446 17 761 172,2
таблица № 2
Сведения о средствах на внебалансовом счете 91315 «выданные гарантии и поручительства» по
действующим кредитным организациям
Год Сумма средств на внебалансовом счете 91315 (тыс. руб.)
В рублях Иностранная валюта и драг, металлы в рублевом эквиваленте Всего в рублях
2011 1 053 474 130 651 461 499 1 704 935 629
2012 2 155 827 284 788 123 348 2 943 950 632
2013 3 030 688 968 854 055 563 3 884 744 531
2014 3 689 564 243 997 618 081 4 687 182 324
также сведения об объеме проведенных торгов на нужды коммерческих организаций за этот же период времени. Полученные сведения обобщены и представлены в таблице № 1.
Как следует из таблицы, среднегодовой объем государственного и муниципального заказа на протяжении четырех лет значительно не менялся и составил 5,5-6 трлн рублей на 2-3 млн контрактов. При этом в 2012-2014 годах наблюдается резкий рост объема коммерческих торгов с 1,5 до 14-17 трлн рублей с пропорциональным увеличением количества проведенных торгов. Специалисты рынка закупок объясняют это вступлением в силу Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и переходом на электронные торги крупных закупщиков, таких как ФГУП «Московский метрополитен», ФГУП «НИИ «Квант», ОАО «Росводоканал», Морской порт СПб. и т.д. [3]
В интересах исследования, с целью сопоставления денежного выражения объема торгов и денежного выражения объема выданных банковских гарантий в Центральном Банке России нами были запрошены сведения об объеме и количестве банковских гарантий, выданных кредитными организациями на территории Российской Федерации за 2008-2013 годы. Департамент банковского надзора Центрального Банка России сообщил, что запрашиваемыми сведениями не располагает, но предоставил информацию (Архив кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России. Текущий архив за 2014/15гг. Номенклатурное дело №312. Вх. № 164 от 13.11.14) об остатках средств на внебалансовом счете 91315 «выданные гарантии
и поручительства» (Централизованный, контролируемый Центробанком России внебалансовый счет, на котором учитываются все выданные кредитными организациями банковские гарантии, а также денежные обязательства кредитной организации по выданным гарантиям (устанавливается, «замораживается» денежный лимит кредитной организации для вероятных выплат по гарантийным обязательствам, предусмотренным выданными гарантиями)). по действующим кредитным организациям на конец отчетного периода. Полученные сведения обобщены и представлены в таблице № 2.
Из таблицы следует, что на конец отчетного периода на внебалансовом счете 91315 отражается в денежном выражении объем выданных кредитными организациями банковских гарантий, срок дей-ствиякоторыхкэтомувременинеистек.Необходимо обратить внимание на значительное, равномерное ежегодное увеличение этого объема, что с учетом отсутствия изменений в объеме государственного и муниципального заказа и непропорционального изменения в объеме коммерческих торгов за рассматриваемый период времени может свидетельствовать об увеличении количества выдаваемых кредитными организациями банковских гарантий.
Согласно указанному выше Федеральному закону 44-ФЗ при проведении торгов и заключении контракта заказчик обязан установить требование об обеспечении участия в торгах и исполнения контракта в размере 0,5-5% и 5-30% соответственно. При этом закон не формулирует для заказчика критерии определения размера обеспечения.
С целью выявления устоявшейся практики и механизма определения размера обеспечения нами были опрошены в качестве экспертов со-
98
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
трудники кредитных отделов, банков, имеющих право проводить операции по выдаче банковских гарантий - включенных в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий, предусмотренных ст.ст. 176.1, 74.1 Налогового кодекса России и осуществляющих деятельность, связанную с предоставлением банковских гарантий, а также сотрудники государственных и муниципальных органов, входивших в состав закупочной комиссии при проведении торгов для нужд государственного и муниципального заказа.
В результате опроса было установлено, что у заказчика при установлении требования об обеспечении заявок и исполнения контракта нет четких критериев, обосновывающих размер обеспечения. Респонденты отметили, что с целью обеспечения заявки на участие в торгах, в соответствии со ст. ст. 44 и 96 Федерального закона 44-ФЗ, заказчик устанавливает требование о предоставлении участником торгов залоговых денежных средств или банковской гарантии в рамках, предусмотренных законодательством, по своему убеждению в достаточности обеспечения, в зависимости от особенностей контракта, в размере 2-3% от максимальной стоимости контракта. По тем же правилам для обеспечения исполнения контракта заказчик устанавливает требование о предоставлении исполнителем контракта залоговых денежных средств или банковской гарантии в размере от 10% до 25% от максимальной стоимости контракта.
Также опрошенные пояснили, что в связи с дефицитом денежных средств экономически нецелесообразно «замораживать» крупные денежные суммы для обеспечения заявки на участие в торгах или исполнения обязательств по контракту, поэтому внесение денежных средств как обеспечительный инструмент используется крайне редко, и это определяет банковскую гарантию как основной способ обеспечения исполнения обязательств.
С учетом изложенного, на основе имеющихся сведений об объеме государственного и муниципального заказа, торгов на нужды коммерческих и иных внегосударственных организаций, принимая во внимание предоставленные Центробанком России сведения об объеме выданных банковских гарантий, представляется возможным произвести приблизительный расчет их соответствия.
Учтем только торги по государственному и муниципальному заказу в связи с законодательно предусмотренной обязательностью установления обеспечения участия в торгах и исполнения контракта. Как показал экспертный опрос, минимальный размер обязательного обеспечения заявки и исполнения обязательств по контракту
составляет 10% максимальной стоимости контракта. Исходя из этого, можно выявить допустимо минимальный объем банковских гарантий, необходимый для обеспечения проведенных торгов. Проведенный расчет представлен в таблице № 3.
Из таблицы мы видим, что минимально необходимый объем банковских гарантий, которые в соответствии с действующим законодательством следовало выдать кредитным организациям для проведения торгов и обеспечения исполнения обязательств по заключенным контрактам в рамках государственного и муниципального заказа, в 2013, 2014 годах более чем в 100 раз превысил объем фактически выданных банковских гарантий, а в 2011, 2012 годах более чем в 300 раз превышал фактически выданный объем банковских гарантий. То есть в денежном выражении фактически выданный объем банковских гарантий в 2011, 2012 годах составляет не более 0,5% от минимально необходимого объема банковских гарантий, которые должны были быть выданы кредитными организациями в соответствии с действующим законодательством для проведения торгов и обеспечения исполнения обязательств по заключенным контрактам в рамках государственного и муниципального заказа, а в 2013, 2014 годах - не более 1%.
Если сопоставить полученные результаты с количеством заключенных контрактов в рамках государственного и муниципального заказа, то можно получить приблизительные сведения о количестве контрактов, фактически не обеспеченных банковскими гарантиями. Полученные результаты отражены в таблице № 4.
Наглядно процентное соотношение контрактов, не обеспеченных гарантией исполнения, и контрактов, для обеспечения которых кредитные организации фактически выдали банковские гарантии, видно на диаграмме (синим цветом обозначен сектор, отражающий объем контрактов, не обеспеченных гарантией исполнения, коричневым - сектор, отражающий объем контрактов, для которых были выданы легальные банковские гарантии).
Анализ полученных данных приводит к выводу о том, что число зарегистрированных преступлений данного вида, о котором можно судить исходя из данных, полученных в результате исследования 46 регионов РФ, является микроскопической долей в сложившейся криминальной ситуации, которую даже нельзя сравнить с распространенным в криминологической литературе сравнением преступности с айсбергом [4; 5].
Произведенные здесь расчеты, безусловно, нельзя рассматривать как максимально точно отражающие действительность в силу отсутствия необходимых статистических сведений, напри-
99
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
Таблица № 3
Сведения о минимально необходимом объеме банковских гарантий
год Заключено контрактов на сумму в рублях по Федеральному закону №44-ФЗ (94-ФЗ) Фактический объем выданных банковских гарантий в рублях (по сведениям Центробанка России) 10% объема заключенных контрактов - минимально необходимый объем банковских гарантий в рублях
2011 5 216 464 600 000 1 704 935 629 521 646 460 000
2012 6 113 951 000 000 2 943 950 632 611 395 100 000
2013 5 903 952 300 000 3 884 744 531 590 395 230 000
2014 5 501 557 100 000 4 687 182 324 550 155 710 000
Таблица № 4
Сведения о количестве контрактов, фактически не обеспеченных гарантией исполнения
Год Всего зарегистрированных контрактов Количество контрактов, не обеспеченных гарантией исполнения
2011 1 986 324 1 976 392
2012 2 896 974 2 882 489
2013 3 760 290 3 722 687
2014 2 766 151 2 738 489
Диаграмма № 1
Сведения о доле контрактов, фактически обеспеченных банковскими гарантиями
2011 год 2012 год
0,5% 0,5%
мер, сведений об установленных требованиях о размере обеспечения, о выборе участником торгов или исполнителем контракта способа обеспечения. Нами учитывались сведения об объеме денежных средств на внебалансовом счете 91315 «выданные гарантии и поручительства» на конец отчетного периода, а списания денежных средств в связи с истечением срока гарантийных обязательств не учитывались. Однако даже такой приблизительный расчет дает основание сделать предположение о предельно высоком уровне латентности данного вида преступлений. И что важно - это объяснимо.
Латентность рассматриваемых мошенничеств, как и любых других видов преступлений, образуется в силу объективных причин - «естественная латентность» [6, с. 31, 32] или становится следствием некачественной работы правоприменительных органов - «искусственная латентность» [6, с. 31,32], которую в свою очередь можно подразделить на «неучтенную» и «скрытую» [7, с. 234].
Проведенный нами опрос руководителей двадцати четырех коммерческих предприятий, принимавших ранее участие в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд, показал - объективным является то, что до выявления
100
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
поддельности или необеспеченности банковской гарантии есть всего три стороны, участвующих в процессе обеспечения исполнения обязательств в рамках государственного и муниципального заказа, - это «гарант» (в описываемой ситуации - сторона, совершающая мошенничество), «принципал» - участник конкурса, аукциона или исполнитель контракта и «бенефициар» - государственный или муниципальный заказчик. По причине очевидной заинтересованности, не останавливаясь на лицах, выступающих в качестве «гарантов», обратим внимание на участников конкурсов, аукционов, исполнителей контрактов. Рискуя не уложиться в срок подписания контракта, в результате чего оказаться в списке недобросовестных исполнителей, зачастую не в полной мере соответствуя высоким требованиям кредитных организаций - потенциальных «гарантов», исполнителю, как правило, приходится приобретать банковскую гарантию при весьма сомнительных обстоятельствах, с посредническим участием «серых» брокеров. Выявление в последующем фиктивности банковских гарантий влечет отстранение исполнителя от участия в контракте с вытекающими негативными последствиями. В таких условиях исполнителю крайне невыгодно обнаружение поддельности или необеспеченности банковской гарантии. В связи с этим в целях предупреждения данного вида преступлений необходимо создавать условия, которые снизят виктимность положения исполнителя контракта, направленные на упрощение приобретения и предоставления банковской гарантии.
В свою очередь заказчик заинтересован, прежде всего, в успешном проведении торгов и фактическом исполнении контракта. Выявление же какого-либо несоответствия банковской гарантии приведет к признанию торгов не состоявшимися, а исполнение контракта прерванным. Опрошенные в качестве экспертов сотрудники подразделений ЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской обл., УМВД России по Красноярскому краю пояснили, что ими многократно, инициативно выявлялись поддельные, или необеспеченные банковские гарантии, принятые заказчиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, о чем официальным уведомлением сообщалось заказчику. Однако заказчики не предпринимали мер к отстранению от участия в контракте исполнителей, мотивируя это тем, что работы по исполнению контракта ведутся в полном объеме и промежуточные результаты не вызывают сомнения в надлежащем исполнении условий контракта в полном объеме. Данное обстоятельство свидетельствует о пробелах в за-
конодательных актах и нормативных документах, регламентирующих организацию и проведение торгов для государственных и муниципальных нужд, позволяющих соответствующим должностным лицам не реагировать на факты фиктивности банковских гарантий. А потому ни один из участников отношений по обеспечению исполнения обязательств в сфере государственного и муниципального заказа не заинтересован в выявлении фиктивности банковских гарантий, что во многом объясняет объективные причины латентности данного вида преступлений.
В ходе исследования было изучено 376 материалов проверки по заявлениям и обращениям в органы внутренних дел об обнаружении поддельных и необеспеченных банковских гарантий, по которым не было принято решений об уголовном преследовании лиц, совершивших мошенничество. Количество зарегистрированных материалов проверки свидетельствует о многочисленности обращений по данным фактам, по которым, однако, в большинстве случаев проведена поверхностная проверка, имеющая признаки формальности. Не исследуются обстоятельства изготовления фальшивых банковских гарантий, а также обстоятельства приобретения их участниками торгов. Обстоятельства происшествий, изложенные в описательной части постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 327, 159 УК РФ. Однако принимались немотивированные решения об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе исследования не получено каких-либо сведений, связывающих данные решения со злоупотреблениями сотрудников органов внутренних дел, но это может свидетельствовать о низком уровне квалификации сотрудников в части противодействия преступлениям, совершаемым с использованием банковских гарантий, что и подтвердилось в результате опроса данных сотрудников, которые пояснили, что в связи с недостаточным уровнем квалификации они испытывают затруднения в выявлении и документировании фактов использования поддельных банковских гарантий.
В ходе исследования было установлено, что проблема противодействия преступлениям, совершаемым с использованием банковских гарантий, в органах внутренних дел в прямой постановке не рассматривалась, отсутствуют методические рекомендации, курсы специальной подготовки по выявлению и документированию данных преступлений. Нет системного толкования законодательства, регламентирующего сферу обеспечения исполнения обязательств. Отсут-
101
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
ствует практика применения норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за рассматриваемые преступления. Перечисленные обстоятельства являются причиной низкой квалификации указанных сотрудников и факторами латентности рассматриваемого вида преступлений [8, с.7]. При этом необходимо отметить, что изменения правового характера,
влияющие на оздоровление сложившейся негативной ситуации, проводимые в комплексе с мерами организационного характера, направленными на повышение уровня профессионализма сотрудников, осуществляющих противодействие преступлениям с использованием банковских гарантий, возможно, приведет к снижению уровня латентности рассматриваемых преступлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Право RU. Новости УФАС Москвы. URL: pravo.ru/news/view/59459 (дата обращения: 03.02.2014).
2. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 03.02.2014, 22.04.2015).
3. Сайт профессионального размещения государственного заказа в сети Интернет Госзаказчик.Ру. URL: http:// goszakazchik.ru/Novosti.html?id=19 (дата обращения: 03.08.2015).
4. Ельскене И. С. Понятие латентной преступности // Российский следователь. 2005. № 9. С. 42.
5. Жигоцкий П. Э. Латентный фон организованной преступности // Российский следователь. 2005. № 2.
6. Алексеев А. М., Роша А. Н. Латентная преступность и эффективность деятельности правоохранительных органов // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 19. М., 1973.
7. Милюков С. Ф. Классификация скрытых преступлений по степени их латентности // Латентная преступность: познание, политика, стратегия. М., 1993.
8. Акаева А. А. Проблемы латентности преступлений в сфере экономики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2002.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Теоретические основы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 159-159.6 Ук рФ: методические рекомендации / М.Р Гарафутдинов и др.; под общ. ред. М.Р. Гарафутдинова. - Казань: КЮИ МВД России, 2015. - 96 с.
В методических рекомендациях рассматриваются теоретические основы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 159-159.6 УК РФ, на основе доктринальных положений науки уголовного права и материалов судебной практики, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 11 декабря 2014 года № 32-П.
Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, преподавателей и научных работников, а также для сотрудников правоохранительных органов, интересующихся данной тематикой
102