Научная статья на тему 'Латентная преступность и фактическая виктимизация населения в Удмуртской Республике (по результатам криминологического исследования, проведенного в 2007 г. )'

Латентная преступность и фактическая виктимизация населения в Удмуртской Республике (по результатам криминологического исследования, проведенного в 2007 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ФАКТИЧЕСКАЯ ВИКТИМИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зварыгин Валерий Евгеньевич, Стех Эдуард Эргардович

Истинные размеры латентной преступности всегда остаются неизвестными. Но то, что это весьма значительная часть реально существующей преступности не вызывает сомнения как у российских, так и у зарубежных криминологов. Не вызывает сомнения, что латентная преступность влечет для государства и общества весьма серьезные негативные последствия. Наличие латентной преступности порождает в обществе психологическую обстановку безнаказанности, несправедливости, дискредитирует деятельность правоохранительных органов, воспроизводит новую преступность. Указанные обстоятельства актуализировали проведение криминологического исследования латентной преступности и виктимизации населения в Удмуртской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The true sizes of latent criminality always remain not known. Latent criminality and actual victimisation of the population in the Udmurt Republic. (By results of carried out(spent) in 2007 kriminologic of research)

The true sizes of latent criminality always remain not known. But that, what is it rather significant part of real-life criminality does not cause doubt both at Russian and at foreign. Does not cause doubt, that the latent criminality attracts for the state and society(community) rather serious negative consequences. The presence of latent criminality derivates in a society(community) psychological conditions of impunity, injustice, discredits activity of law-enforcement bodies, reproduces new criminality. The specified circumstances staticized realization of research of latent criminality and of the population in the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «Латентная преступность и фактическая виктимизация населения в Удмуртской Республике (по результатам криминологического исследования, проведенного в 2007 г. )»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

121

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

УДК 67.99

В.Е. Зварыгин, Э.Э. Стех

ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ФАКТИЧЕСКАЯ ВИКТИМИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(по результатам проведенного в 2007 г. криминологического исследования)

Истинные размеры латентной преступности всегда остаются неизвестными. Но то, что это весьма значительная часть реально существующей преступности не вызывает сомнения как у российских так и у зарубежных криминологов. Не вызывает сомнения, что латентная преступность влечет для государства и общества весьма серьезные негативные последствия. Наличие латентной преступности порождает в обществе психологическую обстановку безнаказанности, несправедливости, дискредитирует деятельность правоохранительных органов, воспроизводит новую преступность. Указанные обстоятельства актуализировали проведение криминологического исследования латентной преступности и виктимизации населения в Удмуртской Республике.

Ключевые слова: латентная преступность, фактическая виктимизация населения.

Преступность как объект криминологического изучения реально проявляется через систему множества отдельных преступлений, которые фактически имели место в данном регионе за какое-то определенное время. Отдельно взятое преступление всегда содержит значительный элемент случайности. Какое это будет преступление, когда, где, кем и при каких обстоятельствах оно будет совершено, кто станет его жертвой, какие негативные последствия повлечет - все это заранее непредсказуемо, определяется огромным количеством различных обстоятельств, характеризующих личностные особенности преступника и его жертвы, социальную среду, а также особенности конкретно складывающейся ситуации преступления.

В отличие от отдельно взятого преступления преступность как целостная система всех совершенных в обществе преступлений уже не случайное, а вполне предсказуемое и прогнозируемое социально-психологическое явление, обладающее стабильными количественными и качественными характеристиками, закономерными тенденциями и устойчивыми взаимосвязями. Одним из первых на это обратил внимание бельгийский астроном и математик А.Ж. Кетле, который еще 9 июля 1831 г., выступая на заседании Бельгийской королевской академии наук в Брюсселе, в своем докладе заявил: «Мы можем рассчитать заранее, сколько индивидуумов обагрят руки в крови своих сограждан, сколько человек станут мошенниками, сколько станут отравителями, почти так же, как мы заранее можем подсчитать, сколько человек родится и сколько человек умрет...». Между тем, не все так просто, как это может показаться на первый взгляд.

Наряду с другими обстоятельствами, усложняющими познание и прогнозирование преступности, ее изучение значительно затрудняет наличие скрытой и скрываемой (латентной) преступности. Дело в том, что в офици-

2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

альной статистике регистрируется только часть от общей численности всех фактически совершенных преступлений. За рамками зарегистрированной правоохранительными органами преступности в Удмуртии, да и в любом другом регионе или стране, всегда остается преступность не зарегистрированная, или латентная.

Более того, латентная преступность - это не только скрытые и скрываемые факты совершенных преступлений. Это и лица, фактически совершившие преступления и оставшиеся безнаказанными. Это и множество людей, которые фактически стали жертвами преступлений, а также вред, причиненный их здоровью, имущественный ущерб.

Истинные размеры латентной преступности всегда остаются не известными. Но то, что это весьма значительная часть реально существующей преступности, не вызывает сомнения как у российских, так и у зарубежных криминологов.

По мнению доктора юридических наук, профессора, главного научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук, эксперта Европейского института по анализу преступности В.В.Лунеева, в СССР, России и других странах постсоветского пространства, к сожалению, никогда не было надежных показателей состояния преступности. Нынешнее положение дел в этой области стало угрожающим. Масштабы скрытой преступности, как правило, в точности неизвестны. По некоторым международным оценкам, незаявленные преступления составляют около 60% и более от фактически совершенных [1].

Аналогичной позиции придерживается известный немецкий криминолог Ганц Йоахим Шнайдер. По мнению ученого, преступность, которая становится известной полиции, есть только видимая верхушка айсберга «действительно имевшей место преступности» [2].

Не вызывает сомнения, что латентная преступность имеет весьма серьезные негативные последствия. Наличие латентной преступности порождает в обществе психологическую обстановку безнаказанности, несправедливости, дискредитирует деятельность правоохранительных органов, воспроизводит новую преступность. Указанные обстоятельства актуализировали проведение криминологического исследования латентной преступности и виктимизации населения в Удмуртской Республике.

Основная цель исследования - это практическое ознакомление студентов с криминологической методикой и обучение их навыкам самостоятельного сбора, обработки и анализа эмпирического материала. Для достижения этой цели перед студентами были поставлены следующие задачи:

1) определить вероятностные масштабы латентной преступности в Удмуртской Республике, количество граждан фактически ставших жертвами преступлений по наиболее распространенным в обществе преступным проявлениям;

2) установить причины и степень латентности ряда наиболее распространенных преступлений;

3) выяснить степень полноты регистрации правоохранительными органами заявлений граждан о совершенных преступлениях, эффективность их

Латентная преступность и фактическая виктимизация... 123

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

деятельности по возмещению вреда жертвам преступлений, уровень доверия граждан милиции.

Определяющим методом исследования был избран анонимный опрос различных по возрасту, полу, роду занятий групп населения Удмуртской Республики. Опрос производился по специально разработанным анкетам, которые убеждали граждан в значимости исследования, его анонимности. При выяснении степени латентности конкретных видов преступлений, жертвами которых могли оказаться опрашиваемые, уголовно-правовые признаки составов преступлений описывались обыденным, доступным языком, понятным человеку, не имеющему юридического образования.

По окончанию опроса анкеты были обработаны и обобщены. Результаты исследования характеризуются следующими данными.

Из 550 опрошенных граждан 380 человек (69%) пояснили, что в течение трех последних лет они становились жертвами различных преступлений. Опрос показал, что в большей степени жертвами преступности являются женщины: из 237 опрошенных женщин жертвами преступников стали 183 (77,2%). Следует отметить, что доля женщин-преступниц в общей численности преступников составляет не более 15%, тогда как жертвами становятся более 77%, что позволяет говорить о криминальной дискриминации женщин.

Довольно часто жертвами преступлений становятся несовершеннолетние: из 65 опрошенных подростков жертвами преступлений стали 36 человек (55,3%).

Исследования показали, что 154 человека из 380 пострадавших стали жертвами краж (40,5%); 55 человек (14,4%) стали жертвами открытого хищения их имущества; 21 человек (5,5%) подверглись разбойному нападению; у 59 человек (15,5) имущество было похищено в результате мошенничества.

Проведенные исследования подтверждают, что в Удмуртской Республике около 60% от всех совершенных преступлений являются латентными. Так, из 380 человек, ставших жертвами преступлений, 216 (56,8%) не стали обращаться в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных преступлениях. Еще 20 человек (5,2%) пояснили, что при обращении в правоохранительные органы им было отказано в приеме заявления о совершенном преступлении.

Основными причинами того, что граждане не обращаются в милицию, были указаны следующие:

а) 98 чел. (45,3%) заявили об отсутствии у них уверенности, что сотрудники милиции установят виновных;

б) 53 чел. (24,5%) указали, что размер похищенного для них не значителен;

в) 30 чел. (13,8%) сослались на отсутствие у них свободного времени;

г) 14 чел. (6,5%) пояснили, что в милицию не стали обращаться из опасения мести преступников.

По видам преступлений наибольшую латентность из числа исследуемых имеют кражи чужого имущества (90,2%).

На втором месте по степени латентности - грабежи (54,5%). Далее идут преступления, связанные с применением уличного насилия (52,0%); мошен-

2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ничество (50,8%); насилие во внутрисемейных отношениях (40%); разбойные нападения (28,5%).

Наиболее часто работники милиции отказывали в приеме заявлений граждан о совершенных кражах (35,0 %); о грабежах (20%) и о фактах уличного насилия (20%).

Показательно, что из 289 человек, ставших жертвами имущественных преступлений, 175 человек не получили возмещения ущерба, 42 пострадавшим материальный ущерб возмещен частично и только 16 человек указали на полное возмещение ущерба. Из 144 человек, обратившихся в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных преступлениях, 98 человек не знают о результатах рассмотрения их заявлений. На этом фоне не вызывает удивления, что лишь 17 человек (4,4%) из 380 лиц, ставших жертвами преступлений, полностью удовлетворены деятельностью правоохранительных органов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Более 60% жителей Удмуртской Республики в возрасте 14 лет и старше считают себя жертвами наиболее распространенных преступлений, таких как кража, мошенничество, грабеж, разбой, взяточничество, уличное и внутрисемейное насилие. Таким образом, в действительности количество жертв указанных преступных посягательств более чем в два раза превышает показатели, фиксируемые официальной уголовной статистикой.

2. Большинство жертв не обращается в правоохранительные органы с заявлениями о совершенных преступлениях. Основной причиной этого является то обстоятельство, что граждане не верят в достаточную эффективность деятельности милиции.

3. Латентными являются около 60% из преступлений указанных видов. Наиболее латентны кражи чужого имущества - более 90%. Высокий уровень латентности у тяжких и особо тяжких преступлений, таких как грабежи и разбойные нападения.

4. Наиболее часто жертвами преступлений становятся женщины, причем каждая вторая из жертв преступлений пострадала от кражи.

5. Подавляющее большинство жертв имущественных преступлений не получает возмещения материального ущерба.

6. Сотрудники милиции в отдельных случаях отказывают гражданам в приеме заявлений о совершенных преступлениях и в подавляющем большинстве случаев не извещают граждан о результатах рассмотрения их заявлений.

Конечно же, изложенные выводы можно подвергнуть сомнениям. Выполненное криминологическое исследование имеет учебный характер и главная его цель - это привитие студентам навыков практической работы и овладение криминологической методикой. Учитывая ограниченные возможности проведения исследования в рамках учебного процесса, не представлялось возможным обеспечение полного соблюдения требований репрезентативности и случайности. Массив выборки не очень большой.

Между тем, результаты исследования имеют научный и практический интерес. Они свидетельствуют о наличии в Удмуртской Республике значи-

Латентная преступность и фактическая виктимизация... 125

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

тельной по объему латентной преступности и не известной органам власти и обществу высокой виктимизации населения региона, а также о существенных

недостатках в работе правоохранительных органов.

* * *

1. Лунев В. В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Норма, 1997. С.127.

2. Шнайдер Г.Й. Криминология. М., 1994. С. 124.

Поступила в редакцию 26.12.07

V.E. Zvarigin, E.E. Steh

The true sizes of latent criminality always remain not known. Latent criminality and actual victimisation of the population in the Udmurt Republic (By results of carried out(spent) in 2007 kriminologic of research)

The true sizes of latent criminality always remain not known. But that, what is it rather significant part of real-life criminality does not cause doubt both at Russian and at foreign. Does not cause doubt, that the latent criminality attracts for the state and soci-ety(community) rather serious negative consequences. The presence of latent criminality derivates in a society(community) psychological conditions of impunity, injustice, discredits activity of law-enforcement bodies, reproduces new criminality.

The specified circumstances staticized realization of research of latent criminality and of the population in the Udmurt Republic.

Зварыгин Валерий Евгеньевич Стех Эдуард Эргардович

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, г. Россия, Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.