Научная статья на тему 'Лапины в Псковской губернии'

Лапины в Псковской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
741
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лапины в Псковской губернии»

Люди и судьбы

В. Я. Мамаев

Лапины в Псковской губернии

По линии матери, урожденной Лапиной Лидии Васильевны, родившейся 27 марта 1907г. в Псковской губернии, Великолуц-кого уезда, Бологовской волости, погоста Бологое, мои предки принадлежали сначала к мещанам, а затем к купечеству и духовному сословию.

Фамилия Лапин(а) распространена в России. В ХУШ-ХХ столетиях она была так же широко представлена в Псковской губернии.

Относительно происхождения фамилии «Лапин» известные источники говорят следующее: «Лапин - отчество от русского нецерковного мужского личного имени Лапа. Еще в 1364 году летописью упоминается новгородский воевода Лапа1. Много примеров употребления имени в XV - начале XVIII веков в словаре Тупикова2 ».

Иное толкование происхождения фамилии можно найти в книге Ю.А. Федосюка «Русские фамилии»3: Лапин - Лапой могли прозвать человека с большими, сильными руками - «лапами». Но чаще фамилия от Лапа

- уменьшительная форма нередких в старину имен Евлампий и Харлампий. Для удобства произношения некоторые буквы могли выпускаться. Также и женщин с редким в наши дни Мамаев Виктор Яковлевич - СПб государственный университет аэрокосмического приборостроения

Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них.

А. С. Пушкин

именем Олимпиада уменьшительно называли не Лимпами, а Липами, Липочками.

Учитывая историческое прошлое и тот факт, что большая часть Псковского края была населена финно-угорскими народностями, можно сделать предположение и о его финском происхождении. В словаре Псковского уезда Псковской губернии И. И. Василева4 указано несколько поселений с топонимически близкими наименованиями:

1. Лапина деревня, 3 стана, Логазовской волости, Голодушинского сельского общества, Выбутского прихода, при реке Великой, от Пскова 11 верст.

2. Лапин Венец (Моложева) - деревня 3 стана, Печорской волости, Моложевского общества, Зачеренского прихода, при р. Моло-жевке, от Пскова 35 верст.

3. д. Лапино в 15 верстах от Опочки южнее озера Коложе.

Вашему вниманию, дорогой читатель, предлагается материал, касающийся древа Лапиных, имеющих свои корни в городе Опочке. Как пишет Л.И. Софийский в своей книге «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем»5, «... светлые личности среди Опочецких деятелей встречались и в XVIII столетии». К их числу, по его мнению и мнению более поздних исследова-телей6, можно отнести, например, И.И. Лапина.

В силу недостаточности наших знаний о более ранних периодах жизни города, родоначальником Опочецкой фамилии Лапин, сле-дуя6, можно считать мещанина Игнатия Григорьевича Лапина.

Мещанство7 - (польск. ш1е7С7ашп - горожанин) сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В ХГУ-ХУПвв мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с ХУЛ в. - жителей Смоленских городов. По губернской реформе 1775г. к мещанам относили посадских людей с капиталом 500 руб. Мещанство платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, было ограничено в свободе передвижения. Сословная принадлежность к меша-нам была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становились также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. В результате реформ 60-х годов ХЖ в. многие из сословия мещан получили доступ на государственную службу или же стали лицами «свободных профессий».

Вообще же «. имя Лапиных было записано в древней книге Крестовоздвиженской церкви Опочки еще в 1686 году»8.

Как следует из 9, старшие сыновья Игнатия Григорьевича и Матрены Гавриловны Иван (30.03.1799 - 1859) и Алексей (? - 4.05.1822) одними из первых закончили Опочецкое двухклассное училище (осн. 1787г). Имя Ивана Игнатьевича наиболее часто упоминается благодаря писанному им с 1817 по 1836 гг. дневнику, опуб -ликованному впервые в 1915г. в трудах Псковского археологического общества10. В книге Л. И. Софийского упоминается имя и Андрея Лапина, также автора дневника, к сожалению до наших дней не дошедшего. Как отмечают на страницах 22-23 издатели дневника «... удивительно уже одно то, что в начале ХЖ века, когда неграмотность была нередким явлением даже в среде нашего провинциального дворянства, мелкий Опочецкий купчик не только оказывается хорошо (по-тогдашнему, конечно) грамотным, но даже чувствует потребность вести дневник. Мало того: Лапин обнаруживает в некоторых местах дневника кое-какое знакомство с немецким языком, а в одном месте пытается даже написать

какую -то латинскую фразу, из которой, впрочем, можно разобрать только одно слово: ато. Он зачитывается тогдашней русской литературой - переводной и оригинальной, и это сильно отражается на характере дневника, напыщенном и сентиментальном. О самых простых вещах автор говорит непременно «высоким штилем»... Автор не прочь и сам заняться стихотворством: в дневнике есть его вирши, посвященные другу. Иван Игнатьевич занимался иногда и рисованием: у сына его Ивана Ивановича, здравствующего и поныне, сохранился альбом недурных рисунков отца, выполненных отчасти красками».

Как отмечает издатель трудов10, «.. .главный и очень крупный недостаток дневника -его узкая субъективность и интимность. Это -не летопись внешних событий, а описание личных переживаний и настроений. Общественной жизни автор почти не касается. И тем не менее все же этот элемент местами проступает в дневнике сам собою, даже помимо прямого намерения автора. Интереснее всего, конеч -но, встреча автора с А.С.Пушкиным, оставившая, по-видимому, в Лапине глубокое впечатление: «имелъ счастіе, - пишет он, - видеть Александра Сергеевича Пушкина», и затем подробно описывает наружность великого поэта. И далее «. личный характер Ивана Игнатьевича Лапина, насколько можно судить по его дневнику, представляется нам все же, в общем, весьма симпатичным. Это простая, мягкая, восприимчивая и впечатлительная русская душа. Автор всегда настроен поэтически; он большой любитель природы, музыки и пения, и сам отчасти музыкант и, по-видимому, недурной певец. Он добр, великодушен и верен в дружбе. Все эти хорошие качества вовсе не выставляются автором умышленно, а проступают опять-таки сами собой, помимо его желания».

Иван Игнатьевич Лапин известен не только как автор дневника, но и как общественный деятель. В 1841-43 гг. 3-й гильдии купец Лапин был градским главою г.Опочки11, в 1856-58 гг. был ратманом (членом совета городского магистрата) в городском магистрате г.Опочки12.

Младший брат И.И. Лапина Василий Игнатьевич Лапин, также 3-й гильдии купец, избирался в 1856-1858 г. гласным от купцов в городскую думу г.Опочки12. Его сын Николай Васильевич - титулярный советник 2-го участка Великолуцкого окружного суда (прокурор-

ский надзор) исполнял эту должность в 1879-1882гг.14. Второй сын, Пётр Васильевич Лапин, в 1846 г. с похвальным листом закончил Опо-чецкое городское училище9, и в 1875, 1876, 1878, 1879, 1882, 1883 гг. также избирался гласным от купечества в городскую думу г.Опочки14. В дальнейшем он был посвящен в дьяконы Николаевской церкви и служил в ней до своей кончины. В 1907г., указом св. Синода от 8 ноября 1907г. за .№3493 назначена пенсия вдове Евдокии Лапиной с детьми Марией, Александром и Николаем15.

Неоднократно (в 1892-1894 гг.) избирались присяжными заседателями по Опочецкому уезду мещанин Лапин Иван Семёнович (по списку господина председателя Опочецкой земской управы) и купец Лапин Иван Иванович (по списку Опочецкого городского головы) 16 .

Мой дед, Лапин Василий Петрович, родился уже в семье священнослужителя примерно в 1870 году в г.Опочке. По воспоминаниям моей тети Мининой (Лапиной) Людмилы Васильевны, у ее отца было три сестры (Мария, Елена, Валентина) и три брата (Петр, Николай, Александр). Мария - старая дева, Елена - вдова без детей, Петр - после военной службы в гвардии был почтовым работником, Николая убила лошадь во время его службы в армии, Александр рано умер, болея менингитом.

После окончания курса духовной семинарии в 1893г. В.П. Лапин сначала в сане дьякона погоста Влицы Великолуцкого уезда был законоучителем церковно-приходской школы17. Из рассказов Л.В.Мининой (Лапиной) следовало, что для того, чтобы получить сан священника, ее будущий отец должен был жениться. Что он и сделал, выбрав в невесты племянницу игуменьи одного из монастырей города Пскова - Ирину Васильевну Афанасьеву. Отец невесты, Василий Максимович Афанасьев, был скупщиком скота из г. Духовщина Смоленской губернии.

9 мая 1894г. В.П. Лапин был рукоположен в сан священника Георгиевской церкви погоста Чернозерья Островского уезда18, но уже в августе 1894 года распоряжением по епархии перемещены священники Островского уезда погоста Кириллова Иоанн Ратьковский и погоста Чернозерья один на место другого19.

В 1894 г в семье В.П. Лапина родился первенец Николай, а в 1895-м дочь Людмила.

С 1900 по 1906 год В.П.Лапин - священник погоста Паниковичи Псковского уезда и одновременно законоучитель церковно-приходской школы в деревне Воронкино (учительницей в этой школе была Найденова Софья Петровна) и школы грамоты в деревне Линусы Паниковской же волости20. Здесь у него родились сыновья Александр (1900 г), Сергей (1902 г.) и дочь Панна (1903-1909 г) (фото). Семья росла, приход же был бедный (в Паниковичах церковной земли было 2дс. 83сж.)21. К тому же подрастали дети, которых нужно было учить. Поэтому в 1907 году он перевелся на освободившееся место в погост Бологое Бологовской волости Великолуцкого уезда (погост 2ст, Бологовс-кой волости, от В. Л. 25, ст. 36, вл 36 при оз.Боло-говском, церковь каменная в честь Богоявления Господня строенная в 1774 г., причта по штату - 1 настоятель, 1 псаломщик, церковной земли 97 дс 1780сж, в приходе 37 деревень с 180 дворами, в коих 608 мужчин, 720 женщин, 1328 обоего пола.)21.

Василий Петрович Лапин был священником погоста Бологое с 1907 по 1916 год. Погост относился к четвертому благочинническому округу. Псаломщиком был Алфеев Алексей Александрович, церковным старостой Смирнов Осип Никандрович, владелец пустоши Ко-былино Бологовской волости22. Здесь родились Лидия (1907г.), Евгений (1908г.), Ювеналий (1911г.), Виктор (1915г.). В годы службы отца Василия в погосте Паниковичи его старший сын Николай обучался в Псковском духовном училище. После перевода отца Василия в погост Бологое Николай был переведен на обучение в III класс Великолуцкого духовного училища (уездное духовное училище было открыто в 1758г., в 1910г. - для него было построено новое здание). С 1909 года в этом же училище стал обучаться его второй сын, Александр, а с 1913 года и третий сын, Сергей. Дочь Людмила стала учиться в женской гимназии (открылась в 1894 году), при этом квартиру она снимала у Пульхеровых (классная надзирательница Мария Леонидовна Пульхерова жила в собственном доме на Дворцовой площади), учительницей истории и географии была Онгирская Аделаида Александровна.

По воспоминаниям А. П. Лопарева23, из всех зданий учебных заведений старых Великих Лук ко времени 1985г. осталось четыре:

техническое училище, духовное училище, второе городское и приходское.

Обязанности священника отец Василий совмещал со службой законоучителя в церковно-приходской школе погоста Бологое. Учительницей в этой школе была Королева Екатерина Владимировна. Бологовская церковно-приходская школа открылась в 1889 году, а в 1891-1892 гг. в ней учились 16 учащихся24. Одновременно В.П.Лапин был членом учительского Совета Великолуцкого училищного округа25.

В 1909 году священник погоста Бологое Великолуцкого уезда Василий Лапин награжден его Высокопреосвященством скуфьей26.

На правах члена-соревнователя священник погоста Бологое В. П. Лапин входил в состав Псковского церковного историко-археологического комитета27..Согласно его уставу28 членами-соревнователями могли быть лица, доставляющие полезные для комитета историко-археологические сведения и жертвователи в церковно-археологический музей. Избирались они по рекомендации двух членов комитета.

В 1911 году старший сын Николай окончил Великолуцкое духовное училище и был переведен в первый класс Псковской духовной семинарии. Туда же после окончания духовного училища в 1913 году перевелся на обучение и второй сын, Александр29.

В 1915 году старшая дочь В.П.Лапина Людмила после окончания Великолуцкой гимназии (1907-1915 гг.) поступила на двухгодичные курсы рукоделия в г. Петербурге. Она же способствовала переводу в Петербург и отца. Распоряжением епархиального начальства 12 октября 1916 года уволен из Епархиального ведомства священник погоста Бологое Велико-луцкого уезда Василий Лапин за переходом на службу в военное ведомство30.

С 1916 года до дня смерти 20 августа 1917 года В.П.Лапин был священником Сергиевской церкви 180 пехотного запасного полка. Причиной ранней смерти от грудной жабы были переживания на почве репрессий солдат относительно офицеров полка. Похоронен он 20.08.1917 на Смоленском православном кладбище в Петрограде31.

Моя бабушка, И.В. Лапина, осталась с малыми детьми на руках без средств к существованию, заболела чахоткой и умерла в богадельне в 1918г. Там же умер и её младший сын Виктор.

После смерти родителей заботы о самых младших братьях и сестре взяли Николай (офицер царской армии с 1916г., после гражданской войны жил в Москве, в 30-е годы был репрессирован и погиб) и Людмила. У Николая в Москве оказался Евгений, у Людмилы в Боровичах

- Лидия и Ювеналий, которые успели побывать и в детском доме.

Вернёмся, однако же, к истокам. По данным начала 1820-х годов, в Опочке проживало 635 лиц мужского и 763 женского пола, в их числе 95 духовных, более 60 дворян, 125 военнослужащих, 76 купцов и 905 мещан, 106 разночинцев, дворовых людей, и т.д. Городские доходы складывались из многочисленных мелких сборов: за содержание трактира, с отдаваемых в аренду городских мер, с питейной продажи, огородные места и основные пашни, с лавок и отдаваемых в наем комнат, с кожевенных заводов, двух ветряных и одной водяной мельниц, с кузницы и проч. Основная часть расходов шла на содержание полиции, канцелярских служителей и ремонтные работы. Почти все местные учреждения, в том числе открытое при Екатерине малое народное училище (1787г.) и богадельня, не имея собственных домов, нанимали их у обывателей24.

Культурный подъем, переживавшийся Россией в первые десятилетия ХК века, замечен и в «далеком северном уезде». Наиболее развитая часть городской молодежи проявляла растущий интерес к чтению, музицированию, светскому и церковному пению, рисованию и родной истории. В немалой мере то была заслуга уездного училища. Здесь имелась своя -по сути первая - в городе общественная библиотека. Не это ли послужило толчком к пониманию Лапиным значимости имени А.С.Пуш-кина. О том, что Лапин был знаком с А.С.Пуш -киным, можно судить из следующего диалога между старожилом г.Опочки Н.Г.Ивановым и одним из авторов альманаха6 А. Гординым. «Н.Г.Иванов: - Я знаю, что в дореволюционной школе говорили, что Пушкин бывал в Опочке, любил бывать во время ярмарок. Останавливался Пушкин (об этом и в литературе сказано было) в доме, где проживал Порозов, Мина Порозов. У Мины Порозова дом был построен. на набережной, с правой стороны реки Великой, по улице, которая называлась тогда Старорынковской, напротив Успенской

церкви. Последнее время перед революцией там была расположена богадельня, и о Пушкине уже тогда не говорили, но на экскурсию нас водили: мол, в этом доме останавливался Александр Сергеевич Пушкин.

- Кто водил?

- Учитель русского языка Михаил Михайлович Михайлов, преподаватель высшего начального училища. А другой учитель знал, что он бывал не только у Порозова, он был знаком с Лапиным. Лапины приезжали на ярмарку в Святые Горы. И вот, как ответный визит, Пушкин иногда останавливался у Лапиных. То же на Старорынковской улице, но ближе к присут -ственным местам.

- А кто этот второй учитель?

- Раевский, он вел историю, и на уроках истории рассказывал: Пушкин бывал у Лапина».

Вторая половина XIX века была уже не столь благополучна для Псковского края, как, впрочем, и для России в целом, как ее первая. Симптомы серьезного неблагополучия в пореформенной Опочецкой деревне были замечены уже известным драматургом и фельетонистом В. А .Крыловым, посетившим уезд в конце 1860-х годов. Печальное впечатление от этой поездки легло в основу полусатирической книги «Столбы. Старая погудка на новый лад. Черты нравов города Провалишина» (СПб., 1869г.) В центре повествования - тяжба временнообязанных крестьян с помещиком из-за межевых столбов. Под узнаваемыми фамилиями выведены реальные лица, списаны с натуры Соборная площадь, уютная усадьба Пашкино в версте от Опочки. При общей отсталости сельского хозяйства, перенаселенность, нехватка земли, недостаток инвентаря порождали не только отходничество, но и острую социальную рознь, вылившуюся в аграрные беспорядки 1900-х годов. Тяжелое положение значительной части крестьянства усугублялось чрезвычайным распространением земельных спекуляций и ростовщичества: обирал в основном свой же брат, разбогатевший на торговле крестьянин. Хищнически истреблялись леса, площадь которых сократилась с 205 тысяч десятин в 1860 году до 85 тысяч в 1914 году. За 1881 год в девяти приходах рождаемость ниже смертности: родилось 1053, умерло 1358 человек. Эти факты отмечает и известный исследователь Г. П. Сазонов. В главе «Рабство «свободного труда» своей

книги «Ростовщичество - кулачество. Наблюдения и исследования» (СПб., 1894г.) он отмечает «... Павел Иванович Кудрявцев - Волк -крестьяне привыкли так фамильярно величать своих хозяев... Семендяевы, Подмошинские, Кудрявцевы - Волки. Утретские, Болталовы, Федотовы, Крестовские, Машневы и т.д. - такова славная стая».

Промышленность также развивалась слабо. В начале Х!Х века в Опочке и уезде действовало несколько кожевенных, кирпичных и гончарных заводиков, турбиностроительный завод и первая в губернии сельская электростанция в селе Захино, шесть винокуренных и один пивоваренный завод, маленькая типография... В общей сложности в городе имелось около 200 рабочих.

Удаленность от железных дорог становится причиной серьезного упадка торговли. Не так многочисленны стали ярмарки, пустовали и переделывались под жилье купеческие льно-трепли. Обеднялась духовная сфера жизни горожан. Не этому ли причиной стали и перемещения граждан города Опочки. Многие перебирались в крупные города (Петербург, Псков), меняли род своей деятельности. Так, сыновья Алексея Игнатьевича и Ивана Игнатьевича Лев Алексеевич и Александр Иванович переехали во Псков, сын Василия Игнатьевича Петр Васильевич перешел в духовное ведомство и стал дьяконом Николаевской церкви г. Опочки, а его сын, в свою очередь, стал священником и впоследствии уехал в Петроград.

Но и в изменившихся условиях Лапины остались на высоте положения (прежде всего в духовном смысле). Сказывалось внутреннее благородство и воспитанность. Вот что писал Иван Игнатьевич в 1853 году в письме к своему сыну Александру10. «Бога ради, не осуждай никакого человека, впадшего в преступление. Не презирай нищих и убогих, снабжай хотя бы небольшими подаяниями странников».

И действительно, дети следовали советам родителей. Так, Лев Алексеевич, его сын Лев Львович и Александр Иванович постоянно занимались благотворительностью, о чем свидетельствуют документы. Потомственный почетный гражданин города Пскова Лев Алексеевич Лапин был жертвователем на переливку большого соборного колокола, Псковского общества помощи в несчастных случаях, Псковского дома

трудолюбия16, Лев Алексеевич, Лев Львович, Александр Иванович были попечителями Псковоградской церкви Покрова от Торга, Лев Львович был санитарным участковым попечителем. Лапин Лев Иванович состоял попечителем Псковской Ильинской общины сестер милосердия , которая находилась под покровительством государыни императрицы.

Многие Лапины трудились на ниве просвещения и образования. Лапина Александра Александровна была учительницей женского училища. Сестра В.П. Лапина, Елена Петровна (1877г.р.), после окончания Опочецкой прогимназии долгое время учительствовала в различных школах Опочецкого уезда: Бослаковской, Копылковской, Орешковской32.

Старшая дочь В.П. Лапина, Людмила, после окончания двухгодичных курсов в Петрограде работала учительницей рукоделия в Борович-ской учительской семинарии. Младшая дочь-Лидия после окончания в 1927 году Боровичско-го педагогического техникума сначала работала в сельских школах Хвойнинского района Новго-

родской области , а после замужества до Великой Отечественной войны в различных школах Ленинградской области и г.Ленинграда.

С Ленинградским государственным университетом связана большая часть жизни среднего сына В.П. Лапина - Сергея. В университете он проработал на различных должностях, включая должность начальника кафедры, с 1939 по 1955 год. С 1946 года до выхода на пенсию в ЛГУ работала и его сестра Л.В. Минина.

В здании Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения на улице Большая Морская, 67 в должности доцента трудится внук В. П. Лапина -Мамаев Виктор Яковлевич (автор этих строк). С 1805 года в этом здании квартировал полк Конной гвардии , командиром которого с 1844 года был П.П. Ланской, женившийся в это время на вдове А. С. Пушкина Наталье Николаевне. Сыновья А. С. Пушкина Александр и Григорий служили в нем под началом своего отчима.

«Странные бывают сближенья .» - говорил когда-то Пушкин.

Примечания

1. Никонов В.А. Словарь русских фамилий/ Сост. Е.Л. Крушельницкий. - М.: Школа+Пресс, 1993. - 224 с.

2. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен// Записки отделения русской и славянской археологии, Т. IV, СПб. 1903.

3. Федосюк Ю.А. Русские фамилии. - М.: Русские словари, 1996. - 288 с.

4. Опыт статистическо-географического словаря Псковского уезда Псковской губернии. Составил И.И. Василев. Пск. 1882.

5. Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414 - 1914 гг.), Псков. 1912.

6. И путешествие в Опочку...: Альманах/ Сост. Е.В. Васильева, В.П. Глебов, А.Е. Николаев, В.М. Русаков. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 232 с.

7. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Под ред. С.Г. Бархударова, М.: Просвещение, 1971.

8. Гейченко С.С. У Лукоморья. Рассказы хранителя Пушкинского заповедника. Лениздат. 1986, с. 48.

9. Столетие Опочецкого городского 4-классного училища 1787 - 1887 гг. Краткая историческая записка. Составитель инспектор училища М. Ламберг. Псков, 1887.

10. Труды Псковского археологического общества 1914 - 1915 гг., Вып. 11. Пск. Жизнь, 1915.

11. Список чинам стоящим на службе в Псковской губернии. Псков, 1841.

12. Памятная книжка для Псковской губернии на 1856 - 58 гг. Псков.

13. Данные сведения требуют уточнения.

14. Памятная книжка для Псковской губернии на 1875. 1879, 1882, 1883гг.

15. Указ Св. Синода от 8 ноября 1907 № 3493. ПЕВ. 1- 15 дек. 1907 г. стр. 315.

16. Псковские губернские ведомости №№ 9,10 за 1892г. и №9 за 1894г.

17. Псковские епархиальные ведомости. 1 мая 1895 г. № 10.

18. Псковские епархиальные ведомости. 15 мая 1894 г. № 10.

19. Псковские епархиальные ведомости. 1.09.1894. № 17.

20. Памятная книжка для Псковской губернии на 1903 - 1906 гг. Псков.

21. Опыт географическо-статистического словаря Псковского уезда Псковской губернии. Пск. типография Губернск. Земства. 1884.

22. Памятная книжка для Псковской губернии на 1909-1910 и 1913-1914 гг. Псков.

23. Лопарев А.П. Город моего детства: Воспоминания о Великих Луках. - Л.: Ленинград, 1985.

24. Образование и образовательные средства в Великих Луках и его уезде. Историко-статистический очерк. Изд. Пск. Статист. Комитета. Чл. Комитета А.И. Пульхеров. Пск., 1893.

25. Псковские епархиальные ведомости за 1915 г.

26. Псковские епархиальные ведомости за 1909 г., стр. 204.

27. Список членов Псковского церковного историко-археологического комитета в 1911г./ Отчет о состоянии и деятельности Псковского церковного историко-археологического комитета за 1911г. Псков, 1913г.,стр.19-22.

28. Труды Псковского церковного историко-археологического комитета. Псковская старина. Т. 1. Псков,1910г., стр.7-13.

29. Псковские епархиальные ведомости за 1913 г., стр. 166.

30. Псковские епархиальные ведомости за 1916 г., стр. 201.

31. Архивная справка о смерти В.П. Лапина № 989/3//ЦГНАСПГ, 2.12.04.

32. Состав учителей земских учебных заведений Опочецкого уезда по состоянию на 1910 г.// ГАПО, ф. 21, оп. 1, д. 9.

1903 г. Семья священника погоста Паниковичи Псковского уезда, Псковской губернии Лапина Василия Петровича.

Первый ряд слева - направо: работница, Александр, Николай,

В.П. Лапин, Людмила, Ирина Васильевна Лапина, Сергей (на руках нянечки). На 2-ом плане Дарья Васильевна Афанасьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.