Научная статья на тему 'Древо Опочецкого духовного рода Лапиных и его окружение'

Древо Опочецкого духовного рода Лапиных и его окружение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
837
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древо Опочецкого духовного рода Лапиных и его окружение»

Генеалогия

В. Я. Мамаев

Древо Опочецкого духовного рода Лапиных и его окружение

ФАсАМИЛИЯ моих предков по материнской линии - Лапины - происходит из древнего Псковского города Опочка 1 . Лапины духовные2 и купцы записаны в исповедные росписи Опочецких церквей и в книги сборов денег с начала XVIII в. Так в книге сборов денег с рыбных ловель и мельниц, с бань, с винокуренных котлов и оброчных угодий за 1731 г. записаны поп Лукинской церкви Лапин Обросим и пономарь Сергиевской церкви Черницкой губы Лапин Федот, купцы и посадские люди Максим, Семен, Игнатий Лапины1 . Еще ранее в писцовой книге Опоч-ки 1585 - 87-х годов упоминалось описание огорода Якуша Кузмина сына Лапы2, отсюда становится ясным и происхождение фамилии «Лапин».

Кровное родство моей матери, Лапиной Лидии Васильевны, по прямой линии доказательно восходит к Моисею Лапину - попу Черницкого погоста3 Покровской церкви Опочецкого заказа Псковской провинции, что видно из родословной схемы, помещенной в приложении. Имя своего прапрапрадеда упо-Мамаев Виктор Яковлевич - доцент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Память - животворная сила настоящего. Она полнится подробностями, влечёт нераскрытыми тайнами, глыбится в умах и сердцах великими свершениями предков, зовёт быть достойными их!

Владимир Чивилихин, «Память» минала еще моя тетя Минина (Лапина) Людмила Васильевна (1897 - 1984). Позднее ее воспоминания удалось подтвердить документально. По данным росписей Псковской провинции Опочецкого заказа Покровской церкви Черницкого погоста,3 в 1753 г. ему было 37 лет, его жене Татьяне Дмитриевне - 40, их детям - Ефросинье - 14, Силе - 8, Стефану - 6, Федору - 3. Дети Моисея, как и отец, стали священнослужителями. Так, старшие сыновья Сила и Стефан в 1770 г. были посвящены к Николаевской церкви в Опочке диаконами, а в 1780 г. «переведены из сей церкви диаконами же церкви Успения пре-святыя Богородицы и грамоту имеют», о чем записано в ведомостях церквей г. Опочки за 1802 г. и 1805 г. соответственно4,5. Младший сын Моисея, Федор (1748 - 18 ), «был сначала пономарем при Соборной церкви, затем переведен в Успенскую церковь пономарем же, а в 1786 г. определен дьячком в Лукин-скую церковь г. Опочки и грамоту имеет»5. Все они имели начальное духовное образование (уволены: Сила и Стефан из фары, Федор

- из инфимы)4. Федор был женат дважды (и поэтому в некоторых документах фигурировал как двоеженец): первая жена - Фео-

досия Екимова (1752 г.р.), от которой детей не было; вторая жена - Афимья Софронова (1758 г.р.), от которой было трое детей (см. приложение).

Продолжателем деятельности Федора Лапина стал его сын Семен (1806 - 18 ). «Дья-ческое место за смертью дьячка Федора Моисеева состоит праздно, которое утверждено за сыном его Семеном, писанным при матери его в оной ведомости»7, так было записано в клировых ведомостях за 1820 г. По ним числились «в Лукинской церкви у умершего дьячка Федора Моисеева его жена Афи-мья Сафронова (56 лет), сын Семен 14 лет -обучается в Псковском духовном уездном училище прозванием Лапин». Старшие дочери Наталия (1781 г.р.) и Анна (1788 г.р.) в это время, очевидно, жили уже своими семьями. В училище Семен проучился недолго, в 1820 году исключен из третьего класса. Оказывается, что становится известным только из последующих ведомостей, «дья-ческий сын Семен Федоров Лапин состоял под следствием по указу Псковской духовной консистории по делу о нанесении боем обиды пономарю Розанову Тимофею»8 и «по исключении из низшего отделения Псковского училища в 1821 г. епископом Евгением определен к Лукинской церкви дьячком»9, в том же году «посвящен в стихарь и грамоту имеет». В ведомостях этой же церкви за 1827 г. записано: «дьячок Симеон Федоров, 22 года, в чтении и пении хорош. Жена Дарья Михайловна - 21 г. Он священнику зять. Священник Лукинской церкви - Василий Михайлов, дьячку шурин, 26 лет, уволен из философского класса4, в 1820 г. определен в Великолуцкое приходское училище учителем, а в 1825 г. сюда священником»10. Изучение архивных документов показало, что Дарья Михайловна была дочерью священника Воскресенской церкви Кудовского погоста Опочецкого уезда Михаила Андреевича Рудакова11. Фамилия «Рудаков» (как и фамилия «Лапин») была широко представлена лицами духовного сословия в Псковской епархии до 1917 г.. Дед Дарьи Михайловны, Андрей Артемьевич Рудаков (~1721 г.р.), а также его родной брат Аверкий (—1741 г.р.), были соответственно священником и диаконом той же церкви в более раннее время.

В 1834 г. «дьячку Лапину С.Ф. 29 лет, Дарье Михайловне - 28, детям: Марии - 7, Елене -

5, Алексею - 9 месяцев. Дьячок Лапин в 1833 г. обязан подпискою, чтобы впредь вести жизнь добропорядочную, его мать на пропитании сына Семена»12.

По росписи Лукинской церкви г. Опочки за 1848 г. в семье дьячка Семена Федорова Лапина (44 г. ) кроме него записаны жена Дарья Михайловна (43 г.) и их дети: Мария (22 г.), Ольга (10 лет), Петр (6 лет), Александр (4 г.)13. В росписи 1866 г. Дарья Михайловна и Александр уже не числятся (очевидно, умерли), Петру 23 года, он «находится в Псковской духовной семинарии среднего отделения на своем содержании», однако вскоре в связи со смертью отца увольняется по собственному желанию из 5 класса (младший сын наследовал дело отца и оставался кормильцем семьи) и «2 февраля 1869 рукоположен в дьяконы на штатное место по храму Рождества Богородицы в погост Коровское Островского уезда. 31 января 1875 г. по прошению перемещен в Лукинскую церковь на место псаломщика и только 15. X. 1896 г. назначен на вновь открытое дьяконское место штатным дьяконом Николаевской церкви г. Опочки. Здесь он одновременно исполняет должность учителя церковно-приходской школы (ЦПШ)5 , открытой в 1890 году при сей же церкви, однако 20 ноября 1897 г. увольняется от этой должности в связи с болезнью. В 1885 г. ему объявлена архипастырская благодарность за хорошее поведение и 15-летнюю беспорочную службу дьяконом.

Согласно клировым ведомостям в семействе П.С. Лапина в 1900 г. были записаны: жена Евдокия Ивановна - 48 лет, неграмотная, и дети: Мария - 28 лет грамотная, Елена-25 лет, окончила Опочецкую прогимназию и на тот момент состояла учительницей в земской школе дер. Шелухи Жадрицкой волости Опочецкого уезда, Валентина - 19 лет, также окончила Опочецкую прогимназию и состояла помощницею учителя земской школы пог. Рождества Опочецкого уезда, Владимир - 17 лет, Александр - 14 лет, которые живут при отце. Младший сын Николай 10 лет обучался в Псковском духовном училище14. Старший сын, Василий, к этому времени имел свою семью и в ведомости поэтому отмечен не был.

Мой дед, Василий Петрович Лапин, родился в 1869 г. в семье дьякона пог. Коров-ское Островского уезда Псковской губернии и, как и его предки, продолжил служение церкви. Изучение инспекторского журнала Псковской духовной семинарии на 1891 -92 учебный год15 позволяет утверждать, что В.П. Лапин был дисциплинирован и не имел трудностей в учебе. К сожалению, документы о более раннем периоде его жизни пока не обнаружены.

После окончания курса Псковской духовной семинарии в 1892 г. В.П. Лапин был посвящен в дьяконы Преображенской церкви пог. Влицы и 11 августа 1893 г. стал учителем местной ЦПШ16. После женитьбы на дочери скупщика скота Духоещинского уезда Смоленской губернии Афанасьевой Ирине Васильевне 9 мая 1894 г. он был рукоположен в сан священника к Георгиевской церкви пог. Чернозерья Островского уезда17. По рассказам Мининой (Лапиной) Л.В., ее мать и сестра матери, Афанасьева Софья Васильевна, были племянницами игуменьи одного из Псковских женских монастырей и некоторое время были ее воспитанницами. Поэтому не случайно они вышли замуж за священнослужителей: Софья Васильевна стала женой дьякона погоста Влицы Сырохнова Дмитрия Петровича, который после рукоположения В.П. Лапина в сан священника пог. Чернозерья занял его место.

Фамилия Сырохновых также составляет древо священнослужителей и широко представлена в Псковской епархии в 18 - 19 вв. Так, в исповедной росписи церквей г. Опочка за 1831 г. , записаны «дьячок Преображенской церкви Феодот Иоанов Сырохнов, жена его Евдокия Антонова, их дети Александр и Любовь и сестра дьячица Евдокия Иоанова«18. В свою очередь, Сырохновы связаны семейными узами с церковнослужителями Ветошкиными, также широко представленными в Псковской епархии.

Распоряжением по епархии 11 августа

1894 г. «священники Островского уезда пог. Кириллова Иоанн Ратьковский и пог. Черно-зерье Василий Лапин перемещены один на место другого»19. Здесь у В.П. Лапина родились первенцы: сыновья Николай (1895), Александр (1898) и дочь Людмила (1897);

здесь о. Василием Лапиным 19 января 1897 г. открыта одноклассная церковно-приходская школа20. Первыми учителями школы были Иван Успенский, а затем, окончившая курс епархиального училища, Анна Николаевна Троицкая. В школе обучалось 27 мальчиков и 4 девочки. Чуть позже в 1898 г. им в дер. Шкили была открыта школа грамоты21, в которой он был законоучителем, а учителем был, окончивший курс духовного училища, псаломщик церкви Михаил Никольский.

В отчете о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты Псковской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1898/9 учебный год говорилось, что « особого внимания и поощрения за свои труды по преподаванию закона божия, за заботы о преуспевании церковных школ и, вообще, за усердное отношение и особую преданность к делу народного образования в духе церковности заслуживают следующие лица: ...Б) По Островскому уезду...6) Кирилловской школы священник Василий Лапин. Все означенные законоучители по отзыву уездных наблюдателей понесли особенные труды по преподаванию закона божия в своих школах и не только в точности выполняли программу предмета, но и успели сообщить детям немало сведений вне программы»22. Распоряжением епархиального начальства в 1899 г. священник пог. Кириллова Василий Лапин был награжден набедренником23.

5 мая 1900 года последовало перемещение о. Василия Лапина в пог. Паниковичи Псковского уезда в Николаевскую церковь24. 31 августа он был утвержден в должностях заведующего и законоучителя Паниковской и Пуриковской школ того же уезда25(школы открыты в 1892 г. священником П. С. Рать-ковским, который был одновременно и первым законоучителем, а первой учительницей Паниковской школы - дочь псаломщика, окончившая курс епархиального женского училища, Олимпиада Ивановна Корлская, учительницей же Пуриковской школы - дочь священника, окончившая курс епархиального женского училища, Любовь Ивановна Модестова). Учительницей Паниковской школы была Мария Орлова, окончившая курс епархиального женского училища, а церковным старостой крестьянин Паниковской волости

деревни Пеньева Владимир Иванов. В школе обучалось русских - 12, эстов - 6, полу-верцев - 6, латышей - 2. Одновременно В.П. Лапин стал заведующим и законоучителем в ЦПШ деревни Воронкино, учительницей же

- Найденова Софья Петровна.

Во время службы в Паниковской волости с особой силой проявились такие черты характера о. Василия, как патриотизм, высокая духовность, склонность к историкогеографическим исследованиям. Так, в связи с событиями русско-японской войны, как и повсюду в России, были зарегистрированы пожертвования, поступившие в кассу Псковского местного управления Российского общества Красного Креста. От священника пог. Паниковичи Василия Лапина поступили 320 аршин холста, 25 пар дьяниц6*, 8 пар перчаток, 5 штук рубашек, 1 овчина26

Им было проведено тщательное обследование Паниковской волости ив 1905 г. написан очерк «Церковно-историческое и статистическое описание Паниковской Николаевской церкви и прихода Псковской епархии». Очерк вызвал интерес у общественности и затем неоднократно обсуждался.

16 февраля 1906 г. распоряжением епархиального начальства священник пог. Паниковичи Псковского уезда Василий Лапин перемещен на священническое место в пог. Бологое Великолуцкого уезда28. В 1907 г. (21 июля) на псаломщицкое место в этот же погост определен Алексей Алфеев, окон-

29

чившии курс псаломщицкои школы ; в этом же году утвержден в должности церковного старосты крестьянин дер. Петрячино Яков Леонов30.

Переезд семьи в Бологое, очевидно, был связан с тем, что подрастали дети (старший сын Николай в это время учился в Псковском духовном училище), их надо было учить, о чём очень заботился отец. В Великих Луках имелось несколько учебных заведений, где могли учиться дети: духовное училище , женская гимназия, реальное училище. В 1907 г. в женскую гимназию поступила дочь Людмила (окончила в 1914 г.), в 1908 г. в духовное училище - сын Александр (окончил в 1913 г. и в том же году переведен в 1-й класс Псковской духовной семинарии), в этом же году из Псковского духовного училища в Великолук-

ское перевелся старший сын Николай, позднее, в 1913 г. , в духовное училище поступил третий сын, Сергей. Здесь же учились и их двоюродные братья, сыновья дьякона Д.П. Сырохнова, Никандр (с 1913 г.), Николай (с 1916 г.). Несмотря на то, что правилами приема учеников в Псковские духовные училища с детей духовенства плата за обучение не предусматривалась, за учебу и квартиру о.Василию приходилось платить, что было связано с трудностями Великолуцкого духовного училища. В 1 - 4 классах в нем обучалось 93 человека, из них детей духовенства

- 40, потомственного и личного дворянства

- 7, мещан и цеховых - 17. В общежитии не проживал никто, в домах родственников - 37, у частных лиц - 40, пользующихся епархиальным полным или половинным содержанием не было никого (для сравнения в Псковском духовном училище из 159 учеников в общежитии жило 100 человек, пользовался епархиальным содержанием 41 человек), все остальные также находились на своем содержании (своекоштные). По воспоминаниям Л.В. Мининой, в период обучения в гимназии она жила на квартире у классной надзирательницы М. Л. Пульхеровой.

По данным на 1903 г. (ПЕВ, № 12, 16 -30 июня, 1909 г.), Великолукское духовное училище - среднее духовное учебное заведение - обладало квалифицированными учительскими кадрами, состоявшими на государственной службе (были чиновниками). За выслугу лет или особые отличия учитель мог дослужиться до статского советника (5-й класс в Табеле о рангах) и получал неплохое жалованье. Его зарплата, в зависимости от чина, колебалась от 900 до 2000 рублей в год. Так, смотритель училища, статский советник, Василий Федорович Верховский, кандидат Московской духовной академии 1872 г. имел знаки отличия: Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й ст. и Св. Станислава 2-й ст. Помощник смотрителя, статский советник, Николай Федорович Синский, сын священника Псковской епархии, кандидат Московской духовной академии 1886 г. Преподаватель русского и церковно-славянского языков в старших классах, коллежский советник Павел Васильевич Панов, сын священника Псковской епархии, кандидат Казанской

духовной академии 1889 г., награжден орденом Св. Анны 3-й ст. Квалифицированными учителями были преподаватели греческого и латинского языков К. А. Несмелов и В. С. Шпаковский, арифметики и географии - Д. К. Серебреников, сын священника Витебской епархии, кандидат Киевской духовной академии 1894 г. , церковного пения - С. Ф. Гавра, чистописания - дьякон В. В. Просовецкий, сын причетника Псковской епархии.

9 апреля 1907 г. умер отец Василия Петровича, диакон Николаевской церкви г. Опоч-ки П.С. Лапин (ПЕВ, № 9, 1 - 15 мая 1907 г.). Указом Святейшего Синода от 8 ноября того же года за № 3493 была назначена пенсия вдове Евдокии Лапиной с детьми Марией, Александром и Николаем по 200 р. в год (ПЕВ, № 23, 1 - 15 декабря 1907 г.). Николай вынужден был прервать обучение, став кормильцем семьи.

Поскольку В.П. Лапин был приходским священником и в разное время заведовал сельскими ЦПШ в нескольких уездах Псковской епархии, ему приходилось сочетать теоретическое обучение с практическими занятиями, следуя правилам преподавания сельского хозяйства, утвержденным Св. Синодом, что он с удовольствием и делал. По воспоминаниям его дочерей Людмилы и Лидии, у них в Бологом был хороший сад и пасека, за которыми ухаживал отец.

Помимо своих служебных обязанностей В.П. Лапин вел большую общественную работу. В августе 1908 г. в Пскове по инициативе Его Высокопреосвященства был открыт церковно-историко-археологический комитет (ЦИАК). В соответствии с его уставом, утвержденным определением Св. Синода от 11 - 16 декабря 1908 г., целью его учреждения были: 1) изучение церковно-религиозной жизни Псковского края в ее прошлом и настоящем; 2) охранение церковных древностей и образование церковно-археологического музея из письменных и вещественных памятников местной церковной старины31,32. На собрании Совета ЦИАК 2 марта 1910 г. был заслушан отзыв преподавателя Псковской духовной семинарии С.С. Покровского об очерке, написанном В.П. Лапиным33.

В отзыве отмечалось: «описание состоит из следующих частей: из краткого введе-

ния, где даются сведения о границах прихода,

об устройстве поверхности, климате, почве, занятиях жителей. Вторая глава знакомит нас с историей построения нового приходского храма и о тех пожертвованиях, которые были сделаны в храм в новейшее время. Третья глава дает краткие сведения о священно- и церковнослужителях, состоявших при храме. Четвертая глава посвящена приходским и земским школам, часовням, находящимся в приходе. Тут же сообщается и о крестных ходах, бывающих в приходе, и о церковном попечительстве, богадельне, библиотеке, читальне. Пятая (6-я глава) начинается с краткого очерка заселения местного края и затем переходит к описанию быта и нрава местных прихожан, особенно полуверцев. Тут же сообщаются сведения о некоторых обычаях и обрядах (погребальных, свадебных), существовавших у полуверцев. К описанию приложена карта прихода и ведомость о числе дворов, прихожан, о числе родившихся, браком сочетавшихся и умерших...» Отзыв содержал и некоторые критические замечания.

Следует отметить, что в дальнейшем на очередном собрании Псковского ЦИАК о. Василий был избран членом-соревнователем комитета, на этом же собрании было заслушано его письменное разъяснение о сочиненном очерке. Постановлением было принято к сведению это разъяснение, а

о. Василия благодарили34.

Помимо участия в делах ЦИАК в качестве члена-соревнователя, он был членом Кирилло-Мефодиевского братства и одновременно в 1912 - 1915 гг. входил в правление Великолуцкого духовного училища, активно участвовал в собраниях о.о. депутатов Великолуцкого училищного округа, был инициатором выделения средств на паломничества и учебновоспитательные экскурсии учащихся для обозрения родных святынь и памятников старины, чем так богата Псковская земля, развивая и укрепляя в воспитанниках любовь к родине и славному прошлому русского народа.

Определением Св. Синода от 19 марта 1909 г. за № 2280 священник пог. Бологое Василий Лапин был награжден скуфьею (ПЕВ, № 12, 16 - 30 июня, 1909 г.).

В период службы в пог. Бологое В.П. Лапин, как настоятель церкви, дважды вхо-

дил в избирательные списки лиц, имеющих право участия в съезде избирателей-землевладельцев Великолуцкого уезда по выборам в Государственную думу.

В этот же период у него имел место и неприятный эпизод по службе. Им был обнаружен факт самовольной порубки крестьянами церковного леса, о чем было возбуждено дело перед земским начальником; факт порубки был установлен, но, за недостаточностью доказательства виновности привлеченных лиц, последние были оправданы. Воспользовавшись оправдательным приговором, привлекавшиеся сами перешли в наступление, настрочив кляузу на В.П. Лапина, которая была опубликована в газете «Псковская жизнь» от 6 марта 1914 г. В результате было даже заведено следственное дело35 о якобы злоупотреблениях и неблаговидном поведении священника погоста Бологово В. Лапина, которое, конечно, закончилось ничем, но оставило глубокие раны на его сердце.

Лапины и первая мировая война. Как и по всей России, начало первой мировой войны псковичи встретили с большим патриотическим подъемом. Городская дума Великих Лук отдала под госпитали все лучшие и наиболее подходящие здания: реального училища, гимназии, учительской семинарии, технического и духовного училища, а занятия для учащихся были организованы в гостиницах, в городских и земских учреждениях. На съезде о.о. депутатов великолукского училищного округа 3-го сентября 1915 года. № 4 «Слушали: п. 4 о занятии нового здания под № 413-военно-полевой госпиталь и невозможности ввиду этого в текущем 1915 году открыть общежитие»36.

Война трагически повлияла на семью Лапиных, искалечила их судьбы. Старший сын Николай (в 1915 г. ему было 20 лет), не закончив обучение в духовной семинарии, после кратковременного обучения в чине прапорщика ушел на войну , в 30-е годы был репрессирован и погиб в лагере, Александр (18 лет), также не закончив обучение в духовной семинарии, уехал в Петроград и поступил на работу на казенный завод, Людмила (19 лет), закончив полный курс обучения в женской гимназии, уехала в Петроград учиться на педагогических курсах. Василий Петрович 12

октября перешел на службу в военное ведомство37, став священником Сергиевской церкви при 180-м пехотном полку в Петрограде. 25 сентября 1916 г. с его участием на Смолен-

38,39

ском поле освящен новый военный храм ’ .

В связи с военными неудачами, нарастанием экономических и политических трудностей накапливалось негативное отношение к войне. В 1916 г. положение в стране и Великих Луках стало особенно серьезным из-за перегрузки железных дорог, начались продовольственные затруднения. Госпитали, больницы и даже частные дома были переполнены ранеными, не хватало лекарств. Стал ощущаться недостаток топлива. Реквизиция в уезде для нужд армии лошадей, зерна, скота, сукна и др. привела к тому, что резк о сократился подвоз продуктов из деревни. Над городом навис призрак голода. Осенью 1916 г. городская дума впервые в истории России ввела карточки на основные продукты питания.

В феврале 1917 г. в Петрограде свершилась буржуазная революция. Волнения в стране и армии переросли в выступление солдат против офицеров. В.П. Лапин очень сильно переживал за все происходящее в стране и конкретно в 180-м запасном пехотном полку, священником Сергиевской церкви при котором он был. В Бологом оставалась жена с малолетними детьми, которые оставались на нищенском содержании и которым он мало чем мог помочь. Все это привело к тому, что 20 августа от приступа грудной жабы он скоропостижно скончался и был похоронен на Смоленском православном кладбище в Петрограде40. Ирина Васильевна Лапина с двухлетним сыном Виктором попала в богадельню, где в 1918 году они умерли от скоротечной чахотки. Оставшиеся без родителей Лидия (10 лет), Евгений (9 лет), Ювеналий (7 лет) оказались в детском доме, откуда впоследствии были взяты старшими сестрой Людмилой и братом Николаем. Средний брат Сергей, которому на тот момент не исполнилось и 16 лет, добровольцем записался красноармейцем Псковской дивизии (г. Великие Луки), в составе которой в 1919 году он попал в польский плен ( г. Краков). Из плена он бежал и оказался в Германии, где с августа 1919 по 1923 г. работал на шахте, а затем по обмену вернулся на родину.

В послереволюционной России люди семьи служащих; его родная сестра, Мини-

духовного сословия, а также выходцы из на Людмила Васильевна, также сотрудница

него, часто подвергались репрессиям41. Так этого университета, по простоте душевной,

были репрессированы: священник Н.И. Ве- написала, что происходит из семьи религи-

тошкин, старший сын В.П. Лапина Николай, озного культа; мой отец, коммунист, в своей

сын дьякона Д.П. Сырохнова Никандр ( сам он автобиографии в 1937 г. о своей жене, Лидии

скоропостижно умер в 1913 г.), впоследствии Васильевне Лапиной, написал, что она поповеє они были реабилитированы. Поэтому вская дочь, но воспитывалась в детском доме

при заполнении анкет или написании авто- и впоследствии проживала на студенческую

биографий выходцы из духовного сословия стипендию.

вынуждены были скрывать или оправдывать В результате общественных потрясе-

свою принадлежность к этому сословию. ний пресеклась духовная линия Лапиных.

Так, С.В. Лапин, сын В.П. Лапина, будучи Сегодня, благодаря сохранившимся докумен-

сотрудником Ленинградского государствен- там и воспоминаниям, вновь можно свобод

ного университета им. A.A. Жданова, в своей но с пиететом высказываться перед своими

автобиографии написал, что он выходец из детьми о духовном древе Лапиных.

PS. Когда-то в юности я смотрел кинофильм «Мы из Кронштадта», и тогда мне не хотелось отождествлять себя с «пскопскими». Сейчас же я горжусь этим прозванием.

Примечание

1*. Пограничное нахождение города Опочки в условиях слабого государства (годы смуты и постоянных войн) долгое время мешало становлению города. Петровские реформы, укрепление Российского государства способствовали его развитию. Вторая половина XVIII в. - начало XIX в. - годы наибольшего его развития, чему свидетельство: постройка сначала деревянных (1-я соборная во имя Святого Николая Чудотворца и Лукинская в 1769 г. Успенская в 1770 г.), а затем каменных (Спасо-Преображенский собор - 1795 г. Покровская - Кладбищенская - 1804 г., Николаевская - 1807 г., Троицкая - 1815 г.) церквей; утверждение плана регулярной застройки города - 1778 г., открытие: городского училища

- 1787 г., Киевского шоссе - 1849 г., женской гимназии 1861 г.). По данным 1820 гг., в Опочке проживало 1398 жителей, в их числе 95 духовных (7%), более 60 дворян (4,5%), 125 военнослужащих (9%), 76 купцов и 905 мещан (70%), 106 разночинцев (7,5%), дворовых людей 25 (2%). С сословной структурой и количеством населения города Опочки во второй половине 19 в. можно подробнее познакомиться в статье Медведевой H. М. Сословная структура городов Псковской губернии во второй половине 19 в. // Псков, № 25, 2006, с. 162-170.

2*. Усиленное принятие христианской веры и возникновение духовного сословия в Псковской области началось в княжение Ольги. Древнее русское просвещение всецело было основано на камени веры Христовой, и проповедником такого просвещения вообще и начальной грамоты в частности была церковная школа [ЦШ]. В России духовные учебные заведения (ДУЗ) ведут начало еще с 1025 года, когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Назначением этих училищ было «не только приготовление достойных служителей веры, но и укоренение и распространение христианских мыслей и чувств в народе и истребление суеверия и невежества...нужно думать, что Новгород, взявший Псков в свое заведыва-ние с его церковными делами, сначала служил рассадником грамотности и для Псковской области, если в ней не было своих учителей, или пока не было своих училищ. Оттуда, вероятно, присылались священники и церковники в Псков, они-то главным образом и могли распространять грамотность и подготовлять способных к церковным должностям»6. Однако в последующие столетия, вплоть до петровских времен, ТТПТ в России не получила развития.

«Во время народного самоуправления, или управления Псковского веча, духовные звания, как монополия одного сословия, не могли существовать в том виде, как после сего; духовные должности были доступны для всех одинаково, а так как эти должности в то время были далеко не последними, соединялись с разными общественными льготами и привилегиями, вообще были заманчивыми по своим выгодам, то они сделались предметом искательств людей мало к ним способных и полезных для церкви, а нередко и недостойных. «Церквей наставили много, говорится про то время, и вот всякий, кому не хотелось работать, шел в священники, не оставляя плотских страстей, потому что шел не

Богу служить, а тело свое льготить». Это можно было отнести и к Пскову. Однако выгоды в духовном звании манили в оное и людей, уже пользовавшихся по своему положению привилегиями: даже бояре вступали в должность дьяконов и священников и если не из особого благочестия, то рассчитывая на хорошие доходы и права”6.

Избрание в духовные должности. Основываясь на известном послании архиепископа Новгородского Геннадия, можно заключить, что и в Пскове ставленники, или кандидаты на должности, выбирались народом. Для примера приводится выборный приговор при избрании священника прихожанами: «Мы (такие-то) выбрали и излюбили отца своего духовного (такого-то) к себе в приход и как его Бог благословит и святый владыко его в попы посвятит и будучи у нас в приходе служить и в церкви Бо-жией быть подвижну, чтобы церковь Божия не была без святаго пения и у нас в приходе ему к болям и роженицам с причастием и с молитвами быть подвижну и со всякими потребами. А он не бражник, не пропойца и низа каким хмельным питием не ходит, человек он добрый, в том мы староста и мирские ему выбор дали»6.

Развитию духовного образования способствовал созданный Петром1 “Регламент духовной коллегии” (1721г.), который обязал епископов “иметь в своих домах школы для приготовления священников”. Эти ДУЗы получили названия архирейских школ. Во второй четверти XVII в. архиерейские школы с восьмилетней программой обучения стали называться семинариями. К началу XIX в. в России было 37 семинарий, с конца XVII в. подготовка служителей религиозного культа осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (1707), в 1809 г. они получили статус высшего Духовного учебного заведения.

В 1782 г. была организована «Комиссия духовных училищ», был разработан «Устав народных училищ» (1786). Согласно уставу в губернских городах открывались главные народные училища с пятилетним сроком обучения. Вследствие указа Св. Синода от 6 марта 1809г . на имя Высокопреосвященного Иринея, архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского о том, что “в начале будущего сентября 1809 г. немедленно приступить к открытию назначенных комиссиею уездных и приходских училищ”, последовал указ Псковской духовной консистории от 25 сентября 1809 г. на имя ректора Псковского духовного училища с предписанием -“ ныне же приступить к действительному открытию училища при Псковской духовной семинарии”. Правилами приема в ученики училища предусматривалось зачисление молодого человека в возрасте от 10 до 12 лет, обученного читать и писать по-русски и читать по-славянски, знающего употребление молитв, начатки христианского учения и первые два действия арифметики, с таблицею умножения.

Духовенство (люди духовного чина) составляет 3 степени: епископство, священство, диаконство. Полнотой церковной власти и благотати обладают епископы, от них приемлют благодать рукоположения остальные священные степени.

Второй степенью церковной иерархии является пресвитерская (пресвитер называется также иереем, или священником). Священники по сообщенной им от епископов багодати Божией имеют власть совершать все 6 таинств церкви (крещение, причащение, покаяние, брак, елеосвящение, миропомазание), кроме 7-го - хиротонии (рукоположение в священные степени).

Третей степенью церковной иерархии является диаконская. Диакон как служитель только помогает епископу или священнику при совершении Божественной литургии, церковных таинств и других священнодействий, но сам не совершает таинств. Пресвитеры и диаконы, по церковным канонам, могут быть женатыми, вступление их в брак дозволяется только 1 раз, и притом, до таинства хиротонии (рукоположение).

В совершении священнослужителями богослужения принимают участие также церковнослужители, или причетники. Ими именуются низшие степени клира, получившие посвящение на служение в церкви. К ним относятся иподиаконы и диаконисы, чтецы, певцы, пономари, звонари, находящиеся в непосредственном подчинении настоятеля церкви.

В более позднее время в храмах все обязанности церковнослужителей, называвшихся прежде дьячок и пономарь, стали исполнять псаломщики.

3*. Местонахождение приходской церкви называлось погостом, в котором прихожане, составлявшие волость, собирались не только для религиозных потребностей, но и по делам общественным, касавшимся волости. В погостах, при церквах, в известные дни открывалась торговля, бывали ярмарки.

4*. Духовная семинария - среднее учебное заведение для подготовки лиц духовного звания. В 1822/3 учебном году число учеников Псковской духовной семинарии составляло 144 человека, из них: 25 в высшем отделении в возрасте 20 - 24 лет (богословие), 37 в среднем (философии) в возрасте 17 - 22 лет, 82 в низшем (ретотики) в возрасте 15 - 21 года. Инфима - приготовительный класс в семинарии.

5*. Церковно-приходские школы (ЦПШ) - начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. В начале 1862 г. в Псковской духовной консистории было 172 школы. С 1862 г. православное русское духовенство было отстранено от дела начального народного образова-

ния, число ТТПТ к 1882 г. осталось 5. С передачей дела начального образования земским учреждениям часть ЦШ была передана духовенством земствам Псковской губернии, а часть, за неимением денежных средств, закрылась.

В 1884 г. появились Правила о церковно-приходских школах (ЦПШ). Во главе любого учреждения ЦПШ был поставлен Псковский епархиальный училищный Совет. Для ближайшего руководства и надзора за ТТПТ были назначены окружные наблюдатели из приходских священников. Однако с 1884 по

1895 гг. ТТТТТ содержались главным образом на местные средства, которые доставались тяжелым трудом и их хватало на самые необходимые нужды. Положение ТТТТТ было бедственным, на первых порах ТТТТТ было лишь предметом любопытства и ее будущее было гадательное. Духовенство епархии не жалело своих трудов, ни своих личных средств, чтобы поднять значение ТТТТТ. Постепенно число школ и учащихся в них, а равно и средств увеличивалось, на помощь ТТТТТ приходят общественные учреждения и частные благотворители. 6*. Дьяницы, мн. (ед. дьяница, н. ж.) Вязаные шерстяные рукавицы, варежки. Пск., Осташк, Тверск., 1855 Великолукск. 27.

Список использованной литературы

1. Древлехранилище Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, ф. 536, № 95/385, шк. 78.

2. Сборник МАМЮ, т.5, Псков и его пригород, М. 1913 г.

3. ГАПО, ф. 39, оп. 1, д. 2517. .

4. ГАПО, ф. 39, оп. 1, д. 671.

5. ГАПО, ф. 39, оп. 1, д. 671, д. 674.

6. РНБ, Историко-статистический сборник сведений о Псковской семинарии. Составитель Смиречан-ский. Изд. Псковской Губернской Статистической комиссии. Псков, 1875.

7. ГАПО, ф. 369, оп. 2, д. 25.

8. ГАПО, ф. 39, оп.1, д.698 за 1846 г., л. 17-18.

9. ГАПО, ф. 39, оп.1, д. 7.. за 1866 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ГАПО, ф. 39, оп.1, д. 687 за 1827 г. , л. 11-12.

11. ГАПО, ф. 369, оп.2 , д. 5.

12. ГАПО, ф. 39, оп.1, д. 693 за 1834 г. , л. 16.

13. ГАПО, ф.39, оп.1, д.2729 за 1848 г. , л.106.

14. ГАПО, ф.39, оп.1, д.720 за 1900 г.

15. ГАПО, ф.291, оп.1, д.27.

16. ПЕВ, № 9,1-15 мая 1895 г., с.79.

17. ПЕВ, № 10,1-15 мая 1894 г., с. 146.

18. ГАПО, ф.39, оп.1, д. за 1831 г.

19. ПЕВ, № 17,1-15 сентября 1894 г., стр. 252.

20. ПЕВ, № 7 ,1-15 апреля 1898 г., с.60.

21. ПЕВ, № 18 ,1-15 сентября 1899 г.

22. ПЕВ, № 4,1-15 мая 1900 г., с.30.

23. ПЕВ, № 11,1-15 июля 1899 г.

24. ПЕВ, № 10,1-15 мая 1900 г. , с.150.

25. ПЕВ, № 19,1-15 октября 1900 г. , с.280.

26. ПГВ, № 8,3 апреля 1904 г.

27. Словарь русских народных говоров, вып. 8, издательство «Наука», л. 1972.

28. ПЕВ, № 5, 1-15 марта, 1906 г. , с.65.

29. ПЕВ, № 13,1-15 июля, 1907 г.,с.179.

30. ПЕВ, № 21,1-15 ноября, 1907 г.

31. ПЕВ, № 1, 1-15 января 1909 г.

32. ПЕВ, № 3, 1-15 февраля 1909 г.,с.83.

33. ПЕВ, № 9,1-15 мая 1910 г., с.128.

34. ПЕВ, № 12,16-30 июня 1910 г., с.19.

35. ГАПО, ф.39, оп.1, д.5405.

36. ПЕВ, №23, 1-15 декабря 1915 г., с.248.

37. ПЕВ, №20-21-й, 15 октября-15 ноября 1916 г.,с.202.

38. АХЕ, №41, Петроград, 1916 г. , с.400.

39. Антонов В.В., КобакА.В. Святыни Санкг-Петербурга. 2003 г.,с.

40. ЦГИА СПб. Архивная справка о смерти В.П. Лапина, № 989/3, от 02.12.2004.

41. Псковский Синодик. Москва-Псков, 2005г.

Низкий поклон и благодарность архивным работникам, сохраняющим для нас духовные сокровища и память о нашем прошлом и так мало получающим материальных благ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.