Научная статья на тему 'Ландшафтная типология природно-культурных комплексов дворянских усадеб'

Ландшафтная типология природно-культурных комплексов дворянских усадеб Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
1283
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Исаченко Т. Ε.

Рассматриваются ландшафтная типология усадебных природно-культурных комплексов, зависимость их планировочной структуры от внутриландшафтного размещения. Описаны наиболее типичные черты усадеб каждого ландшафтного типа. Приведены карты, отражающие современное состояние наиболее интересных в ландшафтном плане усадебных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape typology of country estate patterns

The arrangement of nature-cultural objects in country estates and their planning structure depended on the estate location in the landscape. Most typical features of each landscape type of country estates are described. The maps showing the current state of estates most interesting as regards their landscape planning are given.

Текст научной работы на тему «Ландшафтная типология природно-культурных комплексов дворянских усадеб»

УДК 911.3 + 908 + 719: 712.2 Т. Е. Исаченко

Вестник СПбГУ. Сер. 7, 2004, вып. 4

ЛАНДШАФТНАЯ ТИПОЛОГИЯ

ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДВОРЯНСКИХ УСАДЕБ

Дворянская усадьба - это особая культурная среда России ХУШ-Х1Х вв., явление сложное, многомерное. Среди основных направлений изучения русской дворянской усадьбы можно выделить исторические, генеалогические, архитектурные, искусствоведческие исследования. Но не менее важно рассмотреть вклад усадебных комплексов в структуру и разнообразие культурного ландшафта. Обычно о русской усадьбе говорят в прошедшем . времени, как о чем-то давно исчезнувшем, не оставившем ощутимого следа в современном ландшафте России, забывая о том, что усадьба оказала огромное влияние на его становление и развитие [1,2].

При организации пространства усадьбы формировался особый природно-культурный комплекс, структура его во многом диктовалась расположением в ландшафте. Усадьбы в пределах одного местоположения имеют общие структурные черты, независимо от времени возникновения, состоятельности и художественного вкуса их владельцев. Причем однотипные местоположения в различных ландшафтах накладывают сходный отпечаток на структуру, функционирование и развитие природно-культурных комплексов дворянских усадеб. Исходя из этих предпосылок, была разработана ландшафтная типология усадеб.

Конечно, имеются некоторые общие закономерности в организации усадебного пространства на северо-западе Русской равнины.' Исследователи, изучавшие сады и парки, касались этого вопроса [3]. Отмечалось, например, влияние климатического фактора на ландшафтную архитектуру. Ю. А. Веденин писал: «Климатический фактор играет важную роль в ландшафтной архитектуре. Он оказывает определяющее влияние на соотношение между закрытыми и открытыми пространствами. Например, характерным элементом южных парков являются тенистые аллеи, бурные ручьи с водопадами. Иная картина в северных парках - большие поляны, нередко переходящие в луговые пространства, широкие зеркала водоемов. Обусловлено это не столько эстетическими принципами, сколько прагматическими: желанием ослабить жару либо наоборот открыть пространство для солнечных лучей. Обычно это чутко улавливали художники. Едва ли можно предположить, что П. Гон-зага, родившийся в Италии, мог бы создать на родине что-либо подобное ансамблю Белой Березы» [4, с. 97]. Однако в задачу настоящего исследования не входит сопоставление усадебных комплексов различных регионов, поэтому ограничимся анализом структуры старинных дворянских усадеб, расположенных на территории современной Ленинградской обл.

Безусловно, наличие водных объектов и выигрышного рельефа во многом облегчало утилитарную и художественно-эстетическую задачу создания удобной и красивой усадьбы. В задачу исследования входит проследить, как природные особенности территории, диктуя свои требования к планировочной структуре, определяют некоторые ее черты, общие для всех усадеб, имеющих сходные внутриландшафтные местоположения.

Наибольшее количество усадеб расположено на берегах рек. Их число составляет больше половины всех поместий, существовавших на рассматриваемой территории, и соответственно значительную часть усадебных комплексов, сохранившихся до наших дней. Стремление использовать эстетику текучей воды и естественный рельеф речных долин, а также улучшенный дренаж привели к формированию этой многочисленной группы усадеб.

© Т. Е. Исаченко, 2004

Такие усадьбы есть во всех ландшафтных районах. При характеристике местоположения усадебного комплекса на берегу реки необходимо учитывать различия крупных, средних и малых рек, а также их долин. К группе, названной «крупные реки», прежде всего относятся Нева, Волхов, а также Луга и Оредеж в среднем и нижнем течениях. Они имеют либо значительную ширину русла, либо хорошо разработанную долину шириной в сотни метров, с обширной поймой и речными террасами, либо совмещают эти особенности. Другую часть группы составляют реки сами по себе небольшие, но их долина врезана на глубину более 10 м (р. Тосна в районе усадьбы Пустынька (Тосненский район)). Во вторую группу входят средние и малые реки, долины которых нешироки и неглубоки, а также реки и ручьи, практически без разработанных долин.

Усадебные комплексы, расположенные на небольших реках и ручьях. При строительстве усадеб на небольших реках и ручьях, имеющих незначительный врез и слабораз-работанные долины, при малом разнообразии естественного рельефа большое внимание уделялось формированию искусственных водных систем. Такие водные системы были достаточно сложными и требовали большого мастерства при их строительстве. Они могли включать каскады запруд или сеть прудов, соединенных водотоками, водные лабиринты, искусственные острова, водопады. Причем часто на небольших ручейках и в непосредственной близости от выхода ключей создавались пруды-озера значительной площади (Изва-ра, Беседа (Волосовский район)). Через водотоки перекидывали мостики, искусно оживлявшие и дополнявшие пейзаж. Легкие ажурные деревянные переправы, которые можно видеть на старинных акварелях и гравюрах, изображающих усадебные виды, не сохранились, зато остатки изящных, но более капитальных каменных мостиков стоят до сих пор (Гостилицы, Брандовка (Ломоносовский район)). Важно отметить, что когда современные сельские жители, проживающие в непосредственной близости от остатков старинных усадеб, восстанавливают эти мостики, не только рационализм (потребность в переправе) есть в их действиях. Эстетический заряд, который несут природ но-культурные комплексы усадеб, стимулирует создание не просто мостов-переправ, но произведений искусства. В усадьбе Беззаботная (Ломоносовский район) два пенсионера изготовили и установили изящную ограду мостика через протоку. К сожалению, это не всегда и не везде является правилом.

На реках с выраженной речной долиной усадебный дом ставили на высоком берегу реки, спуск к которой оформляли лестницами и пологими спусками, организовывали подходы к воде, укрепляли берега. В некоторых усадьбах сохранились фрагменты таких спусков (Каменка (Лужский район)) и лестниц (Домашево (Кингисеппский район), Редкино (Волосовский район)). На реке строили плотины, позволяющие увеличить водную поверхность и создать обширные открытые пространства. Они сохранились и до сих пор оказывают существенное влияние на культурные ландшафты (Онстопель (Кингисеппский район), Хревицы (Волосовский район), Приютино (Всеволожский район)). Река являлась осью, вдоль которой вытянута усадьба, поэтому параллельно ей прокладывали прогулочные дорожки и аллеи. Обычно и усадебный парк закладывали по берегам речной долины. Место для усадьбы по возможности выбирали в излучине реки, чтобы увеличить протяженность речного русла в пределах парка.

К этой группе относятся как достаточно хорошо сохранившиеся усадьбы (Гатчинский район, Тайцы и Сиворицы - владения Демидовых, Дружноселье - имение Витгенштейнов), так и такие, где при слабой сохранности самого усадебного комплекса остается значительный след его в ландшафте (Каложицы, Хревицы (Волосовский район)). Рассмотрим два усадебных комплекса и более подробно охарактеризуем особенности их пространственной структуры. Эти усадьбы имеют различную степень сохранности и отличаются тем, что одна из них расположена на ручье, а другая - на реке с четко выраженной речной долиной.

Усадьба Дружносглье [5]1 (рисунок, А) находится в Лужско-Оредежском ландшафтном районе. Слабоволнистая равнина, по которой протекает небольшой ручей, пересыхающий в летний период, заросшая местами еловым лесом с примесью мелколиственных пород, а местами заболоченная, с зарослями ольхи серой (Alnus incana) - вот и все природные предпосылки для создания здесь усадебного комплекса.

Ручей становится основой планировочной структуры парка, его русло спрямляют и углубляют, улучшая тем самым дренаж территории. Проводится осушение заболоченных участков, насаждается парковая растительность: липы (Tilia cordata), дубы (Quercus robur), вязы (Ulmus sp.), лиственницы (Larix sibirica). Вдоль спрямленного русла ручья появляются посадки ольхи черной (Alnus glutinosa). Выкапывают два пруда. Один из них, правильной формы с круглым искусственным островом посередине, располагаясь на оси подъездная аллея - усадебный дом -пруд, органично вписывается в регулярную часть усадьбы. А второй - с плавными мягкими очертаниями берегов -становится центром пейзажной части парка. На берегу пруда стоит костел-усыпальница, построенный А Брюлловым над прахом Стефании Радзивилл - жены владельца усадьбы Л. П. Витгенштейна. Костел, отражаясь в водах пруда, придает местности романтические черты. Расположен он на искусственном острове, окружен протокой и земляным валом и даже сейчас, когда усадебный комплекс переживает не самые лучшие времена, производит сильное впечатление. Двухсотлетние дубы и липы, лиственничная аллея-колоннада, водное зеркало пруда, отражающее прошлое, - таков сейчас этот уголок старой усадьбы. Как правило, усадьбы, расположенные на ручьях и небольших реках, ориентированы внутрь себя, достаточно замкнуты, и лишь отдельные аллеи дают визуальный выход за пространство усадьбы.

Усадьбу Хревицы, созданную в начале XIX в. прадедом Александра Блока А. И. Блоком (рисунок, Б), нельзя отнести к хорошо сохранившимся, но на этом примере можно увидеть, как даже при плохой сохранности усадебного комплекса проявляется его структура и значимо его воздействие на современный ландшафт. Небольшая речка Хревица на территории усадьбы представляет собой цепочку обширных водоемов. Плотины высотой до 3 м и длиной до 60 м перегораживают ее русло. Четкий профиль 150-летних лип читается на высоком берегу реки, а в некогда разреженном еловом лесопарке встречаются клены и липы, посаженные в XIX в. Усадебный комплекс, вытянутый вдоль берега реки и имеющий довольно скромные размеры, кажется больше и внушительнее за счет обширных водных пространств. На выступе коренного берега при впадении ручья в речку Хревицу имеется естественная площадка, которая искусственно выположена, - вероятно, на этом месте располагалась видовая беседка. С высокого берега открываются виды на окрестности, что позволяет увеличить пейзажное разнообразие территории усадьбы.

Усадебные комплексы на берегах крупных рек. Эта группа усадеб значительно отличается от предыдущей. Располагаясь также по краю речных долин, по структуре они напоминают скорее усадебные комплексы на берегах озер. Широкие естественные водные пространства, открывающиеся с берега большой реки, и перспективные виды, включенные в обзор с высокого берега глубоко врезанной речной долины, позволяют планировать усадебные комплексы, открытые на окрестности (Рождествено, Белогорка, Надбелье на р. Оре-деж; Пустынька на р. Тосна; Лидино, Тосики на р. Луга). Усадебный дом располагался на высоком берегу над рекой. Если река имела обширную пойму, открытое пространство между домом и рекой оформляли искусственными террасами, лестницами или пологими спусками. От господского дома открывался вид на речную долину, которая визуально включалась в усадебное пространство. Часто усадьбу строили в устье ручья или малой реки, на которых создавали запруды, еще более увеличивая водную поверхность (Рождествено (Гатчинский район), Тосики, Лидино (Лужский район)).

В усадьбе Надбелье [6J (рисунок, В), расположенной в Лужском районе, очень хитроумно использовали естественный овраг-балку, открывающуюся к долине р. Оредеж. Обыгрывая рельеф (перепад высот на территории усадьбы составляет более 20 м), здесь создали верхний и нижний парки, соединили их лестницами и спусками, причем нижний более закрытый, романтический парк эффектно контрастирует с верхним, из которого открывается широкий обзор долины реки, склонов и дна балки. Господский дом стоял на мысу, образованном бровкой склона оврага и склоном долины р. Оредеж. Долина реки, открывающаяся от места усадебного дома, очень широкая, вероятно, когда-то здесь существовало древнее озеро. Дно долины заболочено, слой торфа достигает 1 м, во времена расцвета усадьбы там располагались заливные луга, причем была проведена мелиорация последних; до сих пор читаются следы дренажных канав. Теперь луга заросли ивой, закрывающей вид на русло реки от места усадебного дома. Территория сложена карбонатной мореной, с большим количеством обломков известняка, что способствует формированию здесь широколиственного леса. Склон долины покрыт естественным лесом, состоящим из липы (Tilia cordata), вяза (Ulmus sp.), ясеня (Fraxinus excelsior). Склоны балки засажены декоративными деревьями и кустарниками, особенно эффектно оттенена бровка, читающаяся издалека при взгляде на усадьбу. На территории

1 Здесь и в дальнейшем сноски содержат указание на литературу, дающую исторические справки о владельцах усадеб.

Схемы усадеб Дружноселье (А), Хревицы (£>). Надбелье (В), Рапти (Г), Нежговицы (Д), Дылицы (£), Волковицы (Ж). Сельцо (3), Котлы (И) (по состоянию на 2002 г.).

А: 1-6 - древесные насаждения: 1 - посадки широколиственных пород с лиственницей и единичной елью возрастом более 100 лет, 2 - лиственничная роща возрастом менее 100 лет, 3 - посадки лиственницы, клена, ясеня, липы моложе 100 лет. 4 - подрост широколиственных пород 5 - еловый лес с примесью мелколиственных пород возрастом менее 100 лет, б - заросли ольхи серой, ивы, черемухи с единичной черной ольхой; 7-12 - линейные посадки деревьев (буквами на карте показаны посадки: д - дубов, л - лип, лс - лиственниц): 7 - аллеи (старше 100 лет), 8 - фрагменты аллей (старше 100 лет), 9 - аллеи (младше 100 лет), 10- однорядная посадка ели (50 лет), 11 - липы (40-50 лет) вдоль пересохшего русла ручья, 12 - ольха черная возрастом 100 лет; 13 - заросли садовых кустарников (рябинник, спирея); 14 - поляны с единичными деревьями; 15 - насыпной вал; 16 - ров; 17 - искусственная насыпь, 18 - усадебные постройки, 19 - фундаменты; 20 - заболоченные участки; 21 - пашня; 22 - территория, занятая частными домами и огородами.

Б: 1-3 - древесные насаждения: 1 - елово-широколиственный лес (возраст отдельных деревьев более 100 лет), 2 - фрагменты липовой аллеи (более 100 лет), 3 - одиночные липы (более 100 лет); 4 - заросли кустарников; 5 - поляны, зарастающие поля; 6 - пограничный вал; 7 - плотина; 8 - хозяйственные усадебные постройки; 9- обрывы; 10 - территория частных домов и огородов.

усадебного комплекса встречаются как хвойные породы: ель (Picea abies), сосна (Pinus sylvestris), так и широколиственные: кроме перечисленных выше, дуб (Quercus robur), клен (Acer platanoides). Обильны и заросли декоративных кустарников: сирень (Syringa vulgaris), жимолость (Lonicera sp.), рябинник (Sorbaria sorbifolia), карагана (Cara-gana arborescens). Сочетание хвойных и широколиственных пород, дополненное декоративными кустарниками, придает колорит усадебному парку. По дну оврага проложена живописная тропинка, ведущая к реке. На нижней речной террасе вырыт пруд, что является редкостью для усадеб, расположенных на краю речных долин.

Принцип, положенный в основу планировки усадеб этой группы, достаточно прост: от усадебного дома должен открываться вид на речную долину, которая визуально включается в усадебное пространство. Остается удивляться отсутствию чувства пространства у наших современников, когда в усадьбе Тосики появляется еловая аллея, посаженная в 1950-е годы вдоль берега р. Луги и лишающая возможности любоваться из парка видами долины реки. Изменение, казалось бы, незначительной детали в структуре парка влечет за собой пейзажное обеднение усадебного природно-культурного комплекса.

Продолжение рисунка.

В: 1, 2 - древесная растительность: 1 - широколиственный лес возрастом 40-50 лет с отдельными деревьями до 150 лет и посадками сосны и ели (около 150 лет), 2 - естественный широколиственный лес возрастом до 50 лет; 3,4- линейные посадки деревьев (буквами на карте показаны посадки: и - ив, л - лип): 3- подъездная аллея возрастом 100 лет, 4 - фрагменты аллей (более 100 лет); 5 - отдельные деревья (до 150 лет); 6- посадки декоративных кустарников (сирень, жимолость, рябинник, карагана); 7 - заросли кустарников (ивы); 8 - открытые поляны, зарастающие пашни; 9 - усадебные постройки; 10 - территория, занятая частными домами и огородами.

шм пт

2

~ 3 Г-- 4

17

18 9

50 100 150 м

Усадебные комплексы на берегах озер. При размещении усадеб вблизи озер дом располагался на краю коренного берега. Склон, ведущий от дома к озеру, оформлялся искусственными террасами, которые часто облицовывались камнем. При наличии естественных террас, они выполаживались. Пространство перед домом всегда оставлялось открытым к озеру, и парк формировался симметрично относительно оси господский дом - озеро. Даже в пору расцвета романтических парков симметрия в усадьбах, расположенных на берегах озер, была основным эстетическим принципом. Такая планировка характерна, например, для усадеб Лужского района: и для больших роскошных усадебных комплексов (Рапти, Боровое, Нежговицы, Заполье), и для более скромных (Ильжо, Скреблово).

Именно усадьбы данного местоположения легко дешифрируются по аэрофотоснимкам, поскольку все они, ориентируясь на водное зеркало, имеют четкую симметричную планировку с центральной осью усадебный дом - озеро. Большое внимание уделялось и масштабности объектов, которые держат планировочную структуру. Каменные террасы (Боровое, Рапти, Ильжо), бассейн для фонтана (Нежговицы), пруды на искусственно выположен-ных террасах (Рапти) - эти элементы важны для восприятия того вида, который открывался с озера. Части планировочной структуры становятся важными ландшафтными элементами. Открытость усадьбы к озеру расширяет парк: водная поверхность визуально становится частью усадьбы, наблюдается картина, аналогичная той, которая уже описывалась для группы усадеб, расположенных на берегах крупных рек. Для усадебных комплексов данного местоположения характерны прогулочные дорожки и аллеи, проложенные вдоль берега озера и позволяющие, прогуливаясь, «коллекционировать виды». Такие дорожки и аллеи также важны и для восприятия усадебного комплекса с воды, часто именно они формируют оправу берегов озера. Как правило, в данных усадьбах редки изменения водной системы. Таких примеров можно привести только два. В усадьбе Рапти на озерной террасе выкопаны

Г: 1-7 - древесные насаждения: 1 - посадки широколиственных пород (вязы, ясени, липы) старше 100 лет, 2 - заросли мелколиственных пород (40-50 лет), 3 - аллеи деревьев старше 100 лет (буквами на карте показано: б - березы, ш - широколиственные породы: липы, вязы, ясени), 4- круговая посадка лип (100 лет), 5 - одиночные деревья (моложе 100 лет), б - ива (100 лет), 7 - сухая ива (100 лет); 8 - декоративный кустарник (сирень персидская, жостер, дерен); 9 - заросли ивы, подрост ольхи; 10 - открытые поляны; 11 - каменная терраса с лестницей и пандусами; 12 - искусственные террасы с каменными лестницами; 13 - пруды; 14- заросший пруд; 15 - дренажные канавы; 16 - хозяйственные усадебные постройки; 17 - территория, занятая частными домами и огородами.

искусственные пруды, а в усадьбе Бусаны (Лужский район) создан романтический кольцевой пруд с окаймляющим его прогулочным валом. Нечасто можно встретить и значительное изменение рельефа на берегах озер, обычно это выположенные и оформленные камнем естественные озерные террасы, реже искусственные насыпные террасы (Рапти). Только в усадьбе Заполье владельцы, стремясь еще более увеличить обзор, насыпали на берегу озера горку, вероятно, там располагалась видовая беседка.

Для примера планировочной структуры усадеб, расположенных на берегах озер, рассмотрим усадьбы Рапти и Нежговицы [6], расположенные в Лужском районе на берегу Череменецкого озера. Усадьба Рапти находится в пределах Лужского ландшафтного района, усадьба Нежговицы - в пределах Верхне-Лужского, но общность подходов к планированию структуры усадебных комплексов определяется общностью их местоположений.

Усадьба Рапти (рисунок, Г) - одна из наиболее интересных и эффектных усадеб на территории Ленинградской обл., находится на северном берегу Череменецкого озера. Несмотря на плохую сохранность, она до сих пор

Продолжение рисунка.

Д. 1~4 - древесные насаждения: 1 - парковая растительность (липы, дубы, сосны, лиственницы) возрастом 100-150 лет, 2 - разновозрастные липовые насаждения с елью, сосной, березой, кленом, дубом, 3 - сосновый лес с елью, березой, 4 - крутовая посадка лиственниц (150 лет); 5-9 - линейные посадки деревьев (буквами на карте показано: д - дубы, е - ели, л - липы): 5 - подъездная липовая аллея возрастом 150 лет, б - фрагмент аллеи (150 лет), 7 - четырехрядная еловая аллея (60 лет), 8 - аллеи деревьев возрастом 50-60 лет, 9 - отдельные липы (40-50 лет); 10 - открытые поляны с отдельными деревьями; 11 - видовая площадка и лестница; 12 - каменный бассейн с чашей фонтана; 13 - клумба на месте усадебного дома; 14 - родник; 15 - заросли тростника; 16 - пашня; 17 - территория, занятая домами работников санатория и огородами.

поражает масштабом и эффектностью планировочной структуры. Нетрудно представить впечатление, которое производила усадьба в период своего расцвета. На плане-реконструкции, выполненном архитектором Н. И. Ильинской [6, с. 105], центром композиции является усадебный дом, расположенный на высоком берегу озера. Наклонная поверхность между домом и озером террасирована и превращена в обширный (расстояние от дома до озера 300 м) партерный сад Виды, открывающийся от дома на озеро и обратный - от озера на дом, равнозначны для формирования образа усадьбы. В ландшафтном отношении наиболее важен вид, открывающийся с озера, поскольку усадебный комплекс является доминантой, центром, держащим окружающий ландшафт. С озера виден дворец, обрамленный кулисами парковой растительности, и симметрия партерного сада, охваченная одним взглядом, создает впечатление театральных декораций и вызывает ассоциации с пейзажами П. Гонзага в Павловском парке. Пять уровней террас поднимаются от озера к усадебному дому. На нижней террасе расположены три пруда, соединенные симметричными причудливыми протоками, через которые перекинуты горбатые мостики. Около мостиков посажены по одной серебристой иве (Salix alba), возраст их оценивается в 130 лет. К сожалению, в настоящее время одна из ив засохла, и, следовательно, один из элементов симметрии комплекса вскоре перестанет вносить свой вклад в ансамбль. По оси мостиков проложены две дорожки, ведущие ко дворцу, а параллельно им - две дренажные канавы, имеющие как утилитарное, так и эстетическое назначение. Канавки оттенены шпалерами из кустов сирени (Syringa josikaea). На второй террасе, превышающей первую на 1,5 м, куда ведут две боковые лестницы, расположен круглый пруд, в настоящее время полностью заросший. При расцвете усадебного комплекса здесь, по-видимому, размешался фонтан. Выше, на следующей террасе две группы деревьев (в настоящее время - одна липа с одной стороны и две с другой) создают кулисы цветнику (сейчас поросшее травой футбольное поле). И, наконец, подпорная стена с каменной многомаршевой лестницей, дополненной двумя боковыми пандусами, завершающимися огромными волютами. Композиция ориентирована на дворец, располагавшийся на питом уровне, все детали размещены таким образом, чтобы заставить взгляд двинуться вглубь сада, к его завершению, подготовить восприятие дворцового ансамбля- Даже сейчас, когда дворца нет (от него сохранилась только подпорная стена с лестницей и пандусами), на любого, даже самого неподготовленного человека усадебный комплекс Рапти производит сильное впечатление.

Кипень

пруд

Продолжение рисунка.

Ж: 1-6 - древесные насаждения: 1 - посадки с преобладанием клена возрастом менее 100 лет, 2 - дубовая роща (более 100 лет), 3 - лиственничная роща (около 100 лет), 4 - посадки с преобладанием березы (единичные деревья более 100 лет), 5 - еловый лес с рябиной и жимолостью (отдельные деревья возрастом до 150 лет), б - березово-еловый лес с ольхой (около 60 лет); 7-9 - линейные посадки деревьев (буквами на карте показано: б - березы, е - ели, к - клены, л - липы, я - ясени): 7 - аллеи (более 100 лет), 8 - аллеи (моложе 100 лет), 9 - фрагменты аллей, однорядные посадки деревьев (менее 100 лет); 10 - фруктовый сад; 11 - декоративные кустарники; 12 - открытые поляны, зарастающие поля; 13 - пограничный вал с березой и елью (до 150 лет); 14 - насыпная горка; 15 - фундаменты усадебных построек; 16- безводный пруд; 17 - родник; 18 - карстовая воронка; 19 - понор; 20 - территория частных домов и огородов.

3: 1-5 - древесные насаждения: 1 - липовые насаждения возрастом около 150 лет, 2 - посадки с преобладанием липы и ели (более 100 лет), 3 - посадки с преобладанием клена, ясеня и ели (до 100 лет), 4 - группа лиственниц (более 100 лет), 5 - современные линейные посадки тополей, берез (до 30 лет); 6-8 - линейные посадки деревьев (буквами на карте показаны: б - березы, в - вязы, е - ели, и - ивы, л - липы, я - ясени): 6 - аллеи (более 100 лет), 7 - фрагменты аллей (более 100 лет), 8 - аллеи возрастом 40 лет; 9 - одиночные деревья (более 100 лет); 10 - одиночные липы (до 100 лет); 11 - декоративный кустарник (карагана); 12 - открытые поляны с отдельными деревьями; 13 - насыпная горка; 14 - пограничный вал, засаженный кленом и ясенем (около 100 лет); 15 - террасированный склон; 16 - фундамент усадебного дома; 17 - дамба; 18 - пашня; 19 - территория частных домов и огородов: 20 - территория, застроенная многоэтажными домами.

И: 1, 2 - древесные насаждения: 1 - посадки широколиственных пород возрастом до 200 лет (ясени, клены, липы), 2 - кольцевая посадка дубов (150 лет); 3-5 - линейные посадки деревьев (буквами на карте показаны: к - клены, лс - лиственницы, я - ясени): 3 - аллеи (старше 100 лет), 4 - однорядная посадка лиственниц (до 200 лет), 5 - посадки молодых кленов (40-50 лет); 6 - фруктовый сад; 7 - заросли кустарника (преимущественно ивы); 8 - луговая растительность; 9 - фрагмент пограничного вала; 10 - каменные пилоны, фрагменты каменной ограды; 11 - земляной вал-плотина; 12 - искусственные террасы на склоне с каменной лестницей; 13 - усадебные постройки; 14 - фундамент; 15 - пересохший пруд; 16 - искусственная насыпь; 17 - балка с временным водотоком; 18 - родник; 19 - выходы грунтовых вод; 20 - территория частных домов и огородов.

Для усадеб, расположенных на малых реках и ручьях, а также на берегах крупных рек и озер, большое значение придается естественным гидрологическим объектам, которые при помощи различных приемов включаются в планировочную структуру комплексов, иногда видоизменяются искусственно, дополняются вновь созданными водными объектами. Структура таких усадебных комплексов полностью зависит от наличия естественных водных объектов, ориентирована на них. Конечно, используются и оформляются высокие коренные берега рек и озер, речные и озерные террасы, но их наличие определяется существованием естественных водоемов.

Усадебные комплексы на моренных и камовых грядах и холмах. При закладке усадеб на моренных и камовых грядах и холмах обыгрывался прежде всего естественный рельеф. Эта группа занимает второе место по количеству усадеб. В 14 из 16 рассмотренных ландшафтных районов имеются усадьбы подобного типа [1]. Среди них как усадьбы, ведущие свою историю с XVIII в. (Дылицы (Гатчинский район), Рябово (Всеволожский район)), так и усадьбы, сложившиеся только в конце XIX в. (Торосово (Волосовский район), Ири-

новка (Всеволожский район)). Несмотря на различия в подходах к садово-парковому искусству, определявшиеся идеалами эпохи, структура усадебных комплексов имеет много общего, диктуемого условиями местоположения. Это прежде всего контрастный рельеф с перепадом высот, как правило, не менее 10 м в пределах усадьбы. Моренные и камовые холмы и гряды хорошо дренированы, но не так удобны для распашки, как плоские поверхности, поэтому на них обычно сохранялись лесные массивы. Усадебный парк часто формировался на основе леса.

Усадьба Дыпицы [7] (рисунок, Е) ведет свою историю с первой половины XVIII в. Ее площадь около 25 га, регулярная часть невелика. Парк имеет участки, которые можно назвать лесом, аллеи причудливых очертаний, напоминающие лесные дорожки, но границы усадьбы определены невысокими валами (пограничные валы являются характерной особенностью практически всех усадебных комплексов, располагающихся в пределах Ижорского плато). Рельеф позволил создать разноуровневую композицию парка (перепад высот в Дылицах составляет 15 м): господский дом поставлен на самом высоком месте, пространство перед ним оставлено открытым, склон террасирован, оформлен лестницами, на нижней террасе парка созданы пруды различной формы. Недалеко от господского дома в регулярной части парка выкопан прямоугольный пруд, а в пейзажной части усадебного комплекса - пруд с островом, имевший криволинейные, естественные очертания. За счет возвышенного положения усадьба хорошо просматривалась издали, а обзор окрестностей с наивысших точек, усиленный беседками, возвышенными обзорными площадками, бельведерами («миловидами»), позволял визуально включить окрестности в усадебный комплекс.

Часто в пределах усадебных комплексов, расположенных на холмах и грядах, создаются и искусственные горки. Одни из них размещаются на вершине гряд и холмов, а также на границах парков и увеличивают горизонт обзора, открывающийся из усадеб. Другие же находятся на берегах искусственных прудов и ориентированы на внутреннее пейзажное разнообразие парков. В усадьбе Дылицы созданы две горки: одна на краю парка, на вершине гряды, а вторая на берегу пруда.

В усадьбах, расположенных на моренных и камовых холмах и грядах, определяющую роль в структуре усадебного комплекса играл естественный рельеф. На гравюре А. Дезарно, изображавшей усадьбу Рябово [8, с. 35], видно, что господский дом, являющийся центром усадебного комплекса, расположен на вершине одного из камовых холмов. Вершина холма искусственно выполОжена, на ней размещены усадебные постройки и верхний парк, который спускается на террасированные склоны холма. Возможность обзора, визуально расширяющего усадьбу, - вот преимущество, активно использовавшееся при планировании структуры подобных усадеб.

Усадебные комплексы плакорных поверхностей (слабоволнистых равнин). Данная группа достаточно многочисленна. Однако следует отметить, что из 73 усадеб этого типа, размещавшихся в пределах исследуемой территории, 67 находились в пределах Ижорского плато [1]. Слабоволнистая поверхность, отсутствие ярко выраженных форм рельефа, бедность естественными водными объектами, распаханность, безлесие и, как следствие, однообразие территории - не лучшие предпосылки для работы архитекторов и садоводов. Но, создавая усадьбы, человек разрывал монотонность ландшафта.

Усадьба Волковицы [7] (Ломоносовский район) (рисунок, Ж) расположена на слабоволнистой равнине, сложенной валунными (в том числе карбонатными) суглинками. Усадебный парк невелик, имеет площадь около 15 га. При создании большинства усадеб на Ижорской возвышенности под парк отводилась пашня - то, что приносило доход, поэтому усадебные парки небольшие по площади, обнесены земляными или каменными пограничными валами, по периметру обсажены деревьями. Позволить себе большой парк мог только очень богатый человек, а он чаще всего имел возможность выбрать более живописное местоположение для усадьбы и парка Усадьба здесь -не парадная резиденция, а дом, позволяющий жить при имении, с его камерностью, замкнутостью, уютом. В силу своих небольших размеров усадебные парки имеют, как правило, в основе четкую геометрическую планировку, хотя выделяется и небольшая пейзажная часть. Так, в Волковицах 150-летняя липовая аллея Философов отделяет северную регулярную часть парка от южной пейзажной.

Искусственные пруды - необходимая принадлежность всех усадеб на плато. Малочисленность и маловодность выходов подземных вод в виде ключей не позволяли создавать более сложные водные системы. Грунт, оставшийся при создании прудов, использовался для насыпных горок, они расширяли маршруты прогулок, давали возможность, поднявшись на холм, любоваться непрерывно сменяющимися видами парка. Когда горки создава-

лись на границе усадьбы, вид, открывающийся с них на окрестности, позволял визуально расширить усадьбу, но чаще усадьбы замкнуты, лишь отдельные аллеи дают прорыв за их пределы (подъездная аллея в Гомонтово (Волосовский район); аллея к мельнице в Волкови-цах). Парки окружены полями, контрастно выделяются на фоне безлесной территории, поэтому на плоской поверхности плато видны издалека и хорошо читаются в любое время года. Только в некоторых усадьбах парк постепенно переходит в лесной массив. Усадебный дом располагался у подъездной дороги на краю участка, что позволило не дробить и. без того небольшой парк.

Усадебные комплексы плакорных местоположений имеют (в сравнении с другими усадьбами) в наибольшей степени рукотворные парки, где и рельеф, и водная система, и растительность обязаны своим происхождением человеку.

Выше рассмотрены черты структуры усадебных комплексов типичных, «классических» местоположений. Однако существуют малочисленные группы усадеб, местоположения которых специфичны и даже уникальны.

Усадьбы, расположенные у сухих долин и остаточных водоемов по древним долинам. Таких усадеб немного, поскольку этот тип местоположения встречается довольно редко. Усадебные комплексы у сухих долин и остаточных водоемов по древним долинам обнаружены только в Ижорском ландшафте. При анализе карт Ижорского плато практически на всех древних долинах обнаружены усадьбы, иногда даже несколько у одной долины. При прочих равных условиях в пределах Ижорского плато здесь однообразие местности нарушается небольшим перепадом высот (6-8 м) от коренного берега ко дну долины и появлением естественных водоемов. При наличии озер в древних долинах этот тип местоположения фактически является разновидностью местоположения на берегах озер.

Рассмотрим в качестве примера усадьбу Сельцо (Волосовский район) (рисунок, 3). Усадьбы, расположенные у древних долин, имеют много общих черт с усадьбами на плоской поверхности: небольшие по площади (площадь усадьбы Сельцо 5 га), они окружены полями, имеют большей частью регулярную планировку, обнесены земляными или каменными пограничными валами, но только с трех сторон, поскольку всегда открыты к долине. Долина -вот та доминанта, которая обыгрывается при планировании усадьбы. Водоемы, расположенные в долинах, включаются в композицию парка, и усадьбы приобретают те же черты, которые характерны для расположенных на берегах озер. Господский дом стоял на краю долины, на самом высоком месте (перепад высот 8 м). Пространство перед домом всегда открыто к озеру, оно оформляется симметрично относительно оси усадебный дом - озеро, склон террасирован. Таким образом, парк имеет несколько уровней и визуально расширяется за счет обзора, открывающегося с края долины.

Сельцо - одна из трех усадеб, занимающих берега остаточного водоема в древней речной долине. Планировка двух других усадеб (Каськово и Анташи) аналогична, но сохранность их хуже, поскольку при спрямлении шоссе Санкт-Петербург - Таллинн усадебные комплексы оказались перерезанными трассой.

Усадебные комплексы на границах различных ландшафтных районов представляют особый интерес.

В качестве примера рассмотрим усадьбу Попрудки (Тосненский район). Ее территория занимает часть песчаной гряды в пределах Мгинского ландшафта и частично спускается в Волховскую низину. Последняя представлена огромным болотным массивом Пельгорский мох, в настоящее время осушенным, но на момент существования усадьбы находившимся в естественном состоянии. Само собой напрашивается сравнение с Баскервиль-холлом, литературным образом старинного родового поместья, в котором из окон усадебного дома виднелась длинная линия мрачных болот.

Интересна Извара - усадьба Рерихов, расположенная на границе Ижорского плато и Лужско-Оредежского ландшафтного района.

Каждая усадьба на границе двух ландшафтных районов неповторима по своему местоположению и структурным особенностям, однако существует целая группа усадебных комплексов, приуроченных к Глинту (Балтийско-Ладожскому уступу) - границе Ижорского плато и Предглинтового (на севере) или Нижне-Лужского (на западе) ландшафтных районов. Большая часть этих усадеб находится в пределах Ижорского плато.

Усадьбы, приуроченные к Глинту. Значительный перепад высот (40-50 м), наличие многочисленных родников, реки в глубоких долинах, прорезающие Глинт, и широколиственные породы деревьев, растущие по долинам и склонам, дают возможность необычных решений при планировании такого типа усадьбы.

В качестве примера рассмотрим усадьбу Котлы [9] (Кингисеппский район) (рисунок, И), в которой верхний парк и усадебный дом размещены на Ижорском плато на бровке Глинта и на склоне, а нижний парк - в Нижне-Лужском ландшафте. Перепад высот в ее пределах составляет 45 м. Усадебные парки в этом местоположении вытянуты вдоль Глинта (часто занимают значительную площадь). При соединении разных уровней парка использовались лестницы. Каскады прудов также устроены на склоне, что требовало большого труда и умения. Усадебный комплекс, господствуя над прилежащей территорией, хорошо просматривался снизу (со стороны Нижне-Лужского ландшафта). Контрастность двух соседних ландшафтов: Ижорского плато (где находится господский дом, хозяйственные постройки и верхний парк) и Нижне-Лужского низинного, залесенного (где располагается нижний парк с искусственным прудом), вид на который открывается от усадебного дома, придает особую выразительность усадьбе. «В садовом искусстве материалом служит... и природа за пределами сада, например небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями». Эта мысль Д. С. Лихачева [10, с. 11] становится очевидной, когда смотришь вниз от господского дома, и вся бескрайняя равнина внизу, и небо над нею кажутся продолжением усадьбы.

Еще ббльшим своеобразием обладает композиция усадебного комплекса в Ропше (Ломоносовский район), где усадебный дом также стоит на краю Ижорского плато, а парк с многочисленными прудами располагается в Пред-глинтовом ландшафте.

За пределами исследования остались усадьбы, расположенные на литориновой и верхней озерно-ледниковой террасах Финского залива, размещающиеся преимущественно в пределах Санкт-Петербурга, и усадьба Монрепо (Выборгский район), расположенная в сельговом ландшафте на берегу Финского залива. Их структура и ландшафтные особенности достаточно полно описаны в литературе [11-13].

В заключение еще раз отметим, что планировочная структура усадеб, а также особенности усадебных природно-культурных комплексов во многом определяются их внутриланд-шафтным расположением. Ландшафтная типология усадеб дает возможность реконструкции плохо сохранившихся усадебных природно-культурных комплексов. Изучение усадебного освоения территории позволяет рассмотреть один из видов воздействия человека на природу в историческом аспекте, реконструировать ландшафты прошлого, помогает выявить вклад усадебного строительства в формирование современных ландшафтов.

Summary

Isachenko Т. Е. Landscape typology of country estate patterns.

The arrangement of nature-cultural objects in country estates and their planning structure depended on the estate location in the landscape. Most typical features of each landscape type of country estates are described. The maps showing the current state of estates most interesting as regards their landscape planning are given.

Литература

1. Исаченко Т. E. Природно-культурные комплексы старинных усадеб в ландшафтах Санкт-Петербургского региона // Изв. Русск. геогр. о-ва. 2003. Т. 135, вып. 2. 2. Исаченко Т. Е. Дворянские усадьбы и ландшафт: три века взаимодействия // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 7: Геология, география. 2003. Вып. 4 (№ 31). 3. Вергунов А. П., Горохов В. А. Вертоград: садово-парковое искусство России. М., 1996. 4. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. М., 1997. 5. Мурашова Н. В. Усадьбы Ленинградской области. Первый опыт создания справочника // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник-1993. М., 1994. 6. Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. 7. Мурашова Н.. Мыслина Л. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. 8. Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999. 9. Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003.10. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей: Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. М., 1998. 11. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс. СПб., 2001. 12. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб., 2001. 13. Кищук А. А. Парк Монрепо в Выборге. СПб., 2001.

Статья поступила в редакцию 11 апреля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.