ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА
гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» методом ПЦР обнаружена РНК вируса ККГЛ, методом ИФА -Jg M в диагностических титрах 1/1800 - 1/6400, в двух случаях Jg G в титре 1/100.
По данным ФГУЗ «СтавНИПЧИ» Роспотребнадзора, при проведении специалистами Референс-центра по мониторингу за возбудителем КГЛ исследований сывороток крови 9 больных КГЛ, в т. ч. больной КГЛ гр. О. с летальным исходом, которой оказывали медицинскую помощь, выявлены РНК вируса ККГЛ, CCHF-Cri-mean-Congo hemorrhagic fever virus.
При сборе сведений (эпиданамнез) установлено, что большинство медицинского персонала работало без очков, в масках типа «одноразовая хирургическая», не предохраняющих от попадания аэрозоля с мокротой, содержащей примеси крови с вирусом, на кожу (с возможными повреждениями), в верхние дыхательные пути и на конъюнктиву глаз.
При проведении совместного эпидрасследования с ФГУЗ «РостНИПЧИ» Роспотребнадзора, министерством здравоохранения Ростовской области установлено, что вероятный источник внутрибольничного инфицирования КГЛ в МУЗ «ЦРБ» Сальского района - больная КГЛ гр. О. с лабораторным подтверждением (ПЦР, ИФА), с геморрагическим синдромом, осложненным двусторонней пневмонией, с летальным исходом, без противовирусного лечения (беременность 22 недели).
Механизм передачи инфекции - контактный, ас-пирационный, путь передачи - гемоконтактный, воздушно-капельный (аэрозольный).
Вероятными факторами передачи инфекции явились кровь, отделяемые биологические жидкости от больной КГЛ гр. О. (мокрота с прожилками крови, рвотные массы с кровью, маточные выделения).
Условиями, способствующими инфицированию медицинских работников, явилось:
1. Развитие геморрагического синдрома у больной с кровоизлиянием в легкие и выделение мокроты, содержащей кровь.
2. Период максимальной виремии (вирусемии) -пятый день болезни при отсутствии противовирусного лечения.
3. Использование ингалятора-небулайзера №Ви-LFLAEM для лечения больной КГЛ 10.05.2011 г. явилось непреднамеренным фактором риска в создании аэрозоля.
4. Использование неполного комплекта противочумного костюма и возможность попадания возбудителя через кожу лица с повреждениями, верхние дыхательные пути и конъюнктиву глаз.
5. Заболело 8 медицинских работников, находившихся в определенных условиях по риску инфицирования (при этом у 6 из них высок риск сочетанного инфицирования гемоконтактным путем и воздушно-капельным, у двух не доказан гемоконтактный путь передачи).
6. В МУЗ «ЦРБ» Сальского района отмечались нарушения требований санитарного законодательства в части соблюдения мер в отношении биологической безопасности: ст. 22, п.1. ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
С целью недопущения случаев инфицирования КГЛ основными приоритетными направлениями остаются профилактические мероприятия по снижению численности основных переносчиков - клещей, мышевидных грызунов, а также работа среди медицинских работников и населения по вопросам личной безопасности природно-очаговых и особо опасных инфекций.
ЛАНДШАФТНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СИБИРСКОГО КЛЕЩЕВОГО РИККЕТСИОЗА ПО МАТЕРИАЛАМ КЛИНИКИ ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИЙ
АЛТАЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Н.Н. Седых, Н.Ю. Курепина, А.С. Оберт МУЗ «Больница №11» г. Барнаула, Институт водных и экологических проблем СО РАН, Алтайский государственный медицинский университет
Многообразие природных условий Алтайского края, видовое разнообразие переносчиков сибирского клещевого риккетсиоза (СКР) способствуют высоким показателям заболеваемости населения региона.
Последние комплексные ландшафтно-эпидемио-логические исследования в крае проводились в конце прошлого столетия. Влияние антропогенно преобразованной среды на здоровье и жизнедеятельность населения, хозяйственное освоение территории, в том числе для целей рекреации и туризма, вызывают необ-
ходимость идентификации степени риска заражения клещевыми зоонозами.
Цель - осуществить анализ мест заражения на ландшафтной основе на примере пациентов клиники детских инфекций АГМУ для их идентификации по степени риска заражения.
Материалы - данные эпидемиологического расследования каждого случая заражения больных СКР применительно к конкретным ландшафтам Алтайского края.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Методы - клинико-эпидемиологический, серологический, а также прикладной ландшафтный метод и геоинформационно-картографическое моделирование.
Результаты. В настоящее время Алтайский край относится к одному из самых неблагополучных регионов России по заболеваемости населения СКР. Первое описание очагов клещевого риккетсиоза в крае зафиксировано в 1942 г. В дальнейшем единичные случаи болезни сменились увеличением их числа в десятки раз: 1942 г. - 3 случая; 1954 г. - 443; 2000 г. - 1360; 2008 г. - 849. За период 1999-2008 гг. средний показатель заболеваемости составил 40,6 на 100 тыс. населения. Наибольшее количество заболевших пришлось на 2001 г. - 1867 (показатель 70,4 на 100 тыс. населения), что составило 54 % от общего числа по РФ. Случаи инфицирования происходили, за редким исключением, во всех районах Алтайского края (Салдан, Калинина и др., 2009). Заболевание СКР отмечается в период с апреля по октябрь. Максимум случаев наблюдается в мае, в июне-июле происходит снижение числа заболевших, после чего в августе-сентябре может отмечаться новый, но менее интенсивный подъем.
По данным клиники детских инфекций за период с 1992 по 2007 г., первые случаи СКР были отмечены в апреле, последние - в октябре. Максимальное количество заболевших регистрировалось в мае - 50,5 % от общего числа больных, в июне их количество уменьшалось, но сохранялось на достаточно высоком уровне - 22,6 %. Явное снижение происходило в июле и августе (10,8 % и 6 % соответственно) с дальнейшим уменьшением в сентябре-октябре.
За 15 лет обследовано 338 больных, поступивших в клинику с диагнозом клещевой риккетсиоз. Для верификации диагноза все пациенты обследованы на ик-содовый клещевой боррелиоз, клещевой энцефалит и СКР, частично - на анаплазмоз и эрлихиоз. При этом 33,3 % больных оказались серопозитивными по СКР, 22,6 % - серонегативными, но с типичной клиникой СКР, у 9,5 % - выявлены антитела к анаплазмозам, антитела к эрлихиям отсутствовали. В результате клинического обследования диагноз клещевых зоонозов был снят. При сравнении клинико-эпидемиологических данных у серонегативных и серопозитивных больных выраженных отличий не выявлено, что позволило объединить обе группы в одну. В результате с диагнозом СКР было 94 пациента, подавляющее большинство из которых являлись жителями г. Барнаула (86 человек).
Наблюдались преимущественно дети от 3 до 16 лет (78,7 %), в основном дошкольники и школьники младшего возраста (61,7 %). Взрослых было 20 человек (21,3 %). Такое распределение по возрасту объясняется профилем стационара (детское инфекционное отделение) и не отражает возрастного состава по г. Барнаулу и по краю в целом. Лиц мужского пола было 54,6 %, женского - 45,7 %.
Исследование данных о пациентах клиники в отношении причин инфицирования позволило констатировать следующее: среди наблюдавшихся больных
84 % составили жители города и лишь 16 % - сельские жители. Заражение горожан связано, прежде всего, с охотой или рыбалкой - 42 %, 22 % - находились в гостях в сельской местности, 18 % указали причиной посещение приусадебных и дачных участков и по 1 % пришлось на производственную деятельность и туризм.
По данным Роспотребнадзора, к настоящему времени на территории Алтайского края выявлено более 1500 природных очагов СКР. Их существование связано с экологией основных переносчиков инфекции -клещей вида D. margmaШs, D. silvarum, Н. сопстпа и D. гейси^ш, обитающих в степных и луговых видах ландшафтов. Однако характер и активность очагов существенно меняются в связи с хозяйственным освоением территории как в сторону резкого повышения, так и ослабления до полной утраты эпидемической активности.
Заражение больных, поступивших в клинику, произошло на территориях 21 из 60 административных районов и в г. Барнауле. Анализ эпидемиологических данных позволил распределить частоту заражения пациентов клиники по природно-климатическим зонам края. Высокая частота инфицирования (>7 %) имела место в районах лесостепной зоны: Косихинский -9,8 %, Первомайский - 19,6 % и г. Барнаул - 15,2 %, лишь Калманский район с высокой частотой - 14,1 % расположен в степной зоне. Средний показатель -4,1-7 % отмечен в Топчихинском и Завьяловском районах степной и лесостепной зон. Для шестнадцати районов края частота инфицирования - 1-4 %. Низкие показатели также наблюдались в предгорной зоне.
Идентификация мест заражения больных СКР, по данным клиники, применительно к конкретным ландшафтам сопровождалась построением геоинформационно-картографических моделей. Для сравнительного анализа полученных результатов были привлечены материалы научно-исследовательской работы по определению риска заражения в ландшафтах каждого административного района Алтайского края. Установлено полное соответствие пространственного расположения фактических мест заражения и ландшафтов с соответствующим риском заражения. Характерными растительными индикаторами концентрации клещей в ландшафтах с высоким риском инфицирования являются остепненные типчаково-ковыльные ассоциации, разнотравно-злаковая луговая лесостепь, а также разнотравно-злаковые луга, средний риск заражения наблюдается на разнотравно-злаковых лугах Предсала-ирской и Салаирской провинций.
Таким образом, Алтайский край отличается высокой заболеваемостью СКР в России. По материалам клиники, основными причинами контакта детей с очагами являются рыбная ловля, нахождение в гостях в сельской местности, посещение приусадебных и дачных участков. Полученные данные по риску заражения в соответствующих ландшафтах могут быть распространены на другие территории Алтайского края в качестве индикатора.