Научная статья на тему 'Клинико-эпидемиологические особенности микст-инфекции иксодового клещевого боррелиоза с другими клещеавыми зоонозами в Алтайском крае'

Клинико-эпидемиологические особенности микст-инфекции иксодового клещевого боррелиоза с другими клещеавыми зоонозами в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Рыжкова И.В., Оберт А.С., Рудакова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинико-эпидемиологические особенности микст-инфекции иксодового клещевого боррелиоза с другими клещеавыми зоонозами в Алтайском крае»

ций. Эти возбудители, один из которых имеет антигенное сходство с R.siЫrica subsp.BJ-90, а второй — с Я.БШтса БиЬБр. БШтса, практически не вызывают перекрестных серологических реакций.

2. Впервые в северных районах Омской области серологически верифицированы случаи МЭЧ, ГАЧ и риккетсиозной инфекции. Впервые, благодаря применению иммунофер-ментного метода для обнаружения антител к риккетсиям, у людей, контактировавших с клещами, в 90 % случаев удалось расшифровать этиологию лихорадочных заболеваний. Учитывая то, что 85 % из них было представлено вирусно-бактериальной или бактериальными микст-инфекциями, необходимо изучение вопроса о включении антибиотиков, активных против всего спектра клещевых бактериальных патогенов, в схему эмпирической терапии лихорадящих больных с присасыванием клеща в анамнезе.

3. Получено подтверждение существования сопряженных природных очагов пяти клеще-

вых трансмиссивных инфекций, таких как клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, моноцитарный эрлихиоз человека, грану-лоцитарный анаплазмоз человека и рикке-тсиоз. Подтверждена возможность одновременного инфицирования людей вирусом КЭ и одним или двумя бактериальными клещевыми патогенами, а также возможность развития бактериальных микст-инфекций, вызванных двумя и более возбудителями, в том числе риккетсиями, после присасывания одного клеща. Это свидетельствует об актуальности разработки и применения методов одновременной профилактики и диагностики всего комплекса КТИ.

4. Необходимо продолжение исследований по изучению географического распространения различных антигенных вариантов рик-кетсий, вызывающих лихорадочные заболевания у людей, с целью конструирования иммуноферментных тест-систем для серологической диагностики заболеваний риккет-сиозной природы.

КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИКСТ-ИНФЕКЦИИ ИКСОДОВОГО КЛЕЩЕВОГО БОРРЕЛИОЗА С ДРУГИМИ КЛЕЩЕВЫМИ ЗООНОЗАМИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

И. В. Рыжкова, А. С. Оберт, С. А. Рудакова

Алтайский государственный медицинский университет, г.Барнаул Научно-исследовательский институт природноочаговых инфекций, г.Омск

В последнее время в литературе уделяется большое внимание фактам одновременного инфицирования возбудителями трансмиссивных заболеваний лиц, отмечавших присасывание клеща. Особенности патогенеза и клиники, возникающие при этом заболевании не до конца ясны. Так, Э.И.Коренберг (2002) считает, что широкое распространение при-родно-очаговых микст-инфекций, предающихся клещами, закономерное явление и встречается значительно чаще, чем моноинфекция. Алтайский край имеет разнообразную ландшафтную структуру, где распространены различные виды иксодовых клещей (ЬрегБикаШБ, Н.сопстпа, D.silvarum и др.) и поэтому могут иметь место не только сочетанные очаги, но и возможны микст-инфекции, вызванные возбудителями клещевого энцефалита, сибирского клещевого риккетсиоза и других заболеваний, передающихся клещами.

цель работы: Описать клинику микст-инфекций иксодового клещевого боррелиоза (ИКБ) с другими клещевыми инфекциями на примере Алтайского края.

Материалы и методы: Под наблюдением находилось 262 больных, которые обратились в клинику по поводу заболевания, связанного с фактом нападения клещей. Помимо клинического обследования все больные обследованы серологически для выявления наличия антител к возбудителям иксодового клещевого боррелиоза, клещевого энцефалита (КЭ), сибирского клещевого риккетсиоза (СКР). Часть больных обследованы на анаплазмоз. Описание болезни пациентов разных групп осуществлялась на основе сопоставления более 30 клинико-лабораторных показателей. Данные обработаны методами медицинской статистики. Особенностью больных с безэритемной формой ИКБ явилось то обстоятельство, что их заражение происходило при посещении мест, неблагополучных по СКР.

результаты: Сероконверсия к возбудителям клещевых инфекций имела место у 176 (67,2 %) пациентов. В результате проведенных исследований установлено, что из общего числа обследованных больных доля пациентов с ИКБ составила 43,9 %

особенности клинического течения природноочаговых болезней

(115 человек, из них с эритемной формой 81 пациент, с безэритемной — 34), с СКР — 18,3 % (48 человек), с сочетанным инфицированием — 12,6 % (33 человека). Наиболее часто с другими инфекциями сочетался ИКБ — 31 человек.

Все больные связывали свое заболевание с фактом нападения клещей, однако у больных с микст-инфекцией далеко не всегда обнаруживались множественные нападения клещей, что позволяет думать о возможном участии одного и того же вида переносчика в заражении возбудителями нескольких инфекций.

Наиболее часто встречалось сочетание ИКБ и КЭ у 15 больных (45,4 %), ИКБ с СКР у 4 больных — 12,1 %, ИКБ с ГЭЧ у 4 больных (12,1 %), ИКБ с КЭ и ГЭЧ у 8 больных — 24,2 %. Сравнительный анализ клинико-лабораторных показателей позволил выявить определенные различия. Так сочетание ИКБ и КЭ протекало без тяжелых неврологических проявлений, более характерных для клещевого энцефалита. Доминирующим во всех случаях микст-инфекции с СКР оставался симптомокомплекс североазиатского клещевого риккетсиоза.

При изучении моно-инфекции ИКБ и микст инфекции ИКБ с другими клещевыми зоонозами выделены некоторые особенности. Так длительность инкубационного периода при микст-инфекции составила 5,5±0,41 дня, при ИКБ с безэритемной формой — 6,3±0,49 дня, при эритемной форме 8,8±0,65 дней. Поступление больных в стационар при микст-инфекции и безэритемной форме ИКБ в среднем происходило на 3-4 сутки от начала заболевания, при ИКБ с эритемной формой — позже — в среднем на 6 сутки.

Реакция в месте присасывания клеща наблюдалась у 73 % больных с микст-инфекцией, из них у большинства эти изменения сводились к образованию корочки, реже имела место инфильтрация. У больных с эритемной формой ИКБ этих изменений не было, но у 79 % больных с «чистой» безэритемной формой в месте присасывания клеща также наблюдались изменения в виде корочки и инфиль-

трата. При сочетании ИКБ с другими инфекциями у больных отсутствовал важный признак болезни — эритема. Регионарный лимфаденит чаще наблюдался у больных с микст-инфекцией (68 %), он проявлялся в виде увеличенных, безболезненных, не спаянных между собой и окружающими тканями лимфоузлов. Особенностью микст-инфекции является наличие у 100 % больных сыпи чаще пятнисто-папулезной по всему телу. Сыпь появлялась в среднем на 3 день болезни и исчезала бесследно в процессе лечения на 6-8 сутки заболевания. Симптомы интоксикации чаще наблюдались (91 %) и были более выражены у больных с микст-инфекцией. У 36 % больных с сочетанной инфекцией наблюдалась гепатомегалия, что значительно чаще, чем у больных с эритемной и безэритемной формой ИКБ, когда поражение печени встречалось соответственно в 5 и 10 % случаев. Поражение печение сопровождалось повышением уровня печеночных ферментов, чаще АСаТ.

Проведенное картографирование мест заражения и соотношение их с местами обитания основных переносчиков вышеуказанных заболеваний: I.persulcatus — основной переносчик ИКБ и КЭ, D.marginatus и silvarum — переносчик КР, а также Н.сопстпа — переносчик всех указанных заболеваний позволило выявить опасные типы местностей по заражению КЭ, ИКБ и КР в различных их сочетаниях.

выводы: На территории Алтайского края имеются очаги заболевания, передающихся иксодовы-ми клещами, в т.ч. иксодовых клещевых боррелио-зов, клещевого энцефалита, сибирского клещевого риккетсиоза, анаплазмоза человека. Одновременное инфицирование лиц при нападении клещей в очагах края составляет более 10 %. Наиболее часто сочетается с другими заболеваниями ИКБ. Учет мест нападения клещей позволил на ландшафтной основе составить карты повышенного риска заражения, как возбудителями отдельных заболеваний, так и их сочетаний. Наибольший риск мик-стинфицирования относится к местам обитания клеща Н.сопстпа.

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИКСОДОВЫХ КЛЕЩЕВЫХ БОРРЕЛИОЗОВ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

И. В. Рыжкова, А. С. Оберт, С. А. Рудакова

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Научно-исследовательский институт природноочаговых инфекций, г. Омск

Иксодовый клещевой боррелиоз (ИКБ) был впервые выявлен на территории Алтайского края в 1993 г. Показатель заболеваемости в разные годы составлял 0,2-1,98 на 100 тыс. населения.

В настоящее время накоплены многочисленные данные, характеризующие клинические проявления клещевого боррелиоза в разных очагах заболевания, их формы и клинико-патогенетические

особенности у детей и взрослых. Есть основания говорить об определенных региональных особенностях ИКБ.

цель данной работы: Описать клинику острого периода ИКБ на территории Алтайского края.

Материалы и методы: Под наблюдением с 1998 по 2008 гг. находилось 126 больных — жителей Алтайского края и г. Барнаула. Все они переносили острую фазу заболевания, из них 78 человек имели эритемную форму заболевания, 48 — бе-зэритемную. Диагноз ИКБ устанавливался на основании клинико-эпидемиологических данных и верифицировался результатами обследования. Параллельно с этим проводилось обследование для исключения клещевого энцефалита, сибирского клещевого риккетсиоза, анаплазмоза и эр-лихиоза человека.

У большинства больных — 120 человек (95,2 %) выявлена взаимосвязь заболевания с фактом присасывания клеща; 6 пациентов не снимали с себя клеща, но не отрицали факт посещения очагов. Чаще заражение происходило в пригородной зоне, на индивидуальных садово-огородных участках, а также в сельских районах края и лесопарковой зоне г. Барнаула. Максимум нападения клещей отмечен в мае — июне, что связано с сезонной активностью переносчиков.Среди обследованных наблюдалось примерно одинаковое количество мужчин и женщин, соответственно 53,2 % и 46,8 %. Возраст больных колебался от 2 до 78 лет. Детей до 18 лет было 42, взрослых 84 человека. Среди взрослых наибольшее число больных наблюдалось в возрасте от 40 лет и старше, которые по данным эпиданамнеза, в основном заражались на садовых участках.

результаты исследований: Инкубационный период у больных эритемной формой варьировал от 1 до 30 в среднем 8,8±0,65 дней. Эритема в подавляющем своем большинстве (в 91,0 %) была единичной и всегда локализовалась в месте присасывания клеща; у 7 больных она была множественной, при этом у 6 — мигрирующей.

У 55 больных (72,4 %) появление эритемы совпадало с началом заболевания. Болезненность в области эритемы наблюдалась более чем у половины больных (44 человека — 56,4 %), жжение — у 52 человек (66,7 %), нередко эти симптомы комбинировались между собой (у 46,1 % больных). Регионарный лимфаденит имел место у 45 % пациентов.

Повышение температуры выявлялось у 60 (76,9 %) больных. Высота температуры варьировала от 37,0 до 40,0 °С, и в среднем была 37,8°С. Длительность лихорадки составила 1-14 дней, в среднем 2,9 дня. Головная боль, с локализацией в лобно-височных, затылочной областях, наблюдалась у 41 % больных. На слабость указывали 58 больных, 11 пациентов отмечали снижение аппетита. По одним данным (Воробьева Н.Н., 1998) удельный вес клинических форм протекающих без инфекционного синдрома составляет 20-25 %, по другим данным (Козлов С. С., Крумгольц В. Ф., 1998) до 70-75 %. По нашим наблюдениям без об-

щеинфекционного синдрома наблюдалось 7 больных с эритемной формой, что составило 9 %.

В структуре патологии опорно-двигательного аппарата при ИКБ с эритемной формой в отдельных случаях выявляли артралгический синдром (5,5 %). Как правило, в патологический синдром вовлекались крупные и средние суставы (чаще коленные, плечевые), в 1 случае — лучезапястный сустав. У 5 больных болезненность в области сустава сопровождалось отеком. Признаки поражения сердечно-сосудистой системы присутствовали у 19 % больных с эритемной формой заболевания. Кардиологические проявления развивались в первую неделю от начала заболевания, чаще на 2-3 день болезни. Субъективные ощущения у больных чаще отсутствовали, 1/3 пациентов отмечала возникновение учащенного сердцебиения

У 48 больных эритема отсутствовала, из числа этих больных у 39 (81,2 %) имелась сыпь. Сыпь располагалась по всему телу без участков сгущения, по характеру была пятнисто-папулезная до 5 мм в диаметре, и на фоне выздоровления исчезала бесследно. У больных с ИКБ безэритемной формой имели место изменения в месте присасывания клеща — чаще корочка, реже наличие воспалительного инфильтрата. Никаких изменений в месте входных ворот не было у 7 пациентов. У 38 пациентов (79 %) имелись изменения со стороны регионарных лимфоузлов.

При безэритемной форме инкубационный период был короче и колебался в пределах 1-14 дней, составляя в среднем 5,28±0,48 дня. Заболевание начиналось с появления симптомов общей интоксикации: повышение температуры, слабость, головная боль, снижение аппетита. Повышение температуры наблюдалось у 36 больных (94,7 %), часто это являлось первым признаком заболевания. Длительность температурной реакции продолжалась в среднем 4,7 дней, максимально составила 8 дней. Максимальная высота температуры у больных ИКБ безэритемной формы в среднем составила 38,7±0,1°С. У половины больных наблюдалась головная боль в лобно-ви-сочных, затылочной областях. Слабость, встречающаяся у 84 % больных, сопровождала период гипертермии. Снижение аппетита имело место у 29 % наблюдаемых нами больных. Синдром органной патологии у больных безэритемной формой ИКБ проявлялся гепатомегалией — у 7 человек (18,4 %), у части больных увеличение печени сопровождалось изменениями активности печеночных ферментов (АЛаТ, АСаТ).

Изменения со стороны крови у больных с эритемной и безэритемной формами были однотипными и сводились к редкому лейкоцитозу, у части пациентов к относительному нейтрофилезу и ускорению СОЭ.

выводы: При сравнении клиники у больных с эритемной и безэритемной формой можно отметить следующие особенности.

Инкубационный период у больных с эритемной формой болезни был заметно дольше 8,8±0,65 против 5,28±0,48 (при безэритемной форме) (р< 0,05).

особенности клинического течения природноочаговых болезней

У больных с эритемной формой болезни в среднем на 1-2 сутки заболевания появлялся характерный признак болезни — эритема. У больных с безэритемной формой заболевания эритема отсутствовала, однако у 81,2 % имелась пятнисто-папулезная сыпь до 0,5 см в диметре по всему телу, а в месте входных ворот часто обнаруживались изменения в виде корочки и/или инфильтрата. Данный признак заболевания является клинической особенностью безэритемной формы ИКБ, выявленный нами в Алтайском крае в очагах СКР, причина которого требует дальнейшего своего уточнения и изучения.

Регионарный лимфаденит наблюдался у 45 % больных с эритемной формой и у 79 % больных с безэритемной формой (р< 0.05). Частота и длительность симптомов общей интоксикации более

выражена у больных с безэритемной формой болезни. Поражение печени у больных с безэритем-ной формой нередко сопровождалось изменением активности (АСаТ, АЛаТ), тогда как у пациентов с эритемной формой болезни изменений этих показателей не было.

Особенностью эритемной формы болезни являлось наличие у некоторых больных поражения опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, чего ни у одного больного с безэритемной формой не встречалось.

В изменениях со стороны общего анализа крови не было больших различий, но в группе больных с безэритемной формой чаще наблюдались ускорение СОЭ и нейтрофилез со сдвигом формулы в сторону палочкоядерных нейтрофилов.

СОВРЕМЕННЫЕ КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИБИРСКОГО КЛЕщЕВОГО ТИФА У ЖИТЕЛЕЙ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

И. В. Арсеньева

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

В последние годы отмечается рост случаев заболеваемости городских жителей природно-очаговыми инфекциями, в том числе сибирским клещевым тифом (СКТ), что связано с увеличением контактов жителей города с клещами-переносчиками в природных очагах инфекции. В Алтайском крае удельный вес жителей города в общей структуре больных СКТ составляет в среднем 28,6 %, что в 2,5 раз меньше удельный веса сельского населения (71,4 %). Среди городского населения края на жителей г. Барнаула приходится около 30 %.

цель исследования — изучить клинико-эпи-демиологические особенности СКТ у жителей г. Барнаула Алтайского края.

Материалы и методы

Под нашим наблюдением находилось 162 больных СКТ, находившихся на стационарном лечении в МУЗ «Городская больница №5» г. Барнаула в течение 2005-2008 г г.

Диагноз СКТ ставился на основании ведущих клинических симптомов (острое начало заболевания, лихорадка, макуло-папулезная сыпь, наличие первичного аффекта); данных эпидемиологического анамнеза, позволяющих выяснить причины и условия, приведшие к заражению; результатов лабораторного и иммуносерологичес-кого исследования.

Лабораторные и инструментальные исследования проводились на базе МУЗ «Городская больница №5» г. Барнаула. Постановка серологических

реакций (РСК, ИФА, РТГА) осуществлялась в вирусологической лаборатории ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае». результаты и обсуждение В инфекционное отделение большинство больные (57,3 %) поступали на 3-5 день от начала заболевания, в среднем на 4,5±0,2 день болезни.

Возрастной состав заболевших варьировал от 15 до 86 лет (средний — 48,5±2,4), чаще в возрасте 40-59 лет — 49,4 %.

Среди заболевших преобладали мужчины — 99 человек (61,1 %).

Только у 88 из 162 больных (54,3 %) при сборе эпидемиологического анамнеза имелись указания на присасывание одного или нескольких клещей. При этом 81 больной (50,0 %) подвергались нападению клещей во время нахождения в граничащих с городом районах, реже — г. Барнауле или его пригородах — 17,3 %, пребывание в республике Алтай — 1,8 %.

По условиям заражения 48,8 % связано с нахождением жителей города на приусадебных участках, 24,0 % — с охотой, рыбалкой, отдыхом на природе, 8,6 % — сбором ягод, грибов, трав; производственные условия заражения — 4,9 %, туризм — 0,6 %, прочие причины — 3,1 %.

Инкубационный период колебался от 1 до 22 дней (в среднем 7,2±0,8 дня) и почти у половины больных (51,6 %) составлял 3-7 дней.

Преобладало (84,4 %) острое начало заболевания с лихорадки и симптомов интоксикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.