ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ФРИДРИХА ОМАННА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЕНСКОГО СЕЦЕССИОНА
Сидоренко М.В. (г.Вена, Австрия)
В статье изучаются композиционные и планировочные особенности ландшафтных ансамблейсозданных Ф.Оманном. В результате исследования изучено творчество Ф.Оманна, описаны характерные особенности ландшафтных ансамблей периода Венского сецессиона.
The article deals with the compositional and architectural features of the landscape ensemblescreated by Friedrich Ohmann. The study examines the works of FriedrichOhmann, describes the characteristics of landscape ensembles of theVienna Secession period.
Ключевые слова: Фридрих Оманн, ландшафтные ансамбли Венского сецессиона.
Keywords: Friedrich Ohmann, landscape ensembles of theVienna Secession.
Введение. На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование растительных мотивов и изогнутых плавных линий.
В Австрии модерн носил название Венского сецессиона, по одноименному названию объединения молодых художников и архитекторов, отошедших от консерватизма и связанного с ним историзма. Венский сецессион имел свои отличительные черты, заключавшиеся в некоторой сдержанности цветовой гаммы, что, однако, компенсировалось активным использованием декора из художественных элементов, а также воздушностью и открытостью в пространственном решении. Архитектура Сецессиона характеризовалась рациональностью композиционного и конструктивного решений, чёткостью объёмов, ритмической упорядоченностью членений, лаконичность декора. В искусстве создания садов и парков периода Венского сецессиона выделялись работы австрийского архитектора Фридриха Оманна (1858-1927).
В конце XIX-начале XX века центральные ландшафтные объекты в Вене были спроектированы австрийским архитектором Ф.Оманном. Это набережная в Штадтпарке, оранжерея Пальменхауса в Бурггартене и мемориал императрице Елизавете Баварской в Фольксгартене. В то же время имя Ф.Оманна и его творчество мало знакомо за пределами Австрии. В этой связи в контексте изучения европейской истории развития ландшафтного искусства исследование по данной тематике представляет существенный интерес, в том числе с точки зрения выявления характерных особенностей городской ландшафтной архитектуры Венского сецессиона.
Основная часть.
Строительство Венской городской железной дороги с 1894 по 1901 год по проекту архитектора О.Вагнера проходило параллельно с работами по регулированию поймы реки Венки (1896-1899 гг.). Изменения коснулись и набережной Штадтпарка. Потребовалась разработка нового проекта данной территории и дальнейшая ее реконструкция. В 1898 году главным архитектором проекта был назначен Ф.Оманн. Партнером Ф.Оманна по проекту стал архитектор-мостостроитель Йозеф Хэкхофер (1863-1917 гг.), совместно с которым в 1900 году было начато проектирование.
По плану Ф.Оманна и Й.Хэкхофера композиция набережной имела прямолинейные очертания. Архитектурное решение предусматривало создание трехуровневой спускающейся к реке системы террас, нижний уровень которой занимало русло реки Венки, а на втором и третьем располагались прогулочные зоны (рис. 2а). Средний уровень набережной на левобережной стороне имел особенно выразительное декоративное оформление. Каменную стену украшали ниши с виноградом на трельяжах. Между ними были установлены высокие керамические бирюзовые вазы (рис. 2б). По всей длине набережной располагались скамьи для отдыха и фонари.
Рисунок 2 -Набережная Штадтпарка: а -Проект набережной. Разрез(арх.Ф.Оманна, Й.Хэкхофер)[1], б - декоративное оформление второго уровня набережной
Архитектурно-ландшафтная концепция ансамбля строилась на тематике воды. Его архитектура объединила черты Венского сецессиона и необарокко, что нашло отражение в его архитектурных постройках и декоративном оформлении. Многие элементы декора набережной соотносились с элементами паркового декора времен барокко, о чем свидетельствовало обилие балю-
страд, лестниц, колоннад, арок, скульптурного оформления. В ансамбле присутствовали также барочные мотивы грота и водного театра.
Главными сооружениями новой набережной стали входной портал со стороны Йоханнесгассе и здание Молочни.
Каменный портал со стороны Йоханнесгассе обозначал вход на набережную и в парк. По задумке Ф.Оманна и Й.Хэкхофера, вуаль воды ниспадающего каскада, две перекрещивающиеся струи воды, вырывающиеся из хоботов каменных слонов, и многочисленные боковые фонтаны должны были создавать водную завесу и скрывать темный выход туннеля моста. В соответствии с концепцией проекта надлежащий фон для каменного портала обеспечивали высокие деревья и живые изгороди на границе парка (рис. 3).
Рисунок 3 -Общий вид на каменный портал с фонтанами и набережную
(Ф.Оманн, Й.Хакхофер)[2]
В проекте набережной проявилась еще одна характерная черта Венского сецессиона - это обращение к символизму. Как и в прочих разновидностях европейского модерна, Венский сецессион имел тесную идеологическую связь с символизмом. Символ становился центром художественной концепции искусства, что объясняло частое присутствие в произведениях мифологических и аллегорических фигур, особого семантического значения. Можно предположить, что именно символизмом объясняется включение в композицию портала на набережной фигур двух слонов. Нужно также принять во внимание, что Венский сецессион складывался под влиянием английского (в том числе колониального) и восточного искусства и мифологии, где слон считался символом царской власти, процветания и счастья. Согласно проекту Ф.Оманна и Й.Хэкхофера, каменные слоны с выливающимися из их хоботов мощными струями воды, должны были быть установлены по левой и правой сторонам портала. Вместе с текущей водой Венки, мощным водопадом, ниспадающим с моста, по задумке авторов, создавалась грандиозная архитектурно-ландшафтная композиция, имеющая аналоги разве что в водных театрах барокко.
Тематика скульптурного оформления набережной также использует тему аллегории, персонифицируя четыре времени года в виде женских фигур.
В выборе растений для оформления набережной авторы также следовали принципам модерна. Основным растением в композиции стал виноград, морфология которого собственно и легла в основу этого стиля. Культурные формы винограда на трельяжах украшали аркады входной композиции и ниши на
втором уровне набережной. Свободные плети длинного дикого винограда, посаженного на подпорных стенках, вертикально спадали к воде, образуя живые растительные каскады. Для древесных растений Францем Клугом были выполнены крупные контейнеры. Их установили у каменных павильонов на верхнем уровне набережной.
Работы по строительству набережной сопровождались целым рядом трудностей строительного и проектного характера. По экономическим причинам пришлось отказаться от полной реализации изначальной концепции. Была построена только одна часть композиции с террасами на набережной и каменным порталом с двумя павильонами со стороны Йоханнесгассе. Многие элементы художественного и декоративного оформления остались не реализованными: фигуры двух слонов и водопад, стекающий с верха каменного портала, а также скульптуры танцующих женщин, украшающих его. Не были реализованы и задуманные Ф.Оманном гроты в левой стене набережной. Вместо них были установлены четыре скульптуры аллегории времен года (скульпторы Йоханнес Бенк и Ханс Ратхауски), чередующиеся с бирюзовыми керамическими вазами.
Только к 1905 году были завершены работы по скульптурному оформлению набережной и озеленению входного портала, который был фланкирован группами из сосны, лавра, дуба и липы. К концу мая 1906 года строительство набережной было практически закончено. Окончательное ее открытие состоялось 15 ноября 1906 г. Затраты на строительство набережной составили около 556.000 австрийских крон, что соответствует в современном выражении сумме порядка 4,6 млн. евро. Из-за неполной реализации проекта ансамбля Ф.Оманн остался не вполне довольным конечным результатом.
Новая реконструкция набережной Штадтпарка, проведенная по проекту Ф.Оманн и Й.Хэкхофера, вызвала неоднозначный резонанс в обществе и среди специалистов: в прессе встречались как отрицательные, так и положительные отклики на новый ансамбль. Однако время показало, что ансамбль набережной Штадтпарка вошел в историю как ярчайший пример садово-парковой архитектуры европейского модерна [3, 4, 5].
Оранжерея в Бурггартене.
С 1899 по 1907 годы Ф.Оманн руководил строительством Нового Хоф-бурга, в рамках строительства которого была возведена новая оранжерея Бурггартена - Пальменхаус (рис.4).
Рисунок 4 -Вид на оранжерею Пальменхаус в Бурггартене (арх.Ф.Оманн)
Проектирование и строительство «Нового зимнего сада» велось в период с 1901 по 1906 годы. Его архитектура была смесью позднего историзма, барокко и модерна и являлась прекрасным дополнением к ансамблю Нового Хофбурга. Пальменхаус был выполнен из стекла, стали и камня и стал одним из наиболее выразительных образцов венской архитектуры рубежа XIX-XX столетий. Сооружение имело длину 180 м и ширину 13 м и состояло из пяти частей: самой высокой средней части, двух крыльев и двух башен, построенных последователем Ф.Оманна Людвигом Бауманом. Изначально существующий одноэтажный переход от оранжереи к императорскому дворцу по указу Франца Фердинанда был снесен, поскольку перекрывал вид на дворцовый фасад императорской библиотеки.
На фасаде центральной части оранжереи расположились колоннада из шести элементов, увенчанных вазами, и двух пилонов со скульптурными группами.
В архитектуре оранжереи гармонично сочетались рустованные фасады центрального портика и угловых башен и стеклянные перекрытия. Как во многих других венских постройках того времени, в сооружении Пальменхау-са использовалось несколько видов камня, привезенного с отдаленных уголков Габсбургской империи.
Центральным орнаментальным растением, как и в случае с набережной Штадтпарка, выступил виноград: стены внутреннего пространства зимнего сада украсили изображения виноградников (художники Рудольф Веер, Эдмунд Хельмер, Йозеф Мизельбек).
После строительства Пальменхаус выполнял функцию императорского зимнего сада, теплицы, цветочного салона и др.
Сочетание функционального стекла и железа, монументальных форм позднего классицизма, оформления в духе Венского сецессиона, а также отдельных барочных элементов с ионическими колоннами в итоге создало один из «красивейших представителей венской архитектуры рубежа XIX-XX веков» (Friedrich Achleitner, Österreichische Architekturim 20. Jahrhundert, [4])[3,4].
Мемориал императрице Елизавете в Фолъксгартене.
Поводом для строительства мемориала послужила трагическая смерть от рук анархиста императрицы Елизаветы в Женеве в 1898 году. Появлению мемориала в венском саду Фольксгартен предшествовали шесть лет дискуссий о его размещении и концепции. Была создана специальная комиссия во главе с императором Францем Иосифом, проведены два конкурса, на которых были представлены около 70 проектов. Однако победитель так и остался не выявленным. Будучи на посту руководителя строительства Нового Хофбурга, Ф.Оманн в 1903 году вне конкурса представил свой проект мемориала, который был в итоге и выбран комиссией для дальнейшей реализации.
Место для размещения мемориала, недалеко от императорского дворца, было определено самим Францем Иосифом. Вытянутый вдоль Лёвельштрассе участок Фольксгартена был огражден от остального сада густой растительно-
стью, что придавало ему интимный, приватный характер. Это как нельзя лучше подходило для размещения памятного объекта.
В соавторстве с Ф.Оманном работал скульптор Ганс Биттерлих, который стал автором скульптуры императрицы. Г.Биттерлих никогда лично не видел императрицы Елизаветы и вынужден был полагаться на ее фотографии и, в особенности, на любимый Францем Иосифом образ 30-летней Елизаветы на портрете художника Георгия Рааба. Именно в этом возрасте она была запечатлена в 2,5-метровой статуе мемориала, изваянной из 15-ти тонной глыбы мрамора [5].
Скульптору хорошо удалось передать всю тонкость натуры императрицы, ее одиночество и отрешенность от внешнего мира. Элементы памятника -открытая книга, розы, две собаки у ног императрицы Сиси - олицетворяют ее не как представительницу монархии, а, скорее, как частное лицо (рис. 5).
Рисунок 5- Скульптура императрице Елизавете в Фольксгартене (скульп. Г.Биттерлих, арх.Ф.Оманн)
В концепции проекта Ф.Оманна также нашла отражение личность императрицы. По замыслу архитектора, мемориал создавался по образу римского «храмового комплекса», сердцем которого стал «храм Елизаветы» или, как его назвал сам Ф.Оманн, «Святая святых».
Выбор архитектором тематики «храма», как места поклонения и почитания императрицы, был неслучаен. Если при жизни императрицы Елизаветы о ней говорили немного, то после гибели отношение к ней изменилось. Трагическая судьба Елизаветы превратила ее в историческую личность с трагической судьбой и ореолом мученицы.
К окруженному рощей «храму» подводила липовая «священная аллея», движение по которой было сравнимо с дорогой паломников к античному храму (рис. 6). От аллеи и далее по двум сторонам боулингрина дорожка вела к «входу» в «храм», обозначенному двумя колоннами, увенчанными урнами и арками с трельяжами и диким виноградом.
Рисунок 6 - «Священная аллея» к «храму Елизаветы».
В архитектуре и декоре «храма Елизаветы» явно прослеживались черты барокко с обращением к теме античности, а также черты Венского сецессиона со склонностью к лаконичному дизайну, четким объемам и квадратным очертаниям.
Концепция «храма» четко выявлена и в плане композиции мемориала. Вытянутое пространство участка Фольксгартена как нельзя лучше подходило по задумке Ф.Оманна для организации трехнефового крестообразного «храма» Елизаветы. В планировке этой открытой части композиции прочитываются главные составляющие христианского храма: преддверие к храму, центральный и боковые нефы, средокрестие, апсида и престол. Преддверие к «храму», обозначалось цветником (рис.7а), центральный неф был представлен в виде зеленого боулингрина (рис.7б). Центральное место престола занимала скульптура императрицы Елизаветы на постаменте. Апсида из арок с трельяжами и высокая живая изгородь обеспечивали надлежащий для белой скульптуры фон. У подножья императрицы, в средокрестие «храма», находился декоративный водоем геометрических очертаний с двумя высокими чашами фонтанов (рис.7в). По обе стороны «храма» располагались пристенные фонтаны и фигуры девушек, удерживающих кувшины с выливающимися струями воды.
Рисунок 7- Композиционные элементы «храма Елизаветы»: а. Цветочный партер, б. Декоративный пруд перед фигурой императрицы, в. Центральный неф «храма» в виде боулингрина
В проекте мемориала, как и в проекте набережной Штадтпарка, Ф.Оманн вновь обращается к свойственному для Венского сецессиона символизму. Императрица Сиси, как ее нежно называли в народе, большинство времени была вне жизни дворца и императорской семьи. Она любила уединение и сто-
ронилась общества. Боулингрин, заниженный газон, а затем и водоем отделяли посетителя от самой императрицы, символизируя ее уединенность.
Официальное открытие мемориала с участием императора Франца Иосифа состоялось 4 июля 1907 г. Мемориал стал еще одним знаковым для Венского сецессиона ландшафтным объектом и новым эталоном в монументальном искусстве.
Использование классических приемов и элементов, активное введение воды, взаимодействие архитектурных и растительных элементов позволило Ф.Оманну создать особую ауру мемориала, которая была обращена к эмоциям и переживаниям посетителя [3, 4].
Заключение.
Описанные в статье композиционные особенности созданных Ф.Оманном набережной реки Венки в Штадтпарке, оранжереи Пальменхаус в Бурггартене и мемориала императрице Елизавете в Фольксгартене позволяют определить их в качестве знаковых для Венского сецессиона ландшафтных объектов. В этих ландшафтных ансамблях гармонично сочетались архитектура и природа, различные архитектурно-ландшафтные тенденции и национальные мотивы.
Данные знаковые проекты Ф.Оманна позиционируют его как ведущего ландшафтного архитектора периода Венского сецессиона, творчество которого является интегральной частью генезиса европейского ландшафтного искусства и архитектуры и заслуживает дальнейшего глубокого изучения и анализа.
Список использованных источников
1. Bildergalerie «Ohmannsche» Wienflussverbauung im Stadtpark. -Режимдоступа:http://www.wien.gv.at/verkehr/brueckenbau/baustellen/wienflussgalerie.h tml/ Вена 2013. - Датадоступа: 25.04.2013.
2. Венский модерн. Архитектура 1900-х. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post97026147 / Вена 2013. - Дата доступа: 25.04.2013.
3. Friedrich OhmanneinArchitektzwischen den Disziplinen. - Режимдоступа: http://www.ohmann.cc/index.php?lang=de/ Вена 2013. - Датадоступа: 25.04.2013.
4. Hajos G. Stadtparks in der österreichischen Monarchie 1765-1918 / G.Hajos-Wien, Köln, Weimar: Böhlau Verlag, 2007. - 99-103 S.
5. Meder I. Das Wienfluss-portal im Stadtpark. // «Die Münze».- 2010.-№11-12.-S.4-10.