ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
RAR УДК 93 ББК 71.1
АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОСЁЛКА ОРЕАНДА НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ
КРЫМА
Шинтяпина Евгения Сергеевна,
аспирант,
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна ул. Большая морская, 18, Санкт-Петербург, Россия, 191186
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье осуществлен историко-художественный анализ рекреационного комплекса «Нижняя Ореанда», созданного в 1948 году на территории царского имения «Орианда»1. В ходе изучения исследуемого архитектурного памятника выявляются декоративные особенности сооружения, его взаимодействие с ландшафтной средой, структурно-пространственное своеобразие. Исследование исторического развития посёлка позволило выявить ретроспективные характеристики архитектурно-культурного пространства данного региона: создания архитектурных шедевров (дворца и санатория) и уникального лесопаркового комплекса.
Ключевые слова
Архитектура, посёлок, дворец, рекреационный комплекс, Крымское южнобережье, культурное наследие.
68
Важный этап для понимания значимости архитектурных памятников, расположившихся в посёлках городского типа и сельских поселениях — художественно-исторический анализ данных объектов в контексте развития региона, города, страны. В культурно-историческом ста-
1 До ХХ века поселок по названию имения упоминался как Орианда, в начале ХХ века (точной даты изменения не удалось найти) уже упоминается как Ореанда.
новлении Крымского южнобережья немаловажную роль играет архитектурное наследие. Дворцовые имения, возводимые на Южном берегу Крыма на рубеже Х1Х-ХХ столетий, оказывали большое влияние на развитие городской среды региона, общественной и курортной жизни Крымского южнобережья в последующие деся-
В связи с этим в статье употребляются два названия,
оба исторически правильны.
тилетия2. Среди небольших прибрежных поселений, расположившихся западнее Ялты, особый интерес вызывает посёлок Ореанда (до ХХ века носил название Орианда) — одно из древнейших поселений, основанных потомками готов и аланов около II-III столетия н. э. Название посёлка трактуется с греческого как «предел», «граница», а также «скалистая» и имеет разные варианты звучания: Урьянда, Юрьянда и др. Действительно, с севера местность окружают отвесные скалы, защищающие территорию от холодных ветров и создающих поистине райский природный уголок.
В историческом труде Петера Палласа «Путешествие по Крыму в 1793-1794 гг.» посёлок упоминается под названием «Ургенда». Также известно, что в начале XIX века посёлок назывался Орианда и принадлежал графу Потоцкому — так на карте 1842 года на этом месте обозначено селение3. В начале XIX века, когда Крым становится частью России, земли Южного берега Крыма были отданы грекам. Феодосий Реви-лиоти, командир охранного батальона, активно продавал лучшие прибрежные участки. Так и территория будущего имения «Орианда» была выкуплена графом А. Г. Кушелевым-Безбородко. В 1825 г. посёлок посетил Александр I. Плененный красотой побережья, царь принял решение о покупке участка. Однако спустя две недели, император умер в Таганроге, и узаконивать приобретение пришлось уже Николаю I. К началу 1826 г. «Орианда» стала императорским имением. В 1837 году на прибрежной территории уже был парк — «Императорский сад в имении Орианда», оранжереи, виноградник с винподвалом, искусственное озеро. Руководил работами Н. Гартвис. Во время этой поездки царь подарил крымское имение супруге Александре Фёдоровне4.
Осенью 1842 года на генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова была возложена обязанность контроля за ходом строительства царского дворца в «Орианде». М. С. Воронцов распорядился о первой постройке на территории дворцово-паркового комплекса — бело-
2
Петренко А. П. Синтез архитектуры и пластических искусств в городском пространстве Крыма // Культурное наследие России. 2018. №. 2. С. 81.
Галиченко А. А. Старинные усадьбы Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. С. 204.
4 Калинин Н. Н., Земляниченко М. А. Романовы и Крым.
Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. С. 212.
3
Рис. 1. Полуротонда санаторно-паркового комплекса «Нижняя Ореанда»
каменной полуротонды на одном из скалистых утесов. Восемь колонн дорического ордера, высеченных из керченского камня с прекрасной проработкой капителей, архитравов, карнизов, стали основой композиции полуротонды. Это сооружение, видневшееся издалека, сразу получило статус главной приметы царского имения5. Цельный классицистический облик лесопаркового окружения создавался путем использования колонн с ордерными конструкциями, скульптур, мраморных пород камня и т. д.
В 1837 году императрица Александра Фёдоровна приглашает немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля для проектирования и возведения будущего дворца. В 1839 году К. Ф. Шинкель предлагает проект дворца царской семье, однако стоимость предложения оказалась слишком высока и Александра Федоровна отказывается от архитектурного решения немецкого зодчего. В 1840-м году для проектирования дворца был приглашен архитектор А. И. Штакеншнейдер, с которым царское семейство и подписывает контракт. Петербургский зодчий в качестве основы композиции дворца использует план римского сооружения, украшенного дорическими ордерами и двориками-атриумами. Фасады дворца были выполнены по проекту А. И. Штакеншней-дера в стиле Ренессанс6.
5
Бершидский Я. М. К истории развития курортов Южного берега Крыма. Киев: «Здоровье», 1967. С. 94.
6 Арбатская Ю., Вихляев К. Императорский розовый сад. Симферополь: Н. Ор1анда, 2012, С. 37.
69
70
Строительство дворца на территории имения «Орианда» продолжалось 10 лет, и было полностью завершено осенью 1852 года. Кроме А. И. Штакеншнейдера над проектом дворца работали архитекторы Л. В. Камбиаджио и К. И. Эшлиман. В. Гунт занимался подбором материала для постройки, тщательно выбирая строительный и облицовочный камень. Царский дворец явился волшебным замком среди суровых скал и вечнозеленых деревьев. Легкость и воздушность сооружения достигалась путем использования белоснежного инкерманского известняка. При строительстве дворца были использованы также мраморные породы, добываемые на территории Мисхора и Ореанды. Данный мрамор отличался цветовым различием и имел много оттенков. Часть колонн и каминов высекались из оттенков красного мрамора, парадные лестницы создавались из оттенков белого мрамора. Царский дворец стал одним из лучших архитектурных проектов А. И. Штакеншнейдера7.
Созданный в стиле итальянского Ренессанса, царский дворец отличался строгими пропорциями, четким ритмом колонн и пилястр. Портики,
7 Калинин Н. Н. Дворец в Ореанде. Шинкель и Шта-кеншнейдер // III Дмитриевские чтения. История Южного берега Крыма: факты, документы, коллекции, литературоведение, мемуары/Сборник научных трудов. Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. С. 38-39.
украшенные фигурами кариатид, акротерии, декоративные вазы, ордера капителей придавали дворцу облик пышный, торжественный, праздничный. Внутренние дворики, созданные в стиле итальянских патио, являлись частью композиционно-планировочного и художественно-декоративного решения ансамбля имения. Территория двориков была украшена колоннами из красных оттенков крымского мрамора, а на стенах были созданы сюжетные росписи. Главным украшением царских патио были фонтаны из темно-серого мрамора, добывавшегося на территории имения. Фонтаны размещались на территории парка и в нишах фасада здания. Пол в итальянских двориках был выполнен из белых и серых плит мрамора итальянского происхождения.
Царский дворец «Орианда» стал первым великокняжеским имением на Южном берегу Крыма. Однако просуществовал царский дворец недолго, он подвергся пожару спустя 30 лет после окончания строительства, в 1881 году. К этому времени владельцем имения «Орианда» был великий князь Константин Николаевич, сын Александры Фёдоровны и Николая I. Из уцелевших после пожара камней, он повелел возвести храм Покрова Пресвятой Богородицы на территории имения. Свое волеизъявление великий князь записал так: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я ни-
Рис. 3. Фрагмент южного фасада царского дворца в имении «Орианда»
когда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий»8.
После кончины Константина Николаевича, в 1892 году, имение перешло его сыну Дмитрию, а в 1894 году территорию имения выкупает Александр III для будущего наследника Николая II.
В годы революции территория царского имения была национализирована. В 1940-х годах по приказу И. В. Сталина на территории бывшего великокняжеского дворца было запланировано строительство здравницы под названием «Нижняя Ореанда». В 1948 году был выбран и утвержден проект московского архитектора М. Я. Гинзбурга, началось возведение санаторного комплекса, в процессе создания которого также участвовали архитектор Ф. И. Михайловский, строители-проектировщики П. Г. Цивлин и М. Н. Керзин9.
Архитектор М. Я. Гинзбург, до строительства санатория «Нижняя Ореанда», много и плодотворно работал в Крыму. В 1917-1921 годах зодчий, проживая на южнобережье, изучал народное зодчество крымских татар, а в 1930-х гг. руководил проектными работами по городской планировке на Южном берегу Крыма. Один из значимых проектов архитектора — восстановле-
Калинин Н. Н. Дворец в Ореанде. Шинкель и Шта-
кеншнейдер. С. 40.
Бершидский Я. М. К истории развития курортов Юж-
ного берега Крыма. С. 96.
ние разрушенного Севастополя в послевоенные годы10. Работая над архитектурными решениями для санаторного ансамбля «Нижняя Ореанда», М. Я. Гинзбург разработал несколько проектов. Окончательный, утвержденный вариант санатория, был принят к строительству с учетом природных условий и территориальных особенностей выбранного участка. Во второй половине 1940-х годов проект претерпел изменения — внешний облик санаторного комплекса обогатился добавлением деталей фасадного декора. Центральное здание санатория (ныне первый корпус «Империал»), было решено возводить на месте сгоревшего царского дворца11.
Выделяясь в художественном отношении в комплексе остальных сооружений, главный корпус представляет собой постройку в стиле сталинской архитектуры 1940-1950-х годов, с преобладанием неоренессансных архитектурных мотивов. Построенное в условиях разноуровневых террас, здание делится по стилевым характеристикам на южный и северный фасад.
Фасад, выходящий на южную сторону, состоит из центрального вестибюля и двух крыльев, площадь которых пронизана полукруглыми аркадами и галереями. Разноуровневость конструкции санаторного корпуса подчеркнута композицией каскадной лестницы, расположенной
10
11
Хан-Магомедов С. О. Моисей Гинзбург. М.: Архитек-тура-С, 2007. С. 36.
Сосновский В. К. Здравницы Крыма. Симферополь: Таврия, 1977. С. 87.
71
8
9
72
Рис. 5. Северный фасад корпуса «Империал» санатория «Нижняя Ореанда»
у подножия южного фасада архитектурного сооружения. Цокольный этаж, соединяющийся с южной стороны с каскадом лестничных пролетов, облицован грубым гранитным камнем, представляя собой руст, применяемый в декоративных целях. Лестничные каскады, ведущие к входу в вестибюль, также выполнены из рустованного гранита. Верхний этаж здания выполнен из белого инкерманского известняка. Легкость конструкции придаёт близость к античным эк-стерьерным эталонам оформления зданий, отсутствие нарочитой пышности.
Северный фасад центрального корпуса расположен в равнинной части, что не предполагает каскадных решений. Главный, он же парадный, вход выполнен в форме полуциркульной арки высотой в три этажа. Арка венчается горизонтальным валиком. Свод арочного проема украшен орнаментальным раппортным рядом, состоящим из розеток. Колонны, поддерживающие арочный свод, венчаются композицией дорического ордера. Композиция северного фасада завершается карнизом.
Северный фасад центрального корпуса санатория выполнен в духе имперской архитектуры Древнего Рима, (что художественно — стилистически объединяет его с царским дворцом, существовавшим ранее на этой территории). Эту стилевую связь можно проследить и в структуре
парадного входа, и в гигантских объемах левого и правого крыла здания. Венчает южный и северный фасады галерейная организация итальянской беседки с колоннами ионического ордера, находящаяся на крыше здания. Тонкая прорисовка аркад добавляет зданию эклектичный характер, объединивший в себе вышеперечисленные архитектурные стили.
По левую и правую сторону от центрального входа северного фасада расположены открытые итальянские дворики, с высаженными в них разнообразными декоративными растительными культурами. Комплекс санаторного ансамбля полностью подчеркивает единство архитектуры и ландшафта. Уникальная растительность лесопаркового комплекса демонстрирует природное разнообразие крымского полуострова, включающего вечнозеленые эндемики и завезенные экзоты.
Развитие посёлка Орианда началось в XIX веке, когда на его территории появилось царское имение, возведенное по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Интерес к прибрежной зоне поселения возобновился в советское время, в период руководства страной И. В. Сталина. Архитектор М. Я. Гинзбург, в проекте санатория «Нижняя Ореанда» сохранил стилевые черты царского дворца, а именно принадлежность к римской и неоренессансной архитектуре, создав тем самым схожесть ордерных структур и фасадного декора. Зодчий передал характер эпохи, что прослеживается и в выборе
композиционной и стилевой направленности, и в выборе строительного материала. Посёлок Ореанда на современном историческом этапе является местом культурного и исторического наследия России.
Список литературы
1. Галиченко А. А. Старинные усадьбы Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. 416 с.
2. Калинин Н. Н., Земляниченко М. А. Романовы и Крым. Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. 320 с.
3. Бершидский Я. М. К истории развития курортов Южного берега Крыма. Киев: «Здоровье», 1967. 197 с.
4. Арбатская Ю., Вихляев К. Императорский розовый сад. Симферополь: Н. Ор1анда, 2012. 224 с.
5. Калинин Н. Н. Дворец в Ореанде. Шинкель и Штакеншнейдер // III Дмитриевские чтения. История Южного берега Крыма: факты, документы, коллекции, литературоведение, мемуары/Сборник научных трудов. Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. С. 38-40.
6. Хан-Магомедов С. О. Моисей Гинзбург. М.: Архитектура-С, 2007. 136 с.
7. Петренко А. П. Синтез архитектуры и пластических искусств в городском пространстве Крыма // Культурное наследие России. 2018. №. 2. С. 81.
8. Сосновский В. К. Здравницы Крыма. Симферополь: Таврия, 1977. 104 с.
ARCHITECTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF THE VILLAGE OREANDA ON THE SOUTHERN
COAST OF CRIMEA
Shintyapina Evgeniya Sergeevna,
Postgraduate,
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design,
st. Big Sea, 18, St. Petersburg, Russia, 191186 e-mail: [email protected]
Abstract
In the article presents the historical and artistic analysis of the recreational complex «Nijn-ya Oreanda», created in the 1950s on the territory of the Royal estate «Orianda». During the formal-stylistic analysis of the investigated architectural monument, considered the decorative and stylistic features of the construction, the interaction with the landscape environment, the structural and spatial originality of the object. The study of the historical development of the settlement of Oreanda revealed the retrospective characteristics of the architectural and cultural space of the region: the creation of the architectural masterpieces (the Palace and the sanatorium) and unique park and garden complex.
Keywords
Architecture, settlement, palace, recreational complex, Crimean South coast, cultural heritage.
73