Научная статья на тему 'ЛАГЕРНЫЕ СБОРЫ В АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ'

ЛАГЕРНЫЕ СБОРЫ В АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернев Евгений Александрович

Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. и в первые послевоенные годы в нашей стране действовала система военного образования для подростков. Но если деятельность артиллерийских, военно-воздушных и военно-морских специальных школ изучена, то о военно-музыкантских школах, суворовских училищах НКВД (МГБ), военно-морских и артиллерийских подготовительных училищах, также входивших в эту систему, известно немного*. Настоящая статья познакомит читателей с организацией лагерного обучения в артиллерийских подготовительных училищах (АПУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛАГЕРНЫЕ СБОРЫ В АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ»

методов духовного, информационно-воспитательного воздействия, а также противодействия враждебному информационно-психологическому влиянию, проводимых органами военного управления, военными средствами массовой информации и должностными лицами во взаимодействии с государственными структурами и традиционными для России религиозными конфессиями по поддержанию высокого духовного, морально-нравственного, душевного, психологического состояния военнослужащих, позволяющего им успешно решать служебные, боевые задачи в современных условиях и в перспективе в интересах военной безопасности государства и национальной безопасности в целом.

2 Архив Главного управления воспитательной работы ГУВР ВС РФ. 2004. Д. 47. Л. 137.

ЧЕРНЕВ Евгений Александрович —

аспирант Московского государственного областного университета (г. Подольск Московской обл.)

Лагерные сборы в артиллерийских подготовительных училищах

Перед Великой Отечественной войной 1941—1945 гг. и в первые послевоенные годы в нашей стране действовала система военного образования для подростков. Но если деятельность артиллерийских, военно-воздушных и военно-морских специальных школ изучена, то о военно-музыкантских школах, суворовских училищах НКВД (МГБ), военно-морских и артиллерийских подготовительных училищах, также входивших в эту систему, известно немного*. Данная статья об организации лагерного обучения в артиллерийских подготовительных училищах (АПУ).

Артиллерийские подготовительные училища пришли на смену существовавшим с 1938года артиллерийским специальным школам в качестве новой формы подготовки будущего офицерского состава артиллерии Красной армии. Основной целью АПУ стало повышение качества подготовки кадров для комплектования артиллерийских училищ. Новые учебные заведения были созданы во Новые учебные заведения были созданы согласно постановлению Совета Министров СССР №1532-680сс от 10июля 1946года «Об организации артиллерийских подготовительных училищ в системе Министерства вооружённых сил Союза ССР» на базе специальных артиллерийских школ. Они комплектовались отвечавшими условиям приёма по состоянию здоровья юношами 15— 16лет, причём преимущество имели дети погибших на фронте, дети военнослужащих и сироты. Как и артиллерийские специальные школы, подготовительные училища не являлись воинскими частями и не имели личного номера. По форме обучения АПУ представляли собой трёхгодичные интернаты, находились в ведении Военного министерства и подчинялись Управлению артиллерийских военно-учебных заведений (УАВУЗ). Программы обучения включали в себя общеобразовательный компонент курса средней школы и военный (с преобладанием артиллерийских знаний). Окончившие АПУ воспитанники получали аттестат зрелости и в обязательном порядке направлялись без

экзаменов в артиллерийские училища. Система АПУ просуществовала до 1955года. Однако её постепенная ликвидация началась уже с 1948года (Сталинское и Ереванское АПУ). В это время на территории СССР функционировали 10артиллерийских подготовительных училищ: Одесское (ОАПУ), Киевское (КАПУ), Харьковское (ХАПУ), Сталинское (САПУ), Ростовское (РАПУ), Ереванское (ЕрАПУ), Минское (МиАПУ), Ленинградское (ЛАПУ), 1 - е и 2 - е Московские (1 и 2МАПУ)1.

Ежегодно в июне I и II курсы (8-е и 9-е классы) артиллерийских подготовительных училищ выезжали на лагерный сбор, проходивший в соответствии с директивой начальника УАВУЗ. Эта практика пришла из артиллерийских спецшкол и была обусловлена спецификой обучения. Только время сбора составляло не два месяца, а один.

Главными задачами, которые изначально ставило УАВУЗ перед командованием АПУ на лагерный период обучения, были укрепление физического здоровья воспитанников, ознакомление их с основами артиллерийского дела, обучение строевым приёмам, расширение военного кругозора, обучение выполнению требований лагерной службы, сдача норм ГТО I и II ступени по летним видам спорта.

Киевское и Харьковское артиллерийские подготовительные училища не располагали собственными лагерями. Занятия киевлян проводились на Трухановом острове на Днепре. Воспитанники ХАПУ проходили сбор в лагере Харьковского гарнизона (на берегу Северного Донца под Чугуевым, в шести километрах от села Малиновка). ЛАПУ выезжало на Карельский перешеек в район станции Пери, в 60 километрах в сторону Выборга. Летний лагерь 1 и 2МАПУ располагался на берегу Москва-реки под Можайском, вблизи деревень Игумново, Тетерино, Макарово2.

Лагерь каждого училища был соответствующим образом оборудован. К примеру, на территории лагеря 2 МАПУ находились спортгородки (побатарейно), водная спортивная станция, библиотека, колодец, пищеблок, сцена, офицерские домики, медицинская часть и гауптвахта. Очевидно, наиболее отвечал всем требованиям для организации обучения воспитанников лагерь Харьковского гарнизона. Он был оснащён стрелковыми тирами, артиллерийским и танковым полигонами, учебно-боевыми полями и спортивными городками, а также летними классами. Киевляне использовали полигон в Броварах, москвичи — в Алабино.

При составлении расписания на лагерный сбор командиры батарей воспитанников помимо общеучилищного расписания руководствовались Программой подготовки наземной артиллерии. Готовились распорядок дня, расчёт учебных часов, тематические и предметные планы, план политических и массовых мероприятий, разработанные политическим и учебным отделами училищ, причём учебная программа состояла только из военного и военно-профессионального компонента. Все занятия организовывались в соответствии с расчётом часов и организационно-методическими указаниями УАВУЗ и проводились с учётом возраста обучающихся с элементами игры.

При выезде в лагерь воспитанник должен был иметь при себе шинель, две простыни, наволочку, полотенце и принадлежности туалета. Форма одежды — летняя (для лагеря — защитного цвета брюки, ботинки, гимнастёрка и пилотка). Во время сбора ребята жили в брезентовых или парусиновых палатках по отделениям и взводам.

Далеко не все воспитанники выезжали на сбор. Так, во 2МАПУ некоторым из них по состоянию здоровья предоставляли двух месячный отпуск. Лагерный сбор не проходили и отмеченные командованием училища за отличную учёбу, а также оставшиеся на

переэкзаменовку на осень. Первые в качестве поощрения до конца августа уходили в отпуск, вторые оставались в училище.

Вместе со «спецами» (как сами себя называли воспитанники) в лагерь убывали начальники училищ, их заместители по строевой и политической части, командиры батарей, офицеры-воспитатели, старшины батарей, начальники клубов, преподаватели физподготовки, начальники артснабжения, командиры батарей обслуживания, медицинские работники, некоторые преподаватели-предметники, училищные оркестры, представители артснабжения и хозяйственной частиЗ.

Одной из важнейших задач летнего сбора было знакомство ребят с основами артиллерийского дела. Главным предметом занятий в лагерях являлась материальная часть 76-мм противотанковой пушки ЗИС-З и 122-мм гаубицы М-30. За лето воспитанники осваивали их устройство, эксплуатацию и боевую работу, привыкали действовать в качестве номеров расчёта. На полигонах с участием офицеров-воспитателей организовывались учебно-показательные артиллерийские стрельбы. В Пери на их обслуживание в качестве телефонистов и разведчиков-наблюдателей привлекали самих воспитанников, а «спецы» 2 МАПУ учились вести прицельный огонь по макетам танков берданочными патронами из 76-мм пушки с вмонтированным ружейным стволом. Некоторые воспитанники получали на сборе возможность вести стрельбу из орудий боевыми снарядами4.

С 1954года в программу лагерного обучения была введена «Памятка солдату и сержанту по применению атомного оружия», а в тематику занятий по военной подготовке добавлено устройство оборудования лагеря. Многое из теоретического и практического материала на сборе иллюстрировалось примерами из опыта Великой Отечественной войны.

Вся жизнь в лагере была организована в соответствии с Уставом внутренней службы. Режим дня диктовался сигналами горниста. Кроме того, воспитанники с учебным оружием несли караульную службу по окраине лагерных объектов. Зачастую им приходилось «охранять» своих же товарищей, сидящих на гауптвахте5.

Традиционно большое внимание уделялось спорту. Утренняя зарядка, ежедневные физические нагрузки на свежем воздухе закаляли юношеские тела, а спортивные праздники и училищные спартакиады были обязательной составляющей лагерной программы. Воспитанники бегали кроссы, участвовали в соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу, плаванию, гимнастике и игре в городки. Иногда проходили встречи с местными командами, например, между сборными 2 МАПУ и Можайска по футболу. Для тренировки выносливости в лагерях ЛАПУ и ХАПУ практиковались марш-броски с полной выкладкой на дальние расстояния. Физическая нагрузка применялась и в качестве меры воспитания — так, особо нерадивые ленинградцы по ночам занимались корчеванием пней.

Одним из главных стимулов в деятельности подростков являлась соревновательность, чему активно способствовало командование училищ. Стремясь максимально разнообразить пребывание своих подопечных в лагерях, оно организовывало досуг — смотры художественной самодеятельности и просмотр кинофильмов, праздники и экскурсии по местам боевой славы (например, походы воспитанников 1 и 2МАПУ на Бородинское поле), с большой выдумкой устраивало различные военизированные эстафеты и соревнования с призами для победителейб.

Заканчивался сбор в июле военной игрой, «учениями» с холостой стрельбой из орудий, карабинов, разрывами взрывпакетов. Причем в лагерях разных училищ игра проходила по-разному. В лагерях 1 и 2 МАПУ воспитанники делились на «красных» и «зелёных». Одна группа наступала, другая держала оборону. В лагере Харьковского гарнизона учения состояли из двух этапов: на первом — воспитанники 9-го класса показывали уровень владения личным стрелковым оружием, на втором — демонстрировали действия 76-мм пушек в обороне.

Лагерные сборы давали возможность воспитанникам приобрести новые военно-профессиональные знания и навыки, практически применить то из военного компонента обучения, что было получено в течение года. Совместная деятельность в полевых условиях сближала юношеские коллективы, воспитывала чувства товарищеской взаимовыручки и ответственности. С окончанием лагерного периода в артиллерийских подготовительных училищах заканчивался учебный год, и воспитанники до конца августа разъезжались в летний отпуск.

ПРИМЕЧАНИЯ

Круглов В.В., Сыченков Б.П., Бабий Б.Е., Гололобов Н.А., Бычков Н.М. Наша юность, любовь и память. Историко-мемуарный сборник о 1 - м Московском артиллерийском подготовительном училище (1946—1955гг.). М.: Информационно-издательский центр «ДС», 2002. Ч. 1. С. 53, 56, 58.

2 Кондратенко И.А., Синицкий О.И., Цуков Ю.К. и др. Не зря надели мы, друзья, артиллерийские погоны... (воспитанники, курсанты, офицеры). М.: Ассоциация «Интертрейдинг», 1996. Ч.1. С.24, 102; Ч.2. С. 310; Круглов В.В., Сыченков Б.П., Бабий Б.Е., Гололобов Н.А., Бычков Н.М. Указ. соч. Ч.1. С. 69, 72, 80, 235; Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф.60174. Оп.614288. Д.4. Приказы по 2МАПУ (2января — 2июля 1947 г.).

3 Круглов В.В., Сыченков Б.П., Бабий Б.Е., Гололобов Н.А., Бычков Н.М. Указ. соч. 2003. Ч.2. Кн.1. С. 184; Кн.2. С. 14; ЦАМО РФ. Ф.60174. Оп.614288. Д.4. Приказы по 2 МАПУ (2января — 2июля 1947г.); 0п.614230. Д.5. Приказы по 2 МАПУ (4января — 30июня 1949г.); Оп.614232. Д.6. Приказы по 2МАПУ (3января — 31июля 1951г.).

4 Буйновский Э.И. Повседневная жизнь первых ракетчиков и космонавтов. М.: Молодая гвардия, 2004. С.33; Кондратенко И.А., Синицкий О.И., Цуков Ю.К. и др. Указ. соч. Ч.2. С.198; Круглов В.В., Сыченков Б.П., Бабий Б.Е., Гололобов Н.А., Бычков Н.М. Указ. соч. Ч.1. С. 105; Ч.2. Кн.1. С.184; Кн.2. С. 31.

5 Буйновский Э.И. Указ. соч. С. 33; Кондратенко И.А., Синицкий О.И., Цуков Ю.К. и др. Указ. соч. Ч.1. С. 245; Ч.2. С. 39; Круглов В.В., Сыченков Б.П., Бабий Б.Е., Гололобов Н А., Бычков Н.М. Указ. соч. Ч.1. Кн. 1. С.105; Ч.2. Кн.1. С.39, 243; Кн.2. С. 39.

6 Кондратенко И.А., Синицкий О.И., Цуков Ю.К. и др. Указ. соч. Ч.1. С.285; Ч.2. С.39, 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.