Научная статья на тему 'La naissance de Dieu dans l`ame chez Eckhart et Nicolas de cues / sous la direction de M. -A. Vannier. P. : les Editions du Cerf, 2006. (Patrimoines christianisme; S. N. ). 192 p'

La naissance de Dieu dans l`ame chez Eckhart et Nicolas de cues / sous la direction de M. -A. Vannier. P. : les Editions du Cerf, 2006. (Patrimoines christianisme; S. N. ). 192 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «La naissance de Dieu dans l`ame chez Eckhart et Nicolas de cues / sous la direction de M. -A. Vannier. P. : les Editions du Cerf, 2006. (Patrimoines christianisme; S. N. ). 192 p»

проследить развитие двух центральных разделов Комментария — антропологии (вопросы двойственности природы человека и возможности соотнесения человека с Богом) и богословия. Наконец, третий и последний — уровень метафизического и мистического языка. По мысли немецкого мистика, величие Божие и человеческая слабость делают невозможным адекватный вербальный способ выражения знаний о Боге, поэтому высшим уровнем познания и выражения божественного является богословие отрицательное или мистическое (в своем апофатизме Экхарт следует прежде всего восточным отцам, из которых следует выделить Григория Нисского и Дионисия Ареопагита).

Вторая глава является попыткой раскрыть развитие идеи Бога (Абсолюта, Начала) в метафизике Майстера Экхарта (основываясь на философской интерпретации его Комментария). Бог рассматривается в этой главе в трех планах: как Бытие, как Единый и как Интеллект. Бытие как имя Бога является позитивным (катафатическим) утверждением об Абсолюте (здесь автор приводит аналогию с учением Фомы Аквинского), в то же время Ъот-Бытие манифестирует или проявляет Себя как Логос или Начало бытия. Говоря о Боге как Едином, можно найти множество аллюзий Экхарта на учение неоплатоников, но, наряду с этим, возникает проблема многоплановости. Бо-та-Единого можно отнести к трем различным планам единства: 1) единству нумерическому, 2) теологическому и 3) метафизическому. К тому же возникает проблема соотнесения единства Божества с множественностью и раздробленностью мира. И здесь автор говорит о воссоединении (унификации) всего тварного, бытия и мира в Боге. Наконец, Бот-Интеллект или Бог-Слово есть выражение внут-ритроичной жизни. Динамизм Божества в божественном «онтогенезе» остается абсолютно невыразимым («нетварное Ничто» — по выражению Майстера Экхарта).

Третья глава — «Прорыв души в лоно Божества как выражение метафизической мистики Майстера Экхарта» — посвящена мистике (или мистицизму) немецкого философа. Мистический опыт проходит сквозь всю рефлексию рейнского доминиканца. Рассмотрев в начале главы способности души и интеллекта, автор переходит к описанию отношений души и Бога-Слова и заканчивает учением Майстера Экхарта о мистическом опыте и прорыве души в лоно Божества.

После общего заключения следует словарь философско-бого-словской лексики и библиография.

Данная книга во многом является новым словом в изучении Майстера Экхарта и немецкой рейнской мистики в целом. На основании Комментария на книгу Исход автор выстраивает новую парадигму

исследования, согласно которой система средневекового философа является синтезом философии (метафизики), богословия и мистики, где мистика играет решающее значение и определяет собой первые две ступени, являющиеся для нее лишь формой. Автор проводит структурированный анализ данного Комментария и позволяет нам увидеть логическую стройность произведения, метафизическую и философскую ясность, следование богословской традиции того времени и удивительную мистическую интуицию загадочного Майстера Экхарта.

диакон Евгений Шилов

La naissance de Dieu dans l'âme chez Eckhart et Nicolas de Cues / Sous la direction de M. -A. Vannier. P.: Les Éditions du Cerf, 2006. (Patrimoines — Christianisme; s. n.). 192 p.

В апреле 2004 г. группа ученых по изучению немецких мистиков Центра исследований христианской мысли Университета г. Мец организовала коллоквиум совместно с Институтом Кузанских Исследований (Cusanus-Forschung) Университета г. Трев. Коллоквиум был посвящен знаменательному научному событию — Георг Штеер (Georg Steer), продолжая дело Йозефа Квинта (Josef Quint), издателя проповедей Экхарта, выпустил новое критическое издание трудов немецкого мистика. Штеер утверждал, что 101—104 проповеди Экхарта составляют своего рода небольшой трактат о рождении Бога в душе человека, и доказывал принадлежность этих проповедей перу самого Майстера Экхарта.

Данная книга является сборником докладов коллоквиума. Открывается книга небольшим вступлением Мари-Анн Ванье (Marie-Anne Vannier), которая дает характеристику этого симпозиума и тех докладов, которые были на нем прочитаны. Затем приводится выдержка из 101 проповеди, и далее следуют сами доклады.

Открыл коллоквиум Георг Штеер. В своем докладе — «Аутентичность и датировка 101—104 проповедей Экхарта» — автор разъясняет слушателям, каким образом он смог идентифицировать этот небольшой трактат. Не останавливаясь на вопросах филологии, он утверждает, что в дальнейшем необходимо будет пересмотреть биографию немецкого мистика и принять в расчет его жизнь в Эрфурте, где, готовя свои парижские лекции, Майстер Экхарт по-новому прочел Евангелие от Иоанна. Вопрос о богосыновстве толкуется здесь как вечное рождение Бога в душе человека. Что касается датировки этих

проповедей, Георг Штеер относит их ко времени до 1305 г., т. е. ко времени пребывания Экхарта в Эрфурте.

После открытия коллоквиума были рассмотрены поправки к биографии Экхарта, и участники попытались определить, какова была публика этих проповедей и каково их содержание. Как публика понимала учение о вечном рождении? Понимала ли она это так же, как мы сейчас, или иначе? Что имел в виду сам Экхарт, когда говорил о рождении Бога в душе? Было ли это для него актуализацией богословия образа Бога в человеке или нечто иное? Наконец, был поднят вопрос о вкладе 101—104 проповедей в изучение философской системы Экхарта. Обо всем этом повествует статья Мари-Анн Ванье «Вклад 101—104 проповедей в экхартовские исследования».

Следующий доклад — «Рождение Бога в душе по латинским проповедям Майстера Экхарта» был сделан доктором богословия Жаном Девриеном (Jean Devriendt), который текстуально доказывает, что тема рождения Бога в душе сформировалась у Экхарта достаточно рано. Об этом, к примеру, говорит нам XL латинская проповедь, которая, однако, не раскрывает вопрос до конца.

Анни Ноблес-Роше (Annie Noblesse-Rocher), профессор Университета Марка Блока в Страсбурге, в своем докладе «Образование Христа в нас согласно Геррику из Иньи» доказывает, что, говоря о рождении Бога в душе, Экхарт не совсем оригинален. Именно это представление мы находим в Евангелии от Иоанна, затем у Оригена и Августина. Из средневековых авторов можно назвать Геррика из Иньи (1070/1080—1157 гг. ) и Фому Аквинского. Первый, в отличие от второго, практически совершенно неизвестен, и именно его влияние необходимо подчеркнуть, считает автор статьи.

Невозможно перечислить все источники мысли Экхарта, также как невозможно исчерпывающим образом проследить его влияние на последующую философию и богословие. Его влияние в данной книге ограничено тремя авторами: Иоганн Таул ер, Николай Кузанский и феноменолог Мишель Анри.

Ученик и друг Экхарта, Иоганн Таулер оставил тысячу своих наставлений и сумел сделать свою мысль понятной всем. Вопросу о рождении Бога в душе непосредственно посвящена его первая проповедь на Рождество Христово, где Таулер говорит не о вечном рождении, а о трех рождениях: рождении Сына в Троице, Воплощении и рождении Слова в душе. Доминиканец Реми Валейо (Rémy Valléjo) в докладе «Использование 3 Цар 19 как парадигмы рождения Бога в душе по Иоганну Тауле-ру» в оригинальной манере показывает, что парадигмой рождения Бога в душе служил Таулеру созерцающий Бога пророк Илия.

Профессор Клаус Райнхардт (Klaus Reinhardt), директор Института Кузанских Исследований Университета Трева, в статье «Идея рождения Бога в душе у Николая Кузанского и влияние Экхарта» исследует влияние Экхарта на Николая Кузанского. Он объясняет, что первое время (между 1430 и 1444 годами) Николай Кузанский принимает схему трех рождений и антропологические условия рождения Бога в человеческом духе. Но начиная с 1444 года, под несомненным влиянием Экхарта, он переходит к идее вечного рождения, божественного сыновства (сыновство Христа и наше во Христе).

Об этом сыновстве во Христе Кузанский пишет трактат “De filia-tio Dei”, который и рассматривает в своем докладе «Влияние Экхарта на становление понятия De filiatio Dei Николая Кузанского» доктор философии Гаральд Шветцер (Harald Sachwaetzer). Автор вновь возвращается к теме обожения, которая была некогда представлена Николаем Кузанским. Сам Бог даровал человеческому бытию свет духа, для того чтобы оно могло быть viva simulitudo (живым подобием) Бога. Под влиянием Экхарта, Кузанский отстаивает различие между Христом и человеческими существами, между божественным сынов-ством и сыновством как усыновлением.

Вопросы антропологии рассматривает доктор философии Иза-белль Мандрелла (Isabelle Mandrella) в статье «Свобода воли согласно Экхарту и Николаю Кузанскому». Свобода воли выявляет роль человеческого бытия в процессе обожения. В этом вопросе также можно обнаружить влияние Экхарта на Кузанца, но Экхарт делает иной акцент — на понятии послушания.

Профессор Чикагского Университета Бернард МакГинн (Bernard McGinn), ведущий специалист по восточной мистике, в докладе «Николай Кузанский о видении Бога» исследует, совместно с трактатом De filiatione Dei, другой трактат Николая Кузанского, De visione Dei (О видении Бога), и показывает, как это видение без вида, это восприятие невидимого соединяется некоторым образом с рождением Бога в душе.

В конце коллоквиума доктор философии Жан Реади (Jean Reaidy) переходит к современной эпохе, для того чтобы рассмотреть влияние экхартовской концепции о рождении Бога в душе на феноменологию Мишеля Анри 1. Название доклада — «Современное прочтение рождения Бога в душе Мишелем Анри».

1 Анри Мишель (1922-2002) — французский философ, автор концепции «радикальной феноменологии», одного из наиболее популярных в современной французской мысли проектов возрождения феноменологического дискурса.

Наконец, в эпилоге («Сердцевина философии Экхарта: рождение Бога в душе») Мари-Анн Ванье пишет, что прежде идентификации 101—104 проповедей существовала традиция считать своего рода ключом к чтению трудов Майстера Экхарта понятие отрешенности. Несомненно, это важный элемент, тем более что для Экхарта главным делом его жизни была проповедь. Отрешенность действительно является ключом для входа, условием начала, но самим центром его трудов является нечто другое. Сердцевина трудов Экхарта находится именно в рефлексии о рождении Бога в душе, как это показывают 101-104 проповеди. В 59 проповеди философ продолжает это размышление, когда говорит: «Бог имеет всю Свою радость через рождение, это потому что Он рождает Своего Сына в нас, для того, чтобы мы имели в этом всю нашу радость, и чтобы мы рождались в то же самое время, как Он рождает Своего Собственного Сына по природе». Рождение Бога в душе есть выражение для нас тринитарной жизни. Вот почему Экхарт сконцентрировал все свое внимание на вечном рождении и высказывался за схему трех рождений, ставшей классической для цистерцианской школы. Не только Отец вечно рождает Своего Сына, но и это вечное рождение Сына имеет отголосок в нас посредством рождения Бога в душе. Вслед за Максимом Исповедником Экхарт показывает, что человеческое бытие становится по благодати «тем, чем Бог является по природе». В заключении автор делает вывод о роли тринитарного богословия в системе Майстера Экхарта: тайна Пресвятой Троицы есть горнило, где наша жизнь приобретает смысл. «Самым великим даром, который мы получили от Бога, является то, что мы — дети Божии, и что Бог рождает Своего Сына в нас» — в этом центральная мысль философской системы великого рейнского мистика.

диакон Евгений Шилов

Хроника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.