Научная статья на тему 'Gire p. Maitre Eckhart et la metaphysique de l`exode. P. : Les Editions du Cerf, 2006. (Patrimoines Christianisme; s. n. ). 432 p'

Gire p. Maitre Eckhart et la metaphysique de l`exode. P. : Les Editions du Cerf, 2006. (Patrimoines Christianisme; s. n. ). 432 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Gire p. Maitre Eckhart et la metaphysique de l`exode. P. : Les Editions du Cerf, 2006. (Patrimoines Christianisme; s. n. ). 432 p»

Однако автор рецензируемой работы излагает сущность христо-логического учения Севира основываясь исключительно на исследованиях Ж. Лебона, Р. Чесната и Й. Р. Торренса. Из числа их научных оппонентов упомянут только А. Грилльмайер, но при этом ничего не сказано о том, что взгляды последнего существенно отличны от позиции Ж. Лебона и его последователей. В библиографии работы этих авторов, за исключением того же А. Грилльмайера, также не указаны.

Столь необъективный характер представленной в рассматриваемом сочинении историографии, безусловно, ограничивает возможность рекомендовать эту книгу как базовую литературу для студентов. Тем не менее, несмотря на то, что в части, касающейся изложения и, в особенности, оценки Севировой христологии, рецензируемая работа требует существенного дополнения и коррекции, в целом книга П. Аллен и Р. Хейуорда может быть полезна для тех, кто интересуется историей богословской мысли эпохи христологических споров вообще и христологическим учением Севира Антиохийского в частности.

иерей Олег Давыденков

Gire P. Maître Eckhart et la métaphysique de l'Exode. P.: Les Éditions du Cerf, 2006. (Patrimoines — Christianisme; s. n.). 432 p.

Майстер Экхарт — одна из самых загадочных, и в то же время знаковых фигур Позднего Средневековья. Мистик, философ, богослов, приор доминиканского ордена, осужденный в конце жизни судом инквизиции, с недавних пор приковывает к себе внимание многих ученых: историков-медиевистов, богословов различных религий, филологов, психологов и даже психиатров. Человек, о котором фактически забыли после его смерти и вспомнили лишь недавно. Человек, который во многом определил пути немецкой философии и западного богословия. Именно его читали романтики, изучали алхимики и пытались понять различные духовные лидеры. И хотя для русского читателя он практически неизвестен, на Западе о нем написаны десятки книг и сотни статей. Перед нами — новая попытка раскрыть философско-богословскую систему Экхарта, на этот раз через призму его Комментария на книгу Исход.

Книга состоит из Введения и трех глав. В кратком обзоре жизни и творчества Майстера Экхарта автор считает необходимым полностью привести текст буллы папы Иоанна XXII «In agro Dominico» (27 марта 1329 г. ), согласно которой были осуждены 22 из 28 положений

учения Экхарта. Далее излагается общая проблематика исследования. По мысли автора, в трудах Майстера Экхарта тесно связаны метафизика, философия и мистика, которые, не смешиваясь и не противореча друг другу, образуют единую логическую систему. Метафизика представляет собой в данном случае своего рода философскую рефлексию, попытку приблизиться к познанию Абсолюта через теоретические конструкты схоластики. Средневековая философия очень тесно сплетена с богословием, которое, в свою очередь, у Экхарта выражается от начала до конца в его комментариях на Священное Писание, где он во многом следует традиции святых отцов Церкви. Богословие, как знание божественного, стоит над всеми науками (и даже над философией, которая является лишь ее служанкой), поскольку последние изучают мир и его отдельные части, в то время как конечной целью богословия является Бог, сотворивший этот мир. Наконец, мистика — духовный путь, восхождение к Абсолюту. В трудах Экхарта мы можем найти и аргументацию метафизика, и заключения богослова, и интуицию мистика.

Первая глава посвящена анализу Комментария Экхарта на книгу Исход. Автор выявляет различные уровни языка, позволяющие реконструировать единую систему мысли средневекового философа. Первый уровень — библейский и диалектический. Здесь рассматриваются стилистические и грамматические особенности комментария, а также дается характеристика особенностей экзегезы в период Позднего Средневековья. Майстер Экхарт придерживался аллегорического толкования Священного Писания, следуя в этом Александрийской богословской школе, и таким ее представителям, как Климент Александрийский, Ориген, Дидим Слепец, Кирилл Александрийский и др. Образы и лица Ветхого Завета — лишь некоторые аллегорические типы, которые нужно уметь «прочитать», а сам Ветхий Завет тесно связан с Новым, образуя единую Книгу Божественного Слова. В Средние века комментировать Священное Писание без привлечения цитат других отцов-экзегетов было невозможно и недопустимо. Экхарт, следуя традиции, опирается на: 1) греческих и латинских Отцов Церкви (таких, как Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Ориген — из восточных отцов; из западных — Амвросий Медиоланский, блаж. Августин, Бернард Клервосский, Боэций, Григорий Великий, Исидор Севильский и блаж. Иероним); 2) иудейского комментатора Моисея Маймонида и 3) христианских авторов, близких ему по времени (Альберт Великий, Бонавентура, Жильбер Порретанский, Пьер Ломбардский, Фома Аквинат). Второй уровень языка — уровень антропологический и теологический. На нем можно

проследить развитие двух центральных разделов Комментария — антропологии (вопросы двойственности природы человека и возможности соотнесения человека с Богом) и богословия. Наконец, третий и последний — уровень метафизического и мистического языка. По мысли немецкого мистика, величие Божие и человеческая слабость делают невозможным адекватный вербальный способ выражения знаний о Боге, поэтому высшим уровнем познания и выражения божественного является богословие отрицательное или мистическое (в своем апофатизме Экхарт следует прежде всего восточным отцам, из которых следует выделить Григория Нисского и Дионисия Ареопагита).

Вторая глава является попыткой раскрыть развитие идеи Бога (Абсолюта, Начала) в метафизике Майстера Экхарта (основываясь на философской интерпретации его Комментария). Бог рассматривается в этой главе в трех планах: как Бытие, как Единый и как Интеллект. Бытие как имя Бога является позитивным (катафатическим) утверждением об Абсолюте (здесь автор приводит аналогию с учением Фомы Аквинского), в то же время Ъот-Бытие манифестирует или проявляет Себя как Логос или Начало бытия. Говоря о Боге как Едином, можно найти множество аллюзий Экхарта на учение неоплатоников, но, наряду с этим, возникает проблема многоплановости. Бо-та-Единого можно отнести к трем различным планам единства: 1) единству нумерическому, 2) теологическому и 3) метафизическому. К тому же возникает проблема соотнесения единства Божества с множественностью и раздробленностью мира. И здесь автор говорит о воссоединении (унификации) всего тварного, бытия и мира в Боге. Наконец, Бот-Интеллект или Бог-Слово есть выражение внут-ритроичной жизни. Динамизм Божества в божественном «онтогенезе» остается абсолютно невыразимым («нетварное Ничто» — по выражению Майстера Экхарта).

Третья глава — «Прорыв души в лоно Божества как выражение метафизической мистики Майстера Экхарта» — посвящена мистике (или мистицизму) немецкого философа. Мистический опыт проходит сквозь всю рефлексию рейнского доминиканца. Рассмотрев в начале главы способности души и интеллекта, автор переходит к описанию отношений души и Бога-Слова и заканчивает учением Майстера Экхарта о мистическом опыте и прорыве души в лоно Божества.

После общего заключения следует словарь философско-бого-словской лексики и библиография.

Данная книга во многом является новым словом в изучении Майстера Экхарта и немецкой рейнской мистики в целом. На основании Комментария на книгу Исход автор выстраивает новую парадигму

исследования, согласно которой система средневекового философа является синтезом философии (метафизики), богословия и мистики, где мистика играет решающее значение и определяет собой первые две ступени, являющиеся для нее лишь формой. Автор проводит структурированный анализ данного Комментария и позволяет нам увидеть логическую стройность произведения, метафизическую и философскую ясность, следование богословской традиции того времени и удивительную мистическую интуицию загадочного Майстера Экхарта.

диакон Евгений Шилов

La naissance de Dieu dans l'âme chez Eckhart et Nicolas de Cues / Sous la direction de M. -A. Vannier. P.: Les Éditions du Cerf, 2006. (Patrimoines — Christianisme; s. n.). 192 p.

В апреле 2004 г. группа ученых по изучению немецких мистиков Центра исследований христианской мысли Университета г. Мец организовала коллоквиум совместно с Институтом Кузанских Исследований (Cusanus-Forschung) Университета г. Трев. Коллоквиум был посвящен знаменательному научному событию — Георг Штеер (Georg Steer), продолжая дело Йозефа Квинта (Josef Quint), издателя проповедей Экхарта, выпустил новое критическое издание трудов немецкого мистика. Штеер утверждал, что 101—104 проповеди Экхарта составляют своего рода небольшой трактат о рождении Бога в душе человека, и доказывал принадлежность этих проповедей перу самого Майстера Экхарта.

Данная книга является сборником докладов коллоквиума. Открывается книга небольшим вступлением Мари-Анн Ванье (Marie-Anne Vannier), которая дает характеристику этого симпозиума и тех докладов, которые были на нем прочитаны. Затем приводится выдержка из 101 проповеди, и далее следуют сами доклады.

Открыл коллоквиум Георг Штеер. В своем докладе — «Аутентичность и датировка 101—104 проповедей Экхарта» — автор разъясняет слушателям, каким образом он смог идентифицировать этот небольшой трактат. Не останавливаясь на вопросах филологии, он утверждает, что в дальнейшем необходимо будет пересмотреть биографию немецкого мистика и принять в расчет его жизнь в Эрфурте, где, готовя свои парижские лекции, Майстер Экхарт по-новому прочел Евангелие от Иоанна. Вопрос о богосыновстве толкуется здесь как вечное рождение Бога в душе человека. Что касается датировки этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.