СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Л.Н. Виноградова
ТЕЛЕСНЫЕ АНОМАЛИИ И ТЕЛЕСНАЯ НОРМА В НАРОДНЫХ ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ*
Представления о том, что персонажи нечистой силы способны не только принимать антропоморфный вид, но и оборачиваться знакомым человеком, соседом, близким родственником, вынуждали людей традиционного общества постоянно решать вопрос: кого он встретил за пределами дома - обычного человека или опасное существо? В народной культуре при описании мифологических персонажей акцентируется внимание на аномальных чертах, которые служат для разграничения «своих» (обычных людей) от «чужих» (демонов, оборотней, потусторонних духов и т.п.). Среди славянских названий нечистой силы, основанных на характеристиках внешнего вида, наиболее важными считаются следующие: «белый», «красный», «черный», «кривой», «хромой», «худой», «однорукий», «одноглазый», «беспятый», «беспалый», «безголовый», «старый», «волосатый», «лысый», «железнозубый», «большой», «маленький», «скрытый», «невидимый», «немытый», «нечистый» и ряд других.
О демонологической природе человекоподобного существа могли свидетельствовать как чрезмерная худоба и костлявость, так и непомерная полнота, большое брюхо, вздутый живот. По народным представлениям, чрезмерная худоба свойственна духам болезней, персонажам, вредящим роженицам и новорожденным, ночным при-
* Виноградова Л.Н. Телесные аномалии и телесная норма в народных демонологических представлениях // Телесный код в славянских культурах. - М., 2005. - С. 19-29.
видениям. Тело вампира могло описываться и как тощая костлявая фигура, напоминающая скелет, и как раздутый мешок; водяной может быть очень худым и высоким либо низеньким и пузатым.
Костлявое тело, сутулость и горбатость - характерные признаки ведьм и колдунов. По украинским поверьям, типичная ведьма выглядит так: «старуха, высокая, тонкая, худая, костлявая, несколько сгорбленная», у нее «растрепанные или выбившиеся из-под платка волосы, большие с сердитым выражением глаза, желтые или серые, косой из-под насупленных бровей взгляд, всегда вбок, а никогда прямо в глаза другому человеку» (цит. по: с. 20). Вообще такая черта внешности, как телесная искривленность, - универсальный признак пришельцев из потустороннего мира. Уродливыми горбатыми существами с кривыми руками и ногами, искривленным носом представлялись в народной демонологии многие персонажи: лихорадка — «безобразная косматая, горбатая старуха с клюкой»; кикимора -уродливая скрюченная, маленькая старушка; русалка - лохматое, горбатое существо с большим брюхом (по саратовским поверьям). Горбатость и хромота - основные приметы главного из чертей.
Отличительной особенностью внешнего вида некоторых персонажей выступает такая фантастическая телесная аномалия, как отсутствие плоти на спине. Этот же признак выдает хтоническую природу антропоморфного черта, иногда - вампира. Однако наиболее характерна эта аномалия для женских персонажей украинской карпатской мифологии, таких как: мавка, майка, нявка, лисова панна, повитруля. Они изображаются как красивые молодые девушки, но сзади у них «открыта спина» и видны все внутренности.
Можно предположить, что эта странность телосложения -свидетельство генетического родства ряда демонов с умершими людьми. Такие черты облика, как бледное лицо, застывший взгляд, провал вместо носа, голый череп, костлявость фигуры, прозрачность тела, отсутствие спины, выдают вполне определенные «покойницкие признаки». Упоминание о «бесах без спины» встречается еще в трудах римского епископа Григория Великого (VI в.). Принявшего человеческий вид беса нельзя видеть сзади, писал епископ, так как у него нет спины и, скрывая это, он всегда удаляется от людей, пятясь назад. Кроме того, у демонологических персонажей нет тени, что свидетельствовало о бесплотности мифологического существа.
Особое место в ряду характеристик внешнего вида нечистой силы занимают описания их необычных ног. Ярким проявлением хто-нической сущности и демонов, и «знающих» людей считаются такие признаки: хромота, одноногость, беспятость, вывернутость стопы пяткой вперед, птичьи лапы, конские копыта и другие аномалии. Без пятки или пальцев на ногах представляется, по русским верованиям, черт: антипка беспятый, анчут, анчутка беспалый или беспятый. Непомерно длинными, короткими, кривыми, толстыми, тонкими, волосатыми или заросшими шерстью описываются в демонологических рассказах ноги знахарей, ведьм и других «знающих» людей.
Черт может легко менять свое обличье, принимать вид любого человека, но не в состоянии изменить зооморфный вид ног. Мотив распознавания пришельца из потустороннего мира по птичьим лапам или конским копытам - один из самых распространенных в славянской мифологии. Ноги антропоморфного демонологического персонажа воспринимаются как условный «телесный низ», имеющий контакт с землей и потому связанный с опасным хтоническим миром.
Мировая универсальность мотива хромоты подтверждается и образами мифологических первогероев-кузнецов, и представлениями об уязвимости ног эпических героев (ахиллесова пята). В догоме-ровских источниках Гефест - существо с «искривленными ногами», у Гомера он просто «хромой». На греческой вазе, датируемой VI в., Гефест изображен сидящим в седле, свисающие ноги вывернуты пятками вперед.
В народной демонологии славян многие женские мифические существа предстают с громадными отвисшими грудями («приблизительно с аршин длиной», «свисающими до колен», иногда закинутыми через плечи за спину). Согласно народным толкованиям, свисающая до колен грудь мешает демоническим женщинам быстро передвигаться. «Грудь сзади» рассматривается как признак «обрат-ности», «вывернутости», который в научной литературе считается универсальным свойством демонологической асимметрии, широко представленной в мифологии разных народов. Асимметрия проявляется не только в пропорциях тела пришельцев из иных миров или «обратном» расположении его частей (лицо на затылке, ступни пятками вперед), но и в таких чертах, как гипертрофированные органы либо полное их отсутствие; мужские признаки в облике женского персонажа и наоборот; нарушение числа парных органов (одноно-
гий, однорукий, одноухий, одноглазый, трехногий); избыточность или недостаточность частей тела (три - шесть пальцев на руках, две макушки на голове, беззубость либо два ряда зубов).
В описании лица мифологических персонажей главное внимание обычно уделяется глазам, носу, зубам, волосяному покрову (брови, ресницы, усы, борода), особым «меткам» (бородавкам, наростам, родинкам), цвету кожи. Красные, светящиеся, огненные глаза - характерная черта многих мифологических персонажей (вампира, водяного, духов болезней, ведьмы, колдуна, оборотня, черта). Жители Владимирской губернии называли глаза колдуна «пустыми», так как в них вообще не отражались предметы внешнего мира. Женские персонажи, олицетворявшие болезни и смерть, губили все живое своим вредоносным взглядом. Согласно сербской легенде, чума способна насылать мор одним своим взглядом, поэтому Бог создал ее с жесткой, неподвижной шеей, чтобы она не могла вращать головой ни влево, ни вправо.
Славянская демонология обращает внимание не только на телесные, но и на умственные аномалии (оппозиция умный / безумный). В народной культуре о людях «с мухами в голове» говорили то как о ненормальных, то как о всезнающих. Отношение к кликушам, бесноватым, юродивым было настороженным. Их слабоумие свидетельствовало о том, что в них вселился нечистый дух, но, одновременно, их использовали для предсказаний, так как они обретали дар ясновидения и пророчества. О планетниках (людях, умеющих ворожить по звездам) карпатские украинцы говорили: «Они угадывают, что вас ждет, по звездам»; «Это юродивые люди, в них действуют нечистые силы».
Весьма загадочным остается для культурологов тот факт, что в христианской культуре бесноватые и юродивые приобретали столь высокий социальный статус, а иногда и ореол святости. Неслучайны попытки составителей позднейших редакций «Повести о бесноватой жене Соломонии» причислить «преподобную мученицу Соломонию» к рангу святых. Действительно, что заставляет социум усматривать проявления святости там, где на эмпирическом уровне не видно ничего, кроме безумия? Для религиозного сознания христианина самым важным было то, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира свое совершенство и таким способом избежать суетной мирской
славы, т.е. он совершает подвиг самоуничижения и самоотречения «Христа ради». Для мифологического сознания одержимый бесами - это сакральное лицо, «носитель не-своего духа», способный вещать от имени сверхъестественного существа, пророчествовать под воздействием вселившейся в человека нечистой силы.
Об огромном авторитете юродивых (телесно увечных и умственно несовершенных) писал английский путешественник Джильс Флетчер: «Их считают пророками и весьма святыми мужами, почему и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения... блаженных народ очень любит, ибо они указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет» (цит. по: с. 27).
Таким образом, и телесные, и умственные аномалии воспринимались как знак демонического и как знак сакрального, как свидетельство избранничества, как признак сверхъестественного существа (неважно - нечистого или святого). В этой поразительно нерасторжимой двойственности противоположных значений проявляется сложная, двуединая амбивалентность мифологического сознания древних славян.
С.А. Гудимова