Научная статья на тему 'Л. Н. Виноградова та вода, которая. . . (признаки, определяющие магические свойства воды)'

Л. Н. Виноградова та вода, которая. . . (признаки, определяющие магические свойства воды) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
491
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гудимова С. А.

Виноградова Л.Н. Та вода, которая... (Признаки, определяющие магические свойства воды // Признаковое пространство культуры. М., 2002. С.32-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. Н. Виноградова та вода, которая. . . (признаки, определяющие магические свойства воды)»

Л.Н.Виноградова*

ТА ВОДА, КОТОРАЯ... (ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ)

Свойства одного и того же предмета создают условия для развития у него разных символических значений. Например, у славян широко распространен запрет погонять скот сухой веткой, иначе животное может «усохнуть» совсем. Овец следовало погонять только веткой зеленой, с листьями, чтобы ягнята лучше росли, набирали вес. Положительная магия в данном случае зиждется на контакте со свежим, зеленым, живым, густым, а негативная — на признаках сухой, голый, увядший. Подобная символика сохраняется и в гаданиях по зелени, где признаки «свежий» — «увядший» соотносятся с прогнозом «жизни» — «смерти» для гадающего.

Вторичное символическое значение (например, привязывать к месту) приобретала ветка, на которой когда-то сидел пчелиный рой (так называемая пчелиная ветка). В Подмосковье такую ветку использовали в качестве оберега домашней птицы, чтобы куры не отбивались от своего двора (такую ветку называли «куриный бог»). В Словакии «пчелиную» ветку использовали для усмирения строптивой коровы (которая после первого отела не давала себя доить): считалось,

* Виноградова Л.Н. Та вода, которая... (Признаки, определяющие магические свойства воды // Признаковое пространство культуры. - М., 2002. - С.32- 60.

что, если ударить корову такой веткой, она будет стоять во время дойки спокойно. В любовной магии, известной в разных славянских традициях, девушки старались заполучить «пчелиную» ветку, чтобы привлечь к себе женихов, т.е. чтобы возле девушки «роились» ухажеры.

Таким образом, качество ветки (сухая, зеленая и т.п.) в магических приемах оказывается более важным элементом, чем сам предмет. Насколько именно признаковые показатели становятся решающими в создании предметного символа, можно наглядно показать на примере магических функций воды.

Согласно народным представлениям, полезные или вредоносные свойства вода приобретала в зависимости от: 1) ее природных характеристик (проточная или стоячая; быстрая или медленная; шумная или тихая; прозрачная или мутная; чистая или грязная; верхняя, т.е. из горных ручьев, с поверхности воды, или нижняя — подземная, глубинная; теплая или холодная; свежая (только что принесенная из источника) или «старая»; дождевая или снеговая и т.п.; 2) особых периодов календарного или суточного времени (набранная в полночь, в полдень, до восхода солнца, в большие годовые праздники, в новолуние, при солнечном затмении, после первого весеннего грома и т.п.); 3) места, где набиралась вода (вблизи перекрестков дорог; там, где сливаются два-три потока; вода, вытекающая из-под корней священного дерева, из омута, водоворота и т.п.).

Безусловно, положительное значение приписывалось проточной воде (быстро текущей, журчащей, прозрачной, чистой, холодной). Именно такую воду в народе называют «живая», «здоровая», «сильная», «ходовая», «резвая», «молодая», она противопоставляется стоячей воде («мертвой», «мутной», «ржавой», «старой», «гнилой»). Движущаяся вода в народной магии обычно соотносится с символикой напора, силы, быстрого роста, развития, успешного осуществления дела. На Руси, окропляя новорожденного проточной водой, приговаривали: «Вода ходко и быстро текет, — так же ребенок ходко и быстро расти» (цит. по: с.35). В Южной Сербии просватанная невеста говорила, переходя через быстрый ручей: «Как водичка проходная бежит, не задерживается, так и дите бы родилось, не задерживалось» (там же). Когда свадебный поезд переезжал через горный ручей, невеста зачерпывала рукой воду, лила ее себе за пазуху, чтобы роды бы-

ли легкими. В свадебном обряде украинцев Закарпатья староста обливал молодых речной водой, чтобы они были сильными, «как вода».

Быстрое течение воды, по народным представлениям, могло, с одной стороны, обеспечить прибыток в хозяйстве, с другой — способствовало удалению из жилого пространства вышедших из употребления или вредоносных предметов. Роженицы, у которых пропало молоко, шли к «текучей воде» и купались в ней. На Русском Севере после ритуального обхода стада, во время которого читался специальный заговор, прятали бумагу с текстом заговора в проточную воду, чтобы у коров было много молока.

В места быстрого течения рек и ручьев бросали вещи, от которых хотели избавиться: «на быструю воду» относили одежду больного, домашний мусор, накопившийся за святочный период, насекомых-вредителей, первые остриженные волосы годовалого ребенка. Найденные во дворе или около дома «вредоносные» предметы (клочок шерсти, соломенные узлы, кости) бросали в ручьи, которые текут «налево» от села. Быстрая, глубокая, темная вода считалась тем местом, куда следовало отсылать болезни в лечебных заговорах. При падеже скота стадо перегоняли через проточную воду, чтобы очистить животных от заразы.

Проточной воде также приписывался признак «подвижности», соотносимый с символикой быстроты, ловкости, бодрости, сноровки. Первую вещь, сделанную ребенком самостоятельно, относили на быстрину реки, чтобы в дальнейшем работа шла у него так же ловко и быстро, как вода течет.

Оппозиция подвижный/неподвижный весьма существенна и для разграничения «живой» и «мертвой» воды: стоячая вода — это как бы вода без души; движется, перетекает с места на место — вода живая. У русских жителей Заонежья при лечении больного ставили рядом с ним в бане шайку с водой и примечали: если вода колебалась, играя отраженным светом, то больному предсказывали выздоровление; неподвижная вода предрекала смерть.

Стоячую воду использовали для того, чтобы только что купленную домашнюю птицу или скот приучить оставаться возле дома. Курицу ставили на печную заслонку и трижды обливали ей лапы «стоячей водой». С купленной лошадью поступали так: хозяин, ведя

ее к своему двору, останавливался у первой же попавшейся лужи и трижды брызгал из нее в морду лошади.

Другие характеристики проточной воды (быстрый/медленный, шумный/тихий) символически использовались в свадебной магии. Если хотели, чтобы новобрачная была быстрой, расторопной, ее обмывали «быстрой водой», если хотели, чтобы жена была тихой и покорной, ее обливали «тихой» водой, приговаривая: «Тихая вода идет — добрая невестушка будет» (цит. по: с.37).

В славянских свадебных и лирических песнях мотив зачерпывания «быстрой воды», погружение девушки в поток, переход ручья, разлив реки символизирует любовь, брак. Иссохший источник символизирует конец любви.

Положительно оценивалась в народной культуре свежая и холодная вода. В ряде мест новорожденного обмывали холодной колодезной или ключевой водой, чтобы был здоров как вода. Для того чтобы снять с больного порчу, старались достать «нижнюю» (особенно холодную) воду со дна колодца. Для этого ныряли на дно с пустой бутылкой, наливали в нее воду, которую затем давали испить пострадавшему.

Вода, простоявшая в доме ночь, называлась «старой», она могла использоваться для мытья посуды или стирки, но ни к коем случае не для питья или обрядово-магических целей. Во многих славянских традициях сразу после выноса умершего из дома принято было выливать из всех сосудов воду, которая считалась вредоносной, нечистой, и заменять ее на свежую («новую»).

Магические свойства вода приобретала в зависимости от периодов календарного времени или сезонных природных событий. Например, запрещалось ходить за водой ночью, поскольку в ночное время вода «нечистая», в ней «дьяволы купаются», и т.п. При солнечном затмении старались поплотнее закрыть колодцы и все водяные емкости в доме, чтобы вода «не заразилась».Чудесные свойства приписывались воде, набранной в праздники (в ночь перед Крещением, перед Рождеством, накануне Нового года, в Юрьев день, в четверг или пятницу перед Пасхой, накануне дня Ивана Купалы).

Особые чудодейственные свойства приписывались проточной воде в местах водоворота или идущей против естественного течения. Считалось, что «наоборот текущая вода», «крутящийся поток» чудесным образом может избавить от последствий грехов.

Вода приобретала магическую силу от соприкосновения с определенными предметами, в первую очередь культовыми вещами (иконы, кресты, церковные колокола, свечи, освященные растения, пасхальные яйца и т.п.) Например, чтобы избавить ребенка от бессонницы, его поили водой, слитой с «приданой» (полученной по наследству) иконы или с иконы Св.Тихона. Считалось, что таким же лечебным свойством обладала вода, в которую опускали нательный крест. В Польше детский испуг лечили водой, которой перед тем облили церковные колокола: обряд обмывания совершал кто-нибудь из родственников ребенка; он поднимался дважды в день (до восхода солнца и после заката) на звонницу, обливал принесенной с собой водой один большой и один маленький колокол, собирая воду в сосуд, затем этой водой поил ребенка. Для лечения немоты или задержки речи у маленьких детей использовалась вода, которой обмывали язык церковного колокола.

Универсальным способом получения магической воды у всех славян можно признать обычай опускать в воду освященные в церкви травы и растения. При купании новорожденного южные славяне опускали в воду базилик, крапиву, чеснок, колючки боярышника и шиповника. Многие верили, что сакральная сила передается воде от пасхальных яиц. Водой, в которой варились яйца, обливали порог хлева, чтобы туда не проникли ведьмы. Кроме свойств отгонять нечистую силу, присущих всем освященным предметам, яйцо, по народным представлениям, передавало воде свои естественные качества чистоты, белого цвета, округлости формы, «жизненной силы». Яичной водой умывались, чтобы обеспечить себе здоровье, долголетие и чистоту кожи.

Широко использовались при сакрализации воды очистительные свойства огня. Водой, в которую бросали горящие угольки, лечили многие болезни. Воду, пролитую между двумя горящими поленьями, украинские девушки использовали как приворотное средство.

Согласно народным верованиям, вода, обладая собственными ценными качествами, способна аккумулировать свойства самых разных предметов, природных стихий, живых существ. Она выступала носителем определенных ритуальных действий, воспринимала магическую силу звука и тишины, темноты и света; хранила в себе развернутые «тексты», содержащие мифологическую информацию.

С.А.Гудимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.