Научная статья на тему 'Л. Н. Виноградова. На грани человеческого и демонического: двойственная природа колдуна'

Л. Н. Виноградова. На грани человеческого и демонического: двойственная природа колдуна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1050
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. Н. Виноградова. На грани человеческого и демонического: двойственная природа колдуна»

Л.Н. Виноградова

НА ГРАНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ДЕМОНИЧЕСКОГО: ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА КОЛДУНА*

В мифологической трактовке колдуна Полесье примыкает к региональным традициям западных и южных областей восточнославянской зоны, где образы колдуна и ведьмы сближены по основным характеристикам, но главенствующая роль здесь отводится ведьме. В Полесском архиве хранится более трех тысяч записей, содержащих сведения о ведьме, и чуть более трехсот текстов, относящихся к колдунам. Подобно ведьме, полесский колдун совмещает в себе признаки реального человека, живущего среди людей, и вредоносного мифического существа.

Трудности в описании персонажей категории «знающих» людей связаны с тем, что в полесских верованиях терминологически плохо различимы два класса полудемонических существ: колдун (человек, использующий свое сверхзнание по преимуществу во вредоносных целях) и знахарь (человек, использующий свое сверхзнание по преимуществу для помощи односельчанам). Для обоих персонажных типов характерны названия колдун и знахор. Чтобы определить, говорится ли в данном тексте о колдуне (как бы он ни именовался), необходимо учитывать следующее: «колдун знается с нечистой силой», «насылает порчу на людей и скот», «перенимает урожай с чужого поля», «портит свадьбу или охраня-

* Виноградова Л.Н. На грани человеческого и демонического: Двойственная природа колдуна // Текст славянской культуры. - М.: Ин-т славяноведения РАН, 2011. - С. 44-52. 136

ет ее от порчи», «способен превратить человека в волка», «повелевает змеями», «двое колдунов меряются силой», «колдун умирает трудной смертью», «черти завладевают телом колдуна в момент его смерти», «умерший колдун становится ходячим покойником» и ряд других.

В отличие от ведьмы, колдун проявляет свою злокозненность независимо от календарного времени; лишь в единичных текстах упоминается, что колдуны особенно часто вредят в купальскую ночь.

Как стать колдуном? По наиболее распространенным представлениям, колдунами не рождаются, а становятся люди, которые обучились колдовству, читая книгу «черной магии»; либо заключили договор с чертями; либо те, которым умирающий колдун передал свое сверхзнание. Владение чародейской книгой для непосвященного человека таит огромную опасность: к открывшему ее сразу же явятся черти. Тот, кто не сможет прочесть ее до конца, испугается, - сойдет с ума. Изучать «черную магию» надо было только по ночам, при свече, растянуть чтение на год, на три года, перечитать ее три раза подряд. Во время чтения человека пугают злые духи, гадюки. Выдержавший все испытания станет «сильным» колдуном. Саму книгу в село приносят «чужие» люди -странники или цыгане. Кроме того, считалось, что обрести колдовскую силу человек мог с помощью особых магических действий, например, сварив черного кота и заполучив из него особую косточку. Желающий стать колдуном должен был отречься от Бога, отдать себя во власть черту и выполнить ряд его требований (например, наступить ногой на икону, выстрелить в фигуру распятия). В поисках контакта с нечистой силой человек должен был выйти ночью на перекресток, свистнуть, а затем выдержать испытание страхом - не испугаться встречи со злым духом, вступить с ним в переговоры.

Связь с нечистой силой - главная характеристика колдуна. В Полесье о них говорили: «продатые чорту». Черти помогают колдуну косить сено и убирать рожь; способствуют обогащению; угрожают невестке, плохо обращавшейся со свекром-колдуном, и т.п. Но они требуют себе и награду: заставляют колдуна отдать им лучшую скотину или запродать старшего сына; мучают, не дают покоя, заставляют вредить односельчанам; завладевают телом умершего колдуна. По некоторым поверьям, причинять од-

носельчанам зло колдуна заставляет владеющая им нечистая сила. Стараясь не навредить людям, приглашенный в кумовья колдун на пути следования с младенцем в церковь неожиданно убегает в лес, так как ему пришло время вредить, и там направляет свою вредоносную силу на старые деревья. Доказательством того, что человек при жизни знался с чертями, служили аномальные явления: буря в момент его смерти или заползшие в гроб змеи, жабы. Для полесских рассказов о колдуне не характерны сюжеты о том, что человек расписывается своей кровью под договором с чертом или о том, что черти-помощники постоянно требуют себе работы, иначе вредят ему самому.

Два самых популярных в Полесье взаимосвязанных мотива в составе поверий о колдунах (и ведьмах) - «трудная смерть» и «стремление избавиться от колдовства перед кончиной». Причиной затяжной агонии считалось то, что человек не мог избавиться от сидящих в нем чертей. Для облегчения агонии родственники либо выбивали доску в потолке, либо просверливали дыру, либо даже частично разбирали крышу; забивали в потолок осиновые колья; открывали заслонку печной трубы; протаскивали умирающего через хомут и т.п., чтобы открыть путь для выхода нечистой силы из тела человека. Вера в то, что человека, имевшего связь с нечистой силой, непременно ждет тяжкая кончина, была настолько сильной, что любого, кто умирал долго и мучительно, подозревали в колдовстве. Самым надежным способом предотвратить мучительную смерть была «передача чертей» кому-нибудь из родственников.

Основным способом передачи колдовства (или своего духа) является рукопожатие умирающего, попытка дотронуться до руки кого-нибудь из домочадцев. Считалось, что свое умение колдуны передавали младшему сыну, племяннику, реже дочери или жене, вообще кому-нибудь из близких родственников. По некоторым волынским свидетельствам, передача колдовства могла осуществляться через кровь колдуна; он старался незаметно надрезать свой мизинец и затем дотрагивался пораненным пальнем до кого-нибудь из домочадцев.

Сюжет о том, что в момент смерти колдуна черти влезают в его тело (чтобы в дальнейшем «ходить» в его обличье, пугая людей), широко известен в полесской демонологии. Былички на эту тему отличаются устойчивой структурой повествования:

отец-колдун перед смертью просит сына, чтобы тот избавил его от вселяющегося в него черта. Для этого необходимо плеснуть кипяток на умершего. Ошпаренные кипятком черти стремглав вылетают из дома.

Функция «вредить человеку» включается в состав ведущих признаков полесского колдуна. Но по сравнению с ведьмой, о колдуне говорили, что он может как вредить, так и помогать людям (способен исцелить человека и скотину, снять порчу, помогает найти пропавший скот; отводит от села градовые тучи). Злокозненные действия колдуна сближаются с видами порчи, которые приписывались ведьме: колдун насылает болезни на людей и скотину; отбирает или портит молоко чужих коров; крадет урожай; превращает людей в животных; вызывает стихийные бедствия; напускает на людей видения («морочит» их); способен присушить девку к парню; с помощью колдовского напитка травит человека или делает его калекой и др. Кроме того, он представляет опасность и для собственной семьи, так как время от времени «сдаёт чертям» своих детей или других родственников. Колдун мог вселить чертей в человека, и тот становился бесноватым.

Способы наведения колдовской порчи во многом совпадают с общеизвестными в Полесье приемами вредоносной магии, которые использовались обычными людьми по отношению к недругам: человек берет песок с кладбища и обсыпает им двор соседа; льет под хату «мертвую» воду (которой обмывали покойника); заламывает стебли злаков, произнося слова проклятий на поле своего противника и др. Более специфические (колдовские) приемы связаны с использованием змей. Например, чтобы получить «ядовитый хлеб», колдун вешает на дерево убитую гадюку и кладет под ней кусок хлеба, на который стекает яд или кровь змеи; затем он угощает этим хлебом свою жертву. Либо он настаивает водку на шкурке гадюки и дает выпить человеку. Желая «присушить» девку к какому-то человеку, он протыкает иголкой глаза змеи, а затем незаметно втыкает эту иголку в подол девичьего платья. Испортить людей и домашних животных колдун мог и одним взглядом или наговором, который он «пускал по ветру».

Порча свадьбы - один из самых популярных мотивов в составе восточнославянских (прежде всего русских) рассказов о колдунах. В нем отражены разнонаправленные характеристики колдуна, который может вредить (испортить свадьбу), помогать

людям (оберегать молодых на свадьбе), противостоять злокозненным действиям других «знающих». Обычно наводит порчу обиженный колдун, которого не пригласили на свадьбу в качестве главного распорядителя или почетного гостя: он делает так, что повозка с женихом и невестой опрокидывается; свадебное застолье не удается; молодые ссорятся, расходятся; все участники свадьбы превращаются в волков. Достаточно было зашедшему на свадебный пир колдуну слегка сдвинуть с места стол со свадебными угощениями - и гулянье прекращалось. Приглашенный на роль дружки колдун считал своей обязанностью оберегать молодых; он старался пересилить порчу, насланную другими «ведьмаками».

Колдун повелевает змеями. Связь колдуна со змеями и прочими «гадами» - лягушками, мышами, ящерицами - одна из устойчивых характеристик этого персонажа в поверьях восточных славян. В Полесье этот мотив представлен в разных вариантах: колдун повелевает змеями; вызывает их свистом; насылает «гадов» на дом, двор своего недруга; вселяет змей, ящериц в нутро человека; по велению колдуна змеи носят ему молоко от чужих коров, зерно, деньги. Особенно популярны в Полесье рассказы о том, что колдун может «засадить змею» в человека, а тот начинает болеть и чахнуть. Когда удается снять эту колдовскую порчу, то вместе с рвотой из человека выходят ужи, черви, ящерицы, жабы и прочая нечисть. Свекор-колдун, «засадивший ужа» в свою невестку, раздавая членам семьи кусочки сала, выделял дополнительную порцию для ужа. Мотив змеи-добытчицы, приносящей колдуну богатство (молоко, зерно, золото), позволяет обнаружить прямые связи с признаками особого мифологического персонажа -духа-обогатителя.

Двое колдунов меряются силой. Среди способов борьбы часто упоминается соревнование в питье водки: один колдун угощает другого и настаивает, чтобы тот выпил первым. У выпившего начинаются рези в животе, а соперник становится волком. Либо у одного лопается в руке рюмка с водкой, а у другого напиток закипает прямо в стакане; либо после выпитого у одного колдуна выпадают все зубы, а другой слепнет на оба глаза и т.п. Доказательством превосходства могло служить умение свистом вызвать чертей; заставить вернуться домой заблудившийся скот; сделать картофелину крепкой, как сталь. Но главным считалось умение не только навести на человека порчу, но и снять ее, что требовало большего искусства. 140

Признаком достаточно высокого демонического статуса колдуна может служить мотив о его полетах в тучах или в вихре. Возникновение сильного ветра, вихря и бури в полесской демонологии обычно связывается со злокозненной деятельностью чертей. Но с помощью нечистой силы этими природными стихиями могли якобы управлять и «знающие» люди - колдуны и ведьмы. Кроме того, сами колдуны могли летать в вихрях. Известны былички о человеке, который швырнул в приближающийся столб вихря свой топор, а потом обнаружил его в доме колдуна, признавшегося, что это он летал в вихре и забрал брошенный в него топор. Сходный мотив встречается и в комплексе поверий о вихре-черте: человек бросает в него топор и видит кровь на его лезвии (либо топор исчезает). Повсеместно верили в Полесье, что колдовская порча могла быть наслана по ветру, поэтому очень опасались попасть в струю крутящегося вихря.

Весьма слабо разработан в полесской демонологии мотив оборотничества колдуна. Он мог принять вид волка, коня, коровы, кота, собаки, свиньи, жабы, иногда появлялся в виде «пана» в городской одежде. На вопрос о том, могут ли колдуны принимать вид животного, собиратели практически всегда получали утвердительный ответ. Однако в большинстве быличек этот персонаж выступает в своем обычном антропоморфном обличье.

Из числа менее распространенных в Полесье, но широко известных в восточнославянской демонологии, следует упомянуть такие мотивы: колдун заводит путников на бездорожье; насылает на людей «видения» («морочит» людей); умерший колдун «ходит» после смерти к своим родственникам и др.

При общем сходстве признаков, характеризующих колдуна и ведьму, эти два персонажа отличаются друг от друга разным статусным положением в социуме: колдун, как правило, не скрывает своего колдовского умения и даже гордится им, а односельчане относятся к нему весьма почтительно и хорошо осведомлены, где проживают «сильные» колдуны. Отношение к ведьмам иное: их считают виновницами всех бед, осуждают и проклинают. Вообще соотношение персонажей внутри класса «знающих» (ведьма, колдун, знахарь, баба-шептуха, колдунья) таково, что «абсолютное первенство» по значимости занимает ведьма.

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.