Научная статья на тему 'Л. Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании'

Л. Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11293
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ / ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаталов А. А.

В статье раскрываются основополагающие идеи Л.Н. Толстого о природе, природосообразном воспитании и образовании человека. Представлено мнение Л.Н. Толстого о роли труда в нравственном, умственном и физическом развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Л. Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании»

информационное общество и экологическая культура

А.А. Шаталов

л.н. толстой о природе и природосообразном воспитании

В статье раскрываются основополагающие идеи л.н. толстого о природе, природосообразном воспитании и образовании человека. представлено мнение л.н. толстого о роли труда в нравственном, умственном и физическом развитии личности.

Ключевые слова: природосообразное воспитание, человек как часть природы, принцип природосообразности воспитания, человек и природа, природа как нравственная категория, значение ясной поляны для л.н. толстого, народная школа л.н. толстого.

Без толстого Россия немыслима, Россия не может от него отказаться.

НА. Бердяев

У толстого любовь к природе, ее сохранению сформировалась с раннего детства, в процессе воспитания в семье. Бережное отношение ко всему живому было в семье толстого образцом мысли и действия, устойчивой традицией. Во многих дворянских усадьбах такое отношение и понимание жизни было нравственной потребностью воспитанного человека.

Бережное отношение к природе проявилось в традициях князей Волконских. Дед писателя Н.С. Волконский, широко образованный человек, был знатоком садово-паркового искусства, построил оранжерею, заложил сад на площади в десять десятин, заложил парк. Мать Л.Н. Толстого М.Н. Волконская, также разносторонне образованный человек, получила о от отца любовь к природе, знания и умения заниматься садоводством и | парковым хозяйством. Ей принадлежит рукописная тетрадь «Опись сада» о с описанием растительного мира Ясной Поляны на русском, латинском и немецком языках, в которой содержится более ста названий культурных и дикорастущих деревьев. Интерес к природе, растительному миру Ясной Поляны поддерживался в семье толстых и после смерти матери. В садово- парковом хозяйстве, основу которого заложил дед писателя н.С. Волконский, изначально площадь садов составляла 10 гектар, а потом, старанием и усердием Л.Н. Толстого, она была увеличена до 44 гектар.

Достопримечательностью усадьбы является широкая аллея, которая ведет от въезда к дому-музею Л.Н. Толстого. Писатель упоминает о ней в романах «Война и мир», «Семейное счастье», в повести «Юность», в рассказе « Метель», в своих письмах и дневниках.

Живописная картина усадьбы дополняется прудами, которые также навсегда запечатлены писателем в его шедеврах. Восхищаясь прелестью природного окружения, Л.Н. Толстой пишет Софье Андреевне в 1897 г.: «Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез Прешпекта по высокой уже темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива, и все - главное, маханье берез Прешпекта такое же, как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил эту красоту».

образ сада присутствует в толстовских художественных произведениях. Об этом он пишет с особой любовью, с особым душевным наслаждением, подчеркивая каждую деталь, которая свидетельствует о происходящих в нем чудесных изменениях в росте, красоте, цвете окружающей природы: Только сад не только не обветшал, но и разросся, и теперь весь был в цвету: из-за забора видны белые, точно белые облака, цветущие вишни, яблони и сливы. Ограда же сирени цвела точно так же, как и в тот год... Лиственница... была теперь большое дерево,...все одетое желто-зеленой, нежно- пушистой хвоей [4, т. 10, с. 218-219].

Природа, во всей ее красоте и привлекательности, показана великим художником в сельских описаниях первой и второй части романа «Воскресение».

С раннего детства у толстого сформировалось чувство красоты и бережного отношения ко всему живому. Он представлял себя частью природы, постоянно ощущая близость к ней: Все, что я помню, все про-

43

технологии

информационное общество и экологическая культура

исходит в постельке, в горнице, ни травы, ни листьев, ни неба, ни солнца не существует для меня. Не может быть, чтобы не давали мне играть цветами, листьями, чтобы я не видел травы, чтобы не защищали меня от солнца, но лет до пяти-шести нет ни одного воспоминания из того, что мы называем природой. Вероятно, надо уйти из нее, чтобы видеть ее, а я был природа [3, т. 21, с. 36].

В повести «Детство» он описывает свое чувство сострадания к животным, «заставляющее... плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа» [Там же, т. 68, с. 51].

Ясная Поляна была для Толстого дорогим местом, где он творил, наслаждался природой, жил раздумьями о смысле жизни, о назначении человека, она была местом, где он мог побыть с самим собой. В одном из своих сочинений он писал, что «без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до пристрастия любить его. Хорошо ли, дурно ли, но я не знаю другого чувства родины» [Там же, т. 5, с. 262].

В детские годы Л.Н. Толстой играл на природе с братьями в различные игры. Они играли с большой охотой в «муравейных братьев». Эта игра представлялась ему идеалом будущего в достижения счастья и согласия между людьми. Толстой писал: «Муравейные братья были открыты нам, но главная тайна в том, как делать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа в том месте, в котором я. просил в память Николеньки закопать меня. Идеал муравьиных братьев, льнувших любовью друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает» [Там же, т. 1, с. 359-360].

любовь Толстого к природе была похожа на его любовь к крестьянству. Он не любил ничего, испорченного цивилизацией. Он наслаждался окружающей природой: лесами, лугами, полевыми цветами. Толстой во всем и всюду находил красоту.

Великий мыслитель и гуманист был не только тонким наблюдателем происходящего в природе, но и бережно сохранял ее: разводил леса, сажал аллеи и сады, оберегал лесные насаждения и деревья в усадьбе, занимался пчеловодством, принимал участие в полевых работах вместе с крестья-

нами. Его деятельность была направлена на сохранение природы, своим отношением к ней являл собой образец для окружающих его людей.

В природном окружении Толстой находил равновесие и спокойствие духа. Он высоко ценил труд простого народа и считал, что физический с

труд способствует и умственному развитию. «Телесный труд на только с

не исключает возможность умственной деятельности, не только улуч- I

шает ее достоинство, но и поощряет ее. Труд есть потребность, лишение 5

которой составляет страдание, но никак не добродетель. Введение труда в достоинство есть такое же уродство, каким было бы возведение питания человека в достоинство и добродетель» [3, т. 41, с. 288].

особое значение Толстой придавал труду земледельца, крестьянскому труду. Земля и леса должны принадлежать крестьянам, простым людям, которые их сохраняют и обрабатывают. Свое отношение к земельной собственности он выразил устами своего героя Нехлюдова в романе «Воскресение».

Жизнь крестьянина Толстой считал естественной и высоконравственной. Работа человека на земле есть здоровье, нравственное занятие, которое находится в полной гармонии с природой. Толстой отмечал, что природа является «религией мужика». Человек должен жить естественной жизнью, не следует подвергать природу насильственному изменению, потому что это приведет к нарушению ее гармонии. Только в тесном контакте с нею человек укрепляет себя и физически, и нравственно.

Важное место в философско-этическом учении Толстого занимает проблема человека как части природы. Он пытался объяснить место человека в окружающей природной среде и взаимоотношение с ней. В трактате «О жизни» он писал, что человек является частью природы, а природа - частью человека.

В фундаментальном осмыслении предназначения человека в этом мире, взаимоотношение его с природой Толстой уделял значительное внимание познанию законов развития живой и неживой природы, сущности жизни, ее происхождению и развитию. «Отчего я совершенно не признаю жизнь в камне, песке, я не отрицаю возможности жизни в звездах?

Я думаю оттого, что камень я познаю всеми внешними чувствами и все-таки не признаю в нем жизни, звезды же я познаю одним чувством зрения и потому допускаю возможность жизни. но это не доказывает того, что в камне нет жизни, а в звездах может быть, а только то, что все мои внешние пять чувств недостаточны для того, чтобы проникнуть в жизнь камня» [Там же, т. 32, с. 307].

Толстой понимал природу как целостный организм, который находится в постоянном движении и развитии. Ее составляющие находятся во

45

технологии

информационное общество и экологическая культура

взаимосвязи и диалектическом единстве. Он писал: «начну ли я рассуждать, глядя на природу, я вижу, что все в ней постоянно развивается и что каждая составная часть ее способствует бессознательному развитию других частей» [3, т. 73, с. 287].

Д.П. Маковицкий вспоминал, что у Л.Н. Толстого было развито «чувство природы», его радовали всякие перемены в природе: колошение и наливание ржи, разбухание почек на деревьях и многое другое. Свое отношение к природе, к явлениям, в ней происходящим, он с огромной силой художника и знатока окружающей природы отобразил в своих философских художественных творениях и, в частности, в романе «Война и мир».

Красоту природы Толстой раскрывает в романе «Война и мир» в созвучии с состоянием своих героев. Андрей Болконский, лежащий раненый на поле битвы, открыв глаза, увидел ползущие облака по «высокому бесконечному небу». Размышляя об увиденном, он с большим сожалением подумал, что этой красоты, вечности не видал прежде. Даже в физически тяжелом состоянии он испытывает чувство радости и счастья, что он открыл для себя это высокое бесконечное небо, которое вселяло в его душе надежду на возвращение к жизни.

Проблемы воспитания человека Толстой решает на основе антропологического принципа. Принцип природосообразного воспитания личности он возвел до уровня единой основы своей педагогической системы. Он заботился о том, чтобы воспитание и обучение не подавили то очень важное, что дано ребенку от рождения.

Основополагающими принципами его педагогики были вера в творческие силы детей, уважение к личности ребенка, создание наилучших условий для развития его природных стремлений к знаниям и способностей.

Толстой разделял взгляды Руссо о природосообразности воспитания. Руссо был создателем теории естественного воспитания, который придавал исключительное значение воспитанию человека на лоне природы, вдали от цивилизации. Природу он рассматривает в качестве важнейшего условия нравственного и экологического воспитания.

но Толстой пошел дальше в оценке природных возможностей ребенка. В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» он писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе: он близок к неодушевленным существам, к растению, к животному, к природе, которая постоянно представляет для нас ту правду, красоту и добро, которых мы ищем и желаем... Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, остается твердым

и истинным. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» [3, т. 73, с. 287].

Подход Толстого в оценке влияния современной цивилизации на формирование личности, на окружающую природу не в полной мере совпадает с мнением Руссо. 6 июня 1905 г. в своем дневнике он записал: «меня о

сравнивают с Руссо. Я много обязан Руссо и люблю его, но есть большая |

разница. Разница та, что Руссо отрицает всякую цивилизацию, я же отри- и цаю лжехристианскую. То, что называют цивилизацией, есть рост человечества. Рост необходим, нельзя про него говорить, хорошо ли это или дурно. Это есть - в нем жизнь. Как рост дерева. Но сук или силы жизни, растущие в суку, неправы, вредны, если они поглощают всю силу роста. это с нашей лжецивилизацией».

л.н. Толстой часто практиковал учебные экскурсии и прогулки для детей в парки своей усадьбы, где он рассказывал о старых соснах и могучем дубе, говорил о них как о старых своих больших друзьях.

Близость к природе, умение проникать в глубинные процессы, происходящие в ней, увлечение садоводством, полеводством, любовь к животным и растительному окружению создали основу для формирования у л.н. Толстого бережного и любовного отношения к природе и стремление передать это отношение крестьянским детям через общение с ними в процессе обучения и воспитания в Яснополянской школе.

В педагогической деятельности Толстого нашли свое отражение его взгляды на природу, взаимоотношение человека и природы. «Беседы из естественных наук» были одним из двенадцати предметов, преподаваемых в Яснополянской школе.

Преподавание естествознания и ряда других предметов велось с учетом интересов, склонностей и желаний детей. Природе Толстой отводил значительное место в обучении и воспитании детей. Отдельные занятия по естествознанию и другим предметам проводились не в классе, а на природе.

Покинув университет, Толстой поставил задачу посвятить себя улучшению жизни крестьян. Разработал обширную программу действий в деревне - изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университет, изучить практическую медицину и часть теоретической, изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский; изучить историю, географию и статистику; изучить математику за гимназический курс; достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи; написать правила, получить некоторые познания в естественных науках; составить сочинения из всех предметов, которые будут изучать [1, с. 68].

47

технологии

информационное общество и экологическая культура

Служение людям, другому человеку, его просвещению становится для него смыслом жизни. Учебные занятия в школе Толстого не представляли собой застывшей системы организации учебного процесса. Опыт Яснополянской школы и других, открываемых по ее образцу, свидетельствовал о том, что в них учили не только основам грамоты, но и умению писать творческие работы.

он подробно раскрывает перечень и содержание учебных предметов, которые входили в расписание занятий. «Раз в неделю класс ботаники, и все мы ходим в лес за грибами, цветами и травами. Пения 4 класса в неделю. Рисования шесть и очень хорошо. Землемерство идет так хорошо, что мальчиков уже приглашают в ученики. ... Классы положены с 8-12 часов и с 3 до 6, но всегда идут до двух, потому что нельзя выжить детей из школы - просят еще. Вечером же часть больше половины остается на ночь в саду, в шалаше. По субботам же читаем друг другу наши заметки и присматриваемся к будущей неделе» [3, т. 60, с. 404].

толстой возражал против утверждения, что крестьянским ребятишкам, живущим в деревне, не быть художниками, им надо думать о хлебе насущном. «Это самое дитя народа, каждое дитя народа имеет точно такие же права - что я говорю - еще большие права на наслаждение искусством, чем мы, дети счастливого сословия, не поставленные в необходимость того безустального труда, окруженные всеми удобствами жизни. Лишить его права наслаждаться искусством, лишить меня, учителя, права ввести его в ту область лучших наслаждений, в которую всеми силами души просится все его существо, еще большая бессмыслица» [Там же, т. 8, с. 110-111].

Л.Н. Толстой полагал, что, просвещая народ, мы способствуем наиболее полному проявлению его природной сущности, его духовных запросов. Преклоняясь перед нравственным природным совершенством ребенка, Толстой считал необоснованным какое-либо принуждение в своих действиях по отношению к воспитаннику.

экскурсии в природу отличались увлекательностью, сопровождались эмоциональным настроем, воспитывали наблюдательность и любовь к природе. Во время вечерних уроков, во время прогулок в природу Толстой проводил беседы по нравственным проблемам, об отношении человека к природе. В ряде работ и, в частности, «Яснополянская школа» за ноябрь и декабрь, он приводит беседу с учениками о нравственной, эстетической ценности природы и об отношении к ней человека.

особое внимание л.н. Толстой уделял трудовому воспитанию детей в природе. В процессе работы учеников на земле он обучал их землемерным умениям, уходу за скотом, птицей, приемам выращивания плодовых

культур, овощей и другим видам сельскохозяйственных работ. Он выделял детям землю, лошадь и поощрял занимающихся трудом.

Бережное отношение к природе, любовь ко всему живому стали для Толстого лейтмотивом в понимании природы как основы духовнонравственного воспитания человека. Для него природа - нравственная о категория, образ мысли и действия духовно богатой личности, это орга- |

ническая внутренняя потребность человека в его стремлении сохранить и

природу в ее естественном состоянии.

Идеи великого мыслителя, художника и педагога Л.Н. Толстого, озаренные светом добра, нравственности и справедливости, будут актуальны и значимы как для нынешних, так и для будущих поколений.

П. Проскурин писал, что « поднимаясь выше и выше в своем духовном и нравственном развитии, человечество будет все чаще и ненасытнее припадать к этому источнику добра, гармонии и надежд» [2].

В Ясной Поляне ежегодно проводится международный симпозиум, посвященный творчеству великого мыслителя мира Л.Н. Толстого. Его участники проходят и по маршруту, по которому в детстве ходил Толстой и искал зеленую палочку, которая должна принести людям счастье.

Библиографический список

1. Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. М., 1927.

2. Проскурин П. Во имя родной земли // Литературная газета. 1978. № 36.

3. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.-Л.,1933.

4. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 12 т. М., 1984-1987.

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.