Научная статья на тему 'Л. Н. Толстой об обучении языку и воспитании'

Л. Н. Толстой об обучении языку и воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4798
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Н. ТОЛСТОЙ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ / ШКОЛА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / L.N. TOLSTOY / TRAINING / UPBRINGING / NATIVE LANGUAGE TRAINING METHODOLOGY / SCHOOL / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарев Григорий Валериевич

В статье рассматривается педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Обсуждаются вопросы методики обучения русскому языку. Излагаются взгляды писателя на воспитание, требования к уроку, к учителю. Определяется основной принцип толстовской школы. Статья содержит выборку наиболее значимых мыслей Л.Н. Толстого на вопросы образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L.N. Tolstoy about the instruction in language and the training

L.N. Tolstoy's pedagogical work is considered in the article. The questions of the Russian language training methodology are examined. The writer's views on upbringing, requirements for a lesson and a teacher are stated. The key principle of the Tolstoy school is determined. The article comprises a list of L.N. Tolstoy's most important thoughts on the problems of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Л. Н. Толстой об обучении языку и воспитании»

УДК 373.167.1 ББК 74.03

Токарев Григорий Валериевич

доктор филологических наук, профессор

кафедра русского языка и общего языкознания Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Г. Тула

Tokarev Grigoriy Valerievich

Doctor of Philology, Professor

Chair of the Russian Language and General linguistics Tula State Pedagogical Universiti im. L.N. Tolstoy

Tula sokrat51@mail.ru Л.Н. Толстой об обучении языку и воспитании L.N. Tolstoy about the instruction in language and the training В статье рассматривается педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Обсуждаются вопросы методики обучения русскому языку. Излагаются взгляды писателя на воспитание, требования к уроку, к учителю. Определяется основной принцип толстовской школы. Статья содержит выборку наиболее значимых мыслей Л.Н. Толстого на вопросы образования и воспитания.

L.N. Tolstoy's pedagogical work is considered in the article. The questions of the Russian language training methodology are examined. The writer's views on upbringing, requirements for a lesson and a teacher are stated. The key principle of the Tolstoy school is determined. The article comprises a list of L.N. Tolstoy's most important thoughts on the problems of education and upbringing.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой; обучение; воспитание; методика обучения родному языку; школа; коммуникативная компетенция.

Key words: L.N. Tolstoy; training; upbringing; native language training methodology; school; communicative competence.

Трудно подобрать определения личности Л.Н. Толстого, поскольку это

был человек неиссякаемой энергии, деятельный, ищущий, знающий цену времени и жизни. Жизнь Льва Николаевича сложна и противоречива. Находясь в

ГТЧ V>

постоянном поиске, сопереживая всему, Толстой совершал удивительные поступки, создал уникальные произведения, бросал вызов обществу. В жизни Толстого есть всё. Может быть, поэтому после десятилетий спокойного созерцания на духовное наследие писателя в ХХ1 веке опять вырос интерес к личности мыслителя, возникло желание переосмыслить его творчество. По всей вероятности, это не случайно, Толстой - фигура смены культурных парадигм. Мно-

гие ответы на сложные вопросы времени всегда можно найти в трудах Льва Николаевича.

Толстой известен современному человеку прежде всего как писатель, философ, общественный деятель. Однако одним из важных направлений деятельности Льва Николаевича является педагогическая работа. Толстой не мог не понимать, что школа является единственным средством изменения общественного сознания. Мыслитель задумывал написание основательного педагогического трактата, но его педагогические идеи были воплощены на практике, в организации школы и педагогического журнала, написании ряда статей по вопросам образования и воспитания, создания «Азбуки» и книг для чтения.

Педагогическая философия Л.Н. Толстого основана на мысли - детство является вершиной развития человека: в это время он представляет собой гармоничную личность, наделённую нравственными задатками. По мере взросления, под влиянием дурного образования и воспитания, человек утрачивает свою нравственную ценность. Прежде чем прийти к созданию яснополянской школы, писатель внимательно изучает организацию образовательных систем в России и Западной Европе и приходит к выводу, что они косные, не отвечают идеям гуманистического образования. В 1857 году, путешествуя по Европе, Толстой пишет: «Главное - сильно, явно пришло мне в голову завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде» (Дневник, 11-23 июля 1857 г. С. 9). В своём дневнике 12 мая 1861 года Толстой пишет: «Подал прошение о школе. Я - приходский учитель». Примечательно то, что эта запись появляется почти три месяца после появления Манифеста об отмене крепостного права.

Толстой создал свою школу в Ясной Поляне. В ней училось около 40 детей 713 лет. Классов было 3. В школе работало 4 учителя. Уроки начинались с 8 часов утра и продолжались весь день до позднего вечера (примерно до 8-9 часов) с перерывом на обед с 2-х до 5-ти часов. В учебный план входило 12 предметов: чтение механическое, писание, каллиграфия, грамматика, священная исто-

рия, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук, за/— С тл " С ГП "

кон божии. Всего же за время своей педагогическом деятельности Толстой открыл свыше 20 школ по Крапивенскому уезду в Тульской губернии.

Предложения Л.Н.Толстого по устройству школы отличались революционностью и противоречили общепринятым нормам. Так, ученику предоставлялась свободы выбора: «...Ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя» [11, 137]. Цель такого подхода заключалась в том, чтобы сформировать у ребёнка чувство ответственности за свои поступки.

Толстой настаивал на синкретичном, целостном подходе к образованию в начальной школе: «.не допускаю возможности разделения предметов и поэтому преподавателей в элементарном училище» [9, 41]. «Все учебные заведения не должны быть представляемы на школы грамотности, низшие народные школы и высшие народные школы, но все школы . , в которых науки ещё не могут преподаваться отдельно, составляют элементарные школы. Во всех школах должен быть один учитель.» [9, 43].

Писатель полностью отдавался своей педагогической деятельности. Была приостановлена работа над романом «Анна Каренина». Школа представляла собой лабораторию. Рассказывая о работе педагогического коллектива, Толстой писал: «Учителя составляют дневники своих занятий, которые сообщают друг другу по воскресеньям, и сообразно тому составляют себе планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованиям учеников» [11, 151]. Преподаватели постоянно применяли новые методики, ставили эксперименты, которые не всегда были удачны. Педагогические идеи Л.Н. Толстого подвергались острой критике. «Азбука» была принята в штыки педагогической общественностью. Несмотря на это Толстой не бросал своё любимое дело.

Бурная педагогическая деятельность Толстого нашла отражение в журнале «Ясная Поляна» (журнал стал выходить с 4 февраля 1862 года), в котором писатель делился своими идеями, отвечал на критику. Всего вышло 12 номеров.

«Учителя составляют дневники своих занятий, которые сообщают друг другу по воскресеньям, и сообразно тому составляют себе планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованиям учеников» [11, 151].

Педагогические идеи Л.Н. Толстого, представленные в его в многообразных статьях, имеют ситуативный характер. Их можно определить следующим образом: как следует учить, каким должен быть ученик, каким должен быть учитель, как следует воспитывать.

Главным принципом школы Толстого была свобода, проявление которой требовалось во всём - в преподавании, отношениях между учениками и учителями, в мировоззрении. Дети должны сами осознать важность дисциплины и порядка в школе. Учитель не должен вмешиваться в отношения детей, поскольку в детском коллективе обострено чувство справедливости. Лев Николаевич настаивал на непосредственном восприятии окружающей действительности, что было предопределено свободой. «...Главное средство для приобретения знания есть непосредственное отношение к явлениям жизни. Непосредственное отношение к явлениям жизни требует полной свободы. Школа, учитель, книга суть такие же явления жизни, как и родительский дом, работа, лес и небо. Для того чтобы в школе приобреталось наибольшее число знаний, пусть отношения учеников к школе и учителю, к книге будут так же свободны, как и отношения этих учеников к природе и ко всем жизненным явлениям» [1, 236].

В своих педагогических статьях Толстой описывает уроки в яснополянской школе, особое внимание уделяет методам преподавания. Главным условием об-

^ ПН ^

разовательного процесса был эвристический подход. 1олстой предложил методику «развёртывания материала», идентичную пути получения открытий в науке. Учащиеся должны самостоятельно пройти путь открытия под руководством преподавателя, который «расставляет приманки для воображения» и «избавляет от объездов» [10, 28].

Важным яснополянский педагог считал способ объяснения материала. Наблюдения за учениками привели его к мысли, что ученик и учитель по-разному воспринимают учебным процесс, новый материал. Простой для учителя способ объяснения для учеников становится трудным, и наоборот. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику» [7, 288-289].

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» [11, 154]. Таким образом, педагог должен ориентироваться не на себя, а на учеников. Ученик изначально не хочет выбирать простой путь. Он ему неинтересен. «.. .Учителю кажется лёгким самое простое и общее, а для ученика только сложное и живое кажется лёгким» [10, 28].

При сообщении новых знаний Толстой призывал педагогов следовать дедуктивному способу. Главным в преподавании должен стать принцип наглядности. Ученик не должен ничего воспринимать на веру. Лев Николаевич отмечал: «. Голые результаты вредно действуют на ученика и приучают его верить на слово» [7, 290].

Все выводы должны быть проверенными. От частного следует переходить к общему. «Задача педагогики есть, следовательно, наведение ума на обобщение, предложение уму в такое время и в такой форме таких частностей, из которых легко делаются обобщения» [8, 33]. Объяснение нового материала должно опираться на наиболее яркие признаки, влияющие на воображение ребёнка. «Искусство педагогии есть выбор поразительнейших и удобнейших к обобщению частностей в области каждой науки. Ребёнок не требует понятливого, но требует живого, сильно действующего на воображение» [8, 34]. Толстой призывал отка заться от теоретизирования. Грамматика, в его понимании, должна носить исключительно практический характер.

Огромное внимание Толстой уделял психологической атмосфере на уроке. Рекомендации педагога до сих пор являются актуальными. «Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно:

1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;

2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;

3) (очень важное) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;

4) чтобы ум не утомлялся;

5) чтобы урок был соразмерен силами ученика, не слишком лёгок, не слишком труден» [7, 291-292]. Читая их, мы понимаем, что Толстой не допускал никакого насилия над личностью.

Особое внимание в педагогическом наследии Толстого уделено обучению грамоте и русскому языку. Изучив разнообразные методики обучения чтению, письму, распространённые Западной Европе и России, Лев Николаевич пришёл к выводу, что каждая культура сформировала свой подход к обучению. «Лучшая метода для известного учителя есть та, которая более всех других знакома учителю. ... Каждый народ и каждый язык имеют преимущественную связь с одной какой-нибудь методой» [4, 88].

На уроках словесности Толстой предлагал использовать разнообразные упражнения, которые могли бы помочь ученикам развить коммуникативные способности, интерес к родному языку. Перечислим некоторые их них: из заданных слов составить предложения; сочинять стихи на заданный размер; угадать слово по определениям; написать сочинение на свободную тему. Последнее задание было особенно значимым для Толстого. Он заметил, что дети больше отзываются на написание сочинений-повествований, несмотря на их сложность по сравнению с описаниями. Большим подспорьем здесь были пословицы, которые обозначали ситуацию и служили темой сочинения. В рекомендациях

словеснику находим предупреждение не спугнуть детскую дерзость и фантазию.

«1.Предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьёзные и интересующие самого учителя.

2. Давать читать детям детские сочинения и только детские сочинения предлагать за образцы, ибо детские сочинения всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых.

3. (Особенно важно.) Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике.

4. Так как в сочинительстве трудность заключается не в объёме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объёме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела, состоящем в том, чтобы, во-первых, из большого числа представляющихся мыслей и образов выбрать одну; во-вторых, выбрать для неё слова и облечь её; в-третьих, запомнить её и отыскать для неё место; в-четвёртых, в том, чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим; в-пятых, наконец, в том, чтобы в одно время, думая и записывая, одно не мешало другому. С этой целью я делал следующее: некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, постепенно передавая их все на из заботу. Сначала я выбирал за них из представлявшихся мыслей и образов те, которые казались мне лучше, и запоминал и указывал место и справлялся с написанным, удерживая их от повторений, и сам писал, предоставляя им только облекать образы и мысли в слова; потом я дал им сами и выбирать, потом и справляться с написанным, и наконец, как при писании «Солдаткина житья», они и самый процесс писания взяли на себя» [7, 288-289].

Как известно, Толстой составил книги для чтения. Основными принципами отбора текстов стали понятность, простота, конкретность, ненавязчивая поучительность.

«Есть в отношении книжек для детей и для народа общие правила...

1) Язык должен быть понятный, народный и умышленно не испещрённый словами местного наречия.

2) Содержимое должно быть доступно, неотвлечённо.

3) Не должно слишком стараться быть поучительным, а дидактика должна скрываться под занимательностью формы [6, 131].

Методика обучения чтению особенно волновала Льва Николаевича. Он ратовал за осмысленное чтение. Требовал, чтобы ученики понимали прочитанное слово. При характеристике качеств педагога ключевой чертой, по Толстому, является любовь к делу и ученикам: «Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет в себе любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель» [7, 292].

Лев Николаевич не разделял процесс образования и воспитания, хотя к последнему относился с осторожность, полагая, что всякое целенаправленное воспитание нивелирует людей. «Человек всякий живёт только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание (современное) стирает её» [2, 449]. Огромное значение Толстой придавал воспитанию своим примером. «.Исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитания своих и чужих детей и больших людей» [2, 449]. «Для того чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» [2, 449]. Главное условие воспитания - честность: «Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание» [2, 451].

Толстой был противником всякого насилия, резко отрицательно выступал против наказания, указывая на то, что она пагубно действует как на ученика, так и на учителя: «.Угрозы наказаний и обещания наград., обусловливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию» [2, 451]. «Наказание вредно настолько потому, что оно озлобляет того, кого наказывают, но ещё и потому, что оно развращает того, кто наказывает» [10, 476].

Писатель полагал, что образование и воспитание не должны быть разделимы. Не следует строить надуманные воспитательные системы. Воспитывать нужно любовь к своей науке. «Наука есть наука и ничего не носит в себе. Воспитательный же элемент лежит в преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче её, в отношении учителя к ученику. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния» [1, 232].

Таким образом, основополагающим принципом педагогики Толстого был принцип свободы: «...критериум педагогики есть только один - свобода» [5, 69]. Образование яснополянский педагог считал благом, неотъемлемой частью жизни человека: «Образование - благо. Образование даётся жизнью. Преподавание, учение есть, должно быть часть жизни, так же непосредственно и бессознательно воспринимаема, как каждое отправление жизни» [3, 37]. Обязанность учителя заключается в постоянном самосовершенствовании, применении новых методик и шлифовании старых. Хороший учитель должен понимать, что для самосовершенствования нет предела: «Всякий учитель грамоты должен твёрдо знать и опытом своим проверить одну, выработанную в народе методу; должен стараться узнавать наибольшее число метод, принимая их как вспомогательные средства; должен, принимая всякое затруднение понимания ученика не за недостаток ученика, а за недостаток своего учения, стараться развивать в себе способность изобретать новые приёмы. Всякий учитель дол-

жен знать, что каждый изобретённая метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше; должен знать, что ежели он сам того не сделает, то другой, усвоив себе эту методу, на основании её пойдёт дальше и что так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенствование бесконечны» [4, 8889].

Педагогические идеи Льва Толстого актуальны и в наши дни. Его мысли об организации образовательного и воспитательного процесса полезны для современной школы. Школа Толстого бережно относится к личности ребёнка, чутко развивает в нём лучшее, требовательна к педагогу. Методические приёмы изучения русского языка способствуют развитию коммуникативной компетенции и чувства языка.

Педагогическую деятельность Л.Н. Толстого трудно переоценить: писателем было написано 629 произведений для детей.

Библиографический список

1. Толстой, Л.Н. Воспитание и образование [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 205-232.

2. Толстой, Л.Н. О воспитании [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 451-457.

3. Толстой, Л.Н. О задачах педагогии [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 37-40.

4. Толстой, Л.Н. О методах обучения грамоте [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 74-89.

5. Толстой, Л.Н. О народном образовании [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 54-71.

6. Толстой, Л.Н. О языке народных книжек [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 130-134.

7. Толстой, Л.Н. Общие замечания для учителя [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 289-292.

8. Толстой, Л.Н. Педагогические заметки и материалы [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. -С. 33-37.

9. Толстой, Л.Н. Проект устава учебных заведений [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 40-44.

10. Толстой, Л.Н. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.

11. Толстой, Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы [Текст] / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 134-201.

Bibliography

1. Tolstoy, L.N. Training and formation is [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 205-232.

2. Tolstoy, L.N. On the training [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 451-457.

3. Tolstoy, L.N. On the tasks of pedagogy [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 37-40.

4. Tolstoy, L.N. On the methods of instruction in certificate [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 74-89.

5. Tolstoy, L.N. On the public education [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 54-71.

6. Tolstoy, L.N. On the language of people books [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 130-134.

7. Tolstoy, L.N. Generalities for the teacher [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 289-292.

8. Tolstoy, L.N. Pedagogical notes and materials [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 33-37.

9. Tolstoy, L.N. Project of the regulations of educational institutions [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 40-44.

10. Tolstoy, L.N. Tolstoy L.N. Pedagogical compositions [Text] / L.N. Tolstoy. - M.: Pedagogy, 1989. - 544 p.

11. Tolstoy, L.N. Yasnopolyanskaya school in November and December months. General description of the nature of school [Text] / L.N. Tolstoy // Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogy, 1989. - P. 134-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.