УДК 82.09:17
Дзевенис А.А., канд. филос. наук, доцент, ДальГАУ ЛЕВ ТОЛСТОЙ АКТУАЛЕН ВСЕГДА
Л.Н. Толстой считал человека существом нравственным и поэтому человек призван жить по совести. Главное дело его жизни - «улучшение своей души». Укрепление моральности, возвышение духа и духовности является лейтмотивом творчества и общественной деятельности Толстого, отсюда его гений - достояние человечества на все времена.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ, ЭТИКА, ДУХОВНОСТЬ, СОВЕСТЬ
Dzevenis A.A., Cand.Phyl.Sci., associate professor, FESAU LEO TOLSTOY IS ALWAYS ACTUAL
Leo Tolstoy believed the man to be a moral creature and therefore the man is to live according to conscience. The main business of his life is "the improvement of his soul. " Strengthening of morality, spirituality and exaltation of spirit is the keynote of creativity and social activities of Tolstoy, hence his genius - the heritage of humanity for all time.
KEYWORDS: MORALITY, MORAL, NON-RESISTANCE TO EVIL, ETHICS, SPIRITUALITY, CONSCIENCE
Принцип гармонии человека и мира -единство добра, истины и красоты - пришёл к нам из античности. Этот принцип лежит в основе творчества и общественной деятельности Льва Николаевича Толстого. Человек существо нравственное, утверждал Толстой, и потому жить он призван не по принудительному закону, а по совести.
Русский философ, профессор Лондонского университета Александр Пятигорский1 (умер в 2009 году, жил в Великобритании с 1974года), встречаясь с индийскими брахманами, услышал от них о себе: «Этот человек из России Льва Толстого». Для этих людей Россия - это Толстой. Такие представления о нашей стране характерны для миллионов людей за рубежом. Для них Россия немыслима без духовного наследия Толстого, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Есенина. Поэтому А. Пятигорский был поражён тем, что у нас, среди интеллигентных кругов Москвы и Петербурга, включая просвещённых бизнесменов и чиновников, 90 процентов разговоров о деньгах. Они «зациклились» на деньгах. Оказалась разрушенной этическая основа человеческих отношений. Большинство не осознаёт своей одержимости деньгами, как сильно пьющий человек не понимает, что идёт к клиническому алкоголизму.
Не по той ли причине столетие со дня смерти Л.Н. Толстого отмечено в России более чем скромно. И это в 2010 году, объявлен-
ном ЮНЕСКО Годом Толстого. Видимо, нынешней власти Толстой не нужен. Более того, он вреден, ибо напоминает народу о другой стране, о том, каким был русский народ, о его прежних героях и идеалах. Средства массовой информации, шоу-бизнес преподносят нам в виде образцов для подражания героев нового времени. Это - олигархи, с их заграничными виллами и яхтами; банкиры, исхитрившиеся получить из бюджета миллиарды рублей, перевести их в доллары и переправить за границу; силовики, «крышующие» и обирающие бизнесменов; работники ГИБДД, терроризирующие водителей; депутаты и чиновники, озабоченные приумножением своих льгот. Столь удручающий «пейзаж» дополняют деятели новой российской культуры - тараканы дешёвой «попсы» (В.Костиков)2.
Девальвация героев достигла такой степени, что стирается грань между гражданским обществом и воровским миром. Закрытое исследование обнаружило устрашающую картину: 55% работников правоохранительных органов готовы уйти в криминальную среду3. Позолота сползает и с представителей высшей элиты, о чём свидетельствует пример Ю. Лужкова и его окружения.
Общество задыхается от тотальной коррупции. Осложняется социальная обстановка, связанная с будущим России. Опросы социологов показывают, что на постоянное жительство за границу хотели бы уехать 13% росси-
68
ян, а 35% родителей хотели бы, чтобы их дети учились и работали за рубежом. Это равнозначно приговору. Стране требуется движение вперёд.
Из нашей жизни исчезают нравственность и духовность, исчезает дело, которым советовал нам заниматься Лев Толстой -«улучшением своей души». Этот совет Великого Старца является результатом исследования им «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности, мучительных поисков смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия, духовного и социального критицизма, вскрывающего «неправду» общественных отношений.
Сегодня российские правители, можно сказать, одержимы реформаторством. В частности, предлагается реформа школьного образования с целью «усиления патриотического воспитания учащихся». И сделать это предлагается, при введении предмета по патриотическому воспитанию, за счёт сокращения (вдвое!!) часов по русскому языку и литературе. При этом пострадает русская классическая литература - «святая» (Т.Манн). Вместо русских классиков планируется увеличить число произведений современных писателей. Есть опасность включения в программу по литературе творчества таких писателей, как В. Ерофеев. Тот самый Ерофеев, который неутомимо и публично призывает ввести в литературу ненормативную лексику. Но вспомним «Севастопольские рассказы», «Войну и мир», «Хаджи Мурат» Толстого. В этих и других его произведениях представители различных слоёв русского общества действуют в жестоких условиях войны. И разве здесь есть хотя бы намёк на ненормативную лексику? Этого нет и не могло быть. Ибо великий мастер слова Лев Толстой умел создавать в любых жанрах языковую ситуацию. У классиков нужно учиться, а не сбрасывать их «с корабля современности». Относительно патрио-
тической темы. В эпопее «Война и мир» воссоздаётся жизнь российского общества от крестьян до дворян и царя в Отечественную войну 1812 года. Блестяще показан патриотический порыв народа, объединивший все сословия общества и обусловивший победу над Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с её «роевым» сознанием -вот равноценные слагаемые природноисторического бытия.
Какая же необходимость в сокращении урочных часов по литературе? Не лучше ли подумать об их существенном увеличении и об усилении межпредметных связей по патриотическому воспитанию. При качественном
воспитании патриотизм воспитывает любой предмет.
Толстой увлечённо занимался философией. Формирование его мировоззрения проходило под влиянием идей Руссо, Канта, Шопенгауэра. В дневниках Толстого есть такие записи: «Читал Канта, восхищался, теперь восхищаюсь Лихтенбергом»4; «Читал книгу об этике Спинозы»5. Интересовался древнекитайской философией, намеревался посетить Китай, на протяжении всей жизни следил за событиями в этой стране, обращался к китайским мыслителям в поисках идей, созвучных его размышлениям о сущности жизни и назначении человека. В учении о дао (буквально: путь, дорога), одной из важнейших категорий китайской философии, увидел аналог христианской любви - «жить не для тела, а для духа». На заметке у Толстого имеется и такая мысль: государство, где царит свой путь, можно назвать хорошо управляемым, а плохо управляемое государство то, что сошло со своего пути, в лишённом же всякого управления государстве царит хаос.
Толстой считал очень важным положение Конфуция о семье, как образце правильного развития общества. Каждый член семьи должен чётко выполнять свои обязанности. Столь же чётко должны исполняться обязанности чиновников. В романе «Анна Каренина» автор выступает сторонником сохранения семьи и семейных устоев, как нравственного стержня жизни общества. Власть разрушительной «преступной» страсти ведёт к жизненному краху, к распаду общественных отношений. Библейский эпиграф к «Анне Карениной» звучит так: «Мне отмщение, и аз воздам». Эпиграф как бы концентрирует в себе и социально обличительный пафос произведения, и его внутренние противоречия. В нём заключается прежде всего мысль, что нет права у людей, подобных Облонскому, подобным «дамам распутной привлекательности» (главной героине романа), - у всех тех, кто составляет так называемое высшее общество, - осуждать Анну. В нём же мысль о неизбежности божьего суда над женщиной, преступившей священные законы нравственности и религии. «Даже смерть она выбрала подлую, низкую», говорит мать Алексея Вронского. И сам Вронский, для которого после смерти Анны жизнь потеряла смысл, «старался вспомнить» свою возлюбленную «такою, какою она была тогда, когда он в первый раз встретил её... таинственною, прелестной, любящею, ищущею и дающею счастье»6.
Жизнь самоценна как таковая в её бесконечности и неуправляемой переменчивости. (Напомним, что сегодня в России 64% браков распадаются). С конца 1870-х годов Толстой
69
переживает духовный кризис. Затем, его захватывает идея нравственного усовершенствования и «опрощения», породившая движение «толстовства»7. Толстой приходит ко всё более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов государства, церкви, цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение», повесть «Крейцерова соната», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы». Одновременно возрастает внимание к темам смерти , греха, покаяния и нравственного возрождения. Особенно это относится к повестям «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Хаджи Мурат».
В «народных рассказах», в сочинениях морализаторского характера и в публицистике - «Царство божие внутри вас», «В чём моя вера?», «Не могу молчать», «Исповедь» - христианское учение Толстого о любви и всепрощении трансформируется в проповедь «непротивления злу насилием». Замысел «непротивления» Толстой вынашивал с молодых лет. В дневнике 5 марта 1855 года он записывает: «Разговор о божестве и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». А в Дневнике
за октябрь 1860 года отметил: «....пришла
мне мысль написать материалистическое евангелие жизни Христа-материалиста».
Создав «истинную религию», в которой признаётся только этическая сторона, - «преподавать религию - значит преподавать нравственное учение» - Толстой говорит, что если в российском обществе рухнет вера, оно на долгие годы превратится в царство денег, водки и разврата. Признак развратности нашего мира, замечает Толстой, это то, что люди не стыдятся своего богатства, а гордятся им. И добавляет: «Роскошь вредна для духовной жизни».
Думается, «непротивление злу насилием» предполагает, что против зла нельзя действовать методами зла. Толстой не разработал тактики «непротивления злу насилием». Но на практике его учение подтвердилось в Индии, где народ добился независимости от колониализма ненасильственными действиями. К победе индийцы пришли под водительством Махатмы Ганди8, верного и последовательного ученика Л. Толстого, страстного пропагандиста его теории непротивления злу насилием. У Толстого было много противников его
символа веры. Среди них оказался и русский религиозный философ И.А. Ильин (18821954гг.). Ильин выступил с антитолстовской работой «О сопротивлении злу си-лою»(1925г.). Однако сегодня, «после Индии», противников Толстого, полагаем, поубавилось.
Святая святых народа, по Толстому, деревня, «деревенская глушь». «А вы по-старому наслаждаетесь тихим счастьем вне течений в своём тихом затоне», говорит Сергей Иванович Кити, жене Левина (главный герой «Анны Карениной», прототип автора романа), приехав к ним в деревню из Моск-вы9. Толстой мучительно переживал свою
принадлежность к господствующему сословию общества, ясно видел, что «солью земли» является крестьянство, человек-труженик, созидатель и подлинный творец жизни. Критикуя повесть А.П. Чехова «Мужики», Толстой писал: «Из ста двадцати миллионов русских мужиков Чехов взял одни только тёмные черты. Если бы все русские мужики были таковы, то все мы перестали бы существовать». (С горечью приходится констатировать, что в современной России продолжаются разрушительные процессы в сельском хозяйстве: заброшено 38% пашни, на 63% сократилось поголовье крупного рогатого скота, сломан становой хребет сельского хозяйства - разрушена его материально-техническая база. В жаркое лето 2010 года выращено 62 миллиона тонн зерна, что равно уровню 1963 года. При этом на год сельскому хозяйству выделен 1% расходной части бюджета)10.
Вместе с тем, Толстой дал понимание того, что человек не должен зависеть от материальных потребностей и желания обрести славу, а должен стремиться жить по совести и морали, любить ближнего. Главное дело жизни - «совершенствование своей души». Во время молотьбы подавальщик Фёдор рассуждает: «...Люди разные; один человек только для нужды своей живёт, хотя бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч - правдивый старик. Он для души живёт. Бога помнит»11. «Ну-ка, пустите нас, - размышляет Левин после разговора с Фёдором, - с нашими страстями, мыслями, без понятия о едином Боге и творце! Или без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного. Нука, без этих понятий постройте что-нибудь! Мы только разрушаем, потому что мы духовно сыты»12.
18-летний Лев Толстой, читая «Наказ»13 Екатерины II, выписывает в Дневник мысль о том, что недостаточно отвращать людей от зла, нужно ещё их поощрять к добру. В этом отношении велика роль литературы. Ссылаясь на Ламартина14, Толстой говорит: писатели
70
упускают из виду литературу народную, число читателей больше в среде народной; все, кто пишут, пишут для того круга, в котором живут, а народ, в среде которого есть лица, жаждущие просвещения, не имеет литературы и не будет иметь до тех пор, пока не будут писать для народа. У народа есть своя литература - прекрасная, неподражаемая,...она выпевается из среды самого народа. Нет потребности в высшей литературе и нет её. Попробуйте стать совершенно на уровень с народом, он станет презирать вас. «Пускай идёт вперёд высший круг, и народ не отстанет; он не сольётся с высшим кругом, но он тоже подвинется... Искали философальный камень, нашли много химических соединений. Ищут добродетели с точки зрения социализма, т.е. отсутствия пороков, найдут много полезных моральных истин. Как меняется взгляд на жизнь, когда живёшь не для себя, а для других! Жизнь перестаёт быть целью и делается средством. Несчастье делает добродетельным - добродетель делает счастливым - счастье делает порочным. Честь (добро) (счастье) перелетает»15.
Долг писателя Толстой видел в бережном отношении к читателю. Считал, что писатель несёт высокую ответственность за высказанное слово. Талантливо написанную повесть начинающего литератора Ф. Тищенко «Грешница» Лев Николаевич рекомендовал для публикации в «Русское богатство», а не в «Посредник». - Ибо «она может быть соблазнительна для народной публики, выставляя безнадёжность жизни и жестокость людей». Какие же необратимые последствия в народной душе могут иметь тот «ерыжный, уличный» тон (Ф. Достоевский), те ушаты грязи и патологической жестокости, которые сегодня выливаются на страницы печати и - главное - с экранов телевизоров!16
Народ у Толстого является носителем истинной веры, нравственности. «Дело христианина не судить, а любить». Нужно приобщаться к естественной и цельной жизни простого человека, который, взаимодействуя с природой, даёт возможность жить всем людям. Критикуя русского религиозного философа В. Соловьёва за его отношение к христианству, Толстой, посетивший крестьянина-философа В.К. Сютаева из деревни Шевелино Тверской губернии, записывает в своём Дневнике 5 октября 1881 года: «Был в Торжке у Сютаева, утешенье»17. «Счастливые периоды моей жизни те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь. Надо приучаться жить, т.е. служить, и больному, т.е. до смерти». Толстой занимался просвещением крестьянства, построил на соб-
ственные средства школу, создавал учебники, обучал, помогал голодающим. Сам любил учиться у крестьян, хорошо знал их жизнь. Многое умел делать сам - ходил за плугом, косил, шил сапоги. А с какой трогательной любовью, почтением и уважением относились к Льву Николаевичу крестьяне! «Благороднейший высоконравственный старец, великий писатель земли русской, открывший слепым свет истины, Лев Николаевич Толстой! С пламенным сердцем и душевной любовью посылаю своё глубокое почтение и такое сердечное спасибо, которое не могу по своему малограмотству выразить в этих строках. Чувство любви и уважения, которое получил я к вам благодаря как-то случайно попавшим вашего сочинения книгам (в чём моя вера, христианское учение, о жизни и краткое изложение евангелия) неудержимо заставило меня, хоть письменно, принести тому, кто открыл мне истину, и указал путь о смысле жизни.» (Семён Рыбаков, от роду 35 лет, крестьянин Владимирской губернии.)18. (Почта тогда работала не по-нашему: 5 октября на конверте ставят штамп «Иваново-Вознесенскъ Владимирской губернии», а 9-го Толстой уже пишет ответ! И - заметим - адресат откликается моментально, хотя письма к нему шли со всего мира).
По Толстому, необходимо «подробное, страстное, повседневное знание человеческой жизни», необходим систематический, целенаправленный труд. Левин в «Анне Карениной» думает об отдыхающих в его имении Веслов-ском и своих родственниках: «Им там всё праздник, а тут дела не праздничные, которые не ждут и без которых жить нельзя».
Революционеры обличали, стыдили Толстого, отводя ему роль «зеркала» надвигающейся революции. Но у Толстого была другая задача - нейтрализовать своим учением о непротивлении злу насилием нарождающийся воинствующий материализм. Его путь - преодоление зла внутри самого человека с опорой на Христа, которого человек помещает внутрь себя и заветами которого живёт. В определённом смысле Яснополянский Старец был более радикален, чем революционеры. Он, зорко глядя в вечность, требовал морального рая, а не материального. Вот фрагменты толстовских записей в Дневнике 1908 года: «Не смерть, а освобождение тела», «жизнь - это нравственное усилие», «освобождение личности», «уничтожится безумие и зло». Провидение, пишет в «Литературной газете» А. Титов, подарило России и всему миру Льва Толстого - мудреца, пророка духовного освободителя. Российскому обществу предлагался путь Христа, революция и мировое зло, основанное на
71
атеизме, отвергалось. Но Россия, как всегда, пошла другим путём.
Национальный гений нашего Отечества граф Толстой не услышан, не понят? А если постараться понять? Тогда, может быть, поймём и то, что происходит и происходило с нами, спрашивают А. Кураев, Владимир Толстой, В. Курбатов, Г. Орехов и другие авторы альманаха «Другие берега».19
Революционеров же Толстой предупреждал ещё в 1905 году: если к власти допустить «низменные элементы», то есть людей без традиций духовности , то по прошествии нескольких десятилетий править будут уголовные элементы. В капиталистических странах Европы, где «низменные элементы» не приходили к власти столь абсолютно, как у нас, замыкают иерархическую лестницу деклассированные элементы и мафия. В сегодняшней России всё наоборот: вверху - мафия, внизу - остатки культуры. Стрем-
ление согласовать образ мысли и жизни приводит Толстого к уходу из дома в Ясной Поляне. Умер Л.Н. Толстой на станции Астапово - бывшее название посёлка городского типа «Лев Толстой» в Липецкой области.
Дух Толстого до сих пор не сломлен, по «прешпекту» Ясной Поляны вновь и вновь неутомимо и неспешно идут паломники из разных стран, чтобы набраться толстовского духа и укрепить себя в нём.
1 Александр Пятигорский - всемирно известный русский философ, востоковед, автор книг «Мышление и наблюдение», «Непрекращаемый разговор», «Философия одного переулка», «Вспомнить странного человека», «Древний человек в городе» и многих других книг и статей.
2 Вячеслав Костиков - обозреватель еженедельной газеты «Аргументы и факты», бывший пресс-секретарь Президента России Б.Н. Ельцина
3 «Аргументы и факты». - 2010. - №48.
4 Георг Кристофор Лихтенберг (1742-1799 гг.), немецкий писатель-сатирик, литературный, театральный и художественный критик эпохи Просвещения, учёный-физик, ино-стр. почётный член Петерб. АН. Профессор физики Гёттин-гентского ун-та. Мастер социально-критического, философского, бытового афоризма. Л.Н. Толстой читал Сборник изречений Г. Лихтенберга «Смешанные сочинения», т.1-4. -Гёттинген, 1800-1802.
5 Речь идёт о книге Рихарда Вале «Краткое истолкование этики Спинозы». - Вена и Лейпциг, 1899.
6 Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина, роман.|| Л.Н. Толстой. Собр. соч. в 12-ти т. - М.: Госиздат художественной литературы, 1959. Т.9. - С.379, 383.
7 «Толстовство» возникло в 80-х годах XIX в. в России -движение социально-философского и нравственного характера. Толстовцы проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества; создавали земледельческие общины, отказывались от уплаты податей и несения военной службы. Преследовались властями. В СССР колонии «толстовцев» ликвидированы в 20-30-х годах, их участники необоснованно репрессированы. В наше время «толстовцы» имеют последователей в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии и др.
8 Махатма Ганди или Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.), идеолог индийского национально-освободительного движения. По образованию юрист. Разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость (сатьяграха) в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. После завоевания Индией независимости (1947 г.) и раздела её на два государства (Индийский союз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членами индуистской экстремистской организации. Прозван Махатмой («Великой душой»).
9 См.: указ. выше роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», с.383.
10 «Литературная газета». - 2010. - №51.
11 См.: указ. выше роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», с.397.
12 Там же. - С.401.
13 «Наказ», составленный Екатериной II в 1766 г. для «Комиссии для сочинения проекта нового уложения», содержал многие положения, высказанные Ш.-Л. Монтескьё в его книге «О духе законов» (1748 г.). По заданию профессора гражданского права Д.И. Мейера Толстой занимался сопоставлением «Наказа» с сочинением Монтескьё.
14 Ламартин Альфонс (1790-1869 гг.), французский поэт-романтик, политический деятель. В его сборниках медитативной лирики «Поэтические раздумья», «Новые поэтические раздумья», мистических поэмах («Жоселен») - размышления о Боге, смерти, смирении, бренности жизни, стремление к «небесной гармонии». В «Истории жирондистов» подверг критике якобинцев.
15 Л.Н.Толстой. Собр.соч. в 22-х томах. Т.21. - Дневники, 1847-1894. - Москва, «Художественная литература», 1985. С.37-38, 284.
16 Журнал «Октябрь». - 2000. - №9; Григорьева Л. Война в искусстве || Природа и человек. - 2009. - №4. - С. 15-17.
17 Указ. выше Собр.соч. в 22-х томах Л.Н. Толстого. - Т.21. -С.303.
18 Цит. по: журнал «Семья и школа». - 2010. - С.32-33.
19 «Другие берега», альманах, №25: Лев Толстой, 1828-2010, Беглец. - М.: АНО. Редакция «Другие берега», 2010. Названный среди авторов Альманаха Владимир Толстой -праправнук Л.Н. Толстого, ныне директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Ясная Поляна, усадьба Л.Н. Толстого (в 14 км от Тулы), где он родился и прожил около 60 лет; здесь созданы романы «Война и мир», «Анна Каренина», многие повести, рассказы, статьи; здесь же Толстой организовал школу для крестьянских детей, редактировал журнал «Ясная Поляна».
20
Годы советской власти показали, что духовность в одном поколении, духовность, насаждаемая государством, не закрепляется.
72