Л. Круглова
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ*
Эпоха Возрождения - это своеобразный период социокультурного развития стран Западной и Центральной Европы. Классическая страна Возрождения - это Италия XIV-XVI вв., в других странах аналогичные процессы начались позже. Сам термин «Возрождение», или «Ренессанс» (от фр. renaissance), связан с настойчиво провозглашавшимся в то время стремлением возродить античную культуру, вернуться к ней. Однако повторением дело не ограничилось. За плечами у человечества уже был опыт Средневековья, когда начался быстрый рост городов и городского населения, бурное развитие ремесла и торговли. В связи с этим значительно усложняется социальная структура общества, что также ведет к появлению новых культурных потребностей, новых принципов культуротворчества и, следовательно, новой культуры.
Все эти процессы начались в Италии уже в XIII в., в связи с чем период XIII - начала XIV в. часто называют Проторенессансом. Виднейшие фигуры этого культурного периода: Данте (1265-1321) в литературе, Джотто (1266-1337) в живописи. Есть точка зрения, согласно которой и Фому Аквинского (1225-1274), знаменитого философа Средневековья, можно отнести к периоду Проторенессанса.
Общим для всей эпохи Возрождения принципом культуротворче-ства стал принцип гуманизма, т.е. ориентация на человека, на его интересы и потребности. Возрожденческий гуманизм имел существен-
* Круглова Л. Культура эпохи Возрождения // Круглова Л. Человек и культура. -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - С. 246-299.
ные отличия как от античного гуманизма, так и от более позднего европейского гуманизма Нового и Новейшего времени.
Наиболее яркая особенность антропологической структуры культуры Возрождения заключалась в том, что культура в целом и все ее сферы были нацелены на стимулирование всех форм человеческой активности. Это говорит о том, что антропологическое противоречие «субъектное» - «объектное» («человек-творец» - «человек творимый, тварь») культура Возрождения решала в пользу субъектного творческого начала в человеке. В этом она решительно противостояла средневековой культуре, которая делала упор на стимулирование у человека способности и потребности быть пластичным объектом воздействия всякого рода внешних структур. Один из знатоков культуры Возрождения Якоб Буркхардт так формулирует credo возрожденческого человека: «Человек может создать все - для этого достаточно захотеть» (цит. по: с. 248).
Очевидно, что в способах разрушения противоречия между творческим и тварным началами в человеке культура Возрождения резко отличается от средневековой культуры, но нельзя при этом забывать, что утверждение творческого начала в человеке, в котором культура Возрождения доходила до его обожествления, стало возможным благодаря тому, что культура Средних веков потрудилась над очеловечиванием Бога.
Величественно и дерзновенно, пишет Л. Круглова, заявила о себе культура Возрождения в решении антропологического противоречия «индивидуальное - универсальное» и в развитии сущностных сил человека, связанных с этими понятиями. Важнейшая из них - способность быть неповторимым, уникальным, т.е. его свойство быть индивидуальностью. В возрожденческой культуре утвердился самый настоящий культ индивидуальности.
В эпоху Возрождения высоко ценилась не только личная слава, как признание индивидуальности, но и стремление к ней. О стремлении к славе, как об одной из своих добродетелей, неоднократно говорил один из титанов Возрождения - поэт Петрарка (1304-1374). Однако другой титан, Леонардо да Винчи, живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер (1452-1519), возвысился до того, что позволил себе презирать славу, что является еще более ярким проявлением индивидуальности, чем стремление к ней.
В своем стремлении к индивидуальности многие выдающиеся люди оставались неженатыми: в оковах брака они видели угрозу возможности полного раскрытия своих индивидуальных способностей. Так, неженатыми были Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Альберти, Рафаэль, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Однако нельзя думать, что стремление быть индивидуальностью было свойственно только выдающимся людям. Нет, это было общекультурным движением.
Принцип, на основе которого разрешались в ренессансной культуре антропологические противоречия «субъектное» - «объектное», «индивидуальное» - «универсальное», «личное» - «общественное», был единым во всех трех случаях. Это принцип индивидуализма. Он же лег в основу разрешения и всех других антропологических противоречий, на первый взгляд не связанных с ним напрямую.
Одним из них было знаменитое противоречие духа и тела. Возрождение воссоединило эти сущностные силы человека, драматично противостоящие друг другу в культуре Средневековья. Возрождение восстановило в правах человеческую телесность, которая была персоной non grata в средневековой культуре. Здоровье, красивое тело вновь, как и в Античности, приобрели статус культурной ценности. Это нашло свое отражение во всех сферах культуры, начиная от искусства и кончая бытом. Однако в отличие от Античности, где изображение человеческого тела было воплощением абстрактного идеала красоты и, как правило, не выражало индивидуальности ни модели, ни самого художника, в эпоху Возрождения человеческое тело и его красота рассматривались как одно из средств выражения индивидуальности, и, в первую очередь, индивидуальности самого художника.
Все особенности антропологической структуры ренессансной культуры могли существовать и проявляться за счет и как следствие соответствующего содержания всех сфер культуры и характера взаимоотношений между ними.
Все исследователи культуры Возрождения отмечают, что отдельные ее сферы созревали в разные сроки. Так, первой отразила ренес-сансные настроения во всей их полноте литература. Обычно в связи с этим называют три великих имени: Данте (1265-1321), Петрарка (1304-1379), Боккаччо (1313-1375). Первый из них, как выше уже говорилось, принадлежит еще Проторенессансу, но именно с него всегда начинается разговор о гениях Ренессанса. Петрарка и Боккаччо по
хронологии это - ранний Ренессанс, а по концентрации ренессансного смысла в их произведениях - это уже зрелый Ренессанс.
В области изобразительного искусства - свой триумвират. Это Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Мике-ланджело Буонарроти (1475-1567). Как видим, годы их жизни - это ХУ-ХУ1 вв.
Расцвет философской мысли, связанный с именами Николая Ку-занского (1410-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пи-ко делла Мирандола (1463-1494), Пьетро Помпонацци (1462-1525), Джордано Бруно (1548-1600), приходится, как мы видим, тоже на ХУ-ХУ1 вв.
А в естествознании подлинный переворот начинается с трудов Николая Коперника (1473-1543) и Галилео Галилея (1564-1642), т.е. хронологически выходит далеко за рамки эпохи Возрождения, даже если понимать его предельно широко.
Ренессанс вызвал расцвет всех сфер культуры. Хотя они и созревали в разное время, но была одна сфера культуры, которая лидировала на протяжении всего периода и наиболее полно выразила смысл Возрождения как вехи в истории культуры. Это - искусство и особенно изобразительное искусство. Так, если к названным ранее триумвиратам от литературы (Данте, Петрарке, Боккаччо) мало кого можно добавить равных им по масштабу, то имена гениальных живописцев и скульпторов, зачастую не уступающих или мало уступающих Рафаэлю, Леонардо да Винчи и Микеланджело, можно перечислять очень долго. Среди них Джотто (1266-1337), который, как и Данте, хронологически относится к Проторенессансу, Донателло (1386-1466), Мазач-чо (1401-1428), Мантенья (1431-1506), Боттичелли (1445-1510), Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90-1576), Джорджоне (1476/77-1510), Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1588) и др.
В чем причина столь явного лидерства изобразительного искусства и именно живописи в системе искусства Возрождения? Ответ на этот вопрос - в новом понимании взаимоотношений человеческого тела с человеческим духом. Не порывая, а продолжая средневековые традиции высокого уважения к человеческому духу, Ренессанс восстанавливает в правах прекрасное человеческое тело, и эту новую культурную ситуацию убедительнее всего могло продемонстрировать изобразительное искусство, которое давало зрительный образ нового человека. Это не значит, что искусство Возрождения являло в своих 166
образах лишь мирный унисон тела и духа. Нет, оно давало картины всех стадий и оттенков взаимоотношений тела и духа. Но даже у Микеланджело, где они достигают подлинного драматизма и даже трагизма, по выражению А.Ф. Лосева, - это «борьба прекрасного тела с прекрасной душой» (цит. по: с. 259).
Говоря об особенностях художественного метода искусства Возрождения, прежде всего следует назвать реализм, поскольку по содержанию и особенно по форме образы ренессансного искусства напрямую соотносятся с действительностью. Однако здесь реализм имеет свою ярко выраженную специфику, которая и превращает его в особый художественный метод, отражающий специфику культуры Возрождения в целом.
Важнейшая его черта - антропоцентризм. Он проявляется в том, что человек - это не просто главный, а, пожалуй, единственный сюжет произведений ренессансного искусства.
Неотъемлемыми признаками ренессансного реализма являются также титанизм и гигантизм, связанные с представлением о человеке не только как о существе безмерно прекрасном, но и безмерно могущественном.
Особенно ярко эта черта проявилась в творчестве Микеланджело Буонарроти. Вместе с тем этот величайший гений Возрождения наиболее наглядно демонстрирует и внутренний трагизм, которым отягощен ренессансный титанизм, представляющий собой крайнюю и в высшей степени героическую форму индивидуализма. Как справедливо отмечает А.Ф. Лосев, «...у Микеланджело личность, оставаясь личностным образом противопоставленной всему космосу, уже ощущает беспредельный ужас своего одиночества и беспомощности перед этим космосом. В своей отъединенности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность» (цит. по: с. 260).
Еще одна важная особенность искусства эпохи Возрождения - его связь с наукой. Художники Ренессанса зачастую сами ведут исследования в области анатомии и физиологии человека, изучают законы перспективы, механику, оптику и т.п. Все это не только не считалось чем-то сдерживающим фантазию художника, но, наоборот, рассматривалось в качестве ее фундамента и основы.
Итак, основными типологическими чертами художественного метода искусства эпохи Возрождения можно считать реализм, антропоцентризм, титанизм, гигантизм, эстетизм, связь с наукой.
Характерной особенностью культуры возрождения являлось то, что она базировалась на теоретическом фундаменте. Отсюда громадное значение философии, которая и призвана была дать обоснование важнейших черт новой культуры, и в первую очередь нового человека: если искусство создавало зримый образ этого человека, то философия описывала его на языке предельно абстрактных понятий. При этом между философией и искусством существовала теснейшая связь, которая выражалась прежде всего во взаимопроникновении, взаимооплодотворении, взаимообогащении. Художники, как правило, были знакомы со всеми наиболее яркими философскими идеями, а философы жили и творили в гуще художественной жизни. Очень часто философская и художественная деятельность, да в придачу еще научная и инженерная, совмещались в одном лице (Леонардо да Винчи).
Несмотря на очевидно выдающуюся роль философии в культуре Возрождения, исследователи в течение долгого времени отказывали ей в оригинальности. «От Гегеля до Бертрана Рассела часто повторялось мнение, что Возрождение не произвело на свет в сфере чистой мысли ничего принципиально нового, или хотя бы действительно заслуживающего внимания философии. Это мнение было авторитетно подкреплено Якобом Буркхардтом, полагавшим, что Возрождение выразило себя не в философских спекуляциях и теоретических формулах, а в практической позиции по отношению к миру. Начиная с Э. Кассирера была, однако, произведена энергичная переоценка и флорентийского неоплатонизма, и натурфилософии XVI века. Ренес-сансной философии теперь как будто бы воздано должное. Но в основу переоценки (за немногим исключением) кладутся обычно прежние анахронистичные критерии оригинальности: выражение новых идей в системных, законченных формах» (цит. по: с. 277).
Несмотря на видимую эклектичность основные идеи придавали ренессансной философии внутреннюю цельность. Прежде всего это антропоцентризм - принцип, согласно которому человек является центром мироздания. Во-вторых, это комплекс идей, смысл которых можно выразить формулой «индивидуалистический гуманизм», т.е. провозглашение высшей ценностью культуры человека во всем богатстве проявления его сущностных сил, с превалированием, однако, тех 168
из них, которые связаны с его индивидуальностью, его личными интересами, его творческими устремлениями, с заметным пренебрежением к таким понятиям, как дисциплина, норма, общественный интерес.
В целом культуру Возрождения можно охарактеризовать как явление переходного периода. Для нее характерны как наличие элементов, мотивов, наконец принципов новой культуры, получившей впоследствии название новоевропейской, так и сохранение старой, средневековой. Сторонники старого изобретательно, а порой самозабвенно и самоотверженно отстаивают его. Вот этот высокий накал борьбы старого с новым и есть один из важнейших признаков целостностей переходного типа, к которым и относится культура Возрождения.
Э. Ж.