Научная статья на тему 'Возрождение как тип культуры'

Возрождение как тип культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1028
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП КУЛЬТУРЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ПРОТОРЕНЕССАНС / РАННИЙ РЕНЕССАНС / ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС / ПОЗДНИЙ РЕНЕССАНС / КАРТИНА / CULTURE TYPE / RENAISSANCE / EARLY RENAISSANCE / HIGH RENAISSANCE / LATE RENAISSANCE / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривцун О. А.

Анализируется Возрождение как тип культуры; о целостности культуры свидетельствуют новая картина мира, менталитет, новые принципы поведения, экономики, образа жизни, научного и художественного творчества, самостоятельный художественный стиль.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this essay Renaissance is regarded as the culture type. New worldview, mentality, new behavior principles, economics, scientific and art creativity, all those phenomenon prove the integrity of this culture type.

Текст научной работы на тему «Возрождение как тип культуры»

ЛЕКСИКОН КУЛЬТУРОЛОГИИ

О.А. Кривцун ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Анализируется Возрождение как тип культуры; о целостности культуры свидетельствуют новая картина мира, менталитет, новые принципы поведения, экономики, образа жизни, научного и художественного творчества, самостоятельный художественный стиль.

Ключевые слова: тип культуры, Возрождение, проторенессанс, ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс, поздний Ренессанс, картина.

Annotation. In this essay Renaissance is regarded as the culture type. New worldview, mentality, new behavior principles, economics, scientific and art creativity , - all those phenomenon prove the integrity of this culture type.

Keywords: culture type, Renaissance, early Renaissance, high Renaissance, late Renaissance, worldview.

Возрождение как тип культуры - исторический период между Средневековьем и Новым временем, который переживали все страны Запада и многие страны Востока. Задаваясь вопросом об исторической периодизации Возрождения, можно отметить относительное единство мнений по поводу его верхней границы - в Италии она датируется 1530 г., временем падения независимости итальянских городов под натиском Габсбургской монархии. В Венеции Ренессанс продолжается до конца XVI в. В этом же столетии он развивается и в странах так называемого Северного Возрождения - Нидерландах, Германии, Франции. Однако если в Ита-

лии термин «возрождение» имел первоначальный смысл - возрождение традиций античной культуры, то в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного становлением гуманизма и ростом самосознания личности. Что касается истоков культуры Возрождения - они размыты, исследователи все время «растягивают» начальные рубежи, отыскивая приметы ре-нессансного мышления во все более ранних эпохах. Принято выделять три периода Возрождения: проторенессанс (конец XIII -

XIV в.), ранний Ренессанс (XV в.), Высокий Ренессанс (с конца

XV в. до 1530 г.) и поздний Ренессанс (до конца XVI в.).

Один из фундаментальных вопросов в изучении культуры Возрождения - в какой мере можно говорить о ней как об отдельной эпохе, ведь, по сути, это переходное состояние, уже не средневековая эпоха, но еще не буржуазная. Что позволяет судить о некоей завершенности и цельности Возрождения? Во-первых, принципиально новая картина мира, возникающая в сознании современников и демонстрирующая «открытие мира и человека». Эта картина формирует иной менталитет, новые принципы поведения, экономики, образа жизни, творчества (научного и художественного), в итоге повлекшие за собой универсальный переворот, изменившие весь ход европейской истории. В искусстве этой эпохи состоялся самостоятельный художественный стиль ренессанс. Он подтверждает, что эта эпоха отличалась не просто разрозненными опытами и экспериментами, она выносила, разработала и осуществила свой художественный идеал.

Проторенессансные мотивы в культуре возникают как жажда непрерывного самопознания, любознательность к себе и окружающему миру. Первоначально это проявляется в своеобразном «коллекционировании» коллизий наблюдаемого мира. Светская литература проторенессанса - это фактически свод историй и описаний, еще не оформившихся в характерные для Возрождения жанры. Если наиболее показательной страной для изучения западноевропейского Средневековья является Франция, то в эпоху Возрождения - это Италия. В XII и XIII вв. Италии удалось «экспортировать» своих богословов и теологов в Западную Европу, страна развивалась не столбовой, а скорее боковой дорогой Средневековья. Именно по этой причине ей удалось сосредоточить главные

усилия на изучении права, медицины, других наук. Отсюда развитый интерес к самопознанию, столь характерный для духовной ориентации Италии уже начала XIV в., накопление волевых усилий «не ведающего стеснений» универсального человека.

Важное качество ренессансного сознания - высочайшая степень его реальности и одновременно высочайшая степень его иллюзорности. Художественное воображение эпохи захвачено соединением несоединимых полюсов. С одной стороны, сильно желание спиритуализировать чувственное, с другой - воплотить духовное; с одной стороны, обожествить человеческое, с другой - спустить на землю божественное. Пико делла Мирандола в программном для культуры Возрождения трактате «О достоинстве человека» писал: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также возможность и подняться до существа богоподобного -исключительно благодаря твоей внутренней воле» \

Буквально во всех классических памятниках Ренессанса обнаруживается это совмещение противоположностей - торжество духа и одновременная радость плоти, мифологизм и демифологизация, реализм и фантастика, небесный верх и телесный низ, космический порядок и свобода воли, натурализм и этический пафос, античность и христианство. Главное отличие стиля ренессанс от приемов художественного воплощения Античности прежде всего -в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве Античности. Античный скульптурный, живописный портрет - это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивые, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно значительные, очень индивидуальные, часто до конца нераскрытые. Гармония античного искусства более спокойна и созерцательна, в то время как в цельности и завершенности произведений эпохи Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля. Это часто чрезмерная воля, все сметающая на своем пути, однако демонстрирующая возможности самостоятельности и независимости.

В Античности человек чувствует на себе влияние рока, внешней зависимости, а Возрождение глубоко поверило в свои силы. В этом и состоял максимальный апофеоз индивидуальности; возрожденческая жажда активности, жажда преобразований, созидания сравнима лишь с религиозным фанатизмом - такой заразительной неистовостью проникнуто творчество. В эпоху Ренессанса утверждается, по выражению Ж. Ле Гоффа, «купеческое время» (толкуемое как «время - деньги»), которое художник стремится не тратить впустую: все заполнить работой, использовать каждый час, трудиться с максимальным напряжением. Совмещение противоположностей земного и мифологического, чувственного и духовного отличает как религиозные, так и философские медитации художника. Каждому тезису в культуре Возрождения можно найти контртезис и последний будет максимально убедителен. Правда состоит в том, что эти полюса сосуществуют внутри любого художника, взаимодополняют его сознание.

Весьма показательное явление возрожденческой культуры -новое качество самосознания деятелей искусства. Оно чрезвычайно возвышается по сравнению с предшествующей эпохой, когда к художникам привыкли относиться так же, как к плотникам, каменщикам, мастерам стекольного дела. С одной стороны, сами художники порывают с замкнутой цеховой средой, обращаются к широким слоям интеллигенции, усваивают стиль жизни и поведения гуманистов. Мастерские художников Возрождения во многом становятся центрами интеллектуальной жизни. Сюда заглядывали и ученые, и философы, и аристократы, как пишет Вазари, в мастерских не только работали, но и вели прекраснейшие речи и важные диспуты2. Художники рассматривались как носители широкой духовности, интенсивно, наравне с гуманистами, усваивали теоретические интересы эпохи. Зачинателями Возрождения в искусстве считаются художники Мазаччо, Донателло и Брунеллески. В их творчестве находят широкое претворение принципы Возрождения, связанные, прежде всего, с идеей безграничности развития человеческих способностей. Этот тезис сохраняет свою весомость на протяжении всей ренессансной культуры. Эти же мастера активно претворяют и другое важнейшее представление - о единстве законов, лежащих в основе развития человека и природы. Этому способствовали и новые художественные приемы - завоевание живо-

писью трехмерного пространства, создание типа самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, движение в сторону простых, гармоничных, изящных пропорций, где совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала.

Идея создания на полотне иллюзии реальной жизни стимулировала в художественном творчестве разработку теории перспективы как особо важной науки для живописца, помогающей сделать наше зрение стереоскопичным, а предметы - рельефными и осязаемыми. Живопись вторгается в область скульптуры, в результате чего возникает иллюзия пластического объема на плоскости. Следствием новых культурных установок явились рационализм и наукообразность художественных теорий Возрождения. Много внимания посвятил обсуждению законов перспективы, числовой симметрии, пропорции, анатомии Леонардо да Винчи. Детальные своды художественных приемов мыслились как идеальный путь к воплощению прекрасного во всем его совершенстве.

Недолговечность Ренессанса была сопряжена с сочиненностью и недолговечностью самих ренессансных идеалов. С одной стороны, творчество Возрождения полно праздничности, равновесия, открытости, соразмерности, с другой - когда эти качества развиваются до предела, налицо колоссальное духовное и художественное перенапряжение. Над искомой цельностью несоединимых начал можно трудиться, максимально мобилизуя волевой порыв. Главное противоречие Ренессанса - это противоречие между абсолютностью умозрительного идеала и относительностью реальных возможностей обычного человека. С большой исторической дистанции нередко снисходительно относятся к этому грандиозному порыву, не всегда по достоинству оценивая особое ментальное состояние, когда человек впервые так искренне, спонтанно, непосредственно поверил в свои силы. Ошибка заключалась в том, что сам по себе идеал подразумевает некую недостижимую норму. Осуществить идеал нельзя, потому что это значило бы превзойти идеал и лишить его идеальности. Как и бесконечность в математике, идеал не может быть исчерпан в конечном результате, а ведь именно к этому бесстрашно шла художественная практика титанов Возрождения. Утопичным оказался главный тезис Возрождения, полагавшего, что самое идеальное и совершенное имманентно (внутренне присуще) реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы. В соответствии с этим тезисом Воз-

рождение педантично искало неопровержимые компоненты идеального, демонстрируя их апофеоз в художественном творчестве. Бесстрашие в восхождении духа, соединенное с неустанной творческой активностью, рождало поистине невиданные образцы совершенства: таковы «Сикстинская капелла» Микеланджело, «Мо-на Лиза» Леонардо да Винчи и др. Вместе с тем величие этих произведений не отражало реалии возрожденческой жизни. Все великое в его культуре осуществилось как захватывающая мечта, упоительная иллюзия, ожидание лучшего мира.

Таким образом, нарастание тенденций кризиса обнаруживается в самой внутренней логике развития ренессансной культуры, в ее исходных принципах. Устремленность к бесконечному, к абсолютному в период позднего Ренессанса вошла в открытое столкновение с не менее характерной тягой этой эпохи к равновесию и гармонии. Это противоречие побуждало культуру решать свои проблемы заново. Но все коллизии, возникавшие в последующие века в европейской культуре, все поэтапно преобладавшие ответы отталкивались именно от этого исходного принципа, невозможность претворения которого обусловила трагизм и кризис ренессансного мироощущения.

Огромное достижение художественной практики и теории Возрождения состоит в том, что ценой собственных заблуждений, ценой отрицания себя они породили чрезвычайное богатство последующих поисков, позволили сложиться новоевропейской интеллектуальной проблематике. Хотя Ренессанс уже в главных своих тезисах был обречен на гибель, он дал жизнь великим образцам и формам творчества, которые продемонстрировали возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого и реалистического. В этом - непреходящий опыт и значение Ренессанса для последующих судеб художественного сознания.

Примечания

1 Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. - М., 1981. - Т. 1. - С. 113.

2 См.: ВазариДж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. - СПб.: ТО «Пальмира», 1992. - 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.