ЧЫГЫШ ТААНУУНУН МАСЕЛЕЛЕРИ
ВОПРОСЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ ISSUES OF ORIENTAL STUDIES
e-ISSN: 1694-8653
№1/2023, 1-13
УДК:
DOI: 10.52754/16948653 2023 1 1
КЫРГЫЗСТАН И ТАДЖИКИСТАН: КОРНИ ПОГРАНИЧНЫХ КОНФЛИКТОВ И
ПУТИ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
КЫРГЫЗСТАН ЖАНА ТАЖИКСТАН: ЧЕК АРАДАГЫ ЧЫР-ЧАТАКТАРДЫ ЖАНА
АЛАРДЫ 4E4YY ЖОЛДОРУ
KYRGYZSTAN AND TAJIKISTAN: THE ROOTS OF BORDER CONFLICTS AND WAYS TO
RESOLVE THEM
Абытов Байболот Капарович
АбытоеБайболот Капарович Abytov Baybolot Kaparovich
.I.ii.ii., профессор, Ошский государственный университет
т.и.д., профессор, Ошмамлекеттикуниверситети Doctor of Historical Sciences, Osh State University baybolot-1962@rambler.ru ORCID: 0000-0003-0267-5127
КЫРГЫЗСТАН И ТАДЖИКИСТАН: КОРНИ ПОГРАНИЧНЫХ КОНФЛИКТОВ И
ПУТИ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация
Наиболее острый вопрос в межгосударственных отношениях, сегодняшней реальности региона Центральной Азии, по прежнему остается приграничные конфликты, территоиальные претензии и проблемы анклавов между Кыргызстаном и Таджикистаном. Протяженность границ между двумя государствами составлет 974 км., чуть более половины пограничных участков описаны и достигнуты договоренности. Однако, около 40% приграничных территорий все еще не делимитированы и не демаркированы. Следовательно, в данной статье рассматривается проблемы демаркации и демилитации границ, анклавов, особенно таджикских на территории Кыргызстана, связанные с ними пограничные конфликты между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. Особенно обострились эти отношения в последние 2021 и 2022 гг., когда на границе происходили самые настоящие вооруженные агрессии со стороны Республики Таджикистана. Эти вооруженные пограничные конфликты, которые унесли сотни жизней как пограничников и других представителей правоохранительных органов, так и мирных жителей, в т.ч. детей. Пограничные конфликты принесли огромные ущербы обеим странам, особенно кыргызской стороне. Только за последние два года более 30 аилов, селений и населенных пунктов были сожжены, разрушены и разграблены таджиксой стороной, сотни тысяч жителей были эвакуировнаы в безопасные районы, много потерь в недвижимом имуществе и скота мирных граждан, эти конфликты принесли многомиллионные убытки. В статье также анализированы все приграничные конфликты, начиная с эпохи советов, периода суверенитета и независимости, особенно за последние 10 лет. Предпринята попытка анализировать встречи в верхах по решению пограничных проблем, также подчеркнуты какие нормативноправовые акты Международного гуманитарного права нарушила Республика Таджикистан. Изложены возможные пути решения пограничных, территориальных проблем, демаркации и делимитации между двумя государствами одного региона.
Ключевые слова: Кыргызстан, Таджикистан, граница, конфликты, вооруженная агрессия, гибель людей, нарушения, пути решения, демаркация, делимитация.
КЫРГЫЗСТАН ЖАНА ТАЖИКСТАН: ЧЕК KYRGYZSTAN AND TAJIKISTAN: THE ROOTS OF
АРАДАГЫ ЧЫР- ЧАТАКТАРДЫ ЖАНААЛАРДЫ BORDER CONFLICTS AND WAYS TO RESOLVE ЧЕЧУУЖОЛДОРУ THEM
Аннотация
Азыркы Борбордук Азия челкемундегу мамлекеттер аралык мамилелер-деги эц курч курч миаселелердин бири чек ара маселеси экендиги талашсыз. Айрыкча курч болгон бул маселе Кыргызстан менен Тажикстандын ортосундагы чек ара мамилелеринде баам^да^лат. Эки елкенун чек арасынын кептеген аймактары боюнча демаркация, делимитация маселелери чесилген менен даты эле бир катар аймактарда чек ара чыр-чатактары, жер, суу, аймак-тык дооматтары жана анклавдардын кейгейлеру кала берууде. Эки мамлекет~тин ортосундагы чек аралардын узундугу 974 км тузет, чек ара тилкелеринин дээрлик учтен эки белугу чечилип, мамлекеттер аралык атайын кызматтар ымалага келишип, туруктуу макулдашууга жетишкен. Бирок, чек ара аймактарынын 30% га жакыны дагы эле делимитацияланган жана демаркацияланган эмес. Демек, макалада Кыргызстандын аймагындагы чек араларды, анклавдарды, езгече тажик тарап менен биздин чек араны тактоо, аныктоо жана туруктуу нукка келтируу, тагыраагы демаркациялоо жана демилитациялоо маселелери каралат. Эки мамлекеттин ортосундагы чек apara байла^ныш^кан Кыргыз Республикасы менен Республика Тажикстандын ортосундагы чек ара чыр чатактары, тажик тараптын аскердик агрессиясы, кептеген чек ара чатактары тарыхый ырааттуулукта ар тараптуу каралат. Айрыкча акыркы, 2021-2022-жылдары кептеген адамдардын елумуне алып келген, кырдаал абдан курчуган абалдар суреттелет. Керсетулген эки жылда кыргыз-тажик чек арасында, биздин бир ктаар аймактарга Республика Тажикстан тарабынан кадимки куралдуу, согуштук агрессиялар болгону баяндалат. Соцку тажик тараптан болгон куралдуу агрессиялардын натыйжасында кепте-тен чек арачылар жана башка укук коргоо органдарынын екулдеру, чек ара аймакта-рында жашаган жуздеген калктын, анын ичинде балдардын емурун алганы маалым болуп, маклада иреттуу турде тастыкталган. Чек арадагы жацжалдар эки елкеге, езгече кыргыз тарапка чоц зыян алып келгени макалада так маалыматтар менен берилди.
Ачкыч свздвр: Кыргызстан, Тажикстан, чек ара, чыр-чатактар, куралдуу агрессия, адамдардын елуму, укук бузуулар, чечуу жолдору, демаркация, делимитация.
Abstract
The most pressing issue in interstate relations, the current reality of the Central Asian region, remains border conflicts, territorial claims and problems of enclaves between Kyrgyzstan and Tajikistan. The length of the borders between the two states is 974 km., Slightly more than half of the border sections have been described and agreements have been reached. However, about 40% of the border areas are still not delimited or demarcated. Therefore, this article examines the problems of demarcation and demilitarization of borders, enclaves, especially Tajik ones on the territory of Kyrgyzstan, and related border conflicts between the Kyrgyz Republic and the Republic of Tajikistan. These relations have become especially aggravated in the last 2021 and 2022, when the most real armed aggression from the Republic of Tajikistan took place on the border. These are armed border conflicts that have claimed hundreds of lives of both border guards and other law enforcement officials, as well as civilians, including children. Border conflicts have caused enormous damage to both countries, especially the Kyrgyz side. Over the past two years alone, more than 30 villages, villages and settlements have been burned, destroyed and looted by the Tajik side, hundreds of thousands of residents have been evacuated to safe areas, many losses in real estate and livestock of civilians, these conflicts have caused multimillion-dollar losses. The article also analyzes all border conflicts, starting from the Soviet era, the period of sovereignty and independence, especially over the past 10 years. An attempt was made to analyze the summits on solving border problems, and it was also emphasized which normative acts of International humanitarian law the Republic of Tajikistan violated. Possible ways of solving border and territorial problems between two states of the same region are outlined.
Keywords: Kyrgyzstan, Tajikistan, border, conflicts, armed aggression, deaths, violations, solutions.
Введение
Граница - линия раздела между территориями, рубеж. Следовательно, государственная граница это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность (условная), определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) того или иного государства, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета. Государственной границей на суше является линия разделения, соприкосновения сопредельных государств - субъектов международно-правовых отношений. Государственная граница в воздушном пространстве - линия, проведённая перпендикулярно вверх от сухопутной границы. Верхний предел государственной границы воздушного пространства - 100 км над уровнем моря. Государственная граница в морских пространствах - линия внешнего предела территориальных вод прибрежных государств. [1]
Процедура установления границ имеет 2 стадии: договорное определение направления и положения границы - это делимитация границ. Установление границы на местности - это демаркация границ.
Именно границы, пограничные конфликты между государствами стали причиной многих войн и это продолжается по ныне. Особенно в Азиатско-африканском континенте, да и Европа не исключение.
Кыргызская Республика - это государство на северо-востоке Центральной Азии. Расположено в пределах Памиро-Алая на юго-западе и Тянь-Шаня — на северо-востоке. Общая протяжённость государственной границы составляет 4675,17 км. Страна граничит - с Казахстаном - 1241,58 км., Китаем - 1084,35 км., Узбекистаном - 1378,44 км. и Таджикистаном - 984 км. За годы суверенитета и независимости Кыргызской Республикой пограничные проблемы с трёх сторон: Казахстаном, Китаем и Республикой Узбекистан полностью было решено, т.е. делимитация и демаркация границ окончательно решён.
Однако, и сегодня есть нерешенные, конфликтные проблемы, на кыргызско-таджикской границе. Именно этот часть нашей границы остаются напряжённым, не решённым. Напомню, что границы между двумя государствами составляет 984 км. Спорный участок границы составляет примерно 40%. Однако сообщается, что по значительной части из этих приграничных территорий, путём переговорных процессов достигнуты значительный прогресс.
К концу 2022 года, на кыргызско-таджикской границе достигнуты соглашения по 664 км., уточнены и проведены работы по о делимитации и демаркации границ. Оставалось 320 км., что составляет 32,5% не решенных границ.
В текущем году, согласно данным Кабинета Министров Кыргызской Республики, только за последний месяц уточнено ещё 75 километров. Официально было сообщено, что стороны договорились по 13,98 километрам на встрече 12-18 октября, 43,33 километра на встрече 3-8 октября и 17,98 километра - 1-8 ноября 2023 года.[2] Таким образом, на сегодняшний день уточнены 739 км. межгосударственных границ, осталось не решёнными ещё 245 км. или 24,8% пограничных территорий, которые ждёт
делимитации и демаркации. Будем надеяться, что в ближайшем будущем и эти границы будут решены.
Это значить, что на сегодняшний день пограничные конфликты с Таджикистаном ещё полностью не разрешены. До сих пор остаются не решёнными участки вокруг анвклава Ворух, ряд участков границ между двумя странами, в Лейлекском и Баткенском районе Баткенской области.
Отметим, что из восьми анклавов региона Центральной Азии, самые крупные анклавы Сох, Ворух, остальные 6 анклавов куда меньше и по территории, и по населению. Кыргызстан имеет 6 анклавов.
В Кыргызстане 4 узбекских анклавов - Сох, Шахимардан, Чонгара и Джангиайил.
Они расположены в Баткенской области нашей республики.
Сох самый большой анклав в регионе. Это территория Узбекистана в Баткенской области Кыргызстана, где живут, кроме узбеков около 60 тысяч этнических таджиков. Попасть в этот анклав просто так нельзя: территория обнесена погранзаставами. Именно в Сохе чаще всего происходили приграничные конфликты, во время которых граждане Узбекистана и Кыргызстана боролись за доступ к источникам воды. С конца прошлого года этот вопрос решён в двустороннем порядке, вопросы делимитации и демаркации границ между Узбекистаном и Кыргызстаном решено окончательно, ратифицировано парламентами обеих стран.
Карта взята из интернета.[3]
У нас также имеются два таджикских анклавов - Ворух, Западная Калача, которые также расположены на границе Баткенкой области. Ворух - это территория Таджикистана, окружённая Кыргызстаном. Там на 130 кв. км. проживает около 35 тысяч человек. Анклав Ворух является одной из главных причин приграничных конфликтов между Таджикистаном и Кыргызстаном. Власти двух стран обсуждали обмен землями для решения этих
приграничных споров, однако не смогли прийти к соглашению. Ворух это самая горячая точка в Центральной Азии. Жители анклава и прилегающих территорий взаимно обвиняют друг друга в заселении спорных участков, на использование которых наложено вето.
Заметим, что эти анклавы результат национально-государственной политики советской власти, когда Ферганскую долину поделили без учёта национального состава приграничных территорий. В результате получилось, что населённые пункты одних республик оказались внутри других. Разумеется, в годы Союза ССР значимых проблем с анклавами не было: границы были формальными, номинальными, а государство единым. Однако, парад суверенитетов и независимости национальных государств резко выдвинули на первый план новые вопросы демаркации и делимитации границ, между вчерашних соседей в одночасье выросли пограничные столбы, были введены визовые режим, а населённые пункты в анклавах оказались в заложниках у географии границ.
Были ли переговоры по границам в высших эшелонах властей?
Было, начиная с 2002 г., что видно из нижеследующей таблицы: [4]
№ Дата, место встречи Кто с кем встречался Цель встречи
1 2002 г., Бишкек Акаев А.А с Э.Рахмоном Мирное, политико-дипломатическое решения пограничных конфликтов; проблемы делимитации и демаркации кыргызской-таджикской государственной границы.
2. 2003 г. Душанбе Э. Рахмон с А. Акаевым Проблемы делимитации и демаркации кыргызской-таджикской государственной границы.
3. 26 июля 2019 г. приграничные селения, 27-28-июля 2019 г. Чолпон-Ата С. Жээнбеков сЭ. Рахмоном Главы двух государств провели совместную встречу с населением приграничных районов Кыргызстана и Таджикистана на перекрёстном участке кыргызско-таджикской границы между Ак-Сайским айыл окмоту Баткенского района и Тоджикон сельского совета Ворух города Исфары.
4. 29 июня 2021 года, Душанбе С. Жапаров с Э. Рахмоном Встреча президентов в формате тет-а-тет в Душанбе. Президент С.Жапаров выразил уверенность в том, что совместными усилиями стороны найдут пути решения пограничных вопросов. Однако, это не возымело действия на Э. Рахмона.
5. 16 сентября 2022 года, Самарканд С.Жапаров с Э.Рахмоном На полях саммита глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, на встрече, С.Жапаров и Э.Рахмон обсудили обстановку в районе таджикско-кыргызской границы.
6. 13 октября 2022 г. Астана B.В.Путин с C.Жапаровым и Э.Рахмоном Инициатором встречи выступила российская сторона, состоялась встреча трёх президентов России, Кыргызстана и Таджикистана. Обсудили актуальные вопросы по кыргызско-таджикскому участку государственной границы. В ходе встречи был рассмотрен ход переговорного процесса по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской государственной границы. Достигнута договорённость решать возникающие вопросы исключительно политико-дипломатическими средствами, а также активизировать деятельность правительственных групп по делимитации и демаркации государственной границы и рабочих групп экспертов, в строгом соответствии с ранее достигнутыми договорённостями.
Несмотря на т о, что в верхах были достигнуты вышеуказанные соглашения, на конец прошлого года заметных сдвигов в этом направлении не было видно. Хотя, кыргызская сторона предлагает различные варианты решения пограничных конфликтов, вплоть до обмена территориями, Таджикистан не хочет идти на решении пограничного вопроса.
Полагаю, развития переговоров по вопросам межгосударственных границ, можно делить на 4 этапа:
1. 2002 по 2010 гг. - можно охарактеризовать как менее конфликтная. На этом этапе особо серьезных конфликтов на границе не происходило, так как шли уточнений линии рубежей в горных районах, точнее, пограничной зоны в Чон-Алайском районе кыргызско-таджикской границы.
2. 2012 по 2020 гг. - характеризируются как сложный период, т.к. таджикская сторона предъявляла не обоснованные территориальные и пограничные претензии, и часто шли на пограничные конфликты, применяя вооружения. Второй этап, оказался довольно сложным. Согласовывались границы на равнинах, требования таджикской стороны стали более серьезными. Они апеллировали своим документом, мы придерживались своего, и возникло всевозрастающее противостояние, приведшие к пограничным конфликтам.
3. 2021-22 гг. - характеризируются как очень сложная, когда таджики перешли к военной агрессии, с применением тяжёлой военной техники и всех видов огнестрельного оружия с участием «опытных боевиков», уничтожением гражданских лиц приграничных населённых пунктов, сопровождающиеся с поджогом, уничтожением, грабежом недвижимого имущества граждан, угоном скота и нанесением многомиллионного сумма ущерба.
4. 2022 г. - по сей день, последний этап характеризируются мирной обстановкой в
районе таджикско-кыргызской границы. Прошли двусторонние, трёхсторонние переговоры, уточнения и определения работ межгосударственной комиссии по делимитации и демаркации кыргызской-таджикской границы.
Таким образом, переговоры по спорным участкам границ между Кыргызстаном и Таджикистаном длятся уже более 20 лет. За это время, официальные власти двух стран пришли к заметным успехам. Это значить, что за это время из 984 км. кыргызско-таджикской границы,
путём переговорных процессов достигнуты соглашения по 664 км. границы между нашими странами, что свидетельствуют о значительном прогрессе, в проблемах государственной границы. Осталось 320 км, будем надеяться концу 2023 и началу 2024 года, на кыргызско-таджикской границе будет достигнуты взаимовыгодные соглашения по уточнению спорных участков, проведению работ по о делимитации и демаркации границ между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан.
Почему не решаются проблемы делимитации и демаркации границ с Таджикистаном, в чём причины пограничных конфликтов. На наш взгляд их несколько:
Не решена вопроса документооборота, т.е. использования исходящего, основополагающего официального документа при определении границ между двумя соседними странами. Дело в том, что за годы суверенитета и независимости на историко-политическую арену, в вопросах границ всплыло одновременно ряд документов указывающих на границу республик. В годы Советского Союза, когда была единая страна, которая на уровне Союза ССР было несколько раз пересмотрено границы республик. Окончательным было документы о границах 1955-1959 гг., которому опирался Кыргызстан, при решении пограничных вопросов с Таджикистаном.
Однако, Таджикистан настаивал на картах 1924-1927 гг. Хотя надо иметь в виду, что в 1924-27 гг. ещё не был Таджикской ССР, а был Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В Союзную республику был преобразован только в 16 октября 1929 году, решением III Чрезвычайный съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию о преобразовании Таджикской АССР в Таджикскую ССР, в состав которой входили Автономная область Горного Бадахшана, Гармский, Гиссарский, Кулябский, Курган-Тюбинский, Пенджикентский, Ура-Тюбинский округа, а также переданный из Узбекской ССР Ходжентский округ.
Следовательно, Таджикистан никак не могут предъявить нам территориальные претензии, согласно документам 1924-27 годов. Наш Президент С.Жапаров справедливо заметил, что «Они [Таджикистан] же предлагают по карте 1924 года. Мы не согласны с этим. Потому что в этот год ни они, ни мы не были как Кыргызская ССР и Таджикская ССР. Поэтому можно считать, что карта 1924 года незаконная». Тогда, мы были в составе РСФСР, а таджики в составе Узбекской ССР. Правовой нонсенс, со стороны Таджикистана. Так, из-за отсутствия единого, основополагающего официального документа, начиная с 2000-х годов, на границе начали разгораться пограничные конфликты.
Есть ещё один официальный документ - Алма-Атинская декларация от 21
декабря 1991 года.[5] В ней говорится, что независимые государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, признавала и уважала территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ. Иначе говоря, согласно Алма-Атинской декларации, бывшие советские республики договорились, что признают и уважают «территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ».Подписал этот
документ и Президент РТ Р.Набиев. Однако, впоследствии таджики отказались от этой декларации, что является нарушением, ранее согласованных международных договорённостей.
Обе стороны не случайно годами борются за небольшие участки земли на границах, поскольку все спорные пограничные участки имеют стратегическое значение. Известно, что кому они будет, принадлежат, тот управляет и водными ресурсами, и транспортными артериями, и пастбищами, и стратегическими пунктами на границе. Так
думает нынешняя власть имущие в Таджикистане, хотя они давно знает, что эти участки исконно кыргызские.
Ещё одна причина пограничных конфликтов - это ранее несогласованные границы анклавов. До сегодняшнего дня нельзя с уверенностью сказать, где земля самого анклава, где постоянно возникают пограничные конфликты, а где - земля окружающего его государства. Из-за этого на один и тот же источника воды, пастбище, транспортной артерии могут претендовать обе стороны. Местные жители активно отстаивают свои земли, и уступать не готов никто. Это в свою очередь, порождают новые конфликты.
Отметим, что пограничные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистаном происходили в разные годы XX в. Наиболее заметные конфликты произошли в 20-30-е годы, далее 1955-1959, 1974, 1982, 1989 гг. Однако, в те времена или действительно не было жертв и пострадавших, или по традиции советской эпохи подобные сведения были засекречены.
Количество пограничных конфликтов, жертв, пострадавших, сумма потери.[6]
Годы Количеств Название Количество погибших и Общая
о стран раненных сумма
пограничн Представители Гражданских потери
ых конфликте военных,право охрани- лиц погибших/ран
в тельных органов: погибших/ раненных енных
2012 г. 18 Кыргызстан -- -- --
Таджикистан -- -- --
2013 г. 19 — -- -- --
---- -- -- --
2014 г. 32 Кыргызстан -- 1/25 --
Таджикистан -- 3/23 --
2015 г. 10 Кыргызстан -- 0/7 --
Таджикистан 0/1 1/0 --
2016 г. 16 — -- -- --
— -- -- --
2017 г. 10 Кыргызстан -- 0/1 --
Таджикистан -- --
2018 г. 7 Кыргызстан -- 0/0 --
Таджикистан 0/1 -- --
2019 г. 19(80% в Кыргызстан -- 1/61 --
анклаве Ворух) Таджикистан -- 6/10
2020 г. 7 — -- 0/4 --
---- -- 0/3
2021 г. 2 Кыргызстан [7 ] 36 - 2 дети/ 180 11 сел разрушено и сожжено
Таджикистан -- 19/87 неизвестн о
2022 г.[8] 18 16 Кыргызстан^ 9] 48 [10]/1 15 /216-13 детей 140 тыс. чел эвакуиров ано
Таджикистан. [11] — 74/200 неизвестн о
Всего 151 48/3 156/817
Количество пограничных конфликтов за 2012-2022 гг. между Республикой и Республикой Таджикистан.[11]
Киргизской
19 сентября 2022 года было объявлено днём национального траура.
Чего нарушила Республика Таджикистан в пограничных конфликтах с Кыргызской Республикой?
1. С военной агрессией на приграничные районы и населённых пунктов нашей страны Республика Таджикистан нарушил всех основных норм Международного Гуманитарного Права. Это ратифицированные практически всеми государствами мира и Таджикистаном 4 Женевские конвенции 1949 г. - I, II, III и IV, которые, представляют собой основные договоры МГП. К этим Конвенциям были приняты Дополнительные протоколы I и II 1977 г., касающиеся защиты жертв международных и немеждународных вооружённых конфликтов соответственно, а также Дополнительный протокол III2005 г. (ДП Ш).[12] Именно они составляют основу Международного Гумантирного Права (или право вооружённых конфликтов).
2. Республика Таджикистан навязывая и совершая пограничный вооружённый конфликт, в виде военной агрессии нарушил ряд своих международных обязательств по не применению вооружённых сил против мирного населения Кыргызстана.
3. Особенно в 2021 и 2022 году, именно навязывая вооружённый пограничный конфликт, РТ атаковал мирных жителей и гражданских объектов многих приграничных населённых пунктов Кыргызской Республики, тем самым нарушил основополагающие принципы ООН. Так, согласно Уставу ООН 1945 года, где было запрещено применения силы в международных отношениях и Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН 1970 года. В ней было отмечено, что «Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединённых Наций. Такая угроза силой или её применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединённых Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем».[13]
4. Совершив акт военной агрессии против приграничных районов Кыргызской Республики РТ нарушил положения Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеии ООН от 14 декабря 1974 года «Определение агрессии». В ней сказано, что «Агрессией является применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединённых Наций, как это установлено в настоящем определении».[14]
5. Республика Таджикистан совершив вооружённую агрессию на приграничные районы Кыргызской Республики, тем самым нарушил Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря 1991 года,[15] в котором за Таджикистан подписался тогдашний президент Р.Набиев.
Пути урегулирования пограничных конфликтов между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. На наш взгляд, необходимо:
• Все пограничные конфликты, проблемы должны решиться мирным путём, без вооружённой агрессии и насилия. Все спорные вопросы должны решить дипломатическим способом, путём переговоров, согласно международному праву. Подобные действия должны происходить как высших эшелонах властей двух стран, так и соответствующих компетентных органов сторон.
• В ходе решении пограничных конфликтов не допускать не законное проникновение, угрожающие территориальной целостности и неприкосновенности страны.
• В приграничных местностях, никогда, ни под каким предлогом не допускать расположение ВС и вооружённых столкновений. Угроза вооружённой силой, и её фактическое применение, вооружённая агрессия и есть нарушение МГП.
• В пограничных конфликтах не допустить расстрела и уничтожения мирных граждан, живущих по обеих сторон границ, это также противоречить всем нормам МГП.
• На сегодняшний день необходимо окончательно решить три спорных вопроса: по участку Торт-Кочо, по дороге, ведущей в анклав Ворух и по спорным участкам в Баткенском и Лейлекском районах.
• Официальные власти Кыргызской Республики готовы решить пограничные конфликты анклава Ворух, путём обмена равнозначных земельных участков в Баткенском и Лейлекском районе Баткенской области. Однако того не хотят принять власти Таджикистана. Власти и население тех местностей уверены, что если вопрос с этой территорией, наконец, решится, то определённо снимется напряжение, и поводов для конфликтов на границе почти не останется.
• Есть ещё один путь решения пограничных конфликтов. Наша сторона откроет дорогу из Воруха в Таджикистан, которая будет использоваться как коридор только для проезда. Она пройдёт в объезд кыргызского села Ак-Сай. Этого не хотят принять власти Таджикистана, по мнению экспертов и определённых официальных кругов, обе варианты не выгодны Таджикистану.
• Наконец, осенью прошлого года, в Астане, Москва как третья сторона предложила выступить посредником между Кыргызской Республикой и Таджикистаном в решении приграничных проблем. Это вполне возможный путь решения пограничных проблем двух стран Центральной Азии. Было бы хорошо, если Москва имела в виду, что 1924-27 гг. Кыргызская Автономная Область (1924-27 гг.) и Кыргызская АССР (1927-36 гг.) находилась в составе РСФСР, а Таджикская АССР в составе Узбекской ССР.
Наконец, Глава Госкомитета национальной безопасности Кыргызской Республики Камчыбек Ташиев, который курирует пограничные вопросы страны, не раз заявлял, что мы «за» вышеизложенных предложений. Ибо население анклава Ворух из года в год растёт, а территориальные претензии, проблемы делимитации и демаркации границ на этом участке всё ещё не решены. Мы согласны и на установку приграничных ограждений, и на обмен участками. Ведь, в конце концов, намного лучше, когда есть определённость с границами, когда ясно, что здесь - ваше, а тут - наше. Нам главное, чтобы решили вопрос с Ворухом и обеспечить нам спокойную жизнь.
Будем, надеяться, что к концу 2023 года и наступающим 2024 году, мы наконец окончательно и бесповоротно решим все свои пограничные вопросы, споры и конфликты с Таджикистаном, который обеспечить мирную жизнь всего населения нашей страны. Хотя из уст нашего руководства было обещано, что пограничные вопросы, проблемы с демаркацией и делимитацией границ с Таджикистаном будет решено до конца 2022-23 года. Видимо, эти межзгосударственные вопросы, все ещё не нашли консенсуса как на верхах, так и соответствующих органах двух стран. Точно известно одно, что официальный Бишкек предпринимает все необходимые меры для урегулирования пограничной проблемы мирным путём.
Список литературы
1. Би-Би-Си, 17 сентябрь 2022 r.//https://www.bbc.com/russian/news-62940 264
2. Алма-Атинская Декларация (г. Алма-Ата, 21 декабря 1991 года)./ https://cis.minsk. by/page/178/alma-atinskaa-deklaracia-g-alma-ata-21-dekabra-1991-goda.
3. Данные о погибших и пострадавших взяты из открытых источников, СМИ, электронных ресурсов, которые отражали события в дни пограничных конфликтов; Азат-тык, 4 октября 2022 г., 10 января 2023 r.//https://rus.azattyk. org/a/32063424.html; Би-Би-Си, 17 сентябрь 2022 r.//https://www. bbc.com/ russian/news-62940264; Азаттык, 20 октябрь 2022 r.//https://rus.ozodi. org/a/ 3209 2764.html
4. Последствиядля гражданского населения в результате столкновений на границе между Кыргызстаном и Таджикистано. https://www.hrw.org/ru/news/2021/04/30/ 378629
5. Кактусмедиа, 17 сентябрь 2022 r.//https://kaktus.media/ doc/467238 konflikt na kyrgyzsko_tadjikskoy_granice._chto_izvestno_na_ytro_17_sentiabria. html; Спутник, 16 сентября 2022 г.; ТАСС 16 сентября 2022 г.// https://tass. ru/ info/15770985;
6. Хронология военной агрессии Таджикистана против Кыргызстана. Акипресс. 17 сентябрь 2022^.//https: //kg.akipress.org/news:l805282; Акипресс. 18 сентябрь 2022-ж. //https://kg.akipress.org/news:1805547; Kloop 26 сентябрь 2022 r.//https://ky. kloop.asia/ 2022/09/26/km-batkenden-evakuatsiyalangan-92-mi-den-ashyk-turgun-jl-r-n-kajta-bashtady/; Kyrgyztoday. kg. 17 сентябрь 2022-ж./ https://kyrgyztoday.org/archives/467794.
7. Азаттык 21-октябрь, 2022^./https://www.azattyk.org/a/32091269.html.
8. Азаттык 21-октябрь, 2022^./https://www.azattyk.org/a/32091269.html.
9. Кыргызско-таджикская граница: хронология конфликтов// https://rus.azattyk.org/a/ 32063424.html
10. Женевские конвенции 1949 г. -1, II, III и IV. https://www.icrc. org/ru/document/ zhenev-skie-konvencii-osnova-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava
11. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года// https://www.un.org/ ru/docu ments/ decl_conv/declarations/ intlaw_ principles.shtml.
12. Определение агрессии Утверждено резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 rofla//https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/aggression. shtml.
13. Алма-Атинская Декларация (г. Алма-Ата, 21 декабря 1991 rofla)./https://cis. minsk. by/page/178/alma-atinskaa-deklaracia-g-alma-ata-21-dekabra-1991-goda/
14. Определение агрессии Утверждено резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 rofla//https://www.un.org/ru/ documents/ decl_ conv/ conven tions/aggression.shtml.
15. Алма-Атинская Декларация (г. Алма-Ата, 21 декабря 1991 года)./ https://cis.minsk.by/page/178/alma-atinskaa-deklaracia-g-alma-ata-21-dekabra-1991-goda