КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КЫРГЫЗСКОЕ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Касей М.
Касей Муратбек - доцент, кафедра оркестрового дирижирования,
Кыргызский государственный университет культуры и искусства им. Б. Бейшеналиевой, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье расcмотрены проблемы сохранения и развития кыргызского народно-певческого исполнительского искусства. Отмечается место и роль кыргызского народно-певческого исполнительства, которое имеет важное значение в современном обществе. Особое внимание обращается на системные изменения, которые происходят в настоящее время в народно-певческом исполнительстве. Раскрывается сценическое воплощение народной песни на современном этапе и предлагается комплекс мер по сохранению и развитию народного песенного творчества и исполнительской культуры.
Ключевые слова: кыргызская народная песня, народное певческое исполнительство, импровизация, традиционное исполнительство, народное песнетворчество, музыкальная культура, исполнительская культура.
Одним из самых любимых и широко распространенных в музыкальной культуре направлений у кыргызов является песенное творчество. Певцы -мелодисты и акыны-импровизаторы бережно хранили и передавали из поколения в поколение традиции певческого исполнительского искусства. По этому поводу культуролог и музыковед Ч.Т. Уметалиева писала: «Издревле существовало целая «каста» певцов-импровизаторов, профессионально занимающихся своим ремеслом. Без акынов также не обходилось ни одно значительное общественное событие (свадьбы, пиры, поминки) и поэтические состязания» [7, с. 146]. Нам известны имена носителей народно-певческих традиций, пришедшие из глубины веков, такие как Балык, Музооке, Арстанбек, Сартпай, Женижок, Токтогул, Боогачы (XIX в.). В первой половине прошлого столетия (XX в.) их традиции продолжили народные певцы-импровизаторы - Сыртпай, Калмурат, М. Баетов, А. Огонбаев, Ш. Шеркулов, Б. Эгинчиев, М. Омурканова и другие. Во второй половине XX века на фольклорную эстраду прибывает следующее поколение исполнителей - А. Жумабаев, Ж.Т. Тыныбеков, А.Айталиев, Э. Турсуналиев, К. Досманбетова, Чабалдаев, З. Усенбаев и др. С 90-х годов и до наших дней появляются певцы как подлинно традиционного народного стиля, так и профессиональные интерпретаторы народной песни [5, с. 232].
В современных условиях проблема сохранения и развития кыргызского певческого исполнительского искусства в музыкальной культуре Кыргызстана занимает важное место. Изучение, сохранение и развитие кыргызского народно-песенного творчества и исполнительского искусства является актуальной и сложной задачей музыкознания. Изначально подлинному песенному творчеству и исполнительскому искусству были присущи такие характеристики, как традиционность, устно-профессиональность, импровизационность, обрядовость, многовариантность развития. В настоящее время многие из этих свойств теряют свою устойчивость и незыблемость. Сложность этой проблемы объясняется тем, что с изменением общественного уклада жизни, развитием технологических и коммуникативных средств, происходит трансформация народной песенной традиции и исполнительской культуры.
Традиционный певческий исполнительский процесс давно уже оторван от конкретных обрядов, национальных традиций и праздников. Постепенно уходит из исполнительской практики передача песенной исполнительской традиции от старшего поколения к младшему, в связи с этим теряются древние традиционные навыки певческого искусства. Проблему осложняет засилье массовой культуры, заполняющей эфир образцами западной эстрадной музыки.
Сегодня традиционный характер и подлинно народное содержание кыргызской песни постепенно трансформируются в ультрасовременное состояние с его бесконечным насыщением разнообразными элементами из таких жанров, как джаз, рок, поп, рэп и др. с вовлечением в народную музыку всевозможных стилевых черт. По этому поводу музыковед К.Ш. Дюшалиев писал, что «не менее важное влияние на творчество певцов-мелодистов оказала классическая и эстрадная музыка. И все это привело к тому, что в Киргизии возникла новая «волна» песенного фольклора с принципиально новым содержанием» [3, с. 51-52].
С другой стороны, сохранение и развитие кыргызской народной песенной традиции и исполнительской культуры связано с существенными сокращениями естественной среды обитания, её привычного социального окружения, а также невосполнимой утратой большинства носителей певческого искусства старшего поколения в сельской местности. Поэтому, главным средством сохранения и развития кыргызской народно-песенной исполнительской традиции становится восстановление и сохранение её в тех регионах Кыргызстана, где еще живы традиционные фольклорные ценности, обрядовые действия и другие этнические особенности. Именно в отдаленных регионах Кыргызстана, где наиболее полно сохраняется национальная идентичность народа, более сохраненной остается и народная песенная традиция как часть этнокультурного богатства кыргызского народа.
Сегодня социально-экономические и технологические преобразования в обществе, повышающие материально-жизненный уровень населения, не всегда позитивно влияют на духовное развитие народа. Зачастую культурное развитие общества нуждается в бытовании и развитии традиционных форм искусства. Сохранение же музыкальных традиций народа является неотъемлемым условием успешного развития целостной культуры кыргызского народа.
По мнению культуролога Н.Э. Усеновой, «сохранение культурного опыта человечества осуществляется при помощи трансляции и общения, процесс коммуникации является одной из важнейших составляющих функций культуры» [8, с. 163]. Однако, изменение экономического и культурного уклада жизни общества, технологические достижения, развитие коммуникативных средств неизбежно влияют на характер и содержание бытования национальной певческой исполнительской традиции. В результате с изменением условий жизнедеятельности населения появляются новые элементы народно-певческого исполнительства, которые отличаются от подлинных образцов.
Нынешняя молодёжь пытается «осовременить» кыргызскую народную певческую исполнительскую традицию и придать ей облик развлекательного эстрадного исполнительства, граничащего с музыкальным «шоу». К сожалению, подобный подход широко распространен не только в городской среде, но и в сельской местности. Чтобы решить эту проблему, нужно проводить системную работу по трансформации жизнедеятельности всей народно-певческой традиции. Для этого необходимо объединить творческие усилия научных деятелей, работников культуры, руководителей народно-певческих коллективов, этнографов, фольклористов, мастеров народно-певческого исполнительского искусства. По мнению Э.Ж. Каниметова, «сегодня сама музыка во многом утратила свою сакральную сущность. Всеобщее распространение музыки, её абсолютная доступность, а временами назойливость, делают настоятельно необходимым исследование музыки и музыкальной культуры в свете новых подходов» [4, с. 64].
В настоящее время для правильного направления путей сохранения и развития кыргызской народно-песенной культуры и исполнительской традиции, необходимо изменить общее направление социокультурных механизмов, определяющих пути их развития. Чтобы сохранить народно-певческую традицию, перед певцом-исполнителем стоят особые задачи:
1. Не искажать целостности, подлинности характера и содержания народной песни;
2. Сохранить жанровые особенности исполняемого произведения.
В настоящее время можно выделить два типа концертного исполнения: сольное исполнение народной песни с сопровождением музыкального инструмента (комуз, кыл кыяк) и исполнение народных песен в сопровождении фольклорного ансамбля или оркестра народных инструментов.
В фольклорной среде народный профессиональный певец исполняет песню, соблюдая традиционность стиля. А при её исполнении на сцене не подготовленными в народной манере исполнителями, возникает угроза утраты самобытности и подлинности произведения. Неизменно возрастает интерес к современным сценическим воплощениям народной песни. В настоящее время существуют три формы реализации и популяризации народной песни:
1) выступления народных певцов - хранителей подлинной песенной традиции;
2) исполнение народных песен фольклорным ансамблем и оркестром народных инструментов;
3) исполнение народных песен в обработке эстрадного ансамбля.
Со 2-й половины XX века на сцене появились новые формы кыргызского народного певческого исполнительского искусства, которые можно разделить на три периода:
Первый период (1965-1985-е гг.) был связан с творчеством и исполнительской деятельностью народного певца Рыспая Абдыкадырова - одного из основоположников нового направления, называемого «композитор-мелодист». Он исполнял собственные произведения под сопровождение аккордеона. Его исполнительское искусство способствовало появлению множества народных исполнителей в стиле этого направления, такие как К. Тагаев, А. Керимбаев, А. Атабаев и другие.
Второй период (1985-2000-е гг.) был связан с созданием фольклорного ансамбля «Камбаркан». Ансамбль развивал богатые традиции народно-певческой и инструментально-исполнительской культуры с современными выразительными средствами. Успех фольклорного ансамбля «Камбаркан» способствовал появлению множества аналогичных фольклорных коллективов такие, как «Саамал», «Ордо сахна» и их солистов [6, с. 229].
Третий период (с 2000 г. до сегодняшнего дня) стал новым этапом в жизни народной песни. На сцену стали выходить народные коллективы и исполнители, использующие в своем творчестве элементы эстрадного шоу и стилизацию. Это направление исполнительского искусства стало весьма популярным как среди профессиональных, так и среди самодеятельных коллективов и исполнителей. Оно фактически позволило адаптировать народную песню к новым эстетическим ориентирам. Уже прошло более двадцати лет с тех пор, как интерес публики к народной песне породил мощную индустрию многочисленных шоу, - это концерты, конкурсы, фестивали, в которых принимают участие исполнители народной песни, фольклорные коллективы и современные ансамбли.
На основе народной песни созданы стилизованные произведения с использованием приемов и художественных принципов народного исполнительства. Такая деятельность широко распространяется и в городе, и в селе. Поэтому сегодня молодое поколение не имеет представления о подлинном фольклоре, ему гораздо ближе и доступнее стилизация фольклорных образцов. Таким образом, народное певческое исполнительское искусство в своём развитии вышло на новый уровень художественного и сценического бытования. Это связано, с одной стороны, со
59
стилизацией народно-певческого исполнительства в различных жанрах и формах массовой музыкальной культуры (эстрада, джаз, рок, поп музыки и др.), с другой стороны, это связано с современными формами сценической интерпретации подлинных народных образцов.
Важнейшим аспектом сохранения и развития кыргызского народно-певческого исполнительства в современных социокультурных условиях является создание и развитие специальной социальной структуры, дающей ей жизнеобеспечение. В настоящее время, хотя наблюдается восстановление некоторых народных праздников и традиций, как Нооруз, Орозо айт, Курман айт и т.д., вследствие утраты большинством населения связи с подлинной фольклорной средой, мы не наблюдаем полное возрождение этнокультурной атмосферы для функционирования национальной певческой культуры.
Существовавшие ранее формы и жанры кыргызского музыкального народного творчества ушли из повседневной жизни народа, поскольку прекратили существование сами формы деятельности, породившие эти фольклорные жанры. Например, такие образцы, как «Оп майда» - одна из древнейших трудовых песен в земледельческом быту кыргызов; «Бекбекей» - древнейшие пастушеские песни, которые пели ночью молодые женщины и девушки, охранявшие в кочевьях отары овец; «Шырылдан» - старинная обрядовая песня-колядка конских пастухов, охранявших пасущиеся табуны лошадей от хищных зверей и воров. Однако эти песни не утратили своей художественной ценности. Некоторые жанры и формы народной певческой исполнительской культуры сохраняют по сей день свою жизнеспособность, поскольку сохранились их традиционные функции. Ярчайшим примером являются обрядовые песни, как «Жар-жар», «Кошок», «Жарамазан» и др. В свадебных песнях «Жар-жар» нашли отражение обычаи и семейные традиции кыргызского народа, связанные со свадебным обрядом. Мелодии этих песен звучат в быту с самыми различными лирическими текстами. «Кошок» - обрядовый скорбно-речитативный песня-плач, причитание по умершему. «Жарамазан» - популярная обрядовая песня-колядка. После 30-дневного мусульманского поста три дня празднуют «Орозо айт» и в эти дни исполняют «Жарамазан».
Важнейшей проблемой в процессе современного этапа существования традиционной народной музыкальной культуры являются глобализационные процессы, затронувшие область культуры и, в частности, музыкальное искусство. Здесь мы наблюдаем положительные и отрицательные последствия этих процессов. Конечно, глобализация открывает широкие возможности в культурных взаимосвязях между народами с помощью всеобщего информационного пространства. Однако, существует опасность размывания культурного многообразия, утраты самобытности народного искусства, именно музыкальных исполнительских традиций вследствие процессов культурной ассимиляции. Поэтому должна быть принята система мер по сохранению и развитию народной певческой исполнительской культуры: создание условий для сохранения и развития всех форм бытования народно-певческого искусства; сохранение, изучение, пропаганда и широкое просвещение в области традиционной певческой культуры; научное, материально-техническое, организационное и кадровое обеспечение реализации культурных программ по сохранению народно-певческого исполнительского искусства; обеспечить правовую и экономическую поддержку для носителей и исполнителей народно-песенной традиции; гарантировать научно-обоснованную и повсеместно ориентированную адаптацию народно-исполнительских традиций к современным социокультурным условиям; повсеместно провести популяризацию народно-певческой культуры на профессиональном уровне с использованием народного традиционного исполнительского метода «устат-шакирт».
«Устат-шакирт» («учитель-ученик») это давно закрепленное в фольклорной практике понятие, содержанием которой является передача знаний и
60
профессиональных навыков от учителя к ученику. Обнаружив певческий талант у молодого музыканта, певец-учитель брал его к себе на воспитание. У выдающихся певцов бывало по несколько учеников. Например, у Токтогула были такие ученики, как Коргол Досуев, Атай Огонбаев, Калык Акиев и др. По этому поводу В. Виноградов писал: «Молодой, начинающий комузчу или певец, как правило, первые исполнительские навыки приобретает в результате общения со многими старшими по ремеслу товарищами. Овладев известной суммой навыков, репертуаром, юный музыкант, обративший на себя внимание мастера, иногда становился его учеником, т. е. ездил с ним по аилам, переманил его мастерство и с течением времени заменял его» [1, с. 185].
Значение проблемы сохранения и развития, а также изучения и популяризации кыргызской народно-певческой культуры обусловлено особенностями и характером её бытования, тесно связанных со спецификой национальных традиций, обрядов и обычаев. Как уже было сказано, в настоящее время большой пласт кыргызского песенного фольклора уходит из современной жизни, поскольку основными его носителями являются пожилые люди, преимущественно проживающие в отдаленной сельской местности. Поэтому всеобщей задачей по организации работы для сбора и сохранения фольклорного песенного материала и традиционного певческого исполнительства, видится разработка целой системы мер по сохранению и развитию традиционных форм народной певческой культуры.
Для решения этой проблемы большую роль играет государственная культурная политика республики, в которой в последние годы наблюдаются новые позитивные шаги по поддержке кыргызской национальной культуры со стороны официальных структур. В частности, особое внимание уделяется сохранению и развитию традиционных форм музыкально-исполнительской культуры. Для сохранения и развития народно-певческого исполнительства на современном этапе, необходима реализация комплексных действий, которые можно объединить в следующие направления:
1. Вовлечение детей и подростков в народное певческое исполнительство, проведение детских фольклорных песенных праздников, конкурсов и фестивалей;
2. Общественная информационная поддержка, куда относится увеличение числа теле-, радио-, интернет-программ и проектов, посвященных народно-певческой культуре. Увеличение количества и улучшение качества выступлений народных исполнителей. Привлечение квалифицированных и профессиональных педагогов и исполнителей, научных работников и т.д. в работе сохранения и развития народно-песенной культуры и исполнительской традиции;
3. Создание соответствующей исследовательской и образовательной базы. Оказание методической помощи самодеятельным коллективам народного музыкального творчества со стороны профессиональных исполнителей и специалистов. Необходимо актуализировать научно-исследовательскую работу с фольклорными, этнографическими и историческими материалами, а также возобновить творческие экспедиции по сбору уникальных образцов народной песенной традиции и исполнительской культуры.
В 60-е годы XX века работы по сбору и записи народного творчества проводились регулярно. По этому поводу музыковед В.В. Янковский пишет: «Почти ежегодными стали экспедиции в районы республики, обогатившие кабинет Союза композиторов новыми записями. Что касается серьезного изучения и публикации сборников и записей народной музыки, то такая работа оставалась еще на подготовительной стадии» [9, с. 146]. К сожалению, такие работы не проводятся уже более 30 лет.
В заключение следует отметить, что, несмотря на социально-экономические трудности и некоторые негативные общественно-политические тенденции, происходящие в Кыргызстане за последние десятилетия, в стране наблюдается неизменный интерес населения к народной песенной традиции и исполнительскому
61
искусству. Повсеместное возрождение традиционных праздников и обрядов свидетельствуют о духовном возрождении кыргызского народа. Заметно стремление молодежи к участию в концертах, культурных мероприятиях в масштабе своего города, села, района, области. А это означает, что «без исторической памяти - нет традиции, без традиции - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа» [2, с. 89].
Таким образом, роль народной песенной традиции и исполнительской культуры в сохранении и развитии кыргызской национальной культуры огромна. Адаптируясь к изменяющимся современным социокультурным условиям, этот пласт культуры имеет выдающееся значение в сохранении духовного мира нации и культурной преемственности поколений.
Список литературы
1. Виноградов В.С. Кыргызская народная музыка. Фрунзе: тип. №1, Главиздат Минкультуры КР. 1958. 236 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 304 с.
3. Дюшалиев К.Ш. Кыргызские народные песни // О кыргызской музыке: сб. ст., под общ. ред. А.С. Мельникер; сост. К.Ш. Дюшалиев. Ф.: Кыргызстан, 1984. 104 с.
4. Каниметов Э.Ж. Онтологические аспекты музыки и ценность традиционной музыки // Известия национальной академии наук Кыргызской Республики», 2019. № 2. С. 64-67.
5. Касей МИстория кыргызского народного певческого исполнительского искусства: учебник для музыкальных вузов и училищ. Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2017. 480 с.
6. Касей МИнструментоведение: учебник для музыкальных вузов и училищ. Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2017. 248 с.
7. Уметалиева Ч.Т. Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование. Бишкек: Бийиктик, 2008. 290 с.
8. Усенова Н.Э. Память как явление преемственности в интерпретации традиционной музыки // Известия национальной академии наук Кыргызской Республики, 2018. № 2. С. 160-163.
9. Янковский В.В. Музыкальная культура Советской Киргизии. Ф.: «Илим», 1982. 168 с.