Научная статья на тему 'Квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки "Туризм"'

Квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки "Туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / КВЕСТ-ЭКСКУРСИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковская Е.В., Посохова Н.В., Ефремова Н.В., Штанько Е.С., Калашникова Н.Н.

На современном этапе развития общества инновационные методы в образовании рассматриваются как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. Авторы статьи доказывают, что квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки «Туризм», способствует развитию интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей, самостоятельности обучающихся в условиях ФГОС 3++, повышение эффективности образовательного процесса. С целью изучения необходимости внедрения квест-экскурсии в образовательный процесс, авторами статьи было проведено анкетирование среди студентов Белгородского государственного института искусств и культуры направления подготовки «Туризм». Результаты показали, что немногие студенты знают, что собой представляет квест-экскурсия, мало кто из них участвовал и знает, что это инновационный метод обучения. Как раз благодаря этому квест-экскурсии как новое направление стоит развивать и внедрять в учебный процесс, так как студентам интересны новации в образовательном процессе. Заинтересованность современных студентов во внедрении в учебный процесс квест-экскурсии уже появляется, поэтому преподавателям высших учебных заведений необходимо взять на вооружение, внедрять и развивать данный инновационный метод в обучении студентов направления подготовки «Туризм». В связи с проведенным анализом заинтересованности студентов квест-экскурсиями, авторами статьи разработана квест-экскурсия «Артефакты Белгорода». Данная квест-экскурсия направлена на развитие личности студента, его интеллектуальных способностей, коммуникабельности, взаимодействие в команде и общую психофизическую разгрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харьковская Е.В., Посохова Н.В., Ефремова Н.В., Штанько Е.С., Калашникова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки "Туризм"»

Квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки «Туризм»

Харьковская Елена Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», elena.xarkovsksaya@mail.ru

Посохова Наталья Викторовна.

кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», natalina_76@mail.ru

Ефремова Нина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», skibd@bgiik.ru

Штанько Елена Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», es87rus@yandex.ru

Калашникова Надежда Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности и туризма, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», kalashnikova_nadejda@rambler.ru

На современном этапе развития общества инновационные методы в образовании рассматриваются как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. Авторы статьи доказывают, что квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки «Туризм», способствует развитию интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей, самостоятельности обучающихся в условиях ФГОС 3++, повышение эффективности образовательного процесса.

С целью изучения необходимости внедрения квест-экскурсии в образовательный процесс, авторами статьи было проведено анкетирование среди студентов Белгородского государственного института искусств и культуры направления подготовки «Туризм». Результаты показали, что немногие студенты знают, что собой представляет квест-экскурсия, мало кто из них участвовал и знает, что это инновационный метод обучения. Как раз благодаря этому квест-экскурсии как новое направление стоит развивать и внедрять в учебный процесс, так как студентам интересны новации в образовательном процессе. Заинтересованность современных студентов во внедрении в учебный процесс квест-экскурсии уже появляется, поэтому преподавателям высших учебных заведений необходимо взять на вооружение, внедрять и развивать данный инновационный метод в обучении студентов направления подготовки «Туризм». В связи с проведенным анализом заинтересованности студентов квест-экскурсиями, авторами статьи разработана квест-экскурсия «Артефакты Белгорода». Данная квест-экскурсия направлена на развитие личности студента, его интеллектуальных способностей, коммуникабельности, взаимодействие в команде и общую психофизическую разгрузку. Ключевые слова: инновации, студенты, вуз, квест-экскурсия, образование.

Тотальная модернизация современного высшего образования направлена на профессиональную подготовку будущих специалистов, способных умело адаптироваться в сложившихся социально-экономических условиях. Усиливающиеся темпы инновационного развития российского общества обуславливают потребность в высококвалифицированных специалистах, отличающихся творческой активностью, коммуникабельностью, универсализмом, самостоятельностью, своеобразием мышления, способностью работать в группе, готовностью к инновациям [6, с. 148].

Модернизация подготовки высококвалифицированных кадров в сфере туризма должна включать следующий комплекс мероприятий:

- совершенствование образовательной системы в России;

- увеличение проведения числа практических занятий на базе туристских и гостиничных комплексов;

- увеличение доли производственных практик на предприятиях от общего количества часов [4].

Переход на новый государственный стандарт подготовки специалистов для сферы туризма обозначает ряд важных образовательных задач, решаться которые должны не только комплексно в рамках основной образовательной программы, но и в содержании каждого отдельно взятого учебного курса. В определенной степени решению проблемы актуализации практической подготовки для туристской сферы способствует реализация в обучающем процессе инновационных методов обучения [5, с. 112].

На современном этапе развития общества инновационные методы в образовании рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. Раскрыты уникальные дидактические возможности инновационных технологий для активизации процесса обучения, повышения научности, наглядности и доступности обучения, для обеспечения индивидуальности, адаптивности и интерактивности обучения. В ряде теоретических и экспериментальных исследований подтверждается высокая эффективность комплексного применения разного рода средств современных инновационных технологий

[3, с. 27].

Квест-экскурсия как инновационный метод обучения студентов направления подготовки «Туризм», способствует развитию интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей, самостоятельности обучающихся в условиях ФГОС 3++, повышение эффективности образовательного процесса, создание комфортных условий обучения на прак-

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о с

СП ^

о

сч

01 г

тических и им равных занятиях, при которых обучающиеся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [1, с. 15].

Использование квест-экскурсии в обучении предполагает демократизацию образовательного процесса. Все участники образовательного процесса (преподаватель и обучающиеся) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют служебные ситуации и действуют как равноправные партнеры [11, с. 174]. Суть использования квест-экскурсии в образовательном процессе состоит в погружении обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества и обуславливает разрешение проблем экономического, туристического пространства региона.

Квест-экскурсияявляется в данном случае одним из перспективных вариантов, так как является усовершенствованной формой обучения студентов с элементами игры и ещё малоизвестна в образовательном процессе. В данном виде используются методы игры, которые способны привлечь внимание большой группы студентов и заинтересовать в изучении культурных объектов наряду с практическим применением [8].

Квест (в пер. с англ. - «загадка», «головоломка») изначально существовал как компьютерная игра, основным заданием которого было освобождения из комнаты с использованием различных предметов в ней и подсказок. Чаще всего в квесте были задачи на логическое мышление [12].

Квест-экскурсия - это изучение объектов с помощью игровых заданий и сюжетной линии посредством освоения новых навыков поиска информации и общения, и их применения в данной ситуации.

Сущность квест-экскурсии заключается в знакомстве и изучении культурного наследия путем получения новых знаний с помощью приобретения новых навыков в процессе изучения.

Данный вид обучения полезен для всестороннего развития личности, командного сплочения и общей физической и моральной разрядке обучающихся.

Квест-экскурсия - это игра, в ходе которой участники выполняют различные задания на логическое мышление, приобретая навыки взаимодействия с командой, поиска информации и умение применять её для достижения конечной цели миссии [2, с. 483].

Спомощью квест-экскурсии можно проводить лекции, мастер-классы, беседы. Соответственно, особенность образовательного процесса при использовании интерактивной карты состоит в выдвижении на первый план показа, а приложением к ней - рассказа [7].

С целью изучения необходимости внедрения квест-экскурсии в образовательный процесс, нами было проведено анкетирование среди студентов Белгородского государственного института искусств и культуры направления подготовки «Туризм».

В процессе анкетирования было опрошено 20 студентов. Данное анкетирование было проведено с помощью личного опроса респондентов.

В ходе анкетного опроса были получены следующие данные:

На первый вопрос «Знаете ли вы что такое квест-экскурсия?» были даны следующие ответы (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли вы что такое квест-экскурсия?»

Анализ ответов на первый вопрос позволяет нам узнать степень знаний студентов о квест-экскурсиях. По результатам ответов респондентов 69 % опрошенных знают, что такое квест-экскурсия, 18 % не знают, но хотят узнать, а 12 % не знают. Вариант ответа «не знаю, но хотелось бы узнать» позволяет нам проанализировать степень заинтересованности молодых людей в познании инновационного метода обучения.

В ходе ответа на следующий вопрос анкеты, «Какой потенциал для проведения квест-экскурсий существует в Белгородской области?» мы выявили что, большинство молодых людей считает, что Белгородская область обладает большим потенциалом для проведения квест-экскурсий (40 %), а 3 % верят в то, что у нее есть огромный потенциал. Равное количество респондентов убеждены, что у области есть небольшой (25 %) и совсем небольшой потенциал (25 %), а в том, что у нее нет потенциала уверены 6 % опрошенных (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос, «Какой потенциал для проведения квест-экскурсий существует в Белгородской области?»

Ответ на вопрос «Хотелось бы вам, чтобы квест-экскурсия как инновационный метод обучения был внедрен в учебный процесс? показал следующие результаты, что наибольшее число

молодых людей очень хотели бы, чтобы квест-экскурсии была внедрена в учебный процесс (52 %), а 25 % опрошенных скорее хотели бы этого. Совсем не заинтересованы во внедрении в учебный процесс квест-экскурсии 10 % опрошенных студентов, 7 % скорее не хотели бы этого, а 6 % затруднились в ответе (см. рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Хотелось бы вам, чтобы квест-экскурсия как вид культурно-познавательного туризма развивалась в Белгородской области?»

Данные ответы на вопрос говорят нам о том, что в целом, студенты направления подготовки «Туризм» Белгородского государственного института искусств и культуры хотят, чтобы квест-экскурсии как инновационный метод обучения были внедрены в учебный процесс, меньшее количество человек не заинтересованы в этом, а некоторые даже не представляют из чего она состоит, что говорит о высокой степени новаторства данного вида.

Еще один вопрос анкеты «Оцените важность каждого фактора при проведении квест-экскурсии» позволил нам выявить какие факторы при проведении квест-экскурсии респонденты считают наиболее важными(см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Оцените важность каж-

1 2 3 4 5

Подача материала экс- 0 0 0 5% 95%

курсии

Привлекательность 0 0 0 27% 73%

программы квеста

Степень сложности 7% 6% 24% 31% 31%

Количество участников 19% 7% 47% 0 27%

Наличие награды по 6% 6% 34% 20% 34%

итогам квест-экскурсии

Так, наиболее важными факторами при проведении квест-экскурсии стали подача материала экскурсии, так как для 95 % респондентов этот фактор является одним из самых важных, и привлекательность программы квеста, так как 73 % опрошенных студентов ответили в пользу важности фактора.

Причем стоит уделять большее внимание экскурсионной части, так как, сравнивая эти два фактора, молодые люди отвечали более активно в пользу подачи материала экскурсии (95 % опрошенных против 73 %).

Степень сложности для большинства респондентов (62 %) важна. 24 % испытуемых ответили в пользу нейтральности данного фактора, а 13 % сочли его не важным.

По количеству участников в квест-экскурсии мнения разделились. Большинство участников опроса (47 %) почитали данный фактор одним из важных, но не на первом месте. Остальные 27 % сочли фактор важным, а 26 % опрошенных не особо важным.

При чем, сравнивая 2 предыдущих фактора, респонденты отвечали более активно в пользу важности для них степени сложности как фактора при проведении квест-экскурсии.

По поводу наличия награды по итогам квест-экскурсии большинство респондентов (88 %) разделилось. 54 % ответили в пользу важности данного фактора, 34 % опрошенных студентов придерживаются мнения о нейтральности фактора при проведении квест-экскурсии, а 12 % считают его не особо важным.

Если сравнивать все 5 факторов по степени важности при проведении квест-экскурсии, то их можно расположить следующим образом:

1) Подача материала экскурсии (95 %);

2) Привлекательность программы квеста (73

%);

3) Наличие награды по итогам квест-экскурсии (34 %);

4) Степень сложности (31 %);

5) Количество участников (27 %).

Подводя итог, мы можем назвать анкетирование весьма эффективным практическим методом в изучении необходимости внедрения квест-экскурсии в образовательный процесс вуза.

Результаты показали, что немногие студенты знают, что собой представляет квест-экскурсия, мало кто из них участвовал и знает, что это инновационный метод обучения. Как раз благодаря этому квест-экскурсии как новое направление стоит развивать и внедрять в учебный процесс, так как студентам интересны новации в образовательном процессе [9, с. 204]. Заинтересованность современных студентов во внедрении в учебный процесс квест-экскурсии уже появляется, поэтому преподавателям высших учебных заведений необходимо взять на вооружение, внедрять и развивать данный инновационный метод в обучении студентов направления подготовки «Туризм».

В связи с проведенным анализом заинтересованности студентов квест-экскурсиями, нами была разработана квест-экскурсия «Артефакты Белгорода». Данная квест-экскурсия направлена на развитие личности студента, его интеллектуальных способностей, коммуникабельности, взаимодействие в команде и общую психофизическую разгрузку.

Данная квест-экскурсия представляет собой синтез экскурсионной части с игровыми заданиями. Проводится для групп студентов от 6 до 20 человек. Продолжительность квест-экскурсии составляет 4 часа. Перед началом квест-экскурсии

о о ш и т

г

т

О т э т Д А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

преподавателем разъясняются правила проведения экскурсии и командное деление на группы.

Во время проведения квест-экскурсии группы участников выполняют задания и зарабатывают баллы для команды, вследствие чего на финише определяется команда-победитель и самый активный участник. Каждое задание имеет особенности, характерные для объекта исследования.

На каждом этапе проведения квест-экскурсии в конце осмотра студентам предлагается кратко самостоятельно осмотреть объект показа и сделать фото на память.

Квест-экскурсия «Артефакты Белгорода» состоит из 7 этапов, среди которых Этап 1 - старт, а Этап 7 - финиш.

7 этапов квест-экскурсии «Артефакты Белгорода»:

1. Поклонный крест в честь Кирилла и Мефо-дия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Детская библиотека им. А.А. Лиханова.

3. Памятник геодезисту и Номера Вейнбаума.

4. Памятник С.А. Дегтяреву.

5. Городское кафе «Орион» и Аллея Дружбы Народов.

6. Соборная площадь и Драматический театр им. М.С. Щепкина.

7. Сквер у Драматического театра им. М.С. Щепкина.

На каждом из этапов предполагается синтез экскурсионной и игровой частей. Во время перехода от одного этапа к другому рассказывается общая экскурсионная часть об истории Белгорода.

Всего в квест-экскурсии «Артефакты Белгорода» существует 11 интеллектуальных заданий; 8 заданий-игр, одно из которых не предполагает начисление баллов («Знакомство»); 3 экскурсии в объекты архитектурного наследия.

По окончанию квест-экскурсии «Артефакты Белгорода» подсчитываются результаты участия команд, и объявляется победитель по наибольшему количеству баллов. Команда-победитель награждается почетными призами и грамотами победителя. Те команды, которые не стали победителями также награждаются поощрительными подарками.

Таким образом, данный вид организации образовательного процессаможет оказывать положительное влияние как на отдельно взятого человека, собранную в команду группу студентов. Квест-экскурсия как инновационный метод основан на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на индивидуальный (групповой) опыт, обязательной обратной связи [10, с. 89]. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, „ накоплением совместного знания, умения, возЕ можности взаимной оценки и контроля.

5? Литература

N 1. Алексеева Н.Д. Квест-экскурсия как иннова-

? ционная форма экскурсионной деятельности / Н.Д.

z Алексеева, Е.В. Рябова // Вектор науки Тольяттин-

ского гос. ун-та. - Сер. : Педагогика, Психология, 2015. - № 1.- с. 14-18.

2. География туризма : учебник / под ред. А.Ю. Александровой. - М. : КноРус, 2015. - 592 с.

3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии; Академия - Москва, 2010. - 288 с.

4. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.А.Зайцева. - М. : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. -368 с. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/518080 (дата обращения: 16.09.2019).

5. Изотова М.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. - М. : Научная книга, 2006. - 136 с.

6. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. -М.: Academia, 2018. - 256 с.

7. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет-образования, 2002. - № 7. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_07 (дата обращения: 28.09.2019).

8. Свистунов А.В., Афанасьева Н.В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма [Электронный ресурс] / А.В. Свистунов, Н.В. Афанасьев // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 11. - Электрон. текстовые данные. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (дата обращения: 26.09.2019).

9. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 201-206.

10.Современные педагогические технологии. Основная школа. - М. : КАРО, 2013. - 176 c.

11.Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. -М. : Академия, 2013. - 208 c.

12.Dr. Damodharan V.S. ACCA, AICWA and Mr. Rengarajan.V AICWA, Innovative Methods of Teaching.

Quest tour as an innovative method of teaching students in the

tourism direction Kharkovskaya E.V., Posokhova N.V., Efremova N.V., Shtanko E.S., Kalashnikova N.N.

Belgorod State Institute of Arts and Culture

At the present stage of development of society, innovative methods in education are considered as the process of intellectualization of the activities of the student and student, as the immersion of a person in a new intellectual environment. The authors of the article prove that the quest excursion as an innovative method of teaching students in the "Tourism" training direction contributes to the development of intellectual, creative, professional abilities, students' independence in the conditions of GEF 3 ++, and an increase in the efficiency of the educational process. In order to study the necessity of introducing quest excursions into the educational process, the authors of the article conducted a survey among students of the Belgorod State Institute of Arts and Culture in the tourism direction of training.

The results showed that few students know what a quest tour is, few of them participated and know that this is an innovative teaching method. Just because of this quest excursions as a new direction should be developed and implemented in the educational process, as students are interested in innovations in the educational process. The interest of modern students in introducing quest excursions into the educational process is already appearing, therefore, teachers of higher educational institutions need to adopt, implement and develop this innovative method in teaching students the tourism direction.

In connection with the analysis of students' interest in quest excursions, the authors of the article developed a quest excursion "Belgorod Artifacts". This quest tour is aimed at developing the student's personality, his intellectual abilities, sociability, team interaction and general psychophysical unloading.

Keywords: innovation, students, university, quest tour, education.

References

1. Alekseeva N.D. Quest tour as an innovative form of excursion

activity / N.D. Alekseeva, E.V. Ryabova // Vector of science of the Togliatti state. un-that. - Ser. : Pedagogy, Psychology, 2015. - No. 1.- p. 14-18.

2. Geography of tourism: textbook / ed. A.Yu. Alexandrova. - M.:

KnoRus, 2015 .-- 592 p.

3. Goslova M.N. Innovative pedagogical technologies; Academy -

Moscow, 2010. - 288 p.

4. Zaitseva N.A. Service and tourism management: a tutorial [Electronic resource] / N.A. Zaitseva. - M.: Forum, SIC INFRA-M, 2016 .-- 368 p. - The electron. text data. - Access mode: http://znanium.com/catalog/product/518080 (accessed date: 09.16.2019).

5. Izotova M.A. Innovations in sociocultural service and tourism /

M.A. Izotova, Yu.A. Matyukhina. - M.: Scientific book, 2006. -136 p.

6. Matyash, N.V. Innovative pedagogical technologies: Project training / N.V. Matyash. - M.: Academia, 2018 .-- 256 p.

7. Nikolaeva N.V. Educational quest projects as a method and means of developing students' information activity skills [Electronic resource] // Issues of Internet education, 2002. - No. 7. - Electron. text data. - Access mode: http://vio.fio.ru/vio_07 (accessed date: 09/28/2019).

8. Svistunov A.V., Afanasyeva N.V. Quest tour as an innovative

direction for the development of regional tourism [Electronic resource] / А.V. Svistunov, N.V. Afanasyev // Modern scientific research and innovation. - 2015. - No. 11. - Electron. text data. -Access mode: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (accessed: 09/26/2019).

9. Simonenko N.N. Management of educational services using innovative teaching methods // Bulletin of the Pacific State University. - 2012. - No. 2. - S. 201-206.

10. Modern pedagogical technologies. Basic school. - M.: KARO, 2013 .-- 176 p.

11. Fedorov V.A. Pedagogical technologies of vocational education quality management / V.A. Fedorov, E.D. Kolegova. -M. : Academy, 2013 .-- 208 p.

12. Dr. Damodharan V.S. ACCA, AICWA and Mr. Rengarajan.V AICWA, Innovative Methods of Teaching.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

O

m

O

DI

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.