Научная статья на тему 'КВАРТИРНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В 1918-1941 ГГ'

КВАРТИРНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В 1918-1941 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАРТИРНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА / ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КАЗАРМЕННОГО ФОНДА / ВОЕННО-КОММУНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МОРСКОЙ КОМИССАРИАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селеменев Вадим Николаевич

В статье обозначены проблемы, характерные для периода становления и развития квартирно-эксплуатационной службы Балтийского флота, а также рассмотрены основные этапы её деятельности с 1918 по 1941 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACCOMMODATION AND MAINTENANCE SERVICE OF THE BALTIC FLEET IN 1918-1941

The paper outlines the problems typical of the time when the Baltic Fleet accommodation and maintenance service was established and developed, and also looks at the main stages in its activity from 1918 to 1941.

Текст научной работы на тему «КВАРТИРНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В 1918-1941 ГГ»

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В.Н.Селеменев

КВАРТИРНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

в 1918—1941 гг.

mwitm

Сведения об авторе. Селеменев Вадим Николаевич — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военно-системных исследований материально-технического обеспечения ВС РФ) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (Санкт-Петербург. E-mail: selvad@bk.ru).

Аннотация. В статье обозначены проблемы, характерные для периода становления и развития квартирно-эксплуатационной службы Балтийского флота, а также рассмотрены основные этапы её деятельности с 1918 по 1941 год.

Ключевые слова: квартирно-эксплуатационная служба Балтийского флота; обслуживание и эксплуатация жилищно-казарменного фонда; военно-коммунальные органы; Морской комиссариат.

Ещё до официальной даты образования Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) 29 января (11 февраля) 1918 года объективная реальность заставила решать задачи по его квар-

тирному обеспечению. Например, ремонтно-строительный и квартирный комитеты Кронштадтского совета рабочих и солдатских депутатов приступили к работе уже 10 января 1918 года.

В архивных документах отмечалось, что к началу работ у этих комитетов не имелось в распоряжении ни копейки денег, ни одного гвоздя, доски и листа железа, ни фунта белил, ни мебели для

нормальной работы. Первоначально комитеты, образно говоря, представляли собой «новорождённого младенца, у которого, кроме души и тела, ничего

не имеется»

Оценивая общее состояние флота в то время, М.В. Фрунзе писал: «В общем ходе революции и случайностях Гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжкие удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни и работе флота ещё большую роль, чем во всех других родах оружия, потеряли целый ряд морских баз и, наконец, потеряли основное ядро и рядового краснофлотского состава. В сумме всё это означало, что флота у нас нет». Ещё в большей степени разруха касалась материальной, ремонтно-строительной и эксплуатационной базы Балтийского флота. Таким образом, вновь созданные военно-коммунальные органы флота оказались фактически у «разбитого корыта». Квартирный комитет начал свою работу с общей оценки жилого фонда, расселения из подвалов и чердаков бедноты, выбора метельщиков и старост. Попутно выяснял необходимость ремонта помещений, принимал движимое и недвижимое имущество по описям2.

В 1919 году строительная часть Петроградского во-

енного порта объединила в себе обслуживание зданий и сооружений порта как в техническом, так и в хозяйственном отношении. При этом все здания и сооружения Морского комиссариата, расположенные в Петрограде, для удобства обслуживания разделялись на четыре дистанции:

1-я дистанция располагалась вокруг здания Главного адмиралтейства и обслуживала 12 зданий, не считая сооружений вроде пристаней и спусков по левому берегу Невы;

2-я дистанция обслуживала 42 здания, расположенных около управления Петроградского военного порта;

3-я дистанция — 161 здание Моркома в Гребном порту и на Васильевском острове;

4-я дистанция — 41 здание, включая Морской госпиталь и здания бывшего Гвардейского экипажа3.

Так, в январе 1919 года казармы бывшего Гвардейского экипажа занимал 1-й морской береговой отряд. Все помещения находились в образцовом порядке. Уборная, кухня, столовая содержались в полной чистоте, но кухня нуждалась в ремонте. Двор содержался в порядке, мусор периодически вывозился средствами порта4.

По смете строительства Кронштадтской крепости

на 1920 год (устройство, оборудование и содержание Кронштадтской крепости) предусматривались строительные работы, капитальный ремонт зданий и сооружений, обыкновенный ремонт зданий, отопление, освещение, содержание зданий в чистоте и опрятности5.

Тем не менее флот испытывал трудности с расквартированием личного состава. Так, в мае 1922 года из-за недостатка помещений большинство экипажа линейного корабля «Полтава» размещались по квартирам, что служило причиной нарушений воинской дисциплины6.

Учебный отряд подводного плавания размещался в двух домах на Васильевском острове Петрограда. В первом здании находились классы, канцелярия и часть команды. Во втором — команда, библиотека, кухня и другие хозяйственные помещения. Эти дома оказались совершенно неприспособленными для казарменных помещений. Оба дома — барские особняки старой постройки. Здесь наряду с большими по размеру комнатами, высокими расписными потолками и огромными зеркалами, каминами и дорогими обоями были узкие тёмные коридоры, ма-

лоразмерные комнатушки для прислуги, совершенно не приспособленные для общежития.

Вследствие этого помещения использовались нерационально, они никогда не были заняты целиком, часть комнат оставались пустыми, что влекло за собой в зимнее время замораживание водопровода и канализации и связанный с этим лишний ремонт. Имевшаяся там мебель, а

потом и деревянные полы нередко шли на дрова.

Однако комнаты, в которых размещалась команда, были в приличном состоянии: полы вымыты, мебель исправна, койки с матрацами и постельным бельём содержались удовлетворительно. Ощущался недостаток в столиках, а также в скамьях в столовой, из-за чего людям иногда приходилось обедать стоя. Кухня и уборная содержались бо-

лее или менее удовлетворительно. Водопровод частично был неисправен7.

9 сентября 1921 года, впервые после начала Гражданской войны, начальник Морских сил Балтийского моря М.В. Викторов произвёл смотр практической эскадры МСБМ и морской крепости Кронштадт. Состояние береговых сооружений, жилого и казарменного фонда было удручающим.

Таблица 1

Объём ремонтных работ в Кронштадтской морской крепости и Кронштадтском военном порту (1921 г.)

№ Название Ремонт в переводе на новое строение (тыс. руб.)

1-я гр. 2-я гр.

Кронштадтская крепость

1 Уборка порта после бомбардировки 230

2 Достройка объездного пути на 2-й версте Ирининской железной дороги 200

3 Устройство водопровода и постройка в форте Краснофлотском 300

4 Возобновление брустверов после разрушения 350

5 Ремонт паровоздушного отопления 12 батарей 300

6 Ремонт помещения лабораторной роты 300

7 Капитальный ремонт телефонно-телеграфной линии 250

8 Ремонт пути Ижорской железной дороги 150

9 Переустройство канализаций зданий Минного городка 250

10 Ремонт служебных построек 100

11 Капитальный ремонт лестниц 70

12 Ремонт хлебопекарни 200

13 Ремонт воинских зданий 550

14 Ремонт артиллерийских сараев 350

15 Ремонт центральных водокачек 200

Итого 2330 1470

Кронштадтский военный порт

1 Ремонт Морского госпиталя 200

2 Ремонт казарм 230

3 Ремонт мастерских 260

4 Ремонт водопровода и канализации 276

5 Ремонт набережных 300

6 Ремонт доков 250

7 Мощение портовой территории 150

Итого 1666

Составлена по: РГА ВМФ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 18. Л. 80.

В сентябре 1921 года Главное управление военно-морских строительных работ Балтийского моря включало:

• начальника управления и двух его помощников;

• общий отдел (отделение личного состава и мобилизации, отделение статисти-ко-информационное, регистратура);

• технический отдел (чертёжная, отделение портовых работ, отделение крепостных работ, отделение разных работ);

• хозяйственно-материальный отдел (материальное отделение, хозяйственное отделение, транспорт);

• финансово-сметный отдел (сметное отделение, счётно-кассовое отделение, отделение натуроплаты, бухгалтерия)8.

Предполагавшийся объём ремонтных работ в Кронштадтской морской крепости и Кронштадтском военном порту на 1921 год указан в таблице 1.

На выполнение строительных работ влияло обеспечение заявок на текущее строительство Главстро-мора. Так, на 1921 год они удовлетворялись в незначительном объёме (см. табл. 2).

В пятилетнем плане на 1926-1931 гг. по главному военному порту Балтийского моря подлежали ремонту в Новой Голландии: склады, здание управления, казармы «Июньских дней», «Краснофлотские», морской госпиталь; плавсредства порта - здания мастерских и складов, казарма «Освобождение», имение Сладкова (Политическое училище и Школа подводного плавания), Военно-морская академия, Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, жилые дома для комсостава9.

До 1 октября 1927 года строительные работы по Наркомвоенмору (НКВМ) на Балтийском море выполнялись:

• по береговой обороне — управлением начальника-инженера;

• в портах — строительной частью и по гидроавиации — строительными комиссиями. Все органы в техническом отношении подчинялись военно-строительному управлению Управления снабжения РККА. В соответствии с приказами РВС СССР № 506/97 и № 528/101 от 1927 года производилась реорганизация аппаратов строительных структур в отношении как функционала, так и их состава.

Все плановые работы по береговой обороне стали производиться управлением начальника-инженера. Все необоронительные работы, квартирное довольствие и эксплуатация зданий и сооружений береговой обороны передавались в главный порт Балтийского моря.

В военных портах создавались военно-строитель-

Таблица2

Обеспечение заявок на текущее строительство Главстромора (1921 г.)

Для полного восстановления Заявка на 1921 г. Утверждённая программа СТО Исполнение

Количество Проц. от заявки

Количество работ нового строения, куб. саж. в три раза больше от заявки 320 тыс. 32 765 10,2 9240

Денежные суммы 80 млрд 9 700 000 12,1 1 990 949 267

Рабочая сила 65 тыс. 10 571 16,3 2827

Материалы:

дерево, куб. фут. 35 млрд 4 430 000 12,7 84 тыс.

металл, пуд 900 тыс. 97 000 10,8 700

цемент, пуд 2 800 000 233 700 8,3 48 300

кирпич, шт. 19 500 000 2 413 000 12,4

известь, пуд 240 тыс. 25 тыс. 10,4

инструменты, комп. 20 тыс. 2500 12,5 25

Составлена по: РГА ВМФ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 18. Л. 88.

ные отделы (ВСО), в которых сосредоточивались:

• необоронительные работы по береговой обороне;

• квартирное довольствие и эксплуатация зданий и сооружений;

• все работы по гидроавиации10.

В Кронштадте ВСО главного военного порта Балтийского моря по штату № 34/42 состоял из начальника отдела, трёх его помощников, четырёх старших инженеров, двух инженеров, инженера младшего, делопроизводителя, переписчика и чер-тёжника-конструктора11.

Приказом РВС СССР № 33 от 1929 года задачи по оборудованию и обеспечению инвентарём вновь строившихся и капитально ремонтировавшихся жилых домов, складов, мастерских и т.п. возлагались на военно-строительные органы НКВМ12.

Постановлением СНК СССР № 732/177сс от

11/16 мая 1932 года «О мероприятиях по улучшению жилищного, коммунально-бытового и культурного обслуживания рабочих и краснофлотцев гор. Кронштадта» в главном военном порту требовалось:

• построить в течение

1932 и 1933 гг. 48 тыс. кв. м жилой площади для 2045 человек начсостава и сверхсрочнослужащих и произвести восстановительный ремонт пяти домов с отпуском средств в 1932 году — 3,7 млн рублей и в 1933 году — 4 млн рублей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• построить в 1932 и

1933 гг. казармы в Кронштадте (для Машинной школы, в базе подлодок, Литке, Пейпии, Гребном порту, для Артшколы, Электроминной школы, 1-й и 3-й артбригад, зенитного и стрелкового полков) с затратами для этой цели в 1932 году — 1,8 млн рублей и в 1933 году — 3 млн рублей;

• произвести капитальный ремонт морского го-

спиталя в Кронштадте на сумму 300 тыс. рублей;

• построить бани и прачечную в базе Лужская губа и на Кроншлоте на сумму 125 тыс. рублей;

• благоустроить казарменные городки начсостава в Лужской губе, Кронштадте и на базах на сумму 400 тыс. рублей;

• построить лазарет на базе подводных лодок на сумму 80 тыс. рублей;

• построить читальни и клубы в пунктах размещения частей службы связи и наблюдения на сумму 50 тыс. рублей;

• построить клуб в Пейпии на сумму 50 тыс. рублей;

• построить ДКФ в Кронштадте с окончанием работ в 1933 году, определив затраты для этой цели в 2,6 млн рублей. Для подготовительных работ и выполнения проектов отпустить в 1932 году — 200 тыс. рублей и для окончания строительства в 1933 году — 2,4 млн рублей;

• оборудовать в 1932 году дома отдыха для начсостава Кронштадта на берегу Ораниенбаума на сумму 200 тыс. рублей;

• на приобретение инвентаря и мебели для домов начсостава, клубов, кают-компаний, санитарных и лечебных заведений выделять в 1932 и 1933 гг. по 200 тыс. рублей ежегодно;

• организовать в 1932 году два совхоза с молоч-но-огородным хозяйством при управлении главного военного порта Балтийского моря для улучшения питания начальствующего и рядового состава Кронштадтской морской

базы на сумму 500 тыс. рублей13.

Ввиду недостатка кредитов для полного обеспечения квартирами начсостава и сверхсрочнослужащих новых формирований в количестве 609 человек в 1932 году постановлением РВС Морских сил Балтийского моря от 25 декабря

1931 года предусматривалось в первую очередь размещение в новых домах 165 человек начсостава и 110 сверхсрочнослужащих. Для возможно максимального увеличения жилплощади на отпущенные кредиты восстановить здание Инженерного училища, распланировав его под квартиры начсостава, и построить новый дом с расчётом передачи его в эксплуатацию к 1 января 1933 года14.

На нехватку кредитов накладывался дефицит строительных материалов. Так, в первом полугодии 1932 года обеспечение кирпичом берегового строительства МСБМ составляло 15 проц. от потребности в 5,5 млн штук. Пришлось останавливать строительство ряда объектов, включая дома для начсостава и городок в Лебяжьем. Готовые фундаменты под здания простаивали15. Потребность в кирпиче на второй квартал

1932 года была следующая:

• на постройку здания Школы подводного плавания в Ленинграде. Срок окончания 1 декабря 1932 года (до 2,9 млн шт.);

• на постройку базы подвижной артиллерии в Лебяжьем. Срок окончания 1 октября 1932 года (до 1 млн шт.);

• на постройку дома начсостава в форте «Ф». Срок окончания 1 ноября 1932 года (до 1,2 млн шт.);

• на постройку казармы в базе подлодок в Кронштадте. Срок окончания 1 ноября 1932 года (до 700 тыс. шт.)16.

Аналогичная картина сложилась с дефицитом пиломатериалов, из-за чего также не могло вестись строительство на ряде объектов17.

Начальник МС РККА В.М. Орлов в августе 1931 года отмечал, что концентрация всего строительства РККА и ВМС в рамках ВСУ РККА, проведённая в 1927 году, вследствие незначительности его объёма являлась целесообразной на то время. Но при увеличении объёмов к 1931 году до полумиллиарда рублей, не считая кредитований по линии гражданских наркоматов, стала тормозом в осуществлении эффективного руководства строи-тельством18.

В соответствии с постановлением РВС СССР от 4 января 1932 года и приказом РВС СССР № 07 от 10 февраля 1932 года в целях объединения всех вопросов по инженерной подготовке возможного ТВД на море, инженерной подготовке войск и всего берегового строительства (оборонительного, специально-морского и казарменного) была введена должность начальника инженеров морских сил на морях19. В военных портах Балтийского моря и в Ленинграде для планирования необоронительного

строительства и эксплуатации сооружений и зданий были сформированы эксплуатационные отделы, подчинённые УВМС РККА.

Таким образом, управление берегового строительства (УБС) главного военного порта Балтийского моря переформировывалось в управление начальника инженеров МСБМ с непосредственным подчинением РВС Морских сил Балтийского моря.

Управление начальника инженеров состояло из начальника и его заместителя, штаба начальника инженеров, включавшего сектор подготовки театра; мобилизационного, учебно-строевого и административно-хозяйственного секторов; оборонительного отдела, отделов специального морского строительства, обеспечения строительства, организационно-производственно-го сектора и политотдела20.

Руководство казарменно-складским строительством и оборудованием портов и баз возлагалось на отдел специального морского строительства21. На мобилизационный сектор возлагалось составление указаний и инструкций по содержанию построек и сооружений и по эксплуатационным работам22.

Ранее в штатах УБС главного военного порта Балтийского моря содержались эксплуатационные части в отделах казар-менно-складского строительства (штаты № 33/29 и 34/25, приказ РВС СССР № 349/74 от 1929 г.).

С реорганизацией строительных органов в составе портов остались эксплуатационные части. 26 сентября 1932 года был утверждён штат квартирно-эксплуа-тационной части военных портов 1-го разряда (мирного времени).

В указанный период сложилось тяжёлое положение с обеспечением жильём военнослужащих МСБМ. Этот квартирный кризис мог разрешиться только благодаря новому строительству по линии НКВМ. Требовалось срочное развёртывание этого строительства и проведение его самыми ускоренными темпами23.

В мае 1933 года в справке РВС Морских сил Балтийского моря отмечалось, что жилищные проблемы начсостава в Кронштадте полностью не разрешены. Нуждающихся в жилплощади насчитывалось 311 человек. Кроме того, 37 человек начсостава нуждались в замене жилплощади по санитарным ус-

ловиям. Намечавшееся жилищное строительство на 1933 год не разрешало полностью квартирного кризиса, так как кроме начсостава на очереди состояли 690 сверхсрочнослужащих. По линии городского строительства начсостав совершенно не обеспечивался. За 1932 год Военведу выделили четыре квартиры. Не удалось расселить из домов НКВМ 81 семью. Вводившуюся в эксплуатацию новую жилую площадь город сразу же занимал под граждан, подлежавших расселению из домов, предназначенных на слом. На летний период 70 семей начсостава планировалось разместить на дачах, но и это не спасало положения.

В Ленинграде ситуация с квартирным довольствием начсостава продолжала ухудшаться: если к 1 января 1933 года в очереди состояли 400 человек, то уже в мае — 900 человек. Начсостав и сверхсрочнослужащие 505-й

авиабригады (в Гребном порту) имели квартиры в самых отдалённых районах Ленинграда, из-за чего экстренные вызовы командиров были затруднены. Кроме того, из-за дальности расстояния поездки отнимали много времени. Предлагалось обязать Ленсовет предоставить в районе Гребного порта 60 квартир для личного состава 505-й авиабригады в обмен на квартиры в других районах.

Городом за счёт нового строительства выделялся совершенно ничтожный объём жилплощади. По -лучавшаяся в небольшом количестве жилплощадь (освобождавшаяся в связи с паспортизацией) полностью использовалась для выселения частных лиц из здания Главного адмиралтейства.

Во исполнение циркулярного распоряжения ЦИК Союза ССР от 20 апреля 1933 года Ленсоветом выделялось для выселявшихся из домов Ленвоенпорта граждан: в

-V.

I

Р

г Г г

1 • т Г

1 \ 1

Казармы 1-го морского берегового отряда

Проспект Римского-Корсакова, д. 22

пг ■ л

[У Иг Ш 1 ' л ■■ ( пч

Ленинграде — 444,43 кв.м и в пригородных районах — 612,40 кв.м, что составляло лишь 23 проц. от потребного объёма24.

Для улучшения жилищных условий начсостава командование МСБМ предлагало в срочном порядке переоборудовать существовавший в Кронштадте водопровод, не отвечавший возросшим потребностям (вода едва поступала на третий этаж). Для приведения в порядок 115 квартир, не подходивших для жилья из-за санитарных условий, требовалось выделение дополнительно 50 тыс. рублей. В Ленинграде надо было выселить 210 семей частных граждан из домов морского ведомства.

Для обеспечения начсостава дачами в летний период встал вопрос о необходимости выселения из села Мартышкино и Ораниенбаумского района всех граждан и предоставить дачи МСБМ25.

Строительный план управления начальника инженеров крепости Кронштадт на 1933 год наряду с оперативным и специальным строительством предусматривал жилищное строительство на сумму 60 тыс. рублей. На эти средства планировалось приспособить здание бывшей кузницы в Военной гавани для личного состава управления по обеспечению безопасности кораблевождения26.

В 1933 году управление начальника инженеров Кронштадтского района начало строительство стан-

дартных домов начсостава в Ораниенбауме, которое вследствие халатности отдельных должностных лиц затянулось до конца 1934 года. После осмотра дома назвали «исключительным явлением в строительстве в Краснознамённом Балтийском флоте за 1934 г. и предыдущие годы». Фактическая стоимость кубического метра здания составила 76 рублей вместо лимитной стоимости в 35—40 рублей.

Фундаменты ряда домов дали неравномерную усадку, отчего в некоторых помещениях перекосились полы и потолки. Полы нижнего этажа, выполненные из сырого материала (частично из доски-дюймовки), рассохлись и имели трещины. Чёрный пол был уложен небрежно, поэтому все квартиры первого этажа сильно охлаждались (разница температуры у пола и на уровне головы доходила до 10°С и более).

Стены каркасные и пли-товые, оштукатуренные с двух сторон, также не удерживали тепло. Если бы проводились расчёты на теплопроводность для местного климата, можно было или изменить кон-

струкцию, или применить засыпку с большей теплоёмкостью, а штукатурку выполнить тёплой вместо применённой холодной.

Качество засыпки оказалось неудовлетворительным: при проверке одного из домов обнаружилось, что торцевые стены не досыпаны доверху на 40—85 см. При простукивании стен снаружи и изнутри выяснилось, что в большинстве случаев засыпка под окнами осела.

Межэтажные перекрытия, подшитые дюймовкой и вагонкой, рассохлись и пропускали шлак, насыпанный без прокладки толя27.

В 1935 году на основании директивы начальника АМУ РККА №79555с от 25 июля 1935 года, приказа командующего КБФ №0237 от 28 августа 1935 года «О расформировании ВАСО и СКО портов и сформировании СКО КБФ и КЭЧ в портах» с 1 сентября 1935 года формировались:

• строительно-квартирный отдел КБФ по штату № 2/417 на правах самостоятельного отдела флота с подчинением заместителю командующего КБФ по материальному обеспечению;

• КЭЧ при ГВП КБФ и ЛВП КБФ по штату № 3/27

Таблица 3

Отпуск средств на ремонт по главному военному порту КБФ (1933—1935 гг.)

Ассигнования 1933 г. 1934 г. 1935 г.

На дома начсостава, руб. - 150 тыс. 135 тыс.

На ремонт воинских зданий, руб. 299 тыс. 338 тыс. 470 тыс.

Составлена по: РГА ВМФ. Ф. 305. Оп. 2. Д. 621. Л. 147.

(дивизионного типа — три штатные единицы и две вольного найма). Личный состав расформированных отделов обращался на их укомплектование28.

В августе 1935 года констатировалось, что большинство домов начсостава в Кронштадте относились к давней постройке. Средств в течение ряда лет на их поддержание отпускалось абсолютно недостаточно. Часть домов из-за несвоевременного их ремонта были заражены домовым грибком и требовали немедленного ремонта.

На балансе состояли пять домов начсостава постройки времён Петра I, 11 домов постройки 1786— 1842 гг., 10 домов постройки 1842—1900 гг., 12 домов постройки 1900—1914 гг. и позднее.

Воинские казармы (1-я и 2-я западные, 1, 2, 3 и 4-я северные, 5-я оборонительная, Комендантская и казарма Машинной школы) ввиду малого отпуска

кредитов и фондов на своевременный их ремонт в течение ряда лет пришли в плохое состояние. Части основных конструктивных элементов деформированы. Казармы из-за протекания крыш заражены домовым грибком.

Совершенно неудовлетворительное состояние крыш складов приводило не только к порче хранившегося имущества, но и к дальнейшему разрушению самих складов29. Отпуск средств на ремонт по §5, ст. 15 по главному военному порту КБФ представлен в таблице 3.

Приказом НКО СССР № 0190 от 15 августа 1937 года береговое строительство передаётся Управле -нию морских сил РККА, в составе которого формируется отдел морского берегового строительства30. С 30 декабря 1937 года постановлением ЦИК и СНК СССР образуется Народный комиссариат РКВМФ СССР. В феврале 1938 года в аппарате Наркомата

РКВМФ СССР на базе отдела морского берегового строительства образуются Строительное и Инженерное управления (ИУ) РКВМФ31.

2 марта 1938 года утверждается штат № 2/807 инженерного отдела КБФ в составе управления отдела, отделений: 1-го инженерно-планового, 2-го боевой подготовки, 3-го технического, 4-го квартирно-эксплуа-тационного, 5-го кадров, 6-го финансового, проектного бюро, административно-хозяйственной части и секретной части32.

Квартирно-эксплуатаци-онное отделение состояло из части планирования и расквартирования, части эксплуатации и ремонта, части топливной33.

На инженерный отдел флота наряду с другими функциями возлагались:

• контроль и наблюдение за оборонительным и необоронительным строительством, осуществлявшимся строительным отде-

Схема

Организация квартирно-эксплуатационного отдела флота

лом флота и гражданскими организациями на флоте;

• учёт, текущий ремонт и техническая эксплуатация существовавших и вновь построенных оборонительных и необоронительных сооружений;

• расквартирование частей флота по указаниям штаба флота34.

Квартирно-эксплуатаци-онное отделение наряду с пожарной инспекцией непосредственно подчинялось помощнику начальника инженерного отдела флота по квартирно-экс-плуатационной части35. На него возлагались:

• техническая эксплуатация, учёт, обеспечение текущего ремонта существовавших оборонительных и необоронительных сооружений на флоте;

• организация приёмки построенных оборонительных и необоронительных сооружений;

• установление порядка ремонта оборонительных и необоронительных сооружений;

• составление плана на производство очередного капитального ремонта сооружений и оборудования, контроль и наблюдение за производством этого ремонта;

• составление плана и наблюдение за производ-

Артиллерийские казармы в Кронштадте

ством текущего и капитального ремонта, проводившегося частями и учреждениями флота за собственные и отпущенные инженерным отделом флота кредиты, обеспечение этого ремонта строительными материалами;

• расквартирование частей флота, учёт и выявление потребных к постройке жилых и служебных площадей в главных базах и портах для подачи заявок на соответствующие кредиты через 1-е отделение инженерного отдела флота;

• наблюдение за эксплуатацией домов начсостава и организация жилищно-бытового обслуживания начсостава;

• снабжение казарм, домов начсостава, служебных помещений, складов,

сооружений баз противопожарным имуществом и инвентарём (согласование с пожарной инспекцией инженерного отдела флота);

• разработка проектов норм, табелей и типов по всем видам квартирного довольствия: топливо, коммунальные услуги, оборудование, мебель и представление их на утверждение в ИУ РККФ;

• обеспечение всеми видами коммунального снабжения частей и учреждений флота (коммунальные услуги, мебель, оборудование, топливо и пр.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• руководство работой КЭЧ морских баз и укреп-районов36.

В мае 1939 года на базе 4-го отдела Инженерного управления РКВМФ было сформировано Квартирно-

Таблица4

Штат квартирно-эксплуатационных частей военно-морских баз

Должности Квартирно-эксплуатационные части

1-го разряда 2-го разряда 3-го разряда 4-го разряда 5-го разряда

Военнослужащих 4 4 4 2 7

Вольнонаёмных 13 11 9 6 1

эксплуатационное управление РКВМФ, подчинявшееся заместителю наркома ВМФ.

В предвоенные годы квар-тирно-эксплуатационная служба ВМФ действовала на основании приказа НК ВМФ № 397 от 1939 года, вводившего временное положение об этой службе.

На Балтийском флоте был создан квартирно-эксплуа-тационный отдел. В морских районах и военно-морских базах существовали квартирно-эксплуатацион-ные отделения. В воинских частях, учреждениях, учебных заведениях и авиационных частях имелись КЭЧ. Основными исполнителями работ на подрядных началах являлись строительные и ремонтно-строительные конторы КЭЧ.

КЭО Балтийского флота к 25 декабря 1940 года состоял из начальника, заместителя начальника отдела, секретаря начальника отдела и включал пять отделений, административно-хозяйственную часть, секретную часть и группу инвентаризации37.

Ремонтно-строительные конторы (РСК) квартир-но-эксплуатационного отдела флота создавались в соответствии с приказом НКВМФ № 162 от 1940 года и становились подрядными стройорганиза-циями, производившими капитальный и текущий ремонт в интересах квар-тирно-эксплуатационных органов. РСК находились на полном хозрасчёте и имели самостоятельные учёт и отчётность. К 1 января 1941 года на КБФ имелись три РСК38.

Мощность РСК колебалась в пределах до 1 млн рублей, исключение составляла РСК при КЭО Ленинградского военного порта, выполнившая в 1940 году ремонтно-строительные работы на 3 462 500 рублей. Завершённые работы принимались по оценкам приёмных комиссий на «хорошо» и «удовлетворительно». РСК удалось укомплектовать рабочей силой до 85,9 проц.

К началу войны для расквартирования воинских

частей и учреждений КБФ располагал фондом из 3298 зданий общей кубатурой до 9 639 568 куб.м, площадью 1 619 838 кв.м и стоимостью 917 650 тыс. рублей39.

Согласно положению о тыле флота (флотилии), введённому в действие с 15 июня 1941 года приказом НК ВМФ № 0256 от 1 апреля 1941 года, в тыл флота входил квартирно-эксплуатационный отдел40. На него возлагались следующие задачи:

• расквартирование частей и учреждений флота;

• учёт, эксплуатация и ремонт зданий, сооружений, лагерей, стрельбищ, полигонов и земельных участков;

• подготовка заявок на все виды квартирно-ком-мунального обеспечения, составление сведений для исчисления количества топлива для зданий;

• обеспечение квартирным довольствием, коммунальными услугами, противопожарным оборудованием и инвентарём частей и учреждений;

Таблица 5

Квартирно-эксплуатационные части военно-морских баз КБФ (к 1941 г.)

№ Наименование КЭЧ Разряд Пункт расквартирования

1 Выборгского укреп. сектора БО 4 Выборг

2 Либавской ВМБ 4 Либава

3 Главной ВМБ КБФ 3 Таллин

4 Палдийской ВМБ 3 Палдиски

5 Ораниенбаумской ВМФ 3 Ораниенбаум

6 Эзель и Даго 4 Эзель

7 Ханко ВМБ 3 Ганге

8 Кронштадтская ВМБ 2 Кронштадт

9 Кронштадтского сектора БО 2 Лебяжье

10 Виндавского военного порта 4 Виндава

Составлена по: ФЦАМО (АВМФ). Ф. 863. Оп. 2. Д. 1. Л. 122-124.

• контроль за правильной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, их своевременным ремонтом, постановка количественного и качественного учёта;

• составление мобилизационного плана по квартирно-коммуналь-ному обеспечению частей и учреждений флота, накопление и освежение неприкосновенных и мобилизационных запасов;

• участие в комиссиях по приёмке вновь выстроенных зданий и сооружений, передававшихся квартирно-экс-плуатационным органам;

• руководство квартир-но-эксплуатационными органами ВМБ, частей и учреждений флота, подбор и подготовка кадров квар-

тирно-эксплуатационных органов флота;

• изучение экономических ресурсов применительно к требовавшимся объёмам41.

В 1941 году все ВМБ и сектора береговой обороны в основном имели штатные квартирно-эксплуатацион-ные органы.

КЭО флота и квартирно-эксплуатационные отделения главной ВМБ имели в своём составе работников всех специальностей в соответствии с наличием хозяйства, спецоборудования и специальных установок.

Квартирно-эксплуата-ционные отделения ВМБ второго разряда и КЭЧ секторов береговой обороны в своём составе квалифицированных специалистов

не имели, т.к. содержание инженера или техника-специалиста штатом КЭО ВМБ второго разряда не предусматривалось.

Должности работников строительных специальностей в квартирно-экс-плуатационных органах укомплектовывались инженерами и техниками других специальностей, должности младшего эксплуатационного персонала удавалось комплектовать лишь на 80—85 проц. (см. табл. 4, 5).

Таким образом, пройдя длительный путь своего развития, квартирно-эксплуа-тационная служба КБФ обрела ту структуру, которая выдержала практическую проверку в годы Великой Отечественной войны.

||\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный ар- 13 Там же. хив Военно-морского флота (РГА ВМФ). 14 Там же. Ф. 661. Оп. 1. Д. 190. Л. 26. 15 Там же.

2 Там же. Л. 53. 16 Там же.

3 Там же. Ф. 5. Оп. 1. Д. 513. Л. 194, 17 Там же. 194 об. 18 Там же.

4 Центральный государственный 19 Там же. архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). 20 Там же. Ф. 6690. Оп. 2. Д. 433. Л. 2—3 об. 21 Там же.

5 РГА ВМФ. Ф. 360. Оп. 1. Д. 517. Л. 48. 22 Там же.

6 ЦГА СПб. Ф. 9015. Оп. 1. Д. 53. Л. 6. 23 Там же.

7 Там же. Л. 13. 20, 23.

8 РГА ВМФ. Ф. 14. Оп. 1. Д. 19. Л. 13. 24 Там же.

9 Там же. Ф. 360. Оп. 2. Д. 805. Л. 382. 25 Там же.

10 Там же. Л. 637. 26 Там же.

11 Там же. Л. 634. 27 Там же.

12 Там же. Ф. 1547. Оп. 1. Д. 189. Л. 34. 11 об.

Д. 1. Л. 31, 32.

Ф. 92. Оп. 7. Д. 37. Л. 3.

Л. 87.

Л. 67.

Л. 93.

Ф. 360. Оп. 2. Д. 826. Л. 17. Ф. 92. Оп. 7. Д. 66. Л. 20. Л. 21. Л. 40 об. Л. 25.

Ф. 1547. Оп. 1. Д. 188. Л. 19, Л. 26, 27. Д. 151. Л. 3.

Ф. 305. Оп. 2. Д. 621. Л. 11,

28 Там же. Л. 204.

29 Там же. Л. 145.

30 Российский государственный военный архив. Ф. 4. Оп. 15. Д. 84. Л. 466.

31 РГА ВМФ. Ф. 1678. Оп. 2. Д. 1. Л. 16.

32 Там же. Ф. 746. Оп. 3. Д. 164. Л. 40.

33 Там же. Л. 42.

34 Там же. Л. 47.

35 Там же. Л. 49.

36 Там же. Л. 57, 58.

37 Там же. Ф. 947. Оп. 2. Д. 2. Л. 31—38.

38 Там же. Оп. 1. Д. 40. Л. 162.

39 Филиал Центрального архива Министерства обороны (Архив ВМФ). Ф. 863. Оп. 1. Д. 10. Л. 3 об.

40 Там же. Д. 3. Л. 67, 67 об.

41 Там же. Л. 75 об.

V.N. Selemenev

THE ACCOMMODATION AND MAINTENANCE SERVICE OF THE BALTIC FLEET

IN 1918—1941

Information about author. Vadim Selemenev — researcher at the Military Logistics Systemic Research Institute of the RF General of the Army A.V. Khrulev Military Academy of Logistical Support (St. Petersburg. E-mail: selvad@bk.ru).

Summary. The paper outlines the problems typical of the time when the Baltic Fleet accommodation and maintenance service was established and developed, and also looks at the main stages in its activity from 1918 to 1941.

Keywords: accommodation and maintenance service of the Baltic Fleet; servicing and operation of housing and barrackfund; military utility bodies; Naval Commissariat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.