ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.146:371.26
Ворсина Екатерина Викторовна, Снигирева Татьяна Александровна
доктор педагогических наук, профессор Ижевская государственная медицинская академия [email protected], [email protected]
КВАЛИМЕТРИЯ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ
В статье рассматривается квалиметрия учебной компетентности студентов. Предложен специально разработанный метод диагностики сформированности составляющих ее компетенций на основе анализа учебных текстов. Статья содержит примеры заданий и результаты диагностики.
Ключевые слова: квалиметрия компетентности, учебная компетентность, методы теоретического познания, учебный текст.
Реализация компетентностного подхода на различных ступенях образовательного процесса в настоящее время является одним из актуальных направлений исследований.
Долгое время обучающемуся (учащему, абитуриенту, студенту и др.) отводилась пассивная роль в обучении: «обучаемый - объект педагогического воздействия». Компетентностный подход посредством реализации развивающего обучения превращает обучающегося в субъект познавательной деятельности. Ключевой характеристикой обучающегося становится его компетентность. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс не только меняет результативно-целевую основу обучения, сообразуясь с которой можно задавать его цели, критерии и процедуры оценки уровня их реального достижения, но и позволяет управлять качеством подготовки студентов на основе диагностики различных видов компетентности.
А.И. Субетто, анализируя «парадоксы квалимет-рии» в контексте квалиметрии компетенций, предлагает принципы, направленные на их разрешение. Один из принципов гласит: «уровень формализации методик оценки качества компетенций, оценочных средств, тестовых/аттестационных испытаний должен соответствовать уровню возможности формализации компетенций (компетентности), приобретенных в процессе образования (обучения и воспитания) учащихся». В соответствии с этим принципом, компетенции, сформированность которых у учащихся носит сложный и неопределенный характер, должны оцениваться на основе адекватных, в определенном смысле «нечетких», процедур [6, с. 104-105]. Это особенно касается универсальных компетенций, которые являются составляющими учебной компетентности.
Под учебной компетентностью в нашем исследовании понимается совокупность качеств студента, включающую знания сути методов теоретического познания, навыки их применения в учебной деятельности; владение способами организа-
ции учебной деятельности, подкрепляемые мотивацией для получения знаний.
Основными компонентами учебной компетентности являются: когнитивный (знание сути методов теоретического познания), деятельностный (умения и навыки студентов по применению методов теоретического познания, а также в области организации учебной деятельности), мотивационный (ведущий мотив учебной деятельности) [1-3].
Формирование у обучающегося теоретического мышления является необходимым результатом учебной деятельности. Именно от сформированно-сти теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. На основе знаний и умений, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия без понимания содержательной стороны деятельности [5]. Формированию навыков владения методами теоретического познания часто препятствует сообщение преподавателями содержания учебного предмета в готовом виде (предлагаемая учебная информация уже классифицирована, проведены аналогии и т.д.). Самостоятельное применение студентами методов теоретического познания на практике требует от преподавателей разработки специальных теоретических приемов и способов построения учебной деятельности. Наряду с трудностями формирования теоретического мышления существует особая проблема диагностики сформированности владением методами теоретического познания.
Для диагностики сформированности компетенций деятельностного компонента учебной компетентности студентов мы разработали методику, которая состоит из трех этапов. На первом этапе студентам необходимо установить соответствие между названием метода теоретического познания и его определением; на втором - установить соответствие между методом познания и примером, иллюстрирующем его назначение. На третьем этапе - прове-
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012
© Ворсина Е.В., Снигирева ТА., 2012
сти анализ учебного текста, используя знания сути методов теоретического познания. В нашем исследовании учебный текст - фрагмент текста учебника, статья (научная, из Интернета и др.), используемые для диагностики сформированности когнитивного компонента учебной компетентности студента.
Методами теоретического познания, выбранными для диагностики, являются: абстрагирование, анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация, моделирование, обобщение, синтез, сравнение. Данные методы не составляют таксономию и рассматриваются в нашем исследовании как равноценные.
Приведем описание содержания метода «Анализ учебных текстов», а также результатов диагностики на его основе и их сравнение с результатами выполнения заданий на установление соответствий между названием метода теоретического познания и его определением.
Данный этап диагностики - анализ учебных текстов - на наш взгляд, является наиболее сложным, т.к. студентам предлагается самостоятельно сформулировать вывод на основании представленной в тексте информации в форме того или иного метода теоретического познания. В данном случае процедура оценивания правильности выполнения заданий требует от преподавателей особого внимания, поскольку задания не имеют единственно правильной формулировки ответа и предполагают проявление, в том числе, и творческих способностей обучающихся.
В качестве примера, приведем содержание части заданий третьего этапа диагностики и ответы, приведенные студентами.
Прочитайте текст и на основании содержащейся в нем информации выполните задания, предложенные ниже.
Цель задания: применить методы теоретического познания (анализ, синтез абстрагирование, аналогия, дедукция, индукция, классификация, моделирование, сравнение, обобщение) при работе с текстом.
Одним из первых научных опытов, связанных с исследованием цвета и спектров, был опыт Исаака Ньютона, который пропустил солнечный свет через призму и получил спектр солнечного излучения.
Впоследствии выяснилось, что каждой узкой полоске этого спектра соответствует волна определенной длины. Таким образом, зрительное ощущение цвета связано с тем, что глаз по-разному реагирует на электромагнитные волны разной длины. Это объясняется устройством рецепторов сетчатки глаза человека.
Но почему то или иное вещество имеет цвет? Вещество и поле обладают таким общим качеством, как энергия. В процессе взаимодействия поля волны с веществом (точнее, с заряженными частицами, составляющими вещество) поле мо-
жет отдать энергию веществу. В этом случае происходит поглощение электромагнитной волны. Противоположный процесс, когда вещество отдает энергию полю, называют излучением. Наконец, вещество может взаимодействовать с электромагнитной волной, изменяя ее, но не обмениваясь с ней энергией. К таким процессам относят отражение и преломление волны.
Цвет вещества зависит от того, какие процессы взаимодействия вещества и поля имеют место. Рассмотрим в качестве примера зеленый цвет листа растения. В темноте цвет листа не виден. Мы можем наблюдать свет, отраженный от листа растения, или свет, прошедший через лист (в обоих случаях зеленый). Цвет в этих случаях определяется тем, что вещество листа поглощает свет всех длин волн, кроме волны, соответствующей зеленому цвету. Белое тело абсолютно одинаково хорошо отражает все волны, ничего не поглощая. Напротив, абсолютно черное тело совершенно не отражает волны, поглощая все излучение. Некоторые вещества, например сажа, близки по свойствам к абсолютно черному телу [4, с. 55-56].
Если какое-либо задание применительно к тексту невыполнимо, напишите «нет решения», если не знаете, как его выполнить, напишите «не знаю».
1. Проанализируйте текст, т.е. выделите то существенное (предмет или явление), о котором идет речь и найдите его элементы, стороны, признаки, части.
Существенное________________________________
Элементы (стороны, признаки, части)_________
3. Осуществите абстрагирование, т.е. или а) среди выделенных элементов выберите несущественные или б) предположите, чем можно пренебречь при рассмотрении данного предмета или явления
«сажа - как абсолютно черное тело (пренебречь отражением и преломлением света)»
4. Проведите аналогию рассматриваемого в тексте предмета или явления с уже известным Вам другим предметом или явлением, т.е. найдите их сходства в одних признаках и сделайте заключение об их сходстве и в других признаках.
«звуковые волны: они тоже разделяются на инфразвук, слышимую часть и ультразвук, все зависит от частоты и длины волны. Можно предположить, что и у нее есть свойства отражения, поглощения и преломления»
6. Сделайте индуктивное заключение, т.е. из частных посылок (утверждений) - вывод общего характера.
Частные посылки «каждый цвет спектра имеет свою длину волны. Глаз по-разному реагирует на электромагнитные волны разной длины»
Заключение общего характера «мы можем различать цвета»
10. Сравните предметы или явления по каким-либо выбранным признакам.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012
125
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов диагностики сформированности владением методами теоретического познания
Что сравнивали - «процессы поглощения и излучения»
По каким признакам - «направление переноса энергии»
Общее - «происходят в процессе взаимодействия поля и предмета»
Различия - «противоположно направленные процессы: при поглощении энергии поля переходит в энергию вещества, при излучении - наоборот»
Обратим внимание, что формулировка заданий, так или иначе, содержит подсказку, заявляющую требования к полноте его выполнения.
При проведении экспертизы был получен банк возможных верных ответов, который может пополняться при проверке ответов студентов.
В исследовании сформированности умений и навыков по применению методов теоретического познания участвовало 200 студентов первого курса Ижевской государственной медицинской академии.
Анализ полученных результатов показывает, лучше всего студенты смогли выявить существенное в предложенном тексте и наиболее важные его части, признаки, т.е. проанализировать содержание. Однако справилось с этим меньше половины студентов - 46%. Провести синтез информации смогли 33% студентов. Процент выполнения заданий по другим методам очень мал и варьируется в пре-
делах от 15 до 4%. Как показал данный этап эксперимента, задания в предложенном формате вызвали значительные затруднения. Это проявлялось в нежелании даже попытаться ответить на некоторые из заданий. Возможно, на этот факт повлияли следующие причины: недостаточная заинтересованность студентов (несоизмеримость умственных затрат и стимулов для выполнения заданий), незнакомая (новая) формулировка заданий, трудоемкость заданий и др.
Анализ процедуры проведения данного вида диагностики позволил сформулировать ряд рекомендаций по его применению:
- поскольку достаточно непросто подобрать текст, универсально подходящий для выявления всех методов, то с целью формирования определенных навыков применения методов теоретического познания, использовать одновременно только часть заданий. Это позволит добиться лучшего согласования предлагаемого текста и формируемого навыка;
- необходимо обсуждение результатов со студентами;
- в некоторых случаях целесообразно перед выполнением задания напомнить студентам суть методов теоретического познания.
Сравнение результатов первого и третьего этапов приведено на рисунке. Знание сути методов теоретического познания по всем параметрам пре-
Таблица 1
Сравнение результатов самооценки и экспертной оценки диагностики
Верно выполненных заданий Самооценка, % Экспертная оценка, %
0 26,5 38,5
от 1 до 4 65,0 56,5
от 5 до 9 8,5 5,0
10 0,0 0,0
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012
восходит владение методами, кроме анализа (разница составила 18%).
Приведенные результаты исследования показывают, что наибольшее различие между знанием сути метода и умением его осуществить у методов классификации (84%), моделирования (83%) и сравнения (72%).
Параллельно с диагностикой сформированности компетенций проводилась самооценка результатов. В конце задания студентам предлагалось выбрать один из четырех интервалов, который, по их мнению соответствует количеству верно выполненных заданий. Это позволяет сравнить результаты самооценки с экспертной оценкой преподавателей (табл. 1).
Самооценка по двум интервалам оказалась выше, чем экспертная оценка. Это говорит о том, что провести адекватную самооценку правильности выполнения задания студентам затруднительно.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) метод анализа учебных текстов может быть применен для оценки качества сформированности учебной компетентности студентов;
2) неоднозначность процедуры оценивания сформированности компетенций на основе анализа учебных текстов оправдывается уровнем формализации данных компетенций;
3) применение методов теоретического познания невозможно без знания материала соответствующего предмета;
4) процедура оценивания правильности выполнения заданий требует от преподавателей особого внимания, поскольку задания не имеют единственно правильной формулировки ответа и предполагают проявление, в том числе, и творческих способностей обучающихся.
Библиографический список
1. Ворсина Е.В., Снигирева Т.А., Баранова Л.В. Применение педагогических тестовых материалов для диагностики сформированности владения методами теоретического познания // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием 19-20 мая 2009 г. -Красноярск: СибГТУ 2009. - С. 36-40.
2. Ворсина Е.В., ДерябинаА.Г. К вопросу о формировании и диагностике знания методов теоретического познания в учебном процессе вуза // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Вер-со, 2011. - С. 138-140.
3. Ворсина Е.В. Методы диагностики сформи-рованности компетенций студентов // Научное творчество XXI века: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, апрель 2011 г. -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. -С. 104-105.
4. Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобра-зоват. учреждений: базовый уровень / [И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: Просвещение 2008. - 270 с.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.
6. Субетто А.И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии. - СПб.; М.; Кострома: ИЦПКПС, 2007. - 150 с.
УДК 519
Гурьянова Елена Валерьевна
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Волжский филиал, г. Волжск
Pashukova-E- V@yandex. т
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной работе рассматривается проект дидактической системы нового поколения с виртуальной составляющей, на основе которой можно организовать обучение по дисциплине «Вычислительная математика» и подготовить инженеров способных к инноватике в данном направлении.
Ключевые слова: виртуальный кабинет, производительность труда, полнота знаний, целостность знаний, формализационные способности, конструктивные способности, исполнительские способности.
Современные процессы глобализации об разования в мире предъявляют новые и более высокие требования к образовательной системе России. Всё более проявляется связь между степенью развития профессиональных компетенций человека и качеством его жизни. При этом профессиональные компетенции представителя современного российского общества могут спо-
собствовать не только эффективной реализации профессиональных функций, но и гарантировать успешную адаптацию личности в течение всей его активной жизни в социуме. Поэтому сегодня нужен инженер будущего, то есть инженер способный создавать инновационный продукт. Подготовить такого инженера, отвечающего требованиям стандартов третьего поколения, сложная педагоги-
© Гурьянова Е.В., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012
127