Научная статья на тему 'Организация обучения по дисциплине «Вычислительная математика» в дидактических системах нового поколения'

Организация обучения по дисциплине «Вычислительная математика» в дидактических системах нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПОЛНОТА ЗНАНИЙ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ЗНАНИЙ / ФОРМАЛИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНСТРУКТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / VIRTUAL OFFICE / LABOUR PRODUCTIVITY / COMPLETENESS OF KNOWLEDGE / INTEGRITY OF KNOWLEDGE / FORMALIZATIONAL ABILITIES / CONSTRUCTIVE ABILITIES / PERFORMING ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Елена Валерьевна

В данной работе рассматривается проект дидактической системы нового поколения с виртуальной составляющей, на основе которой можно организовать обучение по дисциплине «Вычислительная математика» и подготовить инженеров способных к инноватике в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьянова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training organization on discipline "Calculus mathematics" in didactic systems of new generation

In this work, the project of didactic system of new generation from a virtual component on a basis to which can organize training on discipline "Calculus mathematics" is considered and to prepare engineers capable to innovatics in this direction.

Текст научной работы на тему «Организация обучения по дисциплине «Вычислительная математика» в дидактических системах нового поколения»

восходит владение методами, кроме анализа (разница составила 18%).

Приведенные результаты исследования показывают, что наибольшее различие между знанием сути метода и умением его осуществить у методов классификации (84%), моделирования (83%) и сравнения (72%).

Параллельно с диагностикой сформированное™ компетенций проводилась самооценка результатов. В конце задания студентам предлагалось выбрать один из четырех интервалов, который, по их мнению соответствует количеству верно выполненных заданий. Это позволяет сравнить результаты самооценки с экспертной оценкой преподавателей (табл. 1).

Самооценка по двум интервалам оказалась выше, чем экспертная оценка. Это говорит о том, что провести адекватную самооценку правильности выполнения задания студентам затруднительно.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) метод анализа учебных текстов может быть применен для оценки качества сформированности учебной компетентности студентов;

2) неоднозначность процедуры оценивания сформированности компетенций на основе анализа учебных текстов оправдывается уровнем формализации данных компетенций;

3) применение методов теоретического познания невозможно без знания материала соответствующего предмета;

4) процедура оценивания правильности выполнения заданий требует от преподавателей особого внимания, поскольку задания не имеют единственно правильной формулировки ответа и предполагают проявление, в том числе, и творческих способностей обучающихся.

Библиографический список

1. Ворсина Е.В., Снигирева Т.А., Баранова Л.В. Применение педагогических тестовых материалов для диагностики сформированности владения методами теоретического познания // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием 19-20 мая 2009 г. -Красноярск: СибГТУ 2009. - С. 36-40.

2. Ворсина Е.В., ДерябинаА.Г. К вопросу о формировании и диагностике знания методов теоретического познания в учебном процессе вуза // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Вер-со, 2011. - С. 138-140.

3. Ворсина Е.В. Методы диагностики сформи-рованности компетенций студентов // Научное творчество XXI века: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, апрель 2011 г. -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. -С. 104-105.

4. Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобра-зоват. учреждений: базовый уровень / [И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: Просвещение 2008. - 270 с.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.

6. Субетто А.И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии. - СПб.; М.; Кострома: ИЦПКПС, 2007. - 150 с.

УДК 519

Гурьянова Елена Валерьевна

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Волжский филиал, г. Волжск

Pashukova-E- V@yandex. т

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной работе рассматривается проект дидактической системы нового поколения с виртуальной составляющей, на основе которой можно организовать обучение по дисциплине «Вычислительная математика» и подготовить инженеров способных к инноватике в данном направлении.

Ключевые слова: виртуальный кабинет, производительность труда, полнота знаний, целостность знаний, формализационные способности, конструктивные способности, исполнительские способности.

Современные процессы глобализации об разования в мире предъявляют новые и более высокие требования к образовательной системе России. Всё более проявляется связь между степенью развития профессиональных компетенций человека и качеством его жизни. При этом профессиональные компетенции представителя современного российского общества могут спо-

собствовать не только эффективной реализации профессиональных функций, но и гарантировать успешную адаптацию личности в течение всей его активной жизни в социуме. Поэтому сегодня нужен инженер будущего, то есть инженер способный создавать инновационный продукт. Подготовить такого инженера, отвечающего требованиям стандартов третьего поколения, сложная педагоги-

ческая проблема. Для подготовки инженера будущего необходимы дидактические системы нового поколения, позволяющие сформировать специалиста на качественном уровне, в связи с чем и внедряются в учебный процесс дидактические системы нового поколения отвечающие требованиям ФГОС ВПО.

Рассмотрим проект дидактической системы нового поколения с виртуальной составляющей на основе, которой можно организовать обучение по дисциплине «Вычислительная математика» и подготовить инженеров способных к инноватике в данном направлении.

С развитием вычислительной техники появилась возможность обогатить содержание дисциплин, том числе и курса «Вычислительная математика», при помощи использования дидактических систем с виртуальными составляющими. Например, внедрения в учебный процесс виртуального кабинета, который поддерживает курс, как в теоретическом, так и в практическом плане, а также такая система предоставляет новые возможности для быстрого развития способностей, поддержки эффективной деятельности и усвоения знаний студентов [3, с. 388-396].

Виртуальный кабинет - это новое средство обучения. Виртуальный кабинет имеет определенную структуру, свои особенности сбора и организации информации. Структура определяется целями и задачами его использования.

Цели использования:

- представление материала в более наглядной и доступной форме;

- возможность учета индивидуальных способностей, потребностей, темперамента и занятости студента;

- создание психологических условий, способствующих лучшему восприятию и запоминанию учебного материала;

- облегчение процесса повторения и тренинга при подготовке к экзаменам и зачетам;

Виртуапьный кабинет преподаватель - технолог, менеджер (администр аг ор, тьютор)

Презентации Power Point Flash Курс лекций Курс лабораторных работ Системы диагностики состояния компетенции(тесты на способности, тесты на знания)

I

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

І І І

Рис. 1. Структура виртуального кабинета

- полный контроль усвоения материала студентами и объективность их оценивания;

- экономия временных ресурсов, как преподавателя, так и студента;

- доступность изложенного материала 24 часа в сутки.

Задачи использования:

1) поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

2) формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

3) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4) развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку;

5) содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;

6) создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

1. Теория погрешностей

2. Численное решение нелинейных уравнений

3. Решение СЛАУ

4. Приближение функций

5. Численное интерполирование

6. Численное дифференцирование

7. Численное интегрирование

Рис. 2. Эпизоды из презентаций

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N° 3, 2012

Рис. 3. Составляющие базы знаний дисциплины «Вычислительная математика»

Структура кабинета представлена на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, виртуальный кабинет по дисциплине «Вычислительная математика» имеет 4 составляющие:

1. Комплекс презентаций по лекционному материалу.

2. Курс лекций.

3. Курс лабораторных работ.

4. Система диагностики состояния компетенции.

На рисунке 2 приведены эпизоды из презентаций дисциплины «Вычислительная математика».

Презентации созданы на основе лекционного материала, которые служат интерактивным подспорьем преподавателя для проведения лекционных занятий и самостоятельному усвоению материала студентами, они позволяют представить информацию более наглядно и сделать ее доступной для восприятия. На основе теоретического материала у студента выстраивается база знаний.

Как показано на рисунке 3, база знаний состоит из двух частей, которые постоянно находятся в непрерывной связи.

Последовательно после усвоения единицы теоретического материала следует лабораторная работа, при выполнении которой необходимо воспользоваться полученной базой знаний.

Курс лабораторных работ имеет следующую структуру:

- лабораторные работы по разделам курса, включающие последовательное описание их выполнения;

- варианты, предлагаемые студентам для самостоятельного выполнения [1].

В начале каждой лабораторной работы преподаватель (исходя из актуального уровня развития обучающегося) строит упрощенную сущностную модель проблемы (прототип 0) с оценкой ее сложности, которая имеет единицу измерения р(час/раб), р - обратная величина показателя производительности труда преподавателя.

Производительность труда - плодотворность, эффективность производственной деятельности людей, измеряемая количеством продукции (благ и услуг), произведенной в единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Производительность труда рассчитывается по формуле:

Производительностьтруда =

количество выпускаемой продукции время, необходимое для выпуска продукции

Единица производительности труда - раб/час.

Рис. 4. Схема технологического маршрута при обучении с включением метода опорной модели и конструкта решения в дидактический процесс

- Преподаватель полностью приводит решение прототипа 0 с подробными объяснениями.

- Преподаватель строит последовательность прототипов, причем прототип 1 сложности р +Др, получается путем валидации из прототипа 0 и т.д. Таким образом, вместо решения одной проблемы обучаемый решает последовательность прототипов проблем и тем самым он через «зоны ближайшего развития» доводит свой уровень развития до требуемого по ГОС ВПО уровня.

Таким образом, на основе изложенного теоретического материала, то есть по построенной базе знаний, перед студентом ставится база проблем, которые он должен решить.

Для того чтобы будущему инженеру решить поставленную перед ним проблему необходимо выполнить ряд требований:

1) построить модель проблемы;

2) построить алгоритм решения на основе модели проблемы и полученных знаний;

3) реализовать алгоритм решения.

Для оценивания уровня способностей студента, на основании выполненных заданий, строится модель состояния развития каждого студента. При построении модели способности разделяются на три разновидности:

А - формализационные - это способности человека, которые проявляются в фазах деятельности исследования аналогов проблемы и в фазах выбора аналога (творческого аналога) решаемой проблемы.

В - конструктивные способности (умение отобрать, создать, спроектировать) проявляются в фазах деятельности: в фазе выбора аналога, в фазе конструирования алгоритма решения проблемы. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширение полученных теоретических знаний, и развитие творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся.

С - исполнительские проявляются в фазе реализации решения проблемы.

Задания в каждой лабораторной работе подобраны так, что позволяют или предполагают целенаправленно развивать АВС - способности и целенаправленно усваивать знания.

Используя обратную величину производительности труда (Р), можно определить граничные точки модели состояния развития студента по метрикам А, В, С.

Причем метрики параметров А, В, С определяются исходя из методики основанной на акмеоло-гическом подходе через следующий механизм.

Механизм оценки. Сравнение с показателями эксперта.

Сложность (проблема) = норматив (производительность раб/час) решение проблемы экспертом (р0(раб/час))

Сложность формализации проблемы, т.е. А-сложность рА=ар0

1. Сложность конструирования решения проблемы, т.е. В-сложность рв=Рр0

2. Сложность исполнения решения проблемы, т.е. С-сложность рс=ур0

а+Р+у=1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р0(раб/час) | рА(раб/час) | рВ(раб/час) рС(раб/час)

Показателями эффективности действия данного механизма формирования качеств будущего инженера на основе акмеологического подхода являются:

- высокая продуктивность деятельности;

- высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;

- оптимальная интенсивность и напряженность труда;

- высокая организованность;

- низкая опосредованность, зависимость от внешних факторов;

- владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

- стабильность высоких показателей деятельности;

- возможность развития субъекта труда как личности;

- направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

После выполнения каждой лабораторной работы студент проходит тестирование на полноту и целостность полученных знаний.

На основе изученного лекционного материала и анализа результатов тестирований по каждой теме, можно определить граничные точки модели по метрикам POL (полнота знаний), CHL (целостность знаний), которые определяют эффективность деятельности студента по решению проблем.

Используя параметры метрик А, В, С, POL, CHL, строится модель состояния развития студента (рис. 5).

На рисунке 5 пунктирным контуром a1, b1, cl, poll, chll изображен уровень способностей первого студента, a2, b2, c2, pol2, chl2 - уровень способ-

А(час/раб)

С(час/раб)

POL(%) CnL(%)

Рис. 5. Модель состояния развития студента

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

ностей, к которым должен стремиться студент. Если значения параметров окажутся недостаточными, то необходимо вести подготовку по их развитию и росту значений. Таким образом, по построенной модели выявляются параметры инженера и их значения, которые позволяют определить эффективность результатов его труда [2, с. 5-21].

Каждый студент должен стремиться достичь наивысшего, близкого к идеальному уровню способностей, используя уже имеющиеся способности. Таким образом, чем выше показатели этих параметров, тем успешнее будет решать сложные проблемы будущий инженер.

В связи с этим перед преподавателями стоит проблема формирования у студентов умения учиться самостоятельно, а также развития таких способностей как стремление к самопознанию, самоконтролю, самовоспитанию, самоопределению [3, с. 388-396].

В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль виртуальных каби-

нетов в деятельности учебного заведения возрастает, так как от содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит качество образовательного процесса внутри учебного заведения.

Библиографический список

1. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гурьянова (Пашукова) Е.В. Проектирование дидактических систем нового поколения для подготовки способных к инноватике инженеров // Образовательные технологии и общество. - 2009. - № 4.

2. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гурьянова (Пашукова) Е.В. Вычислительная математика в задачах химии и химической технологии. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - С. 5-21.

3. Гурьянова (Пашукова) Е.В. Организация обучения по дисциплине «Вычислительная математика» в дидактических системах нового поколения // Образовательные технологии и общество. - 2010. -№ 4. - С. 388-396.

УДК 159.923.33

Каширский Дмитрий Валерьевич

кандидат психологических наук, доцент Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

psymath@mail.ru

Овчинникова Анна Николаевна

магистр психологии, г. Барнаул o. anuta@gmail. com

Сабельникова Наталья Викторовна

кандидат психологических наук, доцент Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

nsabelni@mail.ru

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА МЧС

В статье раскрываются особенности ценностно-смысловой сферы личности работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Обосновывается предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием системы ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, особенностями смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: спасатели МЧС, синдром эмоционального выгорания, ценностно-смысловая сфера личности, самореализация, жизненная удовлетворенность.

Профессия спасателя является одной из самых стрессогенных, а синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто. Вместе с тем, в настоящее время недостает исследований феномена эмоционального выгорания у сотрудников спасательных отрядов МЧС, отсутствуют детальные исследования взаимосвязи феномена выгорания и ценностно-смысловой сферы личности данной категории работников. Целью нашего исследования стало изучение особенностей ценностно-смысловой сферы спасателей МЧС, переживающих разную степень эмоционального выгорания. Исследование было направлено на решение следующих задач: выявить уровень эмоци-

онального выгорания спасателей и определить место эмоционального выгорания в структуре других защитных механизмов Эго; изучить субъективные ценности и смысложизненные ориентации спасателей и их связь с уровнем и отдельными проявлениями эмоционального выгорания. Выборку составили 54 спасателя МЧС в возрасте 24-50 лет (средний возраст - 37,7 лет).

Методы исследования. Для выявления уровня эмоционального выгорания спасателей использовался опросник МВ1 К. Маслак и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Особенности ценностно-смысловой сферы спасателей изучались с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева и методики изучения сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.