ностей, к которым должен стремиться студент. Если значения параметров окажутся недостаточными, то необходимо вести подготовку по их развитию и росту значений. Таким образом, по построенной модели выявляются параметры инженера и их значения, которые позволяют определить эффективность результатов его труда [2, с. 5-21].
Каждый студент должен стремиться достичь наивысшего, близкого к идеальному уровню способностей, используя уже имеющиеся способности. Таким образом, чем выше показатели этих параметров, тем успешнее будет решать сложные проблемы будущий инженер.
В связи с этим перед преподавателями стоит проблема формирования у студентов умения учиться самостоятельно, а также развития таких способностей как стремление к самопознанию, самоконтролю, самовоспитанию, самоопределению [3, с. 388-396].
В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль виртуальных каби-
нетов в деятельности учебного заведения возрастает, так как от содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит качество образовательного процесса внутри учебного заведения.
Библиографический список
1. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гурьянова (Пашукова) Е.В. Проектирование дидактических систем нового поколения для подготовки способных к инноватике инженеров // Образовательные технологии и общество. - 2009. - № 4.
2. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Гурьянова (Пашукова) Е.В. Вычислительная математика в задачах химии и химической технологии. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - С. 5-21.
3. Гурьянова (Пашукова) Е.В. Организация обучения по дисциплине «Вычислительная математика» в дидактических системах нового поколения // Образовательные технологии и общество. - 2010. -№ 4. - С. 388-396.
УДК 159.923.33
Каширский Дмитрий Валерьевич
кандидат психологических наук, доцент Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул
Овчинникова Анна Николаевна
магистр психологии, г. Барнаул o. anuta@gmail. com
Сабельникова Наталья Викторовна
кандидат психологических наук, доцент Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА МЧС
В статье раскрываются особенности ценностно-смысловой сферы личности работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Обосновывается предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием системы ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, особенностями смысложизненных ориентаций.
Ключевые слова: спасатели МЧС, синдром эмоционального выгорания, ценностно-смысловая сфера личности, самореализация, жизненная удовлетворенность.
Профессия спасателя является одной из самых стрессогенных, а синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто. Вместе с тем, в настоящее время недостает исследований феномена эмоционального выгорания у сотрудников спасательных отрядов МЧС, отсутствуют детальные исследования взаимосвязи феномена выгорания и ценностно-смысловой сферы личности данной категории работников. Целью нашего исследования стало изучение особенностей ценностно-смысловой сферы спасателей МЧС, переживающих разную степень эмоционального выгорания. Исследование было направлено на решение следующих задач: выявить уровень эмоци-
онального выгорания спасателей и определить место эмоционального выгорания в структуре других защитных механизмов Эго; изучить субъективные ценности и смысложизненные ориентации спасателей и их связь с уровнем и отдельными проявлениями эмоционального выгорания. Выборку составили 54 спасателя МЧС в возрасте 24-50 лет (средний возраст - 37,7 лет).
Методы исследования. Для выявления уровня эмоционального выгорания спасателей использовался опросник МВ1 К. Маслак и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Особенности ценностно-смысловой сферы спасателей изучались с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева и методики изучения сис-
© Каширский Д.В., Овчинникова А.Н., Сабельникова Н.В., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ N° 3, 2012
131
темы ценностей (KVS-3) Д.В. Каширского. Для определения защитных механизмов применялась методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте в адаптации Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова), а для исследования личностных особенностей спасателей - 16-факторный опросник Р. Кеттелла. В качестве математикостатистических методов анализа данных использовался ^критерий Стьюдента для независимых выборок.
Проведенное исследование позволило выявить ряд статически значимых закономерностей и сформулировать следующие выводы:
1. Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и развивается особенно часто у представителей «помогающих профессий», в том числе у сотрудников спасательного отряда МЧС. Синдром эмоционального выгорания является следствием профессионального (связанного с профессией, родом деятельности), рабочего (вызванного условиями труда, местом работы и пр.) или организационного (негативное влияние на работника конкретной организации) стресса. Эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены те сотрудники организации, индивидуально-психологические особенности которых, не соответствуют требованиям профессии. Механизм выгорания представляет собой используемый личностью механизм психологической защиты, срабатывающий в тот момент, когда резервы человека исчерпаны.
2. Проведенное эмпирическое исследование показало, что наиболее значимыми ценностями для спасателей являются: семья, работа, здоровье, любовь, дружба и ответственность за себя и свои поступки, наименее значимы - религиозные ценности, высокий социальный статус и активность для достижения позитивных изменений в обществе. К сферам наиболее полной самореализации могут быть отнесены: общение, работа и отношения с друзьями, а наименее низкий уровень самореализации характерен для таких сфер, как религия, активность в обществе, материальная сфера и творчество. В большей степени работники спасательного отряда МЧС удовлетворены самореализацией в таких областях, как любовь, работа, отношения с друзьями, и в меньшей степени довольны своим здоровьем, социальным статусом и творческой самореализацией.
3. Ценности спасателей, связанные с любовью, работой и друзьями в целом в их жизни удовлетворяются. В то время как здоровье и сфера семейных отношений, входя в число высоко приоритетных ценностей спасателей, представляют собой наиболее вероятные источники внутреннего конфликта. Сферами наиболее вероятных источников внутренних конфликтов в системе ценностей работников МЧС являются также «высокое материальное бла-
госостояние» и «полная самореализация». Однако обе этих сферы не входят в число определяющих («осевых») ценностей спасателей. В отношении, возможно, испытываемого респондентами внутреннего конфликта в сфере самореализации, можно сказать также и то, что переживания подобного рода являются для личности очень важными. Неслучайно, А. Маслоу различал уровни жалоб, касающихся, соответственно, неудовлетворения Д- или Б-по-требностей и указывал, что последние, или метажалобы, являются хорошим показателем того, что в психике все обстоит вполне благополучно.
4. Большая часть представителей спасательного отряда МЧС имеют высокую толерантность к эмоциональному выгоранию в целом, так и к его отдельным проявлениям - эмоциональному истощению, деперсонализации, редукции личных достижений. Установлено влияние семейного статуса, возраста и стажа работы на выраженность эмоционального выгорания у сотрудников МЧС: спасатели, не состоящие в браке, испытывают меньшее эмоциональное истощений и меньше подвержены деперсонализации (цинизму), а редукция личных достижений выше у женатых работников спасательного отряда МЧС; с возрастом у спасателей повышается деперсонализация, а стаж работы в МЧС в целом негативно влияет на психологическое здоровье сотрудников, повышая эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижая уверенность в собственной компетентности (редукция личных достижений).
5. Определено место эмоционального выгорания в структуре других механизмов психологической защиты. Установлено, что к эмоциональному выгоранию и деперсонализации в большей степени склонны спасатели, использующие регрессивные механизмы защиты, а к редукции личных достижений - использующие замещение и гиперкомпенсацию (реактивные образования). При этом более толерантны к эмоциональному истощению и деперсонализации, использующие механизм замещения. В большей степени механизмы психологической защиты (в частности, замещение и реактивные образования) свойственны работникам МЧС с выраженной редукцией личных достижений.
6. Установлены связи между личностными особенностями спасателей и их склонностью к эмоциональному выгоранию. Так, у сотрудников спасательного отряда МЧС с высоким уровнем эмоционального выгорания в большей степени выражена способность к анализу и обобщению материала (фактор В+), склонность к пересмотру существующих принципов, стремление к нововведениям и больший радикализм (фактор Q1+) по сравнению с их коллегами с низким уровнем эмоционального выгорания. Сотрудники МЧС с невыраженным эмоциональным выгоранием продемонстрировали
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012
более высокий уровень самооценки и удовлетворенность собой (фактор MD+). Спасатели с высокой толерантностью к эмоциональному истощению более активны, предприимчивы, склонны к риску, экстравертированы (фактор Н+). Спасатели с выраженной деперсонализацией более выдержаны, решительны, обязательны, ответственны и отличаются выраженным Супер-Эго (фактор G+), предприимчивы, склонны к риску, общительны (фактор Н+), независимы во взглядах и стремятся к принятию самостоятельных решений (фактор Q+).
7. Более устойчивы к эмоциональному выгоранию спасатели, ориентированные на ценность здорового образа жизни. Для личности с высоким уровнем эмоционального выгорания характерно более выраженное стремление к гармоничной жизни, семейным ценностям и творческой самореализации. Возможно, что ориентация на данные ценности выполняет, отчасти, психотерапевтическую (компенсаторную) функцию для личности, испытывающей профессиональный или рабочий стресс.
8. Между уровнем эмоционального выгорания спасателей и степенью их самореализации существует обратная зависимость: чем выше уровень эмоционального выгорания (эмоционального истощения, деперсонализации) работников МЧС, тем ниже степень их самореализации в разнообразных областях жизни. Спасатели без выраженных проявлений эмоционального выгорания намного выше оценивают уровень своего материального благосостояния, чувствуют себя более свободно и гармонично, их степень самореализации выше в сфере образования, религии и любви, они ответственны за себя и свои жизненные выборы и др. Более толерантные к эмоциональному выгоранию спасатели, чувствуют большую удовлетворенность самореализацией, в том числе в тех сферах жизни, которые являются для них главными жизненными ценностями - в любви и в работе. Заметим, что именно способность любить и работать назывались
З. Фрейдом в качестве основных критериев здоровой (продуктивной, зрелой) личности.
9. Существует зависимость, проявляющаяся в большей выраженности внутреннего конфликта в системе ценностей у спасателей, характеризующихся отсутствием выраженных признаков эмоционального выгорания. По-видимому, противоречия в системе ценностей сотрудников спасательного отряда МЧС, создавая в их психике некоторое напряжение, не достигают высокой (патологической, болезненной) выраженности, а выступают в качестве условия (психологического средства) саморазвития личности. В структуре ценностей спасателей с высоким уровнем эмоционального выгорания диссонансы и противоречия выражены намного слабее, что затрудняет, по-видимому, процесс саморазвития личности и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.
10. Уровень эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС связан с показателями осмысленности жизни. Работники спасательного отряда МЧС, устойчивые к выгоранию, рассматривают свою жизнь как более эмоционально наполненную и ориентированную в будущее, чем их коллеги с высоким уровнями эмоционального выгорания.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания. Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что деформация личности, проявляющаяся в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции личных достижений, связана с определенными изменениями в системе ценностно-смысловых образований. Таким образом, в основе низкой толерантности к выгоранию может лежать не только несоответствие стрессовой ситуации и индивидуальнопсихологических особенностей личности, но и неразрешенные конфликты в системе ценностей человека. Внутренние противоречия и конфликты в системе ценностей - обязательный элемент здоровой, зрелой психики. Процесс развития личности представляет собой разрешение внутренних противоречий, и мы обнаружили их существование в системе ценностей сотрудников спасательного отряда МЧС с высокой толерантностью к эмоциональному выгоранию. В группе спасателей с высоким уровнем выгорания внутренние противоречия менее выражены, что с одной стороны говорит о большей гармоничности и согласованности систем ценностей респондентов. Однако эта «сглаженность» и согласованность, проявляющаяся в сходстве иерархий жизненных сфер «по значимости» и «степени самореализации», характерная для данной категории людей, выступает, очевидно, в качестве ограничения их личностного роста. Возможно, в данном случае проявляется один из механизмов психологической защиты, используемый личностью с высоким уровнем выгорания, когда происходит подавление внутренних дисбалансов, которые, однако, необходимы и имеют место в здоровой психике, так как несут конструктивную функцию. Как отмечали А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др., личностный рост происходит не вследствие гомеостаза, «восстановления равновесия» или «редукции напряжения», а в результате выхода личности на новые уровни функционирования, благодаря гетеростазу, повышению напряжения, посредством работы субъекта по разрешения внутренних конфликтов и противоречий.
Анализ полученных результатов позволяет выделить такую особенность ценностных выборов спасателей, демонстрирующих признаки эмоционального выгорания, как ориентация (в типологии Г. Олпорта) на социальные («семья»), эстетичес-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012
133
кие («гармоничная жизнь») и экономические («реализация творческих замыслов») ценности. Можно предположить, что стремление к внутренней согласованности, сбалансированности жизни, семейным ценностям и творчеству, являются гармонизирующими устремлениями личности с высоким уровнем эмоционального выгорания. Таким образом, выбор
определенных ценностей может иметь для «выгорающей» личности компенсаторный характер.
Материалы исследования могут быть полезными для профессионального отбора спасателей и организации психологического сопровождения сотрудников МЧС с целью профилактики (коррекции) синдрома эмоционального выгорания.
УДК 519.1
Нурлигареев Хайдар Джамилевич
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ ДИСКРЕТНОЙ ГЕОМЕТРИИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКОЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ
Настоящая статья посвящена избранным вопросам дискретной геометрии, излагаемым на факультативных занятиях в математических классах. Рассматриваются окружности и правильные и полуправильные многоугольники на клетчатой бумаге, классифицируются правильные паркеты и полуправильные многоугольники на них. Теоретическая часть сопровождается предлагаемыми школьникам задачами.
Ключевые слова: Клетчатая бумага, полуправильный многоугольник, правильный паркет.
Эта статья основана на курсе из двух лекций, прочитанных автором в ходе работы летней школы «Современная Математика» для школьников старших классов и студентов младших курсов в июле 2010 года в Дубне. Она включает в себя как темы, традиционно излагаемые на факультативных занятиях в школе имени А.Н. Колмогорова СУНЦ МГУ, так и темы, которые обычно остаются за рамками специального курса.
Первую лекцию мы начали с исследования возможности расположения на клетчатой бумаге окружностей [2], а также правильных и полуправиль-ных многоугольников [1; 3]. Далее проводилась классификация правильных паркетов [4; 5], после чего стало возможным рассмотреть некоторые обобщения вопросов первой части лекции с клетчатой бумаги на паркеты. Именно, в ходе занятий обсуждалось, какие правильные и полуправильные многоугольники можно расположить на каждом из правильных паркетов [6]. Все эти темы нашли своё отражение в данной статье.
На второй лекции мы перешли от паркетов к мозаикам. Были рассмотрены примеры периодических и непериодических мозаик, а также предложены различные способы «конструирования» непериодических мозаик на плоскости. В частности, обсуждались знаменитые мозаики Пенроуза и гипотеза Конвея. В завершение мы познакомились с наиболее современными результатами, в данной области: теоремой Вире и теоремой Долбилина (без доказательства). Материалы второй лекции в статью не вошли.
Задачи на клетчатой бумаге
Клетчатая бумага, под которой здесь и далее мы будем подразумевать множество всех точек плос-
кости, обе координаты которых являются целочисленными, представляет собой своеобразный мост с интенсивным двусторонним движением. Этот мост даёт возможность при решении чисто геометрических задач воспользоваться методами алгебры, теории чисел и математического анализа, и наоборот, задачи аналитического характера позволяет переводить на геометрический язык. Кроме того, клетчатая бумага является объектом, привычным и понятным любому школьнику. Поэтому она играет столь важную роль в наших изысканиях с методической точки зрения.
Сперва мы рассмотрели следующие два вопроса.
Вопрос 1. Верно ли, что для любого числа п е N найдётся круг на плоскости, содержащий внутри себя ровно п узлов клетчатой бумаги?
Вопрос 2. Верно ли, что для любого числа п е N на плоскости найдётся окружность, проходящая ровно через п узлов клетчатой бумаги?
Первый вопрос представляет собой несложное упражнение; ответ на него положительный. Рассмотрение второго вопроса полезно предварить следующей леммой из области делимости целых чисел.
Лемма 1. Для каждого целого неотрицательного k уравнение x2+y2=5k имеет ровно 4(к+1) различных целочисленных решений.
Для доказательства леммы 1 индукцией мы убеждаемся, что уравнение x2+y2=5k имеет ровно восемь таких решений ^,у), что x и у не делятся на 5. Они дают нужное количество решений вместе с теми 4^-1) корнями, которые имеют вид (5а,5b), где a2+b2=5k'2.
Из леммы сразу вытекает ответ на второй вопрос для натурального п, кратного четырём. Она же используется, чтобы показать, что для чётных п
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012
© урлигареев Х.Д., 2012