Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ Её ФОРМИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВТОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА'

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ Её ФОРМИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВТОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВТОР / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РАЗНОЖАНРОВЫЕ ТЕКСТЫ / LINGUISTIC COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / KEY COMPETENCES / REPEAT / LINGUAL PERSONALITY / DIFFERENT-GENRE TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаева Лариса Ивановна

Процесс формирование лингвистической компетентности взаимосвязан с формирование лексической, грамматической, семантической, фонологической компетенций и имеет поэтапный характер. Уровень сформированности лингвистической компетентности при изучении иностранного языка определяется результативностью учебно-познавательной деятельности студента при работе с разноуровневыми заданиями на основе функционирования повторов в разножанровых текстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаева Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of forming linguistic competence connected with lexical, grammar, semantic, phonological abilities of students and it has gradual character. The level of forming linguistic competence during studying foreign languages is defined in the our research as the expected outcome of the studying in particular when a student works with tasks of different levels. The work is based on repeating functioning in texts of different types.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ Её ФОРМИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВТОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА»

9. ГАПО, ф. Р 253, оп. 1, д. 1227, 291 л.

10. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 365, 364 л.

11. ГАПО, ф. Р 253, оп. 1, д. 1243, 96 л.

12. ГАПО, ф. Р 253, оп. 1, д. 175, 296 л.

13. ГАПО, ф. Р 2473, оп. 1, д. 581, 305 л.

14. ГАПО, ф. Р 2473, оп. 1, д. 548, 201 л.

15. ГАПО, ф. Р 253, оп. 1, д. 164, 264 л.

16. ГАПО, ф. Р 253, оп. 1, д. 186, 198 л.

УДК 81; 372. 881

Л.И. Казаева ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВТОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Процесс формирование лингвистической компетентности взаимосвязан с формированием лексической, грамматической, семантической, фонологической компетенций и имеет поэтапный характер. Уровень сформированности лингвистической компетентности при изучении иностранного языка определяется результативностью учебно-познавательной деятельности студента при работе с разноуровневыми заданиями на основе функционирования повторов в разножанровых текстах.

Ключевые слова: лингвистическая компетентность, профессиональная компетентность, ключевые компетенции, повтор, языковая личность, разножанровые тексты.

Подписание Россией Болонской декларации определило необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами и уточнения содержания компетенций выпускников вузов, квалификационной компетентности специалиста.

Процесс обучения иностранному языку обладает неограниченными возможностями в формировании лингвистической компетентности, в интеллектуальном развитии, и одна из таких возможностей - включение в образовательный процесс повтора как языкового, лингвокультурного средства, как отражение уровня и способности мыслить нестандартно, образно, эмоционально.

Создание и разработка наиболее эффективных приемов реализации обучающего и самообразовательного процесса рассматриваются нами через постановку последовательно решаемых познавательных задач. Решение этих задач осуществляется с помощью поисковых, проблемных заданий с повторами в разножанровых текстах, которые выполняются как при непосредственном руководстве и участии преподавателя, так и без него. Учитывая разный уровень языковой подготовки студентов, задания носят дифференцированный, разноуровневый характер. От этого зависит и степень самостоятельности студентов при выполнении проблемно-поисковых заданий.

Процесс формирования лингвистической компетентности взаимосвязан с формированием лексической, грамматической, семантической, фонологической компетенций, носит поэтапный характер, практически ориентирован на использование языкового материала разножанровых текстов с повторами. Формирование навыков, становление речевых умений, выполнение осознанных коммуникативных действий зависят от правильной градации заданий по уровню сложности, от умения преподавателя выстроить цепь смысловых и речевых упражнений, соблюдая при этом принцип доступности и предотвращая появление ошибок.

Проведение экспериментального исследования формирования лингвистической компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку с использованием разножанровых текстов имело свои особенности: студент психологически настроен на переработку формы подачи информации, он должен выбрать наиболее адекватный вариант языковых средств при оформлении лексико-грамматического, структурного и композиционного наполнения задания, текста. Он должен уметь компенсировать неточность найденных соответствий повторов другими языковыми средствами, сохранив эмоциональный заряд текста, особенности целеустановки, языковой личности автора, что возможно на уровне сознательного и бессознательного контроля, при

© Л.И. Казаева, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

287

необходимости возвращаясь на уровень актуального осознания.

«Под развитием лингвистической компетентности понимается постепенное, всё более углубляющееся осмысление учащимися сущности языковых явлений, их закономерностей, их внутренней связи; осознание того, что существуют разные системы понятий, сквозь которые может восприниматься действительность, разные формы оформления мысли, различные тончайшие отношения между формой и значением» [4, с. 1].

Уровень сформированности лингвистической компетентности при изучении иностранного языка определяется результативностью познавательной и мыслительной деятельности личности. «За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой» [7, с. 141].

Язык выступает всегда посредником между познанным и познаваемым миром в процессе формирования лингвистической компетентности. Только высокий уровень сформированное™ лингвистической компетентности стимулирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании, саморегуляции в процессе изучения и применения иностранного языка.

«Лингвистическая компетентность - это владение языком в нескольких его социальных вариантах: устном и письменном, официальном и разговорном, профессиональном и политическом и т.д.» [3, с. 12].

Выполнение коммуникативной задачи студентами зависит от взаимодействия уровня его компетенций и уровня сложности задачи. Студент активизирует те лингвистические знания, которые наиболее эффективны или которыми он уверенно владеет, определяя стратегию и логику учебной ситуации. При этом происходит отбор, анализ, согласование, планирование, контроль способа достижения коммуникативной цели.

Э.В. Криворотова рассматривает лингвистическую компетентность как «качественно новое образование личности, возникающее у учащихся на основе изучения теории языка и в процессе овладения лингвистическими умениями, характеризующееся при этом высоким уровнем сфор-

мированности мыслительных операций, наличием положительной мотивации процесса овладения лингвистическими знаниями и умениями и творческим отношением к процессу овладения языком, что является одним из важнейших условий интеллектуального развития» [6, с. 6].

Для организации и проведения экспериментального исследования по формированию лингвистической компетентности при обучении немецкому языку осуществлен тщательный отбор, систематизация, классификация материалов, с опорой на принципы научности, доступности, проблемности, лексико-грамматической адекватности, насыщенности. Формирование лингвистической компетентности через повторы, которые имеют в языке системный характер, служат способом расширения синтаксической структуры, организуют текст, выполняют функцию смыслового и эмоционального усиления высказывания, способствует формированию базовых компетенций лингвистической компетентности студента. Повторы слов, основ, структур используются нами в ходе эксперимента и для решения обучающих лексико-грамматических, семантических, культурно-страноведческих задач.

Э.В. Криворотова в качестве основных принципов формирования лингвистической компетентности выделяет общедидактические принципы про-блемности, креативности и системности, а также:

«1. Принцип ориентированности на уровень владения лингвистическими знаниями.

2. Принцип осознанного формирования лингвистических умений.

3. Принцип осознанного выделения в слове лексического и грамматического значения, основанного на наличии представлений о специфике лексического значения и о видах (категориях) лексических значений, а именно, о категориях предмета, числа, действия, признака предмета, признака действия.

4. Принцип понимания грамматических значений.

5. Принцип понимания специфики соотношения “форма-значение”» [6, с. 16].

Речемыслительный процесс как комплекс интеллектуальных процессов, включающий в себя мышление и речь, является неотъемлемой составляющей процесса формирования лингвистической компетентности.

В процессе языковой подготовки студентов неязыковых специальностей формирование лингвистической компетентности происходит на ос-

288

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

нове функционирования повторов в разножанровых текстах через реализацию понимания, постижение смысла и значения, решение проблем и задач, постановку новых коммуникативных целей. Формирование лингвистической компетентности тесно связано с рефлексией, деятельностью личности по осмыслению знаний, анализу содержания и способов познания, по осознанному управлению своими действиями в процессе межкуль-турной профессиональной коммуникации.

К.В. Шапошников применяет к выпускникам вузов определение «профессинальная компетентность», которая «характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром» [12, с. 13].

Решение проблемы формирования лингвистической компетентности при обучении иностранному языку лежит в организации аналитиколингвистической деятельности студентов, отражающей всю совокупность лигвистических операций. Являясь важнейшей областью человеческого знания, язык неразрывно связан со способностями человека, что ярко проявляется при изучении иностранного языка, где происходит формирование особой лингвистической компетентности, которая отражает аспекты двух языковых систем. Все языки обладают словарным запасом, грамматическими законами и структурами, они служат средством формирования мыслей и передачи их через озвучивание значений в процессе общения. Языки обладают универсальными свойствами выражать понятийные категории, обозначать класссификации, признаки, процессы, состояния. Через различные виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю речь, монолог и диалог, письменную и устную речь - происходит управление поведением и саморегуляция, совершенствуются интеллектуальные возможности, формируется лингвистическая компетентность. Язык является не только средством общения, но и показателем компетентности личности, носителем памяти народа. Реализация сформировавшихся компетенций происходит через слово и речь, запоминание и воспроизведение.

Формирование лингвистической компетентности - это овладение, развитие и совершенствование лингвистических умений выделять существенные свойства и значения, связи и отноше-

ния в языковой системе, делать правильные выводы, проверяять и внедрять в практическую деятельность.

Базовую структуру лингвистической компетентности студентов, по нашему мнению, составляют: 1) лингвистические знания, умения, навыки, позволяющие осуществлять межкультурную коммуникацию на профессиональном уровне; 2) понимание, узнавание, различение, адекватность применения языковых явлений, форм и значений; 3) мотивированное и осознанное установление лексикосемантических отношений в процессе обучения, познавательной интеграционной деятельности; 4) умение организовать самоконтроль, самокоррек-цию, самостоятельную работу во время работы по созданиию, воспроизведению текста.

Сформированность лингвистической компетентности при обучении иностранному языку проявляется в умении доказывать свои суждения, опровергать ложные выводы, излагать свои мысли на иностранном языке последовательно, связно, обоснованно, научно.

Расширение словарного запаса, овладение семантическими, синтаксическими и другими лингвистическими аспектами языка возможно через решение интеллектуальных задач, выполнение познавательных заданий, нацеленных на применение знаний, умений и навыков в сферах общения, коммуникативных ситуациях разножанровых текстов. Повторы в таких заданиях отражают разнообразие, богатство выразительных средств языка в области грамматики, лексики, они вызывают неподдельный интерес студентов как отражение идиостиля автора, стимулируют мотивированное изучение иностранного языка.

Уровень сформированности лингвистической компетентности при обучении языку характеризуется умением человека осознанно применять слова и понятия как родного, так и изучаемого языков. Процесс формирования лингвистической компетентности предполагает наличие и совершенствование наглядно-образного, словесно-логического, эмпирического, теоретического, практичес-ки-действенного методов обучения. В процессе формирования лингвистических знаний и умений по иностранному языку происходит совершенствование и развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, развивается дискусионная, продуктивная, репродуктивная, интуитивная стороны лингвистической компетентности.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 20101

289

Условиями эффективного достижения цели и решение задачи формирования лингвистической компетентности студентов неязыковых специальностей университета являются: 1) наличие компетенций базового школьного уровня; 2) осознанная и мотивированная установка на овладение лингвистическими, лексико-грамматическими, семантическими аспектами языка; 3) понимание логического соотношения формы и значения в языке, способность реализоваться в коммуникативных ситуациях.

Библиографический список

1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2003. - 47 с.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

3. Городецкая Л.А. Лингвокультурная компетентность личности. - М.: МАКС-Пресс, 2007. - 224 с.

4. Евгеньева Н.А. Развитие лингвистического мышления учащихся в условиях мультилингвизма // К проблеме обучения второму иностран-

ному языку в средней общеобразовательной школе. - Оренбург: ИПК, 2008. - С. 12-18.

5. Комиссаров В.Н. Современное переводове-дение: Учебное пособие. - М.: ЭТС, 2004. - 421 с.

6. Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007. - 48 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Из-во полит. литературы, 1977. - 304 с.

8. Львов М.Р. Основы теории речи. Билингвизм. - М.: Академия, 2000. - С. 96-106.

9. Нечаев Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. - 2002. - №1. - С. 3-21.

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2005 г. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - №2. - С. 58-64.

12. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчи-ков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2006. - 26 с.

УДК 37

И.А. Лизанец РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

Автор статьи считает, что педагогически ориентированное развитие компонентов музыкально-исполнительского мышления на каждом этапе обучения позволяет обеспечить подлинное качество обучения музыке на уроках фортепиано.

Ключевые слова: музыкально-исполнительское мышление, музыкальная речь, фортепиано, обучение.

Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими науками: философией, психологией, логикой, эстетикой, науковедением, языкознанием. Не последнее место в целой системе проблем, связанных с методологическим осмыслением мышления, занимает проблема формирования и развития музыкального мышления.

«Музыка есть особый род интеллектуальной деятельности, в чем-то очень близкий мышлению, и наряду с этим протекающий в иных формах и по другим законам», - пишет доктор философских наук Н.И. Воронина [5].

Развитие музыкального мышления, музыкальной фантазии учащегося относится к основным и решающим факторам музыкально-исполни-

290

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© И.А. Лизанец, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.